УДК 796.011.1
В. П. Букин, А. Н. Егоров
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье исследуется зависимость соблюдения основ здорового образа жизни и самооценки социального статуса двух категорий студентов: со слабым состоянием здоровья и активно занимающихся спортом. Здоровый образ жизни представлен как основной фактор формирования сознательнооценочного мнения студенческой молодежи в процессе их обучения в вузе.
Ключевые слова: молодежь, студент, образ жизни, спорт, здоровье, социализация, физическая культура.
Abstract. The article investigates the dependence of following a healthy way of life on social status self-estimation by two categories of students: with a weak state of health and actively going in for sports. Healthy life-style is presented as a major factor of developing conscious estimation opinion of student youth while in higher education.
Key words: youth, student, way of life, sport, health, socialization, physical culture.
Молодость - это определенная фаза жизненного цикла, биологически универсальная, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социальноисторическую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации [1, с. 127].
Наиболее однородной и по возрасту, и по социальным характеристикам частью молодежи являются студенты, основным видом деятельности которых, определяющим все существующие черты их образа жизни, является учеба, подготовка к будущей трудовой жизни.
В научной литературе нет однозначного определения понятия «студенчество». В переводе с латинского языка слово «студент» означает «усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями».
Студенческий возраст (17-25 лет) - важнейший период в становлении человека как личности и активного члена общества. А ведь как раз общество, в свою очередь, требует от человека больших усилий для выживания в наших нелегких условиях. Студенческая молодежь является основой социального развития, а также воспроизводственным потенциалом нации.
Здоровье - качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, способность к созданию семьи и деторождению, к сложному учебному и профессиональному труду, общественно-политической и творческой деятельности. В современных условиях здоровье перестает быть только личным делом молодого человека, так как оно становится фактором выживания социума в целом.
Изучение проблемы здорового образа жизни студенческой молодежи в широком социокультурном аспекте обусловлено спецификой этой социальнопрофессиональной, социально-демографической группы, особенностями ее формирования, положения и роли в обществе.
Становление современного российского студенчества целиком приходится на постперестроечный период, когда в силу известных социальноэкономических и экологических причин заметно ухудшилось здоровье населения в целом и детей в особенности. А ведь именно эти вчерашние дети приходят сегодня в вузы, пополняя студенческие ряды.
Если мы заговорили об условиях, в которых протекает жизнь студентов, то прежде всего следует обратить внимание на образ жизни молодого поколения. По мнению Л. В. Сохань, «образ жизни молодежи - система устойчивых, типичных для данной социально-демографической группы способов, форм и видов жизнедеятельности... Это своеобразная картина того, как живут молодые люди в условиях их социально-исторического бытия. Наряду с такими характеристиками жизни, как уровень, качество, стиль, образ жизни молодежи дает условное представление о жизни молодых людей как конкретном социокультурном, историческом феномене [2, с. 608].
По прогнозам ряда исследователей, число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, т.е. категории студентов с отклонениями в состоянии здоровья, может достигнуть 50 % от общего количества. К сожалению, данная тенденция сохранится и в ближайшие 10-15 лет, когда общие потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн чел. (в среднем по 1 млн чел. ежегодно) [3, с. 36-41].
В факторной модели здоровья нового поколения на долю образа жизни приходится 50-55 %, на экологическое состояние среды - 18-20 %, роль наследственности оценивается в 15-20 %, здравоохранения - в 10-15 % [4, с. 48-54]. Поэтому возникает необходимость изучения образа жизни, предполагающего, что именно различия в жизнедеятельности и жизнепрояв-лениях людей, а не их принадлежность к той или иной формальной легитимированной социостатусной группе являются главным критерием дифференциации и типологизации образа жизни. В первую очередь необходимо обладать информацией об отношении молодежи к окружающей действительности и происходящим событиям, о жизненных целях и ориентирах, о насущных проблемах и, самое главное, о способах их решения.
Здоровый образ жизни на этапе студенчества является важнейшим социальным фактором, проходящим все уровни современного социума, влияя на основные сферы жизнедеятельности общества. Хотелось бы отметить, что сегодня - это главный социальный фактор, который ограждает от негативных последствий при переходе от этапа молодости к взрослой жизни.
Ввиду недостаточности исследований взаимосвязи здорового образа жизни и социальных позиций студенческой молодежи, эти вопросы продолжают оставаться актуальными и в настоящее время.
Исследование, приведенное в данной работе, проводилось в течение 2008-2009 учебного года со студентами 1-4 курсов Пензенского государственного университета в количестве 600 человек. Из них 300 были отнесены по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (студенты с отклонениями в состоянии здоровья), а 300 респондентов активно занимались спортом.
Ответы на вопрос «Занимаетесь ли Вы физкультурно-оздоровительной деятельностью в свободное от учебных занятий время?» студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, распредели-
лись следующим образом: 18,7 % студентов ответили, что не занимаются, 55 % дали ответ, что занимаются эпизодически, и только 26,2 % респондентов занимаются систематически, два-три раза в неделю и более (рис. 1).
Рис. 1. Занятия физкультурно-оздоровительной деятельностью студентами специальной медицинской группы в свободное от учебы время (в процентах от числа опрошенных, п = 300)
Анализ полученных результатов позволяет предположить, что большая часть данной категории молодежи не придает серьезного значения двигательной активности в процессе жизнедеятельности, в то время как студенты, активно занимающиеся спортом, все без исключения вне учебной деятельности занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью два-три раза в неделю и более.
Повышение уровня здоровья молодых людей зависит от многих факторов, однако решающим среди них является позиция самого человека, его отношение к собственному здоровью. Физкультурно-оздоровительную деятельность необходимо рассматривать как важнейшую из видов деятельности, имеющих социально-культурный характер, ибо ее предметом, целью и главным результатом является развитие самого человека [5, с. 2-9].
Здоровый образ жизни передает полноту включенности человека в многообразные формы и способы социальной деятельности соответственно оптимальному и гармоничному развитию всех его структур: телесной, психической, социальной, и включает все компоненты разных видов деятельности, направленные на охрану и улучшение здоровья молодежи. Здоровый образ жизни не сводится к отдельным формам медико-социальной активности: искоренению вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам, санитарному просвещению, обращению за лечением или советом в медицинские учреждения, соблюдению режима труда, отдыха, питания и многим другим, хотя все они отражают те или иные его стороны.
Наряду с внедрением новых технологий профилактики и лечения необходимо с особым вниманием относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни. Показателем личного успеха должно стать ско-
рее здоровье человека, а не количество заработанных им денег. И если у молодежи появится привычка к занятиям спортом, то будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.
Здоровый образ жизни - это интегральное социологическое понятие, характеризующее как степень реализации потенциала конкретного общества (индивида, социальной группы) в обеспечении здоровья, степень социального благополучия как единства уровня и качества жизни, так и степень эффективности функционирования социальной организации в ее отнесении к ценности здоровья. Основными его компонентами являются двигательная активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, общая гигиена, закаливание.
Студенческой молодежи предлагалось оценить свои действия, соответствующие основам здорового образа жизни по пятибалльной шкале. Полученные результаты свидетельствуют о значительной разнице в ответах между студентами двух рассматриваемых нами категорий молодежи. Если сравнить действия двух рассматриваемых групп, то можно увидеть, что 6,2 % студентов специальной медицинской группы оценили свои действия на 1 балл, в то время как никто из респондентов, активно занимающихся спортом, не дал такую оценку; на 2 балла - 11,3 % студентов специальной медицинской группы в сравнении с 1,2 % активно занимающихся спортом; на 3 балла - 47,5 % против 5 % активно занимающихся; на 4 балла - 31,2 % специальной медицинской группы в сравнении с 60 % студентов, занимающихся спортом; на 5 баллов - 3,8 % против 33,8 % активно занимающихся спортом.
Рис. 2. Оценка студентами действий, соответствующих основам здорового образа жизни по пятибалльной шкале (в процентах от числа опрошенных, п = 600)
Вышеуказанный рисунок демонстрирует, что большая часть студентов со слабым здоровьем отдала предпочтение 3 и 4 баллам, тогда как активно занимающиеся спортом 4 и 5. Важно отметить, что студенты, активно занимающиеся спортом, практически не затронули вариантов 1, 2, 3 балла, а у респондентов специальной медицинской группы преобладает ответ «3 балла», при этом ответ «5 баллов» у студентов специальной медицинской группы встречается крайне редко.
В среднем на 3,2 из 5 возможных баллов оценили свои действия, соответствующие основам здорового образа жизни, студенты специальной медицинской группы, в то время как средний показатель у активно занимающихся спортом равен 4,3. Согласно оценке опрошенных, действия, соответствующие основам здорового образа жизни, у активно занимающихся спортом в среднем выше на 1,1 балла, чем у респондентов специальной медицинской группы.
В принципе, любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное улучшение показателей здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое.
На вопрос «Удовлетворены ли Вы уровнем состояния своего здоровья?» ответы студентов рассматриваемых нами категорий распределились следующим образом: только седьмая часть (16,2 %) респондентов специальной медицинской группы ответили «Да, вполне», тогда как большая часть (61,2 %) активно занимающихся спортом ответила положительно на данный вопрос; каждый третий (33,8 %) студент специальной медицинской группы оказался скорее удовлетворен, чем нет, в сравнении с 26,3 % активно занимающимися; затруднилась ответить четверть (26,2 %) респондентов специальной медицинской группы и 7,5 % активно занимающихся; скорее не удовлетворены 16,3 % студентов специальной медицинской группы, в сравнении с 3,8 % активно занимающихся; и вариант «Нет, совсем не удовлетворен» был отмечен 7,5 % опрошенных специальной медицинской группы против 1,2 % активно занимающихся спортом (рис. 3).
Рис. 3. Уровень удовлетворенности состоянием здоровья (в процентах от числа опрошенных, п = 600): 1 - «Да, вполне»;
2 - «Скорее да, чем нет»; 3 - «Трудно сказать»; 4 - «Нет, совсем не удовлетворен(а)»
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что при сопоставлении данных категорий студенческой молодежи наблюдается значи-
тельная разница уровня удовлетворенности состоянием их здоровья. А именно, большая часть студентов специальной медицинской группы отметила варианты «Скорее удовлетворен, чем нет», «Трудно сказать», «Нет, совсем не удовлетворен», а также «Да, вполне», в то время как лица, активно занимающиеся спортом, в основном выбрали ответ «Да, вполне удовлетворен» и «Скорее да, чем нет».
Современные социальные реалии требуют качественного осмысления места и роли здоровья в системе ценностей, анализа ценностных ориентаций и жизненных практик студенческой молодежи как фактора социальных изменений. Изменение базовых принципов организации жизнедеятельности общества на постсоветском пространстве привело к модификации всех групп населения. Отмеченные в общественном мнении разнонаправленность, диверсификация образцов поведения, индифферентность, апатия, за которыми остаются непонятными базовые ценности, ориентации и стратегии поведения молодых, безусловно, требует научного осмысления. Исследования социальных установок молодежи на здоровый образ жизни требуют учитывать неоднородность данной страты, включающей в себя группы со своеобразной структурой мотивации. Такой взгляд на проблему откроет возможности для более глубокого осмысления наиболее значимых детерминант различий и сходств в повседневном поведении данной социальной группы, а это, в свою очередь, может отразиться на социальном статусе.
Специфическая особенность социального статуса студенчества, его устремленность в будущее обусловливает особую его социальную значимость. Наследуя и воспроизводя сложившиеся общественные отношения, каждое новое поколение обеспечивает сохранение целостности общества и участвует в его совершенствовании и преобразовании на основе своего инновационного потенциала, тем самым осуществляя как развитие молодежи, так и общества в целом.
Оценивая свой социальный статус по десятибалльной шкале, студенты специальной медицинской группы ответили в среднем на 6,7, тогда как респонденты, активно занимающиеся спортом, на 8, тем самым определяя различие на 1,3 балла в пользу студентов, активно занимающихся спортом.
В результате проведенного исследования была установлена тесная связь основ здорового образа жизни с уровнем удовлетворенности состоянием здоровья, а также социальным статусом студенческой молодежи. Деление студентов на две категории (активно занимающихся спортом и специальной медицинской группы) продемонстрировали эту связь. Тем самым реально просматривается, что физкультурно-оздоровительной деятельностью вне университета занимаются далеко не все студенты специальной медицинской группы. То же самое можно сказать и об основах здорового образа жизни, где их соблюдение в большей степени определено студентами, активно занимающимися спортом. Вследствие этого уровень удовлетворенности состоянием здоровья у студентов, активно занимающихся спортом, значительно выше, а это, в свою очередь, повышает самооценку социального статуса, что в особенности очень важно для молодых людей. Молодость - это некий фундамент, определяющий формирование взрослого человека в будущем.
Анализируя проблемы формирования здорового образа жизни молодого поколения, можно также утверждать, что многое зависит от региона про-
живания, уровня социализации молодежи и ее идентификации с территорией проживания. Ученые считают, что региональные особенности определяют своеобразие условий жизни и накладывают свой отпечаток на все происходящие здесь процессы. К таковым относятся:
- климат, ландшафт, природные ресурсы, которые существенно влияют на условия жизни населения;
- этнополитические, культурно-исторические, религиозные, демографические и прочие характеристики, имеющие на данный момент значение объективных факторов жизнедеятельности населения, среды обитания людей и основы формирования устойчивых традиций и правил поведения [6, с. 238].
Все большее влияние на состояние здоровья молодых россиян в последние годы оказывают социокультурные факторы: культурные традиции, уровень образования и характер труда родителей, культура здоровья и восстановления собственных ресурсов. Отсутствует прямая зависимость между ростом благосостояния семьи и улучшением здоровья детей. Фундаментом построения новой модели укрепления здоровья молодого поколения является соединение культуры семьи и необходимого уровня жизни [7].
При анализе влияния социокультурных изменений на процессы формирования новых жизненных стратегий российской молодежи необходимо помнить, что в связи с трансформациями в обществе резко возрастает зависимость поведения человека не только от его принадлежности к тому или иному социальному слою, но и от его индивидуального жизненного ресурса [8]. Влияние социокультурных ценностей на жизненные стратегии трудоспособного населения требует формирования новых социальных норм, ролей, новых ценностей как для отдельных индивидов, так и для целых трудовых коллективов, социальных групп и слоев населения. Сфера распространения жизненных стратегий различных социальных групп обусловливается уровнем социально-экономического и культурного развития общества [9]. В современной России можно наблюдать формирование различных жизненных стратегий: жизненного благополучия, выживания, жизненного успеха, самореализации. В условиях низкого уровня развития производства и сферы услуг, углубляющегося экономического кризиса стратегии жизненного благополучия получают наибольшее распространение. При усилении влияния новой системы ценностных ориентаций на поведение людей, социальных групп с небольшим жизненным ресурсом, невысоким статусом и ухудшающимся материальным положением можно наблюдать формирование стратегии выживания. В условиях увеличивающейся ценности духа индивидуализма, суверенитета личности, свободной конкуренции все более привлекательными становятся стратегии жизненного успеха, стратегии самореализации, которые опираются на все виды активности, предприимчивости, инициативы человека [10].
Идея здорового образа жизни представляет собой концепцию социальной политики, основанную на признании высокой значимости здоровья, ответственности за его сохранение со стороны государства, индивида, социальной группы и общества в целом. Можно констатировать, что исследование социальных факторов здоровья детей и подростков становится более основательным и продуктивным, в то время как в отношении здоровья молодежи и студенчества сохраняется дефицит информации, связанный с недостаточностью принятых в системе медицинской и ведомственной статистики показа-
телей и ограниченности исследовательских возможностей. Такое положение обусловлено тем, что образ жизни студенчества как социальной группы объективно определен ее противоречивой позицией в обществе. Характер проблемы требует, чтобы в ее изучении сочетались не только социальномедицинский и психолого-педагогический, но и социологический подход, что позволит обеспечить более корректную социальную оценку факторов и тенденций в отношении здоровья студенческой молодежи. Современные социальные и политические реалии требуют поиска эффективных механизмов формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, нового качественного осмысления государственной молодежной политики.
В условиях кризиса социальной сферы, когда для многих ориентация на собственные силы является довольно трудноразрешимой проблемой, необходимы специальные меры по оказанию помощи в обеспечении собственной жизнедеятельности в условиях повседневного быта [11]. И путь здесь во многом уже определен - это максимальное улучшение физического состояния на базе оптимизации образа жизни. Институциональные основы социальной организации физкультурно-оздоровительной работы среди студенческой молодежи требуют внедрения инновационных социальных технологий на базе программно-целевого метода, обеспечивающего социальное стратегическое программирование в управлении физкультурно-оздоровительной деятельностью с целевой установкой на оздоровление образа жизни. Процесс кардинального изменения основ политической и экономической жизни требует создания принципиально новой управленческой системы. Такая система должна, по мнению авторов, предполагать переход от ставшего традиционным стиля мышления, когда основным являются права, льготы и гарантии, к поиску путей, средств и методов реализации, конституционных прав молодежи на социальное благополучие, в том числе и на его обеспечение путем доступа к потенциалу спорта. Хотелось бы, чтобы институт спорта значительно повлиял на переориентацию определенных требований в системе образования России, включая дополнительные занятия в вузах по физической культуре, которые помогут найти выход из сложившейся ситуации. При этом нельзя упускать из виду ее теоретическую часть: молодежь должна быть осведомлена в вопросах физического воспитания, культуры, этики. Многогранный подход к проблеме позволяет глубже отобразить и выходы из этой сложившейся ситуации. Актуальным на сегодняшний день остается и квалификация специалистов, которая неизбежно повысится при увеличении заработанной платы. И при реализации данных подходов можно будет наблюдать, что повышение социального статуса молодого поколения напрямую будет зависеть от удовлетворенности состоянием здоровья. Удачное развитие предлагаемой системы - залог будущего России, в котором нам нужно здоровое счастливое поколение.
Список литературы
1. Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. - Т. 16. - М., 1988.
2. Сохань, Л. В. Образ жизни молодежи / Л. В. Сохань // Социология молодежи: энциклоп. словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. - М. : Academia, 2008.
3. Римашевская, Н. М. Здоровье человека - здоровье нации / Н. М. Римашев-ская // Экономические стратегии. - 2006.- № 1.
4. Лисицин, Ю. П. Концепция факторов риска и образа жизни / Ю. П. Лисицин // Здравоохранение РФ. - 1998. - № 3.
5. Николаев, Ю. М. Физическая культура и основание сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 8.
6. Журавлева, И. В. Отношение к здоровью индивида и общества / И. В. Журавлева. - М. : Наука, 2006.
7. Падиарова, А. Б. Социальное неравенство как фактор здоровья нового поколения россиян / А. Б. Падиарова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. - № 1.
8. Лапин, Н. И. Динамика базовых ценностей и социальное самочувствие россиян / Н. И. Лапин // Доклады Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и современные изменения в современной России». - М. : Альфа-М., 2007.
9. Кошарная, Г. Б. Социально-экономические условия формирования жизненных стратегий сельских жителей / Г. Б. Кошарная, Л. В. Рожкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. -№ 1 (9) - С. 30-37.
10. Эрштейн, Л. Б. Запретная теория ценностей: психологические и социологические следствия представления ценностей как динамических запретов / Л. Б. Эрштейн. - СПб., 2008.
11. Данилова, Е. А. Молодежь в региональном социуме: теоретический аспект / Е. А. Данилова, Е. В. Щанина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2010. - № 1 (13) - С. 62-69.
Букин Василий Петрович доктор социологических наук, профессор, кафедра государственного управления и социологии региона, декан факультета инновационных технологий обучения, Пензенский государственный университет
E-mail: [email protected]
Егоров Александр Николаевич старший преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта, Пензенский государственный университет
E-mail: вМ^егАу [email protected]
Bukin Vasily Petrovich Doctor of sociological sciences, professor, sub-department of public administration and regional sociology, dean of the department of innovation techniques in education,
Penza State University
Egorov Alexander Nikolaevich Senior lecturer, sub-department of physical training and sports, Penza State University
УДК 796.011.1 Букин, В. П.
Здоровый образ жизни студенческой молодежи в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности / В. П. Букин, А. Н. Егоров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 2 (18). - С. 105-113.