Научная статья на тему 'Рынок труда и социальная политика: расходящиеся ориентиры – рост заплат при сохранении занятости'

Рынок труда и социальная политика: расходящиеся ориентиры – рост заплат при сохранении занятости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирилл Гайдук

В 2009 г. рынок труда и система социальной защиты продолжали испытывать влияние мирового финансового кризиса. Произошло резкое увеличение показателей неполной занятости, а также сокращение реальной заработной платы. В то же время для правительства основной задачей оставалось сохранение рабочих мест; с чем правительство относительно успешно справлялось. Власти попрежнему расценивают кризисную ситуацию как временную. Несколько ослаблено регулирование системы установления заработной платы – как для руководителей предприятий, так и для наёмных работников. Вместе с тем экономика начала входить в «предвыборную» фазу: озвучен новый ориентир среднемесячной заработной платы в USD 500. Столь резкое запланированное повышение зарплаты наряду с сохранением занятости вряд ли будет реализовано, а если это и случится, то ценой резкого ускорения инфляции и накопления внешней задолженности в 2011–2012 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок труда и социальная политика: расходящиеся ориентиры – рост заплат при сохранении занятости»

РЫНОК ТРУДА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: РАСХОДЯЩИЕСЯ ОРИЕНТИРЫ - РОСТ ЗАПЛАТ ПРИ СОХРАНЕНИИ ЗАНЯТОСТИ

Кирилл Гайдук

Резюме

В 2009 г. рынок труда и система социальной защиты продолжали испытывать влияние мирового финансового кризиса. Произошло резкое увеличение показателей неполной занятости, а также сокращение реальной заработной платы. В то же время для правительства основной задачей оставалось сохранение рабочих мест; с чем правительство относительно успешно справлялось.

Власти по-прежнему расценивают кризисную ситуацию как временную. Несколько ослаблено регулирование системы установления заработной платы - как для руководителей предприятий, так и для наёмных работников. Вместе с тем экономика начала входить в «предвыборную» фазу: озвучен новый ориентир среднемесячной заработной платы в USD 500. Столь резкое запланированное повышение зарплаты наряду с сохранением занятости вряд ли будет реализовано, а если это и случится, то ценой резкого ускорения инфляции и накопления внешней задолженности в 2011-2012 гг.

Тенденции:

• началось демографически обусловленное сокращение трудовых ресурсов;

• основной механизм приспособления к кризису на внешних рынках -резкое увеличение потерь рабочего времени и неполной занятости, в особенности в промышленном секторе;

• незначительно сократилась реальная заработная плата;

• ослаблено регулирование в сфере установления заработной платы;

• осуществляется подготовка к выходу на «пик» политико-делового цикла к концу 2010 - началу 2011 г.;

• намечены незначительные изменения в работе системы социальной защиты, однако принципиальные меры находятся на ранних стадиях планирования.

Демографические показатели и ситуация на рынке труда

В 2009 г. в Беларуси проживало 9.480 млн чел. Хотя численность населения сократилась на 13 тыс. чел., темпы уменьшения населения не ускорялись. Особенностью 2009 г. явилось

некоторое сокращение разрыва между численностью трудоспособного населения и числом экономически активных граждан. Если в 2008 г. численность занятых в экономике составляла около 4.52 млн чел., или 46.7%, то в 2009 г. эти показатели составили 4.62 млн чел., или 48.7%, соответственно. Что касается доли трудоспособного населения, она оставалась на прежнем уровне — около 62%.

Следует ожидать, что начиная с 2009 г. доля трудоспособного населения будет сокращаться, поскольку в трудоспособном возрасте окажутся те, кто родился в 1990-е гг. (годы сокращения рождаемости), в то время как на пенсию начнёт выходить поколение послевоенного периода с относительно высокой рождаемостью. Пока единственным выходом улучшения демографической ситуации видится увеличение рождаемости, поскольку миграционный прирост незначителен, хотя на протяжении последних лет регистрируется положительное сальдо миграции. В 2009 г. число мигрантов выросло в полтора раза (в основном это мигранты из России, Украины и Казахстана), достигнув 12 249 чел. (8145 чел. в 2008 г.), что сократило естественную убыль населения практически наполовину.

В свою очередь, белорусы стремятся на заработки в соседние страны. Так, в 2009 г. в Литве около 2.5 тыс. белорусов подали заявки на получение вида на жительство (около 26% от общего числа заявок), причём большинство из них связано с трудоустройством, хотя это почти в два раза меньше, чем в 2008 г.1

В структуре занятости не произошло заметных изменений. Сектор услуг по-прежнему доминирует (в нём сосредоточено около половины занятых), в то время как в промышленности занятость сократилась до 27.2% (с 27.6% в 2008 г.), а в сельском хозяйстве показатель остался на уровне 12%. В то же время наблюдался рост числа работающих в сфере строительства — на 4.5% (более чем на 12 тыс. чел.), а также ЖКХ — на 2.8% (около 5 тыс. чел.).

Согласно данным служб занятости, наниматели предъявляют спрос на рабочие специальности. В среднем по этим специальностям спрос превышает предложение со стороны без-

ТиТ.Ьу: http://news.tut.by/society/162702.html.

работных почти в 2.5 раза, в то время как вакансии для специалистов и служащих составили всего 23% от общего числа вакансий (как и в 2008 г.). Вместе с тем, несмотря на отсутствие изменений в структуре спроса на рабочую силу, в 2009 г. число вакансий в службах занятости сократилось на 38%, достигнув величины в 34.5 тыс. чел. Ожидается, что эта тенденция сохранится и в 2010 г.

Уменьшились и показатели приёма на работу. Так, в 2009 г. принято 869.4 тыс. чел. (в том числе на новые рабочие места — 62.1 тыс. чел.), что на 9% (на новые рабочие места — на 13%) меньше, чем в 2008 г.

В 2009 г. исполнилось десять лет с начала распространения контрактной системы найма труда. Согласно данным Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ) на осень 2009 г., в Беларуси около 35% всех контрактов заключались сроком на один год.2 В свою очередь, ФПБ предложило законодательно закрепить возможность перевода «дисциплинированных» работников на бессрочные трудовые договора. Тогда как независимые демократические профсоюзы (РЭП и БКДП) выступили — как и в предыдущие годы — с требованиями отмены контрактной системы найма, поскольку в период её действия производительность труда существенно не увеличилась, а контракт стал способом увольнения «неугодных» работников.

Сокращение спроса на внешних рынках сказалось на занятости в секторе промышленности и экономике в целом. Самым значимым событием явилось резкое увеличение показателей неполной занятости, особенно в промышленном секторе (87.8% всех потерь рабочего времени). Заместитель главы правительства Андрей Кобяков чётко обозначил приоритеты политики на рынке труда: недопущение роста открытой безработицы3 и сокращения заработной платы. Это вполне соответствует пожеланиям населения: по мнению президента, лишь 10% населения одобряют шоковую терапию.4

Согласно данным Белстата, 357 тыс. работников, или около 10% среднемесячной численности, работали в режиме вы-

Ежедневник.Ьу: http://www.ej.by/news/2009-10-05/kontraktnaya_ sistema_nayma_v_belarusi_budet_smyagc.html. ТиТ.Ьу: http://news.tut.by/155469.html. ТиТ.Ьу: http://news.tut.by/156594.html.

2

3

нужденной неполной занятости (по сравнению с 3.9% в 2008 г.). Из них 23% находились в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, а более 200 тыс. чел. работали неполную рабочую неделю. Следует отметить, что уровень неполной занятости не достиг рекордного уровня 1995 г. в 983 тыс. чел., оказавшись на уровне 2004 г., но ниже 2002 и 2007 гг. (около 500 тыс. чел.). При этом в 2009 г. «лидерами» в плане потерь рабочего времени оказались Минск и Гомельская область.

Для наёмных работников вынужденные отпуска обернулись сокращением заработной платы: согласно законодательству, наниматель может отправить работника в вынужденный отпуск с сохранением 2/3 тарифной ставки оплаты труда. Хотя это можно сделать только с согласия самого работника, последние — учитывая непростую экономическую ситуацию — выбирали «трёхдневку» вместо безработицы. В свою очередь, Министерство труда и социальной защиты предоставило работникам, отправленным в вынужденные отпуска, дополнительные возможности участия в оплачиваемых общественных работах. Среди мер 2010 г. — снятие ограничений на работу по совместительству для работников, отправленных в вынужденные отпуска без сохранения заработной платы. В 2009 г. законодательство устанавливало ограничение в 20 часов в неделю.

Безработица

В 2009 г. оставались неизменными подходы к определению безработицы. Правительство не пошло на рост открытой безработицы, считая, что кризисные явления в мировой экономике — явление временное. Средний уровень безработицы составил 0.9%, в то время как в Витебской, Гродненской и Гомельской областях — 1.1%, в Брестской и Могилёвской областях — 1%. В некоторых районах уровень безработицы составил от 1.6 до 2%. В то же время, правительство ожидало роста официально зарегистрированных безработных свыше 1%. Несмотря на это, количество «официально учтённых» безработных за год по стране выросло на 8%. Наибольшее увеличение — на 25% — зарегистрировано в Минске. Также выросло число людей, обратившихся в службу занятости (на 4%), рав-

но как и тех, кому была предоставлена регистрация в качестве безработного (на 6.1%).

Поскольку опросы рабочей силы в Беларуси не проводились, за исключением пилотного, оценить реальный уровень безработицы проблематично. Если просто учесть тех, кто находился в вынужденных отпусках, то получается цифра в 2,7 — 3%. Данные опросов домашних хозяйств также отражают ситуацию с занятостью. Согласно этим данным, число безработных превышает число официально зарегистрированных в шесть раз, так что уровень безработицы в 2009 г., по предварительным оценкам, может достигать 5,4 — 5,8%.

В течение 2009 г. ситуация с безработицей не являлась стабильной. Наибольшее число безработных зарегистрировано в августе 2009 г. (44.6 тыс. чел.), в то время как в сентябре — декабре произошёл некоторый спад, так что в последнем месяце года число безработных упало до 40.3 тыс. чел. Некоторый рост безработицы привёл к тому, что были, например, увеличены размеры выплат безработным, переселяющимся в сельскую местность (с 5 до 7 бюджетов прожиточного минимума), а субсидии безработным, организующим предпринимательскую деятельность на селе, повышены с 11 до 15 бюджетов прожиточного минимума.

В 2010 г. власти планируют, что число официально зарегистрированных безработных может вырасти до 1.2—1.5%, в то время как число занятых в экономике будет удерживаться на уровне 4.740 млн чел. Исходя из этих цифр, планируется направить на программы содействия занятости BYR 154 млрд (свыше USD 50 млн), включая финансирование оплачиваемых общественных работ для 90.5 тыс. чел.

Заработная плата

В 2009 г. реальная заработная плата сократилась на 0.4%, составив в номинальном выражении BYR 998.3 тыс., или USD 356.0, хотя в декабре 2009 г. по сравнению с ноябрем 2009 г. она выросла на 6.5%, достигнув BYR 1093 тыс. (или USD 384). Лидерами в оплате труда являлись работники строительных организаций, в то время как в машиностроении и металлообработке заработная плата сократилась на 10%. Что касается регионов, то более высокая заработная плата отмечена у ра-

ботников Минска и Гомельской области, а на последнем месте оказалась Могилёвская область.

Сокращение заработных плат не затронуло руководителей частных компаний и ключевых специалистов. По данным аналитиков «Альфа-Банка», в Беларуси насчитывалось около 10 тыс. долларовых миллионеров.5 В 2007 г. схожая цифра называлась председателем правления «Приорбанка» (7—10 тыс. долларовых миллионеров).6

В течение 2009 г. в систему установления заработной платы внесены изменения, которые затронули не только руководителей предприятий, но также и наёмных работников. Так, в ноябре 2009 г. принято постановление, согласно которому с 1 января 2010 г. могут быть повышены заработные платы руководителей предприятий, организаций и банков. Если ранее повышенные коэффициенты, используемые при расчёте заработной платы, могли быть использованы субъектами хозяйствования, подчинёнными государству, то новый порядок позволяет увеличить разницу между зарплатой руководителя и средней по предприятию до уровня в 800% на предприятиях любой формы собственности.

С 1 сентября 2009 г. изменён порядок применения Единой тарифной сетки (ЕТС), которая лежит в основе системы установления заработной платы в Беларуси. Руководителям предоставлена возможность дополнительно стимулировать работников — вплоть до увеличения тарифных ставок в пределах 300%.

С одной стороны, механизм применения ЕТС формально упростился, однако необходимо мотивировать и документально «провести» возможное повышение (посредством документов, регулирующих вопросы занятости и оплаты труда, включая коллективные договоры, соглашения, контракты и положения об оплате труда). В случае ошибки в документах для нанимателя существует угроза штрафа до 100 базовых величин. Таким образом, новые нормы требуют пересмотра внутренних нормативных актов, а это в свою очередь требует определённых издержек. В то же время в постановлении пре-

ШТ^: http://news.tut.by/160910.html.

Naviny.by: http://naviny.by/rubrics/finance/2007/03/30/ic_news_ 114 268869/

дусмотрена возможность и сокращения заработных плат. Следует отметить, что в период 2002 — 2009 гг. соотношение между оплатой труда и квалификационным уровнем работников в рамках ЕТС пересматривалось 11 раз.

Эти новшества реализованы на фоне предложения об отмене ЕТС, сделанного в 2009 г. Управлением экономической безопасности Госсекретариата Совета безопасности и Министерством финансов. Ранее аналогичное предложение неоднократно звучало из уст представителей белорусского бизнеса. Для коммерческих частных предприятий проблема состоит в том, что повышение зарплаты тому или иному специалисту требует установления более высокой ставки первого разряда, что заставляет увеличивать фонд оплаты труда по предприятию в целом. В итоге руководство, чтобы сохранить поощрительные выплаты и ограничить рост фонда заработной платы, выплачивает первые в «конвертах». Для Министерства труда и социальной защиты одним из главных достоинств ЕТС являлось сглаживание дифференциации в уровне доходов населения. С 2000 по 2009 гг. разница в заработной плате между самыми высокооплачиваемыми и самыми низкооплачиваемыми категориями работников сократилась с 6.7 до 3.6 раза (в 2008 и 2009 г. этот показатель практически не менялся).

Однако, в свою очередь, Минтруда запланировало подготовку проекта закона об отмене ЕТС к 1 июня 2010 г. Кроме того, в начале 2010 г. озвучены планы по возможному снижению отчислений в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН)7 с тем, чтобы облегчить налоговую нагрузку на субъекты хозяйствования. Хотя конкретные планы пока неизвестны, сам факт того, что государство обратило внимание на вопросы установления заработной платы, уже можно рассматривать как положительный.

В 2009 г. размер отчислений на социальное страхование составил 11.3% ВВП, или около BYR 14.5 трлн, в то время как доля заработной платы в экономике находилась на уровне 31% ВВП. Предложения о снижении отчислений в ФСЗН именно в 2010 г. не случайны — ведь к концу этого года дано политически мотивированное обещание увеличить среднемесячную

TUT.BY: http://news.tut.by/159990.html/

заработную плату до уровня USD 500. Это очень резкое повышение, чего не наблюдалось даже в «выборные» 2001 и 2006 гг. Столь резкий рост зарплат повысил бы налоговую нагрузку на предприятия, в то время как снижение отчислений в Фонд позволило бы её несколько сократить.

Система социальной защиты и пенсионная система

В 2009 г. вступили в силу законодательные акты, касающиеся инвалидов: «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» и «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь». На 1 января 2010 г. в Беларуси насчитывалось 506.7 тыс. инвалидов, что на 0.5% меньше, чем на 1 января 2009 г., в то время как уровень первичной инвалидности населения трудоспособного возраста снизился за год на 1.8% — с 33.4 до 32.8 на 10 000 населения.

В 2009 г. несколько изменились подходы к предоставлению государственной адресной социальной помощи. Так, в сентябре 2009 г. принят Указ Президента № 458 «О государственной социальной помощи» (вступивший в силу 1 января 2010 г.), в котором повышен критерий нуждаемости со 120 до 150% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения при предоставлении единовременного социального пособия, а также с трех до шести месяцев увеличен период назначения ежемесячного социального пособия, впервые предусмотрены социальные пособия на оплату технических средств социальной реабилитации.

В целом, в 2009 г. адресная социальная помощь предоставлена 205.9 тыс. чел. (примерно трети малообеспеченных) в объёме BYR 40.2 млрд. Всего в 2009 г. количество малообеспеченных граждан незначительно сократилось по сравнению с 2008 г., достигнув уровня в 6.5%. В то же время размеры пособий оставались невысокими. В частности, средний размер единовременного пособия составлял BYR 174.0 тыс. (или USD 62.0), а средний размер ежемесячного пособия на одного человека в месяц — всего BYR 65.4 тыс. (или USD 23.0).

Среди форм социальной поддержки необходимо упомянуть и о выделении льготных кредитов на строительство и приобретение жилья. В 2009 г. таких кредитов выдано почти на 32% больше, чем запланировано, причём общая сумма со-

ставила BYR 4.555 трлн (около 3.3% ВВП, или почти USD 1.6 млрд, причём 75% из них выдано «Беларусбанком»). В 2010 г. планируется увеличение объёмов льготного кредитования строительства жилья до уровня BYR 6.8 трлн (через «Бе-ларусбанк» и «Белагропромбанк»).

Средний размер пенсии составил около BYR 398 тыс. в месяц (около USD 142), что в реальном выражении на 4% меньше, чем в 2008 г. Несколько сократилось и соотношение между средним размером ежемесячной пенсии и средней начисленной ежемесячной заработной платой (с 42 до 40%). Что касается изменений в пенсионной системе, то в 2009 г. приняты поправки, вступающие в силу в 2010 г. Увеличена необлагаемая подоходным налогом сумма (с 24 до 48 базовых величин) при заключении работниками договоров дополнительной пенсии и добровольного медицинского страхования жизни сроком на 5 лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.

Вызовы 2010 года

В 2010 г. основными проблемами будут оставаться сохранение занятости и выход на целевой показатель среднемесячной заработной платы по экономике в целом на уровне USD 500 . Некоторые шаги уже сделаны. С одной стороны, предприятия получили возможность увеличивать заработную плату в рамках ЕТС. С 1 января 2010 г. повышена минимальная заработная плата до уровня BYR 258.6 тыс. (около USD 92), в то время как 1 января 2009 г. она составляла BYR 229.7 тыс. (около USD 87).

Величина в USD 500 — это крайне высокая планка для открытой экономики, работающей в условиях резкого сокращения спроса на внешних рынках. Если даже показатели роста ВВП в 11 — 13% и инфляции в 9—11% будут выполнены8, то рост зарплаты предусмотрен с USD 384 до 500, или примерно на 30%. При стабильном курсе национальной валюты этого можно достичь лишь за счёт сокращения числа работающих, поскольку адекватного роста производительности труда не удастся

Сайт Совета министров РБ: http://www.government.by/ru/rus mterview20091217.html/

добиться никаким мерами. А поскольку сохранение занятости — приоритет номер один, то столь резкий рост зарплаты возможен лишь ценой значительного ускорения инфляции в 2011—2012 гг. Кроме того, столь резкое повышение зарплаты может негативно сказаться на ситуации с текущим счётом, что приведёт к увеличению внешнего долга, который в Беларуси рос быстрыми темпами.

С учетом того, что макроэкономическая стабильность выступает абсолютным приоритетом в сфере экономической политики, достижение рекордного уровня в оплате труда может быть показано лишь на бумаге, то есть попросту отражено в статистической отчётности (например, за счёт исключения низкооплачиваемых категорий, занятых неполную рабочую неделю и т. п.), но недостигнуто в реальности. Власти также могут и пересмотреть свои планы — тогда для наёмных работников может быть использован «пряник» в виде смягчения применения контрактной формы найма (но никак не её отмены).

В целом, 2010 г. для рынка труда будет годом «политическим» — пик политико-делового цикла (ПДЦ) придётся на предвыборные месяцы. При этом «цена» ПДЦ может быть крайне высокой ввиду планируемого повышения заработной платы и одновременного поддержания занятости населения на прежнем, докризисном, уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.