DOI 10.47309/2713-2358-2024-2-45-56 УДК 332.02 JEL M15
ЗЕЛЕНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ: МИРОВОЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ
© Дегтярева Ирина Викторовна © Шалина Ольга Игоревна © Неучева Милана Юрьевна
ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», г. Уфа, Российская Федерация
Аннотация. В статье анализируется механизм зеленого финансирования и его роль в обеспечении устойчивого развития экономики. Переход к зеленой экономике требует колоссальных и специфических инвестиций, которые могут быть профинансированы только путем совместного участия государственного и частного секторов. Акцентируется роль государства, которое должно способствовать продвижению и развитию зеленого финансирования и добиться приоритета зеленых инвестиций, к которым относятся зеленое бюджетирование, экологические фонды, зеленое субсидирование, зеленое страхование, зеленые гарантии, зеленое кредитование, зеленые облигации, зеленые акции и паи, зеленые премии и гранты. Зеленые облигации и акции (паи) инвестиционных фондов являются наиболее предпочтительными инвестиционными инструментами зеленого финансирования, поскольку обладают рядом уникальных преимуществ: позволяют объединить распыленные финансовые ресурсы заинтересованных лиц в единый денежный пул и направить в зеленый проект; предполагают диверсификацию рисков между проектами и снижают риски инвестирования; согласовывают горизонты инвестиций по срокам вложений; являются знакомыми и понятными инструментами для большинства инвесторов. В статье также приведены ключевые недостатки зеленых проектов с точки зрения их инвестиционной привлекательности. К ним отнесены: высокие затраты на поиск подходящих для инвестиций зеленых проектов; отсутствие релевантной информации о проекте и четких критериев для определения степени экологичности проекта; небольшие масштабы многих проектов. Рассмотрено развитие зеленых инвестиций в России на примере зеленых облигаций. Выделены основные тренды и недостатки развития зеленого финансового рынка. Сделан вывод, что несмотря на динамичное развитие рынка зеленых облигаций в России доля этого сегмента рынка является недостаточной как для покрытия экологических проектов, так и в общем объеме облигационного рынка России.
Ключевые слова: Зеленое финансирование, зеленые инвестиции, финансовые инструменты, Россия, зеленый рынок.
Для цитирования: Дегтярева И.В., Шалина О.И., Неучева М.Ю. Зеленое финансирование: мировой и российский опыт // Уфимский гуманитарный научный форум. 2024. №.2 С.45-56. DOI 10.47309/2713-2358-2024-2-45-56.
GREEN FINANCE: WORLD AND RUSSIAN EXPERIENCE © Degtyareva Irina Viktorovna,
© Shalina Olga Igorevna, © Neucheva Milana Yurievna,
Ufa University Science and Technologies, Ufa, Russian Federation
Summary. The article analyzes the mechanism of green finance and its role in ensuring sustainable economic development. The transition to a green economy requires enormous and specific investments that can only be financed through the joint participation of the public and private sectors. The state should promote and develop green finance and achieve the priority of green investments, which include green budgeting, environmental funds, green subsidies, green insurance, green guarantees, green loans, green bonds, green stocks and shares, green premiums and grants. Green bonds and shares (units) of investment funds are the most preferred investment instruments of green financing, since they have a number of unique advantages: they allow you to combine the dispersed financial resources of interested parties into a single cash pool and direct them to a green project; they involve risk diversification between projects and reduce investment risks; coordinate investment horizons by investment terms; are familiar and understandable tools for most investors. The article also highlights the key disadvantages of green projects in terms of their investment attractiveness. These include: high costs of finding green projects suitable for investment; lack of relevant information about the project and clear criteria for determining the degree of environmental friendliness of the project; small scale of many projects. The development of green investments in Russia is considered on the example of green bonds. The main trends and disadvantages of the development of the green financial market are highlighted. It is concluded that despite the dynamic development of the green bond market in Russia, the share of this market segment is insufficient both to cover environmental projects and in the total volume of the Russian bond market.
Key words: Green financing, green investments, tools, Russia, green market.
Введение. По оценкам The GEF на экологические цели в мире направляется менее 15% необходимого капитала, формируемого преимущественно за счет государства и благотворительных организаций, в то время как для финансирования мероприятий по сохранению земель, лесов и водных ресурсов требуется 400-600 миллиардов долларов в год, а для финансирования проектов в области возобновляемых источников энергии и энергоэффективности - более 350 миллиардов долларов дополнительного капитала [1].
Переход к зеленой экономике требует колоссальных и специфических инвестиций, которые могут быть профинансированы только путем совместного участия государственного и частного секторов. С одной стороны, внедрение ESG-стимулов в инвестиционный процесс создает движущую силу для инноваций и новых возможностей, которые имеют долгосрочную ценность для бизнеса и общества [2]. С другой стороны, на микроуровне существует ряд проблем мобилизации такого капитала, в том числе несоответствие длинных временных горизонтов зеленых инвестиций коротким горизонтам современных инвесторов. Кроме того, подходы к финансовой и экологической политике стран
часто не были скоординированы [2]. Государство должно способствовать продвижению и развитию зеленого финансирования и добиться приоритета зеленых инвестиций над обычными, для того чтобы обеспечить устойчивое развитие экономики.
Для развития и расширения масштабов зеленого финансирования необходимо существенное вмешательство государства в качестве создателя зеленых финансовых институтов (норм, правил, стратегий), регулятора рынка, инвестора и заказчика зеленых проектов. Инвесторы должны четко понимать какие виды деятельности/технологии/продукты можно отнести к зеленым. Необходим набор стандартов в области зеленого финансирования, с помощью которых можно идентифицировать зеленые проекты, а также перечень эталонных показателей для анализа инструментов инвестирования и рисков. Регуляторы рынка должны также устанавливать правила раскрытия информации и следить за их соблюдением, то есть принцип прозрачности является основополагающим в развитии зелёного финансирования. И, наконец, участников рынка (розничных и коллективных инвесторов) необходимо поощрять к зеленому инвестированию путем внедрения специфической системы стимулов и повышения экологической ответственности.
Развитие зеленого финансирование становится важнейшей частью экономической и экологической политики стран мира, что определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования: анализ зеленого финансирования в разрезе инструментов, выявление их специфики, особенностей и тенденций.
Задачи исследования: 1) рассмотреть инструменты зеленого финансирования; 2) выявить роль государства в развитии рынка зеленого финансирования; 3) дать оценку применению зеленых финансовых инструментов в странах мира; 4) показать специфику зеленого инвестирования и возможности его реализации в России.
Материалы и методы. При подготовке данного исследования использованы статистические материалы и аналитические отчёты Green Finance Platform и The GEF (для межстрановой оценки), а также Банка России (для анализа российского рынка).
Методологической основной исследования послужил системный подход. Для анализа современного состояния зеленого инвестирования в России и мире использованы статистический и исторический методы, а также метод сопоставления.
Результаты исследования. Развитие зеленого финансирования (экологического, устойчивого, ESG-финансирования) является важнейшей составляющей достижения ESG-повестки в странах мира. Под зеленым финансированием в целях настоящего исследования понимается финансовый механизм и финансовые инструменты, позволяющие аккумулировать денежные потоки и направить их в проекты/предприятия, способствующие улучшению
состояния окружающей среды. Объемы зеленого финансирования в мире ежегодно растут, так только прирост финансирования климатических программ увеличивается темпами 10-20% ежегодно (хотя в течении пандемии Covid-19 прирост замедлился) (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика климатического финансирования в мире, ___в млрд. долл.___
Показатели 2014 2016 2018 2020 2030 (прогноз)
Объемы финансирования, в трлн долл 365 463 574 632 4500
Источник: составлено по данным Green Finance Platform [2]
К инструментам зеленого финансирования, прежде всего, относятся:
A) зеленое бюджетирование - маркировка и приоритетное развитие статей расходов государственного бюджета, соответствующих достижению экологических целей устойчивого развития;
Б) экологические фонды;
B) зеленое субсидирование;
Г) зеленое страхование и зеленые гарантии;
Д) зеленое кредитование - кредитование по льготной ставке проектов, оказывающих благотворное влияние на окружающую среду. Льготная ставка формируется за счет субсидий государства;
Е) зеленые облигации;
Ж) зеленые акции и паи;
З) зеленые премии и гранты.
Неотъемлемой частью зеленого финансирования являются согласованные и поддерживающиеся участниками рынка принципы, среди которых можно выделить:
1. Позитивный вклад в достижение экологических целей;
2. Четкие и измеряемые критерии и стандарты инвестирования;
3. Надежная оценка экологического воздействия;
4. Эффективные соглашения, мониторинг и взаимодействие сторон;
5. Прозрачная отчетность.
Для реализации зеленого финансирования также создается определенная инфраструктура, включающая зеленые торговые площадки на биржах, зеленые банки, зеленые фонды и пр.
В процессе становления зеленого инвестирования также поднимаются вопросы о том, как оценивать ESG-результаты и отчитываться о них. Поэтому важнейшими элементами зеленого инвестирования являются новые формы отёчности и стандартов, на основе которых инвесторы принимают решения о выборе инвестиционного портфеля и управлении своими активами.
Спекулятивные мотивы участников финансового рынка, вышедшие на передний план с конца XX века, оказывают разрушительное действие на сам финансовый рынок и подменяют истинные экономические и социальные ценности. Задачами правительств стран мира в этом контексте является создание таких «правил игры», когда участники рынка смогут (или будут вынуждены) направлять финансовые потоки в проекты, которые соответствуют экологическим и социальным стандартам [3]. Таким образом, развитие и популяризация зеленого инвестирования становятся неотъемлемой частью государственной стратегии и политики.
Во многих странах мира уже созданы и внедрены зеленые стандарты, функционирует соответствующая инфраструктура (торговые площадки, специфические фонды и пр.) и зеленые инструменты, к которым в первую очередь относятся ESG-облигации («зеленые» облигации).
«Зеленые» облигации - это разновидность облигаций, выпущенных для финансирования экологических проектов в различных отраслях, таких как возобновляемая энергетика, экологически чистый транспорт, управление отходами и др [4]. Масштабы выпуска таких облигаций увеличиваются чрезвычайно высокими темпами, превысив в 2023 году сумму 500 млрд долл и по прогнозам достигнут 5 трлн долларов к 2025 году.
В мире не существует единых стандартов зеленых облигаций, но в международной практике чтобы попасть в перечень «зеленых» облигации должны соответствовать принципам Green Bond Principies (GBP), сформулированным Международной ассоциацией рынков капитала (International Capital Markets Association, ICMA) или требованиям организации Climate Bonds Initiative (CBI).
В отличие от зеленых займов, предоставляемых через банковский сектор, облигации, обращающиеся на рынках долговых ценных бумаг, как правило, ориентированы на привлечение большего объема капитала (обычно свыше 100 миллионов долларов США) и открыты для инвестиций широкой общественности. Такие облигации изначально были рассчитаны на квалифицированных инвесторов, однако последние несколько лет на рынок активно входят и розничные инвесторы.
Государство играет двоякую роль на этом рынке: с одной стороны, оно обеспечивает создание рыночной инфраструктуры и нормативно-правовой базы для выпуска и обращения данных ценных бумаг, с другой стороны, оно может само эмитировать и покупать «зеленые» облигации. Лидером по выпуску государственных «зеленых» облигаций является Франция, где объем обращения этих ценных бумаг составляет более 58,8 млрд долл [4].
Зеленые облигации и акции (паи) инвестиционных фондов являются наиболее предпочтительными инвестиционными инструментами зеленого финансирования, поскольку обладают рядом уникальных преимуществ:
- позволяют объединить распыленные финансовые ресурсы заинтересованных лиц в единый денежный пул и направить в зеленый проект;
- предполагают диверсификацию рисков между проектами и снижают риски инвестирования;
- согласовывают горизонты инвестиций по срокам вложений;
- являются знакомыми и понятными инструментами для большинства инвесторов.
Привлечение частных инвесторов на рынок требует от финансовых инструментов выполнения двуединой задачи: обеспечение приемлемой доходности на вложенный капитал и соответствие инструмента зеленым критериям (убежденность инвестора в том, что его средства будут использованы на выполнение экологических задач). Другими словами, зеленые инвестиции должны обеспечить доходность по рыночным ставкам и положительное воздействие на окружающую среду. В тоже время зеленые проекты на первой стадии являются более затратными, чем обычные, и несут убытки для инвесторов. Для того чтобы нивелировать данную особенность зеленых проектов на рынке должна существовать специфическая группа инвесторов -влияющие инвесторы - крупные инвесторы, которые заинтересованы в экологическом и социальном воздействии их инвестиций и готовые использовать стимулирующий капитал для покрытия первоначальных убытков, так называемый «капитал с первыми потерями». Капитал с первыми потерями поглощает значительную часть инвестиционных рисков и создает благоприятную основу для привлечения основного и гораздо большего объема финансовых ресурсов, закладывая основу для устойчивого притока инвестиций на новые зеленые рынки. Влияющими инвесторами, как правило, являются государство, институты финансирования развития и частные лица с высоким уровнем дохода.
Гранты, гарантии, собственный капитал и субординированный долг обычно используются в качестве резервного капитала для привлечения частного зеленого финансирования. Механизм воздействия этих инструментов на зеленые инвестиции показан в таблице 2.
Таблица 2 - Резервный капитал для зеленого финансирования
Инструмент Воздействие на зеленое финансирование
Собственный капитал Государство может напрямую участвовать в зеленых проектах, компенсируя основные убытки, покупая долевые ценные бумаги зеленых предприятий и организаций (вплоть до контрольного пакета).
Гарантии Государство может выступать поручителем по проекту, гарантируя возмещение убытков. Государственные гарантии приводят к снижению ставок по зеленому кредитованию или снижению рисков по зеленым ценным бумагам.
Гранты Государство использует гранты для покрытия суммы первого убытка.
Источник: составлено авторами
Частных инвесторов на зеленом рынке может отпугнуть не только соотношение риска и доходности. Зеленые проекты в глазах потенциальных инвесторов обладают рядом существенных недостатков, среди которых:
- недостаток информации о проекте и отсутствие четких критериев для определения степени экологичности или уровня ответственности проекта. Данный недостаток во многом обусловлен новизной данного рынка в мире;
- высокие затраты на поиск подходящих для инвестиций зеленых проектов. На рынке очень мало создателей проектов с большим опытом работы;
- небольшие масштабы многих проектов из-за чего им становятся недоступны многие варианты инвестирования и ими не интересуются крупные инвесторы. На данном этапе лишь немногие проекты могут быть масштабированы выше порога в 5 миллионов долларов США [2]. Таким образом, только единичные зеленые проекты можно структурировать в самостоятельные инвестиционные продукты, пользующиеся спросом на рынке.
Что касается России, то механизмы зеленого инвестирования находятся в стадии становления, как с точки зрения зеленых инвесторов, так и с точки зрения готовых для инвестиций пулов зеленых проектов. Главным фактором, оказывающим негативное воздействие на рынок, является отсутствие зеленых стандартов, позволяющих определить и «просеять» зеленые проекты. Кроме того, на рынке долгое время отсутствовал институт верификации -уполномоченная организация, которая оценивает проект в контексте соответствия экологической повестке и возможности достижения экологических целей и составляет отчет, на который ориентируются участники рынка [5]. Сейчас верификацией зеленых займов занимаются агентства АКРА и "Эксперт РА". В России также в полной мере не реализованы налоговые механизмы, повышающие экологическую ответственность населения, как основного розничного инвестора [6].
Самым популярным экологическим финансовым инструментом в России являются «зеленые» облигации. Объем рынка таких ценных бумаг в начале 2024 года превысил 230 млрд руб. Ответственные ценные бумаги, в число которых входят «зеленые» облигации торгуются на Московской бирже в секторе «Устойчивое развитие». На зеленые облигации приходится 62% всего объема ответственных ценных бумаг (таблица 3).
Таблица 3 - Объемы и структура ответственных ценных бумаг
по состоянию на 01.01.2024
Ценные бумаги Объемы эмиссии, млрд руб Структура, в %
Зеленые облигации 230 62,0
Облигации сегмента национальных и адаптационных проектов 85 22,9
Социальные облигации 23 6,2
Облигации устойчивого развития 32 8,6
Всего 371 100,0
Источник: составлено авторами по данным ЦБР [8]
Основными инвесторами на данном рынке являются НПФ и коммерческие банки. Что касается отраслевой направленности торгуемых ответственных ценных бумаг, то 69,5% (258,2 млрд руб) задолженности приходится на финансовый (в том числе страховой) сектор, 5,4% (20 млрд руб) - на государственный сектор.
Всего в секторе «Устойчивое развитие» торгуются ценные бумаги 33 выпусков, из них 18 приходится на зеленые облигации. Более 65% всех займов выпущены с фиксированной процентной ставкой, остальные - с переменной. Средневзвешенная ставка по зеленым облигациям составляет 10,8%. По горизонтам инвестирования лидируют займы на срок от 2 до 5 лет (199,5 млрд руб) и от 5 до 10 лет (152,3 млрд руб).
Самой первой компанией России, эмитировавшей зеленые еврооблигации, стала РЖД (заем 2019 года объемом 500 млн евро со ставкой купона 2,2%). Примером успешного общественного проекта в области выпуска и размещения народных «зеленых» облигаций стала эмиссия города Москвы на финансирование проектов на закупку современных электробусов. Данные облигации были выпущены 30 мая 2022 года на сумму 2 млрд руб со ставкой купонного дохода 8,5% годовых. Уникальность этого зеленого займа заключается в том, что он ориентирован на физических лиц. Выпуск был реализован в рекордные сроки, в том числе за счет активного продвижения данных ценных бумаг путем размещения информации на портале «Открытый бюджет города Москвы» и на сайте https://greenbonds.moscow/ [7].
400 350 300 250 200 150 100 50 0
2019 2020 2021 2022 2023
■ Облигации сегмента национальных и адаптационных проектов
■ Облигации устойчивого развития
■ Социальные облигации
■ "Зеленые" облигации
Рисунок 1 - ESG-инструменты в России, в млрд руб Источник: составлено авторами по данным ЦБР [8]
Несмотря на динамичное развитие рынка зеленых облигаций в России доля этого сегмента рынка является недостаточной как для покрытия экологических проектов, так и в общем объеме облигационного рынка России. Так в начале 2024 года объем выпуска зеленых облигаций составил порядка 1,4% всех российских облигационных займов, в то время как в странах лидерах по реализации ESG-принципов эта цифра составляет около 10% (таблица 4).
Таблица 4 - Доля зеленых облигаций на рынке
Регион/страна Россия ЕС США
Доля зеленых облигаций на рынке 1,4% 7-15% 8%
Источник: составлено авторами по данным [9]
Приведение финансовой системы в соответствие с целями и принципами устойчивого развития - это политический выбор, и он неосуществим в требуемых масштабах без проведения реформы регулирования, включая создание благоприятных условий для «зеленых» инвестиций. Государственный сектор играет важнейшую роль в финансировании зеленой экономики в качестве инициатора, регулятора и участника зеленого рынка. Государство предоставляет запрос на политические реформы и служит катализатором для масштабного привлечения частного финансирования в зеленые проекты. Частный сектор
также имеет решающее значение, поскольку он является потенциально
крупнейшим источником финансирования экологических проектов.
Список литературы:
1. Introduction to Green Finance. URL: https://www.thegef.org/sites/default/files/events/Intro%20to%20Green%20Finance .pdf (Дата обращения: 08.04.2024).
2. Explore Green & Sustainable Finance | Green Finance Platform. URL: https://www.greenfinanceplatform.org/page/explore-green-finance (Дата обращения: 08.04.2024).
3. Неучева М.Ю., Шалина О.И. Экологически ответственное поведение потребителей и методы его обеспечения в целях перехода к экономике замкнутого цикла // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2023. № 6. С. 127-132. DOI: 10.34773/EU.2023.6.22.
4. Трансформация инновационного развития экономики: региональные и отраслевые аспекты: монография / кол. авторов; под ред. Н.А. Кузьминых, О.Б. Казаковой. Москва: КНОРУС, 2023. 290 с.
5. «Зеленое» финансирование в России: цели и противоречия современного рынка / РБК Тренды. URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/5e9f373a9a79479d481053d2(Дата обращения: 08.04.2024).
6. Налоговая политика Российской Федерации в контексте целей устойчивого развития / И. А. Майбуров, А. С. Адвокатова, О. В. Андриенко [и др.]. -Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Юнити-Дана", 2023. 360 с.
7. Открытый бюджет города Москвы. URL: https://budget.mos.ru/news/9334 (Дата обращения: 08.04.2024).
8. Выпущенные на внутреннем рынке долговые ценные бумаги, включенные в сектор устойчивого развития | Банк России. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/sec_st/issue_sector/ (Дата обращения: 08.04.2024).
9. Российский рынок облигаций: период переосмысления. URL: https: //www. acra-
ratings.ru/upload/iblock/9aa/8v6oy8ekbq9wpmreeykfqlxdcqb93b96/20240131_CS DVG.pdf (Дата обращения: 08.04.2024).
10. Ахмадеев А.М. Устойчивое развитие региона: ESG - модели в Республике Башкортостан // Уфимский гуманитарный научный форум. 2024. № 1(17). С. 62-69. DOI 10.47309/2713-2358-2024-1-62-69. EDN YUHALG.
References:
1. Introduction to Green Finance. URL: https://www.thegef.org/sites/default/files/events/Intro%20to%20Green%20Finance .pdf (accessed 08.04.2024).
2. Explore Green & Sustainable Finance | Green Finance Platform. URL: https://www.greenfinanceplatform.org/page/explore-green-finance (accessed 08.04.2024).
3. Neucheva M.Yu., Shalina O.I. Environmentally responsible consumer behavior and methods of its provision in order to transition to a closed-loop economy // Economics and Management: a scientific and practical journal. 2023. No. 6. pp. 127-132. DOI: 10.34773/EU.2023.6.22.
4. Transformation of innovative economic development: regional and sectoral aspects : monograph / col. authors ; edited by N.A. Kuzminykh, O.B. Kazakova. — Moscow : KNORUS, 2023. — 290 s
5. "Green" financing in Russia: goals and contradictions of the modern market / RBC Trends. URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/5e9f373a9a79479d481053d2 (accessed 08.04.2024).
6. Tax policy of the Russian Federation in the context of sustainable development Goals / I. A. Maiburov, A. S. Advocatova, O. V. Andrienko [et al.]. - Moscow : Limited Liability Company "Unity-Dana Publishing House", 2023. - 360 p.
7. Open budget of the city of Moscow. URL: https://budget.mos.ru/news/9334 (accessed 08.04.2024).
8. Debt securities issued on the domestic market included in the sustainable development sector | Bank of Russia. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/sec_st/issue_sector / (accessed 08.04.2024).
9. The Russian bond market: a period of rethinking. URL: https://www.acra-ratings.ru/upload/iblock/9aa/8v6oy8ekbq9wpmreeykfqlxdcqb93b96/20240131_CS DVG.pdf (accessed 08.04.2024).
10. Ахмадеев А.М. Устойчивое развитие региона: ESG - модели в Республике Башкортостан // Уфимский гуманитарный научный форум. 2024. № 1(17). С. 62-69. DOI 10.47309/2713-2358-2024-1-62-69. EDN YUHALG.
Сведения об авторах: Дегтярева Ирина Викторовна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» (УУНиТ). 450076, Респ. Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, д. 32, [email protected]. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1250-1684
Шалина Ольга Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» (УУНиТ). 450076, Респ. Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, д. 32, [email protected]. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8438-1917
Неучева Милана Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» (УУНиТ). 450076, Респ. Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, д. 32, [email protected]. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7875-1435
Author's personal details: Degtyareva Irina Viktorovna, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economic Theory of the Ufa University Science and Technologies (UUST), 450008, Republic of Bashkortostan, Ufa, Zaki Validi str., 32,[email protected]. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1250-1684
Shalina Olga Igorevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Theory of the Ufa University Science and Technologies (UUST), 450008, Republic of Bashkortostan, Ufa, Zaki Validi str., 32, [email protected]. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8438-1917
Neucheva Milina Yurievna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Theory of the Ufa University Science and Technologies (UUST), 450008, Republic of Bashkortostan, Ufa, Zaki Validi str., 32, [email protected]. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7875-1435.
© Дегтярева И.В., Шалина О.И., Неучева М.Ю.