Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЗЕЛЕНЫХ ПРОФЕССИЙ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЗЕЛЕНЫХ ПРОФЕССИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗЕЛЕНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ЗЕЛЕНЫЕ ПРОФЕССИИ / СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ / ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ / ESG-СТРАТЕГИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермолаева Юлия Вячеславовна

В данной статье рассматривается три волны энвайронментализма, повлиявшие на становление рынка зеленых рабочих мест: 1) охрана природы, 2) политика экологического регулирования, 3) концепция энвайронментальной и социальной справедливости и зеленые инвестиции. Эти этапы не сменяются, а развиваются совместно внутри общей концепции зеленых профессий, отдельные элементы приобретают все больше взаимосвязей между проблемами устойчивого развития и изменения климата. На рубеже последней половины XX-XXI в. понятие того, что мы называем «зелеными» рабочими местами существенно трансформировалось с целью охватить каждый сектор экономики и стремится найти и больше связей между экологическими, экономическими, социально - культурными и демографическими вопросами, становится глобальным трендом, обязательным для развития компаний. Зеленые рабочие места стремятся к трансдисцплинарности как в теории, так и на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATIONS OF GREEN JOBS FRAMEWORK TRENDS

This article discusses three waves of environmentalism that influenced the formation of the green jobs labour market: 1) nature conservation, 2) environmental regulation policy, 3) the concept of environmental and social justice and green economy. These stages developing together within the general concept of green professions, and these elements are acquiring more interconnections between the problems of sustainable development and climate change. At the turn of the last half of the XX-XXI centuries the concept o “green” jobs has been significantly transformed to cover every sector of the economy and seeks to find more links between environmental, economic, socio-cultural and demographic issues, becoming a global trend that is mandatory for the development of companies and strive for transdisciplinarity in theory and practice.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЗЕЛЕНЫХ ПРОФЕССИЙ»

Трансформация концепции зеленых профессий

Ермолаева Юлия Вячеславовна,

научный сотрудник, Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук (ФНИСЦ РАН) E-mail: mistelfrayard@mail.ru

В данной статье рассматривается три волны энвайронментализма, повлиявшие на становление рынка зеленых рабочих мест: 1) охрана природы, 2) политика экологического регулирования, 3) концепция энвайронмен-тальной и социальной справедливости и зеленые инвестиции. Эти этапы не сменяются, а развиваются совместно внутри общей концепции зеленых профессий, отдельные элементы приобретают все больше взаимосвязей между проблемами устойчивого развития и изменения климата. На рубеже последней половины XX-XXI в. понятие того, что мы называем «зелеными» рабочими местами существенно трансформировалось с целью охватить каждый сектор экономики и стремится найти и больше связей между экологическими, экономическими, социально - культурными и демографическими вопросами, становится глобальным трендом, обязательным для развития компаний. Зеленые рабочие места стремятся к трансдисц-плинарности как в теории, так и на практике.

Ключевые слова: зеленые рабочие места, социальная структура, зеленые профессии, социология профессий, динамика социальной структуры, ESG-стратегии, устойчивое развитие.

Существует несколько понятий, обозначающие эко-ориентированные профессии в рамках разных дисциплин. Экономическая трактовка «зеленое рабочее место» - green job, согласно Бюро статистики труда, классифицируются как «рабочие места в бизнесе, которые производят товары или услуги, приносящие пользу окружающей среде или сохраняющие природные ресурсы» или «рабочие места, в которых обязанности работников связаны с практикой более экологически ориентированных производственных процессов или экономии природных ресурсов». Бюро статистики труда классифицирует «Зеленые рабочие места» по видам занятости: сохранение водных ресурсов, устойчивых лесных хозяйств, работа на местах ВИЭ (возобновляемые источники энергии): биотопливо, геотермальная энергия; также другие направления: экологическая реабилитация, устойчивое развитие, энергетическое аудиторство, переработка, использование электромобиля.

Концепция создания зеленых рабочих мест тесно переплетается с вопросами экологический этики, корпоративной ответственности и целями устойчивого развития. Зеленые профессии, исходя из определения ООН ЮНЕП, это «зеленые профессии и занятия в области сельского хозяйства, производства, исследований и разработок (НИ-ОКР), административных и служебных мероприятий, которые в значительной степени способствуют сохранению или восстановлению качества окружающей среды». Также в рамках концепции устойчивого развития под эко-ориенти-рованными профессиями встречается понятие sustainable job (экология, экономика, общество), включает в себя все рабочие места, которые будут созданы в борьбе с бедностью, неравенством в рамках концепции устойчивой экономики. Здесь на первый план выходят формирование ценностей концепции «устойчивой» карьеры, которые

257

сосредоточены на том, чтобы компании делали экономический вклад для сегодняшних мировых потребностей без ущерба для экологической целостности глобальной экосистемы или истощения будущих ресурсов. Концепция устойчивого развития является базой для определения динамики эко-ориентирован-ных профессий.

Зеленые рабочие места были предметом экономических исследований в течение последних пятнадцати лет на Западе. Систематические отчеты начали появляться в рецензируемых журналах примерно с 2004 г., когда экономист Мэтью Форстейтер предложил программу «зеленой» занятости в государственной службе[1]. Но до тех пор, пока Бюро статистики труда (BLS) не запустило масштабное исследование зеленых рабочих мест на рынке труда в 2010 году, не существовало всеобъемлющего и унифицированного способа их отслеживания в экономике.

На данный момент в мировых и трудовых отчетах учитывается: (1) количество и динамика «зеленых» рабочих мест, (2) отраслевое, профессиональное и географическое распределение рабочих мест (3) заработная плата работников на этих рабочих местах». Учитываются а) рабочие места на предприятиях, которые производят товары или предоставляют услуги, приносящие пользу окружающей среде или сохраняющие природные ресурсы; или Ь) рабочие места, в обязанности которых входит сделать производственные процессы их предприятия более экологически безопасными или использовать меньше природных ресурсов» [2]. Глобальные экологические проблемы и угроза изменения климата так же предполагает рост зеленых рабочих мест в таких секторах, как сельское хозяйство, связанное с деградацией водных ресурсов и деградация почвы, поддержка биоразнообразия, сфера утилизации и переработки отходов, строительная индустрия, и ESG - менеджмент, транспорт. Программы по продвижению зеленых рабочих мест должны будут сконцентрироваться на мерах по регу-

лированию производства зеленых товаров и услуг, повышении эко логичности рабочих мест и производственно-сбытовых цепочек; повышении устойчивости бизнеса к адаптации изменения климата и противостояния стихийным бедствиям, развития профессиональных навыков и квалификаций, функций и предложений социального страхования, включающего экологическое благополучие.

Далее проанализированы исторические факторы и экологические проблемы, играющие ведущую роль в развитии концепции зеленых рабочих мест. Преимущественно, лидерами и инициаторами зеленого движения являлись западные страны, однако и российские разработки существенно смогли увеличить сектора экономики, где возможно создание устойчивых зеленых рабочих мест.

Первая волна: сохранение окружающей среды

Коренные народы веками жили за счет земли, используя устойчивые и регенеративные методы земледеления и естественной регуляции популяций, поддерживая биоразнообразие. Но вместе с экспансией европейских поселенцев на запад и началом промышленной революции местное общество, основанное на коллективизме уступило место обществу, где доминировала частная собственность, а устойчивые методы природопользования заменились на экстрактивные. Раннее движение за охрану природы в США было вызвано спросом на развлекательные мероприятия (туризм и кемпинг). В конце 1800-х годов земли Йосемити и Йеллоустона были обособленно выделены федеральным правительством и объявлены общественными парками, а в 1916 году президент Вудро Вильсон подписал закон о создании Службы национальных парков в качестве официального агентства при Департаменте интерьер. Этот закон был направлен на «сохранение ландшафта, природных и исторических объектов и диких видов и обеспечение пользования ими таким образом и с помощью

258

таких средств, которые оставят их без урона в дальнешем». Первоначальное принятие концепции Службы национальных парков имело неотъемлемые экономические выгоды - повышение благосостояния жителей, ценности проведения досуга нынешнего и будущих поколений, и эти экономические выгоды от сохранения окружающей среды были дополнительно институционализированы новым указом[3]. Президент Рузвельт создал Гражданский корпус охраны природы, наняв миллионы рабочих (на данном этапе в основном это были белые мужчины) для решения проблемы безработицы и улучшения экологической ситуации. Работники отвечали за посадку деревьев, следили за лесом, ухаживали за растениями, предотвращали пожары, следили за тропами и кемпингами на территории, а также прокладывали дороги и строили инфраструктуру. Так были созданы первые зеленые рабочие места. Сегодня в управлении Службы национальных парков находится 419 географических районов. Зеленые рабочие места, связанные с защитой и обслуживанием этой земли, и сегодня составляют значительный сектор экономики: только в Службе национальных парков работает 20 000 оплачиваемых рабочих; если бы его 315 000 добровольцев в год также получали оплачиваемую «зеленую» работу, она наняла бы столько же «зеленых» рабочих, сколько учителей и инструкторов по всей стране. Другие природоохранные профессии, по данным Бюро трудовой статистики включают: ученых-природоохранников и лесников; зоологов и биологов; техников, которые составляют карту, патрулируют и контролируют землю; и государственных служащих в федеральных агентствах, например Службе рыболовства, которые в совокупности представляют более 100 000 рабочих[4].

По примеру успешного опыта США, инициатива по созданию заповедных зон, национальных парков и территорий особого назначения была подхвачена и в других регионах мира. Рецепт успеха США был прост в масштабировании: монетизация, вовлечение мест-

ных сообществ, создание инфраструктуры и институтов контроля и надзора. Сегодня национальные парки действуют, как минимум, в 117 странах мира, и концепции развития парков отличаются в зависимости от местных приоритетов, уровня развития экономики страны и экологической культуры, возможностей технического оснащения парков, однако возможности создания зеленых рабочих мест колоссальны. Например, только в Великобритании правительственным фондом Green Recovery Challenge был выделен грант в размере 80 миллионов фунтов стерлингов для создания зеленых рабочих мест и новых национальных парков на территории страны[5]. Уникальные национальные Парки Азии, США, Латинской Америки, Европы, стран Африки и Ближнего Востока поддерживают не только уникальные экосистемы, но и обмен экологическим опытом регулирования национальными парками.

Запаздывание в индустриализации России имело свои преимущества для экосистем. Переосмысление европейского опыта создания заказников помогло российским ученым сделать первые заказники на хорошо оборудованном и современном уровне. Проявляя инициативу промысловики-охотники в 1882 году создали на Камчатке охотничий заказник для сохранения популяции соболя. Далее в 1916 году появился Государственный Баргузинский заповедник, в 1910 году появляется первое Общество охраны природы. В последующие несколько лет подобные общества появляются и в других губерниях, а также крупных городах.При Императорском географическом обществе была создана постоянно действующая природоохранная комиссия, при советской власти заповедники создавались по плану «Всероссийский день заповедников и национальных парков» появился в 1997 г[6]. Именно в том году «Центр охраны дикой природы» и «Всемирный фонд дикой природы» выступили с инициативой ежегодно отмечать день работников заповедного дела. В 2020 г. предусмотрено года создание 11 но-

259

вых заповедников, 20 национальных парков и 3 федеральных заказников. Общая площадь всех российских природоохранных территорий составляет свыше 4,5 млн гектаров; Штат сотрудников, занятых в непосредственной работе на этой территории составляет более чем 25000 человек; в зависимости от назначения, заповедные территории могут быть организованы в форме: государственных биосферных заповедников и природных заказников, национальных и природных парков, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов. Существует широкий спектр профессий, связанных с лесами, которые предлагают возможности для людей с разным опытом, навыками, сферами интересов и личными качествами, приветсвуется работники разных возрастов. Некоторые из вакансий, описанных в Green Jobs: Exploring Forest Careers, включают следующие профессии: арборист, архитектор, педагог, гид, лесник, лесной инженер, регистратор-менеджер, рабочий на лесопилке, смотритель парка, менеджер по устойчивому развитию, директор по социальным сетям, почвовед, гидролог, пожарный, биолог и пр.

Вторая волна: политика экологического регулирования и нормирования

Экологи второй волны - политики экологического урегулирования - поняли, что устойчивость должна определяться не только тем, насколько успешно охраняются заповедные земли, но и насколько удается сохранить в чистоте все остальные зоны, как промышленные, так и селитебные. Люди нуждаются во всех видах экосистемных услуг: чистой воде, воздухе, питательной почве, поэтому защитники окружающей среды вскоре осознали, что сохранение и защита некоторых участков земли и пренебрежение остальными - провальная стратегия, учитывая бесконечное количество системных взаимосвязей экосистема-человек, возникающих вследствие интенсивного природопользования и химической на-

грузки на окружающую среду. Триггером изменений оказались новые научные исследования, иллюстрирующие такие биологические взаимосвязи. Рэйчел Кар-сон, автор книги «Безмолвная весна» -одного из самых важных произведений экологической литературы в истории, показала как промышленные пищевые производства наносят вред экосистемам и здоровью человека, используя пестициды и гербициды. Изначально пестицид ДДТ считался «чудодейственным продуктом», эффективным в борьбе с вредными насекомыми и показал успешные результаты по борьбе с брюшным тифом, однако, ДДТ обнаружился у лабораторных животных и вызвал необратимые последствия, а через пищевую цепь легко передавался человеку. Использование пестицидов приводило к разрушению скорлупы птиц, препятствующих их правильному воспроизводству, а птицы, являясь частью экосистемы, влияли на популяции других видов.

Книга Карсон была основополагающей для формирования второй волны энвайронментализма, подчеркивая необходимость того, чтобы именно правительство регулировало отрасли, которые способствовали разрушению окружающей среды, т.к. в отсутвии законов и санкций за сброс токсичных отходов. Однако, в некоторых странах плата за загрязнения оказалась более дешевым вариантом по сравнению с ответственной утилизацией и переработкой, а также созданием новых промышленных процессов, что привело к необходимости снова пересмотреть экологическую политику и создать более жесткие санкции[7]. Экологическое нормирование - представляет собой процесс определения видов, размеров, содержания вредных воздействий на окружающую среду в целом или на отдельные средообразующие элементы, что позволяет гарантировать не причинение вреда жизни и здоровью человека, иным охраняемым правом объектам. Это один из самых сложных и интенсивно развивающихся правовых инструментов охраны окружающей среды. Основная цель нормирования заключает-

260

ся в установлении допустимых пределов воздействия на биосферу, которые гарантируют не только экологическую безопасность и сохранность генофонда, но также адекватное использование и эффективное восполнение природных компонентов в условиях непрерывно развивающейся хозяйственной деятельности.

Агентства по охране окружающей среды (EPA) в 1970 году вСША сформировали стандарты регулирования проблем окружающей среды. Это создало спрос на новые виды рабочих мест в области знаний технологических процессов, экологического регулирования, устойчивого менеджмента. Главной потребностью, в отличие от первой волны, стала не защита, а восстановление и рекреация окружающей среды. Теперь в программу необходимых зеленых профессий были включены не только специалисты экологи, но и представители смежных дисциплин - химики, биологи, медики; специалисты в области нормирования и права - те, кто разрабатывает правила и положения или обеспечивает их соблюдение (государственные служащие и юристы); те, кто реализует нормативные правила на практике (специалисты, инженеры, и специалисты в сфере промышленной безопасности, сертификации, технических регламентов, технические специалисты, например геологи, морские биологи, метрологи); проектировщики, производители и инициаторы зеленых бизнес - инициатив (рабочие-производители, дизайнеры, строители, специалисты по переработке отходов, специалисты по охране труда).

История регулирования экологического права в России сложилась еще в средние века - отдельными указами регламентировалась охота, лесопользование. Обширные реформы были произведены Петром I, было принято более 60 указов, регулирующих природопользование. В последующие годы число законодательных актов в этой области только увеличивалось: в 17251801 гг. издано 140 законов, а в XIX веке - около 300. Указы, в основном, бы-

ли запрещающие или ограничивающие использование конкретных ресурсов (20-25%), регламентирующие исполнение основных актов (50%), отменяющие или сужающие область применения основных законов (около 15%), направленные на рекультивацию нарушенных территорий (около 8%)[8]. Но природоохранное законодательство всё равно оставалось слабо развитым по сравнению с Европой, где люди столкнулись с истощением природных ресурсов раньше и были вынуждены прийти к более жесткой форме контроля и экологического регулирования. У россиян оставалась превалирующей экстенсивная концепция освоения территорий, чему способствовало быстрое расширение государства на Урал, затем в Сибирь и на Дальний Восток. В Советский период в основе взаимоотношения с окружающей средой лежала концепция потребительского отношения к при-роде[9]. Первые нормативы допустимых концентраций (ПДК) были утверждены Государственной санитарной инспекцией Минздрава СССР в 1938 г., с 1948 г. началась публикация нормативов предельно допустимых содержаний вредных веществ в водоемах (как дополнение к Правилам по условиям спуска сточных вод в водоемы). Разработка нормативов ПДК веществ в атмосфере в 1949 г. В 1952 г. в атмосферном воздухе населенных мест и норм выбросов в атмосферу. По результатам работы этой комиссии Государственной санитарной инспекцией был утвержден перечень ПДК атмосферных загрязнений, в который были включены 40 наименований вредных веществ. В 1955 г., были утверждены соответствующие нормативы допустимого уровня вибрации, а в 1956 г. - нормативы допустимого уровня шума, нормы ПДК для питьевой воды были утверждены в 1939 г. К 1991 г. существовали такие нормативы для 1925 веществ; число нормативов содержания веществ в атмосферном воздухе к 1991 г. составляло 479. Для почв первые нормы ПДК вредных веществ появились в 1980 г., а в насто-

261

ящее время они установлены для более 100 вредных веществ.

Начало формирования системы экологических стандартов регулирования началось в России 70-х годах, когда появились первые документы серии ГОСТ «Охрана природы». В нее включаются документы, регулирующие качество окружающей среды, воздействия хозяйственной деятельности, нормативы технологических процессов, нормативы качества продукции и организационно-управленческие нормативы. Становление экологической политики в 1980-х гг. связано с инициативностью НКО. Социально-экологический союз, Экологический союз, Зеленое движение, экологический фонд, а в 1988 и первое в истории страны природоохранное ведомство - Государственный комитет по охране природы. Нормативы регулируются Минприроды, Санэпиднад-зор[10]. Сейчас наравне используются стандарты ГОСТ и ISO.

Третья волна: концепция энвайронментальной и социальной справедливости и зеленые инвестиции

Согласно концепции экологической справедливости, каждый человек может иметь право на здоровую окружающую среду, независимо от расы, класса или социального положения. В то же время социологи находили корреляции между расой, классом и доступом к основным экологическим благам в пользу белых, хорошо обеспеченных людей, которые чаще могли себе позволить лучшие экологические условия, а цветное население и мало обеспеченное население чаще находились в зоне высокого загрязнения. Третья волна трансформации концепции зеленых рабочих мест появилась с целью исправления недостатков, которые обнаружились в системе регулирования институтов управления окружающей средой, а именно - отсутствием учета социальных вопросов на рынке труда, энвайронметального и социального равенства. К тому же, сами по себе нормативы, стандарты и процесс регули-

рования до конца не решали проблемы загрязнения, и открытым оставался вопрос о формировании устойчивых социально - экологических практик граждан и корпораций. Отдельным серьезным недостатком было отсутствие инвестиций государственных ресурсов в создание справедливой и устойчивой экономики, а также в отдельные отрасли, где могли бы быть созданы рабочие места, технологии, социальные и образовательные структуры и другие институты, составляющие устойчивую экономику[11].

Одним из ключевых факторов преодоления разногласий эко-апартаида и достижения целей зеленой экономики, ориентированной на благополучие человека и окружающей среды, являются инвестиции. В частности, существующие инвестиции согласно энвай-ронментализму третьей волны должны перетекать из экстрактивных практик в устойчивые и восстанавливающие окружающую среду. Эти инвестиции могут могут быть реализованы в форме государственной финансовой помощи по принципу «сверху вниз» или создания финансовых учреждений на уровне местных сообществ для запуска проектов устойчивого экономического развития. Переход, предусмотренный Зеленым новым курсом на федеральном уровне, может быть направлен на мобилизацию федеральных ресурсов для декарбонизации всех секторов экономики таким образом, чтобы создавать рабочие места и объединять сообщества.

По оценкам МОТ, к 2030 году зеленая экономика может создать 24 миллиона рабочих мест во всем мире. Большой разброс в оценках рабочей силы, занятой в «зеленой» экономике указывает на ограниченность исследований по этому вопросу и необходимость в финансируемой государством инициативе по изучению сектора. Зеленые рабочие места согласно стандартному определению, скорее относятся к среднему классу, чем незеленые рабочие места, и с меньшей вероятностью будут низкооплачиваемыми, чем незеленые рабочие места. Средняя почасовая

262

заработная плата в каждой из основных категорий «зеленых» рабочих мест (производство экологически чистой энергии, энергоэффективность и рациональное использование окружающей среды) превышала средний показатель по стране как минимум на 2 доллара в час. Примечательно, что фактически неравенство в доходах среди «зеленых» рабочих мест меньше, чем в среднем по странам, несмотря на более низкие образовательные требования. В зеленом секторе есть возможности для роста с точки зрения расового и гендерного разнообразия: например, в секторе ВИЭ и энергоэффективности, каждый пятый работник женщина, и менее одного из десяти - чернокожие работники.

Критерии устойчивости для программ «зеленых» рабочих мест: выявление «зеленых» и «коричневых» рабочих мест

Объективное определение того, какие профессии способствуют устойчивому развитию рабочей силы, а какие нет, требуют дополнительных критериев оценки:

- поддерживает ли данное рабочее место подлинную концепцию устойчивости или работает вразрез с ней?

- вносит ли данное рабочее место вклад в декорбанизацию экономики, делает ли продукты, процессы и услуги более экологически устойчивыми и энергоэффективными в соот-ветсвие?

- представляет ли собой данное место достойную, поддерживающую семью работу со справедливой заработной платой и льготами, отпускам по болезни и семейным обстоятельствам, безопасным условиям труда, медицинскому страхованию, выходу на пенсию и возможности карьерного роста?

- включает ли данное рабочее место возможность рассмотреть всех работников в независимости от географического положения, пола, расы и этнической группы?

- предлагает ли рабочее место специальную поддержку, обучение и набор работников из малообеспеченных, меньшинств, частично занятых сообществ, а также сообществ, наиболее пострадавших от изменения климата?

Чтобы оценить, является ли развитие устойчивым, некоторые практики устойчивого развития использовали модель, которая оценивает «многомерность устойчивости». Например, проект Circles of Sustainability, первоначально организованный Программой городов Глобального договора Организации Объединенных Наций, проводит оценку устойчивости по четырем категориям или кругам: экономика, экология, политика и культура [12]. Экологические движения прошлого охватывают некоторые из этих элементов устойчивости. Например, движение за сохранение природы было сосредоточено на экологическую справедливость и инвестиции стремится заполнить элементы всех кругов - особенно технологии и инфраструктуру, материалы и энергию. В то время как структура Circles of Sustainability предназначена для оценки всесторонней социальной и экологической устойчивости сообщества, может быть полезно также определить критерии или категории рабочей силы, которая способствует общей устойчивости человеческого общества.

Этот инструмент многомерной оценки также можно использовать для изучения того, в какой степени стандартное определение «зеленых» рабочих мест подходит для достижения целей устойчивого развития в корпорации, чтобы определить, какие элементы не охвачены.

В ближайшие 10 лет экономика совместного потребления все больше будет зависеть от демографических трендов, ставка будет сделана на зарождающийся средний класс, в особенности женщин, поколение миллениалов и пожилых потребителей.

Также, обратимся к не вполне очевидным, но важным профессиям на примере (1) работников здравоохра-

263

нения - в развитых странах в последующих десятилетиях будет наблюдаться тенденция повышения людей пенсионного возраста, которые нуждаются в уходе и спрос на социальных работников вырастет. Медицинские работники, в докладе СОР24 описали, как создавать системы и учреждения здравоохранения, устойчивые к изменению климата, включая медицинские продукты и технологии, программы просвещения с экологической и социальной устойчивостью. Между тем, эти профессии в настоящее время являются одними из самых низкооплачиваемых, что делает сектор финансово неустойчивым для работников. Изменение климата окажет еще большее давление на спрос на работу в области здравоохранения и сектора социальных работников[13].

(2) Работники образовательного сектора, включая работников по уходу за детьми и дошкольному образованию имеют решающее значение для сохранения ресурсов для будущих поколений и формирования социально-экологических практик.

Для сообществ образование является движущей силой экономического процветания, снижения уровня преступности и геополитической стабильности. Важность ухода за детьми младшего возраста и их образования как движущей силы долгосрочной устойчивости упускалась из виду. отсутствие этих возможностей заставляет миллионы родителей остаться вместо того, чтобы работать, - люди теряют заработную плату, а экономика - производительность^].

Гендерный аспект

Гендерное и расовое равенство необходимы для стабильной рынка труда. Определение «зеленых» рабочих мест, предложенное в этой статье, включает работу в сфере здравоохранения и образования - две области, в которых непропорционально заняты женщины. На формальном рынке труда женщины составляют 75% всех медицинских работников, включая врачей и техников; 89% профессий поддержки здравоохранения, та-

ких как медсестры и санитарки; и более 73% работников сферы образования, обучения и библиотек66. В дошкольных и детских садах женщины составляют 98 процентов учителей, а в классах начальной и средней школы женщины составляют 80% учителей. Включение этих миллионов рабочих в концепцию устойчивой экономики означает признание того, что эта работа имеет решающее значение для общества и что она должна иметь экономическую ценность как таковая. Этот сдвиг будет иметь большое значение для гендерного и расового равенства, а также для обеспечения всех работников экологически безопасными, поддерживающими семью рабочими местами. В общем, если мы добавим зеленые рабочие места для обеспечения устойчивости к стандартным зеленым рабочим местам в области возобновляемых источников энергии, энергоэффективности и рационального использования окружающей среды, мы сможем получить более широкое представление о том, как может выглядеть устойчивая рабочая сила и экономика[15].

Заключение

Стандартное определение «зеленых» рабочих мест следует расширить, включив в него ряд секторов, имеющих решающее значение для действительно устойчивой экономики, чтоотноносится к любой должности, которая является частью рабочей силы устойчивого развития: работа, которая способствует сохранению или повышению благосостояния, культуры и управления как нынешнего, так и будущих поколений, а также восстановлению природных ресурсов и экосистем, обеспечивающими достойное качество жизни и конкурировать с традиционным сектором экономики, основанном на экстракции ресурсов которые приводят к истощению или деградации экологических систем и поддерживающих их социальных, культурных и политических институтов, и создавая перевес в пользу институтов зеленой экономики. Чтобы отслеживать прогресс на пути к устойчивой экономике, одним из важнейших действий правительства должно быть

264

предварительное исследование количества «зеленых» рабочих мест и секторов. Их трудно измерить без стандартизированных данных опросов, потому что ди- 6. апазон действий, которые человек выполняет на работе, может включать как устойчивые/низкоуглеродные, так и неустойчивые/высокоуглеродные входные и выходные данные. Компонент гарантии «зеленых» рабочих мест в «Новом 7. зеленом курсе» направлен на решение проблем нестабильности, низкой заработной платы и повсеместной безрабо- 8. тицы посредством корпоративного обучения. Программа гарантий занятости, финансируемая из федерального бюджета и управляемая на местном уровне, позволит населенным пунктам устранить системное неравенство как на рынке труда, так и в зеленой инфраструктуре для обеспечения устойчивости и адаптации 9. к изменению климата, улучшения условий труда на недооцененных должностях.

Литература

1. Pollin R., Garrett-Peltier H., HeintzJ., 10. Helen Scharber H. Green Economy:

A Program to Create Good Jobs and Start Building a Low-Carbon Economy/Political Economy Research Institute, September 2008, URL: https:// www.peri.umass.edu/fileadmin/pdf/ 11. other_publication_types/green_eco-nomics/peri_report.pdf. (дата доступа 31.03.2022)

2. Measuring Green Jobs. U.S. Bu- 12. reau of Labor Statistics. URL: https:// www.bls.gov/green/.(дата доступа 31.03.2022)

3. Magni G. Indigenous knowledge 13. and implications for the sustainable development agenda//Europe-

an Journal of Education 52, no. 4 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/ doi/pdf/10.1111/ejed.12238. (дата доступа 31.03.2022) 14.

4. Occupational Employment and Wages, May 2018. Bureau of Labor Statistics, URL: https://www.bls.gov/oes/ current/oes253097.htm

5. 80 billions fund for green jobs URL: https://www.miragenews. com/80-million-fund-for-green-jobs-

265

and-new-national-parks-to-kick-start-green-recovery/(дата доступа 31.03.2022)

Краснощеков Г.П. Становление экоправа в России // Известия Самарского научного центра РАН. 2000. № 2. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/stanovlenie-ekoprava-v-rossii (дата обращения: 17.03.2022). Карсон, Р. Безмолвная весна: пер. с англ = Silent Spring. - М.: Прогресс, 1965. - 216 с. Дулов А.В. Законодательство Российской империи как источник по исторической экологии России 1700-1860 гг. // Историко-экономические исследования. Байкальский государственный университет (Иркутск). 2007. Т. 8. № 3. С. 119-133.

Булгаков М. Б., Ялбулга-нов А.А. Природоохранные акты: от «Русской правды» до петровских времен // Государство и право. -1996. - Вып. 2. - С. 55. Ивакин В.И. История правового регулирования ответственности за нарушения экологического законодательства в дореволюционной России // Аграрное и земельное право. 2007. № 5, с. 95-104. Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future also known as The Brundtland Report. UNEP, 1987. Sustainability circles URL: https:// www.westernsydney.edu.au/ics/re-search/impact/circles_of_sustainabili-ty(дата доступа 31.03.2022) COP 24 Special Report Health & Climate Change. World Health Organization, 2018, https://apps.who.int/iris/bit-stream/handle/10665/276405/978924 1514972-eng.pdf?ua=1(дата доступа 31.03.2022)

Schochet L., Malik R. 2 Million Parents Forced to Make Career Sacrifices Due to Problems with Child Care. // Center for American Progress, September 13, 2017, URL: https://www.american-progress.org/issues/early-childhood/ news/2017/09/13/438838/2-million-parents-forced-make-career-

sacrifices-due-problems-child-care/. (дата доступа 31.03.2022) 15. Green jobs reports ILO URL: https:// www.ilo.org/global/topics/green-jobs/ publications/WCMS_360572/lang -en/index.htm

TRANSFORMATIONS OF GREEN JOBS FRAMEWORK TRENDS

Ermolaeva Yu.V.

Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences

This article discusses three waves of environ-mentalism that influenced the formation of the green jobs labour market: 1) nature conservation, 2) environmental regulation policy, 3) the concept of environmental and social justice and green economy. These stages developing together within the general concept of green professions, and these elements are acquiring more interconnections between the problems of sustainable development and climate change. At the turn of the last half of the XX-XXI centuries the concept o "green" jobs has been significantly transformed to cover every sector of the economy and seeks to find more links between environmental, economic, socio-cultural and demographic issues, becoming a global trend that is mandatory for the development of companies and strive for transdisciplinarity in theory and practice.

Keywords: green jobs, social structure, green professions, sociology of professions, social structure dynamics, sustainable development, ESG.

References

1. Pollin R., Garrett-Peltier H., HeintzJ., Helen Scharber H. Green Economy: A Program to Create Good Jobs and Start Building a Low-Carbon Economy/Political Economy Research Institute, September 2008, URL: https:/ /www.peri.umass.edu/fileadmin/pdf/ other_publication_types/green_economics/ peri_report.pdf. (accessed 03/31/2022)

2. Measuring Green Jobs. U.S. Bureau of Labor Statistics. URL: https://www.bls.gov/ green/.(Accessed 03/31/2022)

3. Magni G. Indigenous knowledge and implications for the sustainable development agenda//European Journal of Education 52, no. 4 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/ doi/pdf/10.1111/ejed.12238. (accessed 03/31/2022)

4. Occupational Employment and Wages, May 2018. Bureau of Labor Statistics, URL: https://www.bls.gov/oes/current/ oes253097.htm,

5. 80 billions fund for green jobs URL: https:// www.miragenews.com/80-million-fund-for-green-jobs-and-new-national-parks-to-kick-start-green-recovery/ (accessed 03/31/2022)

6. Krasnoshchekov G.P. Formation of eco-law in Russia // Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2000. No. 2. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/stanovlenie-ekoprava-v-rossii (date of access: 03/17/2022).

7. Carson, R. Silent Spring: Per. from English = Silent Spring. - M.: Progress, 1965. -216 p.

8. Dulov A.V. Legislation of the Russian Empire as a source on the historical ecology of Russia in 1700-1860. // Historical and economic research. Baikal State University (Irkutsk). 2007. V. 8. No. 3. S. 119-133.

9. Bulgakov M.B., Yalbulganov A.A. Environmental acts: from the "Russian Truth" to the times of Peter the Great // State and Law. -1996. - Issue. 2. - S. 55.

10. Ivakin V.I. History of legal regulation of responsibility for violations of environmental legislation in pre-revolutionary Russia // Agrarian and land law. 2007. No. 5, pp. 95-104.

11. Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future also known as The Brundtland Report. UNEP, 1987.

12. Sustainability circles URL: https://www. westernsydney.edu.au/ics/research/im-pact/circles_of_sustainability (accessed 03/31/2022)

13. COP 24 Special Report Health & Climate Change. World Health Organization, 2018, https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10 665/276405/9789241514972-eng.pdf?ua=1 (accessed 03/31/2022)

14. Schochet L., Malik R. 2 Million Parents Forced to Make Career Sacrifices Due to Problems with Child Care. // Center for American Progress, September 13, 2017, URL: https://www.amen-canprogress.org/issues/early-childhood/ news/2017/09/13/438838/2-million-parents-forced-make- career-sacrifices-due-problems-child-care/. (Accessed 03/31/2022)

15. Green jobs reports ILO URL: https://www. ilo.org/global/topics/green-jobs/publica-tions/WCMS_360572/lang - en/index.htm

266

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.