Научная статья на тему 'Земельный налог: изменения в 2015-2016 гг'

Земельный налог: изменения в 2015-2016 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ / КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нам М.А., Буга А.В., Звягина Е.М.

В статье анализируются основные изменения и их последствия в исчислении земельного налога в 2015-2016 гг., внесенные соответствующими федеральными законами в налоговое законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the main changes and their consequences in the calculation of the land tax in 2015-2016, made the relevant federal laws in the tax laws.

Текст научной работы на тему «Земельный налог: изменения в 2015-2016 гг»

2. Преображенский B.C., Александрова Т.Д. Геоэкологические основы территориального проектирования и планирования. -М.: Наука, 1989,- 144 с.

3. Волков С.Н. Повысить эффективность управления земельными ресурсами //Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - М, 2013. - №1. - С. 1.

4. Шишов Д.А. Некоторые аспекты реализации современной концепции управления земельным фондом Российской Федерации. Научное обсечение развития АПК в условиях импортозамещения // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава: СПбГАУ. - СПб. - 2016. - С. 182185.

УДК 336.226.2 Канд. экон. наук М.А. НАМ

(СПбГАУ, naimnarinai@mail.ru) Канд. экон. наук А.В. БУГА (СПбИНЭиО, sineo-expert@mail.ra) Канд. экон. наук Е.М. ЗВЯГИНА (СПбУТУиЭ, ime_finance2004@inail.ru)

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: ИЗМЕНЕНИЯ В 2015-2016 гг.

Земельный налог, кадастровая стоимость, кадастровая оценка земель

Земельный налог относится к местным имущественным налогам, взимаемым в соответствии с главой 31 НК РФ, введенной в действие с 01 января 2005 г. До этого времени действовал Закон РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю».

С 2015 г. в исчислении земельного налога действуют изменения, принятые сразу несколькими законами, а именно [4]:

- Федеральным законом от 02 декабря 2013 г. № 334-ф3 «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и статью 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц»;

- Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»;

- Федеральным законом от 04 октября 2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК РФ и признании утратившим силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц»;

- Федеральным законом от 04 ноября 2014 г. № 347-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ»;

- Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. № 379-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с принятием ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;

- Федеральным законом от 23 ноября 2015 г. № 320-Ф3 «О внесении изменений в часть вторую НК РФ».

Изменения в основном коснулись срока уплаты, объектов налогообложения, порядка определения налоговой базы, а также уплаты налога индивидуальными предпринимателями.

С 2015 г. предельный срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков (физических лиц) изменился: для оплаты налога за 2014 г. (в 2015 г.) был установлен на 1 октября, а для оплаты за 2015 г. (в 2016 г.) - на 1 декабря.

Также выведены из объектов налогообложения земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома (с 2015 г. собственники помещений в многоквартирных домах не признаются плательщиками земельного налога как было ранее).

Кроме этого, предусмотрен порядок определения налоговой базы в случае изменения в течение налогового периода стоимости участка земли. В большинстве случаев подобные

изменения не учитываются при определении налоговой базы, однако исключения составляют:

1) исправления технической ошибки в кадастре (в данной ситуации изменение стоимости земельного участка учитывается, начиная с налогового периода, в котором была допущена ошибка);

2) изменения стоимости земельного участка по решению Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения стоимости или решению суда (в данной ситуации новая стоимость земельного участка учитывается, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре стоимости, но не ранее даты внесения в кадастр кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания).

Также с 2015 г. индивидуальные предприниматели, как и физические лица, переведены на уплату налога по уведомлениям налоговых органов и освобождены от представления декларации.

Предельные ставки земельного налога в 2015-2016 гг. остались без изменений. Нововведением 2015 г. также стало отсутствие возможности с 01 марта определения налога, исходя из нормативной цены земли, что существенно увеличило сумму уплачиваемых платежей, так как налоговая база определяется с учетом кадастровой стоимости участка.

Изменения в налоговом законодательстве имели целью пополнение местных бюджетов дополнительными финансовыми ресурсами. Полученные средства предполагалось использовать на развитие инфраструктуры, ремонт дорог и т.д. [4].

Государственная кадастровая оценка земель проводилась в 2013 г. независимыми оценщиками, которых выбирали на аукционах региональные и местные власти. Ее результаты были основаны на информации из открытых источников СМИ о цене предложения сделки. Кроме этого, сведения о реальной цене сделки оценщиками не учитывались. Также при определении кадастровой стоимости земельного участка данным методом не учитывались отдаленность земель от крупных городов, развитие транспортной сети, инфраструктуры, а также иные факторы, оказывающие влияние на рыночную стоимость земельного участка [2].

В результате оценка земель была проведена неверно, что отразилось на завышенной стоимости объектов. Для решения проблем некорректной оценки земель при каждом управлении Росреестра начали работу согласительные комиссии, которые при обращении могут снизить кадастровую стоимость участка земли. В остальных случаях снижение кадастровой стоимости участков возможно только по решению суда [3].

Оценка кадастровой стоимости проводится не чаще раза в три года и не реже раза в пять лет. В Санкт-Петербурге не чаще раза в два года. Государственная кадастровая оценка земельных участков состоит из следующих этапов:

- составление списка земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке;

- выбор исполнителя оценки кадастровой стоимости земельных участков;

- заключение договора на проведение оценки кадастровой стоимости;

- определение кадастровой стоимости земельных участков (в соответствии с действующим законодательством оценщики сами выбирают методику определения кадастровой стоимости объектов недвижимости);

- составление отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков;

- экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, которая проводится на добровольной основе на основании договора между заказчиком экспертизы и саморегулируемой организацией оценщиков, основные положения проведения экспертизы отчета представлены в статье 17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

- утверждение результатов определения кадастровой стоимости земельных участков;

- внесение в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.

В соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при определении кадастровой стоимости оценщик или юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор, обязаны пользоваться Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости» утвержденным Приказом Минэкономразвития России № 508 от 22 октября 2010 г.

В настоящее время подготовлен законопроект о механизме применения действующих повышающих коэффициентов к земельному налогу. Например, если на участке, предназначенном для жилищного строительства, не построен дом, то его собственник в течение 3-х лет должен будет платить налог с повышающим коэффициентом 2. Если по истечении 3-х лет дом будет не достроен, то будет применяется коэффициент 4.

Кроме того, законопроект предполагает случай перепродажи участка: коэффициент при этом не обнулится, то есть покупатель участка также должен будет платить повышенный налог. И другой момент, который оговорен в законопроекте, это постройка «жилого дома»: пока его не будет на участке собственник обязан платить повышенный налог [1].

Таким образом, эксперты Минэкономразвития предполагают, что будет стимулирована оплата налогов не только на землю, но и на «жилой дом».

Литература

1. Домчева Е. Земельный налог для дачников не увеличат // Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/03/10/nalog-na-zemliu-dlia-vladelcev-dachnyh-uchastkov-budet-povyshen.html (Дата обращения 30.10.2016 г.).

2. Калинина Ю. Страшная весна 2016 года: новый налог на землю станет шоком // Московский комсомолец. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mk.ru/mosobl/2015/07/23/strashnaya-vesna-2016-goda-novyy-nalog-na-zemlyu-stanet-shokom.html (Дата обращения 30.10.2016 г.).

3. Налог на землю в 2016 году: изменения. [Электронный ресурс]. URL: http://2016-god.com/nalog-na-zemlyu-v-2016-godu-izmeneniya/ (Дата обращения 30.10.2016 г.).

4. Ставка земельного налога в 2016 году. [Электронный ресурс]. URL: http://nalog-nalog.ru/zemelnyj_nalog/uplata_zemelnogo_naloga/stavka_zemel_nogo_naloga_v_2016_god/ (Дата обращения 30.10.2016 г.).

УДК 316.3

Канд. техн. наук С.А. ШЕСТОПЕРОВ (СПбГАУ, she_e@mail.ru) Аспирант Я.С. СЕРГЕЕВА

(ПГУ, sergeevaya.s@mail.ru)

ЗНАЧИМОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ

СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Самоуправление, социальные технологии, инклюзивное образование, индекс инклюзии, критерии инклюзии, высшая школа, высшее образование

Декларируемая цель третьего этапа административной реформы в России -укрепление вертикали власти и снижение административных барьеров. Цель, возможно, не главная, но вечная и непреложная для всех, в том числе развитых демократий, повышение политической, хозяйственной и трудовой активности населения в решении собственных проблем, в создании условий, позволяющих каждому человеку реализовать свой потенциал, свои способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.