Научная статья на тему 'МИРОВОЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РЫНКА ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ'

МИРОВОЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РЫНКА ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок телемедицинских услуг / финансирование рынка / система здравоохранения / COVID-2019 / telemedicine services market / market financing / healthcare system / COVID-2019

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.Б. Дворядкина, А.О. Фечина

Статья посвящена анализу моделей государственной поддержки и финансирования национального рынка телемедицинских услуг. Методологической базой исследования послужил опыт стран в развитии рынка телемедицинских услуг. Основными методами исследования стали анализ тенденций развития международного рынка телемедицинских услуг и сравнение опыта стран в вопросе организации системы здравоохранения. Определено, что несмотря на зарождение телемедицины еще в конце XX века, наиболее заметные трансформации и активное развитие рынка телемедицинских услуг на мировом пространстве наблюдались во время пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Выявлено, что наиболее совершенными системами финансирования данной области здравоохранения обладают страны Европы – лидеры в сфере информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении. При этом особое значение в быстром развитии имеет наличие государственных программ по поддержке телемедицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Е.Б. Дворядкина, А.О. Фечина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD EXPERIENCE OF STATE SUPPORT AND FINANCING OF THE TELEMEDICINE SERVICES MARKET

The article concerns the model analysis state support and financing of the national market of telemedicine services. The methodological basis of the study was the countries experience in the development of the telemedicine services market. The main research methods were the trend analysis in the development of the international market of telemedicine services and the comparison of the countries experience in the health system organization. The researchers determined that despite the emergence of telemedicine at the end of the XX century, the most noticeable transformations and active development of the telemedicine services market in the world were during the pandemic of a new coronavirus infection (COVID-19). A man revealed that the countries of Europe and North America had the most advanced systems of financing this field of healthcare. At the same time, the availability of state programs to support telemedicine is of particular importance in the rapid development.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РЫНКА ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ»

4. Краснодарский край в цифрах 2020 [Текст : электронный]. - URL : https://krsdstat.gks.ru/infuslugi_ katalog_ publications/document/32855.

5. Математическое моделирование экономического эффекта применения технологий точного земледелия (на макроуровне) / Меденников В.И., Бутрова Е.В., Харламов М.М., Скляров А.Е. // Инновационная экономика. - 2020. - № 2 (23). - С. 31-65.

References:

1. Decree of the Government of the Russian Federation № 717 of July 14, 2012 «On the State Program for the Development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets» [Text : electronic]. - URL : https://docs.cntd.ru/document/902361843.

2. State support // Ministry of Agriculture and Processing Industry of Krasnodar Krai [Text : electronic]. - URL : https://msh.krasnodar.ru/gospodderzhka/.

3. Gurnovich T.G. Investment aspects of reproduction of the technical base of agricultural organizations on an innovative basis / Gurnovich T.G., Popova L.V., Ostapenko E.A. // Bulletin of the Adygea State University. Series 5: Economics. - 2017. - № 2 (200). - pp. 72-80.

4. Krasnodar Krai v zifrah 2020 [Text : electronic]. - URL : https://krsdstat.gks.ru/infuslugi_katalog_ publications/document/32855.

5. Mathematical modeling of the economic effect of the use of precision farming technologies (at the macro level) / Medennikov V.I., Butrova E.V., Kharlamov M.M., Sklyarov A.E. // Innovative Economics. - 2020. - № 2 (23). -pp. 31-65.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-170-177

Е.Б. Дворядкина - д.э.н., профессор, директор Института экономики и финансов, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», elena-dvoryadkina@yandex.ru,

E.B. Dvoryadkina - Doctor of Economic Sciences, Professor, Director of the Institute of Economy and Finance, Ural State University of Economics;

А.О. Фечина - старший преподаватель кафедры экономики социальной сферы, Уральский государственный экономический университет, afechina_1@mail.ru,

A.O. Fechina - Senior Lecturer of the Social Economics Department, Ural State University of Economics.

МИРОВОЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РЫНКА

ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ WORLD EXPERIENCE OF STATE SUPPORT AND FINANCING OF THE TELEMEDICINE SERVICES MARKET

Аннотация. Статья посвящена анализу моделей государственной поддержки и финансирования национального рынка телемедицинских услуг. Методологической базой исследования послужил опыт стран в развитии рынка телемедицинских услуг. Основными методами исследования стали анализ тенденций развития международного рынка телемедицинских услуг и сравнение опыта стран в вопросе организации системы здравоохранения. Определено, что несмотря на зарождение телемедицины еще в конце XX века, наиболее заметные трансформации и активное развитие рынка телемедицинских услуг на мировом пространстве наблюдались во время пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Выявлено, что наиболее совершенными системами финансирования данной области здравоохранения обладают страны Европы - лидеры в сфере информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении. При этом особое значение в быстром развитии имеет наличие государственных программ по поддержке телемедицины.

Abstract. The article concerns the model analysis state support and financing of the national market of telemedicine services. The methodological basis of the study was the countries experience in the development of the telemedicine services market. The main research methods were the trend analysis in the development of the international market of telemedicine services and the comparison of the countries experience in the health system organization. The researchers determined that despite the emergence of telemedicine at the end of the XX century, the most noticeable transformations and active development of the telemedicine services market in the world were during the pandemic of a new coronavirus infection (COVID-19). A man revealed that the countries of Europe and North America had the most advanced systems of financing this field of healthcare. At the same time, the availability of state programs to support telemedicine is of particular importance in the rapid development.

Ключевые слова: рынок телемедицинских услуг, финансирование рынка, система здравоохранения, C0VID-2019.

Keywords: telemedicine services market, market financing, healthcare system, COVID-2019.

Введение

Состояние мировых и национальных рынков медицинских услуг, а также систем здравоохранения влияет на уровень благосостояния как национальных экономик, так и мира в целом. Очевидна тесная взаимозависимость социально-экономических показателей и уровня общественного здоровья. Выбор оптимальных моделей финансирования здравоохранения и сегментов рынка медицинских услуг является первоочередной задачей.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет 12 % валового внутреннего продукта (ВВП) как оптимальное значение затрат на здравоохранение для полного удовлетворения потребности граждан в медицинской помощи в соответствии с современным уровнем внедрения медицинских технологий. При уровне расходов 6-8 % ВВП могут быть удовлетворены базовые потребности населения с приемлемым уровнем качества. По данным ВОЗ, критический порог финансирования здравоохранения составляет 5 % ВВП [1]. В большинстве стран с максимальным значением социально-экономических показателей расходы на здравоохранение приближаются к уровню целевого показателя ВОЗ.

Расходы на здравоохранение могут значительно варьироваться в зависимости от состояния экономики и модели здравоохранения (от 17 % в США до 4 % в Нигерии) [2]. Частнопредпринимательское финансирование предполагает лимитирование объема оказанной медицинской помощи размером страхового полиса: более богатые слои населения получают доступ к большему количеству и более высокому качеству оказываемых услуг. При страховой модели здравоохранения медицинское обслуживание обеспечивается за счет целевых взносов организаций, работников и государственных субсидий. Государственное финансирование здравоохранения подразумевает перераспределение доходов богатых граждан в пользу более бедных. Аккумулирование затрат на медицинское обслуживание происходит через систему налогообложения (чаще прогрессивную) или за счет страховых взносов. Минимальная медицинская помощь предоставляется, в том числе, и социально необеспеченным слоям населения, освобожденным от обязательных отчислений. Равноправие в сфере здравоохранения, гарантируемое государством, - главная отличительная черта данной модели здравоохранения.

При этом исследователи в области развития медицины признают наличие парадокса инноваций в здравоохранении: с одной стороны, инновационные высокотехнологичные решения позволяют повысить качество медицинских услуг и возможности системы здравоохранения удовлетворять потребности населения, а с другой - предопределяют рост расходов на здравоохранение [3]. В этой связи колоссальное значение приобретает проблема доступности инновационных медицинских услуг для населения.

Предпосылки активного развития рынка телемедицинских услуг

Последние годы рынок медицинских услуг активно развивается под воздействием процессов сервисизации и цифровизации, совершенствования нормативной базы и инструментов финансирования. Процесс сервисизации в сфере здравоохранения ознаменовал переход к рыночным отношениям. Если середине XX века был присущ индивидуальный подход к работе с пациентом (вызов врача на дом, осмотр с использованием минимального объема переносного оборудования), то в начале XXI веке более распространенным стал стандартизированный подход (стандартный комплексный набор исследований на базе медицинского учреждения, реализация стандартных схем лечения, индивидуальный подход только в случае нестандартного течения заболевания или отсутствия достаточного опыта эффективного лечения). Изменение подхода к получению медицинской помощи совместно с инновациями за последние 50 лет привели к обеспечению наивысшей качественной продолжительности жизни за всю историю человечества, а также способствовали значительному росту стоимости медицинского обслуживания и, как следствие, увеличению государственных и частных расходов на здравоохранение. Однако стандартизированный подход, несмотря на значительный вклад в развитие человеческого капитала, также не является совершенным в силу того, что не учитывает индивидуальные особенности и потребности. Перспективный подход предусматривает обращение к нуждам индивидуума для определения потребности нации, выявление причин и профилактику заболеваний, а также гармоничное функционирование автономных частей здравоохранения (пациента, частного и государственного секторов) [4].

Для поддержания конкурентоспособности производители активно адаптируются к меняющейся среде на рынке. Изменение характера спроса и поведенческой модели потребителей способ-

ствовало тому, что приоритетом при оказании услуги стало сохранение длительных взаимоотношений с потребителем; выявление индивидуальных потребительских предпочтений и, как следствие, кастомизация производственного процесса. Произошла настройка правовой сферы под нужды рынка услуг. На законодательном уровне закреплена правовая защита интеллектуальной собственности и персональных данных.

Процесс сервисизации тесно взаимосвязан с цифровой трансформацией: развитие диджитал-технологий, облачного сервиса, насыщение рынка «умными устройствами». Цифровизация способствует получению информации о потребительских предпочтениях, позволяет спрогнозировать изменения спроса в будущем и кастомизировать товары и услуги, становится фактором устойчивого развития [5].

Общепризнано, что цифровая трансформация затрагивает все сферы экономики, общества и промышленности, задействует новые технологии, инвестиции и инновации, способствует созданию новых продуктов и услуг, рынков и бизнес-моделей и, как следствие, оказывает широкое влияние на общество в целом и является фундаментом для четвертой промышленной революции [6]. В социальной сфере цифровизация упрощает процессы и коммуникацию. С точки зрения экономики, она способствует повышению качества товаров и услуг при снижении затрат. Более того, трансформируются цепочки создания стоимости, открывая новые возможности для увеличения добавленной стоимости.

Применение цифровых технологий в медицине позволяет усилить систему здравоохранения за счет предоставления дополнительного доступа к медицинским услугам в отдаленных регионах, проведения дистанционных консилиумов врачей, определение необходимости и срочности проведения госпитализации, повторные консультации пациентов и др. Сервисизация и цифровизация способствовали решению ключевых вопросов здравоохранения в мире (увеличению доступности, повышению качества и эффективности затрат), а также увеличению объемов дистанционного оказания медицинских услуг и широкому распространению телемедицинских услуг, под которыми авторы понимают строго индивидуализированный комплекс мероприятий, предполагающий использование информационно-коммуникационных технологий по профилактике, выявлению причин, диагностике и лечению заболевания в целях наращивания общественного здоровья в условиях, когда расстояние, время и финансы являются критическими факторами. Телемедицинские услуги стали эффективным решением для масштабирования системы здравоохранения в условиях высокой нагрузки. Тем не менее, развитие рынка телемедицинских услуг в разных регионах мира происходит неравномерно, что обусловлено экономическим и технологическим разрывом между странами, а также различиями в финансовых инструментах, накопленных знаниях и опыте в данной сфере.

Опыт зарубежных стран в финансировании рынка телемедицинских услуг

На азиатском рынке функционирует большое количество телемедицинских платформ (Doctor Anywhere, Halodoc, Alodokter, GrabHealth и др.). Быстрое распространение коронавирусной инфекции в регионе способствовало переориентации стран на дистанционное оказание услуг здравоохранения. Благодаря мерам государственной поддержки и достаточно высокому уровню развития инноваций, система консультирования в данном регионе оказалась эффективной в перераспределении врачебной нагрузки. Например, через телесистемы во время пандемии коронавируса осуществлялись видеоконсультации для определения необходимости госпитализации и объема оказываемой помощи при COVID-19 [7].

Еще до объявления пандемии Всемирной организацией здравоохранения Сингапурская медицинская ассоциация выпустила принципы и рекомендации по использованию телемедицины во время вспышки инфекционных заболеваний [8]. Документ определил регламент оказания дистанционной медицинской помощи пациентам с хроническими заболеваниями. Государственная система видеоконсультаций Smart Health Video Consultation (SHVC) внедрена в ведущих медицинских центрах Сингапура. Средняя стоимость одной телемедицинской консультации в Сингапуре варьируется от 13 до 19 долл. США. В случае однократного обращения и при наличии хронических заболеваний из утвержденного списка (диабет, гипертония, нарушение липидного обмена, тяжелая депрессия, шизофрения, биполярное расстройство и тревога) консультация является бесплатной для пациента и финансируется за счет средств государства. Во всех остальных случаях использовании SHVC взимается плата [9].

В Китае уже несколько лет функционирует национальная программа «Интернет Плюс», в рамках которой медицинские услуги могут дистанционно предоставлять как государственные, так и частные медицинские учреждения [10]. При этом, согласно экспертным оценкам, государство покрыло расходы больниц на внедрение телемедицинских систем (в среднем около 100 000 долл. США) лишь в 10 % случаев [11]. Цены на телемедицинские услуги, предоставляемые государственной системой здравоохранения, регулируются правительством, в то время как цены на частные телемеди-

цинские услуги регулируются рынком. Средняя стоимость одной телеконсультации составляет 8 долл. США. Кроме того, Управление по охране здоровья на уровне провинции определяет объем услуг, которые будут охвачены национальной системой медицинского страхования. Несколько провинций приняли свои собственные правила возмещения расходов. Например, Управление безопасности здравоохранения провинции Шаньдун разрешило оплачивать вторичные консультации и консультации, необходимые для повторной выписки рецептурных лекарственных средств, из средств территориального фонда [9].

Несмотря на признание важности вопроса и содействию со стороны государства, рынок телемедицинских услуг развивается преимущественно в крупнейших агломерациях азиатского региона, а их доступность ограничена технической оснащенностью. Четкая законодательная база, налаживание межправительственных связей в данном направлении и обмен опытом станут залогом быстрого распространения технических инноваций в здравоохранении региона.

Угроза быстрого распространения COVID-19 в Европе продемонстрировала необходимость развития доступных для пациентов телемедицинских платформ. Такие стартапы в области телемедицины, как французские Doctolib и Qare, шведская LIVI, британский Push Doctor и немецкая Compugroup Medical SE, завоевали рынок, значительно увеличив число европейских пользователей

[12]. Однако из-за отсутствия единой общеевропейской законодательной базы процесс межрегионального сотрудничества в сфере телемедицинских технологий далек от завершения.

Во Франции использование телемедицины, разрешенное на экспериментальной основе с 2009 г., полноценно реализуется с момента принятия Стратегии реформ в здравоохранении в 2019 г.

[13]. Телемедицинские консультации включены в систему государственного финансирования здравоохранения. Стоимость одного дистанционного приема варьируется от 27 до 69 долл. США. Национальной особенностью является частичное покрытие медицинских расходов (до 30 % за счет средств дополнительного медицинского страхования или личных средств пациента). Данный подход позволяет при относительно невысоком обременении граждан повысить и распределить ответственность за охрану здоровья между государством и пациентами. Однако в 2020 г. правительством было принято решение о покрытии некоторых телеконсультаций в период пандемии COVID-19 в размере 100 % от стоимости за счет системы социального обеспечения [9].

Шведы одними из первых в мире в 2006 г. легализовали процесс оказания телемедицинских услуг. Как одна из ведущих стран в области инноваций, Швеция практически полностью вывела сектор медицинских услуг на цифровую платформу. С 2018 года пациенты получили доступ к цифровым версиям своих медицинских карт, результатам анализов, рецептам и выпискам врачей с помощью Bank-ID - шведской электронной системы идентификации [14]. Таким образом, телемедицина включена в систему общественного здравоохранения Швеции и в основном финансируется за счет бюджета. Стоимость телемедицинской услуги идентична очному визиту к врачу. В зависимости от комунны она может незначительно варьироваться в пределах 28 и 33 долл. США [9].

В противовес Швеции правительство Великобритании использует телемедицину лишь в качестве дополнения к традиционному спектру медицинских услуг и в качестве альтернативы во время пандемии COVID-19. Национальная Комиссия по качеству обслуживания связывает ограничение применения телемедицинских услуг со следующими рисками: постановка ошибочного диагноза, нарушение стандартов оказания медицинской услуги, отсутствие законодательно закрепленной врачебной ответственности, недостаток защиты персональных данных, возможное искажение получаемой и передаваемой информации [15]. Бесплатный доступ к телемедицинским услугам как части системы здравоохранения Великобритании предоставляется в ограниченном объеме. При этом расходы на одну телемедицинскую услугу начинаются от 110 долл. США, что является абсолютным максимумом на мировом рынке [16].

Применение телемедицины в Германии широко распространено. Более того, не существует ограничений для каких-либо отдельных областей медицины, например, стоматологии или психотерапии. Единственное условие - используемые технологии должны быть одобрены Федеральным управлением информационной безопасности Германии [17]. Однако спектр телемедицинских услуг, покрываемых средствами государственного страхования, ограничен Немецкой единой шкалой ценностей [9]

В Соединенных Штатах в период пандемии телемедицинские консультации стали полноценной частью национальной программы страхования Medicare [18]. Поправки в законодательстве позволили проводить первичный прием дистанционно, а также осуществлять врачебную деятельность за пределами штата, в котором выдана лицензия [19]. Основная задача Medicare в отношении телемедицинских услуг - предоставление медицинских услуг в сельской местности пожилым людям в возрасте от 65 лет и старше, а также некоторым лицам с ограниченными возможностями. При этом стра-

ховым случаем являются видеоконсультации, реализуемые исключительно в реальном времени, а хранение и пересылка материала разрешены только для жителей Аляски и Гавайи. Средняя стоимость консультации 40-50 долл. США. Однако программа обычно покрывает лишь 80 % стоимости услуги, а получатель несет ответственность за оплату оставшихся 20 % [9]. В Соединенных Штатах государственная программа Medicaid обеспечивает покрытие видеоконсультаций в 49 штатах и округе Колумбия, однако только 20 штатов предоставляют услуги телемониторинга за счет средств федерального бюджета [20]. В соответствии с принятыми поправками в законодательных актах в 2020 г. некоторые частные страховые компании внесли телемедицинские услуги в категорию оплачиваемых.

Часть латиноамериканских стран активно внедряет телемедицинские технологии во врачебную практику на межгосударственном уровне. В регионе реализуются инновационные программы лечения заболеваний, которые облегчают взаимодействие врачей и пациентов в Бразилии, Колумбии и Мексике [21]. Во время пандемии правительства некоторых государств ослабили регулирование в сфере телемедицинских технологий, расширили полномочия врачей, оказывающих услуги дистанционно, что привело к резкому росту рынка [22]. Однако, как правило, государственное финансирование телемедицины в данном регионе является стихийным, а бремя оплаты телеконсультаций лежит на пациенте.

Слабо развиты телемедицинские услуги в странах Африки. В отличие от других регионов мира коронавирус не стал триггером для развития рынка и активного внедрения бесконтактных технологий. Минимально достаточной инфраструктурой (покрытие сетью Интернет и мобильной связью, наличие технологичных персональных устройств) обладают лишь несколько стран: Алжир, Египет, Марокко и ЮАР. При этом рынок обладает огромным потенциалом в решении существующих на континенте проблем: нехватка квалифицированных медицинских работников, вспышки инфекционных заболеваний, ограниченная транспортная доступность и др. По мнению автора, развитие телемедицинских услуг в Африке возможно исключительно при участии международного сообщества.

Российская модель финансирования рынка телемедицинских услуг

В России рынок телемедицинских услуг за 2020 г. увеличился в 2 раза, достигнув 6 млрд рублей [23]. Значение телемедицины признано на государственном уровне. В своем обращении к Федеральному собранию 21 апреля 2021 г. Владимир Владимирович заострил внимание на развитии телемедицины как приоритетной задаче государства. Согласно приказу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций об утверждении методик расчета целевых показателей «Цифровой трансформации» количество медицинских консультаций онлайн должно достичь 50 % к 2030 г. Средняя стоимость одной телемедицинской услуги составляет 14 долл. США [24].

В мае Министерство здравоохранения обнародовало второй проект документа «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей централизованной системы (подсистемы) «Телемедицинские консультации», регламентирующий удаленное взаимодействие врачей и пациентов, дистанционный мониторинг; проведение первичных (до постановки диагноза) дистанционных консультаций; выписки электронных рецептов и электронных больничных при проведении дистанционных консультаций; некоторые технические вопросы. Тем не менее, практики отмечают, что документ не учитывает региональные особенности субъектов и нуждается в доработке.

Критическим является формирование прозрачного финансового механизма оплаты телемедицинских услуг, расширение разрешенного перечня услуг, включенных в систему обязательного медицинского страхования. Согласно Федеральному закону № 323-ф3 [25], телемедицинские услуги как разновидность медицинских услуг могут быть компенсированы из нескольких источников: государственное обеспечение - обязательное медицинское страхование (ОМС) и обеспечение лечения граждан в счет высокотехнологичной медицинской помощи (квотирование); частное финансирование - добровольное медицинское страхование (ДМС) и личные средства граждан. В настоящий момент времени перечень телемедицинских услуг, включенных в ОМС составляет 20 позиций. Однако в силу недофинансированности и существующих проблем в российском здравоохранения компенсация телемедицинских услуг за счет фонда ОМС является не первоочередной задачей. Квотирование может использоваться в очень ограниченном количестве случаев, предполагающих высокотехнологичную помощь. Вследствие этого в ближайшее время наиболее распространенным механизмом финансирования рынка телемедицинских услуг в Российской Федерации станет ДМС. Однако с учетом того факта, что в большинстве случаев телемедицинские технологии позволяют снизить издержки в здравоохранении, в долгосрочной перспективе использование фонда ОМС для покрытия расходов в данном секторе здравоохранения представляется перспективным.

Выводы

1. Сервисизация и цифровизация рынка медицинских услуг происходят параллельно, при этом взаимодополняя друг друга. Изменение темпов и образа жизни, рост производства, расширение потребностей стимулируют возникновение новых видов услуг. Трансформация рынка, сопровождающаяся перманентными изменениями в процессах оказания медицинской помощи и медицинских услугах, открывает возможности для снижения издержек и совершенствования качества услуг. При этом центральное место отводится приумножению общественного здоровья, что влияет на особенности формирования спроса и предложения на рынке.

2. Телемедицинские услуги в период пандемии доказали свою эффективность. По прогнозам экспертов, данное направление в ближайшие годы продолжит активно развиваться. Анализ тенденций на рынке продемонстрировал вклад коронавирусной инфекции в ускорение темпов внедрения телемедицинских услуг во всем мире. Однако уровень готовности стран к использованию телемедицинских услуг оказался различным.

3. Несмотря на разницу в развитии информационно-коммуникационных технологий, политике в сфере здравоохранения, используемых схемах финансирования и оплаты, большинство стран уже активно реализуют программы по развитию рынка телемедицинских услуг, предполагающие их полное или частичное финансирование из государственного бюджета. А методы регулирования и финансирования рынка телемедицинских услуг влияют на уровень использования и развития телемедицины.

4. Выбор инструментов финансирования рынка телемедицинских услуг зависит от реализуемой модели здравоохранения, традиций и уровня социально-экономического развития. При этом страны с большей государственной поддержкой, как правило, обладают более развитым рынком телемедицинских услуг.

Источники:

1. WHO Global Health Expenditure Atlas. World Health Organisation. 2014. Pp. 3-4.

2. Официальный сайт Организация экономического сотрудничества и развития [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.oecd.org.

3. Попович Л. Д., Шейман И. М., Шишкин С. В. и др. Модернизация здравоохранения: новые ситуации и новые задачи / Под ред. И. М. Шеймана, С. В. Шишкина. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС. 2014. С. 156-169.

4. Мальцев А.А., Фечина А.О. Медицинская услуга в системе управления качеством человеческих ресурсов // Управленец. 2019. Т. 10. № 2. С. 62-72.

5. Грибанов Ю.И. Цифровая трансформация социально-экономических систем на основе развития института сервисной интеграции: диссертация. Дисс. д-ра экон. наук: 08.00.05 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет». Санкт-Петербург. 2019. 355 с.

6. A New Industrial Strategy for Europe. Communication from the Commission to the European Parliament. European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Brussels. 2020. 16 p.

7. Suzuki, T.; Hotta, J.; Kuwabara, T.; Yamashina, H.; Ishikawa, T.; Tani, Y., et al. Possibility of Introducing Telemedicine Services in Asian and African Countries. Health Policy Technol. 2020. № 9. Pp. 13-22. doi: 10.1016/j.hlpt.2020.01.006.

8. Singapore Medical Association Telemedicine Workgroup. Leveraging on Telemedicine during an Infectious Disease Outbreak [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.sma.org.sg/ UploadedImg/files/ncov2019 /LeveragingTelemedicineInfectiousDiseaseOutbreak20200212.pdf.

9. Telehealth Around the World: A Global Guide. Dila Piper. 2020. 145 p.

10. Hornyak, T. What America Can Learn From China's Use of Robots and Telemedicine to Combat the Corona-virus. CNBC [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.cnbc.com/2020/03/18/ how-china-is-using-robots-and-telemedicine-to-combat-the-coronavirus.html.

11. Cui F, Ma Q, He X, Zhai Y, Zhao J, Chen B, et al. Implementation and Application of Telemedicine in China: Cross-Sectional Study. JMIR Mhealth Uhealth. 2020. Vol. 8(10). P. e18426. https://doi.org/10.2196/18426.

12. Covid-19 Drives Europe Patients to Virtual Doctors. Business Times Singapore [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.businesstimes.com.sg/technology/covid-19-drives-europe-patients-to-virtual-doctors.

13. Stratégie de transformation du système de santé [Strategy of the transformation of the health system] [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.gouvernement.fr/action/strategie-de-transformation-du-systeme-de-sante.

14. Fernemark, H., Skagerstrom, J., Seing, I. et al. Digital consultations in Swedish primary health care: a qualitative study of physicians' job control, demand and support. BMC Fam Pract 21. Article Number 241. 2020. https://doi.org/10.1186/s12875-020-01321-8.

15. Telemedicine Clinic Quality Report. Care Quality Comission. 2019. 26 p.

16. Snoswell, C. L., Taylor, M. L., Comans, T. A., Smith, A. C., Gray, L. C., Caffery, L. J. Determining if Telehealth Can Reduce Health System Costs: Scoping Review. Journal of medical Internet research. 22(10). Article Number e17298. 2020. https://doi.org/10.2196/17298.

17. Peine, A., Paffenholz, P., Martin, L., Dohmen, S., Marx, G., & Loosen, S. H. (2020). Telemedicine in Germany During the COVID-19 Pandemic: Multi-Professional National Survey. Journal of medical Internet research. 22(8). 2020. Article Number e19745. https://doi.org/10.2196/19745.

18. Telehealth in United States. United States Government. 2020. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.medicare.gov/coverage/telehealth.

19. Using Telehealth to Care for Patients During the COVID-19 Pandemic. American Academy of Family Physicians. 2020 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.aafp.org/patient-care/emergency/2019-coronavirus/telehealth. html.

20. Bringing Health Care to the Patient: An Overview of the Use of Telemedicine in OECD Countries. OECD Health Working Paper No. 116. Directorate for Employment, Labour and Social Affairs Health Committee. 2020. 103 p.

21. Mehta, S.; Botelho, R.; Fernandez, F.; Perin, M.; Dusilek, C.; Cardoso, R., et al. TCT-393 Latin America Telemedicine Infarct Network (LATIN) - Telemedicine + STEMI systems of care to hugely expand access to AMI care in emerging countries. J Am College Cardiol. - 2017. № 70 (18). P. 161. doi: 10.1016/j.jacc.2017.09.490.

22. Is COVID-19 the Push e-Health Needed? BN Americas. 2020. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.bnamericas.com/en/features/is-covid-19-the-push-e-health-needed.

23. Шереметьева А. Доктор на удаленке / Коммерсантъ. Business Guide. №230. 2020. С. 24.

24. Приказ Минцифры России от 18.11.2020 № 600 (ред. от 14.01.2021) «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация».

25. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323 -ФЗ. References:

1. WHO Global Health Expenditure Atlas. World Health Organisation. 2014. Pp. 3-4.

2. Official Website of the Organization for Economic Cooperation and Development [Electronic Resource] // Access Mode: https://www.oecd.org.

3. Popovich, L.D.; Sheiman, I.M.; Shishkin, S.V., etc. Modernization of Healthcare: New Situations and Challenges / Ed. by I. M. Sheiman, S. V. Shishkin. M.: Publishing House "Delo" RANEPA. 2014. Pp. 156-169.

4. Maltsev, A. A.; Fechina, A. O. Medical Service in the Quality Management System of Human Resources / / Manager. 2019. Vol. 10. No. 2. Pp. 62-72.

5. Gribanov, Yu. I. Digital Transformation of Socio-Economic Systems Based on the Development of the Institute of Service Integration: Dissertation. Diss. Doctor of Economics: 08.00.05 St. Petersburg State University of Economics. Saint Petersburg. 2019. 355 p.

6. A New Industrial Strategy for Europe. Communication from the Commission to the European Parliament. European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Brussels. 2020. 16 p.

7. Suzuki, T.; Hotta, J.; Kuwabara, T.; Yamashina, H.; Ishikawa, T.; Tani, Y., et al. Possibility of Introducing Telemedicine Services in Asian and African Countries. Health Policy Technol. 2020. № 9. Pp. 13-22. doi: 10.1016/j.hlpt.2020.01.006.

8. Singapore Medical Association Telemedicine Workgroup. Leveraging on Telemedicine during an Infectious Disease Outbreak [Electronic Resource] // Access Mode: https://www.sma.org.sg/ UploadedImg/files/ncov2019 /LeveragingTelemedicineInfectiousDiseaseOutbreak20200212.pdf.

9. Telehealth Around the World: A Global Guide. Dila Piper. 2020. 145 p.

10. Hornyak, T. What America Can Learn From China's Use of Robots and Telemedicine to Combat the Corona-virus. CNBC [Electronic Resource] // Access Mode: https://www.cnbc.com/2020/03/18/how-china-is-using-robots-and-telemedicine-to-combat-the-coronavirus.html.

11. Cui F, Ma Q, He X, Zhai Y, Zhao J, Chen B, et al. Implementation and Application of Telemedicine in China: Cross-Sectional Study. JMIR Mhealth Uhealth. 2020. Vol. 8(10). P. e18426. https://doi.org/10.2196/18426.

12. Covid-19 Drives Europe Patients to Virtual Doctors. Business Times Singapore [Electronic Resource] // Access Mode: https://www.businesstimes.com.sg/technology/covid-19-drives-europe-patients-to-virtual-doctors.

13. Strategy of the transformation of the health system [Electronic Resource] // Access Mode: https://www. gou-vernement.fr/action/strategie-de-transformation-du-systeme-de-sante.

14. Fernemark, H., Skagerstrom, J., Seing, I. et al. Digital consultations in Swedish primary health care: a qualitative study of physicians' job control, demand and support. BMC Fam Pract 21. Article Number 241. 2020. https://doi.org/10.1186/s12875-020-01321-8.

15. Telemedicine Clinic Quality Report. Care Quality Comission. 2019. 26 p.

16. Snoswell, C. L., Taylor, M. L., Comans, T. A., Smith, A. C., Gray, L. C., Caffery, L. J. Determining if Telehealth Can Reduce Health System Costs: Scoping Review. Journal of medical Internet research. 22(10). Article Number e17298. 2020. https://doi.org/10.2196/17298.

17. Peine, A., Paffenholz, P., Martin, L., Dohmen, S., Marx, G., & Loosen, S. H. (2020). Telemedicine in Germany During the COVID-19 Pandemic: Multi-Professional National Survey. Journal of medical Internet research. 22(8). 2020. Article Number e19745. https://doi.org/10.2196/19745.

18. Telehealth in United States. United States Government. 2020. [Electronic Resource] // Access Mode: https://www.medicare.gov/coverage/telehealth.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Using Telehealth to Care for Patients During the COVID-19 Pandemic. American Academy of Family Physicians. 2020 [Electronic Resource] // Access Mode: https://www.aafp.org/patient-care/emergency/2019-

coronavirus/telehealth. html.

20. Bringing Health Care to the Patient: An Overview of the Use of Telemedicine in OECD Countries. OECD Health Working Paper No. 116. Directorate for Employment, Labour and Social Affairs Health Committee. 2020. 103 p.

21. Mehta, S.; Botelho, R.; Fernandez, F.; Perin, M.; Dusilek, C.; Cardoso, R., et al. TCT-393 Latin America Telemedicine Infarct Network (LATIN) - Telemedicine + STEMI systems of care to hugely expand access to AMI care in emerging countries. J Am College Cardiol. - 2017. № 70 (18). P. 161. doi: 10.1016/j.jacc.2017.09.490.

22. Is COVID-19 the Push e-Health Needed? BN Americas. 2020 [Electronic Resource] // Access Mode: https://www.bnamericas.com/en/features/is-covid-19-the-push-e-health-needed.

23. Sheremetyeva, A. Doctor on the Remote / Kommersant. Business Guide. No. 230. 2020. P. 24.

24. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 18.11.2020 No. 600 (ed. of 14.01.2021) "On Approval of Methods for Calculating Target Indicators of the National Development Goal of the Russian Federation "Digital Transformation".

25. Federal Law of 21.11.2011 No. 323-FZ "On the Basics of Public Health Protection in the Russian Federation".

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-177-180

М.А. Довлетмурзаева - к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», m. dovletm urzaeva@chesu.ru,

M.A. Dovletmurzaeva - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, FSBEI HE "Chechen State University named after A.A. Kadyrov";

Л.З. Абдокова - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление», ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», hutova75@mail.ru,

L.Z. Abdokova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, FSBEI HE "North Caucasian State Academy".

ФИНАНСОВАЯ ДИАГНОСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИНЯТИЯ

УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ FINANCIAL DIAGNOSTICS OF THE ENTERPRISE AS A TOOL FOR MAKING MANAGEMENT DECISIONS

Аннотация. Цель создания любого предприятия - это обеспечение его непрерывного функционирования, роста, и совершенствования. А для обеспечения совершенствования необходимо выяснить с чего начинать этот процесс. И именно диагностика, позволяющая четко определить текущее состояние предприятия, является начальной, отправной точкой данного процесса. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта приковывает внимание широкого круга участников рынка, заинтересованных в его результатах. При этом возрастает значение оценки эффективности предприятия. Владельцы проводят финансовую диагностику предприятия для увеличения рентабельности капитала и обеспечения стабильного финансового положения. Внешние пользователи информации изучают финансовую отчетность с целью минимизации рисков по кредитам и депозитам, поставщики - для своевременного поступления платежей, налоговые органы -для выполнения плана поступлений в бюджет. Можно сказать, что ни одно управленческое решение не может быть принято без экономического обоснования, что усиливает роль финансового анализа в деятельности предприятия.

Abstract. The purpose of creating any enterprise is to ensure its continuous functioning, growth, and improvement. And to ensure improvement, you need to figure out where to start the process. And it is the diagnostics, which makes it possible to clearly determine the current state of the enterprise, that is the initial, starting point of this process. In modern economic conditions, the activities of each economic entity attracts the attention of a wide range of market participants interested in its results. At the same time, the importance of assessing the effectiveness of the enterprise increases. The owners carry out financial diagnostics of the enterprise to increase the return on capital and ensure a stable financial position. External users of information study financial statements in order to minimize risks on loans and deposits, suppliers - for timely receipt of payments, tax authorities - to fulfill the budget revenues plan. We can say that no management decision can be made without an economic justification, which enhances the role of financial analysis in the activities of the enterprise.

Ключевые слова: эффективность, управление, анализ, финансовый результат, прибыль, убыток, рентабельность, деловая активность, себестоимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.