Научная статья на тему 'ПУБЛИЧНЫЕ ЗАКУПКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ'

ПУБЛИЧНЫЕ ЗАКУПКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ЗАКУПКИ КОРПОРАЦИЙ / ЗАКУПКИ ИННОВАЦИЙ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО / ЭКОЛОГИЧНОСТЬ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЗЕЛЕНЫЕ ПУБЛИЧНЫЕ ЗАКУПКИ / ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЕ КОНТРАКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковальчук Юлия Александровна, Борисов Павел Олегович

Рассматриваются аспекты реализации публичных закупок (государственных органов и компаний) с учетом критериев экологичности и энергоэффективности. Переход к «зеленым» публичным закупкам оценивается как политический инструмент, способствующий стимулированию инноваций с целью создания экологически безопасных и энергосберегающих продуктов и услуг. Сделан вывод, что достижение целей технологического лидерства в современных условиях может быть обеспечено посредством интеграции более активного перехода к энергосберегающим решениям и разработки новых энергоэффективных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковальчук Юлия Александровна, Борисов Павел Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC PROCUREMENT AS A TOOL FOR ACHIEVING TECHNOLOGICAL LEADERSHIP IN ENERGYEFFICIENCY

Aspects of public procurement (from government agencies and companies) implementation are considered, taking into account the criteria of environmental friendliness, energy conservation and energy efficiency. The transition to "green" public procurement is assessed as a political tool that promotes innovation in order to create environmentally friendly and energy-saving products and services. It is concluded that the achievement of the technological leadership goals in modern conditions can be achieved through the integration of a more active transition to energy-saving solutions and the development of new energy-efficient technologies.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНЫЕ ЗАКУПКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ»

�гоэффективности в механизм государственных закупок на выполнение работ по строительству, ремонту и обслуживанию зданий, который могли бы привести к экономии энергии на 50% и более [10], включая закупку энергосберегающих материалов, энергоэффективного (не менее чем на 20%) и более экологичного общественного транспорта, развитие генерации и использования энергии из возобновляемых источников. Далее с 2014 по 2020 г. программа «Горизонт 2020» и с 2020 по 2027 г. актуальная сегодня программа «Горизонт Европа» являются интегрирующими [11]. Эти программы в рамках реализации общих подходов по финансированию исследований

и инноваций для низкоуглеродной экономики направлены на поддержку разработок энергоэффективных технологий и их внедрение на рынки. Государственные закупки по актуальной программе осуществляются для строительства и реконструкции энергоэффективных зданий, включая жилые и промышленные объекты, возведения систем отопления и охлаждения, вовлечения малого бизнеса в сферу генерации и передачи энергии, включая альтернативную энергетику, софинан-сирования энергоэффективных проектов в формате государственно- частного партнерства.

В Китае реализация стратегии «Сделано в Китае 2025» направлена на модернизацию производства в сторону экологически безопасных проектов, которые неотделимы от повышения общей энергоэффективности в обрабатывающей промышленности. Соответственно, государственные закупки направлены на содействие решению этой задачи, включая работу специально созданного Общества ресурсосбережения и охраны окружающей среды для поддержки устойчивого развития производственной деятельности при сохранении природных экосистем.

В России с 2010 г. действовала государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», реализована практика учета приоритетов государства в стратегиях и доктринах развития (например, Стратегия экологической безопасности Российской Федерации до 2025 г.), что: 1) не означает их закрепления в виде обязательных норм в законодательстве по закупкам [12]; 2) но может оказать влияние на принятие решений органами власти при решении стратегических задач развития территорий; 3) стимулирует применение соответствующих принципов (например, принципа экологичности) в закупках. В настоящее время в рамках развития механизма государственных и муниципальных закупок продолжается работа по распространению практик достижения энергосбережения и энергоэффективности в организациях государственного сектора (в образовательных учреждениях, медицинских организациях, культурно-досуговых и спортивных учреждениях, учреждениях социального обслуживания и зашиты и др.). Большинство из этих закупок - это закупки муниципальных заказчиков, что отражает целенаправленное решение задачи расширения применения принципов энергоэффективности для объектов муниципального уровня. Только в 2021 г., как отмечают эксперты энергосервисных компаний, общая стоимость всех заключенных государственных контрактов в сфере энергоэффективности достигла 57,5 млрд руб., что почти в три раза превысило показатель 2020 г.

Потенциал «зеленых» публичных закупок в решении задач технологического лидерства

Публичные закупки, помимо своей классической задачи удовлетворения государственных нужд и нужд государственных компаний и решения социально - экономических задач развития общества, ориентированы и на стимулирование развития новых технологий, которое реализуется через бюджетное финансирование. В научной литературе используется термин «публичные закупки для инноваций», что отражает включение в механизм государственного управления решение задач инновационного развития, что фактически проявляется в том, что такие публичные закупки становятся инструментом промышленной политики страны. При этом отдельно можно планировать как закупки инновационной продукции и технологий,

Рис. 1. Объем «зеленых» публичных закупок европейских стран в % от ВВП [18]

и также осуществлять бюджетное финансирование для стимулирования инновационной деятельности [13], создания новых рынков [14], одновременно осуществляя проекты государственно - частного партнерства в сфере разработки новых технологий, способных стать основой технологического лидерства, и повышения производительности труда в производстве и сфере услуг.

Осознание не только объективной цифровой трансформации экономики и обще -ства, но и необходимости учета «зеленой» повестки позволило выделить особый тип закупок - так называемые «зеленые» публичные закупки, которые представляют собой закупки товаров и услуг, которые наносят меньший экологический ущерб с учетом всего их жизненного цикла. Как и закупки для инноваций, «зеленые» публичные закупки воспринимаются как аналогичный политический ин -струмент, используемый для решения задач охраны окружающей среды, сохранение ресурсов и повышение эффективности их использования посредством закупочной деятельности государства и государственных компаний [15], а также для стимулирования создания производств экологически безопасных продуктов и услуг на основе выделения в структуре ценовых критериев предметов закупки экологических критериев для оценки поставщиков товаров, продукции и услуг [16, 17].

Если обратиться к статистическим данным, то имеет место факт озабоченности в отношении расходования энергетических ресурсов в странах с высоким уровнем дохода населения. Так, согласно отчету компании ВР, самый высокий уровень потребления первичной энергии в расчете на 1 человека отмечался в 2020 г. в Канаде (361,1 Гдж), Норвегии (356,0 ГДж) и США (265,2 ГДж). Одновременно с этим имеется рост энергопотребления в связи с развитием промышленности в развивающихся странах - так, на протяжении последних 10 лет среднегодовой рост потребления энергии в расчете на одного человека составил в Китае 3,3% и в Индии 3,5%, но в развитых странах потребление снизилось в среднем на 0,5% в год. При этом среди европейских стран лидирует в «зеленых» закупках Франция (рис. 1), которая расходует 21,3% ВВП на закупки для государственных и муниципальных нужд экологичных товаров, а также на финансирование энергосервисных контрактов

25.0

20.0

15.0

10.0

5.0

0.0

Рис. 2. Показатели публичных закупок для инноваций (составлено авторами на основе данных [19, 20])

для решения задач энергосбережения и энергоэффективности при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.

Объективная взаимозависимость публичных закупок для инноваций и «зеленых» публичных закупок подтверждается результатами компаративного анализа в сравнении с уровнем выбросов СО2 по странам (рис. 2 и рис. 3).

3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0

«

к я

о Я

э

«

к к й 5! о

и

« К

к

й

« К

я к

Й

£

«

к &

к

о

га

« К

ч й н

К

«

к ч 2 ЁУ

л о С

«

к к й К о

К

0,35 0,3 0,25 0,2 0,15 0,1 0,05 0

□ Доля затрат на исследования и разработки в 2018 году, в % от ВВП ■ Выбросы СО2 в 2018 г., кг на 1 доллар ВВП (правая шкала)

Рис. 3. Показатели «зеленых» публичных закупок (составлено авторами на основе данных [20, 21])

80 70 60 50 40 30 20 10 0

«

к я и я

«

к К К

к к я

й се к

5! Й

Л Л

и и ©

К!

к К к К

& § К св

к [-с И

и К ь о

т н Л о С К

0,35 0,3 0,25 0,2 0,15 0,1 0,05 0

□ Число "зеленых" контрактов в 2018 г., ед.

■ Выбросы СО2 в 2018 г., кг на 1 доллар ВВП (правая шкала)

Так, страны с более высоким объемом финансирования исследований и разработок добиваются лучших показателей по снижению выбросов углекислого газа в атмосферу (Швеция при 3,3% от ВВП расходах на науку и инновации показывает один из низких показателей загрязнения окружающей среды). При одинаковом количестве реализованных «зеленых» контактов Швеция и Италия показывают разные показатели снижения СО2 - в Италии он ниже (при этом данная страна расходует на исследования и разработки только 1,4% своего ВВП).

Следует отметить, что в последние годы «зеленые» публичные закупки эволюцио -нировали в сторону устойчивых публичных закупок, которые включают интеграцию

социально - экономических соображений в закупки продукции и услуг для государственных ведомств и компаний в дополнение к существующим экологическим, обеспечивая получение социальных, экономических и экологических выгод для общества (а не исключительно экологических, как в случае «зеленых» публичных закупок).

Реализация энергосервисных контрактов для целей энергосбережения и инновационности решений в Российской Федерации

«Зеленые» и экологически чистые публичные закупки играют важную роль в решении проблемы снижения воздействия окружающую среду от продуктов, услуг и работ, связанных со строительным сектором, и создания экологической и инновационной ценности для общества в пользу более зеленой и устойчивой экономики с учетом стратегических приоритетов развития страны [22]. Процесс адаптации публичных закупок к решению задач энергосбережения и энергоэффективности (рис. 4) показывает не только организационные действия, начиная от закупок энергосберегающих материалов и повышение эффективности использования различных типов ресурсов, но и изменение модели поведения как в бизнесе, а так и в обществе относительно экологической направленности развития.

Согласно европейским исследованиям [23], на здания приходится наибольшая 42% -ная доля общего конечного потребления энергии и ими же генерируется около 35% всех выбросов парниковых газов, на строительные и демонтажные работы приходится около 33% отходов, образующихся ежегодно, и более 50% всех природных ресурсов преобразуются в строительные материалы и изделия. Следовательно, аспекты, связанные с энергосберегающей эксплуатацией зданий, возводимых из экологических чистых материалов и с максимальной энергоэффективностью, имеют важное значение для формирования критериев «зеленых» публичных закупок, а для промышленности строительных материалов и сектора строительства усиливается необходимость решения задач разработки новых технологий и материалов.

Учитывая распространенность в развитых странах зеленых публичных закупок, к сожалению, в России пока еще не отмечается такая тенденция. Несмотря на то, что за последние 10 лет государственные расходы на охрану окружающей среды выросли в 10 раз и за три последних года есть их рост, а также экология стала одним из приоритетов развития страны, в закупочной государственной системе пока нет четкого указания на выделение критериев экологичности при выборе поставщиков.

Объяснение этой позиции может быть следующее. Прежде всего, это отсутствие правового фундамента, на основании которого закупочная система может ориентироваться в своей работе с «зелеными» закупками, а также недостаточность определения экологических правил и норм [24]. Одним из первых шагов следует считать с 2023 г. в России введение в действие перечня товаров для государственных закупок, по которым будет указываться доля вторичного сырья, использованного при производстве. Это должно стимулировать как расширение рынка сбыта продукции, предполагающей использование переработки и развитие идей циркулярной экономики, так и увеличение спроса на такую продукцию от государственных заказчиков. Экологическая безопасность должна стать одним из принципов государственных закупок наравне с их прозрачностью и конкурентностью, ведь это будет способствовать и обновлению экономики государства.

Косвенным подтверждением внимания со стороны государственных заказчиков становится использование механизма заключения энергосервисных

Рис. 4. Адаптация публичных закупок к решению задач энергосбережения и энергоэффективности (составлено авторами)

контрактов, число которых также растет последние годы - в 2021 г., по данным Ассоциации энергосервисных компаний «РАЭСКО», общая стоимость всех заключенных государственных контрактов в сфере энергоэффективности достигла значения в 57,5 млрд руб., что почти в три раза превысило показатель 2020 г.

Энергосервисные контракты заключаются с поставщиками, которые выиграли конкурс в государственных закупках, на проведение энергосберегающих мероприятий (услуг по обслуживанию, проектированию, приобретению, финансированию, монтажу, пусконаладке, эксплуатации, техобслуживанию и ремонту энергосберегающего оборудования на одном или нескольких объектах заказчика). При этом цена контракта определяется исходя из ожидаемого размера экономии энергоресурсов, а оплата услуг энергосервисной компании соответствует проценту достигнутой экономии. Такой подход важен для продвижения принципов энергоэффективности в публичных закупках и позволяет добиться существенной экономии бюджетов.

Следовательно, основываясь на полученных результатах исследования, следует выделить учет энергосбережения и энергоэффективности как важных составляющих устойчивого развития государств, обеспечивающих решение совокупности задач, и позволяющих представить их в качестве критериев заключения контрактов при осуществлении публичных закупок, а именно:

- экономии энергетических ресурсов и повышения ответственности за неэффективное использование ресурсов;

- изменения норм и правил строительства производственных, коммерческих и некоммерческих объектов с учетом требований экономии ресурсов (энергетических, тепловых, водных и др.);

- развития альтернативной энергетики и разработки новых технологий;

- оптимизации энергетических характеристик зданий, объектов недвижимости и инфраструктурных объектов;

- вовлечения бизнеса в экологическую повестку;

- поддержки в обществе инициатив в области энергосбережения и формирования новых моделей потребления.

Заключение

Основной результат эффективности публичных закупок, как правило, представляется экономией бюджетных расходов. Однако достижение целей технологического лидерства в современных условиях может быть обеспечено посредством интеграции более активного перехода к энергосберегающим решениям и разработки новых энергоэффективных технологий и экологически чистых материалов и продукции, включая строительные материалы. Реализация в государственных закупках тренда на экологичность становится драйвером для инноваций с целью создания экологически безопасных продуктов и услуг и решения экологических проблем, например, сокращения выбросов парниковых газов. Применение принципов энергоэффективности способствует развитию не только системы государственных закупок, но и важнейших индустрий, обеспечивающих экономический рост: энергетики (на основе развития альтернативной энергетики), строительной индустрии (на основе использования новых экономичных и энергоэффективных конструкций) и различных отраслей промышленности, которые производят энергосберегающие материалы, оборудование и приборы и формируют прогрессивные энергосберегающие стандарты для новых и реконструируемых зданий и сооружений. «Зеленые» публичные закупки как изначально проектируемый политический инструмент способны запустить процессы экологических инноваций в рамках траекторий движения к технологическому лидерству страны.

Библиографический список

1. Мельников В.В. Эффективность госзакупок и роль конкуренции //Journal of Institutional Studies. 2022. Том 14. № 3. С. 119-131. DOI: 10.17835/2076-6297.2022.14.3.119-131.

2. OECD. Government at a Glance 2021. OECD Publishing Paris, 2021. 280 p. DOI: 10.1787/1c258f55-en.

3. Счетная палата РФ. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2020 год». URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/123/442w02xo0vq4unq199jwxnr9mpow972c.pdf.

4. Смотрицкая И.И. Цифровая трансформация государственного управления: основные тренды и новые возможности // Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. Том 230. № 4. С. 223-229. DOI: 10.38197/2072-2060-2021-230-4-223-229.

5. Akram M.W., Mohd Zublie M.F., Hasanuzzaman M., Rahim N.A. Global prospects, advance technologies and policies of energy-saving and sustainable building systems: A review // Sustainability. 2022. Vol. 14(3). No. 1316. DOI: 10.3390/su14031316.

6. Genc T.S., Thille H., Mawazini K. Dynamic competition in electricity markets under uncertainty // Energy Economics. 2020. Vol. 90. No. 104837. DOI: 10.1016/j.eneco.2020.104837.

7 Ghalambaz S., Hulme C.N. A Scientometric analysis of energy management in the past five years (20182022) //Sustainability. 2022. Vol. 14(18). No. 11358. DOI: 10.3390/su141811358.

8. Кошелев А.С. Анализ состояния энергоемкости российской экономики в условиях мирового кризиса // Научные труды Вольного экономического общества России. 2022. Том 238. № 6. С. 346-360. DOI: 10.38197/2072-2060-2022-238-6-346-360.

9. Ковальчук Ю.А. Реализация принципов энергосбережения в государственных закупках//Экономика и управление в машиностроении. 2022. № 4. С. 33-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. D'Agostino D., Tzeiranaki S.T., Zangheri P., Bertoldi P. Data on nearly zero energy buildings (NZEBs) projects and best practices in Europe // Data in Brief. 2020. Vol. 39. No. 107641. DOI: 10.1016/j. dib.2021.107641.

11. Slepak V.Yu., Pozhilova N.A. Legal Foundations of Funding Fundamental Science Projects within the Horizon Europe Programme//Kutafin Law Review. 2021. Vol. 8. No. 3(17). P. 423-442. DOI 10.17803/23135395.2021.3.17.423-442.

12. Шадрина Е.В., Виноградов Д.В., Кашин Д.В. Отражение экологических приоритетов государства в закупочной деятельности государственных организаций // Вопросы государственного и муниципального управления. 2021. № 2. С. 34-60.

13. Андреева И.А., Боровкова А.С. Государственные закупки как способ стимулирования инновационной экономики России // E-Scio. 2021. № 1(52). C. 250-261.

14. Шувалов С.С. Государственные закупки как механизм стимулирования модернизации российской экономики. Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2015. 50 c.

15. Lundberg S., Marklund P.O., Strómback E., Sundstróm D. Using public procurement to implement environmental policy: An empirical analysis // Environment Economy Policy Study. 2015. Vol. 17. Рр. 487-520.

16. Государственные «зеленые» закупки: опыт правового регулирования и предложения по внедрению в России /Анчишкина О.В., Грачева Ю.А., Исмаилов Р.А., Кузнецова Е.М., Птичников А.В., Хмелева Е.Н. М., Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2020. 64 с.

17. Белокрылов К.А., Вакуленко А.Н., Кишковская А.О., Ситухо А.Н. Концепция внедрения экологичных критериев в контрактную систему закупок //Journal of Economic Regulation. 2021. Том 12. № 4. С. 150-158. DOI 10.17835/2078-5429.2021.12.4.150-158.

18. Yu C., Morotomi T., Yu H. What Influences Adoption of Green Award Criteria in a Public Contract? An Empirical Analysis of 2018 European Public Procurement Contract Award Notices // Sustainability. 2020. Vol. 12(3). No. 1261. DOI: 10.3390/su12031261.

19. World Development Indicators. Research and development expenditure (% of GDP), 2018. URL: https:// data.worldbank.org/indicator/GB.XPD.RSDV.GD.ZS?view=chart.

20. World Bank. CO2 emissions. URL: https://data.worldbank.org/indicator/EN.ATM.CO2E.KD.GD.

21. Luyckx О., Pál-Hegedüs Ortega D. Public procurement of energyefficient works, supplies and services Support provided to projects under the Intelligent Energy Europe II programme and Horizon 2020 Energy Efficiency. EUROPEAN COMMISSION Executive Agency for Small and Medium-sized Enterprises (EASME) Unit B.1.1 - H2020 Energy. 55 р. DOI: 10.2826/593528.

22. Широв А.А. Использование потенциала роста российской экономики для достижения целей развития общества // Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. Том 230. № 4. С. 113-120. DOI 10.38197/2072-2060-2021-230-4-113-120.

23. Braulio-Gonzalo М., Bovea M.D. Relationship between green public procurement criteria and sustainability assessment tools applied to office buildings // Environmental Impact Assessment Review. 2020. Vol. 81. No. 106310. DOI: 10.1016/j.eiar.2019.106310.

24. Kovalchuk J., Stepnov I. Achieving Energy Efficiency Goals in the Public Procurement. In: Smart Green Innovations in Industry 4.0 for Climate Change Risk Management. Environmental Footprints and Eco-design of Products. Springer, 2023. DOI: 10.1007/978-3-031-28457-1_31.

References

1. Mel'nikov V.V. Effektivnost' goszakupok i rol' konkurencii //Journal of Institutional Studies. 2022. Tom 14. № 3. C. 119-131. DOI: 10.17835/2076-6297.2022.14.3.119-131.

2. OECD. Government at a Glance 2021. OECD Publishing Paris, 2021. 280 p. DOI: 10.1787/1c258f55-en.

3. Schetnaya palata RF. Otchet o rezul'tatah ekspertno-analiticheskogo meropriyatiya «Monitoring razvitiya sistemy gosudarstvennyh i korporativnyh zakupok v Rossijskoj Federacii za 2020 god». URL: https://ach. gov.ru/upload/iblock/123/442w02xo0vq4unq199jwxnr9mpow972c.pdf.

4. Smotrickaya I.I. Cifrovaya transformaciya gosudarstvennogo upravleniya: osnovnye trendy i novye vozmozhnosti // Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2021. Tom 230. № 4. S. 223-229. DOI: 10.38197/2072-2060-2021-230-4-223-229.

5. Akram M.W., Mohd Zublie M.F., Hasanuzzaman M., Rahim N.A. Global prospects, advance technologies and policies of energy-saving and sustainable building systems: A review // Sustainability. 2022. Vol. 14(3). No. 1316. DOI: 10.3390/su14031316.

6. Genc T.S., Thille H., Mawazini K. Dynamic competition in electricity markets under uncertainty // Energy Economics. 2020. Vol. 90. No. 104837. DOI: 10.1016/j.eneco.2020.104837.

7. Ghalambaz S., Hulme C.N. A Scientometric analysis of energy management in the past five years (20182022) //Sustainability. 2022. Vol. 14(18). No. 11358. DOI: 10.3390/su141811358.

8. Koshelev A.S. Analiz sostoyaniya energoemkosti rossijskoj ekonomiki v usloviyah mirovogo krizisa // Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2022. Tom 238. № 6. S. 346-360. DOI: 10.38197/2072-2060-2022-238-6-346-360.

9. Kovalchuk J.A. Realizaciya principov energosberezheniya v gosudarstvennyh zakupkah // Ekonomika i upravlenie v mashinostroenii. 2022. № 4. S. 33-37.

10. DAgostino D., Tzeiranaki S.T., Zangheri P., Bertoldi P. Data on nearly zero energy buildings (NZEBs) projects and best practices in Europe //Data in Brief. 2020. Vol. 39. No. 107641. DOI: 10.1016/j.dib.2021.107641.

11. Slepak V.Yu., Pozhilova N.A.Legal Foundations of Funding Fundamental Science Projects within the Horizon Europe Programme//Kutafin Law Review. 2021. Vol. 8. No. 3(17). P. 423-442. DOI 10.17803/23135395.2021.3.17.423-442.

12. Shadrina E.V., Vinogradov D.V., Kashin D.V. Otrazhenie ekologicheskih prioritetovgosudarstva vzakupochnoj deyatel'nosti gosudarstvennyh organizacij // Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. 2021. № 2. S. 34-60.

13. Andreeva I.A., Borovkova A.S. Gosudarstvennye zakupki kak sposob stimulirovaniya innovacionnoj ekonomiki Rossii // E-Scio. 2021. №1(52). S. 250-261.

14. Shuvalov S.S. Gosudarstvennye zakupki kak mekhanizm stimulirovaniya modernizacii rossijskoj ekonomiki. Nauchnyj doklad. M.: Institut ekonomiki RAN, 2015. 50 s.

15. Lundberg S., Marklund P.O., Strömbäck E., Sundström D. Using public procurement to implement environmental policy: An empirical analysis // Environment Economy Policy Study. 2015. Vol. 17. Pp. 487520.

16. Gosudarstvennye «zelenye» zakupki: opyt pravovogo regulirovaniya i predlozheniya po vnedreniyu v Rossii/ Anchishkina O.V., Gracheva YU.A., Ismailov R.A., Kuznecova E.M., PtichnikovA.V., Hmeleva E.N. M., Vsemirnyj fond dikoj prirody (WWF), 2020. 64 s.

17. Belokrylov K.A., Vakulenko A.N., Kishkovskaya A.O., Situho A.N. Koncepciya vnedreniya ekologichnyh kriteriev v kontraktnuyu sistemu zakupok //Journal of Economic Regulation. 2021. Tom 12. № 4. S. 150-158. DOI 10.17835/2078-5429.2021.12.4.150-158.

18. Yu C., Morotomi T., Yu H. What Influences Adoption of Green Award Criteria in a Public Contract? An Empirical Analysis of 2018 European Public Procurement Contract Award Notices // Sustainability. 2020. Vol. 12(3). No. 1261. DOI: 10.3390/su12031261.

19. World Development Indicators. Research and development expenditure (% of GDP), 2018. URL: https:// data.worldbank.org/indicator/GB.XPD.RSDV.GD.ZS?view=chart.

20. World Bank. CO2 emissions. URL: https://data.worldbank.org/indicator/EN.ATM.CO2E.KD.GD.

21. Luyckx О., Pál-Hegedüs Ortega D. Public procurement of energyefficient works, supplies and services Support provided to projects under the Intelligent Energy Europe II programme and Horizon 2020 Energy Efficiency. EUROPEAN COMMISSION Executive Agency for Small and Medium-sized Enterprises (EASME) Unit B.1.1 - H2020 Energy. 55 р. DOI: 10.2826/593528.

22. Shirov A.A. Ispol'zovanie potenciala rosta rossijskoj ekonomiki dlya dostizheniya celej razvitiya obshchestva // Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2021. Tom 230. № 4. S. 113-120. DOI 10.38197/2072-2060-2021-230-4-113-120.

23. Braulio-Gonzalo М., Bovea M.D. Relationship between green public procurement criteria and sustainability assessment tools applied to office buildings // Environmental Impact Assessment Review. 2020. Vol. 81. No. 106310. DOI: 10.1016/j.eiar.2019.106310.

24. Kovalchuk J., Stepnov I. Achieving Energy Efficiency Goals in the Public Procurement. In: Smart Green Innovations in Industry 4.0 for Climate Change Risk Management. Environmental Footprints and Eco-design of Products. Springer, 2023. DOI: 10.1007/978-3-031-28457-1_31.

Контактная информация / Contact information

ФГБУН «Институт проблем рынка Российской академии наук» 117418, Москва, Нахимовский просп., 47 Market Economy Institute Russian Academy of Sciences 47, Nakhimovsky Prospect, Moscow, 117418, Russia

ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный технический университет)»

125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4

Moscow Aviation Institute (National Research University)

Volokolamsk Highway, 4, Moscow, 125993, Russia

Ковальчук Юлия Александровна / Julia A. Kovalchuk

fm - science@inbox.ru

ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» 119454, Москва, проспект Вернадского, 76 MGIMO University

76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia Борисов Павел Олегович / Pavel O. Borisov pavelborisov97@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.