Научная статья на тему 'Здравоохранение: высокие технологии vs неэффективность управления'

Здравоохранение: высокие технологии vs неэффективность управления Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
120
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Мария Эйсмонт

В 2009 г. в числе приоритетных для Министерства здравоохранения и системы здравоохранения в целом выделены следующие задачи и направления деятельности: развитие амбулаторно-поликлинической помощи; ликвидация дефицита врачебных кадров; увеличение числа высокотехнологичных операций. В этот перечень включена также статья об активизации мер, направленных на экономию ресурсов. 2009 г. явился прорывом в плане внедрения сложных технологий в хирургии. Вместе с тем этот год оказался показательным в аспекте эффективности работы Министерства здравоохранения. В начале года в стране отмечался резкий скачок цен на лекарства, в конце года белорусская фармацевтическая служба и вся система здравоохранения в целом оказались не готовыми к эпидемическому подъёму заболеваемости гриппом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здравоохранение: высокие технологии vs неэффективность управления»

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ:

ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УБ НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

Мария Эйсмонт

Резюме

В 2009 г. в числе приоритетных для Министерства здравоохранения и системы здравоохранения в целом выделены следующие задачи и направления деятельности: развитие амбулаторно-поликлинической помощи; ликвидация дефицита врачебных кадров; увеличение числа высокотехнологичных операций. В этот перечень включена также статья об активизации мер, направленных на экономию ресурсов. 2009 г. явился прорывом в плане внедрения сложных технологий в хирургии. Вместе с тем этот год оказался показательным в аспекте эффективности работы Министерства здравоохранения. В начале года в стране отмечался резкий скачок цен на лекарства, в конце года белорусская фармацевтическая служба и вся система здравоохранения в целом оказались не готовыми к эпидемическому подъёму заболеваемости гриппом.

Тенденции:

• продолжился курс на внедрение высоких технологий в медицине и увеличение доступности высокотехнологичной медицинской помощи для населения;

• существенно снизилось финансирование отрасли; одним из приоритетов деятельности органов здравоохранения стала экономия ресурсов;

• реализация государственной программы импортозамещения и усилия Минздрава по сдерживанию роста цен на медицинские препараты не смогли воспрепятствовать резкому скачку цен на лекарства;

• эпидемия гриппа, в том числе и пандемического, выявила неэффективность работы Министерства здравоохранения.

Трансплантацию поставить на поток

2009 год, бесспорно, вписал новую страницу в историю белорусской медицины. В стране впервые выполнено сразу три вида операций по пересадке органов: трансплантация сердца, трансплантация детской почки и трансплантация поджелудочной железы и почки одновременно.

Первая пересадка сердца в Беларуси выполнена в ночь с 11 на 12 февраля, менее чем через полтора месяца последова-

ла вторая операция. 7 апреля трансплантологи подарили шанс на жизнь третьему пациенту, пересадив ему донорское сердце. Всего за год выполнено 11 операций по пересадке сердца.

В ночь с 6 на 7 апреля на базе Республиканского центра урологии и нефрологии во 2-й Детской клинической больнице проведены две первые операция по трансплантации почки детям от родителей. Это значимое событие в белорусской медицине: до 1997 г. белорусские дети, страдавшие хронической почечной недостаточностью, умирали, не получив медицинской помощи. 10 мая 1997 г. в Минске, на базе 2-й ДКБ, организован центр детского гемодиализа. У детей появился шанс дотянуть до взрослого возраста и только тогда надеяться на пересадку почки. Некоторых малышей удавалось прооперировать за границей, но это были единичные случаи.

Наконец, в течение 2009 г. проведено восемь трансплантаций почек детям: четыре — родственные пересадки, от родителей детям, и четыре — от трупных доноров. Столько же аналогичных операций проведено белорусским детям за рубежом в течение последних десяти лет. 13 июня 2009 г. в Беларуси проведена первая и пока единственная операция по пересадке поджелудочной железы и почки одновременно.

В прошедшем году в Беларуси также проведено 25 пересадок печени, 85 — почки, 127 трансплантаций костного мозга и гемопоэтических клеток взрослым и детям. Все операции по пересадке органов в Беларуси выполняются за счёт бюджета. Бесплатным для пациентов с пересаженными органами является и постоперационное лечение. На протяжении всей своей жизни они вынуждены принимать лекарства для предотвращения отторжения пересаженного органа.

В среднем, лечение одного белоруса с пересаженной почкой обходится государственному бюджету около USD 5.0 тыс., столько же требуется и на лечение больных с пересаженной печенью. В два раза больше средств расходуется для поддержания иммунной системы человека с пересаженным сердцем — USD 10—12 тыс. в год.

Министерство здравоохранения называет 2009 годом прорыва в сфере высоких технологий в медицине. Во всех регионах страны выполняются такие сложные операции, как диагностическая коронарография, имплантация электрокардиостимуляторов, стентирование артерий, в том числе

коронарных. Проведено 3045 эндопротезирований тазобедренных и 465 — коленных суставов. Есть достижения и в нейрохирургии — эндоваскулярные методы вмешательства при патологии сосудов головного и спинного мозга, малотравматичные микрохирургические методики удаления опухолей головного мозга и т. д.

Финансирование падает, экономия растёт

Но все успехи происходят на фоне резкого снижения государственных расходов на здравоохранение. Из чего можно сделать вывод, что медицинские службы недополучают необходимое финансирование, в том числе и амбулаторно-поли-клинический уровень, развитие которого отнесено к одному из приоритетов в системе здравоохранения в 2009 г. Минздрав предпринял попытку переориентировать ресурсы со стационарного уровня на амбулаторно-поликлинический. В первичное звено медицины, по предварительным данным, направлено около 35% от суммы всех средств на здравоохранение. Делается это с целью недопущения попадания пациентов в стационар, то есть стационарных больных останавливают на уровне поликлиник, где лечение обходится государству дешевле.

В начале 2009 г. консолидированный объём финансирования расходов на государственное здравоохранение определялся в размере BYR 6.64 трлн, или 3.9% от ВВП.1 В начале 2010 г. выяснилось, что в 2009 г. система здравоохранения получила только BYR 4.889 трлн2, или 3.31% ВВП. Следовательно, согласно официальной статистике, существенно уменьшились и расходы в здравоохранении в расчёте на одного человека: если в 2008 г. на излечение одного человека в среднем тратилось USD 234, то в 2009 г. - всего USD 189.

Несмотря на недофинансирование, Минздрав не забывает о данных в начале года обязательствах активизировать меры, направленные на рациональное использование и экономию ресурсов. В конце года ведомство отчиталось о сэкономленных организациями Минздрава средствах в размере

Интерфакс: http://www.interfax.by/news/belarus/52062.

TUT.by: http://news.tut.by/economics/161630.html.

BYR 48.8 млрд.3 Экономия бюджетных средств проводилась за счёт оптимизации коечного фонда (BYR 1.1 млрд), штатных должностей (BYR 1.5 млрд) и прочих мероприятий (BYR 35.8 млрд). В «прочие мероприятия», обеспечившие основную часть экономии средств, выделенных на здоровье людей, входят уменьшение коечного фонда стационаров, а также сокращение расходов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Лекарственный рынок: борьба с ценами и импортом

2009 г. начался с резкого скачка цен на лекарства. Только в январе в Беларуси цены на лекарственные препараты выросли на 20 — 34%. В феврале Минздрав объявил о намерении обратиться ко всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, с предложением обеспечить максимально возможное снижение применяемых оптовых и торговых надбавок. В Министерство экономики из медицинского ведомства поступило предложение расширить перечень белорусских препаратов, цены на которые регулирует Минэкономики, со 128 до 221 наименования.

Не обошлось без угроз: Минздрав заявил, что еженедельно будет проводить дополнительный мониторинг розничных цен наиболее востребованных у населения лекарств (отечественных и импортных) в аптеках всех форм собственности. В случае выявления значительного повышения розничных цен на отдельные наименования лекарств нарушители будут серьёзно наказаны, вплоть до лишения лицензии на торговую деятельность.

Весной стало ясно, что цены удержать не получится. 20 мая начальник управления фармацевтической инспекции и организации лекарственного обеспечения Минздрава Людмила Реутская заявила, что при министерстве создаётся Общественный совет по контролю цен на лекарства, который займётся разработкой «идеальных цен» на порошки и таблетки. В на-

Сайт Министерства здравоохранения Республики Беларусь: http:// mmzdrav.by/med/article/see.php?&art_md = 334.

чале мая более чем ста производителям лекарственных средств предложено подписать «Меморандум по сдерживанию цен на лекарственные средства». В качестве компенсации за годовой мораторий на цены Минздрав пообещал производителям и импортёрам фармацевтической продукции отменить таможенные пошлины, а также налог на добавленную стоимость на те медикаменты, которые ввозятся в нашу страну из России. Звучали и обещания пересмотреть в сторону снижения тарифы на регистрацию новых лекарственных средств. Однако из 100 отечественных и зарубежных фирм меморандум подписали чуть более половины субъектов.4

Остаётся очевидным — и это понимают в Минздраве, — что поставщики лекарств в конечном счёте ориентируются на курсы валют, а производители — на стоимость импортных субстанций. В итоге, согласно данным Белстата, в 2009 г. в Беларуси цены на лекарства выросли на 20 — 24%. А усилия Минздрава, направленные на корректировку ситуации на фармацевтическом рынке, многие аналитики расценили как попытку создания конкурентных преимуществ для отечественных лекарств.

Следует отметить, что в 2009 г. тема защиты отечественных производителей лекарств зазвучала с новой силой. Для защиты интересов своих производителей на внутреннем рынке белорусские власти создали жёсткую систему контроля над ввозом иностранных медпрепаратов. В частности, разрешение на импорт зарубежного лекарства может быть получено лишь в том случае, если оно не производится в Беларуси либо его выпуск недостаточен для удовлетворения потребностей.

В первом квартале 2009 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в страну ввезено почти на 23% меньше лекарственных средств импортного производства.5 В то же время объём производства лекарственных средств в январе-ноябре 2009 г. в Беларуси увеличился на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Председатель концерна «Бел-

4 Сайт Министерства здравоохранения Республики Беларусь: http:// www.minzdrav.by/med/docs/sprav/Farm_producers_and_ distributors.doc.

5 На момент написания материала статистика по 2009 г. ещё не представлена.

биофарм» Михаил Черепок с гордостью заявил, что каждая вторая упаковка лекарственных средств на рынке — белорусского производства.6

2 декабря 2009 г. Совет министров утвердил программу по развитию импортозамещающих производств фармацевтических субстанций, готовых лекарственных и диагностических средств («импортозамещающая фармпродукция») на 2010 — 2014 гг. и до 2020 г.7 В ходе реализации госпрограммы планируется разработать и организовать промышленный выпуск 36 фармсубстанций, 110 лекарственных средств (в том числе 53 оригинальных), 20 фитопрепаратов и биокорректоров, 33 новых наборов и реагентов для клинико-лабораторной диагностики болезней.

На пресс-конференции 12 октября в Минске заместитель председателя концерна «Белбиофарм» Петр Мандрукевич сообщил, что в Беларуси строится пять новых фармацевтических заводов.8 Одно предприятие будет построено в Логойске, два — в Витебске. «Белмедпрепараты» возведут новый завод на площадке завода «Интеграл» в столице. На базе УП «Диа-лек» в Минске российский бизнесмен Владимир Брынцалов также строит новый завод площадью 6 тыс. м2.

Эпидемия замалчивания

В ноябре 2009 г. в Беларуси зафиксирован рост заболеваемости гриппом. Ситуация, связанная с распространением заболевания, в том числе и пандемического гриппа А/Н1№, высветила ряд проблем, в том числе и неэффективность работы Министерства здравоохранения.

Пандемия так называемого «свиного» гриппа объявлена ВОЗ ещё в июне. Но государственное РУП «Белфармация» не считало нужным тратить сотни тысяч евро на закупку эффективного средства для его лечения — препарата «Тамифлю», обеспечивать складские запасы, чтобы в случае распростра-

БелТА: http://www.belta.by/m/actual/mterview?id = 431689.

NAVINY.by: http://naviny.by/rubrics/economic/2009/12/10/ic_news _113_322620/

NAV^NY.by■: http://naviny.by/rubrics/zdorovie/2009/10/12/ic_articles_ 292 164921/

6

7

нения болезни снабдить лекарством все клиники страны. Что касается второго препарата, эффективного против вируса А/Н1№ — «Реленза», — то он вообще не был зарегистрирован на территории Беларуси.

Когда в ноябре начали регистрировать случаи заболевания «свиным» гриппом, а в больницах резко увеличилась смертность от пневмонии, вызванной вирусом А/НШ1, выяснилось: белорусская фармацевтическая служба и вся система здравоохранения в целом оказались не готовы к эпидемическому подъёму заболеваемостью гриппом. В аптеках наблюдался дефицит противогриппозных лекарственных препаратов, в больницах страны не хватало аппаратов искусственной вентиляции легких. Минздрав осторожно и скупо комментировал ситуацию, замалчивалась статистика заболеваемости и количество летальных исходов от гриппа А/№Н1. Два независимых издания — газеты Комсомольская правда в Беларуси и Наша нiва — получили предупреждения Министерства информации за опубликование якобы недостоверных данных о ситуации со «свиным» гриппом в стране.

Только в феврале 2010 г. стало известно, что в 2009 г. только в Минске с диагнозом «пневмония» госпитализировано 11.55 тыс. чел.9 В реанимациях столицы от пневмонии умерло 123 человека, у 88 из них определён вирус пандемического гриппа Л/Н1№. Какова статистика по стране — неизвестно, официально о ней не сообщается.

Что ещё обращает на себя внимание: ни один чиновник Министерства здравоохранения не отправлен в отставку, на официальном уровне не озвучены фамилии тех, кто «проспал эпидемию», в отношении их не применены даже административные санкции.

БелаПАН: http://belapan.by/archive/2010/02/22/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.