УДК 331.5:504
DOI: 10.31249/espr/2022.01.09
Г.В. Семеко*
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РЫНКА ТРУДА
В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКЕ
Аннотация. Значение экологизации рынка труда для решения экологических и климатических проблем признано международными организациями и большинством стран мира, в том числе Россией. «Зеленая» занятость позволяет ограничить негативное влияние экономической деятельности на окружающую среду, повысить эффективность использования природных ресурсов и производительность труда за счет внедрения экологически чистых технологий и оборудования. В работе рассматривается влияние ухудшения окружающей среды и изменения климата на рынок труда, последствия экологизации экономики для занятости и возможности решения возникающих в ходе «зеленого» перехода социально-экономических проблем. В частности, анализируется концепция справедливого перехода, направленная на обеспечение социальной справедливости и достойного труда для всех трудящихся. Представлены примеры стратегии «зеленого» перехода ведущих стран мира.
Ключевые слова: «зеленая» экономика; рынок труда; «зеленые» рабочие места; концепция справедливого перехода; достойный труд; экологическая политика.
Для цитирования: Семеко Г.В. Экологизация рынка труда в условиях перехода к «зеленой» экономике // Экономические и социальные проблемы России. -2022. - № 1. - С. 148-170.
G.V. Semeko
Ecologization of the labor market in the transition to a green economy
Abstract. The importance of greening the labor market for solving environmental and climate problems is recognized by international organizations and most countries of
* Семеко Галина Викторовна, канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник Отдела экономики Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). E-mail: [email protected]
Semeko Galina, PhD (Econ. Sci.), Leading Researcher of the Department of Economics, Institute of Scientific Information for Social Sciences, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia).
148
the world, including Russia. Green employment makes it possible to limit the negative impact of economic activity on the environment, to increase the efficiency of natural resources use and labor productivity through the introduction of environmentally friendly technologies and equipment. The paper examines the impact of environmental degradation and climate change on the labor market, the consequences of greening the economy for employment and the possibilities of solving the socio-economic problems arising during the green transition. In particular, it analyzes the concept of a just transition aimed at ensuring social justice and decent work for all workers. The examples of the green transition strategy in the leading countries of the world are presented.
Keywords: green economy; labor market; green jobs; fair transition; decent work; environmental policy.
For citation: Semeko G.V. Ecologization of the labor market in the transition to a green economy // Economic and Social Problems of Russia. - 2022. - N 1. -P. 148-170.
Введение
Ухудшение состояния окружающей среды (ОС) является одной из самых серьезных угроз, с которыми сталкивается человечество. Если страны не будут принимать противодействующие меры, то обострение экологической ситуации приведет к огромным социально-экономическим потерям. Переход к экологически ориентированной («зеленой») экономике позволяет остановить деградацию ОС. Однако он подразумевает отказ от модели экономического роста, основанной на бесконтрольном использовании природных богатств и сопутствующем производстве парниковых газов (ПГ). Формирование модели развития, учитывающей экологические императивы, ведет к серьезным изменениям на рынке труда, в частности изменениям отраслевой структуры занятости, спроса на рабочую силу разных профессий, ликвидации рабочих мест в углеродо- и ресурсоемких производствах и т.д. Изучение последствий для рынка труда такой глубокой трансформации и их учет при выработке стратегии «зеленого» перехода имеет первостепенное значение для предотвращения обострения социально-экономических проблем и успешного достижения поставленных целей.
Проблемы рынка труда в условиях «зеленого» перехода
Состояние ОС и трудовая деятельность человека находятся в тесной взаимосвязи. Воздействие отдельных видов трудовой деятельности на ОС сильно различается. Так, трудовая деятельность носит разрушительный характер, когда производство связано с высоким уровнем загрязнения, выбросами ПГ, огромными отходами и т.д. Напротив, позитивное воздействие оказывает трудовая деятельность, которая направлена на восстановление и сохранение ОС. В этом случае принято говорить о «зеленых» рабочих местах, которые играют решающую роль не
149
только в защите и восстановлении экосистемы, но и в эффективном использовании природных ресурсов.
Хотя значение экологизации рынка труда для решения экологических и климатических проблем признано международными организациями и большинством стран мира, до сих пор не выработано единого подхода к определению «зеленой» занятости и «зеленого» рабочего места. Не сложилось также согласованного подхода к управлению процессом «озеленения» рынка труда. В национальных юрисдикциях применяются разные определения «зеленого» рабочего места и соответственно методики оценки их количества, что затрудняет подсчеты на глобальном уровне [Войкина, Потравный, 2018; Jacob, Quitzow, Bär, 2015].
Международные организации - Международная организация труда (МОТ, или International Labor Organization, ILO), Международная конфедерация профсоюзов (МКП, или International Trade Union Confederation, ITUC) и Международная организация работодателей (МОР, или International Organization of Employers, IOE) - связывают понятие «зеленая занятость» с более широким понятием «зеленая экономика». Под «зеленой» занятостью понимается работа, во-первых, соответствующая стандартам достойного труда, который предлагает адекватную заработную плату, безопасные условия труда, гарантии занятости, перспективы карьерного роста и права работников [Green jobs: Towards ... , 2008, р. 4]. Во-вторых, способствующая улучшению состояния ОС за счет сокращения потребления энергии и сырья, ограничения выбросов ПГ, минимизации отходов и загрязнения ОС, защиты и восстановления экосистем, а также предоставления предприятиям и сообществам возможности адаптироваться к изменению климата [ILO. World employment ... , 2018, р. 187].
В настоящее время все большее распространение получает понимание «зеленой» занятости и «зеленых» рабочих мест, в котором экологический аспект дополняется социально-экономическим. В определение понятия «зеленое рабочее место» включаются такие характеристики, как использование экологически чистых технологий, производство экологически чистых продуктов, оздоровление ОС, ликвидация экологического ущерба и др. В рамках такого определения «зеленые» рабочие места подразделяются на две большие группы - прямые и косвенные «зеленые» рабочие места. К прямым обычно относят рабочие места на предприятиях, использующих экологически чистые технологии или производящие экологически чистые продукты, а к косвенным - рабочие места на предприятиях, обслуживающих производства первой группы [Войкина, Потравный, 2018, с. 223].
Изменения, происходящие на рынке труда в ходе «зеленого» перехода, связаны с двумя важнейшими процессами.
1. Декарбонизация экономической деятельности в соответствии с обязательствами стран по Парижскому соглашению (т.е. поддержание среднего глобального потепления на уровне не более 2 °C по сравнению с пе-
150
риодом до индустриальной революции и рекомендация снижения этого показателя до 1,5 °С). Отрицательные последствия декарбонизации для занятости обусловлены сокращением производства в отраслях, которые имеют высокие показатели углеродо- и материалоемкости и выделяют много ПГ, а также в отраслях, которые добывают ископаемое топливо для производства электроэнергии.
2. Глобальное потепление и изменение климата, в частности экстремальные погодные явления (ураганы, штормы, наводнения и т.д.), повышение уровня и температуры мирового океана и т.д. Они затрагивают так называемые экосистемные услуги, т.е. блага (выгоды), которые люди получают от экосистем и которые обеспечивают устойчивое благосостояние человека [Changes in the global ... , 2014, p. 153].
Климатические изменения негативно влияют на производство (а значит, и на занятость) в таких отраслях, как земледелие, животноводство, рыболовство, лесное хозяйство и др., которые непосредственно зависят от природных условий. Например, сокращение количества осадков в период вегетации растений ведет к потерям урожая. Подкисление воды в океане, вызванное изменением климата, наносит ущерб морским экосистемам и ограничивает их способность возобновлять рыбные запасы, что негативно отражается на рыболовстве. Эмпирические данные по США показывают, что загрязнение приземного воздуха озоном снижает производительность сельскохозяйственных рабочих, а уменьшение концентрации приземного озона в воздухе на 10 частей на миллиард (10 ppb1) приводит к росту производительности труда на 4,2% [Employment implications ... , 2017, p. 13].
Вклад всех экосистемных услуг2 в создание товаров и услуг на глобальном уровне, по оценкам на 2011 г., составил 124 800 млрд долл., при том что мировой ВВП равнялся 75 200 млрд долл. [Changes in the global ... , 2014, р. 156]. В отраслях, которые зависят от экосистемных услуг, в целом по миру трудятся, по данным за 2014 г., 40% всех занятых (1,2 млрд человек). Причем этот показатель значительно выше в странах Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона - соответственно 58 и 49%. Напротив, в США и странах Западной Европы он сравнительно невелик -17%. Основная часть занятых в отраслях, зависящих от экосистемных услуг, приходится на сельское хозяйство (80%). Доля остальных отраслей незначительна: производства пищевых продуктов, напитков и табачных
1 Миллиардная доля - ppb (parts per billion): 1 ppb = 0,000001%o = 0,000000001% = 10-9.
2 Исследование охватывает 17 экосистемных услуг для 16 биомов. Для оценки вклада (стоимости) в создании товаров и услуг авторы рассчитали стоимость единицы площади каждой экосистемной услуги для каждого типа экосистемы, затем умножили стоимость единицы площади на площадь поверхности каждой экосистемы [Changes in the global ... , 2014].
151
изделий - 6%, лесного хозяйства и рыболовства - по 5% [ILO. World employment ... , 2018, p. 20].
Если государства будут принимать меры для достижения поставленных в Парижском соглашении целей, то к 2030 г., по расчетам МОТ, в мире будет создано около 24 млн «зеленых» рабочих мест, причем большинство из них будут находиться в странах Азии. В то же время ожидается, что будет утрачено примерно 6 млн рабочих мест. С учетом потерь чистый прирост рабочих мест1 составит 18 млн [ILO. World employment ... , 2018, p. 1].
Рост чистых рабочих мест ожидается в странах Америки, Азии / Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы и составит соответственно 0,45, 0,32 и 0,27% (или 3, 14 и 2 млн рабочих мест), т.е. здесь количество вновь созданных рабочих мест превысит количество ликвидированных. В отличие от этих регионов в странах Ближнего Востока и Африки, если не будет изменен исторический тренд развития экономики, количество ликвидированных рабочих мест будет превышать количество созданных. В результате динамика количества чистых рабочих мест будет отрицательной -соответственно -0,48 и -0,04% (или 300 и 350 тыс. рабочих мест) [ILO. World employment ... , 2018, p. 42].
Процесс экологизации занятости будет различаться не только по регионам мира, но и по отраслям. Самый высокий рост показателя чистых рабочих мест к 2030 г. ожидается в секторе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) (около 11%), менее значительный - в строительстве (1,7%) и обрабатывающей промышленности (0,5%). В сумме рост чистых рабочих мест в этих трех отраслях составит 13 млн [ILO. World employment . , 2018, p. 42].
Самое сильное сокращение рабочих мест к 2030 г., по оценкам МОТ, произойдет в следующих отраслях:
- добыча угля, нефти, газа (около 2 млн);
- производство электроэнергии на ископаемом топливе (потеря 400 тыс. рабочих мест);
- отрасли, связанные с производством автомобилей, работающих на природном топливе.
Из 163 отраслей экономики, по которым сделаны прогнозы, только в 14 ожидаются сокращения более чем на 10 тыс. рабочих мест и только в двух (добыча и переработка нефти) - более чем на 1 млн рабочих мест [ILO. World employment ... , 2018, p. 43].
Производство энергии на основе ВИЭ обладает наибольшим потенциалом роста «зеленых» рабочих мест. В 2016 г. в целом по миру здесь
1 Показатель чистых «зеленых» рабочих мест представляет собой разницу между количеством созданных и ликвидированных рабочих мест. Если показатель чистых рабочих мест положительный, то это означает, что количество созданных рабочих мест превышает количество ликвидированных. И наоборот.
152
были заняты 8,1 млн человек. Лидерами по численности занятых являются Китай, ЕС, Бразилия и США. По прогнозам, к 2030 г. в мировом секторе ВИЭ могут быть созданы 20 млн рабочих мест, в том числе 2,1 млн в ветровой, 6,3 млн в солнечной и 12 млн в биотопливной энергетике [Linking jobs ... , 2017, p. 8].
Очевидно, что «зеленый» переход вряд ли будет в равной степени выгодным для всех жителей нашей планеты [Van der Ree, 2019]. Декарбонизация не обеспечит всем людям в обязательном порядке достойный труд, соответствующий стандарту МОТ, т.е. производительный труд «в условиях свободы, равенства, безопасности и человеческого достоинства» [ILO: Social Protection for all men ... , 2006, p. 43]. Труд считается достойным, когда он справедливо оплачивается, безопасен, гарантирует всем равные возможности, социальную защиту и права работников свободно выражать свое мнение и создавать организации, а также перспективы для личностного развития и социальной интеграции [ILO. World employment ... , 2018, р. 9].
Масштабы изменений в сфере занятости и их последствия неравномерно распределяются по странам и по отраслям экономики, а потому одни группы трудящихся получают выгоды, а другие оказываются в проигрыше. У последних неизбежно возникает неудовлетворенность результатами «зеленого» перехода и убеждение в несправедливом отношении к ним [Sharpe, Martinez-Fernandez, 2021]. Если таких недовольных много, то в обществе формируется негативное представление о происходящих переменах, что тормозит процесс перехода.
Учитывая это, важно добиться того, чтобы «зеленый» переход приносил выгоды всем гражданам, включая тех, кто остается без работы или теряет в заработке. Иными словами, работники отраслей, где сокращаются или ликвидируются рабочие места, должны быть уверены, что для них существуют другие достойные профессии и рабочие места и что они получат необходимую социальную помощь для переквалификации и поиска работы. Путь к решению данной проблемы предлагает концепция справедливого перехода к низкоуглеродной экономике.
Концепция справедливого перехода к низкоуглеродной экономике
Термин «справедливый переход» впервые был использован в 1995 г. в ходе выступлений профсоюзов США за «экологическую справедливость», в основном в связи с ростом загрязнения ОС токсичными веществами [Stevis, Felli, 2020]. Триггером для протестных выступлений стали принятые в США в конце ХХ в. экологические нормы, которые касались выбросов токсичных веществ в обрабатывающей промышленности и атомной энергетике. Поскольку предприятиям этих отраслей пришлось при-
153
спосабливаться к жестким экологическим стандартам, то это негативно сказалось на занятости.
В первом десятилетии XXI в. концепция справедливого перехода была поддержана многими странами в связи с включением в глобальную экологическую повестку проблемы изменения климата. После финансового кризиса 2008 г. и последующей глобальной рецессии концепцию справедливого перехода поддержали ведущие международные организации, которые надеялись, что «зеленый» рост станет решением глобального кризиса. К ним присоединились страны, пострадавшие от глобальной рецессии, которые сделали ставку на «зеленый» рост и «зеленые» рабочие места [Stevis, Felli, 2020].
Важную роль в продвижении «зеленого» роста сыграла Инициатива по созданию «зеленых» рабочих мест (Green Jobs Initiative), которая была запущена в 2007 г. МОТ совместно с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), МКП и МОР [Green jobs: Towards ... , 2008]. В 2013 г. она была включена в число семи основных инициатив МОТ, приуроченных к столетию этой организации, которое отмечалось в 2019 г. Основные цели и направления этой инициативы закреплены в программе МОТ «Зеленые рабочие места» (Green Jobs Programme). Главная задача этой программы состоит в том, чтобы подготовить трудящихся к предстоящему «зеленому» переходу и связанным с ним рискам и проблемам, а также новым возможностям для занятости. По мнению МОТ, важно убедить трудящихся в необходимости такого перехода для эффективных изменений в экономике. Кроме того, необходимо создать условия для активного участия трудящихся в процессе управления «зеленым» переходом [ILO. World employment ... , 2018, р. iii].
Масштабы распространения идеей справедливого перехода приобрели глобальный характер после публикации МОТ в 2015 г. «Руководящих принципов справедливого перехода к экологически устойчивой экономике и обществу для всех» [[ILO. Guidelines for a just . , 2015] и включения в Парижское соглашение тезиса о необходимости справедливого перехода [The United Nations framework convention ... , 2015].
В документе МОТ подчеркивается, что экологизация экономики и труда требует специфического для каждой страны сочетания макроэкономической, промышленной, отраслевой и трудовой политики, а также мобилизации государственных и частных инвестиций для поддержки экологически ориентированного бизнеса. Это позволит создать благоприятные условия для развития устойчивых предприятий и создания возможностей для достойного труда людей [ILO. Guidelines for a just ... , 2015, p. 6].
В преамбуле Парижского соглашения указывается, что при его разработке учитывались «императивы справедливого перехода в интересах рабочей силы, создания достойного труда и качественных рабочих мест в соответствии с национальными приоритетами развития» [The United Nations framework convention ... , 2015, p. 2].
154
Распространению концепции справедливого перехода способствовала также Силезская декларация о солидарности и справедливом переходе, которая была принята в 2018 г. на 24-й Конференции сторон (COP24) Рамочной конвенции ООН об изменении климата 2018 г., проходившей в Катовице (Польша). Это был самый важный саммит после Конференции по климату в Париже (COP21) 2015 г. В принятой Декларации подчеркивается, что «справедливый переход для рабочей силы и создание достойных и качественных рабочих мест являются ключевым условием обеспечения эффективного и инклюзивного перехода к низкому уровню выбросов ПГ и к модели развития, устойчивой к климатическим изменениям» [Solidarity and just transition ... , 2018, р. 2].
Эксперты МОТ рассматривают концепцию справедливого перехода как инструмент продвижения к «миру будущего», в котором рабочие места являются экологически чистыми и обеспечивают людям достойные условия труда, выбросы ПГ равны нулю, бедность искоренена, наемные работники и их семьи пользуются своим правом на социальную защиту [ILO. Social protection for a just ... , 2019, р. 5].
В последние годы при поддержке ООН и МОТ в различных странах и регионах мира в рамках глобальной климатической повестки были реализованы многочисленные мероприятия, направленные на обеспечение социальной справедливости и достойного труда в ходе «зеленого» перехода [ILO: The role of the ILO ... , 2020]. Так, в Латинской Америке данные вопросы обсуждались на региональном форуме «Справедливый переход, зеленые рабочие места и действия в области климатических изменений», который проходил в 2019 г. в Сантьяго (Чили) и в котором приняли участие 15 стран этого региона. Задачей форума был обмен опытом и обсуждение мер, которые могут поддержать справедливый переход и создание «зеленых» рабочих мест.
Два важных мероприятия по вопросам справедливого перехода к низкоуглеродной экономике и достойного труда прошли в 2019 г. на Африканском континенте - 14-е Африканское региональное совещание (декабрь, Абиджан, Кот-д'Ивуар), на котором была принята Абиджанская декларация «Движение к социальной справедливости - будущее сферы труда в Африке», и встреча в Йоханнесбурге (октябрь, ЮАР) представителей заинтересованных министерств, местных органов власти, бизнеса, общественных организаций ряда африканских стран (Ботсваны, Эсватини, Лесото и Южной Африки).
В Азии АСЕАН активно продвигает «зеленую» занятость в области энергетики, а также политику рационального потребления энергоресурсов и повышения энергоэффективности зданий. Десять стран АСЕАН подписали в 2018 г. декларацию о содействии созданию «зеленых» рабочих мест для обеспечения справедливого и инклюзивного роста [ASEAN declaration on promoting ... , 2018]. В 2019 г. на конференции министров труда стран АСЕАН было принято совместное заявление, в котором участники указали
155
на значение обеспечения достойной и стабильной занятости, безопасного труда во время «зеленого» перехода [ASEAN Labour Ministers' ... , 2019]. На конференции также подчеркнули важность экологически и социально устойчивой экономики для создания рабочих мест, обеспечения условий для достойного и инклюзивного труда. Участники призвали страны принимать меры для разъяснения населению возможностей и проблем в сфере труда, возникающих в связи с «зеленым» переходом; развивать сотрудничество на международном, региональном и национальном уровнях для обмена передовым опытом в области создания экологически чистых рабочих мест; содействовать созданию экологически чистых рабочих мест и экологизации существующих рабочих мест, а также систем профподготовки и т.д.
Политика справедливого перехода необходима для решения двух задач: во-первых, для создания максимального количества «зеленых» рабочих мест и подготовки квалифицированных работников, которые смогут занять эти новые рабочие места, и, во-вторых, для поддержки пострадавших от «зеленого» перехода трудящихся, предоставления им возможности для профобучения и помощи в трудоустройстве. Решение этих масштабных задач предполагает применение комплекса мер политического и социально-экономического характера, касающихся не только занятости, но и структурной перестройки экономики в целом, в том числе промышленности, энергетики, транспорта и других отраслей, а также системы социального обеспечения, профобразования и т.д. [Van der Ree, 2019]. Многоаспектный характер политики справедливого перехода определяет необходимость согласования и координации действий по разным направлениям и на всех уровнях внутри отдельных стран, а также в региональном и глобальном масштабах.
В «Руководящих принципах справедливого перехода к экологически устойчивой экономике и обществу для всех» МОТ [ILO. Guidelines for a just . , 2015, р. 7] выделены девять ключевых областей политики справедливого перехода:
1) макроэкономическая политика и политика роста;
2) промышленная и отраслевая политика;
3) поддержка предпринимательства;
4) развитие профессиональной подготовки;
5) обеспечение безопасности и гигиены труда;
6) социальная защита;
7) активная политика на рынке труда;
8) трудовое право;
9) социальный диалог и трипартизм (принцип регулирования социально-трудовых отношений на основе трехстороннего представительства -государства, работников и работодателей).
Скорость, масштабы и эффективность процесса экологизации рынка труда на национальном уровне зависят, прежде всего, от выбранной госу-
156
дарством стратегии и места экологической повестки среди приоритетов этой стратегии. Если руководство страны придерживается целей Парижского соглашения и проводит соответствующую экологическую политику, которая может негативно отразиться на занятости, то одновременно оно должно позаботиться о мерах, направленных на стимулирование создания экологически чистых рабочих мест. Важную роль в создании «зеленых» рабочих мест играют меры в области государственных инвестиций в инфраструктуру, госзакупок и поддержки НИОКР. Следует отметить также и значение государственной поддержки частного бизнеса, активно участвующего в «зеленом» переходе, включая предоставление субсидий, ре-гуляторные меры, доступ к госзакупкам и т.п. [Fankhauser, Kazaglis, Srivastav, 2017; ILO. World employment ... , 2018].
Кроме того, экологическая политика, основанная на принципе социальной справедливости, подразумевает создание комплексной системы социальной защиты пострадавших от «зеленого» перехода работников [ILO. Social protection for a just transition ... , 2019]. Она включает такие направления, как доступное медицинское обслуживание, защита от безработицы и досрочный выход на пенсию для работников пожилого возраста, которые рискуют потерять работу из-за свертывания углеродоемких производств. Меры социальной защиты должны распространяться также на трудящихся, которые частично или полностью теряют работу из-за природных катаклизмов, связанных с климатическими изменениями. Примерами соответствующих мер являются пособия по безработице и организация оплачиваемых общественных работ, например, по восстановлению разрушений и ликвидации последствий стихийных бедствий. Эффективной мерой по защите населения от последствий природных катаклизмов являются денежные трансферты пострадавшим гражданам [ILO. Social protection for a just transition ... , 2019]. Однако, чтобы обеспечить пострадавших трудящихся гарантированным доходом в будущем, необходимо создать условия для их профобучения и повышения квалификации [ITUC. Economic and social ... , 2018].
В центре внимания должен также постоянно находиться вопрос об участии женщин в «зеленом» переходе. Существующие проблемы ген-дерного неравенства в доступе к занятости, профессиональной подготовке и приобретению опыта работы будут влиять на доступ женщин к «зеленым» рабочим местам. Женщины могут столкнуться с дополнительными препятствиями или дискриминацией в условиях «зеленой» экономики. Для обеспечения женщинам равного с мужчинами доступа к «зеленым» рабочим местам необходима учитывающая гендерные аспекты политика в области занятости и профподготовки. Экологизация рабочих мест дает возможность не только устранить существующие препятствия на пути к гендерному равенству в сфере труда, но и расширить сферы деятельности, в которых женщины смогут получить достойные рабочие места [ILO. Gender equality ... , 2015; Otobe, 2017]. В частности, речь идет об увели-
157
чении доли женщин на «зеленых» рабочих местах в таких отраслях, как лесное хозяйство, экотуризм, переработка отходов и др. [Action agenda to build ... , 2020].
Многие страны проводят политику экологизации систем профессионально-технического образования (technical vocational education and training, TVET), а также разрабатывают и интегрируют стандарты экологического образования и обучения в учебные программы. Формирование у людей, получающих профессиональное образование, навыков и компетенций, отвечающих требованиям «зеленых» рабочих мест, имеет решающее значение для ускорения создания таких рабочих мест. Однако в глобальном масштабе продвижение по данному направлению еще достаточно медленное. Об этом, в частности, свидетельствуют цифры, приведенные на виртуальной Всемирной конференции ЮНЕСКО (Германия, май 2021 г.) по образованию в интересах устойчивого развития, в которой принимали участие более 80 министров образования и более 2800 представителей заинтересованных сторон. Так, в более чем половине (55%) изученных образовательных стратегиий и учебных программ нет никаких упоминаний об изменении климата и только в 19% случаев упомянуты проблемы в области биоразнообразия [Learn for our ... , 2021, р. 3].
Национальные стратегии справедливого перехода
На практике многие страны, которые реализуют национальную стратегию «зеленого» перехода, сталкиваются с последствиями экологических мер для рынка труда. Однако государственные программы и нормативные документы, которые устанавливают допустимые нормы выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, не всегда дополняются планом действий в области создания «зеленых» рабочих мест и достойных условий труда. Между тем такой план необходим для осуществления справедливого «зеленого» перехода.
По данным «Трекера зеленой экономики» (Green Economy Tracker), который ведет мониторинг «зеленой» политики в 41 стране мира, двадцать стран взяли на себя базовые обязательства в области «зеленой» занятости. Однако очень немногие страны выработали четкую стратегию по решению проблем рынка труда в условиях «зеленого» перехода, в том числе стратегию, направленную на создание достойных рабочих мест [Greens jobs: How ... , 2021]. Среди развитых стран наиболее продвинутыми в этом плане являются США, Канада, Швеция, Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, а среди остальных стран мира - Эфиопия, Сенегал, Монголия, Индонезия, Марокко, Южная Корея.
Однако следует иметь в виду, что степень продвинутости процесса экологизации рынка труда в отдельных странах определяется не только размерами государственных инвестиций, количеством принятых законов, экологических норм и т.п. Огромное (часто определяющее) значение имеют
158
особенности национальной экономики, ее структура, возможности финансирования, обеспеченность энергоресурсами, инновационный потенциал, наличие квалифицированной рабочей силы и др. [Jacob, Quitzow, Bär, 2015]. По этой причине политика «зеленого» перехода и «зеленой» занятости в отдельных странах имеет свои особенности.
«Новый зеленый курс» США. После значительного сокращения активности федерального правительства в сфере экологии при администрации Д. Трампа, в настоящее время в США отмечается резкое усиление внимания властей к проблемам «зеленого» перехода. США вновь присоединились к Парижскому соглашению и утвердили «Новый зеленый курс» (Green New Deal), в основе которого лежит «План революции чистой энергии и экологической справедливости» (Plan for a clean energy revolution and environmental justice), предложенный Дж. Байденом [The Biden plan to build . , 2021]. По мнению экспертов, это один из самых смелых и амбициозных планов, когда-либо принимавшихся президентами страны - его сравнивают с Новым курсом Ф. Рузвельта [Waxman, 2019; Alter, 2020; Rott, Detrow, 2021]. Значительное место в плане Байдена отводится действиям государственных властей на разных уровнях и государственным инвестициям. Предусматриваются такие меры, как замораживание исследований в области нефти и газа, массовые инвестиции в экологически чистую инфраструктуру, ВИЭ, «зеленые» рабочие места и т.п. Администрация предложила также план занятости на 2022-2029 гг. (American Jobs Plan) на сумму 2,7 трлн долл., который включает значительные расходы на приоритетные задачи, связанные с изменением климата [President Biden's ... , 2021].
Байден считает, что предложенный им курс справедливого перехода к низкоуглеродной экономике является важнейшей основой для решения климатических проблем. В этом плане сформулированы конкретные цели, которые обеспечат снижение выбросов ПГ, в частности, путем экологизации транспорта и повышения энергоэффективности зданий [The Biden plan for a clean ... , 2021]. Планируется, в частности, сократить выбросы ПГ к 2030 г. на 50% по сравнению с уровнем 2005 г., а к 2050 г. достичь углеродной нейтральности1 [Fact sheet: President Biden sets ... , 2021].
Одним из важных компонентов президентского плана является устранение «экологической несправедливости» перехода к «зеленой» экономике, от которого могут пострадать отдельные группы населения. В этой связи предлагается расширить социальную защиту населения, особенно тех категорий граждан, которые окажутся в самом невыгодном положении. Речь идет, в первую очередь, о цветном населении и малообеспеченных домохозяйствах, которые подвергаются самым высоким рискам потери работы и бедности. Байден предложил создать при Министерстве
1 Напомним, что президент Б. Обама ставил задачу сокращения выбросов на 26-28% за тот же период.
159
юстиции специальное подразделение по вопросам экологической справедливости и разработать меры по поддержке этих категорий граждан.
Комплексный пакет предложений Байдена по обеспечению экологической справедливости включает следующие пункты [The Biden plan to build ... , 2021]:
- граждане, которые могут пострадать, должны получить свою часть выгод от перехода к «зеленой» экономике: размер этих выгод должен составить 40% суммарных доходов от вложений в чистую энергетику и энергоэффективность, чистый транспорт, энергоэффективное жилье, инфраструктурные проекты и т.д. Кроме того, необходимо продолжить финансирование (через федеральные ведомства) мер по ликвидации загрязнения ОС в местах проживания цветного населения, малообеспеченных семей и племен индейцев, что позволит обеспечить доступ указанных граждан к безопасной питьевой воде и системе канализации, а также создать для них хорошо оплачиваемые рабочие места;
- следует создать механизм отслеживания ситуации в области экологической и экономической справедливости для выявления городских и сельских сообществ, находящихся в наиболее неблагоприятном положении, в частности, из-за изменения климата, серьезных экономических проблем, высокого уровня расового неравенства и загрязнения ОС;
- приоритетное внимание должно уделяться вопросам экологической справедливости и привлечения к ответственности субъектов, загрязняющих ОС.
Байден полагает, что в процессе «зеленого» перехода будут созданы миллионы хорошо оплачиваемых рабочих мест. Это даст возможность работникам вступить в профсоюзы и вести коллективные переговоры со своими работодателями.
Кризис, связанный с пандемией коронавируса, уничтожил большое количество рабочих мест в американской экономике, в том числе в чистой энергетике, что усугубило экологическую несправедливость. Байден намерен изменить ситуацию радикальным образом за счет инвестиций в создание «зеленых» рабочих мест, региональную экономику, национальные научно-исследовательские центры и университеты, коммерциализацию экологически чистых продуктов и т.д. Новые рабочие места расширят возможности трудоустройства молодежи и граждан старшего возраста, которые прошли профпереподготовку, а также людей из всех слоев населения и национальных сообществ.
В плане выделены следующие наиболее важные направления инвестиций:
- инфраструктура (дорожное строительство, системы водоснабжения, электросети и т.д.);
- автомобильная промышленность: необходимо создать 100 тыс. рабочих мест для успешной конкуренции в XXI в.;
160
- транспорт: каждый город с населением 100 тыс. человек и более должен быть обеспечен экологически чистым транспортом с нулевым уровнем выбросов. Федеральные инвестиции дадут возможность создать достойные рабочие места в этом секторе;
- энергетика: развитие чистой энергетики и достижение углеродной нейтральности позволят остановить изменения климата и одновременно создать новые рабочие места;
- строительство: за счет модернизации в соответствии с высокими экологическими требованиями 4 млн зданий и изоляции от атмосферных воздействий 2 млн жилых домов в течение четырех лет можно создать как минимум 1 млн хорошо оплачиваемых рабочих мест;
- охрана ОС: вывод из эксплуатации нефтяных и газовых скважин, а также предприятий по добыче природных ископаемых позволят создать 250 тыс. рабочих мест [The Biden plan to build ... , 2021].
На реализацию плана Байдена по экологической справедливости потребуются федеральные инвестиции в размере 1,7 трлн долл. в течение десяти лет. Кроме того, необходимо привлечь частные инвестиции и инвестиции штатов и местных органов власти в размере 5 трлн долл. [The Biden plan for a clean ... , 2021].
Экологическая программа ЕС («Европейский зеленый курс»). В Европе вопросы обеспечения справедливого в социальном отношении перехода к зеленой экономике являются важной составляющей «Европейского зеленого курса» (European Green Deal, EGD), т.е. экологической программы ЕС, которая была обнародована в декабре 2019 г. Пакет предложений, выработанный Еврокомиссией в рамках этой программы, был закреплен в Законе о климате в июле 2021 г. [Siddi, 2020; European Commission: European ... , 2021].
В EGD поставлена задача достижения углеродной нейтральности к 2050 г. и сокращения выбросов ПГ к 2030 г. не менее чем на 55% по сравнению с уровнем 1990 г. Все страны ЕС должны будут достичь нейтрального баланса выбросов ПГ главным образом за счет сокращения ПГ, инвестиций в экологически чистые технологии и защиты ОС. Одновременно в EGD подчеркивается необходимость обеспечения справедливого «зеленого» перехода с минимальными социально-экономическими издержками и защитой работников в отраслях с высоким уровнем выбросов ПГ [European Commission: European ... , 2021].
Ключевым инструментом EGD, который должен обеспечить справедливый переход и поддержать граждан, которые могут пострадать, является Механизм справедливого перехода (Just Transition Mechanism, JTM) [Le pacte vert pour ... , 2020]. Ликвидация углеродоемких и ресурсоемких производств сопряжена с огромным социально-экономическим ущербом для тех регионов ЕС, которые сильно зависят от ископаемого топлива или углеродоемких производств. Только ликвидация угольной промышленности означает сокращение почти 450 тыс. рабочих мест по всей Европе
161
[Heyvaert, 2020, p. 17]. JTM должен компенсировать этот ущерб для граждан за счет привлечения инвестиций в наиболее пострадавшие регионы. В частности, он предусматривает: расширение возможностей трудоустройства в новых отраслях и отраслях, находящихся в процессе экологической перестройки, а также возможностей профобучения и переквалификации работников; повышение энергоэффективности жилья; инвестиции, направленные на борьбу с энергетической бедностью (т.е. с отсутствием доступа к современным энергетическим услугам); обеспечение доступа к чистой, безопасной и доступной энергии [Le pacte vert pour ... , 2020].
По оценкам, JTM сможет генерировать инвестиции на сумму более 100 млрд евро в 2021-2027 гг. и на сумму 143 млрд в течение десятилетия. Средства будут привлекаться из разных источников, включая бюджет ЕС, национальные бюджеты, фонды ЕС, частные фонды и т.д. Инвестиции, как считают эксперты, позволят избежать усиления социально-экономического неравенства, которое сделает энергетический переход просто неприемлемым для части населения [Sustainable Europe ... , 2020, р. 6]. JTM включает три основных компонента:
- Фонд справедливого перехода (Just Transition Fund) (7,5 млрд евро) -новый финансовый инструмент, предназначенный для оказания помощи незащищенным слоям населения, пострадавшим от «зеленой» трансформации. Предусматривается финансировать проекты, соответствующие европейским целям достижения углеродной нейтральности, в частности, поддерживать инвестиции в районах, где необходимо поэтапно прекратить производство и использование каменного и бурого угля, торфа и горючих сланцев или преобразовать сильно загрязняющие отрасли промышленности [Largue, 2021]. Средства фонда предназначены также для финансирования региональных проектов, направленных на поддержку мелких и средних предприятий, стартапов и бизнес-инкубаторов, создание «зеленых» рабочих мест и профподготовку работников для экологически чистых производств;
- программа InvestEU, которая, по оценкам, позволит привлечь частные инвестиции на общую сумму до 45 млрд евро в период 2021-2027 гг.; привлеченные средства будут использованы на поддержку сектора ВИЭ и экологической перестройки транспорта;
- финансирование государственного сектора через Европейский инвестиционный банк на общую сумму 25-30 млрд евро, в том числе местных и региональных проектов в области энергетики и транспортной инфраструктуры, централизованного теплоснабжения, энергоэффективности, включая реконструкцию зданий, а также в области социальной инфраструктуры [Sustainable Europe ... , 2020, р. 18; Financer la transition ... , 2020].
JTM будет опираться не только на финансирование: планируется также оказывать техническую поддержку государствам-членам и инвесторам с помощью специальной интернет-платформы и содействовать взаи-
162
модействию всех социальных партнеров и заинтересованных сторон в управлении переходом. Кроме того, намечено привлечь к реализации JTM различные действующие механизмы и фонды ЕС. В частности, на Европейский социальный фонд возложена задача обеспечить дополнительные возможности для повышения квалификации и переобучения работников, которые будут затронуты «зеленым» переходом. По оценкам, в течение десятилетия фонд сможет подготовить около 5 млн работников для «зеленых» рабочих мест [Sustainable Europe ... , 2020, р. 7].
Экологическая справедливость в стратегии Франции. Франция является одним из мировых лидеров в области охраны ОС и играет значимую роль в решении экологических проблем. Вопросам охраны ОС во Франции уделяется повышенное внимание. Ее экологическое законодательство считается одним из самых амбициозных в Европе; оно постоянно совершенствуется и пополняется новыми документами. Правовой основой экологической политики Франции являются Экологический кодекс, экологические законы Гренель I (Grenelle I) и Гренель11 (Grenelle II) (2010)1, закон об энергетическом переходе к «зеленому» росту (2015), закон об энергетике и климате (2019) и др. При этом экологическая политика учитывает правовые нормы ЕС и международных организаций в области охраны ОС. C 2010 г. в стране активно действует левоцентристская политическая партия «Европа Экология Зеленые» (Europe Écologie Les Verts). В Париже проходят международные саммиты по важнейшим экологическим проблемам.
Франция - первая страна в мире, которая прекратила выдавать новые лицензии на добычу нефти и газа и продлевать уже действующие (в соответствии с Законом об углеводородах 2017 г.) [Loi n° 2017-1839 ... , 2017]. К 2040 г. она планирует остановить разведку и добычу углеводородов, а также отказаться от продажи транспортных средств, работающих на бензине и дизельном топливе.
Дорожной картой Франции по борьбе с изменением климата является Национальная низкоуглеродная стратегия (Stratégie nationale bas-carbone, SNBC), принятая в 2015 г. и закрепленная в законе об энергетическом переходе к «зеленому» росту [Strategie nationale bas-carbone ... , 2020]. Она конкретизирует программу действий по переходу к низкоуглеродной, цикличной и устойчивой экономике во всех секторах экономики и определяет траекторию сокращения выбросов ПГ до 2050 г. В рамках SNBC поставлены две цели - добиться углеродной нейтральности к 2050 г. и сократить углеродный след потребления французов.
По оценке SNBC, благодаря энергетическому переходу ВВП страны увеличится на 1-2,5% к 2030 г. и на 3-4% к 2050 г. Кроме того, энергетический переход позволит создать дополнительно 300-500 тыс. рабочих
1 Эти законы определяют цели государства в области охраны ОС и устойчивого развития, а также пути их реализации.
163
мест к 2030 г. и 700-800 тыс. к 2050 г. [Strategie nationale bas-carbone ... , 2020, р. 13].
Несмотря на протесты «желтых жилетов» и пандемию COVID-19, Франция продолжает придерживаться экологических приоритетов. Экологические цели, в частности, интегрированы в план подъема экономики (France Relance), принятый в сентябре 2020 г. и рассчитанный на 2021-2022 гг. Одним из трех основных направлений плана является экологический переход, на который выделено около 30% всего финансирования [France Relance, 2020, p. 291-294].
По официальным данным за 2017 г., «зеленая» экономика в стране охватывает около 4 млн человек. Эти занятые подразделяются на две группы: работники с «зелеными» и с «зеленеющими» профессиями. К первой группе относятся занятые, трудовая деятельность которых заключается в том, чтобы «предотвращать, контролировать и восстанавливать ОС, которая подвергается негативному воздействию и которой нанесен ущерб» [Les emplois dans les métiers ... , 2021]. В частности, это работники охраны природных территорий и лесов, а также специалисты, отвечающие за водные ресурсы, и т.д. На них приходится только 142 тыс. человек из указанных выше 4 млн (или 0,5% всех занятых в экономике).
Остальную часть занятых составляют работники с «зеленеющими» профессиями; их трудовая деятельность не связана напрямую с экологией, но компетенции уже трансформируются или будут трансформироваться в будущем с учетом экологических требований. В эту группу включаются, например, архитекторы, специалисты по теплоизоляции, менеджеры по логистике, садовники и т.д. На «зеленеющие» профессии в 2017 г. приходилось 14% всех занятых в стране [Les emplois dans les métiers ... , 2021].
«Зеленые» профессии связаны по большей части с такими видами экономической деятельности, как производство и распределение энергии и воды (42%), ассенизация и переработка отходов (36%). Остальные 22% составляют профессии, непосредственно связанные с охраной ОС. Работники с «зелеными» профессиями - это в основном мужчины (82% всех рабочих мест против 52% по всей экономике). Чрезмерная представленность мужчин особенно заметна в сфере ассенизации и переработки отходов.
При этом работники с «зелеными» профессиями имеют более низкий уровень образования по сравнению со средним уровнем образования всех занятых в стране. Так, среднее образование имеют 27% работников с «зелеными» профессиями (против 24% всех занятых), образование ниже среднего - 18% (против 14%), а высшее образование - 35% (против 42% всех занятых) [Les emplois dans les métiers ... , 2021].
Работники с «зеленеющими» профессиями трудятся во многих сферах экономической деятельности, в частности в строительстве (37%), на транспорте (19,7), в промышленности (19,8), НИОКР (9,4), сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и благоустройстве территории (6,1), туризме (5) и торговле (3%) [Les emplois dans les métiers ... , 2021]. В этой группе
164
также непропорционально большое представительство мужчин (82 против 52% для всех занятых). Особенно высока доля мужчин среди занятых в строительстве и благоустройстве территории. Наиболее высокая доля женщин отмечается в торговле и туризме. В целом почти треть занятых с «зеленеющими» профессиями имеют среднее образование (против 24% среди всех занятых), 16% - образование ниже среднего (против 14%), а 34% - высшее образование (против 42%). Наиболее квалифицированные работники с «зеленеющими» профессиями трудятся в области НИОКР, промышленности (контроль качества, промышленный дизайн) и строительства (проектирование), а работники с низким уровнем образования трудятся чернорабочими на стройках, водителями, рабочими в сфере благоустройства территории и т.п. [Les emplois dans les métiers ... , 2021].
За период с 2010 по 2019 г. предложение рабочих мест во Франции по всем профессиям «зеленой» экономики («зеленым» и «зеленеющим») увеличилось почти на 15%, а спрос на них - более чем на 30% [Les emplois dans les métiers ... , 2021]. В 2019 г. на отрасли «зеленой» экономики приходилось 15,8% вакансий, поданных работодателями в Центр занятости (Pôle emploi), и 14,4% зарегистрированных в нем заявок соискателей. Наиболее востребованными как работодателями, так и соискателями, являются строительные профессии и профессия водителя транспортного средства [Le marche de travail ... , 2021]. При этом наиболее частыми требованиями к кандидатам были высокий уровень технических компетенций (знаний и навыков, необходимых для исполнения определенной должности) и наличие опыта работы [Identifier et accompagner ... , 2021, p. 3].
Заключение
Ухудшение состояния ОС и изменение климата имеют далеко идущие и неконтролируемые последствия для рынка труда, поскольку тормозят экономический рост и расширение занятости. В свою очередь, создание «зеленых» рабочих мест позволяет уменьшить негативное влияние человеческой деятельности на ОС и, таким образом, поддержать экономическое развитие и рост благосостояния людей.
Поскольку экологизация рынка труда является важной составной частью экологизации экономики в целом, то и стратегия в области «зеленой» занятости должна интегрироваться в политику декарбонизации и «зеленого» роста. Для эффективной трансформации рынка труда и компенсации негативных последствий «зеленого» перехода для трудящихся нужен комплекс мер социально-экономического характера, включая поддержку наиболее уязвимых категорий населения, профобучение и повышение квалификации, помощь в трудоустройстве.
Во многих странах мира экологически ориентированный рост и «зеленая» занятость стали приоритетом государственной политики, направленной на устойчивое развитие. Цели и направления такой политики дос-
165
таточно подробно разработаны международными организациями и служат основой национальных стратегий.
В России, которая является участником всех международных экологических мероприятий, политика в области охраны ОС существенно активизировалась в последние два десятилетия. В 2012 г. был принят документ, определяющий цель и принципы государственной политики в области экологии, - «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года». В последующие годы Правительство РФ утвердило несколько государственных программ по охране ОС, использованию природных ресурсов, развитию лесного хозяйства, рыбохозяйственного комплекса и т.д., которые имеют потенциал создания «зеленых» рабочих мест. Среди них следует отметить План деятельности Министерства природных ресурсов и экологии РФ на 2013-2018 гг. В 2018 г. Правительство РФ утвердило Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г., которая позволит создать значительное количество «зеленых» рабочих мест.
В настоящее время центральное место в экологической политике страны занимает Национальный проект «Экология» (2019-2024). Одной из инициатив нацпроекта, особенно актуальной для развития «зеленой» занятости, является проект в области экопросвещения, в рамках которого предполагается создать образовательные программы, направленные на распространение знаний об эффективных практиках природопользования, изучение природной среды, развитие НИОКР в области экологии, разработку методов сокращения выбросов ПГ и т.д. Значительный потенциал в плане создания «зеленых» рабочих мест также имеют проекты, посвященные развитию деятельности по утилизации и переработке отходов и ликвидации ущерба, нанесенного природе (сохранение лесов, озера Байкал, национальных парков и др.).
К сожалению, в России приоритет в политике перехода к «зеленой» экономике отдается в основном мерам по снижению негативного влияния на ОС, а создание «зеленых» рабочих мест происходит главным образом попутно в таких сферах экономической деятельности, как строительство, энергосбережение, утилизация отходов и т.д.1 В других сферах экономической деятельности (добыча природных ископаемых, производство машин и оборудования, химическая промышленность и т.п.), которые вносят основной «вклад» в загрязнение ОС, этот процесс продвигается крайне медленно, что осложняет «зеленый» переход и развитие экологически ориентированного рынка труда. В сырьевых отраслях сложившееся поло-
1 В частности, были успешно реализованы ряд инвестиционных проектов в области экологически чистого строительства (объекты Олимпиады 2014 г. в Сочи, общественно-деловой комплекс «Лахта-центр» и жилой комплекс «Триумф-парк» в Санкт-Петербурге и т. д.).
166
жение обусловлено в значительной мере высокой зависимостью экономики России от экспорта углеводородов. Между тем модернизация указанных отраслей, в частности путем внедрения экологически чистых технологий и оборудования, а также создания «зеленых» рабочих мест, является необходимым условием оздоровления ОС и перехода к высокоэффективной низкоуглеродной модели экономики.
Список литературы
1. Войкина Е.А., Потравный И.М. Зеленая занятость и рынок труда при формировании экологически ориентированной экономики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. - 2018. - Т. 34, вып. 2. - С. 217-240.
2. Action agenda to build the workforce and skills needed for universal energy access : Policy brief. Power for All. - San Francisco, CA, USA, 2020. - 3 p. - URL: https://www. power-forall.org/resources/calls-to-action/action-agenda-build-workforce-skills-needed-universal-energy-access (дата обращения: 15.12.2021).
3. Alter Ch. How Joe Biden is positioning himself as a modern FDR // Times. - 2020. - 28.10. -URL: https://time.com/5904569/joe-biden-fdr/ (дата обращения: 15.12.2021).
4. ASEAN declaration on promoting green jobs for equity and inclusive growth of Asian community // The 32 nd ASEAN Summit on 27 April 2018 in Singapore / ASEAN. - 2018. -URL: https://asean.org/wp-content/uploads/2012/05/ASEAN-Declaration-on-Promoting-Green-Jobs-for-Equity-and-Inclusive-Growth-of-ASEAN-Community .pdf (дата обращения: 15.12.2021).
5. ASEAN Labour Ministers' joint statement on Green Initiative to the 108 th International Labour Conference. - 2019. - June 23. - URL: https://asean.org/wp-content/uploads/ 2019/06/F inal-Adopted-ASEAN-Labour-Ministers-Joint-Statement-on-Green-Initiative.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
6. Changes in the global value of ecosystem services / Costanza R. [et al.] // Global Environmental Change. - 2014. - Vol. 26, N 1. - P. 152-158. - URL: https://www.researchgate.net/ publication/262489570_Changes_in_the_global_value_of_ecosystem_services (дата обращения: 15.12.2021).
7. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European economic and social committee and the Committee of the regions: Sustainable Europe investment plan: European Green Deal investment plan. - Brussels, 2020. - 14.01. - 25 p. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52020DC0021&from=EN (дата обращения: 15.12.2021).
8. Employment implications of green growth: Linking jobs, growth, and green policies. OECD report for the G7 environment ministers June 2017 / OECD. - 2017. - 24 p. - URL: https:// www.oecd.org/environment/Employment-Implications-of-Green-Growth-OECD-Report-G7-Environment-Ministers.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
9. European Commission: European Climate Law. - 2021. - URL: https://ec.europa.eu/clima/ eu-action/european-green-deal/european-climate-law_en (дата обращения: 15.12.2021).
167
10. Fact sheet: President Biden sets 2030 greenhouse gas pollution reduction target aimed at creating good-paying union jobs and securing U.S. Leadership on clean energy technologies. - 2021. - 22.04. - URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/04/22/fact-sheet-president-biden-sets-2030-greenhouse-gas-pollution-reduction-target-aimed-at-creating-good-paying-union-jobs-and-securing-u-s-leadership-on-clean-energy-technologies/ (дата обращения: 15.12.2021).
11. Fankhauser S., Kazaglis A., Srivastav S. Green growth opportunities for Asia / Asian Dev. Bank Econ. - 2017. - 37 p. - (Work. Pap. Ser. ; N 508). - URL: https://www.adb.org/sites/ default/files/publication/224391/ewp-508.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
12. Financer la transition verte: Le plan d'investissement du Pacte vert pour l'Europe et le Mécanisme pour une transition juste // Commission européenne. - 2020. - 14.01. - URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/fr/newsroom/news/2020/01/14-01-2020-financing-the-green-transition-the-european-green-deal-investment-plan-and-just-transition-mechanism (дата обращения: 15.12.2021).
13. France Relance / Ministère de l'économie, des finances et de la relance. - Paris, 2020. -03.09. - 296 p. - URL: https://www.economie.gouv.fr/files/files/directions_services/plan-de-relance/annexe-fiche-mesures.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
14. Green economy tracker. Greens jobs: How well are we doing? - 2021. - URL: https:// greeneconomytracker.org/policies/green-jobs/ (дата обращения: 15.12.2021).
15. Green jobs: Towards decent work in sustainable, low-carbon world / UNEP. - Wash., DC, 2008. - 36 p. - URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_emp/—emp_ent/ documents/publication/wcms_158727.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
16. Greens jobs: How well are we doing? // Green Economy Tracker. - 2021. - URL: https:// greeneconomytracker.org/policies/green-jobs/ (дата обращения: 15.12.2021).
17. Heyvaert G. Le Pacte vert pour l'Europe: La longue route vers la neutralité carbone // Rev. de l'énergie. - Paris, 2020. - N 648. - P. 9-18.
18. Identifier et accompagner les compétences de la transition écologique: Synthèse du cycle 2020 de webconférences. - Paris : France stratégie, 2021. - 08.07. - 16 p. - URL: https:// www.strategie.gouv.fr/sites/strategie.gouv.fr/files/atoms/files/synthese_du_cycle_2020_de_web-conferences_-_identifier_et_accompagner_les_competences_de_la_transition_ecologique_0.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
19. ILO. Gender equality and green jobs: Policy brief. - Geneva, 2015. - 12 p. - URL: https:// www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_emp/—emp_ent/documents/publication/wcms_ 360572.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
20. ILO. Guidelines for a just transition to environmentally sustainable economies and societies for all / Internat. labour office. - Geneva, 2015. - 23 p. - URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/ groups/public/—ed_emp/—emp_ent/documents/publication/wcms_432859.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
21. ILO. Social protection for a just transition: A global strategy for increasing ambition in climate action / Internat. Labour Office. - Geneva, 2019. - 26 p. - URL: https://www.social-protection.org/gimi/RessourcePDF.action;jsessionid=dh4ZtDogXWU6uGHbzXqJB1Hj7YAN9 L2w59BE0xahKi_SVzZ1AK0g!-1491252213?id=55905 (дата обращения: 15.12.2021).
22. ILO: Social protection for all men and women - A sourcebook for extending social security coverage in Fiji / Internat. Labour Office. - Suva, Fiji, 2006. - 482 p. - URL: https://www.ilo.
168
org/wcmsp5/groups/public/—asia/—ro-bangkok/—ilo-suva/documents/publication/wcms_ 155799.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
23. ILO. The role of the ILO in addressing climate change and a just transition for all / Internat. labour office. - Geneve, 2020. - 13 p. - URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/ public/—ed_norm/—relconf/documents/meetingdocument/wcms_736774.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
24. ILO. World employment and social outlook: Greening with Jobs / Internat. Labour Office. -Geneva, 2018. - Х, 189 p. - URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—dgreports/— dcomm/—publ/documents/publication/wcms_628654.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
25. ITUC. Economic and social policy brief: The role of social protection in a just transition / ITUC CSIIGB. - Geneva, 2018. - 6 p. - URL: https://www.ituc-csi.org/Social-Protection-in-a-Just-Transition?lang=en (дата обращения: 15.12.2021).
26. Jacob K., Quitzow R., Bär H. Green jobs: Impacts of a green economy on employment. -Eschborn : Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ), 2015. - 76 р. -URL: https://energypedia.info/images/f/fc/Green_Jobs_-_Impacts_of_a_Green_Economy_on_ Employment.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
27. Largue P. EU adopts €17 billion Just Transition Fund. - 2021. - 10.06. - URL: https:// www.powerengineeringint.com/renewables/strategic-development/eu-adopts-e17-billion-just-transition-fund/ (дата обращения: 15.12.2021).
28. Le marche de travail: Le suivi des offres et demandes d'emploi. - 2021. - URL: https://www. notre-environnement.gouv.fr/rapport-sur-l-etat-de-l-environnement/themes-ree/economie-verte/ emplois/le-marche-du-travail/article/le-suivi-des-offres-et-demandes-d-emploi?l (дата обращения: 15.12.2021).
29. Le pacte vert pour l'Europe: Mécanisme pour une transition juste: pour que personne ne soit laissé pour compte / Commission européenne. - 2020. - Janvier. - 3 р. - URL: https:// ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/fr/fs_20_39 (дата обращения: 15.12.2021).
30. Learn for our planet: A global review of how environmental issues are integrated in education / UNESCO. - 2021. - 48 p. - URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000377362 (дата обращения: 15.12.2021).
31. Les emplois dans les métiers de l'économie verte. - 2021. - URL: https://www.no tre-environ-nement.gouv.fr/rapport-sur-l-etat-de-l-environnement/themes-ree/economie-verte/ emplois/les-emplois/article/les-emplois-dans-les-metiers-de-l-economie-verte (дата обращения: 15.12.2021).
32. Linking jobs, growth, and green policies : OECD report for the G7 environment ministers June 2017 / OECD. - 2017. - 24 p. - URL: https://www.oecd.org/environment/Employment-Implications-of-Green-Growth-OECD-Report-G7-Environment-Ministers.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
33. Loi n° 2017-1839 du 30 décembre 2017 mettant fin à la recherche ainsi qu'à l'exploitation des hydrocarbures et portant diverses dispositions relatives à l'énergie et à l'environnement. -URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/JORFTEXT000036339396/ (дата обращения: 15.12.2021).
34. Otobe N. Gender dimensions of employment trends and future of work: Where would women work next? - Geneva, 2017. - 38 p. - (ILO Employment work. paper ; N 222). - URL:
169
https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_emp/documents/publication/wcms_613273.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
35. President Biden's $2.7 trillion american jobs plan: Budgetary and macroeconomic effects. -2021. - 07.04. - URL: https://budgetmodel.wharton.upenn.edu/issues/2021/4/7/president-biden-american-jobs-plan-effects (дата обращения: 15.12.2021).
36. Rott N., Detrow S. Reaching back to the New Deal, Biden proposes a Civilian Climate Corps. - 2021. - 11.05. - URL: https://www.npr.org/2021/05/11/993976948/reaching-back-to-the-new-deal-biden-proposes-a-civilian-climate-corps (дата обращения: 15.12.2021).
37. Sharpe S.A., Martinez-Fernandez C.M. The Implications of green employment: Making a just transition in ASEAN // Sustainability / MDPI (Molecular Diversity Preservation International). - Basel, 2021. - N 13. - URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/13/13/7389 (дата обращения: 15.12.2021).
38. Siddi M. The European Green Deal: Assessing its current state and future implementation // Finnish Institute of International Affairs working-paper. - 2020. - May, - N 114. - P. 2-15. -URL: https://www.researchgate.net/publication/341701815_The_European_Green_Deal_ Assessing_its_current_state_and_future_implementation (дата обращения: 15.12.2021).
39. Solidarity and just transition Silesia : Declaration at COP24 // UN climate change conference. - Katowice, 2018. - 3 p. - P. 2. - URL: https://cop24.gov.pl/fileadmin/user_upload/ Solidarity_and_Just_Transition_Silesia_Declaration_2_pdf (дата обращения: 15.12.2021).
40. Stevis D., Felli R. Planetary just transition? How inclusive and how just? // Earth System Governance. - Amsterdam, 2020. - Vol. 6, article 100065. - URL: https://www.sciencedirect. com/journal/earth-system-governance/vol/6/suppl/C (дата обращения: 15.12.2021).
41. Strategie nationale bas-carbone: Rapport d'accompagnement / Ministere de la transision ecologique et solidaire. - 2020. - Mars. - 84 p. - URL: https://www.ecologie.gouv.fr/sites/ default/files/20200318%20Rapport%20d%27accompagnement%20SNBC2.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
42. The Biden plan for a clean energy revolution and environmental justice. - 2021. - URL: https://joebiden.com/climate-plan/ (дата обращения: 15.12.2021).
43. The Biden plan to build a modern, sustainable infrastructure and an equitable clean energy future. - 2021. - URL: https://joebiden.com/clean-energy/ (дата обращения: 15.12.2021).
44. The United Nations framework convention on climate change. Paris Agreement. In proceedings of the 21 st Conference of the Parties, Paris, France, 30 November. - 2015. -11.12. - URL: https://unfccc.int/files/essential_background/convention/application/pdf/ english_paris_agreement.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
45. Van der Ree K. Promoting green jobs: Decent work in the transition to low-carbon, green economies // Internat. development policy. - Leiden, Netherlands, 2019. - N 11 : special issue. - P. 248-272. - URL: https://journals.openedition.org/poldev/3107 (дата обращения: 15.12.2021).
46. Waxman O.B. How FDR's New Deal laid the groundwork for the Green New Deal - in good ways and bad // Time. - 2019. - 08.02. - URL: https://time.com/5524723/green-new-deal-history/ (дата обращения: 15.12.2021).
Статья получена: 08.12.2021 Одобрена к публикации: 10.01.2022
170