УДК 796.011.3
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Ирина Викторовна Гордеева, кандидат биологических наук, доцент, Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ), г. Екатеринбург
Аннотация
Проблема формирования здорового образа жизни подрастающего поколения является в настоящее время одной из наиболее актуальных в педагогической науке различных государств мира. Настоящая работа посвящена изучению компонентов здорового образа жизни, которых придерживается современная студенческая молодежь. Как показывают результаты анкетирования, проведенного среди учашдхся первого курса колледжа, наиболее благополучной является ситуация с физической активностью - около 70% юношей и 50% девушек регулярно занимаются спортом. В то же время соблюдение режима дня и особенно рационального питания является для учащихся проблематичным - свыше 40% участников опроса обоего пола отметили, что принимают пищу не чаще двух раз в сутки, а 6% девушек - только один раз в сутки. Результаты исследования необходимо учитывать при проведении занятий по дисциплинам, нацеленным на формирование здорового образа жизни.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, компоненты здорового образа жизни, учащиеся колледжа, анкетирование, рациональное питание, физическая активность, режим дня.
CONTEMPORARY STATE AND PROBLEM OF FORMING STUDENTS' YOUTH
HEALTHY LIFESTYLE
Irina Viktorovna Gordeeva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Ural State University of Economics, Ekaterinburg
Annotation
The problem of forming healthy lifestyle of youth generation is one of the most important in pedagogical science and practice in different states of the world. This work is devoted to study of healthy lifestyle components that modern students respect in daily life. The results of a survey conducted among first-year College students show that physical activity is the most respectable principle of healthy lifestyle - about 70% of fellows and 50% of girls are regularly engaged in sports. At the same time respecting day routine and particularly rational nutrition are serious problems for students: more than 40% of surveyed fellows and girls said that take meals twice a day and 6% of girls - only one time a day. The results of survey should be taken into account when developing programs of disciplines aimed at forming healthy lifestyle.
Keywords: healthy lifestyle, components of healthy lifestyle, college students, survey, rational nutrition, physical activity, day routine.
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении последних десятилетий образ жизни рассматривается в большинстве государств мира, наряду с наследственностью, уровнем развития здравоохранения и состоянием окружающей среды. В качестве одной из ведущих детерминант здоровья населения, определяющих, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, около 60% качества жизни каждой личности, независимо от гендерной принадлежности, социального статуса или уровня доходов последней [9, 11].
Согласно утверждению D. Wang and others результатом здорового образа жизни на индивидуальном и популяционном уровне является снижение заболеваемости, увеличение продолжительности и качества жизни, включая уровень экономического благосостояния и перспективы карьерного роста [11]. Поскольку уровень здоровья населения, особенно молодежи, является ключевым показателем благополучия общества и страны в целом, то создание условий и возможностей реализации здорового образа жизни становится приоритетной задачей политики любого прогрессивного государства [8].
Основные составляющие здорового образа жизни, особенно среди подрастающего поколения, были отражены в ряде исследований отечественных и зарубежных
представителей философской, медицинской, психологической, педагогической и социологической науки [1-9]. Если рассматривать здоровый образ жизни как действия каждой отдельной личности, направленные на укрепление здоровья и проведение профилактических мероприятий против заболеваний, то в качестве ведущих компонентов последнего чаще всего фигурируют рациональное питание, двигательная активность, полноценный отдых, соблюдение санитарно-гигиенических норм, эмоциональная культура и отсутствие вредных привычек [7, 9]. К сожалению, в настоящее время наблюдается прогрессирующая тенденция к расхождению теоретических знаний населения о правилах здорового образа жизни и реальным их соблюдением в повседневной практике. Наиболее уязвимой социальной группой является молодежь - учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений, что обусловлено целым рядом причин: значительная ментальная и эмоциональная нагрузка, провоцирующая психологические стрессы, продолжительное нахождение в учебных аудиториях, приводящее к гиподинамии, несбалансированное и нерегулярное питание [7, 9]. Все эти факторы способствуют трансформации учащейся молодежи в самую чувствительную категорию населения, среди которой получают распространение разнообразные хронические заболевания, включая болезни пищеварительной, опорно-двигательной, сердечно-сосудистой системы и пр. Ситуация усугубляется широким распространением в молодежной среде таких вредных привычек, как употребление табачных изделий, алкогольной продукции, а также более сильных наркотических средств, что на сегодняшний день является тревожной общемировой тенденцией [1, 7, 10]. Поскольку студенческая молодежь представляет собой перспективную часть трудового потенциала, то успешное экономическое развитие любого государства в значительной степени зависит от умения пропагандировать здоровый образ жизни среди учащихся, используя все имеющиеся в распоряжении ресурсы, включая средства массовой информации, общественные организации, спортивные и образовательные учреждения. Однако для того, чтобы осуществлять обучение основным правилам здорового образа жизни, необходимо иметь представление о реальной ситуации с выполнением последних в той конкретной социальной группе, с которой приходится иметь дело преподавателю.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
Наиболее распространенным методом оценки приверженности учащихся компонентам здорового образа жизни являются социологические опросы, проводимые чаще всего на анонимной основе среди достаточно представительной группы лиц сходного возраста и уровня образования, чтобы добиться репрезентативности выборки [5, 7].
Настоящее исследование проводилось среди студентов первого курса (возраст 1617 лет) колледжа Уральского государственного экономического университета в сентябре 2017 г в рамках изучения курса общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Респондентам были предложены анкеты, включающие 23 вопроса с несколькими вариантами ответов, затрагивающие разнообразные аспекты здорового образа жизни, которые можно было объединить в три блока: рациональное питание, режим дня и физическая активность. Всего в анкетировании приняли участие 220 студентов, из которых 84 составляли юноши и 136 - девушки. Опрос осуществлялся на анонимной основе, однако респондентам предлагалось указать гендерную принадлежность для облегчения идентификации. Обработка результатов исследования проводилась с использованием стандартной методики, при этом отдельно оценивались данные опроса для участников мужского и женского пола, что позволило выявить различия, обусловленные принадлежностью последних к конкретной группе. В таблицах 1-3 представлены выборочные результаты исследований по всем блокам вопросов, касающихся основных компонентов здорового образа жизни.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Как свидетельствуют представленные в таблице 1 данные, правильная организация питания проблематична для учащихся. Только половина студенток отмечает, что принимает пищу не менее трех раз в сутки, как предписывается рекомендациями специалистов-диетологов, в то же время около 6% участниц анкетирования признается, что полноценно поесть удается только один раз в течение учебного дня, что недопустимо по медицинским нормативам и неизбежно приводит к возникновению заболеваний желудочно-кишечного тракта и снижению массы тела. Большинство респондентов объясняют подобный режим питания нехваткой времени, а также заботой о стройности фигуры. У юношей ситуация несколько отличается: не было выявлено учащихся, принимающих пищу только один раз в течение суток, однако оказалось, что количество тех, кто отправляется на занятия не позавтракав, среди мужской части аудитории почти в три раза больше, чем среди женской. Отсутствие полноценного питания в утренние часы в дальнейшем компенсируется «перекусами» на переменах, причем нередко в качестве продуктов используются шоколад, печенье и сэндвичи, а также газированная вода, ни в коей мере не являющиеся компенсацией полноценной пищи, не содержащие необходимых витаминов и микроэлементов, но высококалорийные, вызывающие временный эффект сытости. Очевидно, что калорийность пищи, а также быстрота приготовления являются основными аргументами при выборе конкретного блюда на завтрак: большинство опрошенных обоего пола отдали предпочтение бутербродам (среди девушек приверженцев подобного типа питания оказалось почти в два раза больше), а также мясным блюдам; практически никто не употребляет на завтрак каши и другие крупяные изделия, поэтому данный вариант не был отражен в таблице.
Таблица 1- Приверженность участников опроса рациональному питанию
Частота питания Из чего состоит обычный завтрак
Участники опроса 3 и более раз в сутки 2 раза в сутки 1 раз в сутки Кофе (чай) с бутербродами Мясное блюдо + кофе (чай) Не завтракаю
Юноши, % ответов 54,8 45,2 0 35,7 14,3 60,0
Девушки, % ответов 50,0 44,1 5,9 64,7 13,2 22,1
Соблюдение учащимися режима дня, как свидетельствуют данные, отраженные в таблице 2, тоже представляет для участников опроса проблему, хотя в отношении утреннего распорядка практически не наблюдается различий на гендерном уровне: и мужская и женская часть аудитории в большинстве предпочитает вставать как можно позже, что чревато опозданиями на занятия, и избегать утренней гимнастики, мотивируя это традиционной нехваткой времени.
Таблица 2- Соблюдение участниками опроса режима дня
Участники опроса Утренний распорядок Когда ложитесь спать?
Рано встаете и принимаетесь за дела Делаете утреннюю гимнастику Лежите в постели «до последнего» Всегда примерно в одно и то же время По настроению По завершении всех дел (иногда очень поздно)
Юноши, % ответов 21,4 14,3 64,3 50,0 30,1 19,9
Девушки, % ответов 26,5 16,2 57,3 39,7 25,0 35,3
Преодолеть подобный стереотип в отношении зарядки и мотивировать учащихся тратить часть времени на гимнастические упражнения чрезвычайно сложно, даже несмотря на серьезность проблемы гиподинамии, так как в силу оптимистичного мнения большинства аудитории о собственном здоровье, прогнозы с лаг-эффектом не являются для студентов серьезными. К сожалению, проблемы остеохондроза в последние десятилетия перестали быть прерогативой исключительно пациентов зрелого возраста, что обусловлено малоподвижным образом жизни значительной части молодежи.
Дальнейшая оценка физической активности учащихся представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Физическая активность участников опроса
Участники опроса Место спорта в Вашей жизни За последние 14 дней Вы хотя бы один раз
Роль болельщика Упражнения на свежем воздухе Активные занятия спортом Танцевали Занимались спортом Прошли пешком не меньше 4 км
Юноши, % ответов 19,0 11,9 69,1 7,1 59,5 33,4
Девушки, % ответов 33,8 16,2 50,0 20,6 48,5 30,9
Согласно представленным данным, мужская часть аудитории, как можно было бы предположить a priori, гораздо больше внимания уделяет активной физической нагрузке, нежели девушки. Так, например, юноши в среднем в 1,5 раза чаще отдавали предпочтение реальному спорту (в основном силовым его видам), в то время как девушки нередко удовольствовались лишь ролью болельщиков, мотивируя это проблемами со здоровьем. Впрочем, и среди женской части учащихся достаточно высок процент тех, кто принимает участие в спортивной жизни университета либо занимается спортом для собственного удовольствия. Очевидно, что роль полноценной двигательной активности для здоровья осознается молодежью, и отсутствие утренней гимнастики компенсируется физическими упражнениями в свободное время. Об этом же свидетельствуют утверждения учащихся по поводу реальной двигательной активности на протяжении двух недель, предшествующих опросу: около 1/3 респондентов обоего пола, прошли в течение дня не менее 4 км, что считается приемлемой нагрузкой для лиц 16-17-тилетнего возраста. Кроме того, около 20% девушек также отдали предпочтение танцам, которыми часть опрошенных занимается регулярно на любительской либо профессиональной основе. Таким образом, можно констатировать, что из всех исследованных компонентов здорового образа жизни студенческой аудитории наиболее успешно реализуется физическая активность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования здорового образа жизни подрастающего поколения является в настоящее время одной из наиболее актуальных в педагогической науке различных государств мира. К сожалению, ситуация с реализацией различных компонентов здорового образа жизни в конкретной аудитории может существенно отличаться от декларируемых утверждений о воспитании учащихся в соответствии с принципами последнего. Как показывают данные проведенного в колледже Уральского государственного экономического университета опроса, наиболее проблематичной является ситуация с приверженностью учащихся правилам рационального питания: значительная часть опрошенных принимает пищу не более двух раз в сутки, отдавая предпочтение калорийным блюдам. Кроме того, фиксируются существенные гендерные отличия в отношении респондентов к порядку приема пищи - около 60% юношей предпочитают обходиться без завтрака, предпочитая питаться в более поздние сроки, тогда как среди девушек таковых только 22,1%. В то же время около 6% девушек принимают полноценную пищу всего один раз в сутки, что является недопустимым для лиц подросткового возраста. Наиболее оптимистично выглядят результаты оценки физической активности учащихся, которые показывают, что около половины всех респондентов занимаются различными видами спорта время, компенсируя тем самым недостаточную двигательную нагрузку в учебное время. Результаты проведенного исследования необходимо учитывать при планировании содержания занятий по дисциплинам, связанным с формированием знаний о принципах здорового образа жизни -физической культуре, безопасности жизнедеятельности и пр.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бугаева, И.О. Формирование у обучающихся ценностных ориентаций на здоровый образ жизни / И.О. Бугаева, Н.А. Клоктунова, А.В. Кулигин // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2017. - Т. 13, № 2. - С. 284-288.
2. Звездина, М.Л. Разнообразие научных подходов к формированию здорового образа жизни обучающихся / М.Л. Звездина // Научный диалог. - 2013. - № 8. - С. 8-23.
3. Семенова, Н.В. Здоровый образ жизни молодежи (от абитуриента медицинского вуза до специалиста) [Электронный ресурс] / Н.В. Семенова, Е.С. Василевская, Ю.П. Денисов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - URL : www.science-education.ru/article/view?id=18225 (дата обращения 10.08.2017).
4. Скворцова, Т.В. Представления подростков о здоровом образе жизни [Электронный ресурс] / Т.В. Скворцова // Концепт. - 2015. - № 2. - URL : http://e-koncept.ru/2015/15033.htm (дата обращения 12.10.2017).
5. Сорокина, В.М. Ценностное отношение учащихся к здоровому образу жизни // В.М. Сорокина, Д.Ю. Сорокин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12. - С. 528-531.
6. Шибкова, В.П. Здоровье и здоровый образ жизни современной студенческой молодежи / В.П. Шибкова, С.Н. Симонов // Вестник ТГУ. - 2009. - Т. 14, № 1. - С. 79-82.
7. Al-Amari, H. The perception of college students about a healthy lifestyle and its effect on their health [Электронный ресурс] / H. Al-Amari, N. Al-Khamees // Nutrition and Food Sciences. - 2015. -Vol. 5 (6). - URL : http:// dx.doi.org/10.4172/2156-9600.1000437 (дата обращения 08.10.2017).
8. Biktagirova, G. Formation of university students' healthy lifestyle / G. Biktagirova, R. Kasi-mova // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol. 11 (6). - P. 11591166.
9. Khurs, O. The analysis of the medical university students' health condition and lifestyle / O. Khurs, I. Naumov // Puls Uczelni. - 2014. - Vol. 8 (1). - P. 4-6.
10. Petrychenko, L. Current state and possibilities of forming healthy lifestyle among students of adolescent and youth age under conditions of social problems aggravation in Ukraine / L. Petrychenko // Science and Education. - 2017. - Vol. 6. - P. 17-22.
11. Wang, D. Healthy lifestyles of university students in China and influential factors [Электронный ресурс] / D. Wang, X.-H. Xing, X.-B. Wu // Scientific World Journal. - 2013. - Vol. 1. -URL : http://dx.doi.org/10.1155/2013/412950 (дата обращения 11.10.2017).
REFERENCES
1. Bugaeva, I.O., Kloktunova, N.A. and Kuligin, A.V. (2017), "Forming value orientations on healthy lifestyle among students", Saratov Journal of Medical Scientific Research, Vol. 13, No 2, pp. 284-288.
2. Zvezdina, M.L. (2013), "Variety of scientific approaches to formation of students' healthy lifestyle", Scientific Dialog, No. 8, pp.8-23.
3. Semenova, N.V., Vasilevskaya, E.S. and Denisov, Yu.P. (2015), "Youth healthy lifestyle (from the entrant of medical university to the expert)", Modern Problems of Science and Education, No. 1, available at: www.science-education.ru/article/view?id=18225.
4. Skvortsova, T. (2015), "Teenagers' views about healthy lifestyle", Concept, No 2, available at: http://e-koncept.ru/2015/15033.htm.
5. Sorokina, V.M. and Sorokin, D.Y. (2015), "Formation of an attitude towards healthy life-style among schoolchildren", International Journal of Applied and Fundamental Research, No 12, pp. 528-531.
6. Shibkova, V.P. and Simonov, S.N. (2009), "Health and healthy lifestyle of modern student youth", Herald of TSU, Vol. 14, No 1, pp.79-82.
7. Al-Amari, H., Al-Amari, H. and Al-Khamees, N. (2015), "The perception of college students about a healthy lifestyle and its effect on their health", Nutrition and Food Sciences, Vol. 5(6), available at: http:// dx.doi.org/10.4172/2156-9600.1000437.
8. Biktagirova, G. and Kasimova, R. (2016), "Formation of university students' healthy lifestyle", International Journal of Environmental and Science Education, Vol. 11(6), pp.1159-1166.
9. Khurs, O. and Naumov, I. (2014), "The analysis of the medical university students' health condition and lifestyle", Puls Uczelni, Vol. 8(1), pp.4-6.
10. Petrychenko, L. (2017) "Current state and possibilities of forming healthy lifestyle among students of adolescent and youth age under conditions of social problems aggravation in Ukraine", Science and Education, Vol. 6, pp.17-22.
11. Wang, D., Xing, X.-H. and Wu, X.-B. (2013), "Healthy lifestyles of university students in China and influential factors", Scientific World Journal, Vol. 1, available at: http://dx.doi.org/10.1155/2013/412950.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.11.2017
УДК 796.818
СПЕЦИФИКА ТУВИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЫ ХУРЕШ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СТРУКТУРУ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БОРЦОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВИДОВ БОРЬБЫ
Андрей Николаевич Денисенко, старший преподаватель, Роман Николаевич Апойко, доктор педагогических наук, профессор, Борис Иванович Тараканов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены результаты анкетирования специалистов борьбы России, в том числе и Республики Тувы. По многочисленным вопросам эффективной реализации взаимосвязи борьбы хуреш с международными видами борьбы. С учетом современной проблемы оптимального соотношения национального и интернационального в развитии физической культуры, и спорта. Выявлено, что решение проблемы заключается, с одной стороны, в создании предпосылок бережного отношения к прогрессивным национальным традициям и, с другой стороны, в преодолении национальной ограниченности и ассимиляции международных достижений в сфере физической культуры и спорта. Установлено, что борьба хуреш имеет много общего с вольной борьбой, а некоторые приемы хуреш обогатили арсенал техники борьбы самбо. При этом выявлено, что борьба хуреш имеет свои специфические особенности, однако она во многом похожа на международные виды борьбы, особенно на вольную. Единое мнение опрошенных тренеров о целесообразности оптимального сочетания борьбы хуреш с одним из международных видов борьбы, особенно на начальных этапах подготовки, свидетельствует о необходимости системного изучения и обоснования позитивных возможностей такого сочетания с целью повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов.
Ключевые слова: структура, специфика, физические качества, национальная борьба, хуреш, анкетирование, средства, методы, анализ результатов, физическая подготовленность, сочетание, взаимосвязь.
SPECIFICS OF THE TUVA NATIONAL FIGHT HURESH AND ITS INFLUENCE ON STRUCTURE OF READINESS OF FIGHTERS IN INTERNATIONAL TYPES OF
FIGHT
Andrey Nikolaevich Denisenko, the senior teacher, Roman Nikolaevich Apoyko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Boris Ivanovich Tarakanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Lesgaft National state university of physical education, sport and health, St. Petersburg
Annotation
Results of questioning of experts in fight of Russia and Tuva are presented in article. It follows the numerous questions upon the effective realization of interrelation of the fight of huresh with the international types of fight. It has taken into account a modern problem of optimum ratio of the national and international physical culture and sport in development. The article has revealed that the solution of the problem consists, on the one hand, in creation of the prerequisites for careful attitude to the progressive national traditions and, on the other hand, in overcoming the national limitation and assimilation of the international achievements in the sphere of physical culture and sport. It is established that the fight of huresh has much in common with free-style wrestling, and some receptions of huresh have enriched the arsenal of the technology of the fight of sambo. At the same time, it is revealed that the fight of huresh has its specific features, however, it is in many respects similar to the international types of fight, especially to the manumission. Consensus of the interviewed coaches about expediency of optimum combination of the fight of huresh with one of the international types of fight, especially at the initial stages of preparation, testifies to need in system