Научная статья на тему 'ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
206
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фаттахова А.А.

Актуальность темы статьи определена высокой социально-экономической значимостью здоровья и ведения здорового образа жизни среди студенческой молодежи. В статье с позиций современной науки раскрываются понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фаттахова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Фаттахова А.А.1

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,

г. Стерлитамак

Актуальность темы статьи определена высокой социально-экономической значимостью здоровья и ведения здорового образа жизни среди студенческой молодежи. В статье с позиций современной науки раскрываются понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».

Ключевые слова: здоровый образ жизни, физкультурно-оздоровительная деятельность.

Трактовка понятия «здоровый образ жизни» обычно раскрывается в виде типичной совокупности форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности человека, объединяющей нормы, ценности, смыслы регулируемой ими деятельности и ее и результаты, укрепляющие адаптивные возможности организма, способствующие полноценному выполнению учебно-трудовых, социальных и биологических функций.

Здоровый образ жизни выражает ориентированность деятельности личности в направлении развития, сохранения и поддержания как индивидуального, так и общественного здоровья.

Главными элементами здорового образа жизни являются:

- режим труда и отдыха;

- организацию сна;

- режим питания;

- организацию двигательной активности;

- выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;

- отказ от вредных привычек [Печерская А.В].

В научной литературе есть ряд работ, посвященных исследованию физкультурных интересов и мотиваций, уровню физической подготовленности, организации учебной деятельности направленной на улучшение физического состояния студенческой молодежи. Однако в этих работах отсутствует взаимосвязь между решаемыми проблемами. Общеизвестно, что в последнее время внимание ученых ложится на факторы, оказывающие воздействие на отношение студенческой молодежи к физкультурно-оздоровительной деятельности. Что связано с тем, что попытки в решении проблемы формирования у студентов положительного отношения к физкультурно-оздоровитель-

1 Научный руководитель: Волкова Е.А., старший преподаватель.

ной деятельности на основе традиционных представлений и обыденных методов не дают положительного эффекта, необходимы принципиально новые подходы. В ряде работ обращается внимание на необходимость информационного подхода к решению проблемы повышения физкультурной грамотности студенческой молодежи. Недостаточно исследований, посвященных совершенствованию педагогической организации информационного воздействия на отношение студенческой молодежи к физкультурно-оздоровительной деятельности. В современных условиях все возрастающее значение приобретает физкультурно-оздоровительная деятельность. Более того, имеются все основания полагать, что социально обусловленная необходимость целенаправленного совершенствования здоровья студенческой молодежи должна трансформироваться в культурную потребность, в стремление к физическому совершенствованию. Поэтому проблема формирования, а в последующем поддержания уровня физической активности, ведения здорового образа жизни является весьма актуальной.

Установка личности на здоровый образ жизни и укрепление его здоровья - базовые общечеловеческие ценности, поэтому на нынешнем этапе развития российского общества здоровье нации приобретает приоритетное значение. Возникла новая тенденция отказа от стереотипных подходов к здоровью, поиску новых методик оздоровления, переходу к здоровь-есберегающему поведению, признанию основой собственного здоровья -здоровый образ жизни. О чем свидетельствует принятие целого ряда законов, директивных документов и объявлений года, посвященных в той или иной мере реализации проблемы, связанной с сохранением здоровья молодого поколения, охраной репродуктивного здоровья, улучшения физического развития и физической подготовленности молодого поколения с учетом влияния среды проживания, обучения и жизнедеятельности.

Современные студенты - это главный трудовой резерв России, это будущие родители, и их здоровье и благополучие выступает залогом здоровья и благополучия всего народа. В связи с этим огромное значение имеет исследование мотивов, интересов и потребностей нынешней молодежи в занятиях физической культурой и спортом.

Однако анализ реальной практик показывает тенденцию ухудшения здоровья молодого поколения, обострения сердечно-сосудистых болезней и других инфекционных и хронических заболеваний, а также нынешняя степень урбанизации, научно-технического прогресса, комфортности выступают причинами хронического «двигательного голода». По информации Мин-здравсоцразвития РФ, лишь 30 % студентов вузов являются практически здоровыми, у остальных 70 % имеются отклонения в состоянии здоровья.

Студенты, особенно в начальный период обучения, являются самой уязвимой частью молодежи, по причине того, что сталкиваются с определенными трудностями, связанные с превышением учебной нагрузки, низкой

двигательной активностью, некоторой свободой в студенческой жизни, проблемами в межличностном и общественном общении.

Студенческая молодежь - благоприятная социальная среда для проведения разнообразных таких профилактических мероприятий, как лекции, беседы по вопросам ВИЧ-инфекций, табакокурения, принятия наркотиков и др. В данной возрастной группе происходит изменения стратегии поведения, касающегося здоровья. В тоже время данная возрастная группа считается уязвимой по отношению к распространению инфекционных заболеваний, употреблению наркотиков.

Высшие учебные заведения представляют собой последнюю ступень в образовательной сфере, где еще возможно оказывать воспитательное воздействие и формировать мотивацию к здоровому образу жизни. Формирование в каждом ВУЗе условий по созданию у студенческой молодежи мотивации к здоровому образу жизни с помощью повышения информированности о влиянии на здоровье отрицательных факторов и возможности их предупреждения, - должны стать основной частью педагогической деятельности.

Одна из основных причин формирования здорового образа жизни студенческой молодежи - соблюдение студентами режима дня, который устанавливает для них определенный порядок действий в течение суток. В связи с этим, следует побуждать студенческую молодежь к сохранению и укреплению здоровья, пропагандировать и поддерживать здоровый образ жизни среди студенческой молодежи.

Очередным элементом здорового образа жизни студенческой молодежи считается рациональное питание. Значение нормального питания как для студентов, ведущих активный образ жизни, сложно переоценить. Питание влияет на нашу продолжительность жизни, на склонность к заболеваниям и иммунитет, на физическое развитие, трудоспособность и способность к воспроизводству себе подобных. В целом организация питания студентов, должна возмещать суточные энергозатраты, в состав рациона необходимо включать достаточное количество основных питательных веществ в сбалансированном отношении. Кроме того рацион должен состоять из продуктов растительного и животного происхождения и обеспечивать поступление в организм незаменимых аминокислот, полиненасыщенных жирных кислот, фосфолипидов, витаминов и минералов.

Кроме того, существенное значение в повышении мотивации к занятиям физической культурой и спортом должно отводиться использованию инновационных подходов и современных оздоровительных технологий в учебно-образовательном процессе физического воспитания студенческой молодежи. Первоначальной задачей в образовательном учреждении должно быть создание условий для разработки мер по внедрению здоровьесберегающих технологий. Основной целью в решении задач здоровьесбережения должен стать поиск эффективных форм образования, направленных на оздоровле-

ние и формирование у учащихся системы ценностей с приоритетом здоровья как одной из высших ценностей.

Физкультурно-оздоровительная деятельность и достигнутый результат в физическом совершенстве положительно влияют на овладение физкультурно-оздоровительная умениями и навыками, состояние здоровья и дальнейшую дееспособность.

Физкультурно-оздоровительная деятельность - это деятельность человека, которая направлена на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы. Физкультурно-оздоровительная деятельность представляет собой совокупность - ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей человека.

Значительная роль физических упражнений, в сохранении и оздровле-нии студенческой молодежи, поддержании высокого уровня работоспособности доказана многочисленными исследованиями, которые свидетельствуют, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении «коронарной эпидемии», предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни [Холодов, Кузнецов, 2009: 51].

Таким образом, регулярная физкультурно-оздоровительная деятельность развивает организм и укрепляют его здоровье. Следует внедрять в образовательный процесс знания, направленные на формирования здорового образа жизни, начиная с самого раннего возраста и заниматься самовоспитанием личности. В этой связи формирование здорового образа жизни в образовательном процессе вуза, сознательного отношения студентов к собственному здоровью, физическому и психическому состоянию существенно актуализируется на всех возрастных этапах развития личности и выступает как социально-значимая задача. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи в образовательном пространстве высшего учебного заведения является определяющей основой всестороннего и гармоничного развития личности обучаемого, его образа жизни и жизненной позиции. В формировании здорового образа жизни наиважнейшей должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровье студентов, формирование активной мотивации заботы о своем здоровье и здоровье находящихся вокруг людей.

Список литературы:

1. Викторов Д.В. Физкультурное образование: фактор здоровьесбере-гающей компетентности студенческой молодежи // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 387. - С. 194-202.

2. Любина Н.В. Роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни студента // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 3-12. - С. 81-84.

3. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие: уч. пособие. - М., 2008. - 149 с.

4. Печерская А.В., Проскурина Е.Ф. Здоровый образ жизни студента // Студенческая наука XXI века. - 2016. - № 2-1 (9). - С. 226-229.

5. Пузиков Ю.К. Физическая культура и здоровый образ жизни студента // В сборнике: Проблемы фундаментальной подготовки в школе и ВУЗе в контексте современности. Межвузовский сборник научных работ. - 2014. -С. 161-167.

6. Серебряков Г.О., Егоров В.Н. Анализ заболеваемости и физической активности студентов вуза // Физкультура и здоровье: молодежная наука и инновации: сборник научных трудов / Под ред. Е.Д. Грязевой. - Тула: Изд-во ТУЛГУ 2011. - С. 155-157.

7. Смурыгина Л.В. Формирование здорового образа жизни студента средствами физической культуры // Молодой ученый. - 2015. - № 8. -С. 444-445.

8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие. - М.: Академия, 2009. - 480 с.

9. Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Филимонова С.Н. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: учебное пособие. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2009. - 250 с.

10. Югова Е.А. Анализ структуры и содержания здоровьесберегающей компетенции студентов педагогического вуза / Е.А. Югова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева Т. 1. Психолого -педагогическая наука. - 2011. -№ 3 (17). - С. 231-217.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС «МЕТОДИКА АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ»

© Федорченко Т.Д.

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается междисциплинарный курс «методика адаптивного физического воспитания отнесенных к специальной медицинской группе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.