DOI 10.47643/1815-1337_2023_1 _73
«ЗЕЛЕНЫЕ» НАВЫКИ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА "GREEN" SKILLS: ROLE AND MEANING IN THE LIGHT OF THE CURRENT SITUATION ON THE LABOR MARKET ЖОЧКИНА Ирина Николаевна,
кандидат юридических наук, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. 430005, Российская Федерация, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68. E-mail: [email protected];
ЧИРАНОВА Ирина Павловна,
кандидат юридических наук, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. 430005, Российская Федерация, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68. E-mail: [email protected];
Zhochkina Irina Nikolaevna,
Candidate of Legal Sciences, Mordovia State University named after N.P. Ogareva. 430005, Russian Federation, Republic of Mordovia, Saransk, st. Bolshevik, 68. E-mail: [email protected];
Chiranova Irina Pavlovna,
Candidate of Legal Sciences, Mordovia State University named after N.P. Ogareva. 430005, Russian Federation, Republic of Mordovia, Saransk, st. Bolshevik, 68. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. В настоящей статье проведен анализ современного состояния правового регулирования и условий функционирования рынка труда и занятости, определено место и значение «экологизации» как фактора, предопределяющего внедрение «зелёных» навыков и профессий в образ рабочих мест будущего. Авторами изучены теоретико-методические основы внедрения на всех уровнях правотворчества и правоприменения идей экологически ориентированного рынка труда, где востребованы «зелёные» навыки, «зеленые» профессии и создаются «зелёные» рабочие места, а также предпринята попытка выработать адекватные современным реалиям способы их правового регулирования.
Abstract. This article analyzes the current state of legal regulation and the conditions for the functioning of the labor market and employment, determines the place and importance of greening as a factor that predetermines the introduction of "green" skills and professions in the image of future jobs. The authors studied the theoretical and methodological foundations for the introduction at all levels of lawmaking and law enforcement of the ideas of an environmentally oriented labor market, where "green" skills, "green" professions are in demand and "green" jobs are created, and an attempt was made to develop methods of their legal regulation adequate to modern realities. .
Ключевые слова: «зеленые» навыки, компетенция, рынок труда, экологизация, рабочее место, законодательство, экологическая безопасность, образование.
Keywords: "green" skills, competence, labor market, greening, workplace, legislation, environmental safety, education.
Для цитирования: Жочкина И.Н., Чиранова И.П. «Зеленые» навыки: роль и значение в свете современной ситуации на рынке труда //Право и государство: теория и практика. 2023. № 1(217). С. 73-75. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_73.
For citation: Zhochkina I.N., Chiranova I.P. "Green" skills: role and significance in the light of the current situation on the labor market // Law and state: theory and practice. 2023. No. 1(217). pp. 73-75. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_73.
Статья поступила в редакцию: 22.12.2022
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время существуют образовательная, экологическая политика, политика в сфере занятости, где объединяются научные, технологические, инженерные и математические навыки, учитываются экономические, политические, правовые требования к образовательным программам, профессиям, требования к безопасности процесса труда, экологической безопасности. Это стало следствием трансформации системы профессиональной подготовки и учета важнейших вызовов современности и новых тенденций на рынке труда. Глобализация, новые и быстро развивающиеся технологии, демографические изменения и ухудшение состояния окружающей среды диктуют необходимость адаптировать профессиональные навыки к новым вызовам рынка труда - развивать существующие навыки, приобретать новые. Вместе с тем широте экологических навыков, необходимых для достижения климатической и социальной справедливости, внедрения идей достойного труда в контексте реализации целей устойчивого развития, уделяется мало внимания.
1. ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Проблематика формирования экологически ориентированного рынка труда занимает ведущее место в деятельности ряда международных организаций, ей посвящены доклады и программы Международной организации труда (МОТ), Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В них проводится главная идея «зеленых» рабочих мест [6], состоящая в безопасности достойного труда, включающее улучшение условий труда, в т.ч. безопасность на рабочем месте.
Следуют отметить, что идея достижения безопасных условий труда не является новой и положена в основу формирования трудового законодательства практически во всех государствах, в том числе и в России, Вместе с тем в различных странах значительно отличается подход к определению безопасных условий труда. Например, долгое время в России безопасными считались условия труда, соответствующие нормативам, но и у нас подход изменяется в сторону учета конкретного воздействия вредных и опасных производственных факторов на здоровье работников. Таков результат внедрения специальной оценки труда как одного из эффективных нововведений Международной организацией труда1. Однако этого мало для эффективного правового регулирования безопасного (достойного) труда. «Зелеными» рабочими местами такие места будут только тогда, когда будут обеспечиваться достойные и безопасные условия труда за счет перехода на безвредное экологичное производство, достигаться гендерное и социальное равенство на рабочих местах, а также обеспечиваться помощь пострадавшим от климатических и экологических проблем на работе.
1 О специальной оценке условий труда : Федеральный закон от 28 дек. 2013 г. №426-ФЗ // СЗ РФ. 2013. №52 (Часть I). Ст. 6991.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 1(217)
Определенные успехи в области правового регулирования обеспечения высоких стандартов экологического благополучия государства достигают посредством заключения международных договоров, нормы которых должны быть имплементированы в национальное законодательство. Наибольшее количество экологически ориентированных правил внедрено на уровне Европейского Союза, где с 70-х гг. ХХ в. сформирована единая политика в области экологической стандартизации [4]. В России, как и ряде восточно-европейских стран, процесс становления национального экологического законодательства еще не завершен [5]. Однако становление экологически ориентированного рынка труда происходит в процессе реализаций основных положений Указа Президента России от 07 мая 2012 г. №596 «О долгосрочной государственной экономической политике»1, Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.2, национальных проектов «Экология»3 и «Производительность труда и поддержка занятости» на период с 2019 по 2024 г.»4 и других важных документов.
Нахождение России в настоящее время в условиях жестких санкций, системный кризис рынка труда, ухудшение экономического благосостояния населения в целом, в том числе порождают проблемы с занятостью и трудоустройством, когда появится риск отказа от идей зеленой экономики [1]. Это требует скорейшей разработки адекватного правового регулирования и внедрения идей «зеленых» профессий и навыков в целях создания и модернизации «зеленых» рабочих мест. Правительством РФ в связи с этим уже поставлены задачи разработки новой концепции законодательства о занятости и мер, направленных на поддержку занятости лиц, находящихся под угрозой потери работы, в том числе и посредством получения ими новых навыков5. «Зеленое» производство и, соответственно, «зеленые» рабочие места станут доступными когда процесс формирования нормативно-правовой базы, регулирующей отношения между работодателем, государством и работниками в этой сфере, будет завершен.
2. «ЗЕЛЕНЫЕ» КОМПЕТЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
Будучи новой категорией, термин Green skills не имеет однозначного содержания. Отсутствуют четкие представления о том, какие это навыки, с помощью каких подходов и методов их следует определять. Думается, один из возможных способов - посредством используемых как синонимы категорий «зеленые рабочие места», «экологизация навыков»[2]. МОТ использует их для характеристики параметров рабочего места, параметров отрасли промышленности, либо и того и другого одновременно. С этой точки зрения, отмечают исследователи, рабочие места считаются зелеными:
- если четкий фокус на экологию заложен в самой природе работы (снижение энергопотребления, защита экосистем и биоразнообразия или сведение до минимума выбросов и отходов);
- если они предоставляются в таких отраслях промышленности или проектах, характеристикой которых является упор на экологию (энергоэффективность, возобновляемая энергия, защита окружающей среды или сокращение выбросов) [3].
Следовательно, «зеленые» навыки могут рассматриваться как навыки, необходимые трудовым ресурсам во всех секторах экономики и на всех уровнях, чтобы помочь адаптироваться к изменению климата путем изменения экологических требований к продуктам, услугам и происходящим процессам. Правовому просвещению, направленному на информирование и разъяснение закрепленных в законе экологических требований к продуктам, услугам, о правовых и иных последствиях их нарушения в свете формирования навыков Green skills в России не уделяется достаточно внимания. Правовое закрепление критериев «зеленых» навыков и правовых механизмов обеспечения их внедрения в различные сектора экономики будут способствовать адаптации к изменению экономических и социальных отношений, связанных с климатическими изменениями. В свете необходимости информирования и разъяснения экологических требований к продуктам, услугам, правовых последствиях их нарушения в контексте формирования Green skills образование должно поддержать задачу усиления экологизации всех профессий и экономики в целом. Вопросы, связанные с формированием «зеленых» навыков должны включаться во все образовательные программы. Подход к их формированию должен предполагать не только получение теоретических знаний, но и ориентировать на подготовку к реальной трудовой деятельности в контексте экологизации. Российский рынок труда нуждается в специалистах «зеленых» профессий, способных продвигать принципы, реализовывать стратегии и политики устойчивого развития, грамотно оценивать экологические и социальные риски, проводить оценку соответствия текущей деятельности экологическим европейским и международным стандартам. Реализация стратегических экологических приоритетов в России невозможна без специалистов, способных разрабатывать и воплощать стратегию социальной и экологической ответственности. У них должны быть новые способы стратегического мышления, дать которые способны новые системы образования и профессиональной подготовки. Занятость, экономическая и социальная политика должны быть нацелены на привлечение специалистов с новыми навыками на будущее, способных обеспечить устойчивый экономический рост с учетом экологических требований, направленных на развитие «зеленой» экономики, составляющей которой выступают «зеленые» профессии и экологизация деятельности.
3. «ЗЕЛЕНЫЕ» РАБОЧИЕ МЕСТА НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА
Построение «зелёной» экономики в России требует скоординированных усилий государства и бизнеса, когда государство проводит соответствующую политику, в части дополнения традиционных направлений политики занятости (снижение уровня безработицы, содействие самозанятости населения и др.) направлениями, связанными со снижением негативного воздействия на окружающую среду (создание «зеленых» рабочих мест, обучение и повышение квалификации работников в соответствии с требованиями новых «зеленых» профессий, содействие развитию экологически ориентированного предпринимательства и др.). Другими словами, при определении направлений «зеленой» политики занят о-
1 О долгосрочной государственной экономической политике : Указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. №596 // СЗ РФ. 2012. №19. Ст. 2333.
2 Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г., утв. Президентом РФ 30 апр. 2012 г. // Документ опубликован не был.
3 Паспорт национального проекта Экология, утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 дек. 2018 г. №16). URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/ Текст паспорта официально опубликован не был.
Паспорт национального проекта (программы) «Производительность труда и поддержка занятости», утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 дек. 2018 г. №16). URL: http://gcvernment.ru/info/35567/ Текст паспорта официально опубликован не был.
5 О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации : Указ Президента РФ от 16 марта 2022 г. № 121 // СЗ РФ. 2022. №12. Ст. 1807; Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 и 2023 годах: Постановление Правительства РФ от 30 марта 2022 г. №511 (ред. от 22.09.2022) , (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2022) // СЗ РФ. 2022. № 15. Ст. 2459.
сти используется расширительный подход, т.е. затрагиваются вопросы развития рынка труда на основе принципов «зеленой» экономики. Значимую роль играют «зеленые» инвестиции, экономическое стимулирование субъектов предпринимательства по внедрению «зелёных» рабочих мест, создание условий и возможностей для обучения «зелёным» навыкам.
В российском законодательстве имеются предпосылки к созданию «зеленых» рабочих мест1. Кроме того, государство предлагает определенные механизмы для экономического стимулирования реализации природоохранных мероприятий. В ст. 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7-ФЗ определен исчерпывающий перечень направлений предпринимательской деятельности, в рамках которых может быть предоставлена государственная поддержка: инвестиционная деятельность; образовательная деятельность и информационная поддержка; осуществление использования возобновляемых источников энергии, вторичных ресурсов, разработка новых методов контроля за загрязнением окружающей среды и реализацией иных эффективных мер по охране окружающей среды2. Выполнение поставленных Президентом РФ в Основах государственной политики в области экологического развития задач связано с обеспечением ресурсосбережения, экологической безопасности, рациональным использованием природных ресурсов, а также с экологизацией общественного производства и всей социальной деятельности. На это указывают и льготы, предусмотренные в налоговом законодательстве3. Федеральными законами, законами субъектов РФ могут устанавливаться иные меры государственной поддержки хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Однако сегодня региональное законодательство в этом направлении развивается инертно.
ВЫВОДЫ
Таким образом, новые тренды на «зеленую» экономику определяют необходимость трансформации рабочих мест. Проведенный анализ позволяет предложить ключевые векторы совершенствования деятельности государства, среди которых:
- определение сущностной характеристики категорий «зелёное» рабочее место; зелёные» навыки, «зелёные» профессии и закрепить в нормативных правовых актах легальные дефиниции и критерии отнесения навыков, профессий и рабочих мест к «зелёным»;
- формулирование основных направлений государственной политики занятости при переходе к экологически ориентированной экономике и выработке конкретных механизмов;
- закрепление перечня мер стимулирования предпринимателей и иных работодателей, внедряющих «зелёные» рабочие места;
- модернизация образовательных программ образовательными организациями всех уровней образования в целях подготовки кадров для экологически ориентированной экономики будущего.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование экологически ориентированного рынка труда возможно в условиях надлежащего правового обеспечения, когда созданы нормативно-правовые основы для всех составных элементов «зелёной» экономики, в том числе экологически ориентированного рынка труда:
- в доктрине посредством исследования ключевых проблем российского рынка труда и возможностей их решения на основе трендов, определяющих образ рабочих мест будущего путем определения сущностной характеристика категориям «зелёное» рабочее место; зелёные» навыки, «зелёные» профессии и разработки методических рекомендаций по их закреплению на всех уровнях правового регулирования и внедрению в правоприменительную практику организаций государственного и частного сектора;
- в нормативных правовых и локальных нормативных актах закрепления легальных дефиниций и критериев отнесения навыков, профессий и рабочих мест к «зелёным»; формулирования основных направлений государственной политики занятости при переходе к экологически ориентированной экономике; закрепления системы мер стимулирования предпринимателей и иных работодателей, внедряющих «зелёные» рабочие места;
- в системе образования ориентация на подготовку специалистов «зеленых» профессий, обладающих «зелеными» навыками, занимающих «зеленые» рабочие места.
Библиогра фия:
1 Волкова И.А., Леушкина В.В., Погребцова Е.А. Возможности трансформации кадрового потенциала агропромышленного комплекса в условиях зеленой экономики // Экономика труда. - 2022. - Т. 9. - №8. - С. 1339-1353.
2 Ермолаева Ю.В. Трансформация концепции зеленых профессий // Социология. - 2022. - №2. - С. 257-266.
3 Козлова О.А., Волкова И.А. Тренды в развитии зеленого бизнеса: опыт стран ЕС и российская практика: монография /О. А. Козлова, И. А. Волкова. М.: Знание-М,2020. 130с
4 Международные тенденции и инновации в профориентации. Доклад, Европейский фонд обучения, 2020. URL: https://openspace.etf.europa.eu/blog-posts/mezhdunarodnye-tendencii-i-innovacii-v-proforientacii-novoe-issledovanie-evropeyskogo (дата обращения: 27.09.2022).
5 Пироженко Е.А. Развитие российского рынка труда при переходе к экологически ориентированной экономике : дисс. ... канд. эконом. наук. М., 2016.
6 Green Jobs: Towards Decent Work in a Sustainable, Low-Carbon World. UNEP/ILO/IOE/ITUC. September 2008. Page 3. Retrieved on May 19, 2015. URL: https://www.myfloridahomeenergy.eom/help/library/contractors-certifications/green-jobs/#sthash.pr9Hu5Tf.dpbs (дата обращения: 27.09.2022).
References:
1 Volkova I.A., Leushkina V.V., Pogrebtsova E.A. Possibilities of transformation of the personnel potential of the agro-industrial complex in the conditions of green economy // Labor economics. - 2022. - Vol. 9. - No.8. - pp. 1339-1353.
2 Ermolaeva Yu.V. Transformation of the concept of green professions // Sociology. - 2022. - No.2. - pp. 257-266.
3 Kozlcva O.A, Volkova I.A. Trends in the development of green business: the experience of EU countries and Russian practice: monograph /O.A. Kozlcva, I.A. Volkcva M.:Znanie-M, 2020. 130p.
4 International trends and innovations in career guidance. Report, European Training Foundation, 2020. URL: https://openspace.etf.europa.eu/blog-posts/mezhdunarodnye-tendencii-i-innovacii-v-proforientacii-novoe-issledovanie-evropeyskogo (accessed: 27.09.2022).
5 Pirozhenko E.A. The development of the Russian labor market in the transition to an environmentally oriented economy : diss. ... candidate of Economics. M., 2016.
6 Green Jobs: Towards Decent Work in a Sustainable, Low-Carbon World. UNEP/ILO/IOE/ITUC. September 2008. Page 3. Retrieved on May 19, 2015. URL: https://www.myfloridahomeenergy.com/help/library/contractors-certifications/green-jobs/#sthash.pr9Hu5Tf.dpbs (accessed: 27.09.2022).
1 Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 23 нояб. 2009 г. №261-ФЗ // СЗ РФ. 2009. №48. Ст. 5711; Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 г.: распоряжение Правительства РФ от 28 апр. 2018 г. № 831 -р. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805040019; Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики»: постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. №321. URL: http://government.ru/rugovclassifier/821/events/; Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1912-р. URL: http://gcvernment.ru/docs/42795/; Об ограничении выбросов парниковых газов : Федер. закон от 02 июля 2021 г. №296-ФЗ // СЗ РФ. 2021. No27 (ч. I). Ст. 5124 и др.
2 Об охране окружающей среды : Федер. закон от 10 янв. 2002 г. №7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №2. Ст. 133.
3 Налоговый кодекс Рос. Федерации (часть 1) : Федер. закон от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3824.