www.volsu.ru
DOI: https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2023.1.20
UDC 349.6 LBC 67.404
Submitted: 23.01.2023 Accepted: 15.02.2023
"GREEN" JOBS IN RUSSIA1
Iolanta V. Baltutite
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Introduction. The paper examines the trends in the development of the "green" economy associated with the creation of "green" jobs that contribute to the preservation, restoration and improvement of the quality of the environment. In Russia, there are prerequisites for the spread of "green" principles: the regulatory framework ofthe "green" economy is being formed; there are successful projects to save resources at individual enterprises. Purpose. The issues of employment are considered in the context of the development of a "green" economy, which makes it possible to coordinate the solution of the tasks of greening the labor market with its modernization and reduction of unemployment, with an increase in the environmental and energy efficiency of the economy Methods. The methodological framework for the study is the methods of scientific cognition, among which the main ones are the methods of consistency, analysis and comparative law. Results. One of the main measures of the formation of a "green" economy in Russia should be the creation of "green" jobs to form an environmentally oriented labor market. For the development of "green" employment in Russia, it is necessary to develop and implement a detailed action plan at the state level, to underline priority economic activities to create "green" jobs. Conclusions. The main problems hindering the creation of "green" jobs in Russia and the training of qualified personnel for the "green" economy are considered. The factors contributing to the growth of "green" employment are identified. A list of "green" professions of the future is proposed. The key types of economic activity for the creation of "green" jobs in Russia are pointed out.
Key words: "green" economy, "green" job, employment, climate change, environmental protection.
Citation. Baltutite I.V. "Green" Jobs in Russia. Legal Concept = Pravovayaparadigma, 2023, vol. 22, no. 1, pp. 147-154. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2023.1.20
УДК 349.6 Дата поступления статьи: 23.01.2023
ББК 67.404 Дата принятия статьи: 15.02.2023
«ЗЕЛЕНЫЕ» РАБОЧИЕ МЕСТА В РОССИИ1
Иоланта Видмантовна Балтутите
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
Введение: в статье рассматриваются тенденции развития «зеленой» экономики, связанной с созданием «зеленых» рабочих мест, которые способствуют сохранению, восстановлению и повышению качества окружающей среды. В России отмечаются предпосылки к распространению «зеленых» принципов: формируется нормативно-правовая база «зеленой» экономики, есть успешные проекты экономии ресурсов на отдельных предприятиях. Цель: рассматриваются вопросы занятости в контексте развития «зеленой» экономики, что позволяет согласовать решение задач по экологизации рынка труда с его модернизацией и снижено нием безработицы, с повышением экологической и энергетической эффективности экономики. Методы: ^ методологическую основу данного исследования составили методы научного познания, среди которых ос-рд. новное место занимают методы системности, анализа и сравнительно-правовой. Результаты: одним из К основных мероприятий становления «зеленой» экономики в России должно стать создание «зеленых» рабо-ь чих мест в целях формирования экологически ориентированного рынка труда. Для развития «зеленой» заня-^ тости в России необходимы разработка и реализация развернутого плана действий на государственном уров-й не, выделение приоритетных видов экономической деятельности для создания «зеленых» рабочих мест. Вы-@ воды: рассмотрены основные проблемы, препятствующие созданию в России «зеленых» рабочих мест и
подготовке квалифицированных кадров для «зеленой» экономики. Выявлены факторы, способствующие росту «зеленой» занятости. Предложен список «зеленых» профессий будущего. Выделены ключевые виды экономической деятельности для создания «зеленых» рабочих мест в России.
Ключевые слова: «зеленая» экономика, «зеленое» рабочее место, занятость, изменение климата, охрана окружающей среды.
Цитирование. Балтутите И. В. «Зеленые» рабочие места в России // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2023. - Т. 22, №№ 1. - С. 147-154. - DOI: https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2023.1.20
Введение
Несоответствие возрастающих потребностей людей и фактического использования ресурсов природы, ограниченные возможности биосферы для самовосстановления подтолкнули к осознанию исчерпанности прежней парадигмы развития. В XX в. хозяйственная деятельность ориентировалась на быстрые темпы экономического роста. Управление в социальных и экономических системах, не учитывающее информацию в природных процессах, привело не только к деформациям природы, но и разрушению второй природы - социальной, негативным изменениям человека.
Критический анализ современного общества и обоснование необходимости элементов плановой экономики для самосохранения как биосферы, так и цивилизации был дан в 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро), участниками которой была принята Концепция устойчивого развития [1, с. 55]. Через десять лет участники Всемирной встречи на высшем уровне в Йоханнесбурге подтвердили свою приверженность принципам устойчивого развития, направленного на достижение равновесия между экономикой, обществом и окружающей средой.
Переход к «зеленой» занятости в мире
Переход к «зеленой» экономике - это необходимость, возможность и вызов для устойчивого развития. Нельзя упускать из виду чрезмерное использование земли, почвы, воды, природных ресурсов и утрату биоразнообразия, даже если последствия и дефициты неравномерно распределены от страны к стране. С увеличением численности населения и ростом доходов во многих странах с рыночной экономикой экологическая ситуация усугубляется. Загрязнение почвы, воды и воз-
духа также приводит к экономически значимым затратам, которых можно, по крайней мере частично, избежать, уделяя особое внимание охране окружающей среды.
С «зеленой» экономикой связана надежда на увеличение занятости в секторах, основанных на устойчивом управлении ресурсами и их защите соответственно. Новые рабочие места, созданные в области экологических технологий и возобновляемых источников энергии в западных индустриальных странах, подпитывают эту надежду.
Международная организация труда и Международная организация работодателей используют самое широкое понимание «зеленых» рабочих мест, которое включает в себя огромное количество видов деятельности в различных секторах: «Мы определяем "зеленые" рабочие места как работу в сельском хозяйстве, производстве, НИОКР (Исследования и разработки), административной и сервисной деятельности, которая вносит существенный вклад в сохранение или восстановление качества окружающей среды. Конкретно, но не исключительно, это включает в себя рабочие места, которые помогают защищать экосистемы и биоразнообразие; сокращение потребления энергии, материалов и воды с помощью высокоэффективных стратегий; обезуглероживание экономики; и сведение к минимуму или полное предотвращение образования всех форм отходов и загрязнения» [14]. Однако это определение не включает деталей внедрения и требует, чтобы отдельные страны обосновали концепцию в соответствии со своими собственными экономическими структурами.
Эффективность стратегии перехода к «зеленой» экономике и «зеленым» рабочим местам зависит от условий и возможностей в конкретной стране. Особая экономическая структура и ее зависимость от использования энергии и ресурсов, преобладающие цены на
энергоносители и экологически значимые субсидии, политическая система, а также потенциал для инноваций и наличие квалифицированной рабочей силы являются некоторыми из ключевых факторов, которые могут способствовать или препятствовать переходу к «зеленой» экономике. Поэтому невозможно оценить влияние отдельных инструментов политики на занятость без учета этих разнообразных факторов. В частности, специфические для конкретной страны предварительные условия и использование дополнительных мер определяют, как отдельные инструменты влияют на экономическое развитие и занятость. Как следствие, влияние отдельных инструментов на занятость само по себе не может быть изолированным, а скорее является результатом рыночных условий, наличия квалифицированной рабочей силы, трудоемкости технологических альтернатив и т. д. [3, с. 18]. Таким образом, предварительные условия для оценки воздействия на занятость включают выявление соответствующих факторов влияния и анализ механизмов действий, происходящих в конкретной стране. Кроме того, необходимо также принимать во внимание другие аспекты, такие как рассматриваемый временной период или масштабы рассматриваемого воздействия.
Сегодня особое внимание следует обратить на глобальную тенденцию на экологизацию, суть которой заключается в том, что наиболее значимой среди проблем мирового развития признается проблема глобального изменения климата под воздействием хозяйственной деятельности человека. В связи с этим экологический фактор становится все более мощной движущей силой, а прогнозный период до 2030 г. будет характеризоваться ростом значения экологических параметров производства и потребления, технологическими инновациями в сфере экологии.
Политика «зеленого» экономического роста официально принята Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2009 г. в качестве стратегического направления развития всех государств членов ОЭСР на долгосрочную (до 2030 г.) и более отдаленную (до 2050 г.) перспективу.
Флагманский отчет Международной организации труда прогнозирует, что к 2030 г.
в мире может быть создано 24 млн «зеленых» рабочих мест при условии, что будут приняты и внедрены устойчивые методы работы [13]. Некоторые «зеленые» специальности востребованы уже сейчас, а многие получат распространение в ближайшие годы, среди них:
- городские фермеры и биотехнологии. С каждым годом городские фермы занимают все большую площадь в России, Сингапуре, США, Латинской Америке. Объемы рынка вертикального фермерства к 2022 г. достигли $6 млрд;
- «зеленые» инженеры городской среды и жилого пространства. Из-за притока населения мегаполисы мира перестраиваются с учетом новых экологических стандартов. Специалисты будут совмещать сразу несколько компетенций в области строительства, энергетики и контроля за загрязнением среды;
- экологические менеджеры, аудиторы, логисты. Сейчас эти специалисты управляют производственными процессами, координируют персонал, проводят экомониторинг промышленности, и в будущем они должны быть востребованы всеми организациями;
- переработчики отходов;
- экопедагоги, коучи, консультанты. Профили работы экологических педагога и коу-ча схожи: они занимаются популяризацией экологического ЗОЖ среди школьников, НКО, бизнесменов, граждан, желающих получить эконавыки для жизни в городе и на даче, для бизнеса;
- экопредприниматели и «зеленые» экономисты. В новой модели экобизнеса будут применяться смарт-технологии, роботизация, децентрализованные технологии распределения энергии, появятся новые валютные системы, которые будут доступны только «зеленой» экономике;
- специалисты по преодолению системных экологических катастроф, климатологи, специалисты по оценке экосистемных услуг. Климатические издержки будут все более явными, и потребуется ужесточенный контроль за выбросами.
Останутся актуальными профессии лесника, гидролога, специалиста по экотуризму, будет увеличиваться количество специали-
заций по возобновляемой энергетике, энергосбережению.
Таким образом, к приоритетным видам экономической деятельности с точки зрения внедрения «зеленых» рабочих мест относятся: «зеленая» энергетика, основанная на использовании возобновляемых источников энергии; экологичные виды транспорта; «зеленая» промышленность, связанная с производством оборудования и приборов в сфере ресурсосбережения и охраны окружающей среды; «зеленое» строительство; «зеленое» сельское хозяйство (производство продукции органического земледелия); сфера переработки отходов, экологический туризм и др.
Переход к «зеленой» занятости в России
Указ Президента России от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике в Российской Федерации» положил начало формированию понятия «высокопроизводительное рабочее место (ВПРМ)» в России [12].
Этот факт документально подкрепили и другие нормативно-правовые акты, в которых делается акцент на сохранении окружающей среды в рамках создания высокопроизводительных рабочих мест:
1. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утверждены Президентом РФ 30.04.2012) [4].
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 328) [5].
3. Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316) [6].
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р) [11].
5. План мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, со-
здания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест (утвержден распоряжением Правительства РФ от 09.07.2014 № 1250-р) [8].
6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р) [10].
7. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р) [9].
8. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. (разработан Минэкономразвития РФ) [7].
Среди инструментов политики, способствующих переходу к «зеленой» экономике, можно отметить следующее. «Зеленая» экономика должна возникать по мере развития рынков, то есть предложения, спроса и необходимой инфраструктуры для экологически чистых товаров. Для этой цели рекомендуются различные рыночные инструменты. Рыночные инструменты направлены на установление цены на выбросы и использование природных ресурсов или повышение этой цены и, следовательно, обеспечение стимулов для защиты окружающей среды. Кроме того, необходимы нормативные акты и меры стимулирования, которые формируют спрос на экологически чистые продукты и услуги. Они, как правило, дополняются инструментами со стороны предложения, то есть мерами по продвижению технологий и инвестиций в рамках всеобъемлющей промышленной и инновационной политики. Еще одним аспектом продвижения «зеленой» экономики является политика в области устойчивой инфраструктуры. С развитием общественной инфраструктуры принимаются решения с долгосрочными последствиями, которые имеют важные последствия для развития экономических структур и связанных с ними технологий. Наконец, эффективная политика «зеленой» экономики требует постоянно меняющегося набора инструментов для адаптации политики к меняющимся рыночным и технологическим тенденциям. С этой целью механизмы мониторинга и оценки являются важными элементами стратегии «зеленой» экономики.
Развитие «зеленой» экономики невозможно без трансформации существующей системы профессионального образования, в этом процессе должны принимать участие государство, бизнес-ассоциации, профсоюзы и образовательные учреждения. Важная задача связана с разработкой и адаптацией программ образования и повышения квалификации к требованиям к квалификации «зеленых» секторов. Еще одна проблема для реализации стратегий «зеленой» экономики заключается в том, как бороться с сокращением секторов и связанной с этим потерей рабочих мест [2, с. 81].
Здесь можно провести различие между двумя существующими типами качественного воздействия на занятость. С одной стороны, это касается изменения профилей занятости и связанных с ними уровней квалификации и требований к ним («зеленые» навыки). При этом на первый план выдвигаются качественные изменения в спросе на рабочую силу и необходимые меры по обучению в контексте перехода к «зеленой» экономике. Второй подход относится к качеству конкретной работы. Основной интерес здесь заключается в рассмотрении влияния «зеленой» экономики на условия труда, особенно в странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах (достойная работа, безопасные условия труда).
Среди основных проблем, препятствующих созданию в России «зеленых» рабочих мест, можно назвать следующие:
1) отсутствие международных регламентов в сфере «зеленой» экономики;
2) небольшая вовлеченность граждан и организаций в развитие «зеленых» проектов;
3) отсутствие национальных проектов, прорабатывающих меры и этапы реализации «зеленого» развития экономики;
4) отсутствие новых профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов, которые были бы направлены на формирование компетенций в области сохранения и восстановления окружающей среды.
Среди факторов, способствующих росту «зеленых» рабочих мест, выделим такие, как:
- стимулирование инвестиций для модернизации производства;
- обновление технологических процессов;
- создание условий для профессионального обучения и развития работников предприятий в соответствии с требованиями новых «зеленых» профессий;
- повышение мобильности трудовых ресурсов внутри страны;
- замена устаревших рабочих мест;
- развитие занятости в сферах малого и среднего бизнеса;
- создание безопасных условий труда;
- достойный уровень оплаты труда.
Для развития «зеленой» занятости в России необходимы разработка и реализация развернутого плана действий на государственном уровне и выделение приоритетных видов экономической деятельности для создания «зеленых» рабочих мест.
Выводы
В условиях растущей урбанизации в России неблагоприятное качество окружающей среды воздействует на население не изолированно, а в виде комплексного влияния основных факторов - химического загрязнения атмосферного воздуха, воды, почвы и ряда физических факторов. Создание механизма функционирования системы экологически безопасной среды должно быть признано в современных условиях одной из основных целей при долгосрочном планировании, а создание «зеленых» рабочих мест будет только содействовать улучшению экологической обстановки.
Создание «зеленых» рабочих мест в мире и России приведет к обеспечению достойной занятости и возможностей получения дохода при снижении воздействия на окружающую среду и повышении способности справляться с проблемами изменения климата и нехватки ресурсов.
Национальная политика «зеленой» занятости должна придерживаться двух основных стратегий: с одной стороны, затрагивать вопросы занятости и социальные аспекты экологической политики, чтобы обеспечить достойную работу нынешнему и будущим поколениям; с другой стороны, учитывать экологические проблемы в сфере труда, чтобы изменить модели потребления и производства.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 20-18-00314 «Трансформация общественных отношений в контексте Индустрии 4.0: юридическая превенция»).
The research was carried out at the expense of a grant from the Russian Science Foundation (project No. 20-18-00314 "Transformation of public relations in the context of Industry 4.0: legal prevention").
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Вешкурова, А. Б. «Зеленые» рабочие места и их влияние на занятость населения / А. Б. Вешкурова, О. В. Баландина // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2017. - № 12. - C. 55-63.
2. Матыцин, Д. Е. Защита прав участников кра-удфандинга как электронно-цифрового способа привлечения инвестиций / Д. Е. Матыцин // Право и управление. XXI век. - 2020. - № 2 (55). - С. 76-82.
3. Новикова, Е. В. Зеленая экономика и зеленое право: мировые тенденции / Е. В. Новикова // Экологическое право. - 2020. - № 3. - С. 13-19.
4. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70069264/ (дата обращения: 16.01.2023). -Загл. с экрана.
5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"» (с изм. и доп.). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70643464/ (дата обращения: 15.01.2023). - Загл. с экрана.
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 28.12.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_162191/854091cacc247df1c6774 f4f03b0ac 1ce496921c/ (дата обращения: 16.01.2023). -Загл. с экрана.
7. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www. consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_144190/ (дата обращения: 16.01.2023). - Загл. с экрана.
8. Распоряжение Правительства РФ от 09.07.2014 № 1250-р (ред. от 30.12.2015) «Об утверж-
дении плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа : https://www. consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_165527/ (дата обращения: 16.01.2023). - Загл. с экрана.
9. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: www.scrf.gov.ru/security/economic/document24/ (дата обращения: 16.01.2023). - Загл. с экрана.
10. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (дата обращения: 16.01.2023). - Загл. с экрана.
11. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"»). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 16.01.2023). - Загл. с экрана.
12. Указ Президента России от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике в Российской Федерации» // Российская газета. - 2012. - 9 мая (№ 102).
13. Эксперты: «зеленые технологии» позволят создать к 2030 году 24 млн рабочих мест в мире. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// tass.ru/obschestvo/5201239?utm_source=yandex. ru&utm_mediu m=organic&utm_campaign=yandex. ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 15.01.2023). - Загл. с экрана.
14. Bowen, A. Characterising Green Employment: The Impacts of 'Greening' on Workforce Composition / А. Bowen, K. Kuralbayeva, E. L. Tipoe // Energy Economics. - 2018. - № 72. - P. 263-275. - DOI: 10.1016/ j.eneco.2018.03.015
REFERENCES
1. Veshkurova A.B., Balandina O.V. «Zelenye» rabochie mesta i ih vliyanie na zanyatost' naseleniya ["Green" Workplaces and Their Impact on Employment]. Normirovanie i opiata truda v promyshlennosti [Rationing and Remuneration of Labor in Industry], 2017, no. 12, pp. 55-63.
2. Matycin D.E. Zashchita prav uchastnikov kraudfandinga kak elektronno-cifrovogo sposoba
privlecheniya investicij [Protection of the Rights of Crowdfunding Participants as an Electronic-Digital Method of Attracting Investments]. Pravo i upravlenie. XXI vek [Law and Management. XXI Century], 2020, no. 2 (55), pp. 76-82.
3. Novikova E.V Zelenaya ekonomika i zelenoe pravo: mirovye tendencii [Green Economy and Green Law: Global Trends]. Ekologicheskoe pravo [Environmental Law], 2020, no. 3, pp. 13-19.
4. Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda (utv. Prezidentom RF 30.04.2012) [Fundamentals of State Policy in the Field of Environmental Development of the Russian Federation for the Period up to 2030 (Approved by the President of the Russian Federation on 30.04.2012]. URL: https://www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/ 70069264/ (accessed 16 January 2023).
5. Postanovlenie PraviteI'stva RF ot
15 aprelya 2014 g. № 328 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie promyshlennosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti» (s izm. i dop.) [Resolution of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 .№ 328 "On Approval ofthe State Program of the Russian Federation "Development of Industry and Improvement of Its Competitiveness" (with Amendments and Additions)]. URL: https://base. garant.ru/70643464/ (accessed 15 January 2023).
6. Postanovlenie Pravitel 'stva RF ot 15.04.2014 № 316 (red. ot 28.12.2022) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Ekonomicheskoe razvitie i innovacionnaya ekonomika "» [Resolution of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 and No. 316 (ed. of 12/28/2022) "On Approval of the State Program of the Russian Federation "Economic Development and Innovative Economy"]. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_162191/854091cacc 247df1c6774f4f03b0ac1ce496921c/ (accessed
16 January 2023).
7. Prognoz dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda [Forecast of Long-Term SocioEconomic Development of the Russian Federation for the Period up to 2030]. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/ (accessed 16 January 2023).
8. Rasporyazhenie Pravitel 'stva RF ot 09.07.2014 № 1250-r (red. ot 30.12.2015) «Ob utverzhdenii plana meropriyatij po obespecheniyu povysheniya proizvoditel'nosti truda, sozdaniya i modernizacii vysokoproizvoditel 'nyh rabochih mest» [Decree of the Government of the Russian Federation dated 09.07.2014 № 1250-r (ed. dated 30.12.2015) "On Approval of the Action Plan to Ensure Increased
Productivity, Creation and Modernization of HighPerformance Workplaces]. URL: https://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_ 165527/ (accessed 16 January 2023).
9. Rasporyazhenie Pravitel 'stva RF ot 31.08.2002 № 1225-r «Ob Ekologicheskoj doktrine Rossijskoj Federacii» [Decree of the Government of the Russian Federation of 31.08.2002 No. 1225-r "On the Environmental Doctrine of the Russian Federation"]. URL: www.scrf.gov.ru/security/ economic/document24/ (accessed 16 January 2023).
10. Rasporyazhenie Pravitel 'stva RF ot 8 dekabrya 2011 g. № 2227-r «O Strategii innovacionnogo razvitiya RF na period do 2020 g.» [Decree of the Government of the Russian Federation No. 2227-r dated December 8, 2011 "On the Strategy of innovative Development of the Russian Federation for the Period Up to 2020"]. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (accessed 16 January 2023).
11. Rasporyazhenie Pravitel 'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 28.09.2018) «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (vmeste s "Koncepciej dolgosrochnogo social 'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020goda"») [Decree of the Government of the Russian Federation of 17.11.2008 and No. 1662-r (ed. of28.09.2018) "On the Concept of Long-Term SocioEconomic Development of the Russian Federation for the Period Up to 2020" (Together with the "Concept of Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period up to 2020")]. URL: https: //www. consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_82134/ (accessed 16 January 2023).
12. Ukaz Prezidenta Rossii ot 07.05.2012 № 596 «O dolgosrochnoj gosudarstvennoj ekonomicheskoj politike v Rossijskoj Federacii» [Decree of the President of Russia dated 07.05.2012 No. 596 "On Long-Term State Economic Policy in the Russian Federation]. Rossijskayagazeta [Russian Newspaper], 2012, 9 May, no. 102.
13. Eksperty: «zelenye tekhnologii» pozvolyat sozdat' k 2030 godu 24 mln rabochih mest v mire [Experts: "Green Technologies" Will Create 24 Million Jobs in the World by 2030]. URL: https://tass.ru/ obschestvo/5201239?utm_source=yandex.ru& utm_medium=organic&utm_campaign=yandex. ru&utm_referrer=yandex.ru (accessed 15 January 2023).
14. Bowen A., Kuralbayeva K., Tipoe E.L. Characterising Green Employment: The Impacts of 'Greening' on Workforce Composition. Energy Economics, 2018, no. 72, pp. 263-275. DOI: 10.1016/ j.eneco.2018.03.015
Information About the Author
Iolanta V. Baltutite, Candidate of Sciences (Jurisprudence), Associate Professor, Department of Civil and Private International Law (Base Department of the Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences), Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5443-2157
Информация об авторе
Иоланта Видмантовна Балтутите, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и международного частного права (базовая кафедра ЮНЦ РАН), Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5443-2157