Л.Д. Филиогло
МАНИПУЛЯЦИЯ В НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЕ ...
MANIPULATION IN THE OUTDOOR ADVERTISING (FOR EXAMPLE THE OUTDOOR ADVERTISING GO TOGLIATTI)
© 2015
L.D. Filioglo, candidates for pedagogical sciences, associate professor of "Sociology" Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract: Modern advertising industry is a well-established structure that defines advertising as a product of economic activity. At the heart of the functioning of the advertising industry is the production of promotional products and advertising services. One of the most popular promotional products is outdoor advertising. Given the technology of its location, and depending on the very idea and purpose of the advertisement it is possible to change its qualitative effect. In addition, the sheer variety of ways of outdoor advertising is interesting and deserves special attention and study, because technology is constantly evolving. For example, to create a unique image and mode of action are used innovations such as hinged modules or three-dimensional structures. In most cases, the primary function of outdoor advertising is reinforcement and addition of advertising in other media, by reminding the public about the brand or product names of firms and some associated with it outstanding property or outstanding idea. In constructing the advertising is taken into account, besides the main factors that directly affect its perception and accessibility to the eye. At the heart of any advertising technologies is the manipulation of consumer behavior, which is always carried out secretly, implicitly. The most important thing is to make the person the choice seemed to him own decision, reasonable and prudent. In outdoor advertising, this is achieved by using different techniques - from the substitution of existing concepts (use euphemisms) to neurolinguistic programming and the use of «psychological infection». Each of the techniques is effective in its own way, has the «pros» and «cons». In outdoor advertising, in addition to the above techniques characteristic of any type of advertising is used for the visual perception of the game. For example, special fonts, colors, the overall design of a billboard, its location. All of this plays a role in influencing the minds of potential customers.
Keywords: outdoor advertising, advertising functions, receptions exposure to advertising, the use of color in advertising, shapes and lines in advertising.
УДК 316.1:65.01
ИНТЕРЕСЫ ПОДРОСТКОВ В ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
© 2015
И.В. Цветкова, доктор философских наук, профессор кафедры «История и философия»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: Успешная адаптация молодежи к условиям современного российского общества зависит от целенаправленного формирования системы потребностей и ценностей, ориентированных на здоровый образ жизни. Формирование здорового образа жизни в современных условиях является одной из самых актуальных проблем социализации подрастающего поколения. Эмпирической базой работы служат результаты анкетирования подростков, проведенного в режиме мониторинга в школах Тольятти. Это дает возможность провести сравнение данных опросов за несколько лет и изучить изменения в структуре источников информации, которыми пользуются школьники. До недавнего времени школа весьма эффективно выполняла просветительскую функцию, пропагандирую среди учащихся здоровый образ жизни. Автор статьи анализирует изменения источников информации о здоровом образе жизни на основе результатов социологического исследования, проведенного в Тольятти. Автор отмечает, что данные изменения связаны с распространением информационных технологий, повышением доступности Интернета. Это приводит к «кризису» просветительства. Доступность и разнообразие информации, возможность воспользоваться ею в любой момент времени снижает заинтересованность подростков в получении информации о здоровом образе жизни. Результаты опроса свидетельствуют о снижении значения для подростков информации, полученной в результате общения со специалистами, медицинскими работниками.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, молодежь, здоровье молодежи, информированность, интересы, ценности, источники информации.
Трансляция ценности здоровья в индивидуальном и социальном измерении происходит в ходе социализации и воспитания молодого поколения, и именно в этом контексте следует рассматривать негативные показатели в области социального здоровья молодежи, ее социального самочувствия и настроения как отражение низкого уровня культуры здоровья и самосохранительного поведения в современном российском обществе.
Наиболее актуальна данная проблема для учащейся молодежи, которая находится в переходном состоянии и готовится к вступлению во взрослый мир, но при этом имеет собственные ориентиры и установки, жизненные приоритеты, стили жизни, ценностные приоритеты, ставшие следствием социализации и адаптации к изменяющимся условиям динамично меняющегося мира. Сложность и специфика российского общества заключается в том, что на современном этапе идет процесс активной аксиологической динамики, оказывающий сильное влияние на сознание, поведение и ценностный мир молодежи, в том числе ее установки в области само-сохранительного поведения[1].
По данным ФОМ, 55 % россиян утверждают, что заботятся о своем здоровье, и в то же время социологиче-
ские исследования свидетельствуют о низкой культуре здоровья россиян по сравнению с другими странами[2].
Сложность и специфика российского общества заключается в том, что на современном этапе идет процесс активной аксиологической динамики, оказывающий сильное влияние на сознание, поведение и ценностный мир молодежи, в том числе ее установки в области само-сохранительного поведения.
Одним из основных направлений работы отдела информационно-аналитического обеспечения «Ресурсного центра» г.о. Тольятти является мониторинг внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях.
В рамках этого мониторинга с 2005 года отделом проводятся социологические исследования «Здоровый образ жизни», с периодичностью 2 - 3 года. В сентябре - октябре 2014 года специалистами отдела было проведено очередное исследование по проблемам здорового образа жизни среди старшеклассников города Тольятти. Исследование проводилось методом анкетирования учащихся 8-х, 10-х классов 20 муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений.
В исследовании было проанализировано отношение
И.В. Цветкова социологические
ИНТЕРЕСЫ ПОДРОСТКОВ В ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ... науки
респондентов к здоровью, здоровому образу жизни, проведен анализ самооценки здоровья и психофизических состояний. Анализ результатов мониторинга, проводимого в Тольятти, представлен в работах И.В. Цветковой[3].
В социологическом исследовании «Здоровый образ жизни», которое было проведено в сентябре 2014 года, приняло участие 1672 человека, среди опрошенных 48% юношей и 52% девушек.
Важным моментом формирования у подростков правильного представления о здоровом образе жизни, необходимости соблюдения его основных норм и правил являются источники, из которых школьник может почерпнуть нужную информацию по этой теме [4]. В числе основных факторов, влияющих на состояние здоровья молодежи и ее самосохранительное поведение, ученые выделяют кризис базовых институтов социализации -семьи и образования, а также рост влияния СМИ на процесс формирования молодой личности, насаждающих философию в стиле жизни «здесь и сейчас» [5].
Из шести приведенных в вопросе источников информации школьникам можно было выбирать все, которые были им полезны с точки зрения знаний о здоровье. В таблице приведены результаты опроса в сравнении с результатами исследований, проводившихся в 2012, 2014г.г.
Таблица 1 - Источники информации о здоровом образе жизни (в % от числа опрошенных)
Источники информации 2012 г. 2014 г.
от родителей 72 62
от учителей в школе, на уроках и классных часах 56 51
из СМИ (газет, журналов, ТВ, радио) 43 27
от друзей, знакомых 36 21
от медицинских работников 31 30
из книг, специальной литературы 18 10
В сети Интернет - 53
Большинство старшеклассников, так же, как это было и в предыдущих исследованиях, получают информацию о здоровом образе жизни в семье, от родителей (62%). Родители - самые близкие люди, и модель и стиль поведения дети копируют с детства с них. Чем благополучнее семья, тем чаще тема сохранения здоровья присутствует во взаимоотношениях с детьми. Чаще всего родители беседуют со своими детьми на темы правильного питания, о вреде алкоголя и курения и о необходимости занятий спортом.
Для 53% опрошенных основным источником информации о здоровье и здоровом образе жизни выступает Интернет. В прошлых исследованиях его не рассматривали отдельно. Выделение Интернета в качестве особого источника информации связано с тем, что за последние годы он все более вытесняет другие виды источников, что особенно характерно для молодежи[6].
Учителя в школе на уроках и классных часах беседуют с детьми на темы здорового образа жизни довольно часто. Учащиеся отметили школу, как источник информации о здоровье, в 51% случаев. Нужно отметить, что в 2007 году дети отмечали влияние школы в этом вопросе заметно чаще.
27% школьников получают информацию о здоровом образе жизни из средств массовой информации (телевидение, газеты).
От друзей, знакомых получают сведения о сохранении здоровья 21% респондентов.
Значение работников медицины, как источников информации школьников о здоровом образе жизни, снизилось с 39% в 2007 году до 30% в этом году. С медработниками беседуют старшеклассники на темы профилактики заболеваний, в частности, передающихся половым
путем, способах коррекции нарушений осанки, зрения, по вопросам народной медицины и фитотерапии.
Реже всего источником информации о здоровом образе жизни для подростков остаются книги. Но 10% опрошенных школьников все-таки читают книги и специальную литературу на эту тему. Наиболее популярные темы о ЗОЖ из книг - психология, здоровое питание, народная медицина.
Таким образом, в структуре источников информации подростков о здоровье и здоровом образе жизни произошли некоторые изменения. Это связно с усилением значения Интернета, по сравнению с традиционными видами общения и информирования. Данные изменения нельзя оценить однозначно. С одной стороны, каждый подросток может найти для себя ответ на интересующий вопрос в любое время. С другой стороны, информация, предоставляемая Интернетом, не всегда отличается высоким качеством, соответствует истинному положению дел. Подросток, получает ее, чаще всего, из анонимных источников, сомнительного качества, а не из научных статей. Даже если в дальнейшем юноши и девушки обсуждают прочитанное или увиденное, то, как свидетельствуют результаты опроса, не со взрослыми или специалистами, а со сверстниками. Снижается значение «живого» общения, личной коммуникации с родителями, учителями. Особенно тревожно, что подростки реже обсуждают проблемы здоровья и здорового образа жизни с медицинскими работниками. Особо отметим, что частота упоминания практически всех источников соответствующей информации заметно снизилась.
Участникам опроса было предложено ответить на вопрос: «Какие темы по здоровому образу жизни для Вас наиболее интересны?». Полученные результаты приведены ниже в таблице.
Таблица 2 - Темы по здоровому образу жизни актуальные для респондентов ( в % по столбцам)
Темы по здоровому образу жизни По массиву
Здоровое и полноценное питание 54
Влияние занятий различными видами спорта на здоровье 36
Психологическое здоровье, обучение способам выхода из стрессов и конфликтов 29
Контроль над весом, диеты 23
Косметология 17
Последствия курения 17
Последствия наркомании и алкоголизма 17
Семейно-брачные отношения, планирование семьи, контрацепция 9
Способы коррекции выявленных патологий (нарушение осанки, зрения и т.п.) 16
Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа, других заболеваний, передающихся половым путем 13
Народная медицина, фито-, аромо -, и т.п. терапия 12
Всё это меня не интересует 14
Спектр тем по здоровому образу жизни, интересующих подростков, широк. Половина (54%) всех старшеклассников хотели бы получать информацию о здоровом и полноценном питании.
На втором месте по популярности позиция: «влияние занятий различными видами спорта на здоровье». Её отметили 36% старшеклассников.
Также многих школьников интересуют такие темы, как «психологическое здоровье,» - 29% и «контроль над весом, диеты» - 23% от общего числа опрошенных. Причём, для десятиклассников намного актуальнее, чем
И.В. Цветкова
ИНТЕРЕСЫ ПОДРОСТКОВ В ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ...
для восьмиклассников тема, касающаяся психологического здоровья и обучения способам выхода из стрессов и конфликтов. Возможно, это связано с тем, что десятиклассникам уже в скором времени предстоит нелёгкая и достаточно нервозная процедура под названием ЕГЭ, и ребят интересует, как повысить стрессоустойчивость.
Косметология интересует 17% респондентов. Конечно же, эта тема интересна девушкам, поэтому логично, что учащиеся 10-х классов отмечали её значительно чаще, чем восьмиклассники. Ведь по статистике в десятых классах обучается больше представительниц «слабого» пола.
Пятая часть (а именно 17%) старших школьников интересуются последствием курения, алкоголизма и наркомании. Причём эти две темы намного больше волнуют ребят из 8-х классов, нежели учеников 10-х классов.
Десятая часть опрошенных учащихся отметила, что им интересна тема: «семейно-брачные отношения, планирование семьи, контрацепция».
16% старшеклассников, принимавших участие в опросе, отметили вариант: «способы коррекции выявленных патологий (нарушение осанки, зрения и т.п.)». И эта тема больше вызывает интерес у учащихся 10-х классов, чем у учеников 8-х классов.
Меньшего внимания (по 13%) была удостоена тема: «профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа, других заболеваний, передающихся половым путем».
Меньше всего интереса (12%) ученики проявили к теме народной медицины. Данные вопросы чаще интересуют учащихся 10-х классов.
14% респондентов ответили, что их не интересуют никакие темы по здоровому образу жизни.
Как показали результаты опроса девушек, темы здорового образа жизни интересуют их гораздо больше, чем юношей. Девушки хотели бы получить дополнительную информацию намного чаще, чем юноши, по следующим темам: «косметология» (0,363); «способы коррекции выявленных патологий (нарушение осанки, зрения и т.п.)» (0,153); «психологическое здоровье, обучение способам выхода из стрессов и конфликтов» (0,147). Они также испытывают большую заинтересованность в получении информации о диетах и контроле над весом (0,268); се-мейно-брачных отношениях, контрацепции, планировании семьи (0,052). В скобках приведен коэффициент Пирсона, который рассчитан при помощи программы SPSS. Он свидетельствует о высокой статистической зависимости выбора тем по здоровому образу жизни от пола респондентов.
Спектр тем, особо интересующих юношей, значительно уже: «влияние занятий различными видами спорта на здоровье» и «профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа, других заболеваний, передающихся половым путем». Юноши в два раза чаще, чем девушки отмечали, что темы по здоровому образу жизни их вообще не интересуют.
Здоровое и полноценное питание, а также влияние занятий различными видами спорта на здоровье, коррекция патологий, способы снятия стресса, косметология чаще интересует учащихся с высокой успеваемостью. Возможно, это связано со сферами профессионального выбора. В некоторых видах профессиональной занятости необходимы не только знания, но и хорошие показатели здоровья. При этом интерес к здоровью и здоровому образу жизни может быть связан с интересом к медицине и сферам, связанным с ней.
Школьников, чьи семьи живут в достатке, которые отметили, что проблемы здорового образа их не интересуют, в два раза больше, чем респондентов из семей с низким достатком. Учащихся из семей с низким достатком чаще интересуют вопросы народной медицины, коррекции патологий, веса, планирования семьи, профилактики ВИЧ, выхода из стресса. Интерес к этой информации, вероятно, связан с тем, что материальные трудности семей с низким достатком не позволяют выделять
достаточное количество средств для решения проблем здоровья, поэтому подростки пытаются решать их «подручными» средствами без обращения к специалистам.
Трансформация российского общества привела к тому, что из общественной жизни и практики исчезли социальные нормы, на которые ориентируется население, передавая значимые для него ценности и жизненные стандарты[7].
Здоровье, как отмечают отечественные ученые, есть также норма, которая символизирует собой гармонию генетического, физического, психосоциального (духовного) состояния и развития индивида, рода (семьи), народа [8].
Таблица 3 - Динамика предпочтения подростками тем о здоровом образе жизни ( в % по столбцам)
Темы по здоровому образу жизни 2012 2014
Здоровое и полноценное питание 51 54
Влияние занятий различными видами спорта на здоровье 45 36
Психологическое здоровье, обучение способам выхода из стрессов и конфликтов 37 29
Контроль над весом, диеты 36 23
Косметология 29 17
Последствия курения 27 17
Последствия наркомании и алкоголизма 26 17
Семейно-брачные отношения, планирование семьи, контрацепция 23 9
Способы коррекции выявленных патологий (нарушение осанки, зрения и т.п.) 21 16
Фито-, аромо -, и т.п. терапия 17 -
Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа, других заболеваний, передающихся половым путем 17 13
Народная медицина 13 12
Всё это меня не интересует 5 14
Сравнение результатов опроса подростков по заинтересованности темами здорового образа жизни позволяет сделать следующие выводы. Как показали результаты исследования, нынешних старшеклассников, как и участников аналогичных исследований прошлых лет чаще интересуют здоровое и полноценное питание, влияние различных видов спорта на здоровье, психологическое здоровье, способы выхода из стрессовых и конфликтных ситуаций. Рейтинг заинтересованности темами по проблемам здоровья изменился незначительно.
В 2014 году по сравнению с результатами прошлого года юноши и девушки реже отмечают все темы, связанные со здоровьем, за исключением здорового и полноценного питания. Семейно-брачные отношения, планирование семьи, контрацепция отмечены в анкетах 2014 года в два с половиной раза реже, чем в 2012.
Настораживает и тот факт, что за два года участников опроса, которых не интересуют темы здорового образа жизни, стало в три раза больше. Причины подобной динамики могут быть разные. Однако можно сделать предположение, что происходят изменения как в способах его информирования подрастающего поколения, так и в системе ценностей.
Нарастание социальных рисков и угроз в современном мире и в России частности находит свое непосредственное отражение в сфере медицины и здоровья, когда «здоровье становится выгодным бизнесом и превращается в индустрию»[9], а параллельно с этим идет процесс снижения уровня здоровья населения и ограничение доступа к качественным медицинским услугам для большей части российского населения[10]. Это, в частности, характерно для Тольятти, в условиях которого проблема получения качественного медицинского обслуживания для большинства горожан является очень острой.
И.В. Цветкова
ИНТЕРЕСЫ ПОДРОСТКОВ В ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Полторак М. Н. Самосохранительное поведение учащейся молодежи в условиях ценностной трансформации российского общества: методологические проблемы исследования Теория и практика общественного развития.- 2010- № 1 [Электронный ресурс] // 0421000093\0011 ( дата обращения 06.11.2014)
2.Савельева Ж.В. «Здоровье» и «болезни» россиян как социальные конструкции // Власть.- 2009.- № 8.- С.115.
3.Цветкова И.В. Здоровье в контексте проблем качества жизни молодежи// Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева.- 2009.- №2.- С.274-288.
4. Рагимова О.А. Социальное здоровье молодого поколения// Социально-гуманитарные знания.-2008.- №1.-С.118-126.
5.Королев А.А. Современная российская молодежь: проблемы и суждения // Власть.- 2008.- № 10.- С.94-115.
6.Извекова М.Н. Влияние информационно-коммуникационной среды на становлением молодежи как
социальной группы // Теория и практика общественного развития.- 2010.- № 1.- [Электронный ресурс ]// 0421000093\0013 ( дата обращения 06.11.2014)
7. Верминенко Ю. В. Социологическая интерпретация здоровья// Социальные проблемы 2008, №1 http://socprob.ru/2008/sotsiologicheskaya-interpretatsiya-zdorovya.html
- [Дата обращения 03.10.2014].
8.Любецкий Н.П., Князев А.И. Здоровый образ жизни и духовность // Научно-культурологический журнал.-2007.- № 15 (160).
9.Колесникова И.С. Новации в социологии медицины и здоровья // Социологические исследования. - 2008.-№ 4.
10. Ювенология и ювенальная политика в 21 веке. Опыт комплексного междисциплинарного исследования под ред. Е.Г. Слуцкого. Санкт-Петербург: Общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Санкт-Петербургский ИВЭСЭП, 2004.
THE TEENAGERS ' INTERESTS IN OBTAINING INFORMATION ABOUT HEALTHY LIFESTYLE
© 2015
I.V. Tsvetkova, doctor of philosophy sciences, professor of the chair «History and Philosophy»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. Successful adaptation of youth to the conditions of a modern Russian society depends on targeted development system needs and values focused on a healthy lifestyle. Promoting a healthy lifestyle in modern conditions is one of the most pressing problems of socialization of the younger generation. The empirical base for the work results of the survey of adolescents conducted in the monitoring mode in schools Togliatti. This gives the opportunity to compare survey data for several years and to study changes in the structure of sources of information used by students. Until recently the school very effectively fulfill an educational function, promote among students a healthy lifestyle. The author of the article analyzes changes in sources of information about healthy lifestyles on the basis of the results of sociological research conducted in Togliatti. The author notes that these changes are associated with the spread of information technology, the increasing availability of the Internet. This leads to a "crisis" of the enlightenment. The availability and variety of information, the ability to use it at any time reduces the interest of adolescents in obtaining information about a healthy lifestyle. The survey results indicate a decline in values for teenagers information obtained by communication with specialists and medical staff.
Keywords: healthy lifestyle, youth, youth health, awareness, interests, values, sources of information.
УДК 316
РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УКРЕПЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ РОССИЯН
© 2015
О. В. Шиняева, доктор социологических наук, профессор кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» Л. Х. Каюмова, аспирант кафедры «Политология, социология и связи с общественностью»
Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск (Россия)
Аннотация. Индикаторами становления гражданского общества в современной России, основанного на инициативах «снизу», является состав некоммерческих организаций (НКО), степень интеграции населения вокруг их деятельности, объем и характер социального капитала НКО. Целью данной статьи является определение характера взаимодействия некоммерческих организаций с социальными группами, выявление продуктивных способов коммуникаций для совершенствования структуры гражданского общества. В статье представлен анализ проблемы социальной интеграции в современной России, рассмотрены ее структурные характеристики. С авторских позиций раскрыта роль некоммерческих организаций в укреплении социальной интеграции населения.
Ключевые слова: некоммерческие организации, социальная интеграция населения, гражданское общество, гражданственность, патриотизм.
В современной России процесс социальной интеграции сталкивается с трудностями, обусловленными недоверием граждан, тяготением их к государственному патернализму, отсутствием развитых каналов социальных коммуникаций. Социальная интеграция является индикатором состояния гражданского общества, основанного на инициативах «снизу»; именно количество и состав некоммерческих организаций (НКО) влияют на укрепление сплоченности населения.
Гражданское общество требует достаточного уровня общественного доверия, социальной солидарности вокруг актуальных проблем и способов их решения. В социуме с высоким уровнем доверия граждане готовы откликаться на разные общественные вызовы [1].
Напротив, в обществах со слабым уровнем солидарных связей интеграция вокруг социально значимых идей не выходит за пределы семьи, родственников, друзей, корпораций. Гражданское общество несводимо к совокупности общественных и некоммерческих организаций; оно значительно «богаче» как в смысле проявления гражданской активности, так и с позиции выстраивания разнообразных форм взаимодействия с государственными структурами [2].
В ходе анализа развития гражданского общества в России нами выделена следующая проблема: низкий уровень социального доверия и слабые коммуникации НКО с другими субъектами способствуют интеграции дезинтеграции граждан, их дальнейшей разобщенности