Карриев К.С. ассистент кафедра "Бизнес бошкаруви" Ташкентский государственный экономический университет
ЗЕЛЕНЫЕ ЗАКУПКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Аннотация. Зеленые закупки в современном мире становятся неотъемлемым элементом стратегий экономического и экологического развития. Этот вид закупок направлен на снижение негативного воздействия на окружающую среду путем учета экологических критериев при выборе товаров и услуг. Однако важным аспектом, часто упускаемым из виду, является их потенциал как инструмента экономии бюджетных средств. В данной аннотации рассматривается, как зеленые закупки способствуют снижению операционных расходов за счет выбора энергоэффективных решений, продуктов с меньшим экологическим следом и улучшения управления ресурсами.
Ключевые слова: государственные закупки, зеленые государственные закупки, экологические критерии, экомаркировка.
Karriev K.S. assistant
Department of "Business Boshkaruvi" Tashkent State Economic University
GREEN PURCHASING AS A TOOL FOR SAVING BUDGET FUNDS
Abstract. Green procurement in the modern world is an integral part of economic and environmental development strategies. This type of procurement aims to reduce the negative impact on the environment by taking into account environmental criteria in the selection of goods and services. However, an important aspect, often overlooked, is their potential as a cost-saving tool. This annotation examines how green procurement contributes to reducing operating costs by choosing energy-efficient solutions, products with less environmental footprint and improved resource management.
Keywords: Public procurement, green public procurement, environmental criteria, eco-labelling.
ВВЕДЕНИЕ
Системы закупок для государственных и муниципальных нужд играет важную роль в экономике. Закупки являются важным инструментом
модернизации экономики страны. Одним из важных вопросов в экономике страны является эффективное использование бюджетных средств. В данном случае закупки являются одним из предпочтительных направлений. Таким образом, от установления контроля качества товаров, работ и услуг, до альтернативного и эффективного использования государственных средств, а также анализа процесса высока вероятность достижения конечного результата. В современной экономике закупки для государственных и муниципальных нужд играют ключевую роль в решении многих экономических проблем.
Методология исследования
«Зелёные государственные закупки» это закупки, которые подразумевают рациональное, оптимизирующее расходование государственных средств, использование рыночных возможностей для значительного увеличения экологического и социального преимущества на местном и национальном уровнях.
Актуальность внедрения концепции «зелёных» государственных закупок в условиях Узбекистана, прежде всего, диктуется чрезмерной энерго- и ресурсоёмкостью его экономики, деградацией почвенных ресурсов, возрастающей нехваткой воды и пр. Неэффективное использование энергетических и прочих ресурсов является основным препятствием для достижения устойчивого экономического роста национальной экономики. Согласно данным Всемирного банка и ООН, Республика Узбекистан только из-за низкой энергоэффективности экономики Узбекистан ежегодно теряет порядка 4,5% ВВП. Ввиду вышеизложенного среди наиважнейших задач социально-экономической политики правительства особое место занимает кардинальное сокращение высокой энерго- и ресурсоёмкости экономики. Среди основных мероприятий в данном направлении это модернизация энергетики, сельского хозяйства и системы водопользования, создание эффективной системы энергосбережения, снижения материальных затрат в производственном процессе.
Необходимым условием реализации мероприятий по повышению энерго- и ресурсоэффективности (ЭРЭ) экономики является применение механизма «зелёных» и энерго- и ресурсоэффективных гос. закупок (ЭРЭГЗ). Как показали расчеты Всемирного банка, расходы на повышение энергоэффективности промышленности в 2-4 раза меньше, чем расходы по введению в строй новых источников первичной энергии. Кроме решения вышеназванных проблем, применение «Зелёных» и ЭРЭГЗ гос. закупок позволит поддержать программы импортозамещения, стимулировать инновационные производства, решит экологические проблемы, обеспечит водную, продовольственную и энергетическую безопасность страны. Ввиду сложности и большого охвата концепции «зелёных» закупок на первых
порах целесообразнее остановиться на энерго и ресурсоэффективных закупках.
Кроме того, в условиях Узбекистана ЭРЭГЗ в отличие от «зелёных» ГЗ дают очевидный и большой экономико-финансовый эффект. С целью оценки выгод и издержек применения ЭРЭГЗ в Узбекистане проектом «Реформа бюджетной системы в Узбекистане» подготовлен доклад «Внедрение «зелёных» (энерго- и ресурсоэффективных) государственных закупок: международный опыт, возможности для Узбекистана и влияние на государственный бюджет». В данном докладе описывается международный опыт применения ЭРЭГЗ и опыт реализации мероприятий по повышению энерго- и ресурсоэффективности экономики в Узбекистане, приводятся комплексные расчеты выгод и издержек, а также препятствий при их реализации и на их основе предлагаются рекомендации по применению ЭРЭГЗ в Узбекистане. Но обо всем по порядку. Опыт Узбекистана в реализации мероприятий по повышению энерго- и ресурсоэффективности экономики. В Узбекистане реализуется ряд мероприятий по повышению энерго- и ресурсоэффективности. В качестве примера можно привести инвестиционные проекты по замене устаревшего оборудования в электроэнергетике, пилотные инициативы по реконструкции зданий социального назначения, применение капельного орошения и т.п.
Авторами вышеупомянутого доклада был проведён комплексный расчёт долгосрочной упущенной выгоды при текущей системе ГЗ, рассчитанный на основе 5 пилотных школ, в которых был проведен эксперимент по применению ЭРЭ решений. Согласно этим расчётам, при расходах на 305,7 млн. сумов на применение ЭРЭ решений, в течении 10 лет получается выгода в 954,5 млн. сумов или чистый положительный финансовый поток составит 648,8 млн. сумов. Но при этом в будущем сокращаются сметы бюджетных организаций на сэкономленную сумму в результате применения энергоэффективных решений, что не создает у них стимулов в данной сфере.
Другой пример показывает распределение выгоды от ЭРЭГЗ между различными субъектами - расчеты на основе модернизации теплоэлектростанции (ТЭС) показывают, что только 16,5% от выгоды ЭРЭГЗ получает сами ТЭС, а остальное госбюджет, государственные целевые фонды и НХК «Узбекнефтегаз». Но при этом все расходы по реализации энергоэффективных решений несёт ТЭС в одиночку.
Третий пример касается применения капельного орошения в низкоурожайных землях, в которых выращивается хлопок. Расчеты показали, что в этом случае фермеры, внедрившие капельное орошение, получают 12,5% от всей выгоды. Подобные правила бюджетного планирования, распределение выгод де-стимулирует применение ЭРЭ решений в стране. Кроме того, энерго- и ресурсоэффективные товары обычно стоят дороже, но в процессе эксплуатации окупаются с лихвой. Но
сложившаяся практика закупки самого дешевого при игнорировании качественных параметров усложняет закупки энерго- и ресурсоэффективных товаров.
Обзор литературы
Роль зеленых закупок в снижении операционных расходов:
Исследования показывают, что использование энергоэффективных и экологически чистых продуктов в рамках зеленых закупок может значительно снизить операционные расходы организаций. Это достигается за счет уменьшения потребления ресурсов и экономии на утилизации отходов (Smith, 2018).
Экономическая эффективность и долгосрочная выгода: Исследования также подчеркивают, что инвестиции в зеленые технологии и продукты обычно обеспечивают более длительный срок службы и требуют меньших затрат на обслуживание и замену, что ведет к долгосрочной экономии средств (Jones, 2019). Социальные и экологические выгоды: помимо экономии бюджетных средств, зеленые закупки способствуют улучшению экологических показателей организаций и общества в целом, что имеет положительное социальное воздействие и укрепляет имидж компаний как экологически ответственных (UNEP, 2020). Политика и регулирование зеленых закупок: Исследования указывают на значимость правительственной поддержки и разработки соответствующих политик для успешной реализации зеленых закупок. Эффективное регулирование и стимулы в виде налоговых льгот и субсидий способствуют активизации частного сектора в этом направлении (European Commission, 2021). Международный опыт и передовые практики: Изучение международного опыта в области зеленых закупок показывает, что страны с развитой системой зеленого общественного заказа демонстрируют значительные экономические и экологические выгоды. Внедрение передовых практик может служить вдохновением для других стран и организаций (OECD, 2020).
Анализ и результаты
Зеленые закупки становятся все более значимым инструментом для организаций и государств, стремящихся не только сократить операционные расходы, но и снизить экологическое воздействие своей деятельности. Основная идея заключается в выборе продуктов и услуг, которые обладают меньшим экологическим следом и потребляют меньше ресурсов в процессе производства и эксплуатации. Экономия бюджетных средств через зеленые закупки достигается несколькими способами. Во-первых, выбор экологически эффективных продуктов часто ведет к снижению расходов на энергопотребление и водоснабжение благодаря их более эффективному использованию ресурсов. Во-вторых, долгосрочные экономические выгоды достигаются за счет меньших затрат на обслуживание и утилизацию
отходов благодаря использованию продуктов с долгим сроком службы и меньшей степенью их загрязнения окружающей среды.
Выводы и предложения
Использование зеленых закупок как стратегии экономии бюджетных средств демонстрирует значительный потенциал для организаций и государств. В ходе исследования были выявлены следующие ключевые выводы:
1. Экономическая эффективность: Зеленые закупки позволяют снизить операционные расходы благодаря выбору экологически эффективных продуктов и услуг. Это включает сокращение расходов на энергопотребление, водоснабжение и утилизацию отходов.
2. Долгосрочная выгода: Инвестиции в зеленые технологии и продукты оправдываются за счет их длительного срока службы и меньших затрат на обслуживание и замену. Это способствует существенной экономии в будущем.
3. Экологические и социальные выгоды: Применение зеленых закупок способствует сокращению углеродного следа и других негативных воздействий на окружающую среду, что улучшает экологический имидж организации и способствует устойчивому развитию.
На основе вышеизложенного можно предложить следующие рекомендации для дальнейшего развития зеленых закупок:
1. Внедрение более жестких стандартов и критериев для зеленых закупок с целью повышения эффективности использования ресурсов и сокращения экологического воздействия.
2. Обучение и поддержка персонала в области зеленых технологий и практик для повышения осведомленности и эффективности внедрения зеленых решений.
3. Содействие и поддержка со стороны государственных органов через налоговые льготы, субсидии и другие стимулы для стимулирования зеленых инвестиций и закупок.
Использованные источники:
1. Якушина Е.В. Федеральная контрактная система и государственные закупки в сфере образования: что нужно знать директору школы / Якушина Е.В. // Народное образование / Автономная некоммерческая организация «Издательский дом «Народное образование» (М.); ред. Кушнир А., Бестужев-Лада И., Вишникина С., Новиков А., Литвинов А., Морозов С., Мухина В., Поташник М., Целищева Н. - М.: Изд-во Автономная некоммерческая организация «Издательский дом «Народное образование», 2014. - 248 с., (дата обращения: 15.02.2022).
2. Черемухин С.А. Развитие экономических отношений в системе государственных закупок как условие модернизации экономики России: Автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.01. Тамбов, 2010., С.4., (дата обращения: 15.02.2022).
3. Ничкова Л.А., Сигора Г.А., Хоменко Т.Ю. Проблемы загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом в Республике Крым // ХХ1век. Техносферная безопасность. 2017. Т. 2. №4. С. 26-37., (дата обращения: 15.02.2022).
4. Алиева Т.Е., Сметанина Т.П. Государственные закупки - варианты «зеленых стандартов» // Научные известия. 2018. № 12. С. 70- 75., (дата обращения: 18.03.2022).
5. Европейский каталог экологичных товаров. Электронный ресурс. - URL: http ://ec.europa.eu/ecat/products/en. (дата