ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ,
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ _ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ_
Здоровый образ жизни в студенческие годы Парфенов А. Р.
Парфенов Андрей Романович /Parfenov Andrey Romanovich - студент, факультет государственного, муниципального управления и экономики народного хозяйства, Среднерусский университет управления (филиал) Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Орёл
Аннотация: статья посвящена одной из самых актуальных проблем современного общества - проблеме здорового образа жизни и влияния его на такую социальную группу как студенчество.
Abstract: the article is devoted to one of the most urgent problems of modern society - the problem of a healthy lifestyle and its impact on a social group as a student.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенчество, физическая культура, спорт. Keywords: healthy lifestyle, students, physical culture, sports.
В условиях современного мира довольно сложно придерживаться здорового образа жизни. Политическая и финансовая ситуации в стране, безработица, низкий уровень жизни - всё это нескончаемо ведёт к пристрастию к нездоровому образу жизни.
Студенчество - это неограниченная временными рамками стадия. Однако принято считать студентом молодого человека в возрасте от 17 до 25 лет. Это время психологи определяют так называемой конечной точкой развития индивида -студенческие годы являются последним периодом жизни, когда мы полностью погружены в социум. Это продиктовано тем, что время студенчества - это определение своего будущего, планирование. Помимо того, что студент формируется как личность, его определяют как воспроизводственный потенциал. Именно поэтому важно останавливать своё внимание на здоровом образе жизни. Актуальность темы здорового образа жизни вызвана проблемой возрастания и изменения характера нагрузок, связанных с ухудшением внешних условий: экологических, социальных, психологических [1].
Студенты относятся к числу наименее социально защищенных групп населения, в то время как специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют повышенные требования практически ко всем органам и системам их организма. Анализ научной литературы, посвященной здоровью студенческой молодежи, показывает, что за время обучения в вузе здоровье студентов не только не улучшается, но и в ряде случаев ухудшается [2].
Определяя понятие здорового образа жизни, мы поддерживаем точку зрения А. Смирнова, который отмечает, что «здоровый образ жизни — это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения определенного уровня благополучия без ущерба для жизни и здоровья [5].
Каковы элементы здорового образа жизни? В биологическом смысле речь идёт о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней
среды и изменениям состояний внутренней среды. Влияние на ЗОЖ оказывают следующие факторы:
1) окружающая среда;
2) вредные привычки;
3) питание;
4) спорт;
5) психоэмоциональное состояние;
6) сон.
Следует отдельно рассмотреть каждый из элементов.
Под окружающей средой принято понимать природные условия конкретной топографической местности, а также её экологическое состояние. Однако существует и малая окружающая среда - это условия жилища (квартира, комната в общежитии). Комфортная атмосфера в доме имеет большое влияние на психоэмоциональное состояние.
Вредные привычки - это чума XXI века. На базе Среднерусского университета -филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы был проведён опрос среди 60 молодых людей в возрасте от 17 до 22 лет. Они должны были ответить на два вопроса: «Курите ли Вы? Если да, то как часто?» и «Принимаете ли Вы алкоголь? Если да, то как часто?». Из 60 респондентов 24 принимают алкоголь регулярно (раз в неделю), 22 - только по особенным случаям (Новый Год, день рождения и т. д.), студентов, ведущих трезвый образ жизни - 14 человек. Из тех же 60 респондентов 27 курят сигареты, 6 предпочитают электронные сигареты, а 27 человек не курят вообще. Итоги данного опроса показали, что девушки на 47% подвержены вредным привычкам, а молодые люди - на 32%.
Неправильное питание - это реакция организма на ускоренный жизненный темп. Это как никогда прослеживается в студенческие годы, когда сессия, курсовые и дипломы, и времени на то, чтобы приготовить здоровую пищу, не хватает. Именно поэтому молодые люди отдают предпочтение «быстрой» еде.
В наше время идёт популяризация спорта. Мы провели исследование на базе Среднерусского университета - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы. 70 респондентам предстояло ответить на вопрос: «Занимаетесь ли вы спортом? И если да, то как часто?». 25,7% ответили, что не занимаются, 58% дали ответ, что периодически посещают тренажерные залы и спортплощадки, и только 16,3% занимаются систематически, два-три раза в неделю и более.
Особенное внимание стоит обратить на психоэмоциональное состояние. Студенты-первокурсники испытывают переживания насчёт смены школы на университет, знакомятся с новыми людьми, постоянно выходят из зоны комфорта. Выпускники же готовятся к новой самостоятельной жизни, а перед выходом из стен высшего образовательного учреждения им предстоит защитить диплом, сдать государственные экзамены. Все эти трудности, без сомнения, оставляют свой отпечаток на психоэмоциональном состоянии студентов.
Сон - это также дефицитная величина в условиях студенчества. 40 студентов Среднерусского университета - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы отвечали на вопрос: «Сколько часов в день Вы спите?». Им были предложены варианты ответа: а) 3-4 часа; б) 5-6 часов; в) 7-8 часов; г) более 8 часов. 3 человека выбрали первый вариант ответа, объясняя это тем, что им приходится совмещать учебу и работу, поэтому на сон времени практически нет; 19 человек спят по 5-6 часов, 15 человек - от 7 до 8 часов, и лишь трое спят более восьми часов.
Не стоит забывать и о влиянии на человека политических и финансовых сфер жизни. Студент - это будущее страны, которому в данной политике и с данными деньгами жить, строить карьеру, заводить детей. Особенно в последнее десятилетие уровень доверия студентов к власти падает, возрастает недовольство заработными
платами и наличием рабочих мест. Все эти эмоции формируют психоэмоциональное состояние. Организм испытывает стресс, отклоняясь от здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни на этапе студенчества является важнейшим социальным фактором, проходящим все уровни современного социума, влияя на основные сферы жизнедеятельности общества. Хотелось бы отметить, что сегодня - это главный социальный фактор, который ограждает от негативных последствий при переходе от этапа молодости к взрослой жизни. Ввиду недостаточности исследований взаимосвязи здорового образа жизни и социальных позиций студенческой молодежи, эти вопросы продолжают оставаться актуальными и в настоящее время [3].
К сожалению, сегодня далеко не каждый молодой человек, относящийся к группе «студенчества», в возрасте от 17 до 25 лет придерживается здорового образа жизни. Как можно на это повлиять? В первую очередь, воспитание с раннего детства закладывает в нас основу нашего восприятия. Системы ценностей, личностных ориентаций, вложенных в нас, развивают нас как индивидуумов. Далее следует обращать внимание на инфраструктуру. Важным рычагом воздействия является, несомненно, пропаганда СМИ и информационно-просветительская работа.
Повышение уровня здоровья молодых людей зависит от многих факторов, однако решающим среди них является позиция самого человека, его отношение к собственному здоровью. Физкультурно-оздоровительную деятельность необходимо рассматривать как важнейшую из видов деятельности, имеющих социально -культурный характер, ибо ее предметом, целью и главным результатом является развитие самого человека [4].
Подводя итог данной статье, нужно отметить, что внедрение инновационных социальных технологий в развитие здорового образа жизни крайне необходимо. Переход от традиционного стиля мышления к поиску путей, средств и методов реализации конституционных прав молодёжи на социальное благополучие, в том числе на его обеспечение путём доступа к потенциалу спорта, станет спасением от катастрофы. Не стоит оставлять без внимания влияние института спорта на систему образования Российской Федерации - требуется введение дополнительных занятий физической культурой, переоборудование спортивных залов, установка новых снарядов. Важна также теоретическая часть. Немаловажным на сегодняшний день остаётся вопрос квалифицированности специалистов, работающих на должностях учителей и преподавателей физической культуры. Качество кадров можно повысить лишь с помощью переаккредитации и повышения заработной платы. Институту спорта, образования и нам самим не стоит забывать, что студенчество - это будущее страны, и мы нужны России здоровыми и счастливыми.
Литература
1. Алмагамбетова Д. Т., Гарипова А. З. Здоровый образ жизни и физкультурно-оздоровительная деятельность в общественной жизни студентов // Психология, социология и педагогика, 2015. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4413/ (дата обращения: 11.11.2016).
2. Батрымбетова С. А. Здоровье и социально-гигиеническая характеристика современного студента // Гуманитарные методы исследования в медицине: состояние и перспективы. Саратов, 2007. С. 165-179.
3. Букин В. П., Егоров А. Н. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2011. № 2 (18). С. 105-113.
4. Николаев Ю. М. Физическая культура и основание сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры, 2003. № 8.
5. Смирнов А. Т. Здоровый образ жизни и безопасность человека // Технологии гражданской безопасности, 2004. № 3. С. 97-99.
38