УДК 613.6.02
ЗДРАВООХРАНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНИХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
А.Я. Котова, И.И. Дубовой
ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»
Представлены результаты изучения здравоохранительного поведения и здоровья учителей средних общеобразовательных школ. Изучены качество мотивации к сохранению здоровья, оценено отношение педагогов к необходимости ведения здорового образа жизни. Определен удельный вес учителей, ведущих здоровый образ жизни. Выявлена распространенность основных факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в этой профессиональной группе. Рассчитана величина индекса приверженности здоровому образу жизни педагогов. Изучены самооценки качества здоровья, данные учителями. Оценены распространенность и структура хронических неинфекционных заболеваний среди педагогов. Определены величины абсолютного и относительного сердечно-сосудистого риска. Изучена приверженность педагогов к лечению. Ключевые слова: учителя средних общеобразовательных школ, здравоохранительное поведение, здоровье, образ жизни, факторы риска.
Введение. В настоящее время в стране охрана здоровья населения является одним из основных приоритетов деятельности органов государственной власти. На комплексной основе на разных уровнях проводится работа по повышению качества здравоохранительного поведения, под которым понимается поведение индивида, направленное на поддержание и сохранение своего здоровья [7]. Мероприятия по повышению качества здравоохранительного поведения и охране здоровья граждан реализуются в рамках национальных проектов «Демография» и «Здравоохранение», региональных программ общественного здоровья [6, 11].
На региональном, муниципальном, учрежденческом уровнях разрабатываются и реализуются программы сохранения здоровья работающих [6]. С учетом того, что учителя в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей подвергаются воздействию профессиональных факторов риска, они, наряду с участием в программе диспансеризации определенных групп взрослого населения, ежегодно проходят медицинские осмотры согласно приказа Минздрава РФ №29н от 28.01.2021г. «Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых производятся обязательные и периодические медицинские осмотры». Такое пристальное внимание к здравоохранительному поведению и здоровью учителей вполне оправдано потому, что эти специалисты играют ключевую роль в формировании знаний и личностного развития обучающихся, их здоровье и благополучие оказывают непосредственное влияние на качество их работы [5].
Скурхиной Н.В., 2020 показано, что существует устойчивая связь между отношением преподавателя к своему здоровью, уровнем грамотности в вопросах его охраны и оказанием соответствующего воспитательного воздействия на обучающихся. Повышенное внимание специалистов в области охраны общественного здоровья к этой профессиональной группе вызывается и сведениями о невысоком качестве здоровья учителей [1]. С учетом вышеизложенного, изучение качества здравоохранительного поведения и здоровья учителей в настоящее время является актуальной проблемой, потому что эти данные необходимы при разработке новых и мониторинге качества исполнения действующих программ сохранения здоровья сотрудников школ.
Цель исследования: изучить качество здравоохранительного поведения и здоровья учителей средних общеобразовательных школ для разработки мер по его улучшению.
Методы исследования: социологический, клинический, метод донозологической диагностики состояний на основе оценки уровня функционирования системы кровообращения по Берсеневой А.П., 1987 г, статистический метод.
Материалами для исследования послужили данные анкетирования и результаты измерения основных характеристик деятельности системы кровообращения, длины и массы тела учителей в случайной выборке из 182 учителей городских и сельских школ Брянской области, абсолютное большинство из которых составили женщины.
Результаты исследования. Как известно, отношение человека к собственному здоровью, качество его здравоохранительного поведения во многом определяются его внутренней мотивацией, жизненными установками. Изучение структуры жизненных ценностей среди учителей школ показало, что здоровье на первом месте в этой иерархии размещает только одна треть педагогов. Большинство из учителей считают первостепенной ценностью благополучие семьи и детей (52,0±3,6%). Образ жизни, как известно на 50-55% определяет качество здоровья индивида [4].
В ходе исследования установлено, что только каждый пятый педагог ведет здоровый образ жизни. 71,1±3,3% учителей стремятся вести его, но обстоятельства мешают это делать. Не ведут здоровый образ жизни - 7,0±1,8% респондентов. Такое распределение ответов на поставленный вопрос коррелирует с ответами педагогов на вопрос об отношении к собственному здоровью. Так, бережно относится к собственному здоровью только каждый пятый учитель. О том, что стараются беречь здоровье, но это не всегда получается, заявляют большинство педагогов.
В ходе изучения качества здравоохранительного поведения учителей проведена оценка распространенности основных факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) среди них. Установлено, что фактор риска «Потребление табака» выявляется у 12,6±2,3% педагогов, что несколько выше показателя, регистрируемого среди женской части российской популяции [3]. Среди учителей школ часто выявляются признаки нерационального питания. Так, каждый второй преподаватель игнорирует необходимость рекомендуемого специалистами ежедневного потребления не менее 400,0 гр. овощей и фруктов, каждый пятый педагог при употреблении пищи подсаливает ее, не пробуя. У 32,5±3,4% учителей выявляется такой фактор риска хронических неинфекционных заболеваний, как «Низкая физическая активность». Как известно наличие стресса тоже служит фактором риска, повышающим вероятность возникновения хронических неинфекционных заболеваний. Результаты исследования показывают, что каждый второй учитель испытывает стресс на рабочем месте.
Субъективные оценки педагогов о распространенности стресса подтверждаются объективными данными, полученными с использованием методики Берсеневой А.П.,1987 и свидетельствующими о том, что у 75,8±3,1% учителей выявляется напряжение механизмов адаптации, а у каждого шестого педагога имеются признаки неудовлетворительной адаптации. Несомненно, с наличием хронического стресса у учителей связана распространенность других важнейших факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, включая артериальную гипертензию и нарушения обмена веществ.
В ходе исследования установлено, что признак «Наличие артериальной гипертензии» регистрируется у 37,2±3,5%, а «Избыточная масса тела» и «Ожирение» соответственно у 25,8±2,8% педагогов. Результаты исследования свидетельствуют о том, что наряду с распространением среди учителей модифицируемых факторов риска у каждого четвертого педагога выявляется отягощенная наследственность к инсульту или инфаркту, а у каждого третьего - отягощенная наследственность к злокачественным новообразованиям.
Результаты исследования о распространенности факторов риска хронических неинфекционных заболеваний среди учителей позволили рассчитать суммарный показатель
«Индекс приверженности здоровому образу жизни», который в настоящее время специалистами рекомендуется использовать при мониторинге здравоохранительного поведения отдельных групп населения и популяций [9]. Установлено, что величина индекса приверженности здоровому образу жизни у учителей составляет всего 16,2±2,7%, она ниже показателя, регистрируемого взрослого населения в целом [13]. Представленные выше результаты свидетельствуют о невысоком качестве здравоохранительного поведения учителей школ, несомненно, влияющим на состояние их здоровья. Действительно, результаты опроса свидетельствуют о том, что качество своего здоровья как хорошее оценивают только 16,5±2,7% учителей. Абсолютное большинство педагогов дает удовлетворительную оценку собственному здоровью, а каждый десятый оценивает его как неудовлетворительное.
Субъективные оценки здоровья учителей коррелируют с данными о его качестве, полученными на основе изучения распространенности среди педагогов хронических неинфекционных заболеваний. Так показатель распространенности ХНИЗ среди педагогов школ составляет 802,0 на 1000 работников этой профессиональной группы. В структуре заболеваемости учителей на первом месте располагаются болезни органов кровообращения, на втором - болезни мочеполовой системы. На третьем месте размещается класс «Болезни эндокринной системы, нарушения обмена веществ, расстройства питания». Следует отметить, что структура заболеваемости педагогов отличается от той последовательности в расположении основных классов болезней, регистрируемых среди взрослого населения региона в целом.
В структуре заболеваемости населения региона на первом месте находятся болезни системы кровообращения, на второй месте - болезни дыхательной системы, на третьем месте располагаются болезни органов пищеварения [10]. Широкое распространение среди педагогов болезней системы кровообращения требует оценивать вероятность возникновения в этой профессиональной группе сосудистых катастроф в ближайшее десятилетие. В этой связи нами проведено исследование по оценке величины сердечно-сосудистого риска среди педагогов с использованием шкале SCORE [14].
Изучение абсолютного сердечно-сосудистого риска показало, что средний риск определяется у каждого второго педагога. Высокий и очень высокий абсолютный сердечнососудистый риск выявлен у каждого шестого учителя. В связи с широким распространением среди учителей хронических неинфекционных заболеваний, требующих коррекции, нами оценена приверженность педагогов школ к лечению. По определению Всемирной организации здравоохранения, приверженность к лечению - это степень соответствия поведения пациента рекомендациям врача в отношении регулярности приема лекарственного средства, его дозы и интервала между приемами, а повышение эффективности мероприятий, которые направлены на улучшение приверженности к лечению, может иметь гораздо большее влияние на здоровье населения, чем усовершенствование каких-либо отдельных врачебных манипуляций. Установлено, что при необходимости получения медицинской помощи обращаются к врачу только 63,7±3,2% педагогов. Из них по разным причинам не всегда выполняют или не выполняют врачебные назначения практически каждый второй педагог (41±3,6%). Анализ ситуации с приверженностью педагогов к лечению при конкретных широко распространенных нозологических формах показывают, к примеру, что необходимость приема гипотензивных средств при артериальной гипертензии игнорирует каждый третий учитель, а целесообразность приема лекарственных препаратов, нормализующих липидный обмен отвергает 64,3±3,5% педагогов. Не используют меры социальной поддержки в случае наступления случаев временной потери трудоспособности, не выдерживают необходимый лечебно-охранительный режим в случае болезни 46,5±3,4% учителей.
Выводы:
1. У педагогов средних общеобразовательных школ регистрируется недостаточная мотивация к сохранению собственного здоровья, хотя абсолютное большинство из них оценивает его как удовлетворительное.
2. Среди педагогов распространены такие факторы риска хронических неинфекционных заболеваний, как: потребление табака, недостаточная физическая активность, нерациональное питание, артериальная гипертензия, стресс.
3. Показатель заболеваемости педагогов хроническими заболеваниями в расчете на тысячу педагогов составляет 802,0 на 1000 учителей. В структуре заболеваемости преподавателей преобладают заболевания системы кровообращения, в структуре которых значительное место (37,2%) занимает артериальная гипертензия. Нарушение липидного обмена наблюдается у каждого третьего педагога.
4. Результаты исследования свидетельствуют о недостаточной приверженности педагогов к необходимости лечения.
5. Полученные данные свидетельствуют о том, что при разработке и мониторинге качества исполнения корпоративных программах охраны здоровья учителей школ особое внимание следует обратить на внедрение мероприятий по повышение мотивации педагогов к охране собственного здоровья и ведению здорового образа жизни. В комплексе мер по охране здоровья ведущее место должны занимать программы по снижению распространенности воздействия таких факторов риска, как курение, недостаточная физическая активность, нерациональное питание, артериальная гипертензия, нарушения липидного обмена, стресс, повышению приверженности к лечению.
Список литературы
1. Антонова А.А., Абдурахимова П.М., Павельева Е.А., Яманова Г.А. Анализ показателей здоровья учителей общеобразовательных учреждений // Научная статья. - 2021.
- 143 с.
2. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. - М.: Медицина, 1997. - 234 с.
3. Баланова Ю.А. и соавт. Поведенческие факторы риска в российской популяции: результаты опроса с использованием модифицированной методологии STEPS. -Профилактическая медицина, 2020. - С. 56-66.
4. Каприн А.Д., Александрова Л.М., Старинский В.В. Медико-социальные аспекты формирования в России концепции здорового образа жизни // Русский медицинский журнал.
- 2017. - №14. - С. 995-999.
5. Малофеева Г.А. Профессиональное здоровье педагога в современном образовательном процессе // Вестник науки. - 2022. - №7 (52). - С. 18-19.
6.Национальные проекты «Здравоохранение» и «Демография» [официальный сайт]. -М., 2019-2024 г. - URL: https://minzdrav.gov.ru (дата обращения 26.02.2024)
7. Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю., Муртазина И.Р. Валидизация опросника «Профиль здорового образа жизни» на российской выборке // Консультативная психология и психотерапия. - 2018. - Т. 26. - № 3. - С. 164-190
8. Приказ Минздрава РФ №29н от 28.01.2021г. «Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых производятся обязательные и периодические медицинские осмотры».
9. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты"
10. Показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Брянской области в 2019-2021гг., статистические материалы, Брянск, [официальный сайт]. -М., URL: https://32.rospotrebnadzor.ru (дата обращения 25.02.2024).
11. Распоряжение Правительства Брянской области от 23.07.2020 № 133-рп "Об утверждении региональной программы укрепления общественного здоровья в Брянской области"
12. Скурхина, Н. В. Рефлексивно-деятельностная педагогика как социокультурный фактор развития физической культуры в современном обществе: монография / Н. В. Скурхина. - Красноярск: Сиб. Фед. Ун-т, 2016. - 210 с.
13. Шальнова С.А. и соавт. Приверженность к здоровому образу жизни в российской популяции в зависимости от социально-демографических характеристик населения // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2020. - Том 19. - № 2. - С. 34-41. -https://doi.org/10.15829/1728-8800-2020-2452.
14. Third report of the National Cholesterol Education Program (NCEP) Expert panel on detection, evaluation and treatment of high blood cholesterol in adults (Adult Treatment Panel III) final report // Circulation. - 2002. - Vol. 106, N 25. - P. 3143-3421.
Сведения об авторах
Котова Алина Яновна - студент ГАПОУ «Брянского базового медицинского колледжа», e-mail: [email protected].
Дубовой Иван Иванович - доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач Российской Федерации, e-mail: [email protected].
HEALTH-PRESERVING BEHAVIOR AND HEALTH OF TEACHERS
OF SECONDARY SCHOOLS
A.Ya. Kotova, I.I. Dubovoy
Bryansk Basic Medical College
The study presents the results of studying the health behavior and health of secondary school teachers. The quality of motivation to preserve health, the attitude of teachers to maintaining a healthy lifestyle, and the prevalence of risk factors for chronic non-communicable diseases were studied. The self-assessments of the quality of health given by the teachers themselves were studied. The value of the index of adherence to a healthy lifestyle has been determined. The percentage of teachers who are subjected to psychological discomfort during working hours has been studied. The body weight and height of teaching staff were determined to calculate the Quetelet index. The prevalence and structure of chronic non-communicable diseases among teachers is assessed. The results of the assessment of the cardiovascular system according to Berseneva A.P., 1987, relative and absolute cardiovascular risks are calculated. The commitment of teachers to treatment has been studied.
Keywords: teachers of secondary schools, health, health-preserving behavior.
References
1. Antonova A.A., Abdurahimova P.M., Paveleva E.A., Yamanova G.A. Analiz pokazateley zdorovya uchiteley obscheobrazovatelnih uchrejdeniy // Nauchnaya statya. - 2021. - 143 s.
2. Baevskij R.M., Berseneva A.P. Ocenka adaptacionnyh vozmozhnostej organizma i risk razvitiya zabolevanij. - M.: Medicina, 1997. - 234 s.
3. Balanova Yu.A. i soavt. Povedencheskie faktori riska v rossiyskoyi populyacii, rezultati oprosa s ispolzovaniem modificirovannoy metodologii STEPS. Profilakticheskaya medicina. 2020, - S. 56-66.
4. Kaprin A.D., Aleksandrova L.M., Starinskii V.V., Mediko_socialnie aspekti formirovaniya v Rossii koncepcii zdorovogo obraza jizni // Russkiy medicinskiy jurnal. - 2017. -№14. - S. 995-999.
5. Malofeeva G.A. Professional'noe zdorov'e pedagoga v sovremennom obrazovatel'nom processe // Vestnik nauki. - 2022. - №7 (52). - S. 18-19.
6.Nacionalnie proekti «Zdravoohranenie» i «Demografiya» [oficialniy sayt]. - M.- 20192024 g., - URL: https//minzdrav.gov.ru (data obrascheniya 26.02.2024).
7. Petrash M.D. Strijickaya O.Yu., Murtazina I.R. Validizaciya oprosnika «Profil zdorovogo obraza jizni» na rossiiskoy viborke // Konsultativnaya psihologiya i psihoterapiya. - 2018. - T. 26. - № 3. - S. 164-190.
8. Prikaz Minzdrava RF №29n ot 28.01.2021g. «Ob utverjdenii poryadka provedeniya obyazatelnih predvaritelnih i periodicheskih medicinskih osmotrov rabotnikov predusmotrennih chastyu chetvertoi stati 213 Trudovogo kodeksa Rossyiskoiy Federacii perechnya protivopokazaniy k osuschestvleniyu rabot s vrednimi i/ili, opasnimi proizvodstvennimi faktorami, a takje rabotam pri vipolnenii kotorih proizvodyatsya obyazatelnie i periodicheskie medicinskie osmotri».
9. Postanovlenie Goskomstata RF ot 05.01.2004 N 1 «Ob utverjdenii unificirovannih form pervichnoy uchetnoi dokumentacii po uchetu truda i ego oplati».
10. Pokazateli zdorovya naseleniya i deyatelnosti uchrejdeniy zdravoohraneniya Bryanskoi oblasti v 2019-2021gg., statisticheskie materiali, Bryansk, [oficialniy sayt]. - M., URL: https://32.rospotrebnadzor.ru (data obrascheniya 25.02.2024).
11. Rasporyajenie Pravitelstva Bryanskoy oblasti ot 23.07.2020 № 133rp «Ob utverjdenii regionalnoi programmi ukrepleniya obschestvennogo zdorovya v Bryanskoy oblasti».
12. Skurhina N.V. Refleksivno_deyatelnostnaya pedagogika kak sociokulturnii faktor razvitiya fizicheskoi kulturi v sovremennom obschestve, monografiya. - Krasnoyarsk, Sib. Fed. Un.t, 2016. - 210 s.
13. Shal'nova S.A. i soavt. Priverzhennost' k zdorovomu obrazu zhizni v rossijskoj populyacii v zavisimosti ot social'no-demograficheskih harakteristik naseleniya // Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika. - 2020. - T. 19. - № 2. - S. 34-41. -https://doi.org/10.15829/1728-8800-2020-2452.
14. Third report of the National Cholesterol Education Program (NCEP) Expert panel on detection, evaluation and treatment of high blood cholesterol in adults (Adult Treatment Panel III) final report // Circulation. - 2002. - Vol. 106, N 25. - P. 3143-3421.
About authors
Kotova A.Ya. - student of the Bryansk Basic Medical College, e-mail: [email protected].
Dubovoy I.I. - Sc. D. in Medical Sciences, Professor, Honored Physician of the Russian Federation, e-mail: [email protected].