Научная статья на тему 'ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ: КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ'

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ: КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
273
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Такмазян А.С., Самойлова К.Н.

Цель. Обосновать сохранение преимущественно государственного финансирования здравоохранения и централизацию управления отрасли в качестве условий успешного противодействия эпидемиологической угрозе. Структура/методология/подход. Выявлены особенности организации и финансового обеспечения здравоохранения в условиях эпидемиологической угрозы на основе оценки медико-демографических показателей национальной системы здравоохранения, исследования действующей модели организации отрасли, анализа объемов государственных расходов на сферу охраны здоровья, а также обосновано преимущество преобладания государственных источников в финансировании здравоохранения. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания. Результаты. Пандемия COVID-19 усугубила негативные тенденции в развитии медико-демографических показателей в России, что потребовало увеличения финансирования здравоохранения, а также принятия адекватных сложившимся экономическим и социальным условиям мер. Современный этап развития системы здравоохранения РФ, основанной на страховых принципах, характеризуется сохранением комбинированного характера источников финансирования, а именно: бюджетные средства, финансовые ресурсы обязательного медицинского страхования, доходы, полученные от оказания платных медицинских услуг, и добровольное медицинское страхование. Преобладание государственного финансирования здравоохранения и централизация управления позволили достаточно оперативно нивелировать эпидемиологические риски. Оригинальность/значение. Подвергавшаяся критике, нереализуемая в полном объеме модель социального страхования по причине сохранившейся достаточно строгой централизации и государственной вертикали управления позволила справиться со сложившейся эпидемиологической ситуацией. Как показал прошедший год, именно доминирование государственного финансирования здравоохранения стало условием успешного противодействия пандемии коронавирусной инфекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH CARE IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC: KEY INDICATORS AND FINANCIAL SUPPORT

To justify the preservation of mainly state financing of health care and the centralization of the management of the industry as conditions for successful counteraction to the epidemiological threat. The features of the organization and financial support of health care in the conditions of an epidemiological threat are revealed based on an assessment of medical and demographic indicators of the national health system. The author analyzes the state expenditures on health protection, and proves the advantage of the predominance of state sources in the financing of health care. The methodological basis of the study was made up of general scientific methods of cognition. The COVID-19 pandemic has aggravated the negative trends in the development of medical and demographic indicators in Russia, which required an increase in health care funding, as well as the adoption of measures adequate to the current economic and social conditions. The current stage of development of the Russian healthcare system based on insurance principles is characterized by the preservation of the combined nature of sources of financing, namely: budget funds, financial resources of compulsory medical insurance, income received from the provision of paid medical services and voluntary medical insurance. The predominance of state financing of health care and the centralization of management allowed us to quickly level the epidemiological risks. The social insurance model, which was criticized and not fully implemented, due to the relatively strict centralization and the state vertical of management, allowed us to cope with the current epidemiological situation. As the past year has shown, it is the dominance of public health funding that has become a prerequisite for successfully countering the coronavirus pandemic.

Текст научной работы на тему «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ: КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»

Такмазян А. С.,

к.э.н., доцент кафедры финансов,

РГЭУ (РИНХ)

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: aida.takmazyan@yandex.ru

Самойлова К.Н.,

к.э.н., доцент кафедры финансов,

РГЭУ (РИНХ)

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: karina.samoylova2015@mail.ru

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РОССИИ

В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ:

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

JEL classification: H51, I18

Аннотация

Цель. Обосновать сохранение преимущественно государственного финансирования здравоохранения и централизацию управления отрасли в качестве условий успешного противодействия эпидемиологической угрозе.

Структура/методология/подход. Выявлены особенности организации и финансового обеспечения здравоохранения в условиях эпидемиологической угрозы на основе оценки медико-демографических показателей национальной системы здравоохранения, исследования действующей модели организации отрасли, анализа объемов государственных расходов на сферу охраны здоровья, а также обосновано преимущество преобладания государственных источников в финансировании здравоохранения. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания.

Результаты. Пандемия COVID-19 усугубила негативные тенденции в развитии медико-демографических показателей в России, что потребовало увеличения финансирования здравоохранения, а также принятия адекватных сложившимся экономическим и социальным условиям мер.

Современный этап развития системы здравоохранения РФ, основанной на страховых принципах, характеризуется сохранением комбинированного характера

источников финансирования, а именно: бюджетные средства, финансовые ресурсы обязательного медицинского страхования, доходы, полученные от оказания платных медицинских услуг, и добровольное медицинское страхование. Преобладание государственного финансирования здравоохранения и централизация управления позволили достаточно оперативно нивелировать эпидемиологические риски.

Оригинальность/значение. Подвергавшаяся критике, нереализуемая в полном объеме модель социального страхования по причине сохранившейся достаточно строгой централизации и государственной вертикали управления позволила справиться со сложившейся эпидемиологической ситуацией. Как показал прошедший год, именно доминирование государственного финансирования здравоохранения стало условием успешного противодействия пандемии коронавирусной инфекции.

Ключевые слова: здравоохранение, медико-демографические показатели, финансирование, пандемия коронавирусной инфекции.

A.S. Takmazyan, K.N. Samoylova

HEALTH CARE IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC: KEY INDICATORS AND FINANCIAL SUPPORT

Abstract

To justify the preservation of mainly state financing of health care and the centralization of the management of the industry as conditions for successful counteraction to the epidemiological threat.

The features of the organization and financial support of health care in the conditions of an epidemiological threat are revealed based on an assessment of medical and demographic indicators of the national health system. The author analyzes the state expenditures on health protection, and proves the advantage of the predominance of state sources in the financing of health care. The methodological basis of the study was made up of general scientific methods of cognition.

The COVID-19 pandemic has aggravated the negative trends in the development of medical and demographic indicators in Russia, which required an increase in health care funding, as well as the adoption of measures adequate to the current economic and social conditions.

The current stage of development of the Russian healthcare system based on insurance principles is characterized by the preservation of the combined nature of sources of financing, namely: budget funds, financial resources of compulsory medical insurance, income received from the provision of paid medical services and voluntary medical insurance. The predominance of state financing of health care and the centralization of management allowed us to quickly level the epidemiological risks.

The social insurance model, which was criticized and not fully implemented, due to the relatively strict centralization and the state vertical of management, allowed us to cope with the current epidemiological situation. As the past year has shown, it is the dominance of public health funding that has become a prerequisite for successfully countering the coronavirus pandemic.

Keywords: healthcare, medical and demographic indicators, financing, coronavirus pandemic.

Введение

Пандемия коронавирусной инфекции в Российской Федерации изменила сложившуюся систему национальной безопасности государства, приоритеты экономической, денежно-кредитной, финансовой и социальной политики. Именно здравоохранение становится основным элементом государственной безопасности [1].

Эффективность функционирования системы здравоохранения возможно оценить, рассматривая изменения основных медико-демографических показателей.

С начала 90-х годов в нашей стране произошли структурные изменения экономической и политической жизни. Стремительный и неоднозначный характер изменений оказал влияние на такие медико-демографические показатели, как рождаемость, смертность, ожидаемая продолжительность жизни.

В Российской Федерации с 2000 года был зарегистрирован рост рождаемости. Вместе с тем он был недостаточен для обеспечения воспроизводства населения, так как сохранялась естественная убыль населения (рис. 1).

Рисунок 1 - Динамика показателей смертности, рождаемости и естественной убыли населения в 2000-2020 гг. (на 1 тыс. населения) [2]

С 2012 года Федеральной службой статистики зарегистрирован естественный прирост населения. Однако с 2016 года вновь наблюдался рост естественной убыли, и в 2019 году данный показатель превысил 2,2. Такого значения он не достигал с 2008 года. Несмотря на то что смертность населения к 2019 году несколько сократилась, падение рождаемости не позволило приостановить рост естественной убыли населения.

Пандемия COVID-19 только усугубила негативные тенденции. Так, естественная убыль населения в 2020 году в России достигла беспрецедентных за последние десятилетия размеров - 14,7 на 1 тыс. населения. Число умерших, по данным Росстата, только за январь-октябрь

прошлого года составило 1,661 млн человек, что на 9,7% больше, чем за аналогичный период 2019 года [3, 4]. Пандемия оказала влияние не только на рост смертности, что объяснимо, но и на резкое снижение рождаемости.

СОУШ-19 повлиял и на показатель ожидаемой продолжительности жизни, который является ключевым, отражающим общее качество жизни в стране.

По данным Росстата, ожидаемая продолжительность жизни в РФ в прошлом году впервые снизилась с 2003 года. В рейтинге стран по средней продолжительности жизни Россия занимает 129-е место в мире.

Изменение продолжительности жизни при рождении в РФ отражено на рисунке 2.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

# ^ ^ ^ ^ ^ ^ Л? ^ ¿V Л > Л ЧЬ Л А Л ъ

всего

мужчины

■женщины

Рисунок 2 - Изменение продолжительности жизни при рождении в РФ в 2000-2020 гг., лет [2]

Ожидаемая продолжительность жизни в 2020 году года снизилась до 72,4 года, тогда как в 2019 году было 73,3 года. Как отмечается в документах правительства, вернуться к уровню 2019 года Российская Федерация сможет только к 2024 году (в 2021 году показатель предположительно составит 71,7 года, в 2022-м - 72,3 года, в 2023-м - 72,9 года, в 2024-м - 73,6 года) [5].

Нарастают и процессы старения населения, что также увеличивает нагрузку на систему здравоохранения государства. Это особенно проявилось в условиях коронавирусной инфекции. В 2020 году численность женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 превысила 25%. Средний возраст жителей России на начало 2020 года превысил 40 лет.

1990 1995 2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Рисунок 3 - Средний возраст населения РФ в 2000-2020 гг., лет [2]

Столь негативные медико-демографические тенденции требуют новых подходов к финансированию здравоохранения.

Материалы и методы

В исследовании используются статистические данные Росстата, официальная информация Счетной палаты Российской Федерации, публикации отечественных и зарубежных ученых, интернет-ресурсы. В качестве методологической основы исследования использовались общенаучные методы познания: на основе системного подхода применялся логико-смысловой анализ, сравнение, синтез теоретических материалов и практических данных. Это позволило проанализировать основные медико-демографические тенденции в стране, действующие модели финансирования отрасли, объемы государственных расходов на сферу охраны здоровья, сформулировать вывод о преимуществах государственного финансирования здравоохранения и централизации управления отрасли в условиях противодействия эпидемиологической угрозе.

Результаты

Современный этап развития системы здравоохранения РФ, основанной на страховых принципах, характеризуется сохранением комбинированного характера источников финансирования, а именно: бюджетные средства, финансовые ресурсы

обязательного медицинского страхования, доходы, полученные от оказания платных медицинских услуг, и добровольное медицинское страхование [1, 6].

Превалирование государственного финансирования здравоохранения позволило достаточно оперативно нивелировать эпидемиологические риски [7].

Динамика ассигнований федерального бюджета на раздел «Здравоохранение» представлена в таблице 1.

Пандемия COVГО-19 привела к существенному росту расходов федерального бюджета и к изменению их структуры. Так, доля расходов на сферу охраны здоровья возросла с 3,86 до 5,8%.

Использование средств федерального бюджета на здравоохранение в прошлом году осуществлялось в целях финансового обеспечения мер, направленных на профилактику, распространение и устранение последствий коронавирусной инфекции [8].

В 2020 году расходы федерального бюджета на здравоохранение увеличились по сравнению с данными сводной росписи 2019 года (745 960,4 млн руб.) более чем на 636 968,5 млн руб., то есть на 83%. Большая часть расходов была направлена на трансферты (472 млрд руб.), из них Федеральному фонду обязательного медицинского страхования - 247 млрд руб. (52,3%). Другая часть была направлена в региональные бюджеты.

Таблица 1 - Ассигнования федерального бюджета на

в 2019-2020 гг., млн руб. [9

раздел «Здравоохранение»

Наименование показателя Федеральный закон о бюджете Сводная роспись Исполнено

Сумма % к сводной росписи

2019 год

Здравоохранение 681 897,9 745 960,4 712 974,9 95,6

Доля расходов на здравоохранение в общем объем расходов бюджета, % 3,69 3,86

Расходы на здравоохранение по отношению к ВВП, % 0,6 0,7 0,6 -

2020 год

Здравоохранение 1 077 918,8 1 382 929,9 1 334 389,7 96,5

Доля расходов на здравоохранение в общем объем расходов бюджета, % 5,48 5,8 5,48

Расходы на здравоохранение по отношению к ВВП, % 0,9 1,2 1,3 -

Расходы региональных бюджетов на здравоохранение также возросли, но более динамично, чем расходы бюджета федерального уровня. Рост отмечен во всех регионах (за исключением Крыма). На раздел «Здравоохранение» пришлось более 40% совокупного прироста расходов бюджетов субъектов РФ. Прирост обеспечили на 37% трансферты федерального бюджета.

В 2020 году по данным доклада «Об итогах работы Министерства здравоохранения РФ в 2020 году и задачах на 2021 год» из региональных бюджетов на борьбу с распространением новой коронавирус-ной инфекции выделены следующие финансовые средства:

• на закупку оборудования и затраты на оснащение (переоснащение) коечного фонда медицинских организаций -40,0 млрд рублей;

• на закупку лекарственных препаратов - 15,6 млрд рублей;

• на закупку средств индивидуальной защиты - 22,3 млрд рублей;

• на капитальный ремонт инфекционных госпиталей - 13,6 млрд рублей;

• на строительство инфекционных госпиталей - 21,4 млрд рублей;

• на выплаты медицинским работникам - 62,9 млрд рублей [10].

В первом квартале 2021 года:

• на закупку оборудования и затраты на оснащение (переоснащение) коечного фонда медицинских организаций - 3,4 млрд рублей;

• на закупку лекарственных препаратов - 2,5 млрд рублей;

• на закупку средств индивидуальной защиты - 1,2 млрд рублей;

• на капитальный ремонт инфекционных госпиталей - 839,9 млн рублей;

• на строительство инфекционных госпиталей - 2,2 млрд рублей;

• на выплаты медицинским работникам - 14,1 млрд рублей [10].

В 2020 году показатели сводной бюджетной росписи по межбюджетным трансфертам бюджеты субъектов Российской Федерации увеличены на 1 108 161,3 млн руб., или более чем на 40%.

Отметим, что рост расходов на здравоохранение наблюдался по подразделам «Санитарно-эпидемиологическое благополучие», куда включены расходы на дезинфекцию, обеспечение общей безопасности в условиях эпидемиологической угрозы, и «Другие вопросы в области здравоохранения».

Увеличение расходов на сферу охраны здоровья было обусловлено не только реализацией мероприятий, направленных на борьбу с коронавирусной инфекцией, но и продолжением финансирования приоритетного национального проекта «Здоровье».

Заключение

Доминирование государственного финансирования здравоохранения и высокий уровень централизации управления в отрасли позволили достаточно оперативно нивелировать эпидемиологические риски. Например, значительная роль государства в экономике, преобладание государственного и муниципального сектора здравоохранения, более подверженного контролю и регулированию, способствовало оперативной смене медицинскими организациями профилей и т.д.

Необходимо также отметить, что основная часть наиболее крупных частных клиник, обладающих высоким уровнем кадрового, материального и финансового обеспечения, созданы госкорпорациями или с участием государства: РЖД, РАО ЕЭС, Газпром и т.д. Это позволило достаточно быстро мобилизовать их мощности для борьбы с коронавирусом.

Преимуществом оказалась и более развитая система оказания стационарной медицинской помощи по сравнению с европейскими странами (число больничных коек в РФ на 100 тысяч населения - 818, в Европейском союзе - 515), которая до этого нередко оценивалась как недостаточно эффективная с финансовой точки зрения [11]. Необходимо отметить большее число врачей в расчете на душу населения по сравнению с западными странами, что в условиях пандемии оказалось положительным. Также в нашей стране, в отличие от европейских государств, сохранилась инфекционная служба со строгой вертикалью управления [12].

Таким образом, преобладание государственного финансирования, представленного бюджетными средствами и финансовыми ресурсами системы обязательного медицинского страхования, а также существенная роль государства в организации охраны здоровья оказались условием быстрой мобилизации финансовых, кадровых и материальных ресурсов в условиях эпидемиологической угрозы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Такмазян А.С., Самойлова К.Н. Преимущества и недостатки моделей фи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нансирования здравоохранения в условиях пандемии коронавирусной инфекции // В сборнике: Проблемы обеспечения стабильности и прозрачности государственных и муниципальных финансов в новых экономических условиях. Материалы международной научно-практической онлайн-конференции. Москва, 2021. С. 231-235.

2. Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики Электронный ресурс. - [Режим доступа]. https://rosstat.gov.ru/

3. Смертность в России на фоне пандемии стала рекордной за десять лет. Электронный ресурс. - [Режим доступа]. rbc.ru>society/16/12/2020/

4. Обухова Е. Долгая жизнь под вопросом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // Эксперт. - 2020. - № 22 //https://expert.ekiosk.pro

5. Мартовская версия правительственного плана по достижению национальных целей Электронный ресурс. -[Режим доступа]. http://government.ru/

6. Андреева О.В., Самойлова К.Н., Такмазян А.С. Актуальные вопросы внедрения и развития преимущественно одно-канальной модели финансирования медицинских учреждений // Финансовые исследования - 2016. - № 2. - С. 89-93

7. Wim De Ceukelaire, Chiara Bodini We Need Strong Public Health Care to Contain the Global Corona Pandemic March 2020International Journal of Health Services Электронный ресурс. - [Режим доступа]. https://www.researchgate.net /publication/340030474We_Need_Strong_Pu blic_Health_C are_to_C ontain_the_ Global_ Corona_Pandemic

8. Алтынов Ю.А. Проблемы финансового обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи в экстремальных условиях // «Финансы и кредит» - 2020. - Т. 26, №11. - С.123-143

9. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации Электронный ресурс. - [Режим доступа]. https://ach.gov.ru/

10. Доклада Министерства Здравоохранения РФ «Об итогах работы Мини-

стерства Здравоохранения РФ в 2020 году и задачах на 2021 год» Электронный ресурс. - [Режим доступа]. https://rabtsun.ru/doklad-minzdrav-rf-2020/

11. Аналитический доклад «Влияние коронавируса COVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //Авторский коллектив: Стародубов В. И., Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Базарова И.Н., Ендовицкая Ю.В., Несветайло Н. Я. //https://mednet.ru/images/materials /news/doklad_cniioiz_po_ COVID-19-2020_04_26.pdf

12. Wang M., Flessa S. Modelling Covid-19 under Uncertainty: What Can We Expect? The European Journal of Health Economics, 2020, vol. 21, pp. 665-668. Электронный ресурс. - [Режим доступа]. https://link.springer.com/article /10.1007 /s10198-020-01202-y

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Takmazyan A. S., Samoylova K. N. Advantages and disadvantages of healthcare financing models in the context of the coro-navirus pandemic // In the collection: Problems of ensuring stability and transparency of state and municipal finances in the new economic conditions. Materials of the international scientific and practical online conference. Moscow, 2021. pp. 231-235.

2. Data of the official website of the Federal State Statistics Service Electronic resource. - [Access mode]. https://rosstat.gov.ru/

3. The death rate in Russia against the background of the pandemic has become a record for ten years. Electronic resource. -[Access mode]. rbc.ru " society/16/12/2020/

4. Obukhova E. Long life under the question [Electronic resource]. - Access mode: // Expert. - 2020. - No. 22 https://expert.ekiosk.pro

5. March version of the government plan for achieving national goals Electronic

resource. - [Access mode]. http://government.ru/

6. Andreeva O. V., Samoylova K. N., Takmazyan A. S. Actual issues of introduction and development of a predominantly single-channel model of financing of medical institutions // Financial research-2016. - No. 2. - pp. 89-93

7. Wim De Seukler, Chiara Bodini We need a strong public health system to contain the global corona pandemic in March 2020. International Journal of Medical Services Electronic resource. - [Access mode]. https://www.researchgate.net / publica-tion/340030474we_need_strong_public_healt h_care_to_contain_the_global_ Coro-na_Pandemic

8. Altynov Yu. A. Problems of financial support of state guarantees of free medical care in extreme conditions / / "Finance and credit" - 2020. - Vol. 26, No. 11. - p. 123-143

9. Official website of the Accounting Chamber of the Russian Federation Electronic resource. - [Access mode]. https://ach.gov.ru /

10. Report of the Ministry of Health of the Russian Federation "On the results of the work of the Ministry of Health of the Russian Federation in 2020 and tasks for 2021" Electronic resource. - [Access mode]. https://rabtsun.ru/doklad-minzdrav-rf-2020/

11. Analytical report "The impact of the COVID-19 coronavirus on the situation in Russian healthcare" [Electronic resource]. -Access mode: / / Author's team: Starodubov V. I., Kadyrov F. N., Obukhova O. V., And Bazarova.N., Endovitskaya Yu. V., Nesvetai-lo N. Ya. //https://mednet.ru/images/materials /news/doklad_cniioiz_po_ COVID-19-2020_04_26. in PDF format

12. Wang M., Flessa S. Modeling Covid-19 under uncertainty: What Can We Expect? European Journal of Health Economics, 2020, volume 21, pp. 665-668. Electronic resource [Access mode]. https://link.springer.com/article /10.1007 /s10198-020-01202-y

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.