Научная статья на тему 'Зеленая альтернатива глобальному кризису'

Зеленая альтернатива глобальному кризису Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ниязи Азиз

Написано специально для бюллетеня "Россия и мусульманский мир"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зеленая альтернатива глобальному кризису»

Азиз Ниязи,

кандидат исторических наук

ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ГЛОБАЛЬНОМУ

КРИЗИСУ

Пределы современной цивилизации. На рубеже XX и XXI столетий мировая цивилизация подошла к критическому порогу. Впервые за всю свою историю человек вступил в крайне жесткий и широкомасштабный конфликт с окружающим его миром. В торжестве экономического рационализма он самозабвенно рушит собственную колыбель. Сейчас имеются все основания говорить о глобальном кризисе. Если коротко, то суть его кроется в наших взаимоотношениях с природой и Творцом. Этот кризис пронизывает уже все сферы жизнедеятельности. Главный разлом проходит сквозь сердца людей, их мировоззрение, образ жизни. На мировой сцене разыгрывается невиданная драма противостояния человечества законам гармонии и единства бытия. Инициатор этой драмы — сам человек, поддавшийся искушению "ценностей" общества потребления — "ценностей" варварских и обманчивых, гасящих в нем божественную искру и возбуждающих животное начало.

В XX в. человек решил занять место Всевышнего и возомнил себя царем природы. На безбожии взросло технократическое варварство. Потребительское отношение к жизни напрямую оказалось связано со стремительным ростом числа неверующих в минувшем веке. По подсчетам академика РАЕН Ю.В.Яковца, за столетие оно увеличилось в 242 раза или с 0,3 до 20% населения земли. Для очень значительной (преимущественно европеизированной) части людей вера перестала определять образ жизни. Совесть и благочестие остались в храмах. За их пределами восторжествовал бездушный материалистический расчет. Одновременно homo sapiens наивно поверил во всесилие научно-технической революции. В ходе нее образование и наука оказались почти полностью подчинены чисто производственным и прагматическим целям. Родилась целая всемирная система общества потребления. Ее главный принцип — больше потребляй, больше производи и снова больше потребляй. Любая альтернатива этой системе еще нередко продолжает рассматриваться как угроза существованию современной цивилизации. Однако набиравшие обороты и доминировавшие в такой цивилизации индустриально-потребительские модели (их западные, азиатские варианты, да и советская модель) к кон-

цу XX в. начали явно давать сбои. Фракционирование за счет возрастающей эксплуатации природы, имеет свой предел. Интенсивное потребление ресурсов вызывает истощение экосистем, которые, в свою очередь, обеспечивают жизнедеятельность сообществ.

Увеличивать рост потребления даже в развитых странах становится все сложнее. Уже сейчас их население, составляющее 16% от всего человечества, потребляет 80% добываемых на планете ресурсов. Остальные просто вынуждены довольствоваться тем, что им остается. К тому же эти ресурсы не бесконечны. К 2015 г., например, уже будут использоваться 80% разведанных мировых запасов нефти и 95% газа, а через 40—50 лет они начнут заканчиваться. В ходе индустриализации возникают серьезные проблемы с выводом из оборота плодородных земель, загрязнением и деградацией окружающей среды, сохранением биоразнообразия. Катастрофическое положение складывается с потреблением пресной воды. Если в настоящее не менее 400 млн. людей живет в регионах с серьезной нехваткой воды, то в 2050 г. это число увеличится до 4 млрд. Происходят заметные изменения в биосфере, нарушается равновесие отдельных природных циклов, восстановить которые уже невозможно. Загрязнение окружающей среды, ее оскудение ведет к деградации людей в физическом, умственном и духовном развитии. На фоне роста населения в развивающихся странах увеличивается число конфликтов за обладание все более дефицитными природными ресурсами. Таким образом, индустриально -потребительская модель сама воздвигает на своем пути разнообразные препятствия природного характера, преодолевать которые по ее схемам развития становится все сложнее. Поистине человек инициирует, а природа — регулирует. Мир подошел к той черте, когда она становится полноправным игроком в развитии общества. Игнорирование экологических факторов бумерангом бьет по экономике и обществу. Природа начинает вносить свои коррективы в процессы развития.

Кроме того, сложившийся в XX в. миропорядок резко поляризовал человечество, вызвал громадный технологический разрыв между развитыми странами и остальным миром, породил застойный характер нищеты в отдельных регионах. Последовало снижение уровня культуры целых народов, разрушение их социальной ткани, проявление массовой маргинализации и, как следствие, — радикализма и экстремизма. Господствующая мировая рыночная система слабо стимулирует, а чаще отбрасывает назад хозяйство отсталых государств,

ориентируя их на сырьевую направленность экономики, производство материалоемкой, трудоемкой и менее наукоемкой продукции. Всего за пять лет в первой половине 90-х разрыв между десяткой наиболее богатых стран (по валовому продукту на душу населения) и десяткой наиболее бедных вырос с 35 до 45 раз, а между США и Эфиопией, к примеру, с 53 до 67 раз. Другие оценки специалистов ООН демонстрируют, что к концу 90-х годов в 85 странах мира из 174 обследованных люди по показателям "индекса человеческого развития" (human development index) стали жить хуже, чем они жили десять лет назад. В 90-е годы бедность возросла в Африке, Латинской Америке и Южной Азии. Но наиболее резкий рост бедности с 0,2% до 5,1% за последнее десятилетие минувшего века произошел в Европе и Центральной Азии, в основном за счет республик бывшего СССР, а также Афганистана. В свою очередь такая ситуация начинает влиять на социально-экономическую и политическую стабильность богатых стран. В глобальной экономике бедность мировых аутсайдеров сужает рынки, увеличивает риски и военные расходы мировых лидеров. Сохранение качества жизни в развитых странах становится невозможным без повышения жизненного уровня в развивающихся государствах. Так что царствовавшая в XX в. индустриально-потребительская система достигла ныне своих пределов по всем параметрам. Она уже не способна справиться с порожденными ею самой глобальными социально-экономическими и экологическими проблемами. На смену ей движется иная парадигма развития.

Зеленая альтернатива. У человечества остается единственная альтернатива — сменить варварское отношение к природе на регулирующее, воссоздающее, на его совместную эволюцию с ней. Вместе с тем придется пересмотреть многие нынешние идеалы процветания и правила поведения в международных отношениях. Все эти насущные вопросы вот уже не первое десятилетие решаются лучшими умами планеты в рамках концепции устойчивого развития. Основой для работы над ней послужили исследования 70-80-х годов Римского клуба и Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию при ООН о пределах современной цивилизации. Базисные принципы концепции были сформулированы в докладах Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. В дальнейшем различные разработки в ее русле уже проводились отдельными коллективами и учеными разных стран. Сам английский термин "sustainable", переведенный на русский как "устойчивое", в английском имеет более расширенное значение —

нечто долговременное, непрерывное, поддерживаемое, подкрепляемое, защищаемое, выносливое.

Вокруг ключевого принципа концепции устойчивого развития о сбалансированности экономического, социального и экологического благополучия разрабатываются новые взгляды на мировое экономическое устройство, роль государства и рынка, образование и просвещение, решаются проблемы самоуправления, внедрения альтернативной энергетики, чистых технологий и рационального размещения производительных сил. По сути, это зеленая альтернатива индустриально-потребительской модели. Зеленая — потому что экологический фактор, наряду с социально-экономическими и политическими составляющими, начинает играть равноправную системообразующую роль в жизни общества. Более того, в концепции устойчивого развития кардинально пересматриваются многие постулаты прогресса, считавшиеся до последнего времени непререкаемыми. Так, под сомнение ставится идея всесилия рынка, его способности автоматически гармонизировать общественные и личные отношения, регулировать без вмешательства общества социальные процессы, перетекание богатства на национальном и интернациональном уровнях от богатых к бедным. По прогнозам ученых рыночные механизмы перестанут занимать доминирующее место в развитии общества. Предлагается усилить контролирующие функции государства за потреблением и производством и одновременно расширить функции местного самоуправления. Модели либерально-демократического устройства с приоритетом личного над общественным предлагается сменить на социально ориентированные, уравновешивающие интересы личности и общества. При необходимости общественные интересы могут стоять превыше личных и корпоративных. Так что в моделировании устойчивого развития экологические и социально -экономические проблемы увязаны теснейшим образом.

Механизмы устойчивого развития, направленные на установление гармоничных отношений между современной цивилизацией и природой, еще находятся в стадии разработки, но, все же, мировым научным сообществом уже обозначены основные пути преодоления глобального кризиса. На Всемирном саммите в Йоханнесбурге из всего комплекса проблем внимание было уделено преимущественно двум вопросам — сохранению окружающей среды и помощи бедным странам. Это важнейшие на нынешнем этапе задачи. Другие, видимо,

придется решать уже в ходе глобальных потрясений, которые, судя по всему, уже не за горами.

Написано специально для бюллетеня "Россия и мусульманский мир"

Ю.Синелина,

публицист

О ХАРАКТЕРЕ ПРОЦЕССА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ В РОССИИ

Среди исследований эволюции отношения к религии в России последних десять лет выделяются своей масштабностью исследования К.Каариайнена и Д.Фурмана. Эволюцию этого отношения в течение последних веков ученые представляют в виде движения маятника: от тотальной средневековой религиозности конца XVII в. к атеизму, ставшему официальной идеологией советского общества. Первые сознательные атеисты — Писарев, Чернышевский, Добролюбов, Бакунин — появляются в XIX в. А предельной своей высоты первый "ход маятника" достиг в хрущёвские времена. Вместе с ослаблением атеистических гонений появляются и первые признаки того, что "маятник" массового сознания начал движение в обратном направлении — снова к религии. Как и при первом ходе "маятника", первые заметные признаки его обратного движения — обращения в "противоположную официальной" веру отдельных представителей интеллигенции — А.Синявского, А.Солженицына, С.Аверинцева и других — "функциональных эквивалентов" Чернышевского и Добролюбова при первом движении. А уже в 1996 г. ход "маятника" замедлился и остановился на уровне 34% верующих (при положительном отношении к православию 88%), настоящих же "верующих", по Фурману, всего 4%. Маятник, совершивший мощный ход от тотального православия к почти тотальному атеизму, для обратного хода сил уже почти не имеет. Никто не верит и, почти несомненно, верить не будет. Впереди просматривается идейная и мировоззренческая неопределенность, духовная энтропия и эклектика. Мы не будем здесь касаться спорности методики Д.Фурмана при оценке им числа настоящих верующих. Но по итогам исследования Д.Фурмана и К.Каариайнена в 1999 г. оказалось, что рост числа верующих не только не прекратился, но и произошел достаточно резкий скачок вверх

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.