Научная статья Original article УДК 316.343
DOI 10.55186/25876740_2022_6_2_21 СОЦИОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СЕЛЬСКОГО
ПОСЕЛЕНИЯ
SOCIOLOGY OF MODERN RUSSIAN RURAL SETTLEMENT
Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно - экологических проблем и управления сельским хозяйством, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург ул. Тургенева 23, к 4213. тел. (343)221-40-47, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-0912-7839, voroninba@yandex.ru Чупина Ирина Павловна, доктор экономических наук, профессор кафедры управления и права, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург ул. Тургенева 23, к 4410. тел. (343)221-41-12, ORCID: http://orcid.org/ 0000-00032875-3306, irinacupina716@gmail. com
Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и права, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург ул. Тургенева 23, к 4410. тел. (343)221-41-12, ORCID: http://orcid.org/ 0000-00024271-6264, arizona72@mail.ru
Зарубина Елена Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры управления и права, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург ул. Тургенева 23, к 4410. тел. (343)221-41-12, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4271-6264, ethos08@mail.ru
Симачкова Наталья Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры управления и права, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург ул. Тургенева 23, к 4410. тел. (343)221-41-12, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4271-6264, nikolina73 @yandex.ru
Voronin Boris Aleksandrovich, Doctor of Law, Professor, Director of the Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural GAU", Yekaterinburg st. Turgenev 23, room 4213 tel. (343) 221-40-47, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-0912-7839, voroninba@yandex.ru Chupina Irina Pavlovna, Doctor of Economics, Professor of the Department of Management and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural GAU", Yekaterinburg st. Turgenev 23, to 4410. tel. (343) 221-4112, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0003-2875-3306, irinacupina716@gmail.com Voronina Yana Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural GAU", Yekaterinburg st. Turgenev 23, to 4410. tel. (343) 221-41-12, ORCID: http://orcid.org/ 0000-00024271-6264, arizona72 @mail .ru
Zarubina Elena Vasilievna, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Management and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural State Agrarian University", Yekaterinburg st. Turgenev 23, to 4410. tel. (343) 221-41-12, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4271-6264, ethos08@mail.ru
Simachkova Natalya Nikolaevna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural State Agrarian University", Yekaterinburg st. Turgenev 23, to 4410. tel. (343) 221-41-12, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4271-6264, nikolina73 @yandex.ru
Аннотация.
В силу национально-территориальных особенностей в современной Российской Федерации сельское поселение носит название: деревня, село, хутор, станица, аул, кишлак, посёлок и иные. По примеру Беларуси несколько сельских населённых пунктов объединяются и имеют статус агрогородка. Сельское поселение исторически было местом жительства и трудовой деятельности крестьян. Анализ нормативно-правового регулирования развития российского сельского хозяйства в советский период свидетельствует, что превалировали правовые акты, направленные на достижение производственных показателей в области растениеводства и животноводства в общественном сельском хозяйстве. Значительное место в правовом регулировании сельскохозяйственной деятельности в РСФСР отводилось колхозным отношениям, а в семидесятые и восьмидесятые годы -созданию и функционированию государственных совхозов.
Аграрная политика органов советской власти была ориентирована на обеспечение роста объёмов производства сельскохозяйственной продукции, и недостаточно уделялось внимания человеческому фактору, в части благоустройства места жительства сельских тружеников. Хотя, если более справедливо подходить к оценке создания условий для жизнедеятельности сельских жителей, необходимо отметить, что в отдельных регионах страны вопросам социально-бытового обеспечения уделялось серьезное внимание.
В качестве примера, можно привести существование колхозов и совхозов миллионеров, в которых получали развитие жилищное строительство и возведение современных объектов социальной инфраструктуры, решались другие вопросы, касающиеся создания условий для качества жизни. Да, были и негативные факторы в истории российских деревень, многие из которых были признаны неперспективными и под разными предлогами прекратили своё существование, что, несомненно, сказалось на численности сельского населения и деградации сельскохозяйственных угодий на землях сельскохозяйственного назначения.
Исследования учёных-социологов убедительно свидетельствуют, что не во всех субъектах современной Российской Федерации сельские территории развиваются стабильно и успешно и формируется человеческий капитал, необходим ый для работы в сельском хозяйстве. Человеческие ресурсы всегда нужны стране, но еще в большей степени эти ресурсы нужны в сельском хозяйстве.
В настоящей статье исследуются проблемы социологии современного человеческого поселения, как места жительства и производственно-хозяйственной деятельности жителей сельских населённых пунктов.
Abstract
Due to the national-territorial features in the modern Russian Federation, a rural settlement is called: a village, a village, a farm, a village, aul, a village, a village, and others. Following the example of Belarus, several rural settlements are united and have the status of an agro-town. The rural settlement has historically been the place of residence and labor activity of peasants. An analysis of the legal regulation of the development of Russian agriculture in the Soviet period shows that legal acts aimed at achieving production indicators in the field of crop production and animal husbandry in public agriculture prevailed. A significant place in the legal regulation of agricultural activity in the RSFSR was given to collective farm relations, and in the seventies and eighties - to the creation and functioning of state farms.
The agrarian policy of the Soviet authorities was focused on ensuring the growth of agricultural production, and insufficient attention was paid to the human factor, in terms of improving the place of residence of rural workers. Although, if it is more fair to approach the assessment of the creation of conditions for the life of rural residents, it should be noted that in some regions of the country, serious attention was paid to the issues of social welfare.
As an example, one can cite the existence of collective farms and state farms of millionaires, in which housing construction and the construction of modern social infrastructure facilities were developed, and other issues related to the
creation of conditions for the quality of life were resolved. Yes, there were also negative factors in the history of Russian villages, many of which were recognized as unpromi sing and ceased to exist under various pretexts, which undoubtedly affected the number of the rural population and the degradation of agricultural land on agricultural land. The studies of sociologists convincingly show that not in all subjects of the modern Russian Federation, rural areas are developing steadily and successfully and the human capital necessary for working in agriculture is being formed. The country always needs human resources, but to an even greater extent these resources are needed in agriculture.
This article explores the problems of the sociology of a modern human settlement as a place of residence and production and economic activity of residents of rural settlements.
Ключевые слова: социология, сельское поселение, аграрная политика, стратегия развития, правовое регулирование.
Keywords: sociology, rural settlement, agrarian policy, development strategy, legal regulation.
Введение
Тема существования и устойчивого развития сельских поселений в Российской Федерации в настоящее время является актуальной, поскольку налицо происходит в отдельных регионах снижение численности населенных пунктов. Несмотря на принимаемые стратегии и программы на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации решение социальных задач в сельской местности происходит неустойчиво и пока не отвечает цели формирования человеческого капитала в сельских территориях, достаточного для эффективного функционирования аграрной экономики, обеспечивающей продовольственную безопасность страны. Проблемы, связанные с устойчивым развитием социально-экономических отношений в сельских территориях, постоянно исследуются учеными и отражаются в публикациях.
Вместе с тем, проблемы в сельской местности в части социально-экономического развития сельских населённых пунктов пока остаются и востребуют дополнительного исследования, особенно, под углом социологии современного развития сельских территорий.
Целью настоящего исследования является анализ существования сельских населённых пунктов в современных социально-экономических условиях в сельской местности.
Задачи исследования заключаются в выявлении влияния стратегий и программ, действующих в Российской Федерации и в субъектах РФ на комплексное развитие сельских территорий.
Научная новизна настоящей работы обусловлена новым подходом к оценке развития сельских поселений на основе стратегического планирования и комплексной государственной поддержки.
Теоретическая значимость настоящего исследования характеризуется внесением в экономическую науку учений о социально-экономическом развитии сельских территорий в современных условиях.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы органами местного самоуправления, а также в научной и учебной деятельности в учреждениях аграрного образования.
Прежде чем вести речь об устойчивом развитии сельских территорий, определимся с понятиями, существующими в этой сфере. В Стратегии устойчивого развития сельских территорий в Российской Федерации на период до 2030 года [1], используются следующие понятия:
- «сельские территории» - территории сельских поселений и межселенная территории;
- «сельские поселения» - один или несколько объединённых общей территорий сельских населённых пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- «межселенные территории» - территории, находящиеся вне границ поселений;
- «сельская местность» - совокупность сельских населённых пунктов;
- «устойчивое развитие сельских территорий» - стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объёма производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.
Развитие сельских территорий сегодня происходит крайне неравномерно. Несмотря на динамический рост агропромышленного комплекса, уровень и качество жизни сельского населения в целом существенно отстают от уровня жизни в городах. Сужается доступ населения к услугам организаций социальной сферы, усугубляется информационный и инновационный разрыв между городской и сельской местностью, что ведет к росту миграционного оттока сельского населения, к утрате освоенности сельских территорий [7].
В структуре сельского расселения преобладают малочисленные сельские населённые пункты. По данным всероссийской переписи населения 2010 года из 153 тыс. сельских населенных пунктов 12 % не имеют постоянного населения, а две трети - имеют население менее 200 человек. Сельские населенные пункты с численностью жителей более 2 тысяч составляют около 2 %. И в каждом из таких населенных пунктов существуют свои проблемы [5].
Например, Сосьвинский городской округ Свердловской области недаром считается краем заброшенных деревень. Например, в деревне Угловая нет ни газа, ни электричества, ни телефонной связи. Здесь живет один последний житель. В деревне Усть - Хмелевка проживает 17 жителей.
Не лучшая обстановка и в Байкаловском районе. Из 67 сельских населенных пунктов центральное отопление есть только в районном центре и двух селах, прилегающих к районному центру. Но и печное отопление имеет
ряд пробле м, так как в лесничестве выделяют делянки в десятках километрах от населенного пункта, так как большая часть лесов вблизи населенных пунктов находится в аренде у предпринимателей. При этом рубить, пилить и вывозить дрова должны сельские жители самостоятельно. Чаще делянки выделяют на болотах и где глухая тайга. Дорог там нет, и проехать на лесовозе невозможно. Это бывает не под силу пожилым пенсионерам. Но и покупать дрова на зиму, которые обойдутся сельчанам в среднем 20 - 25 тысяч рублей, тоже являются неподъемными суммами. И получается так, что сельские жители остаются в стороне от проверок по отопительному сезону.
В Свердловской области проживает 15 % сельских жителей, и почти у всех из них данная проблема выступает как одна из насущных. Заготовка древесины для личных нужд граждан не приносит прибыли в бюджет, поэтому чиновники в решении данной проблемы не заинтересованы. Исправить ситуацию может только принятие нового Лесного кодекса, где будут намечены специализированные бюджетные учреждения, которые бы стали централизованно заготавливать и продавать дрова сельским жителям по более низким ценам.
Еще одной проблемой являются дороги. На севере Свердловской области местность труднопроходимая. В большинстве здесь проживают малочисленные коренные северные народы манси. Самым многочисленным считается поселение Ушма, где проживает 40 человек. В поселке Понил проживает около 50 человек. Так как дороги до этого поселка никогда не было, то за продуктами жители плавают на лодке до Ивделя. А это составляет порядка 30 километров. Но дорогу построить невозможно, так как эта местность располагается на землях Госленфонда.
В проблемном поселке Унь Шалинского района проживает более 200 человек. Но до ближайшей деревни Колпаковки весной проехать невозможно, так как дорогу размывает. Протяженность дороги - 22 километра. В рамках программы «Развитие транспорта дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области» 8 километров
отремонтировали, но на продолжение ремонта денег не выделили. Проблема еще и в том, что детей в школу нужно возить в соседний населенный пункт.
В Первоуральском городском округе тоже есть отрезанные от остального мира деревни. Одна из них - Меркитасиха. Весной дорогу размывает, и проехать не может даже тяжелая техника. Такие же населенные пункты можно встретить на границе с Тюменской областью. Это деревни Таборы, Озерки, заречное и другие. До соседних населенных пунктов люди добираются на катере по реке Тавда. Такая же ситуация в деревнях Серовского городского округа и Полевского городского округа. Но это только единичные примеры. А сколько еще таких деревень по Свердловской области и в других регионах?!
Численность сельского населения ежегодно сокращается и в настоящее время составляет около 37 млн человек. Органы государственной власти Российской Федерации принимают организационно-правовые меры по сохранению человеческого капитала в сельской местности.
С 2014 года реализация основных направлений Концепции устойчивого развития сельских территорий осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 [4].
Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года направлена на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ образа жизни, что позволит сохранить социальный и экономический потенциал сельских территорий и обеспечит выполнение ими общенациональных функций - производственной, демографической, пространственно - коммуникационной, что, в свою очередь, приведет к сохранению историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержание социального контроля и освоения сельских территорий.
Стратегия является документом стратегического планирования, определяющим вектор развития сельских территорий в современных социально-экономических условиях. Финансово-экономическое обеспечение реализации Стратегии определено в Государственной программе Российской Федерации и «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 31 мая 2019 г[2].
Комплексное развитие сельских территорий во многом зависит от диверсификации сельскохозяйственной деятельности и поддержки малого бизнеса в несельскохозяйственной сфере, в том числе льготными кредитами.
Цели государственной программы - комплексное развитие сельских территорий должны быть увязаны как с развитием основного агропромышленного производства, так и с развитием других, несельскохозяйственных видов деятельности, которые необходимо организовать в условиях комплексной сельской экономики. В рамках выполнения программы предстоит решать задачи по преодолению сельской бедности через создание условий для роста занятости и доходов сельского населения, развитие социальной и инженерной инфраструктуры на современном уровне, создание комфортных и экологически благоприятных условий проживания, повышение доступности государственных и муниципальных услуг.
Кроме федеральных правовых актов на обеспечение устойчивого социально-экономического развития сельских населённых пунктов направлены организационно-правовые документы, принимаемые в субъектах Российской Федерации. Например, в Свердловской области еще в 2007 году была принята Комплексная программа социально-экономического развития территорий сельских населённых пунктов в Свердловской области на период с 2008-2015 годов («Уральская деревня»). В 2007 году в Свердловской области насчитывалось 1843 сельских населённых пунктов, в которых проживали сельские жители, многие из которых трудились в сельском
хозяйстве. К 2022 году число сельских населённых пунктов заметно убавилось, и стоит отметить, что убыль постоянно проживающего в сельских населенных пунктах населения, отразилась на количестве сельскохозяйственных организаций, функционирующих в сельской местности. К сожалению, в оставшихся сельских населённых пунктах не только не улучшается состояние социально - бытовой инфраструктуры, но в отдельных поселениях происходит её деградация.
При сохранении сложившихся тенденций в развитии сельских территорий, характеризующихся низким качеством и уровнем жизни, отток наиболее перспективных молодых кадров продолжится, что подтверждается социологическими исследованиями, согласно которым 50 % молодёжи имеет намерение уехать из сельской местности, в которой постоянно проживают. Следствием является деградация человеческого потенциала сельских территорий, а при привлечении рабочей силы вахтовым методом рост социальной напряжённости.
Правительство Свердловской области систематически обновляет содержание программ, направленных на создание условий для существования и развития сельских населённых пунктов. Так, в настоящее время действует Комплексная программа Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населённых пунктов Свердловской области («Уральская деревня») до 2025 года [3]. В рамках «Стратегии развития агропромышленного комплекса Свердловской области на период до 2035 года», определены задачи по решению задач социально-экономического развития сельских территорий, как среды
жизнедеятельности человеческих ресурсов, необходимых для устойчивого и эффективного функционирования субъектов аграрной экономики в стратегическом плане. В качестве примера, приведём, как реализуется комплексное развитие сельских территорий в Свердловской области в 20212023 годах:
- село Байкалово, Байкаловского муниципального района
а) школа на 550 мест
б) два газопровода
- посёлок Пышма, Пышминского городского округа
а) начальная школа на 400 мест
б) системы канализации 1,4 км
- посёлок Пионерный, Ирбитское муниципальное образование
а) строительство ФОК
б) канализация сети
И это не единичные примеры, так как во многих населённых пунктах Свердловской области реализуются направления государственной программы комплексное развитие сельских территорий: 1) Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильём сельского населения в части развития жилищного строительства на сельских территориях и повышения уровня благоустройства территорий
2) Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях, в рамках этого направления реализуются проекты: а) современный облик сельских территорий, б) благоустройства сельских территорий, в) развития транспортной инфраструктуры
3) Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях.
С 2020 года особое внимание придаётся газификации сельских территорий. За счет федерального бюджета, областного бюджета из местного бюджета осуществляется грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности [9].
Комитетом Совета Федерации по агропродовольственной политике и природопользованию, а также Министерством сельского хозяйства РФ и российским союзом сельской молодежи был проведен конкурс «Село XXI века». В конкурсе приняли участие 114 поселений из 33 субъектов Российской Федерации, но победителями стали только 8 населенных пунктов.
В первую очередь к победителям относится Платошинское сельское поселение в Пермском крае и Солодушинское сельское поселение в Волгоградской области. В данных поселениях есть интернет, развивается инфраструктура и реализуются интересные проекты. Например, в Платошинском сельском поселении проживает 2553 жителя. Здесь работает птицефабрика, ведется строительство жилого дома на 120 квартир, активно развивается спортивный туризм.
На территории Свердловской области ежегодно проводятся конкурсы на лучшую сельскую усадьбу, село, деревню. Девиз конкурса - «Сохраним наши села и деревни вместе». Но из - за сложной обстановки с коронавирусом, заявки поступили только от 14 муниципальных образований. Среди деревень победителем стала деревня Калиновка Красноуфимского городского округа. Хотя деревня и небольшая, но полностью газифицирована. Дом культуры находится в хорошем состоянии, а также пожарное депо.
Другим победителем конкурса стало село Толмачёво Алапаевского городского округа. Здесь местные жители ежегодно проводят конкурсы на лучший двор. Не менее интересной традицией здесь стало проведение субботников по благоустройству территории села. Все жители убирают мусор, подстригают деревья и кустарники, красят стволы деревьев. Ухоженность придомовых территорий стала в этом селе главной задачей каждого жителя.
По данным рейтинга оценки качества сельской жизни в регионах РФ, который провели эксперты Всероссийского института аграрных проблем и информатики, Свердловская область оказалась на 67 месте. Регионы страны были проанализированы по 74 показателям, среди которых отмечены и уровень рождаемости, доходы сельских жителей, а также наличие инженерной и социальной инфраструктуры.
Первое место в данном списке стала Липецкая область, где хорошо развито сельское хозяйство и высокий уровень социального обустройства. На
втором месте Ханты - Мансийский автономный округ, который обеспечен высокими бюджетными инвестициями в развитие сельских территорий. Третье место занимает Белгородская область, где также более высокий уровень жизни сельских жителей. Наиболее высокие показатели по уровню жизни сельского населения у регионов - доноров, где наблюдается более высокий объем валового регионального продукта на душу населения. К таким регионам относятся Ханты - Мансийский автономный округ, Самарская область, Ямало - Ненецкий автономный округ. Из регионов Центрального Черноземья и юга России к благополучным регионам, с высоким уровнем обустройства в сельской местности и хорошо развитым АПК относятся Липецкая область, Белгородская и Воронежская области, а также Ростовская область и Краснодарский край.
Процесс урбанизации продолжает расти, и сельское население продолжает убывать. Но в некоторых регионах до 50 % составляют жители сельских поселений. Самым большим регионом по численности сельского населения является Краснодарский край, где насчитывается более двух миллионов сельских жителей. В республиках Дагестан и Башкортостан более одного миллиона сельских жителей. К этой же категории относят Московскую и Ростовскую области, где сельское население составляет выше одного миллиона человек [8].
Теперь рассмотрим наиболее отсталые регионы по социальной обеспеченности сельских жителей. В число десяти худших регионов относятся Смоленская область, республика Карелия, Тверская, Архангельская, Новгородская, Сахалинская, магаданская и Псковская области. А также к этой категории относят республики Карелия и Ингушетия и Забайкальский край.
Заключение
Как отмечено в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года сельские территории обладают обширным природным, демографическим, экономическим и
историко-культурным потенциалом, рациональное использование которого может обеспечить устойчивое развитие, достойный уровень и качество жизни сельского населения.
Целям и задачам сохранения и дальнейшего позитивного развития сельских территорий в современный период существования российского государства уделяется серьезное внимание, подкрепленное созданием системы экономико-правового регулирования [6]. На федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и в органах местного самоуправления принимаются концепции, стратегии, программы, проекты, направления на создание необходимых условий для устойчивого развития сельских территорий как места жительства работников сельскохозяйственных организаций и формирования человеческого капитала для трудовой деятельности в сельском хозяйстве и агропромышленном производстве. В современных условиях большое значение придаётся комплексному развитию сельской экономики и организации трудовой занятости сельского населения в сферах несельскохозяйственных видов экономики, что позволит обеспечить благосостояние человеческих ресурсов, а с другой стороны уделять необходимое внимание органам государственной власти и местного самоуправления социально-экономическому развитию сельских территорий.
С учетом социологических исследований можно твердо сказать, что, несмотря на заметную убыль сельских населённых пунктов, вновь построенных сельских поселений не наблюдается. Правда, необходимо отметить, что в условиях, когда разрешено оформлять жилые дома в садоводческих организациях в качестве постоянного места жительства и юридической регистрации по месту проживания, то в отдельных случаях, это обстоятельство, возможно, рассматривается как поселение в сельской местности в статусе личного подсобного хозяйства. Конечно, это потребует соответствующего юридического решения. И эта тема для отдельного исследования.
Литература
1. Рас поряжение Правительства РФ «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года от 02.02 2015 года № 151 - р (с изменениями на 13 января 2017 года). [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/420251273
2. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/72260516/
3. Постановление Правительства Свердловской области от 06.11.2020 года № 808 - ПП «Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области («Уральская деревня») до 2025 года» (с изменениями на 10 февраля 2022 года) (в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 17.06.2021 № 363-ПП, от 10.02.2022 № 84-ПП). [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/570983765
4. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года». [Электронный ресурс]: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70319016/
5. Тощенко Ж. Т. Что представляет собой современное российское село? // Социологические исследования. 2017. № 12. С. 89 - 98.
6. Кагермазов Ц. Б., Кожоков М. К. Основы обеспечения устойчивого развития сельских территорий и улучшения качества жизни населения // Аграрная Россия. 2021. № 1. С. 29 - 33.
7. Клячкин В.В. Методы статистических исследований в оценке процессов социально-экономического развития территории // Синергия наук. 2018. № 19. С. 150 - 153.
8. Марьянова Ю. Ф. Основной фактор социально - экономического развития сельских территорий // Форум молодых ученых. 2021. № 2. С. 84 -88.
9. Семакова В. А. Управление муниципальным социально -экономическим развитием // Форум молодых ученых. № 12. 2018. С. 163 -165.
Literatura
1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF «Strategiya ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda ot 02.02 2015 goda № 151 - r (s izmeneniyami na 13 yanvarya 2017 goda).[Ehlektronnyi resurs]: https://docs.cntd.ru/document/420251273
2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31 maya 2019 g. № 696
«Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Kompleksnoe razvitie sel'skikh territorii» i o vnesenii izmenenii v nekotorye akty Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii». [Ehlektronnyi resurs]: https://base.garant.ru/72260516/
3. Postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoi oblasti ot 06.11.2020 goda № 808 - PP «Ob utverzhdenii kompleksnoi programmy Sverdlovskoi oblasti «Razvitie agropromyshlennogo kompleksa i sel'skikh naselennykh punktov Sverdlovskoi oblasti («Ural'skaya derevnYA») do 2025 godA» (s izmeneniyami na 10 fevralya 2022 goda) (v red. Postanovlenii Pravitel'stva Sverdlovskoi oblasti ot 17.06.2021 № 363-PP, ot 10.02.2022 № 84-PP). [Ehlektronnyi resurs]: https://docs.cntd.ru/document/570983765
4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 iyulya 2013 goda № 598 «O federal'noi tselevoi programme «Ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii na 2014 -2017 gody i na period do 2020 godA». [Ehlektronnyi resurs]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70319016/
5. Toshchenko ZH. T. Chto predstavlyaet soboi sovremennoe rossiiskoe selo? // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2017. № 12. S. 89 - 98.
6. Kagermazov TS. B., Kozhokov M. K. Osnovy obespecheniya ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii i uluchsheniya kachestva zhizni naseleniya // Agrarnaya Rossiya. 2021. № 1. S. 29 - 33.
7. Klyachkin V.V. Metody statisticheskikh issledovanii v otsenke protsessov sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya territorii // Sinergiya nauk. 2018. № 19. S. 150 - 153.
8. Mar'yanova YU. F. Osnovnoi faktor sotsial'no - ehkonomicheskogo razvitiya sel'skikh territorii // Forum molodykh uchenykh. 2021. № 2. S. 84 - 88.
9. Semakova V. A. Upravlenie munitsipal'nym sotsial'no - ehkonomicheskim razvitiem // Forum molodykh uchenykh. № 12. 2018. S. 163 - 165.
© Воронин Б. А., Чупина И. П, Воронина Я. В., Зарубина Е. В., Симачкова Н. Н., 2022. International agricultural journal, 2022, № 2, 771-788.
Для цитирования: Воронин Б. А., Чупина И. П, Воронина Я. В., Зарубина Е. В., Симачкова Н. Н. «Социология современного российского сельского поселения», в контексте реализации доктрины продовольственной безопасности российской федерации //International agricultural journal. 2022. № 2, 771-788.