Научная статья на тему 'ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН'

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
регион / сельское хозяйство / земельные преобразования / продовольственная безопасность / земельные ресурсы / устойчивого землепользования / оценка эффективности / форм хозяйствования / привлечения инвестиций.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шералиев Эмомали Нуралиевич, Бабаев Джахонгир Музаффарович

В статье рассматривается теоретические аспекты земельные преобразования в Республики Таджикистан. Приведена оценка современного состояния земельных ресурсов и результаты земельной реформы в сельском хозяйстве, показана тенденция развития различных форм хозяйствования на землю и механизм их преобразования в рыночных условиях. Разработаные предложения по совершенствованию оценки эффективности различных форм хозяйствования в сельском хозяйстве и на его основе обеспечения продовольственной безопасности в регионах республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН»

УДК: 332. 334.4 (470)

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ - ОСНОВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

ШЕРАЛИЕВ ЭМОМАЛИ НУРАЛИЕВИЧ

доцент кафедры финансов Таджкиского государственного финансово-экономического университета. Республика

Таджикистан, г. Душанбе

БАБАЕВ ДЖАХОНГИР МУЗАФФАРОВИЧ

Аспирант кафедры экономический анализ и статистики Таджкиского государственного финансово-экономического университета. Республика

Таджикистан, г. Душанбе

Аннотация. В статье рассматривается теоретические аспекты земельные преобразования в Республики Таджикистан. Приведена оценка современного состояния земельных ресурсов и результаты земельной реформы в сельском хозяйстве, показана тенденция развития различных форм хозяйствования на землю и механизм их преобразования в рыночных условиях. Разработаные предложения по совершенствованию оценки эффективности различных форм хозяйствования в сельском хозяйстве и на его основе обеспечения продовольственной безопасности в регионах республики.

Ключевые слова: регион, сельское хозяйство, земельные преобразования, продовольственная безопасность, земельные ресурсы, устойчивого землепользования, оценка эффективности, форм хозяйствования, привлечения инвестиций.

LAND TRANSFORMATIONS - THE BASIS OF FOOD SECURITY IN THE REPUBLIC

OF TAJIKISTAN

SHERALIEV EMOMALI NURALIEVICH

Associate Professor of the Department of Finance Tajikistan State Financial and Economic University. Republic of Tajikistan, Dushanbe

BABAEV JAHONGIR MUZAFFAROVICH

Postgraduate student of the Department of Economic Analysis and Statistics Tajikistan State Financial and Economic University. Republic of Tajikistan, Dushanbe

Annotation. The article examines the theoretical aspects of land transformation in the Republic of Tajikistan. An assessment of the current state of land resources and the results of land reform in agriculture is given, the trend in the development of various forms of land management and the mechanism of their transformation in market conditions is shown. Developed proposals for improving the assessment of the effectiveness of various forms of management in agriculture and, on its basis, ensuring food security in the regions of the republic.

Key words: region, agriculture, land transformations, food security, land resources, sustainable land use, assessment of efficiency, forms of management, attracting investments.

При переходе к рыночным отношениям в сельском хозяйстве Республики Таджикистан началось активное проведение реформ, касающихся самых различных аспектов его функционирования. Земельная реформа, как механизм поэтапного преобразования форм собственности на землю и регулирования форм землепользования, является основной частью экономических преобразований в регионах страны в целом. В связи с этим еще в 1992 г. было принято постановление «О мерах по ускорению земельной реформы в Республике

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Таджикистан» с целью создания условий для развития новых форм хозяйствования, разумное использование земельных ресурсов, освоение многоукладного сельскохозяйственного землепользования.

В результате создана нормативно-правовая база, принят ряд законодательных актов, касающихся деятельности предприятий сельского хозяйства и ускорения земельных преобразований: Законы Республики Таджикистан ««Об аренде» и «О предпринимательстве» (1991 г.), «О земельной реформе», «О дехканских (фермерских) хозяйствах» (1992 г. (с изменениями и дополнениями 2002 г.), президентские указы (1995 и 1997 гг.) о предоставлении 50 и 25 тыс. га земли для приусадебных участков населения, Земельный кодекс (1995 г.), указ Президента о реорганизации сельскохозяйственных предприятий» (1996 г.) и др. Произошло частичное реформирование сельскохозяйственных предприятий: появились более 140 тыс. дехканских хозяйств с площадью пахотных земель 549,0 тыс. га, 25 акционерных обществ и 68 сельскохозяйственных кооперативов [216,34], развита рыночная инфраструктура в регионах страны. Все эти документы стали организационно-правовой базой в развитии земельной реформы, многоукладного землепользования и законодательной базы регулирования земельных отношений в регионах республики.

Однако незавершенность земельных преобразований и половинчатый характер решения многих организационных, социально-экономических, экологических и управленческих задач в сфере землепользования усугубили кризис в этой отрасли. Земельная реформа проводилась в условиях отсутствия опыта, слабого исполнения законов и нехватки нормативных материалов, поспешно введенных без учета национальных особенностей, традиций и культуры земледелия таджикского народа, особенно на начальных этапах его развития. В связи, с чем требуется совершенствование процессов земельных реформ с целью создания благоприятных условий для наиболее полного использования земельных, водных и биоклиматических ресурсов, а также экологической сохранности рассматриваемых территорий, и используется целая совокупность методов вмешательства государства в земельные отношения [1, 67], для улучшения экологической и продовольственной безопасности в регионах страны.

При осуществлении земельной реформы мало внимания уделялось реформированию предгорных и горных территорий республики. Даже несмотря на это в зоне аридного земледелия производится более 35-40% валовой продукции отрасли, новым хозяевам передана только земля, а обеспечение техникой, с достаточно развитыми системами земледелия, остается практически бесхозным, что привело к деградации сельскохозяйственных земель и загрязнению окружающей среды. Последнее решается путем эффективной организации предгорных и горных территорий, эффективного хозяйствования на землю, их защиты от процессов деградации и истощения. Однако из-за резкого сокращения финансирования природоохранных мероприятий, нарушения технологий полива, состояние земельных ресурсов в регионах республики быстро ухудшалось, что явилось причиной необеспечения продовольственной безопасности в регионах республики.

Все это вынуждает в определенной степени изменить отношение к земельным ресурсам и к механизмам повышения эколого-экономической эффективности землепользования. Иными словами, сложившаяся система землепользования на практике доказала свою неспособность обеспечить эффективное использование земельных ресурсов и, в некоторых случаях, привела к обострению экологической и продовольственной безопасности в регионах республики. Получившие земельные участки сельскохозяйственные предприятия и землепользователи оказались в весьма сложных социально-экономических условиях.

Такое положение обусловливает необходимость коренного изменения характера, способов и методов землепользования, организационно-хозяйственных систем ведения хозяйства, экологических направлений и эффективности АПК в целом с учетом

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

региональных особенностей и рыночных условий хозяйствования. При этом главную идею аграрно-земельной политики должно составлять возрождение традиционных основ, форм и методов землепользования, разумное использование предгорных и горных территорий и охраны экосистем при одновременном повышении эффективности использования имеющихся земельных и других ресурсов.

Необходимо отметить, что усиление социальной справедливости перераспределения земельных ресурсов в регионах республики невозможно без системного учета и разумного использования природно-климатических условий, эколого-экономических факторов земельных потенциалов регионов. Только разумное сочетание всех факторов и условий создает предпосылки для роста устойчивости землепользования и развития сельского хозяйства в целом. Решать эти проблемы в условиях решения продовольственной безопасности и развития продовольственного рынка связаны с совершенствования эколого-экономического регулирования землепользования с учетом региональной особенности и социальной справедливости перераспределения земельных ресурсов и охраны окружающей среды.

Важным результатам земельной реформы, которые автор оценивает как положительные. Первичное перераспределение земельных ресурсов между землепользователями и развитие многообразия форм хозяйствования в сельском хозяйстве аридной зоны Таджикистана за последние десятилетия привели к тому, что структура землепользования изменилась (диаграмма 1).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

2000 2010-2020 2030

Колхозы и совхозы ■ Новые формы с-х предприятий ■ Хозяйства насиления

Диаграмма 1. Изменение структуры землепользования по формам хозяйствования на землю Источник: составлен автором

Если в 2000 г. дехканские хозяйства и хозяйства населения занимали около 7% площади земли, то в 2010 и 2020 гг. эти показатели выросли до 39,5% и 62,9%, соответственно. По данным Госкомстата Республики Таджикистан, эти хозяйства производят почти половину валового продукта сельского хозяйства. Представляется, что изменения в этой сфере аграрного сектора и далее будут позитивными. По прогнозам автора, до 2030г. примерно 55% земли будут занимать дехканские фермерские хозяйства и хозяйства населения; 25% - коллективные хозяйства, а 15% - акционерные хозяйства и другие формы хозяйствования.

Рыночные земельные отношения и эффективное развитие различных форм хозяйствования способствуют созданию необходимых условий для более эффективного использования земельных ресурсов в сельском хозяйстве аридной зоны. Аридный климат

Таджикистана и быстрорастущее население страны - это те факторы, которые требуют разумного и эффективного использования предгорных и горных территорий. Об эффективности развития новых форм хозяйствования и многоукладного землепользования в сельском хозяйстве свидетельствуют результаты анализа структуры валовой продукции сельского хозяйства по видам сельскохозяйственных культур (табл. 1 ).

Таблица 1. - Динамика производства сельхозпродукции в Таджикистане за 2010-2020

гг., тыс. т.

Показатели Годы 2020/2010

2010 2015 2017 2018 2020 ,%

Зерновые культуры 1261,0 1392,5 1447,6 1296,1 1561,3 123,8

Хлопок 310,5 270,0 386,5 300,3 396,0 127,5

Картофель 760,1 887,4 782,8 964,6 1022,5 134,5

Овощи 1142,6 1666,5 1859,0 2119,3 2479,3 216,9

Бахчевые 482,3 592,4 631,3 641,7 756,9 156,9

Фрукты 225,3 299,2 405,0 447,9 467,8 207,6

Виноград 124,2 203,8 228,3 241,9 239,1 192,5

Мясо скота и птицы (в 2391,4 126,0

живом весе) 1896,9 2209,2 2317,3 2327,5

Молоко, литр 660,8 889,0 949,9 983,0 1020,9 154,4

Яйца, тыс. штук 231,9 357,2 341,4 450,3 983,1 423,9

Источник: Основные показатели сельского хозяйства Республики Таджикистан. Статистический сборник. - Душанбе, 2021. - С. 13-14; 54-55.

Анализ данных таблицы 1 показывает, что эффективность использования земельных ресурсов в значительной степени зависит от развития различных форм хозяйствования на земле. Всесторонний учет и оптимизация использования земельных ресурсов в сельском хозяйстве аридной зоны, переход на качественное и эффективное землепользование, снижение землеёмкости производства, воспроизводство плодородия почвы и земельных угодий, недопущение их деградации, восстановление и сохранение качества агроэкосистем -только при соблюдении этих условий землепользование в аридной зоне будет особенно качественным во всех отношениях (экологическом, экономическом, социологическом и др.).

Эффективность использования земельных ресурсов как важный фактор обеспечения продовольственной безопасности зависит от повышения эффективности землепользования, создание равноправных экономических условий для рационального использования земель различного качества, повышение ответственности за их использование, а также развитие сельскохозяйственного производства. Эти факторы играют важную роль не только в определении различных форм землевладения и землепользования, организационно-правовые формы хозяйствования, а также при обеспечение населения экологически чистой и безопасной продукции и эффективной развитие продовольственного рынка в регионах страны.

Земельная реформа существенно изменила системы землепользования в регионе, привела к перераспределению земельных ресурсов по категориям, формам собственности и хозяйствования различными хозяйствующими субъектами и создала условия для развития предприятий сельского хозяйства. Вместо старых форм хозяйствования, что касается сельского хозяйства, то эти новые формы хозяйствований претерпели изменения.: дехканские (фермерские) и индивидуальным семейным хозяйствам, арендованным хозяйствам, акционерным обществам и межфермерским хозяйствам, личным подсобным хозяйствам населения и т.п.

С устойчивым ростом таких холдингов, особенно дехканских (фермерских) холдингов и подсобных хозяйств населения, их удельный вес в структуре производства сельскохозяйственной продукции резко возрос, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.2.2.

Таблица 2. - Динамика структуры землепользования в Таджикистане по категориям хозяйств, %_

Категории землепользователей Существующий вариант Предлагаемый автором вариант

структуры

землепользования

1995 2005 2010 2023г

Все категории хозяйств 100 100 100 100 100

Колхозы и кооперативы 41,5 33,5 25,1 11,1 8,0

Госхозы 30,1 23,3 18,0 9,6 10,5

Дехканские хозяйства 0,4 8,4 15,0 38,2 45,9

Арендные хозяйства 16,4 13,7 11,5 8,2 6,5

Акционерные хозяйства 1,9 2,1 2,3 2,2 2,0

Индивидуальные семейные хозяйства 6,3 15,5 24,5 25,0 23,0

Подсобные и другие хозяйства 3,4 3,5 3,6 5,7 4,1

^Составлено: по данным Комитета по землеустройству, геодезии и картографии при Правительстве Республики Таджикистан и результатам проведенного автором исследования (2005-2020 гг.)

Известно, что Таджикистан не располагает большими запасами сельскохозяйственных угодий, особенно в предгорных и горных зонах. Более того, рост народонаселения и ограниченность земельных ресурсов, подходящие для сельскохозяйственного использования, обостряют и продовольственную, и экологическую проблему в республике. Так, в 20002023гг. площади орошения увеличились в среднем на 1,5%, а население страны выросло на 20%. Важно учитывать, что через 10-15 лет население регионов республики составит более 10 млн. человек, и площадь орошаемой пашни на душу населения сократится до 0,06 га/чел. Сейчас этот показатель составляет 0, 07 га/чел.

В решении этой важной задачи велика роль государственной поддержки агропромышленного комплекса и социальной защиты сельского населения - неотъемлемая часть национальной аграрной политики государства. Следует отметить, что уровень и направление поддержки сельского хозяйства отражают цели не только аграрной национальной политики, но и общей социально-экономической стратегии и тактики государства, как отрасли, обеспечивающей решение проблем экологической и продовольственной безопасности республики. При этом увеличение размеров государственной поддержки способствует росту объемов производства и его эффективности. Это означает, что приоритетную поддержку должны получать эффективные формы хозяйствования и конкретные землепользователи в отрасли.

Мировая практика свидетельствует о том, что государственная поддержка сельского хозяйства, в первую очередь, выражается в выделении ему достаточно больших средств в виде прямого субсидирования. Так, в странах - членах ВТО в рамках сельскохозяйственной политики основное внимание уделяется защите отечественных производителей. Обязательное субсидирование сельского хозяйства является распространенным явлением во многих регионах мира. К примеру, в Соединенных Штатах уровень поддержки сельского хозяйства составляет 49 миллиардов. долларов в год. В Японии - 47, в Европейском Союзе -95 миллиардов. долларов. В странах Евросоюза на 1 га пашни ежегодно выделяется до 400 долл., в США - 94, Канаде - 62.

Решение задачи эффективной государственной поддержки требует иного взгляда на роль сельского хозяйства:

- существенного улучшения сельскохозяйственного землепользования за счет внедрения методов «зелёной революции», передовых технологий;

- вовлечения в хозяйственный оборот новых земель и недопущения деградации земель сельскохозяйственного назначения;

- целевого использования бюджетных и других средств, выделяемых на селективную поддержку АПК и особенно новых форм хозяйствования (дехканские (фермерские), хозяйства населения и др.).

Селективная поддержка - непопулярная мера, но многие страны мира прибегают к ней с целью активного участия государства в управлении сельским хозяйством. Свою модель селективной политики применяла Италия в ходе послевоенной земельной реформы. Принципы селективного подхода широко применяются и в практике земельных преобразований Китая. Ее размеры в стоимости продукции сельского хозяйства многих европейских стран достигают 40-60%. В этих ситуациях государственная помощь ориентирована на ключевые сферы стимулирования производства и спрос на продукты за счет увеличения доходов и снижения бизнес-рисков на рынке продуктов питания.Одной из основных задач земельной реформы в сельском хозяйстве является обеспечение работой активно занятого населения, оздоровление социального климата в сельской местности и развитие агробизнеса. Например, в тех сельских районах, в тех случаях, когда уровень оказания медицинской помощи населению высок, активность работающего населения возрастает более чем на 26%. Примеры отдельных сельских поселений свидетельствуют о том, что на 100 сомони стоимости лечения вновь создаваемый доход составляет 110-120 сомони. При этом можно получить значительный национальный эффект в воспроизводстве рабочей силы.

Учет этих обстоятельств, а также необходимость повышения эколого-экономической эффективности землепользования в сельском хозяйстве аридной зоны определяют основные направления дальнейшего проведения земельной реформы в республике, среди которых можно выделить следующее:

- развитие новых форм хозяйствования и многоукладного землепользования;

- формирование многоукладного сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды;

- совершенствование оценки кадастровой стоимости сельскохозяйственных земель, разработка проектов землеустройства и мониторинга земель;

- развитие системы государственного регулирования землепользования и сельского хозяйства в целом и проведение активной политики социальной защиты сельского населения;

- развитие производственной и социальной инфраструктуры в регионах республики

и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алакоз, В. Зачем России земельная реформа / В. Алакоз, В. Киселев, Г. Шмелев. - М.: АО «Интердизайн», 1999. - 126 с.

2. . Ганиев, Т.Б. Аграрная реформа и устойчивое развитие сельского хозяйства Таджикистана / Т. Б. Ганиев. - М.: Диалог-МГУ, 1997. -112 с.

3. Исайнов, И.Р. Эффективнсоть новых форм хозяйствования и землепользования - основа развития мелиоративного сектора / И.Р. Исайнов // Научные труды международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ - МСХА, ЛНАУ, 19-20 июня 2006 г. Т. 1: Экономика. -Москва - Луганск, 2006. - С. 32-36.

4. Краснощеков, В.Н. Экономический механизм природопользования в орошаемом земледелии: монография / В.Н. Краснощеков. - М.: ФГОУ ВПО МГУП, 2010. - 187 с.

5. Кудратов, Р.Р. Региональные аспекты стратегии реализации программы реформирования сельского хозяйства в Республике Таджикистан / Р.Р. Кудратов // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - 2014. - № 2/11 (155). - С. 124-131.

6. Одинаев Х.А., Вохидов, В.В. Формирование системы государственного регулирования развития АПК: проблемы и перспективы / Х.А. Одинаев, В.В. Вохидов // Вестник ТГНУ: Серия экономических наук. - 2007. - № 6 (38). - С. 3-10.

7. Умаров, Х.У. Агробизнес и устойчивое землепользование в Республике Таджикистан / Х.У. Умаров // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - Душанбе: Сино, 2019. - № 4/1. - С.15-19.

8. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Зарубежный опыт и проблемы России. - М.: Кнорус, 2005. - 54 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.