Научная статья на тему 'Земельная реформа как основа реализации отношения собственности в аграрном секторе экономики республики Таджикистан'

Земельная реформа как основа реализации отношения собственности в аграрном секторе экономики республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
778
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛЯ / ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ / СОБСТВЕННОСТЬ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ДЕХКАНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / DEKHON''S HOUSEHOLD / LAND / LAND REFORM / LAND PROPERTY STOCKS / AGRARIAN SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Абдурахим Рахмонович

В данной статье рассматриваются основные направления и аспекты аграрной реформы в Республике Таджикистан. На основе теоретических и практических источников автор рассматривает землю как объект собственности и анализирует положение земельных отношений в Республике Таджикистан. А также на основе статистических данных приводит конкретные факты о качестве используемых земель и обращает внимание на экономические интересы сельхозпроизводителей как на основные существующие проблемы в аграрном секторе экономики Таджикистана. Таким образом, статья включает к себе существующие нерешенные проблемы в данной области экономики и ставит задачи, чтобы в будущем изучать и решать эти проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Land Reform as a Base of Realization of Property Relations in the Agrarian Sector of Tajikistan Republic Economy

The article dwells on the basic streamlines and aspects of agrarian reform in the Republic of Tajikistan. Proceeding from theoretical and practical sources the author considers the land as an object of property and analyzes the plight of land relations in Tajikistan Republic. Designing on the premise of statistical data he adduces concrete facts concerned with the quality of utilized lands and pays attention to economic interests of agricultural producers as these are the principal problems for the agrarian sector of Tajikistan economy. The latters have not been solved yet and the author raises these question in order they were thoroughly studied and obviated in future.

Текст научной работы на тему «Земельная реформа как основа реализации отношения собственности в аграрном секторе экономики республики Таджикистан»

Алиев Абдурахим Рахмонович,

аспирант ТГУПБП

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ

ТАДЖИКИСТАН

Основным направлением проводимой ныне в Республике Таджикистан аграрной реформы является земельная реформа, направленная на передачу земли крестьянам, обеспечение многообразия и равноправия форм землевладения и землепользования, чтобы обеспечить формирование и развитие экономического механизма регулирования земельных отношений. Эффективность и результативность аграрной реформы прежде всего связаны с трансформацией отношений собственности.

Отношения собственности являются ведущими в системе экономических отношений и во многом определяют особенности воспроизводства на стадиях производства, распределения, обмена и потребления. Земельные ресурсы Республики Таджикистан являются национальной собственностью. И действительно, земля по своей экономической сути — общенародное достояние. Она не является продуктом деятельности человечества, следовательно, не может быть товаром, предметом купли-продажи. Не случайно во многих цивилизованных странах частная собственность на землю фактически отсутствует (Австралия, Израиль, Китай, Швеция и др.). Не случайно бывший министр юстиции США, ученый-историк Р. Кларк, выступая в Совете Федерации в мае 1996 г., обратился к сенаторам с призывом: «Русские люди! Не продавайте свою землю! Это

единственное, что у вас осталось для национальной независимости» [1]. Поэтому многие исследователи аграрной экономики России утверждают, что введение частной собственности на землю, безусловно, является исторической ошибкой. Правильным, на их взгляд, является замена частной собственности на право бессрочного пользования землей или на право долгосрочной аренды, т.е. они предлагают изучить и использовать опыт Таджикистана.

Хотя в нашей республике сохранена монополия государственной собственности, все же в содержании земельной собственности в период перехода к рыночной экономике произошли крупные изменения, выраженные, прежде всего, в наделении сельских тружеников земельными долями. Необходимо подчеркнуть, что современные ученые - экономисты в процессе анализа экономических, в частности земельных отношений, обращают внимание прежде всего не на первоначальную суть или понятие собственности как таковой, а на экономическое содержание права собственности. На базе теории права собственности (Р. Коуз, Р. Познер, С.Пейович) и теории оптимального контракта (Дж. Стиглиц, Й. Маквил) институциональная

теория рассматривает проблему развития контрактных отношений «с учетом более широкого спектра форм собственности и контрактных форм» [2].

В правовой литературе земельные отношения рассматриваются как нормы земельного права, регулирующие владение, пользование и распоряжение землей методами запрета, предписания и дозволения. Следовательно, мы поддерживаем мнение авторов (исходя из постнеоклассической методологии) о том, что земельные отношения следует рассматривать как совокупность отношений, возникающих между субъектами земельного права по поводу владения, пользования и распоряжения землею.[3] Землепользователи земельных долей получили право свободного распоряжения ими, в том числе право выделения земельного участка в натуре при организации крестьянского (фермерского) хозяйства, внесения земельной доли в коллективное хозяйство при вступлении в него работника, сдачи земельной доли в аренду, ее обмена на другие земельные доли или на имущественный пай, передачи права пользования земельной долей в наследство, ее дарения и др.

Однако земельная реформа в республике привела к обострению ряда социально-экономических проблем. Например, с проблемами отношения собственности на землю тесно связаны особенности различных форм ее реализации, прежде всего распоряжения земельными долями, их аренды, присвоения земельной ренты и др. До сих пор нет единого мнения по вопросу о возрождении частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, целесообразности свободной их купли-продажи, залога, о границах распоряжения крестьян их земельными долями, о содержании и особенностях монополии на землю как на объект хозяйства, о приоритетности различных форм землепользования, о зональной и региональной земельной ренте, о цене земли и др. Все эти вопросы дискуссионные и нуждаются в глубоком исследовании с учетом особенностей современного этапа трансформационной экономики республики и имеют большое теоретическое и практическое значение.

Земля является всеобщим предметом и средством труда, а также местом жизнедеятельности людей. Характеризуя уникальную роль земли в обществе, К. Маркс отмечал: «Земля - вот великая лаборатория, арсенал, доставляющий и средства труда, и материал труда, и место жительства, т.е. базис коллектива» [4]. В сельском же хозяйстве земля с её плодородием служит главным средством сельскохозяйственного производства. Наряду с трудом земля является источником вновь создаваемых материальных благ, новых потребительских стоимостей. Земля с её плодородием используется в растениеводстве для выращивания различных сельскохозяйственных культур, в том числе и кормовых культур для животноводства. Следовательно, чтобы превратить земельный дар в земельный капитал, как и другие основные фонды, требуются затраты труда и капитала. Затраты труда как вложение для улучшения земель являются важными факторами роста сельскохозяйственного производства.

Эффективное, рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения прежде всего связано с реализацией отношений собственности, возрождением чувства хозяина-крестьянина и населения в целом. Общество должно осознать, что земля незаменима, т.е. её нельзя заменить другими средствами

производства. Другими словами, никакие другие средства не могут заменить землю в процессе производства. В таком случае повышение плодородия почвы и означает, по существу, расширенное воспроизводство земельных ресурсов. Производство сельскохозяйственной продукции можно увеличить или за счет освоенния новых земель (если оно есть), или за счет повышения урожайности культур, то есть путем интенсификации сельского хозяйства.

Следует отметить, что эти два пути повышения сельскохозяйственного производства в стране заметно не наблюдаются. Например, в 2005 году сельскохозяйственные угодья в республике составляли 3864,6 тысяч гектаров, а в 2010 году их размер уменьшился до 3746,0, т.е. на 16 %, или на 118,6 тысяч га. (см табл. 1.)

Таблица 1.

Структура земельного фонда Республики Таджикистан

Категории земельных ресурсов 2005 2008 2010 2010 к 2005, в%

тыс. га в % тыс. га в % тыс. га в %

1. Общая земельная площадь 14255,4 - 14255,4 - 14255,4 - -

2. Все сельскохозяйственные угодья 3864,6 100,0 3780,5 100,0 3746,0 100,0 96,9

2.1 в том числе - - - - - - -

2.2 пашня 709,0 18,3 699,8 18,5 673,1 18,0 94,9

2.3 многолетние насаждения 97,4 2,52 102,3 2,70 115,7 3,09 118,7

2.4 сенокосы 17,0 0,44 17,7 0,47 17,7 0,48 104,1

2.5 пастбища 3012,5 77,9 2930,4 77,53 2909,8 77,64 96,6

2.6 залежи 28,7 0,75 30,3 0,80 29,7 0,79 103,4

Источник: Таджикистан: 20 лет государственной независимости /Статистический сборник. -Душанбе, 2011. -С. 519.

Из данных таблицы 1. видно, что мы не можем расширить земельные ресурсы за пределы 14255,4 тыс. га, точнее, за 3746,0 тыс. га сельхозугодий республики. Мы только можем провести структурные изменения посевных площадей в рамках данных площадей с учетом или с целью эффективного и рационального использования земельных ресурсов.

Уменьшение площади орошаемых земель еще продолжается. Снижение физического объема производства сельскохозяйственной продукции на один гектар сельхозугодий или постоянство величины этих показателей для отдельных видов продукции сельского хозяйства свидетельствует о том, что аграрный сектор выпал из рейса интенсивного роста. Если в показателе роста учитывается естественный рост населения, тогда отрицательная тенденция сельскохозяйственного производства становится еще более прозрачной. Когда 50% продовольственных продуктов поступают в страну извне (импорт), необходимо серьёзно задуматься о положении

отрасли: возрождении воспроизводственных циклов в сельском хозяйстве. В этом процессе главной задачей выступает оздоровление, улучшение наличных сельхозугодий. Как известно, земля пространственно ограничена, ее площадь нельзя расширить. Количество машин, оборудования и других средств производства можно увеличить, наращивая их выпуск. Конечно, в каждый данный период можно расширить площади используемых земель за счет вовлечения в оборот неиспользуемых массивов. Но если свободных земель нет, то нельзя увеличить количество земли. Площадь земель ограничена, и её нельзя производить или увеличить как оборудование, здание и сооружения. Конечно, в определенные исторические периоды размер сельскохозяйственных угодий можно увеличить за счет целинных земель. Но это тоже имеет границу, предел, и его нельзя перешагнуть. В нашей стране ограниченность земель ощущается еще сильнее: 93% территории республики состоит из гор, предгорий. На каждого жителя республики приходится 0,10 га пашни. В республике общий земельный фонд или общая земельная площадь составляли 14255,4 тыс. га, и это предел. Из них в 2010 г. 3746,0 тыс. га составляли сельхозугодья, 673,1 тыс. га - пашни, 2909,8 тыс. га - пастбища, и т.д.

Следовательно, структурные изменения земельных ресурсов, выбор лучших вариантов их использования в данном размере земельных ресурсов являются относительно дешевыми способами (с минимальными затратами) повышения эффективности сельскохозяйственного производства. А это можно осуществить путем формирования многоукладности аграрного сектора. В действительности, одним из важнейших путей реализации отношений собственности и экономических интересов сельхозпроизводителей в стране является достижение многообразия форм землепользования, формирование многоукладной аграрной экономики. В настоящее время в сельском хозяйстве республики имеются различные формы землепользования, такие как государственная, коллективно-кооперативная, дехканская и др.

Для возрождения чувства хозяйствования и ответственности, повышения заинтересованности сельского населения и сельхозпроизводителей в эффективном использовании земель сельскохозяйственного назначения в республике преобразовано много крупных сельскохозяйственных предприятий в фермерские хозяйства. В соответствии с законом Республики Таджикистан «О фермерском (дехканском) хозяйстве» [5], «дехканское (фермерское) хозяйство - самостоятельный хозяйствующий субъект, деятельность которого как предпринимателя основывается на личном труде одного лица, членов одной семьи или группы лиц и которое базируется на земельном участке и другом имуществе, принадлежащем его членам». Согласно принципу рыночной экономики, они должны иметь прежде всего свободный выбор и свободную деятельность: выбор программы производства определяется самостоятельно с учетом своих экономических интересов, инициативы и способностей. Никакие формы и методы деятельности не должны определяться извне или обязывать со стороны, кроме рекомендательного характера. Самосознание и самоутверждение фермера как реального пользователя земли (имеющего право на пользование и распоряжение земельными ресурсами) расширяет экономическую власть в процессе хозяйствования.

Таблица 2.

Развитие дехканских хозяйств в Республике Таджикистан

№ п.п. Показатели 2005 2008 2010 2010 к 2005 в %

1. Число зарегистрированных дехканских хозяйств, ед. 23101 30842 51372 223,4

2. Площадь сельхозугодий,тыс. га 2380,6 2610,4 2682,7 112,6

3. Средний размер земельного участка, га 103,1 86,4 52,2 50,6

4. В % к общим сельхозугодьям 61,6 69,0 71,6 116,2

5. Число колхозов 12 1 1 8,3

6. Число совхозов 46 7 5 10,8

Источник: Таджикистан: 20 лет государственной независимости / Статистический сборник. -Душанбе, 2011. -С. 513-522.

Именно с целью реализации вышеуказанных теоретических положений в нашей стране была начата модернизация сельскохозяйственных предприятий и организация фермерских (дехканских) хозяйств. Главная задача состоит в том, чтобы земля нашла своего хозяина. Ныне в республике насчитывается более 51372 единиц фермерских хозяйств, что увеличилось в 2,2 раза по сравнению с 2005 г.. Эти хозяйства в 2010г. охватывали более 2682,7 тыс.га. сельхозугодий, или боле 71 % всей площади сельхозугодий республики (см. таблицу 2.). Фермерское хозяйство производит более 40 % валовой продукции сельского хозяйства. Следует отметить, что источником доходов более 60% населения сельской местности составляют отрасли сельского хозяйства. [6]

Таблица 3.

Валовая продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах 2010 года

Отрасли 2005 2008 2010

млн.сом в % млн.сом в % млн.сом в %

Всего 6855,9 101,6 7957,9 106,1 9391,4 106,8

в том числе:

растениеводство 4724,9 98,8 5523,5 107,3 6617,5 106,4

животноводство 2134,1 110,1 2429,8 103,1 2773,9 107,8

Источник: Таджикистан: 20 лет государственной независимости /Статистический сборник. -Душанбе, 2011.-С. 513-522.

Из данных таблицы 3 можно видеть, что производство сельскохозяйственной продукции в 2010 году по сравнению с 2008 и 2005 годами выросло до 9391,4 млн. сом, или до 106,8 %. Это развитие можно объяснить за счет индивидуального производства некоторых независимый хозяйств, которые за счет своих резервов или собственного капитала достигли хороших результатов хозяйствования. Но это не означает, что производственный потенциал нашей республики полностью используется. Из вышеприведенной таблицы (таблица №2) видно, что в республике по большому счету некачественно и неразумно используются земельные ресурсы, т. е земельные площади сельхозугодий. Если государство создаст условия или возможности для развития и качественного использования этой перспективной отрасли, то можно увеличивать объем производства сельхозпродукции.

Однако, к сожалению, по сравнению с производительным потенциалом отраслей или уровнем роста населения (безработицы) можно видеть, что в аграрном секторе не наблюдается достаточный темп роста аграрного сектора экономики. Снижается уровень экспорта продукции сельского хозяйства, наоборот, увеличивается величина импорта продовольственной продукции. Основными причинами здесь являются ограничения свободы хозяйствования, туманная атмосфера предпринимательства в отрасли, высокий уровень деградации земель, которая происходит в основном за счет засоления, эрозии т.д. Износ основных фондов в сельском хозяйстве составляет более 70 %, вышло из оборота пашни - 2530%, выбытие фондов в 1,5 - 2 раза. Увеличилось обновление всего на 1-4 %. Это положение ослабляет уровень продовольственной безопасности страны.

Таким образом, эта картина характеризует то, что отсутствует эффективный спрос на землю и не сформировалась рыночная система использования земельных ресурсов, т.е. рынок земельных ресурсов. Для этого прежде всего требуется государственная поддержка сельскохозяйственных производителей, т. е малого и среднего предпринимательства, чтобы в дальнейшем развивать эту отрасль экономики.

Список использованной литературы:

1. Крестьянства и власть: ответственность и интересы //Вопросы экономики. - №2. -2010. -С. 150-156.

2. Общая экономическая теория (политэкономия) / Под. общ. ред. акад. В. И. Видяпина М.: ПРОМО - Медиа, 1995.

3. Мирсаидов С.А. Совершенствование рыночного механизма землепользования в сельском хозяйстве. Диссертация кандидата экон. наук. -Душанбе, 2010.

4. Маркс Карл, Энгельс Фридрих. Сочинения (2-е издание). Том 1. -М.: Издательство политической литературы, 1955. — 663 с.

5. Закон Республики Таджикистана «О фермерском (дехканском) хозяйстве» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2009. №5. ст. 333)

6. Федалиев А. К,онущо ба манфиати кишоварзон. //Садои мардум. -№24. -2007.

А.Р. Алиев

Земельная реформа как основа реализации отношений собственности в аграрном секторе экономики Республики Таджикистан

Ключевые слова: земля, земельная реформа, земельные запасы, собственность, аграрный сектор, дехканское хозяйство.

В данной статье рассматриваются основные направления и аспекты аграрной реформы в Республике Таджикистан. На основе теоретических и практических источников автор рассматривает землю как объект собственности и анализирует положение земельных отношений в Республике Таджикистан. А также на основе статистических данных приводит конкретные факты о качестве используемых земель и обращает внимание на экономические интересы сельхозпроизводителей как на основные существующие проблемы в аграрном секторе экономики Таджикистана. Таким образом, статья включает к себе существующие нерешенные проблемы в данной области экономики и ставит задачи, чтобы в будущем изучать и решать эти проблемы.

A.R. Aliyev

Land Reform as a Base of Realization of Property Relations in the Agrarian Sector of

Tajikistan Republic Economy

Key words: land, land reform, land property stocks, agrarian sector, dekhon's household

The article dwells on the basic streamlines and aspects of agrarian reform in the Republic of Tajikistan. Proceeding from theoretical and practical sources the author considers the land as an object of property and analyzes the plight of land relations in Tajikistan Republic. Designing on the premise of statistical data he adduces concrete facts concerned with the quality of utilized lands and pays attention to economic interests of agricultural producers as these are the principal problems for the agrarian sector of Tajikistan economy. The latters have not been solved yet and the author raises these question in order they were thoroughly studied and obviated in future.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.