сч сч о
CS
о ш m
X
<
m О X X
ционных стандартов, по мнению экспертов, играет социальный диалог[5]. Его наличие обеспечивает взаимодействие государственных институтов и организаций частного сектора, что повышает согласованность и эффективность мер, призванных развивать зеленые навыки и другие новые компетенции
По прогнозам в ближайшие 20 лет модель зеленой экономики может создать, по разным оценкам, от 15 до 60 млн новых рабочих мест по всему миру. Технические и профессиональные навыки являются ключевым фактором повышения адаптивности рабочей силы в условиях трансформации зеленой экономической модели развития[6]. Основные цели анализа по интеграции зеленых навыков заключаются в том, чтобы определить:
• масштаб потребности в переквалификации работников для реализации трудового потенциала и перехода к экологической устойчивости;
• анализ комплекса необходимых навыков для осуществления зеленого перехода, оценка прогресса зеленых рабочих мест в динамике;
• степень проработки вопросов по экологической политике между государством, общественностью и частным сектором;
• анализ включенности инклюзивных групп в повестку создания зеленых рабочих мест
На данный момент в Росси нет комплексной программы по оценке зеленых рабочих мест и профессий по фундаментальным экономическим отраслям экономики, есть лишь отдельные исследования и предварительные оценки внутри некоторых направлений (нефтегазовый сектор, добывающая промышленность, сектор обращения с отходами, зеленая энергетика, строительство)^], [8].
По-прежнему, на зеленом рынке будут преобладать будут мужчины. Зеленая экономика преобразует до 2% рабочей силы, для которых потребуется перераспределение рабочей силы и переквалификация [9]. Помимо Hard skills - технических и узкопрофессиональных компетенций, профессионал в области устойчивого развития должен обладать и soft skills - комплексом мотивации, эмоционального интеллекта, коммуникации и особенностей личного характера с возможностями построения успешной карьеры (вертикальной и горизонтальной), организационным и корпоративным менеджмен-том[10].
Зеленые технологии продолжают развиваться, что связано с ростом потребительского рынка экологически чистых продуктов и услуг в странах с высоким уровнем дохода, за ними постепенно наращивают темп страны с низким уровнем дохода благодаря распространению технологий через глобальную торговлю и инвестиции, а также растущего осознания проблем, связанных с изменением климата[11]. В развивающихся странах обозначилась нехватка специалистов в сфере зеленых профессий, применительно к «твердых навыкам» наблюдается недостаток специалистов по НИОКР, технологиям, инженерии и математике (STEM), но также наблюдается недостаточный уровень обучения «мягким» навыкам в сфере лидерства, коммуникаций, относящихся к сфере устойчивого развития. В таблице ниже выделены различные группы требуемых навыков в будущем применительно к всему зеленому рынку труда и средне и вы-соквалифицированного рынка труда.
Как правило, предстоящие изменения номенклатуры профессий зависят от сектора преобладающей экономики в государстве, однако есть несколько основных
драйверов, актуальных для всех стран и наиболее эффективно поддерживается в рамках государственно-частного партнерства. Так, сектор ВИЭ является одним из основных драйверов появления новых профессий, поскольку является базой за промышленности и жизне-обеспеченият, а например, занятость в секторе строительства варьируется в зависимости от степени модернизации, обновления, озеленения городов.
Таблица 1
Уровень квалификации и зеленые навыки будущего
Весь зеленый рынок труда и все виды квалификаций
Базовые знания о зеленой экономике, экологии, устойчивом развитии, инженерии Навыки адаптации Навыки работы в команде Развитие и способность к внедрению практических решений
Навыки общения и ведения переговоров, лидерские навыки
Предпринимательские навыки Охрана труда и здоровья
Средне и высококвалифицированные квалификации
Аналитическое мышление (включая риски и системный Анализ)
Координация,управление и бизнес
навыки, междисциплинарные навыки, включающие экономические, социальные и экологические цели устойчивого развития
• Инновационное мышление и стратегическое мышление
• Маркетинговые навыки для продвижения экологически чистых продуктов и услуг
Консалтинг потребителей и бизнес-структур
• Сеть, 1Т и языковые навыки • Стратегические и лидерские навыки, влияние (возможность устанавливать правила_
В основном, траектория развития программы зеленых рабочих мест нелинейна в разных секторах экономики, что отмечается и на трансформации профессиональных навыков. В каждом секторе экономики можно проследить наиболее вероятный характер изменений. В энергетическом секторе актуальны профили, распространяющиеся на близкородственные профессии, поддерживающие ВИЭ(ВИЭ монтаж, демонтаж, переработка ВИЭ). Требумые навыки MSL (далее среднего уровня - (Middle skills): работа солнечными фотоэлектрическими/ветряными турбинами/ Системамы установки биомассы, где требуются монтажники, техники, руководители предприятий, инженеры по оценке качества. Навыки hSl (далее навыки высокого уровня High Skills level): инженеры и проектировщики разных энерго систем. Для сектора продвижения экологических товаров и услуг будут востребованы специалисты по переработке отходов, упаковке, материаловедению, разработчики материалов и технологий специалисты по ОЖЦ, НИОКР, основной фокус в данной сфере на MSL профессиях: инженеры - экологи, техники, почвоведы, специалисты по управлению отходами и гидрологи. Сектор ресурсосбережения (комплексное управление природными ресурсами и отходами) сосредоточиться на экологическом консалтинге и аудите, и для этого потребуются MSL - инженеры; специалисты по охране здоровье, экологии человека и охране труда, а также HSL профессии: специалисты по изучению атмосферы и космоса; архитекторы и специалисты по ландшафтному дизайну; инженеры-экологи, реставраторы, экономисты специалисты по предотвращению изменения климата, аналитики, промышленные экологи; специалисты по энергетике, менеджеры, аудиторы, метрологи, специалисты по эко
стандартизации и сертификации. Предполагается, что произойдет экомодернизация строительной отрасли, переход к ресурсоэффективным материалам и технологиям. Для этого необходимы MSL-профессии: плотники, сантехники, электрики, инженеры-теплотехники, кровельщики, маляры и декораторы, штукатуры, специалисты, осуществляющие ремонтные и строительные услуги и техники HSL -профессии: управляющие объектами, архитекторы, инженеры, энергоаудиторы и консультанты по ВИЭ. В секторе сельского и лесного хозяйства и фермеры адаптируются к более экологичным способам ведения сельского хозяйства, основываясь на существующей базе знаний и навыков. Однако, потребуется большое количество междисциплинарных профессий: MSL: внедрение органического земледелия, высокоэффективной техники; агротехники, которые занимаются диверсификацией сельскохозяйственных культур, HSL профессии: гидрологи и почвоведы, специалисты по рекреации окружающей среды (специалисты по сертификации, экономисты); специалисты по водным ресурсам и инженеры по очистке сточных вод, сельскохозяйственные метеорологи. В логистике возможен ускоренный переход на электромобили, требуются MSL профессии: техническое обслуживание и разработка новых автомобильных технологий, и HSL - профессии: НИОКР, связанные с проектирование более экологичных транспортных систем потребует инженеров и системных аналитиков. Экотуризм будет совмещать в себе необходимый комплекс навыков, актуальный для всех предыдущих отраслей, поскольку он охватывает большое количество возможных задействованных инфраструктур. Добывающая промышленность будет рассматриваться через призму ресурсосбережения, эффективной оценки жизненного цикла, вопросов затрат энергии и ло-гистики[12].
Спрос на экологов и профессии, связанные с устойчивым развитием продолжают расти и в России . По данным крупнейшей базы по размещению вакансий Head Hunter в динамике с 2017-2022 гг спрос на эти профессии увеличился в четыре раза. В России наибольший спрос на промышленных экологов, инженеров-эколог, промышленной безопасности и охране труда, проектировщиках (Sustainability Developer), специалистов смежных дисциплин - радиологах, гидрологах. Пользуются популярностью и профессии, связанные с soft-skills: продажи экологических продуктов и услуг, преподаватели, менеджеры, юристы - консультанты, ESG менеджеры.
Главные навыки, которые требуются в России: экологическая безопасность (16%), нормативы, стандарты, законы, отчетность и экологический документооборот. Владение ПК, специализированных программ (например, «Природопользователь» (12%), охрана труда(10%). Коммуникации с вышестоящими органами (5%), (4%)пожарная и промышленная безопасности, в меньшей степени, чем на Западе, В России требуются навыки soft skills - умение работать в команде(4%), деловая переписка и владение другими специализированными программами (по 3%)
Экономические отрасли, где по данным HH.ru наблюдается самый высокий спрос: строительство и недвижимость (16%), бизнес-услуги (9,7%). добывающая промышленность (7,8%) продукты питания (7,5%) и ритейл (7,4%), нефтегазовый сектор (5,3%), остальные отрасли значительно меньше в процентом отношение (метал-
лургия, транспорт и логистика, энергетика, сельское хозяйство, химия, предприятия по переработке и вывозу отходов)[13].
Экологическая эффективность применения программы зеленых рабочих мест оценивается индексом (ЕР1)[14], и основываясь на последних страновых отчетах, можно выделить выделить три группы стран[15]. К первой группе относится небольшая группа стран с высоким уровнем дохода на душу населения(Франция, Дания, Германия и Испания, США, страны Скандинавии, а также Япония), которые демонстрируют высокие показатели по целям реализации ЦУР, так и сильную скоординированную политику в отношении повышения уровня зеленых профессиональных навыков в разных секторах экономики. К второй группе относятся восточноевропейские страны, Бразилия, Китай, которые демонстрируют достижения в области экологической политики применительно к отдельным секторам экономики, но пока еще имеют слабые по сравнению с предыдущей группой программы по внедрению зеленых рабочих мест и программ переобучения. Самая большая группа, состоящая в основном из стран с низким уровнем дохода, все еще находится на начальном этапе разрешения накопленных экологических проблем, так и в области разработки стандартов и программ профессионального зеленого рынка труда. Не смотря на то, что в России существуют факультеты по экологии и природопользованию, инженерной экологии, и многочисленные магистерские программы по ЦУР и ESG, отдельной программы по созданию зелёных рабочих мест в основообразующих отраслях экономики еще нет. В подобной ситуации, когда спрос и интерес к профессиям уже есть, формирование социальной и экологической политики происходит нелинейно и бессистемно. Однако само по себе наличие институциональных механизмов не гарантирует фактическое участие работодателей и работников в политике продвижения зеленых рабочих мест. Наблюдается низкий уровень участия профсоюзов в создании политики рабочих мест во многих странах, но именно они создают обратную связи со стороны работников, коллективные договоры, программы повышения квалификации, создания дорожной карты зеленого перехода.
Особая политика формируется в отношении инклюзивных социальных групп, особенно молодежи, пожилых работников, инвалидов, женщин, трудящихся мигрантов, безработных, работников теневого сектора и жителей сельской местности, для которых существуют дополнительные социальные опции в программах зеленых рабочих мест: финансирование курсов по повышению квалификации, переобучение безработных для выполнения функций, поддерживающих экологически устойчивую экономику, привлечение студентов к работе, гендерные квоты и др. Также необходима поддержка для уволенных - обучение, переподготовка, новые рабочие места, созданные в экологически устойчивой экономике. Можно выделить несколько уровней развития программы развития продвижения зеленых рабочих мест:
• начальный уровень - продвижение локально действующих инициатив, обновление существующих профессиональных стандартов (Эстония, Гана, Индия, Индонезия, Республика Корея, Филиппины, Таиланд)
• средний уровень - проработка образовательных стандартов, отраслей экономики, формирование зеле-
X X
о го А с.
X
го m
о
м о м м
сч сч о
CS
о ш m
X
<
m О X X
ных стандартов в рамках отдельных профессий (Австралия, Южная Корея, Маурития, Черногория, Таиланд, ОАЭ)
• продвинутый уровень - создание совета, регулирующих органов и институтов, работающих с продвижением зеленых профессий, сформированная группа стейкхолдеров, действующая система профессиональных и образовательных стандартов для ведущих секторов экономики (Барбадос, Испания, Германия, Франция, страны Скандинавии)
В странах с развивающейся программой зеленых рабочих мест социальный диалог в создании политики зеленых рабочих мест строится с участием разных стейк-холдеров - это государственные структуры, отраслевые организации, ассоциации работодателей, частный сектор (business as usual и социально- ответственный зеленый бизнес, профсоюзы, НКО, на разных уровнях -национальном, региональном или местном, с формированием разных сетей взаимодействия и цепочек обмена капиталом и материальными потоками.В России инициатива создания зеленых рабочих мест принадлежит нескольким категориям бизнес - организаций :
-крупные международные организации - гиганты, с установленным стандартом ESG повестки и отчетности по ЦУР (например, IKEA, Lerua Merlen, Siemens, Philips и др), которые после спецоперации вышли с рынка РФ.
-отечественные крупные компании - экспортеры (Газпром, Роснефть, Сибур, Лукоил, Северсталь и множество металлургических компаний), с разными направлениями деятельности внутри организаций
-отечественный социально- ответственный бизнес среднего масштаба с выполнением небольшого количества задач но с высоким потенциалом роста (Убиратор, Второе дыхание)
Функции стейкхолдеров в системе формирования навыков на рынке зеленых рабочих мест можно распределить следующим образом:
• Государство. Формирование повестки развития зеленого рынка труда, определение приоритетов, законов, осуществление контроля и статистики создания рабочих мест, оказания разных форм поддержки на основе государственно - частного партнерства. Государство, формируя экономическую и промышленную программу развития, создает спрос на создание приоритетных зеленых навыков, необходимых для развития зеленого рынка труда и экономического роста, создание образовательных структур. Внедрение зеленых навыков может быть обязательным (как стандарт качества), так и добровольным (ответственность в данном случае лежит на организации).
• Частный сектор. Выполнение требований по повестке целей устойчивого развития, создание программ и мер осуществление ESG, создание новых конкурентоспособных зеленых рабочих мест и технологических инноваций. Частный сектор на основе ресурсов компании может самостоятельно создавать внутренние и международные образовательные программы, новые виды зеленых компетенций
• Бизнес-ассоциации и профсюзы. Сетевой обмен опытом, компетенциями и навыками, создание устойчивых коалиций и устойчивых цепочек взаимодействий
• НКО. Консолидация, просвещение, повышение экологической культуры общества, координация интере-
сов между стейкхолдерами, входящими в систему государственно - частного партнерства, НКО развивает социально - экологические практики, неформальные зеленые навыки.
Стратегии обучения нужно рассматривать на протяжении всей жизни. Роль работодателей, организаций работников и отраслевых организаций важна в том, что они дают специальные программы обучения и практику, иногда эту функцию отчасти обеспечивают НКО. Актуальность адаптации наиболее остро стоит в странах, которые особенно уязвимы к рискам и последствиям изменения климата, например прибрежные страны или малые островные развивающиеся государства, регулярно затапливаемые зоны.
Литература
1. Owen M.J. Studying Organizational Symbolism. Qualitative Research Methods Series. Londonrci Sage, 1996.
2. Larson M.S. The Rise of Professionalism. Berkeley: University of California Press, 1977
3. Сакс М., Олсоп Дж. Социология профессий: государство, медицина и рынок в Великобритании // Профессиональные группы интеллигенции / Отв. ред. В. А. Мансуров. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. С. 36-56.
4. Дух государства: генезис и структура бюрократического поля / Пер. с фр. // Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии. — М.: Институт экспериментальной социологии]; СПб.: Алетейя, 1999. — С. 125—166.
5. Пряжникова О. Н. Развитие зеленых навыков и социальный диалог: опыт зарубежных стран // РСМ. 2021. №1 (110).
6. World Employment and Social Outlook 2018: Greening with jobs (Geneva).
7. Ермолаева Ю. В. Трансформация зеленых профессий и рабочих мест в циркулярной экономике // Инновации и инвестиции. 2021. № 9. С. 29-34.
8. Ермолаева Ю. В.. Модернизация зеленых рабочих мест и проблемы профессионализации в секторе возобновляемых источников энергии в мире и в России // Финансовые рынки и банки. 2021. №.6. С. 38-45. doi:10.24412/2658-3917-2021-6-38-45
9. Benedict C., Osborne M. The Future of Employment. Working paper. Oxford Martin Programme on Technology and Employment. University of Oxford, 2013.
10. World Economic Forum URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020 ^(дата доступа 31.09.2022)
11. Wijkman A., Skanberg, K. The circular economy and benefits for society: Jobs and climate clear winners in an economy based on renewable energy and resource efficiency (Winterthur, Club of Rome), 2016.
12. Wiebe K., Harsdorff M., Montt G., Simas M., Wood R. Forthcoming., Hat-trick for growth, jobs and the environment: A global circular economy scenario in a multiregional input-output framework 2030, in Environmental Science and Technology.
13. Статистика Head Hunter по динамике спроса на экологические профессии URL:https://hh.ru/article/29134(дата доступа 31.09.2022)
14. Wendling, Z.A., Emerson J.W., Esty D.C., Levy M.A.; de Sherbinin. 2018 Environmental Performance Index. New Haven, CT, Yale. Center for Environmental Law & Policy, 2018.
15. Economic policy institute
https://www.epi.org/publication/green_jobs_with_strings_att ached/
Updating skills in the market of green jobs of the future Ermolaeva Yu.V.
Federal center of theoretical and applied sociology Of the Russian Academy of sciences
JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33
In different countries, depending on the pace of transition to a green economy, there will be a redistribution and retraining of labor resources. The article, based on the analysis of world and Russian reports on the development of green professions and the labor market, presents social policy measures and a set of green skills, they are divided into low, medium, high level skills for the most relevant economic sectors - renewable energy, environmental goods and services , forestry and agriculture, construction industry and logistics, ecotourism and extractive industries. For ensuring vertical social mobility, green skills meet the following principles: they must be interdisciplinary, with a focus on constant retraining of even those skills that are now considered low-skilled. Countries differ in the level of development of the program for the promotion of green jobs: the initial level is the promotion of locally operating initiatives, the middle level is the development of educational standards, sectors of the economy, the advanced level is the creation of a council, regulatory bodies and institutions, a system of stakeholders. Keywords: labor market dynamics, green jobs, green professions, labor market modernization, sustainable development, sociology of professions, social dynamics of Russian society, sustainable development
References
I. Owen M.J. Studying Organizational Symbolism. Qualitative Research
Methods Series. London Sage, 1996. 2 Larson M.S. The Rise of Professionalism. Berkeley: University of California Press, 1977
3. Sacks M., Alsop J. Sociology of professions: state, medicine and the
market in the UK // Professional groups of the intelligentsia / Otv. ed. V. A. Mansurov. M.: Publishing House of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 2003. S. 36-56.
4. The spirit of the state: the genesis and structure of the bureaucratic field /
Per. from fr. // Poetics and politics. Almanac of the Russian-French Center for Sociology and Philosophy. — M.: Institute of Experimental Sociology]; SPb.: Aleteyya, 1999. - S. 125-166.
5. Pryazhnikova O. N. Development of green skills and social dialogue: the
experience of foreign countries // RSM. 2021. No. 1 (110).
6. World Employment and Social Outlook 2018: Greening with jobs (Geneva).
7. Ermolaeva Yu. V. Transformation of green professions and jobs in the
circular economy // Innovations and investments. 2021. No. 9. S. 29-34.
8. Ermolaeva Yu. V. Modernization of green jobs and problems of
professionalization in the sector of renewable energy sources in the world and in Russia // Financial Markets and Banks. 2021. No.6. pp. 3845. doi:10.24412/2658-3917-2021-6-38-45
9. Benedict C., Osborne M. The Future of Employment. working paper. Oxford
Martin Program on Technology and Employment. University of Oxford, 2013.
10. World Economic Forum URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf (accessed 09/31/2022)
II. Wijkman A., Skanberg, K. The circular economy and benefits for society:
Jobs and climate clear winners in an economy based on renewable energy and resource efficiency (Winterthur, Club of Rome), 2016.
12. Wiebe K., Harsdorff M., Montt G., Simas M., Wood R. Forthcoming., Hattrick for growth, jobs and the environment: A global circular economy scenario in a multiregional input-output framework 2030, in Environmental Science and Technology.
13. Head Hunter statistics on the dynamics of demand for environmental professions URL: https://hh.ru/article/29134 (accessed 09/31/2022)
14. Wendling, Z.A., Emerson J.W., Esty D.C., Levy M.A.; de Sherbinin. 2018
Environmental Performance Index. New Haven, CT, Yale. Center for Environmental Law & Policy, 2018.
15. Economic Policy Institute https://www.epi.org/publication/green_jobs_with_strings_attached/
X X
o
00 >
c.
X
00 m
o
ho o ho ho