Таким образом, юноши с высокой и низкой двигательной активностью характеризуются повышенным энергетическим метаболизмом, что может быть связано с проживанием в дискомфортных климатогеографических условиях региона, приводящих к так называемому «северному стрессу».
Список литературы
1. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П.К. Анохин. — М.: Прогресс, 1989. — 196 с.
2. Хаснулин, В.И., Хаснулина, А.В. Устойчивость к психоэмоциональному стрессу на севере в зависимости от импринти-рованного типа адаптивного реагирования // Окружающая среда. — Новосибирск, 2013. — С. 8-13.
3. Фокин, В.Ф., Пономарева, Н.В. Энергетическая физиология мозга. - М.: Антидор, 2003. - 287 с.
4. Семакова, Е.В. Школьная адаптация при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью и ее психофизиологическая характеристика / Е.В. Семакова // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2. — С. 4329-4332.
5. Хабибуллина, И.Р. Уровень постоянных потенциалов головного мозга как показатель адаптации организма спортсменов к занятиям фехтованием // Теория и практика физической культуры. — 2009. — № 4. — С. 78-80.
УДК 301.085-053.7 + 61
DOI: 10.24411/9999-030A-2019-10016
Вяткина М.А., ст. III курса исторического факультета тувинский государственный университет Мендот Эл.Э., к.п.н., доцент кафедры физической культуры, ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл Республика Тыва, РФ Vyatkina MA, Art. III course of history faculty Tuva State University
Mendot El.E., Ph.D., Associate Professor of the Department of Physical Education, Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education "Tuva State University", Kyzyl Republic of Tyva, Russian Federation
Здоровый образ жизни студентов исторического факультета Тувинского государственного университета
Healthy lifestyle of students of the Faculty of History of the Tuva State University
Аннотация. В статье освящается здоровый образ жизни студентов исторического факультета Тувинского государственного университета. ЗОЖ - это концепция деятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя, отказа от вредных привычек. Annotation. The article deals with the healthy lifestyle of students of the Faculty of History of the Tuva State University. HLS is a concept of human activity aimed at improving and preserving health through appropriate nutrition, physical fitness, morale, and rejection of bad habits.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, спорт, физические упражнения, студенты, движение, питание. Key words: health, healthy lifestyle, sports, exercise, students, movement, nutrition.
Актуальность. Здоровый образ жизни (сокращённо ЗОЖ) - это образ жизни с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Не случайно спорт и ЗОЖ стали национальным приоритетом в России. В нашем XXI веке появились факторы, которые сильно подрывают здоровье человека. Загрязнение воздуха, стресс, появление «сидячей» работы, изобретение компьютеров и другие факторы крайне негативно сказываются вначале на здоровье, а потом и на жизни человека. Далее этот процесс приводит к ухудшению здоровья и жизни всей нации, что может привести к вымиранию целого этноса.
С точки зрения науки истории физическая культура и спорт являются не только данью религиозным культам и обрядам, но и средством выживания народа. К примеру, древняя Греция стала первым государством, пропагандирующим спорт как способ укрепления организма. Один из полисов древней Греции - Спарта - шагнул ещё дальше. Абсолютно все спартанцы занимались спортом - даже женщины, которые в Греции того периода не имели никаких прав. Конечно, это сказалось на спартанцах - они являлись одними из самых лучших воинов всего Древнего мира.
Мы исследовали здоровый образ жизни студентов 1-5 курсов исторического факультета Тувинского государственного университета. В ходе нашего исследования был применён социологический метод - анкетирование. Мы создали анкету, вопросы которой касались основных аспектов и принципов ЗОЖ у опрошенных: режимы дня и питания, подвижность и занятия спортом, наличие или отсутствие вредных привычек.
Численность опрошенных - 100 человек.
Необходимо отметить, что в ЗОЖ входят 4 компонента: рациональное питание, занятие спортом, полноценный отдых и отказ от вредных привычек
По результатам анкетирования было выявлено, что среди студентов исторического факультета ТувГУ ЗОЖ понимается (диаграмма 1):
как занятие спортом, рациональное питание и отказ от вредных привычек (37 % респондентов); как занятие спортом и отказ от вредных привычек (35 % респондентов)
как рациональное питание, занятие спортом, полноценный отдых и отказ от вредных привычек (18
%)
как отказ от вредных привычек (10 % респондентов)
Необходимость соблюдения принципов ЗОЖ отмечают подавляющее большинство респондентов (96 % опрошенных).
■ ¿ОЧ'! чонич/. = зтся, кан снятие /ыное чит;н ние и отказ сгт Ер?;: ныя
п ри в ьпе К
■ ^ЭШ пМмма нир-^ч как э=Нг|ТИ? :.■ пр-и о~к:т э от вредных привьпей
* ЗОЖ понимается как рациональное питание, занятие спортом, полноценный отдых и отказ от ьр--,■:■■!■ ч прЛьпеК
■ ЗОгК понимается как отказ от вреднь ч приьь^-вк
Диаграмма 1
Вредные привычки и иррациональный режим труда, не обращение за медицинской помощью чаще всего были отмечены у студентов 3 - 5 курсов. Несоблюдение режима дня и неправильное питание больше встречается у 1 -2 курсов (диаграмма 2).
дг^ _
■1 иу*:-j.il-.■■. > рйсл! в-ри--.^ п:'ьч№ Непрлглвюе (гтаи*
1/лгуиуьш6> понхн
■ ■ ПрГСуТСТНуЧП ■ <1в*И<1
Диаграмма 2
Подавляющее большинство респондентов (93 %) имеют представление о принципах рационального питания, о вреде вредных привычек, понимают важность занятий спортом.
Однако необходимо отметить, что ряд привычек, которые человек начинает приобретать еще в школьные годы и от которых не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят его здоро-
вью. Они способствуют приобретению хронических заболеваний, преждевременному его старению. К таким вредным привычкам относятся курение, употребление алкоголя, наркотиков. В условиях массового распространения вредных привычек среди детей и подростков в России создалась реальная угроза здоровью будущего поколения. Особенно губительно злоупотребление в молодежной среде -поражается и настоящее, и будущее общества. Хочется отметить, что не все респонденты признают за собой наличие вредных привычек, не осознавая их наличие или же скрывая их по другим причинам.
Выводы: Среди студентов исторического факультета ТувГУ ЗОЖ в основном понимается, как физическая активность, рациональное питание и отказ от вредных привычек, хотя в ЗОЖ входят 4 компонента, а именно: рациональное питание, занятие спортом, полноценный отдых и отказ от вредных привычек; подавляющее большинство опрошенных студентов считают необходимым придерживаться ЗОЖ; подавляющее большинство респондентов имеют представление о принципах рационального питания, о вреде вредных привычек, понимают важность занятий спортом; не все респонденты признают за собой наличие вредных привычек, не осознавая их наличие или же скрывая их по другим причинам.
Список литературы:
1. Здоровый образ жизни [Электронный ресурс] https://zdorovie.ru/text/80/512/75165.php - дата обращения - 01. 05. 2019 г.
УДК 614:796
DOI: 10.24411/9999-030A-2019-10017
Р. Лхамсурен, ассистент-профессор, мастер спорта, Национальный институт физической культуры Монголии. Ооржак Х.Д-Н. д.п.н., профессор, Тувинский государственный университет R. Lhamsuren, Assistant Professor, Master of Sports, National Institute of Physical Culture of Mongolia. OorzhakH.D.N. Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Tuva State University
Улучшение здоровья студентов средствами физической культуры Improving student health with physical education
Аннотация. Конституционная обязанность каждого человека - приумножать и сохранить собственное здоровье. Современное интевсивное развитие науки и технологий ограничивает активную двигательную деятельность человека. Увеличение числа учебных занятий, требующих умственной нагрузки, приводит к гиподинамии и заболеваниям. Annotation. The constitutional duty of every person is to increase and preserve their own health. Modern intensive development of science and technology limits the active motor activity of man. The increase in the number of classes that require mental stress sitting at the table lead to a shortage of movement of students, which entails a decrease in work capacity, frequent diseases. Ключевые слова: активное движение, гиподинамия, улучшение здоровья, физкультурное образование. Key words: active movement, lack of movement, health improvement, physical education.
Профилактика гиподинамии, подготовка гражданина с хорошей физической подготовкой -социальная потребность программы развития физкультурного движения в Республике Монголия. Во время обучения в вузе студенты систематически активно занимаются физической культурой и массовым спортом, приобретая тем самым необходимые физические качества. Регулярные занятия физической культурой не только укрепляет здоровье, но и улучшает умственные способности, профилактика и лечение болезней [4].
Цель. Студент должен научиться самостоятельно заниматься физической культурой и видами спорта, овладеть специальными знаниями, умениями и навыками, чтобы активно использовать формы и средств физической культуры.
Задачи: изучить и включить формы и средств активной двигательной деятельности студенческой молодёжи в программы физической культуры 27 государственных и негосударственных университетов и институтов Республики Монголия.
Результаты исследования: Результаты исследования показывают что, конкретные пункты включены в официальные документы вузов для улучшения условий занятий физической культуры.
№ Имя Пункт
1 Закон о физкультуре и спорте Образовательная организация всех уровней должна включить уроки физкультуры в содержание и в календар-но-тематическое планирование. Продолжительность