Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЗЕЛЕНЫХ НАВЫКОВ И СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

РАЗВИТИЕ ЗЕЛЕНЫХ НАВЫКОВ И СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
645
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА / ЗЕЛЕНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ЗЕЛЕНЫЕ НАВЫКИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / ПРОФСОЮЗЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пряжникова Ольга Николаевна

Трансформация экономической деятельности и изменение структуры экономики, обусловленные переходом к зеленой экономике, приводят к сокращению или ликвидации рабочих мест в отраслях, наносящих вред окружающей среде. Одновременно распространение технологий, не нарушающих экологического равновесия, в традиционных и новых производственных секторах создают условия для роста экологически ориентированных рабочих мест, что способствует увеличению спроса на новые зеленые навыки. В результате владение зелеными навыками расширяет возможности работников адаптироваться к модели устойчивого экономического развития, которая снижает негативное влияние человеческой деятельности на окружающую среду. Для эффективной оценки потребностей экономики в зеленых навыках и разработки программ по их развитию необходимо обеспечить согласованность действий государства, участников рынка труда и прочих заинтересованных сторон. Во многих странах мира этой цели удается достичь благодаря социальному диалогу. Социальный диалог, целью которого в данном случае является формирование стратегии развития зеленых навыков, действует как мост между правительственными органами, промышленными и отраслевыми объединениями, ассоциациями работодателей и профсоюзными организациями. Роль государственных органов, формы вовлечения работодателей и работников в процессы социального диалога варьируются от страны к стране в зависимости от особенностей как национальных стратегий перехода к зеленой экономике, так и от особенностей социально-экономического развития. В статье делается попытка дать обзор современных мировых практик использования механизмов социального диалога для прогнозирования и развития навыков для зеленых рабочих мест. Отмечаются общие характеристики механизмов участия заинтересованных сторон в социальном диалоге в сфере зеленой занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF GREEN SKILLS AND SOCIAL DIALOGUE: INTERNATIONAL PRACTICES

The transformation of economic activity and restructuring of economy caused by transition to green economy lead to reduction or liquidation of jobs in sectors that harm the environment. At the same time, spread of sustainable technologies in traditional and new manufacturing sectors creates conditions for growth of green jobs, which drives demand for new green skills. As a result, green skills empower workers to adapt to the sustainable development model that reduces negative impact of human activities on the environment. To effectively assess the needs of the economy in green skills and elaborate programs for skill development, it is crutial to ensure coordination of actions among state, labor market participants and other stakeholders. In many countries this goal is achieved with the help of social dialogue. Social dialogue aimed, in this case, to develop strategy of green skills development serves as a bridge between government bodies, industry associations, employers’ organizations and trade unions. The role of government bodies, the practices of involvement of employers and workers in the social dialogue vary from country to country depending on the characteristics of both national strategies for the transition to green economy and socio-economic development path. The article attempts to give an overview of current world practices of using social dialogue mechanisms to forecast and develop skills for green jobs. It highlights common features of mechanisms of stakeholders participation in the social dialogue concerning green employment.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЗЕЛЕНЫХ НАВЫКОВ И СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

РОССИЯ И МИР В XXI ВЕКЕ

DOI: 10.31249/rsm/2021.01.04

О.Н. Пряжникова

РАЗВИТИЕ ЗЕЛЕНЫХ НАВЫКОВ И СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Аннотация. Трансформация экономической деятельности и изменение структуры экономики, обусловленные переходом к зеленой экономике, приводят к сокращению или ликвидации рабочих мест в отраслях, наносящих вред окружающей среде. Одновременно распространение технологий, не нарушающих экологического равновесия, в традиционных и новых производственных секторах создают условия для роста экологически ориентированных рабочих мест, что способствует увеличению спроса на новые зеленые навыки. В результате владение зелеными навыками расширяет возможности работников адаптироваться к модели устойчивого экономического развития, которая снижает негативное влияние человеческой деятельности на окружающую среду. Для эффективной оценки потребностей экономики в зеленых навыках и разработки программ по их развитию необходимо обеспечить согласованность действий государства, участников рынка труда и прочих заинтересованных сторон. Во многих странах мира этой цели удается достичь благодаря социальному диалогу.

Социальный диалог, целью которого в данном случае является формирование стратегии развития зеленых навыков, действует как мост между правительственными органами, промышленными и отраслевыми объединениями, ассоциациями работодателей и профсоюзными организациями. Роль государственных органов, формы вовлечения работодателей и работников в процессы социального диалога варьируются от страны к стране в зависимости от особенностей как национальных стратегий перехода к зеленой экономике, так и от особенностей социально-экономического развития.

В статье делается попытка дать обзор современных мировых практик использования механизмов социального диалога для прогнозирования и развития навыков для зеленых рабочих мест. Отмечаются общие характеристики механизмов участия заинтересованных сторон в социальном диалоге в сфере зеленой занятости.

Ключевые слова: зеленая экономика; зеленая занятость; зеленые навыки; социальный диалог; профсоюзы.

Пряжникова Ольга Николаевна - научный сотрудник,

Институт научной информации по общественным наукам РАН

(ИНИОН РАН), Россия, Москва.

E-mail: [email protected] Web of Science Researcher ID: AAS-6065-2020

Pryazhnikova O.N. The development of green skills and social dialogue: International practices

Abstract. The transformation of economic activity and restructuring of economy caused by transition to green economy lead to reduction or liquidation of jobs in sectors that harm the environment. At the same time, spread of sustainable technologies in traditional and new manufacturing sectors creates conditions for growth of green jobs, which drives demand for new green skills. As a result, green skills empower workers to adapt to the sustainable development model that reduces negative impact of human activities on the environment. To effectively assess the needs of the economy in green skills and elaborate programs for skill development, it is crutial to ensure coordination of actions among state, labor market participants and other stakeholders. In many countries this goal is achieved with the help of social dialogue.

Social dialogue aimed, in this case, to develop strategy of green skills development serves as a bridge between government bodies, industry associations, employers' organizations and trade unions. The role of government bodies, the practices of involvement of employers and workers in the social dialogue vary from country to country depending on the characteristics of both national strategies for the transition to green economy and socioeconomic development path.

The article attempts to give an overview of current world practices of using social dialogue mechanisms to forecast and develop skills for green jobs. It highlights common features of mechanisms of stakeholders participation in the social dialogue concerning green employment.

Keywords: green economy; green employment; green skills; social dialogue; trade unions.

Pryazhnikova Olga Nikolaevna - Research Fellow,

Institute of Scientific Information for Social Sciences

of the Russian Academy of Sciences (INION RAN).

E-mail: [email protected]

Web of Science Researcher ID: AAS-6065-2020

Введение

В эпоху изменения климата, растущего дефицита природных ресурсов и продолжающейся деградации окружающей среды многие страны мира все чаще включают в свои стратегии развития цели экологизации экономической деятельности, продвижения принципов зеленой экономики и создания новых зеленых рабочих мест. Переход к зеленой экономике, в свою очередь, вызывает изменения на рынке труда. С одной стороны, он приводит к потере некоторого количества рабочих мест вследствие сокращения вредных для окружающей среды производств, а с другой - стимулирует возникновение новых в экологически ориентированных отраслях. Таким образом растет зеленая занятость и спрос на новые зеленые навыки.

Для более четкого понимания происходящих и предстоящих изменений, связанных с распределением зеленых рабочих мест в разных отраслях экономики, страны мира делают ставку на расширение социального диалога, в ходе которого государство, представители академической среды, группы работодателей и работников совместно готовят почву для перехода к более зеленой экономике и развития зеленой занятости.

В основе концепции зеленой экономики лежит идея о том, что экологическая устойчивость может быть движущей силой экономического роста. Впервые термин зеленая экономика был использован экспертами в сфере экологической экономики Д. Пирсом, Э. Барбье и А. Маркандиа в 1989 г. [Pearce, Barbier, Markandya 1989]. В последующих публикациях Д. Пирс, развивая концепцию устойчивого экологического развития, подчеркивает, что зеленая экономика создает условия для поддержания благосостояния населения, а также для использования природных ресурсов таким образом, чтобы не нарушался экологический баланс. Пирс определил основные темы дискуссии вокруг поиска новой модели устойчивого развития. Прежде всего, это необходимость изменения поведения человека, который в условиях ухудшения состояния окружающей среды, вызванных его деятельностью, вынужден переосмыслить выгоды и издержки своего экономического поведения и «стать менее жадным» [Pearce 1992, p. 1]. В результате такой переоценки негативное воздействие человека на окружающую среду должно уменьшиться. В целом, экологически устойчивое развитие в рамках зеленой экономики становится возможным благодаря ослаблению и / или разрыву прямой зависимости между объемом произведенного продукта и объемом используемых для его производства природных ресурсов [Pearce 1992, p. 4].

Концепция зеленой экономики получила дальнейшее развитие и оформление во многом благодаря специалистам ООН. В условиях роста озабоченности в связи с ухудшением экологической обстановки на планете в 2008 г. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) выступила с инициативой «Зеленая экономика» (Green economy initiative), в рамках которой в 2009 г. был подготовлен доклад «Глобальный зеленый новый курс», предлагающий комплекс мер развития зеленой экономики, способствующих восстановлению и повышению устойчивости экономики после мирового кризиса, а также искоренению бедности и сокращению выбросов углеводорода. Согласно исследованиям, проведенным специалистами ООН, зеленая экономика не только снижает экологические риски, но и способствует улучшению благосостояния людей и росту социальной справедливости. В зеленой экономике рост доходов населения и занятости достигается благодаря государственным и частным инвестициям в производственные процессы, предполагающие сокращение использования углеродного сырья, повышение эффективности использования природных ресурсов, сохранение биоразнообразия. Эксперты ООН

[Towards 2011, p. 9.] предлагают определение зеленой экономики как модели хозяйствования, в которой особое внимание уделяется жизненно важным связям между экономической деятельностью, обществом и окружающей средой и в которой трансформация производственных процессов и моделей потребления одновременно способствует сокращению отходов, загрязняющих окружающую среду, и эффективному использованию ресурсов, материалов и энергии [Green economy 2012, p. 5]. Эти процессы способствуют диверсификации экономики и созданию условий для достойной занятости, в том числе для создания так называемых зеленых рабочих мест.

По прогнозам в ближайшие 20 лет преобразование существующих экономических практик в соответствии с принципами зеленой экономики может привести к созданию от 15 до 60 млн новых рабочих мест по всему миру. Примерно половина рабочих мест на мировом рынке труда будут затронуты переходом к зеленой экономике. Наиболее бурный рост зеленых рабочих мест ожидается в таких традиционных секторах, как строительство, сельское хозяйство, энергетика и переработка отходов [Green skills 2016, p. 22].

Переход к зеленой экономике предполагает наличие у работников технических и профессиональных навыков для работы на зеленых рабочих местах. Последние представляют собой занятость, связанную с охраной окружающей среды (дикой природы, экосистем), производством возобновляемой энергии, энергосбережением, сокращением выбросов углерода, деятельностью по адаптации к изменению климата, а также производством экологически чистых продуктов с применением экологически чистых процессов.

ЮНЕП определяет зеленые рабочие места как занятость в сельском хозяйстве, производстве, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках (НИОКР) и других сферах, которые вносят существенный вклад в сохранение или восстановление окружающей среды [Green jobs 2008, p. 3]. Согласно определению Международной организации труда (МОТ), рабочие места являются зелеными в том случае, когда труд работника помогает уменьшить негативное воздействие на окружающую среду, что в итоге приводит к устойчивому развитию как предприятий, создающих зеленые рабочие места, так и экономики в целом [How 2017, p. 6].

Эксперты в сфере занятости отмечают, что владение зелеными навыками является ключевым фактором повышения адаптивности рабочей силы в условиях трансформации экономической модели развития [The employment 2018, p. 24]. По определению австралийского Национального центра исследований профессионального образования (National centre for vocational education research), зеленые навыки - это «технические навыки, знания, ценности и отношения, необходимые рабочей силе для развития и поддержания устойчивых социальных, экономических и экологических стандартов в бизнесе, промышленности и обществе» [Glossary 2017, p. 56]. Определение, 34

сформулированное специалистами Европейского центра по развитию профессионального образования (European centre for the development of vocational training), описывает зеленые навыки» как «способности, необходимые для жизни и развития общества, направленные на снижение негативного влияния человеческой деятельности на окружающую среду» [Terminology 2014, p. 101].

Конкретные примеры новых зеленых навыков можно рассмотреть, обратившись к сектору биоэнергетики. Работникам, занимающимся НИОКР в сфере биоэнергетики, требуются более углубленные знания в области производства биодизеля, агрономии, исследования сельскохозяйственных культур, почв, повышения эпидемиологического контроля. Для строителей биоэнергетических конструкций обязательным становится владение навыками проектирования и изготовления газификаторов биомассы и систем кондиционирования горячего газа, навыками монтажа и ввода в эксплуатацию крупных сетевых энергоблоков, работающих с использованием биомассы. Работникам, обеспечивающим операционное функционирование биоэлектростанций, необходимо владение навыками управления системами сжигания биомассы, их обслуживания и ремонта, а также логистики сбора и поставок биомассы.

Социальный диалог в сфере зеленой занятости

Страны мира используют разные подходы к разработке стратегии экологизации экономики. Страновые различия политики формирования зеленых навыков, с одной стороны, обусловлены темпами изменений экономических процессов, а с другой - особенностями институциональных механизмов формализации квалификационных стандартов на рынке труда.

Успех в переходе к зеленой экономике, адаптация к меняющимся условиям на рынке труда, связанными, в частности, с изменением требований к профессиональным навыкам, в значительной степени зависит от согласованности мер, принимаемых на национальном, региональном и секторальном уровнях. Важную роль в формировании интегрированного подхода к трансформации экономики и квалификационных стандартов, по мнению экспертов, играет социальный диалог [Green skills 2015, p. 16; The employment 2018, p. 36]. Его наличие обеспечивает взаимодействие государственных институтов и организаций частного сектора, что повышает согласованность и эффективность мер, призванных развивать зеленые навыки и другие новые компетенции участников рынка труда.

По определению, предложенному МОТ, социальный диалог представляет собой все виды переговоров, консультаций или процессов обмена информацией между представителями государства, работодателями и работниками по представляющим общий интерес проблемам экономической и социальной

политики [Social dialogue]. В сфере развития зеленых навыков социальный диалог содействует достижению консенсуса и демократическому вовлечению заинтересованных сторон в формирование соответствующих изменений на рынке труда.

Социальный диалог обычно осуществляется как трехсторонний процесс с участием государства, а также социальных партнеров, в лице работодателей и работников. Он также может быть и двусторонним, т.е. иметь место между работодателями и работниками или профсоюзами и организациями работодателей. Поиск консенсуса посредством социального диалога может происходить на межотраслевом и отраслевом уровнях или на уровне предприятия. Какие социальные партнеры участвуют в диалоге и какую роль они играют в механизмах определения потребностей в зеленых навыках, зависит от конкретной страны и конкретного сектора экономики, а также от того на каком уровне - национальном, региональном или местном - функционирует партнерство.

В социальном диалоге в сфере формирования политики зеленой занятости, как показывает мировая практика, принимают участие разнообразные заинтересованные стороны: государственные структуры, отраслевые организации, ассоциации работодателей, профсоюзы.

Роль государства в процессах определения потребностей в зеленых навыках в ходе трехстороннего социального диалога наиболее значима в странах, где правительства формируют специальный орган (или наделяют соответствующими полномочиями уже существующий). Он выступает как ведущий игрок в деле прогнозирования изменений в зеленой занятости и оказывает всестороннюю поддержку общественным организациям, вовлеченным в аналогичную деятельность.

Например, во Франции на национальном уровне функционирует Национальная обсерватория рабочих мест и профессий в зеленой экономике (Observatoire national des emplois et des métiers de l'économie verte - Onemev), созданная в 2010 г. Ее цель - выявление изменений профессиональных навыков, связанных со включением целей охраны окружающей среды в экономическую деятельность все большего числа предприятий. Организация состоит из двух подразделений. В рамках первого осуществляется сбор и количественная оценка статистических данных. Деятельность второго подразделения посвящена анализу зеленой занятости, зеленых навыков и изменений, которые необходимо внести в профессиональное обучение [Skills for green jobs in France 2018, p. 9]. На основе проведенных исследований Onemev выпускает отраслевые доклады, на основе которых органы власти формируют меры по удовлетворению потребностей в новых, в том числе и зеленых, навыках в определенных профессиях.

Кроме того, в 2014 г. при поддержке государства во Франции была учреждена Сеть рабочих навыков (Réseau emplois compétences), которая представляет собой платформу для координации деятельности служб, ответственных за мониторинг и прогнозирование динамики рабочих мест и трудовых навыков, и чиновников (на национальном и региональном уровнях), принимающих решения в области экономического развития, правового регулирования занятости и профессионального образования. И хотя в деятельности данной организации не выделено отдельное направление мониторинга зеленой занятости во Франции, тем не менее Сеть рабочих навыков представляет собой площадку, где происходит интеграция разнообразных инициатив, в том числе и в сфере развития зеленых навыков.

В Южной Корее разработка политики развития зеленых навыков осуществляется совместно Министерством труда и Министерством образования в соответствии с Национальной стратегией зеленого роста. В процессе формирования и реализации мер данной политики южнокорейское правительство активно сотрудничает с частным сектором и научными работниками. Корейские промышленные ассоциации, такие как Корейская ассоциация новой и возобновляемой энергии, Корейская ассоциация финансовых инвестиций, а также Корейская ассоциация городов в рамках меморандума, заключенного с правительством Южной Кореи, реализуют программы обучения зеленым навыкам [Policies 2014].

В Индии в 2015 г. по инициативе правительства и при поддержке Министерства новой и возобновляемой энергии и Конфедерации индийской промышленности в рамках проекта Национальной миссии по развитию навыков (National skill development mission) был учрежден Совет по навыкам для зеленых рабочих мест (Skill council for green jobs). Организация выявляет неудовлетворенные потребности, возникающие при подборе персонала в зеленых отраслях (возобновляемая энергетика, экологичное строительство, экологичный транспорт, утилизация твердых отходов, очистка водных ресурсов). Совет также реализует общенациональные инициативы по непрерывному обучению и развитию зеленых навыков среди работников, формирует стандарты отраслевых компетенций и разрабатывает учебные программы повышения квалификации [Skill council 2016].

В ЮАР подход государства к продвижению зеленых навыков заключается в том, чтобы интегрировать выявление и планирование потребностей в зеленых навыках в процессы прогнозирования навыков в ряде секторов экономики (энергетика, сельское, лесное и рыбное хозяйства, очистка водных ресурсов), а не создавать отдельный орган, отвечающий за профессиональную подготовку в соответствии с ростом значения охраны природы. В Южной Африке в 2015-2018 гг. был осуществлен проект «Зеленые навыки» (Green skills), в рамках которого государственный департамент окружающей

среды возглавил разработку Национального плана навыков в области охраны окружающей среды в сотрудничестве с Университетом Родс (Rhodes University). Предварительный анализ процессов планирования зеленых навыков в Южной Африке выявил их несогласованность. С целью обеспечения большей согласованности мероприятий по прогнозированию потребностей в новых навыках департамент окружающей среды сформировал механизмы более тесного сотрудничества с различными секторальными и межсекторальными организациями внутри учрежденного государством Национального форума по планированию экологических навыков. Данный Форум совместно с Университетом Родс разрабатывает практические предложения по развитию национальной системы прогнозирования навыков в целом, а также по созданию условий для более адекватного реагирования на растущую потребность развития зеленых навыков [Ramsarup, Ward 2018, p. 1].

Во многих странах ключевые функции прогнозирования потребностей в зеленых навыках осуществляются отраслевыми и региональными институтами - региональными или отраслевыми советами по развитию навыков. Они играют важную роль в раннем выявлении потребностей в новых навыках при переходе к низкоуглеродной экономике, а также в реализации программ развития новых навыков на практике.

В Австралии политика развития навыков реализуется 11 Советами по отраслевым навыкам (Industry Skills Councils ISC), которые наделены полномочиями определять потребности в навыках в соответствующих отраслях, а также консультировать Институт навыков Австралии (Skills Australia institute) - ведущее национальное учреждение профессионального образования [Environmental 2009]. Данные отраслевые советы разрабатывают учебные программы развития новых навыков, в частности для таких отраслей зеленой экономики, как управление водными ресурсами, экологически устойчивое сельское хозяйство, переработка отходов и т.д. Кроме того, важной составляющей деятельности австралийских отраслевых советов является мониторинг влияния процессов экологизации на функционирование конкретных отраслей экономики.

Во Франции, в соответствии с Национальным планом развития зеленой занятости (Plan national de mobilisation pour les métiers de la croissance verte), вступившим в силу в 2010 г., учреждено 11 секторальных комитетов в отраслях экономики с наибольшим потенциалом создания зеленых рабочих мест: сельское хозяйство, лесная промышленность, автомобилестроение, услуги, связанные с поддержанием биоразнообразия и сохранением экосистем, строительство, электромеханика, сети доставки электроэнергии, нефтехимия, возобновляемая энергетика, рыболовство, транспорт, туризм, водоочистка, утилизация отходов [Skills for green jobs: 2018 update 2019, p. 31]. Часть задач,

стоящих перед секторальными советами, заключается в исследовании зеленой занятости и потребностей в зеленых навыках.

В 2003 г. в Южной Корее при поддержке министерств образования и промышленности были созданы отраслевые советы по развитию кадров (Sector councils human resource development). Их деятельность регулируется соответствующими отраслевыми ассоциациями, а функции предполагают выявление и контроль потребностей в навыках в конкретных отраслях. В 2009 г. на фоне роста зеленой экономики число таких организаций увеличилось и были созданы новые советы в зеленых отраслях, а именно в секторах зеленых финансов и возобновляемой энергии. Так, совет по развитию кадров в автомобильной промышленности Южной Кореи совместно с двумя инженерными колледжами разработал и реализует программу обучения зеленым навыкам для производства экологичных транспортных средств. Совет в секторе возобновляемой энергетики осуществляет проекты повышения квалификации для работников отрасли. Совет по развитию кадров в сфере зеленых финансов проводит обучение консультантов по зеленым финансовым инвестициям [Misug].

В прогнозировании потребностей в зеленых навыках в ОАЭ активное участие принимают Институт прикладных технологий и Центр технического и профессионального образования Абу-Даби, чья совместная деятельность ставит целью выявлять потребности в новых навыках, в том числе зеленых, и вносить соответствующие изменения в учебные программы профессионального обучения. В результате их совместной работы были сформированы шесть отраслевых групп, где представители образовательной системы и отраслевые эксперты совместно работают над разработкой учебных программ. Краткосрочные программы обучения зеленым навыкам осуществляются отраслевой ассоциацией - Советом по экологичному строительству ОАЭ. Совет по контролю качества Абу Даби приступил к формированию стандартов сертификации персонала в отраслях возобновляемой энергии и систем кондиционирования [UAE 2019, p. 60].

В Великобритании представители бизнеса могут формулировать запрос на развитие новых, в том числе зеленых, навыков, участвуя в местных экономических партнерствах (Local economic partnerships), созданных по инициативе работодателей, и в 25 отраслевых советах по навыкам (Sector skills councils), объединяющих представителей предприятий [Skills 2011]. Британские отраслевые советы по навыкам разрабатывают программы повышения квалификации работников, занятых в секторах экономики, затронутых процессами экологизации. В рамках этих программ предлагается обучение новым навыкам в садоводстве, охране ландшафтов, лесном и сельском хозяйстве (LANTRA) [We are Lantra]; в промышленном секторе (SEMTA) [SEMTA], в сфере инженерных услуг в строительстве (SummitSkills) [SummitSkills], в

химической промышленности, атомной энергетике, нефтяной и газовой отраслях (ConstructionSkills) [ConstructionSkills].

Существуют и другие формы участия частного сектора в социальном диалоге с целью разработки политики и регламентаций, стимулирующих развитие зеленых компетенций. Как отраслевые организации, так и отдельные компании, как правило, крупные корпорации, часто вступают в партнерские отношения с профсоюзными объединениями в рамках консультативных органов и платформ. Профсоюзы действуют на национальном, отраслевом уровнях и на уровне конкретных предприятий, участвуя в политических дебатах на темы зеленой занятости, проводя исследования потенциала роста зеленых рабочих мест, организуя обучения рабочей силы навыкам, необходимым для зеленых рабочих мест, повышая осведомленность работников о зеленых навыках [Green jobs 2013, p. 63]. Следует отметить, что активное участие профсоюзов в прогнозировании потребностей в зеленых навыках характерны прежде всего для европейских стран.

В Дании реализуются инициативы, связанные с зеленой экономикой и зеленой занятостью, осуществляемые профсоюзами и представителями бизнес-организаций. Например, профсоюзная организация Fagligt Falles Forbund помогает повышать квалификацию неквалифицированным работникам и поддерживает программы по созданию зеленых рабочих мест, представляя возможности, в том числе, онлайн-обучения на своем сайте [Skills for green jobs in Denmark 2018, p. 11]. Данное профсоюзное объединение сотрудничает с различными предприятиями, помогая им интегрировать процессы формирования у сотрудников зеленых навыков и новых технических компетенций в их стратегии развития.

В Великобритании подобные функции осуществляет организация Greener Jobs Alliance [Skills for green jobs in the United Kingdom 2018, p. 28]. В нее входят профсоюзы, студенческие и экологические организации, а также Институт исследований государственной политики (Institute of public policy research). Деятельность альянса посвящена обучению работников зеленым навыкам для удовлетворения потребностей быстрорастущих низкоуглеродных отраслей. Еще одна подобная организация Unionlearn, учрежденная Конгрессом профессиональных союзов Великобритании, активно занимается развитием профессионального обучения, продвижением новых профессиональных навыков, повышением осведомленности работников об особенностях зеленой занятости.

В Германии на уровне сектора химической промышленности реализуется инициатива устойчивого развития Chemie, инициированная совместно отраслевой ассоциацией VCI (Verband der Chemischen Industrie), профсоюзом IG BCE (Industriegewerkschaft Bergbau, Chemie, Energie) и ассоциацией работодателей BAVC (Bundesarbeitgeberverband Chemie). В рамках инициативы 40

формируются внутриотраслевые регламентации, увязывающие такие элементы, как зеленые навыки, безопасность на рабочем месте и повышение эффективности использования природных ресурсов.

В Испании конфедерация профсоюзов Confederación Sindical De Comisiones Obreras (CCOO) организует отраслевые исследования, посвященные количественной оценке и анализу качественных параметров зеленых рабочих мест, а также прогнозированию динамики развития зеленой занятости и соответствующих ей новых компетенций [Skills for green jobs in Spain 2018, p. 16]. Таким образом испанские профсоюзы вносят свой вклад в формирование мер политики в сфере развития зеленой экономики.

Существуют платформы, посвященные реализации более широких задач устойчивого развития экономики, частью которых является и продвижение зеленых навыков. Так, в Эстонии учреждена комиссия по устойчивому развитию (Saástva Arengu Komisjon), состоящая из 19 неправительственных организаций. В нее в качестве экспертов и консультантов входят Эстонская конфедерация профсоюзов и торгово-промышленная палата Эстонии. Комиссия совместно с Межведомственной рабочей группой по устойчивому развитию Эстонии координирует реализацию стратегии устойчивого развития Эстонии и организует обмен информацией и передовым опытом среди всех заинтересованных сторон [Skills for green jobs in Estonia 2018, p. 28].

Заключение

Значение зеленых навыков растет в условиях экологизации экономической модели развития. Владение зелеными навыками помогает потерявшим рабочие места работникам переходить в динамично развивающиеся сектора зеленой экономики, где наблюдается рост занятости и, таким образом, обеспечивает им сохранение доходов. Кроме того, в результате обучения новым навыкам происходит повышение квалификации работников, что способствует росту инноваций, притоку инвестиций и повышению конкурентоспособности экономики, т.е. более устойчивому социально-экономическому развитию.

Однако положительные результаты роста зеленой занятости напрямую зависят от качественного прогнозирования, контроля и оценки последствий зеленой трансформации. Важным элементом таких процессов можно с уверенностью назвать механизм социального диалога, обеспечивающего сотрудничество государственных органов и социальных партнеров в лице работодателей и работников в деле формирования стратегии создания зеленых рабочих мест. В социальном диалоге, основанном на свободе ассоциации и праве на ведение коллективных переговоров, отражаются культурный, исторический, экономический и политический контексты каждой страны.

Во многих странах государство играет ключевую роль в социальном диалоге, в ходе которого формирует и поддерживает каналы получения обратной связи от представителей отраслей промышленности, что помогает официальным лицам, формирующим политику в сфере занятости предвидеть будущие потребности в зеленых навыках.

В большинстве рассматриваемых стран основные задачи разработки механизмов формирования навыков для зеленых рабочих мест, как правило, осуществляются в рамках отраслевых или консультативных советов, в отраслях, которые с наибольшей вероятностью будут затронуты переходом к зеленой экономике. Там где функционируют отраслевые советы, занимающиеся проблемами зеленой занятости, удается на раннем этапе выявлять возникающие потребности в новых навыках.

Важную роль в функционировании социального диалога в сфере прогнозирования и развития зеленых навыков играют работники, чьи интересы представляют профсоюзы, а также работодатели. И те и другие в первую очередь заинтересованы в обновлении и адаптации трудовых навыков рабочей силы в условиях изменений в экономике. Все чаще по всему миру организации, представляющие работников и работодателей, участвуют в исследованиях по прогнозированию потребностей в зеленых навыках, выявляя мнения, подкрепленные опытом развития и применения новых навыков непосредственно на рабочем месте. Наиболее активно они участвуют в социальном диалоге в странах Европы. Это во многом объясняется наличием в них развитой рыночной экономики и развитого профсоюзного движения, что в свою очередь обусловливает активное участие в общественной жизни представителей бизнеса и работников.

Опыт стран мира показывает, что социальный диалог играет важную роль в создании основы для исследований и анализа последствий роста зеленой экономики, а также для формирования мер политики в сфере развития зеленых навыков. Это становится возможным благодаря вовлечению в социальный диалог многочисленных заинтересованных сторон, что позволяет оперативно обмениваться информацией, обеспечивать профессиональную экспертную оценку, аккумулировать опыт и лучшие практики в данной области. В ходе социального диалога социальные партнеры участвуют в интерпретации результатов исследований, разрабатывают стандарты навыков, актуальных для зеленых рабочих мест, формулируют рекомендации по переквалификации работников и оказывают помощь в преобразовании систем образования и профессионального обучения.

Библиография

A source book to support skills planning for green economies // ResearchGate. 2018 URL: https://www.researchgate.net/publication/322435865_Enabling_green_skills_-_a_sourcebook_to_ support_skills_planning (дата обращения: 03.07.2020).

Comparative analysis of methods of identification of skill needs on the labour market in transition to the low carbon economy / International Labour Organization. Geneva: ILO, 2011. 161 p.

Confederación Sindical de Comisiones Obreras // URL: https://www.ccoo.es/ (дата обращения: 16.12.2020).

ConstructionSkills. URL: https://www.constructionskills.org/ (дата обращения: 16.12.2020).

Environmental sustainability: An industry response // Industry Skills Councils. Sydney: New South Wales. 2009. 47 p. URL: https://www.voced.edu.au/content/ngv%3A38991 (дата обращения: 03.07.2020).

Glossary of VET / Ed. by J. Stanwick, K. Frazer; National Centre for Vocational Education Research. Adelaide, 2017. 129 p.

Green economy in action: Articles and excerpts that illustrate green economy and sustainable development efforts // Green Growth Knowledge Platform. UNDP. 2012. 58 p. August. URL: https://www.greengrowthknowledge.org/sites/default/files/downloads/resource/GE_compilation_repo rt_UNDP.pdf (дата обращения: 03.07.2020).

Green jobs and related policy frameworks. An overview of the European Union // Skills For Employment. 2013. 98 p. URL: https://www.skillsforemployment.org/KSP/en/Details/?dn= WCMSTEST4_038427 (дата обращения: 03.07.2020).

Green jobs: Towards a decent work in a sustainable, low-carbon world. Geneva, 2008 // ILO. org. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_emp/—emp_ent/documents/publication/ wcms_158727.pdf (дата обращения: 03.07.2020).

Green skills and innovation for inclusive growth // Cedefop. Luxembourg: Publications office of the European Union, 2015. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/3069_en.pdf (дата обращения: 03.07.2020).

How to measure and model social and employment outcomes of climate and sustainable development policies // Green Jobs Assessment Institutions Network. International Labour Organization. Geneva, 2017. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_emp/documents/publication/ wcms_613934.pdf (дата обращения: 03.07.2020).

Misug J. Green growth initiatives and skills response in Korea // Cedefop. 2009. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/Misug_Jin_Green_growth_initiativea_and_skills_response_in_Korea. pdf (дата обращения: 03.07.2020).

Pearce D. Green Economics // Environmental values. N 1. 1992. P. 3-13. URL: http:// www.environmentandsociety.org/sites/default/files/key_docs/pearce_1_1.pdf (дата обращения: 03.07.2020).

Pearce D., Barbier E., Markandya A. Blueprint for a Green Economy // Ideas.repec.org. Earthscan, 1989. URL: https://ideas.repec.org/a/eee/ecolec/v7y1993i1p75-78.html (дата обращения: 03.07.2020).

Policies for green skills and job creation in Korea // Green Growth Knowledge Platform. 2014. URL: https://www.greengrowthknowledge.org/case-studies/policies-green-skills-and-job-creation-korea (дата обращения: 03.07.2020).

Ramsarup P., Ward M. Enabling green skills: Pathways to sustainable development. SEMTA. URL: https://semta.org.uk/services/apprenticeships/ (дата обращения: 16.12.2020).

Skill council for green jobs. New Delhi, 2016. URL: http://sscgj.in/wp-content/uploads/ 2016/05/SCGJ-Brochure-V3_19-10-2016.pdf (дата обращения: 03.07.2020).

Skills for a green economy: A report on the evidence / Department for business, innovation and skills; Department of energy and climate change; Department for environment, food and rural affairs. London, 2011. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/32373/11-1315-skills-for-a-green-economy.pdf (дата обращения: 16.12.2020).

Skills for a greener future: A global view // ILO.org. Geneva: ILO, 2019. 12.12. URL: https:// www.ilo.org/skills/pubs/WCMS_732214/lang--en/index.htm (дата обращения: 03.07.2020).

Skills for green jobs in Denmark: an update // Cedefop. Denmark, 2018. URL: http://www. cedefop.europa.eu/files/denmark_green_jobs_2018.pdf (дата обращения: 03.07.2020).

Skills for green jobs in Estonia: an update // Cedefop. Estonia, 2018. URL: https://www. cedefop.europa.eu/files/estonia_green_jobs_2018.pdf (дата обращения: 16.12.2020).

Skills for green jobs in France: an update // Cedefop. France, 2018. URL: http://www. cedefop.europa.eu/files/france_green_jobs_2018.pdf (дата обращения: 03.07.2020).

Skills for green jobs in Spain: an update // Cedefop. Spain, 2018. URL: http://www.cedefop. europa.eu/files/spain_green_jobs_2018.pdf (дата обращения: 03.07.2020).

Skills for green jobs in the United Kingdom: an update // Cedefop. United Kingdom, 2018. URL: http://www.cedefop.europa.eu/files/uk_green_jobs_2018.pdf (дата обращения: 03.07.2020).

Skills for green jobs: 2018 update. European synthesis report // Cedefop. Luxembourg, 2019. April. (Cedefop reference series; N 109). URL: https://www.cedefop.europa.eu/en/publications-and-resources/publications/3078 (дата обращения: 03.07.2020).

Social Dialogue: Finding a common voice // International Labour Organization. Geneva. URL: https://www.ilo.org/public/english/dialogue/download/brochure.pdf (дата обращения: 03.07.2020).

SummitSkills // Skills Development Scotland. URL: https://www.skillsdevelopmentscotland. co.uk/what-we-do/apprenticeships/modern-apprenticeships/modern-apprenticeship-frameworks/ summitskills/ (дата обращения: 16.12.2020).

Terminology of European education and training policy // Cedefop. Luxembourg: Publications office of the European Union, 2014. 331 p.

The employment impact of climate change adaptation: Input document for the G20 Climate sus-tainability working group // International Labour Organization. Geneva: ILO, 2018. 46 p.

Towards a green economy: Pathways to sustainable development and poverty eradication // United Nations. UNEP, 2011. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/ 126GER_synthesis_en.pdf (дата обращения: 03.07.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

UAE green jobs program: Jobs & skills for the UAE's green economy transformation. Dubai, 2019. URL: https://www.moccae.gov.ae/assets/download/1360981f/UAE%20Green%20Jobs%20Program. pdf.pdf.aspx?view=true (дата обращения: 03.07.2020).

We are Lantra // Lantra awards. URL: https://www.lantra.co.uk/about-us (дата обращения: 16.12.2020).

World employment and social outlook 2018: Greening with jobs // ILO. Geneva, 2018. URL: https://www.ilo.org/weso-greening/documents/WESO_Greening_EN_web2.pdf (дата обращения: 03.07.2020).

Youth Change. Green skills and lifestyles guidebook. Paris: UNESCO, 2016. URL: https:// www.uncclearn.org/sites/default/files/inventory/245646e.pdf (дата обращения: 03.07.2020).

References

A source book to support skills planning for green economies. ResearchGate. 2018 URL: https://www.researchgate.net/publication/322435865_Enabling_green_skills_-_a_sourcebook_to_support_ skills_planning (date of access: 03.07.2020).

Comparative analysis of methods of identification of skill needs on the labour market in transition to the low carbon economy. International Labour Organization. Geneva: ILO, 2011. 161 p.

Confederación Sindical de Comisiones Obreras. URL: https://www.ccoo.es/ (date of access: 16.12.2020).

ConstructionSkills. URL: https://www.constructionskills.org/ (date of access: 16.12.2020).

Environmental sustainability: An industry response. Industry Skills Councils. Sydney: New South Wales. 2009. 47 p. URL: https://www.voced.edu.au/content/ngv%3A38991 (date of access: 03.07.2020).

Glossary of VET. Ed. by J. Stanwick, K. Frazer; National Centre for Vocational Education Research. Adelaide, 2017. 129 p.

Green economy in action: Articles and excerpts that illustrate green economy and sustainable development efforts. Green Growth Knowledge Platform. UNDP. 2012. 58 p. August. URL: https://www.greengrowthknowledge.org/sites/default/files/downloads/resource/GE_compilation_repo rt_UNDP.pdf (date of access: 03.07.2020).

Green jobs and related policy frameworks. An overview of the European Union. Skills For Employment. 2013. 98 p. URL: https://www.skillsforemployment.org/KSP/en/Details/?dn=WCMS TEST4_038427 (date of access: 03.07.2020).

Green jobs: Towards a decent work in a sustainable, low-carbon world. Geneva, 2008. ILO.org. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/---emp_ent/documents/publication/wcms_ 158727.pdf (date of access: 03.07.2020).

Green skills and innovation for inclusive growth // Cedefop. Luxembourg: Publications office of the European Union, 2015. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/3069_en.pdf (date of access: 03.07.2020).

How to measure and model social and employment outcomes of climate and sustainable development policies. Green Jobs Assessment Institutions Network. International Labour Organization. Geneva, 2017. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_emp/documents/publication/ wcms_613934.pdf (date of access: 03.07.2020).

Misug J. Green growth initiatives and skills response in Korea. Cedefop. 2009. URL: https:// www.cedefop.europa.eu/files/Misug_Jin_Green_growth_initiativea_and_skills_response_in_Korea. pdf (date of access: 03.07.2020).

Pearce D. Green Economics. Environmental values. N 1. 1992. P. 3-13. URL: http://www. environmentandsociety.org/sites/default/files/key_docs/pearce_1_1.pdf (date of access: 03.07.2020).

Pearce D., Barbier E., Markandya A. Blueprint for a Green Economy. Ideas.repec.org. Earthscan, 1989. URL: https://ideas.repec.org/a/eee/ecolec/v7y1993i1p75-78.html (date of access: 03.07.2020).

Policies for green skills and job creation in Korea. Green Growth Knowledge Platform. 2014. URL: https://www.greengrowthknowledge.org/case-studies/policies-green-skills-and-job-creation-korea (date of access: 03.07.2020).

Ramsarup P., Ward M. Enabling green skills: Pathways to sustainable development. SEMTA. URL: https://semta.org.uk/services/apprenticeships/ (date of access: 16.12.2020).

Skill council for green jobs. New Delhi, 2016. URL: http://sscgj.in/wp-content/uploads/2016/ 05/SCGJ-Brochure-V3_19-10-2016.pdf (date of access: 03.07.2020).

Skills for a green economy: A report on the evidence. Department for business, innovation and skills; Department of energy and climate change; Department for environment, food and rural affairs. London, 2011. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/32373/11-1315-skills-for-a-green-economy.pdf (date of access: 16.12.2020).

Skills for a greener future: A global view. ILO.org. Geneva: ILO, 2019. 12.12. URL: https:// www.ilo.org/skills/pubs/WCMS_732214/lang--en/index.htm (date of access: 03.07.2020).

Skills for green jobs in Denmark: an update. Cedefop. Denmark, 2018. URL: http://www. cedefop.europa.eu/files/denmark_green_jobs_2018.pdf (date of access: 03.07.2020).

Skills for green jobs in Estonia: an update. Cedefop. Estonia, 2018. URL: https://www. cedefop.europa.eu/files/estonia_green_jobs_2018.pdf (date of access: 16.12.2020).

Skills for green jobs in France: an update. Cedefop. France, 2018. URL: http://www.cedefop. europa.eu/files/france_green_jobs_2018.pdf (date of access: 03.07.2020).

Skills for green jobs in Spain: an update. Cedefop. Spain, 2018. URL: http://www.cedefop. europa.eu/files/spain_green_jobs_2018.pdf (date of access: 03.07.2020).

Skills for green jobs in the United Kingdom: an update. Cedefop. United Kingdom, 2018. URL: http://www.cedefop.europa.eu/files/uk_green_jobs_2018.pdf (date of access: 03.07.2020).

Skills for green jobs: 2018 update. European synthesis report. Cedefop. Luxembourg, 2019. April. (Cedefop reference series; N 109). URL: https://www.cedefop.europa.eu/en/publications-and-resources/publications/3078 (date of access: 03.07.2020).

Social Dialogue: Finding a common voice // International Labour Organization. Geneva. URL: https://www.ilo.org/public/english/dialogue/download/brochure.pdf (date of access: 03.07.2020).

SummitSkills. Skills Development Scotland. URL: https://www.skillsdevelopmentscotland. co.uk/what-we-do/apprenticeships/modern-apprenticeships/modern-apprenticeship-frameworks/ summitskills/ (date of access: 16.12.2020).

Terminology of European education and training policy. Cedefop. Luxembourg: Publications office of the European Union, 2014. 331 p.

The employment impact of climate change adaptation: Input document for the G20 Climate sus-tainability working group. International Labour Organization. Geneva: ILO, 2018. 46 p.

Towards a green economy: Pathways to sustainable development and poverty eradication. United Nations. UNEP, 2011. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/ 126GER_synthesis_en.pdf (date of access: 03.07.2020).

UAE green jobs program: Jobs & skills for the UAE's green economy transformation. Dubai, 2019. URL: https://www.moccae.gov.ae/assets/download/1360981f/UAE%20Green%20Jobs% 20Program.pdf.pdf.aspx?view=true (date of access: 03.07.2020).

We are Lantra. Lantra awards. URL: https://www.lantra.co.uk/about-us (date of access: 16.12.2020).

World employment and social outlook 2018: Greening with jobs // ILO. Geneva, 2018. URL: https://www.ilo.org/weso-greening/documents/WESO_Greening_EN_web2.pdf (date of access: 03.07.2020).

Youth Change. Green skills and lifestyles guidebook. Paris: UNESCO, 2016. URL: https:// www.uncclearn.org/sites/default/files/inventory/245646e.pdf (date of access: 03.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.