В соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при определении кадастровой стоимости оценщик или юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор, обязаны пользоваться Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости» утвержденным Приказом Минэкономразвития России № 508 от 22 октября 2010 г.
В настоящее время подготовлен законопроект о механизме применения действующих повышающих коэффициентов к земельному налогу. Например, если на участке, предназначенном для жилищного строительства, не построен дом, то его собственник в течение 3-х лет должен будет платить налог с повышающим коэффициентом 2. Если по истечении 3-х лет дом будет не достроен, то будет применяется коэффициент 4.
Кроме того, законопроект предполагает случай перепродажи участка: коэффициент при этом не обнулится, то есть покупатель участка также должен будет платить повышенный налог. И другой момент, который оговорен в законопроекте, это постройка «жилого дома»: пока его не будет на участке собственник обязан платить повышенный налог [1].
Таким образом, эксперты Минэкономразвития предполагают, что будет стимулирована оплата налогов не только на землю, но и на «жилой дом».
Литература
1. Домчева Е. Земельный налог для дачников не увеличат // Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/03/10/nalog-na-zemliu-dlia-vladelcev-dachnyh-uchastkov-budet-povyshen.html (Дата обращения 30.10.2016 г.).
2. Калинина Ю. Страшная весна 2016 года: новый налог на землю станет шоком // Московский комсомолец. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mk.ru/mosobl/2015/07/23/strashnaya-vesna-2016-goda-novyy-nalog-na-zemlyu-stanet-shokom.html (Дата обращения 30.10.2016 г.).
3. Налог на землю в 2016 году: изменения. [Электронный ресурс]. URL: http://2016-god.com/nalog-na-zemlyu-v-2016-godu-izmeneniya/ (Дата обращения 30.10.2016 г.).
4. Ставка земельного налога в 2016 году. [Электронный ресурс]. URL: http://nalog-nalog.ru/zemelnyj_nalog/uplata_zemelnogo_naloga/stavka_zemel_nogo_naloga_v_2016_god/ (Дата обращения 30.10.2016 г.).
УДК 316.3
Канд. техн. наук С.А. ШЕСТОПЕРОВ (СПбГАУ, [email protected]) Аспирант Я.С. СЕРГЕЕВА
(ПГУ, [email protected])
ЗНАЧИМОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Самоуправление, социальные технологии, инклюзивное образование, индекс инклюзии, критерии инклюзии, высшая школа, высшее образование
Декларируемая цель третьего этапа административной реформы в России -укрепление вертикали власти и снижение административных барьеров. Цель, возможно, не главная, но вечная и непреложная для всех, в том числе развитых демократий, повышение политической, хозяйственной и трудовой активности населения в решении собственных проблем, в создании условий, позволяющих каждому человеку реализовать свой потенциал, свои способности.
Многие функции управления государство, как показывает мировой опыт, делегирует с в о им гражданам, что позволяет сбалансировать интересы больших социальных групп, наций и народностей. В условиях многонациональной России это особенно актуально. Расширение народного самоуправления не ослабляет центральную власть, а, наоборот, ос в о бождает ее от нес в о йственных ей функций, ставит саму власть в рамки правового поведения и позволяет сосредоточиться на решении современных вопросов цивилизованного отправления властных полномочий: разработке стратегии развития общества, нахождении места государства в геополитическом пространстве, адаптации населения в условиях экономического кризиса и социально-политической трансформации современного российского общества.
Ведущая роль в процессах социально-политической трансформации общества, делегировании властных полномочий отводится социальным технологиям. В соответствии с деятельностным подходом технология - это вид деятельности, который только тогда получает право называться технологией, когда появляется возможность сознательно и планомерно расчленить её на элементы, реализующиеся в определенной последовательности. Образовательный процесс - элемент социальных технологий, заключающийся в реализации образовательных программ, формируемых и реализуемых по заказу государства. Образовательный процесс представляет собой «...единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства» (ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации») [2].
Законон «Об образовании в Российской Федерации» впервые на уровне федерального законодательства закрепляется понятие инклюзивного образования (п. 27 ст. 2). Сегодня инклюзия на территории нашей страны регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также ратифицированными Россией Конвенцией ООН о правах инвалидов, Конвенцией о правах ребенка, Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. На деле это означает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Вместе с тем проблема инклюзии концентрируется не на специальном образовании, а на эффективности обучения для всех детей, достигших возраста, в котором осуществляется среднее или высшее профессиональное образование, с разными потребностями в обучении (в том числе для лиц с разными психофизическими особенностями и одаренных людей). Именно так воспринимается проблема инклюзивного образования за рубежом: работа со студентами-инвалидами строится на принципе добровольности, в соответствии с которым учащийся не обязан сообщать сотрудникам вуза о наличии у него инвалидности. Следующим непреложным условием является то, что инклюзивное образование не предусматривает создания специальных условий, которые влекут за собой принципиальное изменение образовательных программ или ложатся чрезмерным финансовым бременем на вуз. Следует отметить, что в США в каждом из вузов число студентов с ограничениями по здоровью составляет примерно 1 % от общего числа студентов. В России, по данным Минобрнауки, количество студентов, имеющих право на создание специальных условий для обучения (инклюзивное образование) год от года в процентном соотношении растет (рис. 1, 2) [6].
24994
25000 20000 15000 10000 5000 0
5770
I
23248 22939
У
7204
6670
I
20080
5599
18919
5530
лл
16779 16768
18043
5194
5179
л
5966
1
2008/ 2009/ 2010/ 2011/ 2012/ 2013/ 2014/ 2015/ 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Принято студентов-инвалидов Численность студентов
Рис. 1. Количество студентов, принятых на обучение в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего образования
Как следует из вышеприведенного графика количество студентов, проходящих обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего образования, в том числе специализированных, с 2008/2009 по 2015/2015 учебные года снизилось на 27% с 24994 чел. до 18043 чел. Количество студентов с ОВЗ за тот же период осталось практически неизменным - 5966 чел. В процентном соотношении доля студентов ОВЗ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего образования, в том числе, специализированных, выросла с 23,1% до 33,1% (рис. 2). Доля студентов ОВЗ рассчитана автором на основании данных приведенных на официальном сайте Росстата (http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/invalid/5-l.doc) по состоянию на 24.06.2016 г.
35,0%
29<1% лхж. 29'2%
31,0% 30,9%
73
15,0% 10,0% 5,0%
0,0%
2008/ 2009/ 2010/ 2011/ 2012/ 2013/ 2014/ 2015/ 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Рис. 2. Динамика изменения количества студентов ОВЗ, принятых на обучение в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего образования
С учетом всех студентов образовательных учреждений высшего образования доля студентов ОВЗ существенно меньше. В 18 наиболее крупных вузах страны обучается от 40 до 75 студентов ОВЗ, в остальных - от 1 до 40, что составляет 0, 42% от общего числа студентов.
В исследованиях Росстата принимали участие ведущие вузы страны, в том числе единственное в мире специализированное учреждение: Московский государственный гуманитарно-экономический институт-интернат - образовательное учреждение высшего профессионального образования для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы.
В США выделяют семь видов нарушений здоровья, с которыми связано создание условий для инклюзивного обучения: нарушения опорно-двигательного аппарата; нарушения зрения; нарушения функций слуха; соматические заболевания; психические заболевания; образовательная инвалидность; трудности концентрации внимания или гиперактивность.
В России на первом месте среди причин детской инвалидности находятся болезни нервной системы (41,9%). На втором и третьем местах находятся психические расстройства и врожденные аномалии (33,7% и 17,8% соответственно), на четвертом месте с 6,5% -соматические заболевания (сахарный диабет, бронхиальная астма и др.). Отмечается, что детей-инвалидов по психическому профилю становится все больше, так, по сравнению с 1990 г. сегодня их на 40-50% больше.
К психофизическим особенностям в инклюзивном образовании относят ещё и фактор семейного воспитания - дисфункциональные и социопатические семьи - группы повышенного риска, требующие особого отношения и внимания [3]. И это не только семьи с неполным составом родителей или многодетные семьи, но и семьи, где родители по тем или иным причинам становятся безработными, имущественный статус которых понижается до критического уровня вследствие отрицательных тенденций в экономике. Надо ли говорить о том, что таких семей за последнее время становится все больше? В современной статистике России отсутствуют сведения о том, сколько детей - будущих студентов с ограниченными возможностями могут быть отнесены к вышеназванной группе риска по причине понижающегося материального статуса семей. И если по количеству лиц, относимых к категории инвалидов, данные имеются - 572 тыс. чел. в возрасте от 18 до 30 лет по состоянию на 1 января 2016 года, то количество тех, кого можно было бы отнести к группе риска студентов, которые впоследствии смогли бы претендовать на создание особых условий обучения по программам инклюзивного образования, определить практически невозможно. Необходимо также отметить, что в целом количество инвалидов в России снизилось по сравнению с 2014 годом - на 7%, но численность детей-инвалидов в возрасте от 8 до 17 лет при этом выросла на 9,4%. По статистическим данным, в Российской Федерации проживает свыше 12-ти миллионов инвалидов. Постоянную работу имеют только 13-15% из них. Причем инвалиды, освоившие программы высшего профессионального интегрированного образования, имеют занятость, превышающую 60% [5]. Прошедшие профессиональную переподготовку или получившие высшее образование лица с ограниченными возможностями трудятся во многих отраслях народного хозяйства: сельское и лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, строительство, здравоохранение и предоставление социальных услуг и т.д.
Росстат приводит сведения о том, как родители детей с ограниченными возможностями относятся к перспективе дальнейшего обучения в образовательных учреждениях высшего образования (рис. 3).
40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%
начального или
среднего профессиональ ного образования
26.20%
высшего профессиональ ного образования
36,30%
не
ориентированы на
продолжение обучения ребенка в системе профессиональ ного образования
1%
затруднились ответить
36,40%
Рис. 3. Намерения родителей по продолжению обучения детей (инклюзивное образование)
Более половины из опрошенных родителей планируют продолжить образование детей в образовательных учреждениях среднего профессионального или высшего образования (26,2% и 36,3% соответственно). Еще 36,4% не определились в своих намерениях. Высшее образование в России всегда воспринималось как панацея от «бедности» в будущем. Высока вероятность того, что не определившиеся к моменту проведения опроса родители в последующем примут решение продолжить образование своих детей в образовательных учреждениях высшего образования. Если принять это утверждение за правило, то общая доля родителей, намеревающихся продолжить обучение детей с ограниченными возможностями в вузах, достигнет 73%.
Интересно отметить, что результаты опросов родителей детей с ограничениями возможностями совпадают с результатами опросов родителей детей, не имеющих ограничений по здоровью.
Подавляющее большинство респондентов - 74% - полагает, что "сегодня важно" иметь высшее образование, причем молодежь убеждена в необходимости высшего образования, особенно твердо - 80% среди респондентов моложе 35 лет. Показательно, что доля респондентов, демонстрирующих скептическое отношение к высшему образованию, не увеличивается и тогда, когда перспективе его получения противопоставляется возможность раннего трудоустройства. Только 24% респондентов полагают, что "для молодежи сегодня важнее как можно раньше начать работать и зарабатывать деньги", предпочитая это суждение альтернативному - "сегодня для молодежи важнее прежде всего получить образование". Последнее утверждение поддерживают 63% опрошенных. Примерно такая же доля респондентов - 67% - декларирует готовность пойти "на серьезные материальные затраты" ради образования своих детей и внуков, причем среди молодежи и граждан среднего возраста она возрастает до 73%.
На фоне проявляемого со стороны родителей детей ОВЗ интереса к высшему образованию интересно оценить, а насколько готова система высшего образования к
обучению с использованием программ инклюзивного образования? Какова степень готовности образовательного учреждения к реализации инклюзивного образования и какие критерии, при этом, могут быть использованы?
В международной практике для оценки способности образовательных учреждений проводить программы инклюзивного образования используется «Индекс инклюзии». Родившийся в Великобритании в ходе реализации Закона о дискриминации инвалидов индекс инклюзии получил международное признание и к настоящему времени используется и в России.
Применительно к образованию термин «инклюзия» был введен в обиход Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями в 1994 году. Инклюзия (включение) рассматривается не как набор формализованных процедур и действий по выбору специализированного учреждения, а как возможность утвердиться в собственной причастности к обществу обучаясь или проживая в группе друзей, соседей или одноклассников. Факторов, препятствующих этому, в современной жизни предостаточно (рис. 4).
На сегодняшний день индекс инклюзии представляется как система внутреннего и внешнего мониторинга, которая позволяет образовательному учреждению регулярно осуществлять самооценку относительно уровня готовности к внедрению инклюзивного образования, эффективности проводимых инклюзивных образовательных программ, проанализировать сильные и слабые стороны и на основе полученных результатов внести изменения в работу учреждения. Методика подготовки индекса инклюзии переведена более чем на 20 языков. Более того, консалтинговыми агентствами, методистами и исследователями, предлагается готовый набор проекций, по которым оценивается эффективность того или иного образовательного учреждения в зависимости от его специализации. В целом подготовка индекса инклюзии соответствует принципам управления по проектам, использующим систему ключевых показателей (КР1), в том числе, экономического характера, сбалансированных в пределах целевых (допустимых) значений.
Недоступная среда
Недооценка _*
возможностей
Предрассудки
Стереотипы
Дискриминация при трудоустройстве
Основные проблемы внутри общества
Недоступный транспорт
Недоступность информации
Раздельное образование
Бедность
Приверженность медицинскому подходу
Рис. 4. Социальная модель инвалидности
Получение высшего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в вузах России регламентируется следующими нормативными документами:
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.08 г. №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
- Государственная программа «Доступная среда» (до 2020 г.);
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 г. №273-Ф3 (ст. 79);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.13 г. №1367;
- Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса от 08.04.2014 №АК-44/05вн.
Именно показатели в указанных нормативно-правовых актах и методических материалов могут составить основу проекций и ключевых показателей внутри проекций, лежащих в основе индекса инклюзии для конкретного вуза.
В России Министерством образования в соответствии с Указом Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды» проводится мониторинг вузов по развитию инклюзивного образования в регионах. Согласно Указу до 2020 года 25% из числа всех вузов страны должны создать безбарьерную среду для обучения лиц с ограниченными возможностями.
Организация безбарьерной среды для обучения подразумевает под собой техническое переоснащение общественных мест институтов и факультетов, кабинетов и лабораторий; установку пандусов и поручней; нанесение специальной разметки на полы и стены учебных корпусов и общежитий; установку электронных интерактивных информационных панелей для глухих и слабослышащих людей и пр. Кроме переоборудования помещений, создание безбарьерного пространства предусматривает: адаптацию процедуры сдачи экзаменов посредством увеличения времени сдачи экзаменов и предоставлением отдельных звукоизолированных кабинетов для сдачи экзаменов; предоставление услуг писца или чтеца; предоставление возможности сдавать экзамен, используя компьютер; предоставление для сдачи экзаменов вспомогательных средств - говорящий калькулятор, диктофон, специальных программ для компьютера и т. п. То, что большинству непосвященных представляется как простое изменение учебных планов и образовательных программ, на деле представляется затратным процессом по реорганизации среды образовательного учреждения как за счет привлечения государственных и муниципальных средств, так и за счет привлечения средств из собственных или частных источников.
Санкт-Петербург является родиной российского инклюзивного образования. Ещё в 1806 г. в г. Павловске было открыто первое в России учебно-воспитательное учреждение (опытное училище) для 12 глухонемых детей. На сегодняшний день в Санкт-Петербургском государственном аграрном университете обучение по программам инклюзивного образования реализуется в соответствии с «Положением об обучении студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья». Реализация Положения включена в Систему Менеджмента Качества образования в вузе и находится в зоне ответственности структурных подразделений Университета: приемной комиссии, институтов (факультетов), отдела по воспитательной работе и т.д. К работе на постоянной основе привлекается штатный психолог и специалисты, привлекаемые по мере необходимости: тьютор, социальный педагог (социальный работник), сурдопедагог, сурдопереводчик, тифлопедагог, специалист по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов и другие необходимые специалисты. Территория Университета соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных студентов: оборудован подъездной пандус к входу в Университет; двери и лестницы имеют контрастную окраску; установлена комплексная информационная система для ориентации и навигации инвалидов в архитектурном пространстве Университета, информационная система содержит визуальную, звуковую и тактильную информацию.
Лучшей оценкой проводимых в университетах города мероприятий по обеспечению безбарьерной среды обучения было бы мнение самих потенциальных и действующих потребителей услуг инклюзивного образования - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Однако опрос, проведенный в 2014 году Центром мониторинга социальных процессов СПбГУ, показывает, что инфраструктура большинства вузов не соответствует
потребностям людей, например, с нарушением опорно-двигательного аппарата: лифты имеются только в 4 государственных вузах из двух десятков, принявших участие в опросе [1]. С утверждением о том, что в настоящее время инвалиды имеют все возможности получить профессиональное образование, в том числе и высшее, согласны 24,7% («да») и практически столько же не согласны - 23,7% («нет»), 19,2% сказали, что «скорее нет» и еще 14,5% затруднились ответить.
Со стороны профессиональной среды также заметен скептицизм: 72% профессорско-преподавательского состава считают, что «студенты с ограниченными возможностями психологически не готовы к общему обучению» [4]. А именно такое обучение предлагает подавляющее большинство высших учебных заведений Санкт-Петербурга. Резюмируя вышесказанное можно сделать следующие выводы:
- инклюзивное образование - неотъемлемая часть социальных технологий, направленных на адаптацию и интеграцию людей с ограниченными возможностями в жизнь общества;
- вследствие повышенной социальной значимости вопросам инклюзивного образования у нас в стране и в мире уделяется значительное внимание;
- инвалидность «молодеет» и количество потенциальных потребителей услуг по инклюзивному образованию в нашей стране с каждым годом увеличивается;
- к группе лиц с ограниченными возможностями, в соответствии с действующей классификацией, относятся не только инвалиды, но и обучающиеся из семей повышенной группы риска - дисфункциональные и социопатические семьи;
- интерес к обучению в вузах со стороны инвалидов и лиц с ограниченными возможностями стабильно высок;
- вузам необходимо повысить качество университетской среды, так как проводимых мероприятий, как следует из проводимых опросов - недостаточно.
Литература
1. Бородкииа О.И. Социальная интеграция инвалидов как направление социальной политики в России (по результатам социологического исследования в г. Санкт-Петербурге) // XIII Апрельская международная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4-х кн. Кн. 3. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - С. 11-19.
2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 29.12.2012 №273-Ф3 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
3. Сергеева Я.С. Работа школы с семьями обучающихся // Информационные технологии в науке нового времени: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Курган, 20 июня 2016 г.). -Уфа: ООО «Аэтерна», 2016. — С. 136- 139.
4. Рассказов Ф.Д. Создание инклюзивной образовательной среды в вузе: проблемы и перспективы / Ф. Д. Рассказов, О. Ю. Муллер // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 130-134.
5. http://www.gks.шМр8Мст/соппес1/го881а1_тат/го881а1/ш/81аЦ811сз/рори1а11оп/с118аЬ11ц1е8/# Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 02.11.2016.
6. 1ш:р://минобрнауки.рф/документы?кеу\¥огс18=308 Официальный сайт Министерства образования и науки по состоянию на 02.11.2016.