Научная статья на тему 'Формирование здоровьесберегающих компетенций студентов высшей школы в области физической культуры'

Формирование здоровьесберегающих компетенций студентов высшей школы в области физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / КОМПЕТЕНЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ / HEALTHY LIFESTYLE / COMPONENTS OF A HEALTHY LIFESTYLE / COMPETENCE OF HEALTH SAVING / STUDENT YOUTH / TECHNOLOGIES OF FORMATION OF HEALTH SAVING COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Лукина Елена Вячеславовна, Терехина Анастасия Евгеньевна

В статье авторы обращаются к рассмотрению вопроса формирования здоровьесберегающих компетенций студентов высшей школы. Актуальность обращения к теме исследования вызвана тем фактом, что здоровый образ жизни молодёжи сегодня является основным средством укрепления и сохранения здоровья, ведущим компонентом здорового образа жизни личности, условием активной жизнедеятельности и долголетия. Авторы определяют компоненты здорового образа жизни и факторы, оказывающие влияние на физическое здоровье. Авторы приходят к мнению, что знания в области физической культуры представляют собой основу формирования интеллекта, оказывают весьма существенное влияние на совершенствование физической природы человека. Одной из методик формирования специальных знаний в области физической культуры авторы называют: создание электронного учебника и учебно-методических комплексов; автоматизированные программно-аппаратные комплексы и универсальные компьютерные комплексы, способствующие задачам коррекции собственного здоровья и удовлетворения личностно-значимых потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Лукина Елена Вячеславовна, Терехина Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HEALTH-PRESERVING COMPETENCIES OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE

In the article, the authors address the issue of the formation of health-saving competencies of high school students. The urgency of referring to the research topic is due to the fact that the healthy lifestyle of young people today is the main means of strengthening and preserving health, a leading component of a healthy lifestyle of an individual, a condition for active life and longevity. The authors identify components of a healthy lifestyle and factors that affect physical health. The authors come to the conclusion that knowledge in the field of physical culture is the basis for the formation of intelligence, have a very significant impact on the improvement of the physical nature of man. One of the methods of formation of special knowledge in the field of physical culture, the authors call: the creation of an electronic textbook and teaching and methodical complexes; automated hardware and software systems and universal computer complexes that contribute to the tasks of correcting one’s own health and satisfying personal needs.

Текст научной работы на тему «Формирование здоровьесберегающих компетенций студентов высшей школы в области физической культуры»

теории и практике, показали необходимость и целесообразность системной организации их подготовки к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности.

Определено, что в целях организации качественной подготовки будущего педагога в области правоведения и правоохранительной деятельности необходимо:

- обеспечить подготовку студентов к использованию средств современных информационных технологий как инструмента решения профессиональных задач;

- обеспечить направленность информационной подготовки педагога в области правоведения и правоохранительной деятельности к современному информационно-правовому пространству на основе отбора и конструирования содержания обучения;

- использовать в образовательном процессе специализированные информационно-программное обеспечение;

- подбирать современное программное обеспечение на основе изучения и анализа рынка современных информационных продуктов.

Литература:

1. Ваганова О.И., Булаева М.Н., Седых Д.В. Правовая компетентность студентов: сущность, подходы к формированию и оцениванию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 53-56.

2. Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формирование правовой компетенции студентов в условиях информатизации общества // В сборнике: Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 50-52.

3. Ваганова О.И., Седых Д.В., Пирогова А.А. Правовые основы электронного обучения в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 56-59.

4. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Политеоретические основы профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 2.

5. Маркова С.М., Полунин В.Ю. Экономические, технические и социальные предпосылки интеграции профессионального образования и производства // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 158-164.

6. Царапкина Ю.М. Глава 7. Формирование готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве аграрного вуза: Коллективная монография / В.А. Шабунина, Л.П. Илларионова и др. / М.: Перспектива, 2018. - 184 с.

7. Царапкина Ю.М. Использование информационных технологий в профориентации как основа профессионального самоопределения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017. Т.14. №4. С. 430-434.

Педагогика

УДК 378.17

кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Лукина Елена Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Терехина Анастасия Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье авторы обращаются к рассмотрению вопроса формирования здоровьесберегающих компетенций студентов высшей школы. Актуальность обращения к теме исследования вызвана тем фактом, что здоровый образ жизни молодёжи сегодня является основным средством укрепления и сохранения здоровья, ведущим компонентом здорового образа жизни личности, условием активной жизнедеятельности и долголетия. Авторы определяют компоненты здорового образа жизни и факторы, оказывающие влияние на физическое здоровье. Авторы приходят к мнению, что знания в области физической культуры представляют собой основу формирования интеллекта, оказывают весьма существенное влияние на совершенствование физической природы человека.

Одной из методик формирования специальных знаний в области физической культуры авторы называют: создание электронного учебника и учебно-методических комплексов; автоматизированные программно-аппаратные комплексы и универсальные компьютерные комплексы, способствующие задачам коррекции собственного здоровья и удовлетворения личностно-значимых потребностей.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, компоненты здорового образа жизни, компетенции здоровьесбережения, студенческая молодёжь, технологии формирования здоровьесберегающих компетенций.

Annotation. In the article, the authors address the issue of the formation of health-saving competencies of high school students. The urgency of referring to the research topic is due to the fact that the healthy lifestyle of young people today is the main means of strengthening and preserving health, a leading component of a healthy lifestyle of an individual, a condition for active life and longevity. The authors identify components of a healthy lifestyle and factors that affect physical health. The authors come to the conclusion that knowledge in the field of physical culture is the basis for the formation of intelligence, have a very significant impact on the improvement of the physical nature of man.

One of the methods of formation of special knowledge in the field of physical culture, the authors call: the creation of an electronic textbook and teaching and methodical complexes; automated hardware and software systems and universal computer complexes that contribute to the tasks of correcting one's own health and satisfying personal needs.

Keywords: healthy lifestyle, components of a healthy lifestyle, competence of health saving, student youth, technologies of formation of health saving competences.

Введение. Изменение приоритетов государства в отношении здорового образа жизни студентов отражает тот факт, что на сегодняшний день здоровый образ жизни молодого поколения - это основное средство укрепления и сохранения здоровья, ведущий компонент здорового образа жизни человека, условие активной жизни и долголетия, это общечеловеческая культура.

Здоровый образ жизни отмечен активным участием человека в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности. Относительно биологического аспекта речь идёт о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям и изменениям состояний внешней среды. К компонентам здорового образа жизни исследователи относят:

- воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

- окружающую среду (благоприятную и безопасную для жизнедеятельности);

- знания о влиянии на здоровье предметов окружающего мира;

- отказ от вредных привычек (курения, употребления наркотических средств и алкоголя);

- рациональное питание, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека;

- физически активная жизнедеятельность (выполнение специальных физических упражнений в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями);

- соблюдение гигиены организма (правила личной и общественной гигиены);

- знания правил оказания первой медицинской помощи;

- закаливание организма.

Изложение основного материала статьи. Многочисленные исследования констатируют, что наполовину образ жизни человека в условиях микросреды, общества определяется состоянием здоровья личности [2,8]. Выделяются факторы, существенно влияющие на физическое здоровье человека, к ним относятся система питания, различные физические нагрузки, состояние дыхания, закаливающие процедуры, гигиенические процедуры. Многочисленные публикации отмечают недостаточную физкультурно-спортивную активность студенческой молодёжи (М.Я. Виленский, Л.С. Дворкин, Г.К. Зайцев, Г.К. Карповский, Л.Е. Матузов и др.), особую настороженность вызывает массовое употребление студентами алкоголя, курения, различных наркотических средств и т.п. Кроме того, у значительной части студенческой молодёжи начинают проявляться тревожные или депрессивные расстройства различной степени выраженности. Обычно её увязывают с высоким уровнем информационной нагрузки, крайне возрастающей в период зачётно-экзаменационной сессии, дефицитом времени, повышенными требованиями к решению проблемных ситуаций, жёстким контролем и регламентацией ритма жизни (И.М. Соколова).

Студенческий возраст и высшее образование оказывают огромное влияние на человека, на развитие его психики, на формирование его мышления. Обучение в вузе требует высокого уровня интеллектуального развития, восприятия, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, логики.

Данные обобщенного доклада «Молодежь России» отражают весьма негативные показатели современного отечественного социокультурного пространства: 40% юношей и 30% девушек регулярно употребляют алкоголь, около 10% молодежи пробовали наркотики, 32,8 подростка из каждых 100 000 кончают жизнь самоубийством [13].

Практически во всех регионах России в среднем по стране более 60% школьников и 85% студентов имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. В связи с этим особая роль отводится физической культуре. Физическое воспитание является базовой формой, призванным содействовать устранению отклонений в состоянии здоровья и его укреплению, всестороннему физическому развитию, воспитанию профессиональных качеств и способностей, устранению вредных влияний образовательного процесса на обучающегося.

У студентов нет интереса к физической культуре, в то время как при наличии интереса к занятиям значительно повышается работоспособность, а его отсутствием является утомление за более короткий промежуток времени [7]. Поэтому теоретические знания, предусмотренные на лекциях и методико-практических занятиях, необходимо увязывать с профессиональными и личностными потребностями студентов.

Изучение профессиограмм специалистов, выпускаемых вузами, показало, что для большинства профессий медицинскими противопоказаниями являются заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы, опорно-двигательного аппарата, расстройства внимания, мышления. При наличии таких заболеваний работа по профессии может приводить к ухудшению здоровья, а также создавать непреодолимые препятствия для освоения и роста в рамках профессии. На уровень здоровья занимающихся физическими упражнениями оказывает также большое влияние недостаток соответствующих знаний в области физической культуры, строения и функционирования собственного организма, отсутствие методических умений и сформированных потребностей. Формирование здоровьесберегающих компетенций следует начинать с оценивания уровня физического состояния организма человека, его функциональных показателей. Немаловажную роль играет постановка задач по коррекции физического статуса студента. Эти вопросы студенты прорабатывают в процессе освоения теоретического материала и на методико-практических занятиях.

В высших учебных и общеобразовательных заведениях программа физической культуры должна предусматривать пути и целенаправленные воздействия на развитие выносливости, скоростных и силовых способностей, гибкости, улучшения состояния сердечной, сосудистой и дыхательной системы, способствовать профилактике близорукости у студентов, нарушений опорно-двигательного аппарата.

По мнению ученых, изучение теоретического материала в рамках преподавания дисциплины «Физическая культура» довольно значимо. Это связано с тем, что целенаправленность и эффективность

процесса физического воспитания значительно повышается, если студенты интересуются историей спорта, олимпийских игр, физиологией человека.

Знания представляют собой основу формирования интеллекта, оказывают весьма существенное влияние на совершенствование физической природы человека. Этот факт позволяет рассматривать их как важный фактор всестороннего, гармонического развития личности.

Состояние здоровья, образ жизни молодого поколения неразрывно связаны с качеством профессиональной деятельности будущего специалиста. Это подтверждает положение о важности овладения обучающимися знаниями о сущности здоровья и здоровьесберегающих технологиях, о существующих способах и методах укрепления своего здоровья [4].

Важнейшим условием полноценного выполнения молодым специалистом своей профессиональной деятельности является формирование и укрепление позитивной мотивации на здоровье, здоровый образ жизни во время получения профессионального образования. В настоящее время требования к результатам освоения программы по физической культуре в вузе устанавливаются в форме компетенций, которые включают знания и соблюдение норм здорового образа жизни, гигиеническую и физическую культуру, свободу и ответственность выбора образа жизни.

Основываясь на стандартах высшего образования компетенция (от лат. сompetere — соответствовать, подходить) выступает способностью применять знания, умения и качества личности для продуктивной деятельности в выбранной профессиональной сфере. Анализируя специальную литературу, мы пришли к выводу о проявлении компетентности студентов в вопросах здоровьесбережения: готовность к самостоятельному решению задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья [11].

По нашему мнению, здоровьесберегающие компетенции выступают готовностью индивида приобретать знания о человеке, состоянии его здоровья и ведении здорового образа жизни, формировать ценности здоровьесберегающей деятельности по отношению к себе и окружающим; в потребностях осваивать способы здоровьесохранения, которые ориентированы на самопознание и самореализацию.

В настоящее время существуют различные методики формирования специальных знаний в области физической культуры, но в основном они связаны с преподаванием элементарных или узко специальных знаний в процессе проведения практических занятий. Приходится констатировать, что процесс передачи и усвоения знаний является наиболее слабым звеном в физическом воспитании. В связи с этим возникает настоятельная необходимость разработки новых методических подходов, связанных с формированием знаний занимающихся физической культурой и применением этих знаний на практике.

Вопрос об изменении традиционных подходов к физическому воспитанию молодого поколения в результате получения ими профессионального образования оказывается актуальным и своевременным. Чтобы повысить уровень знаний студентов по теории и практике изучения дисциплин, многие вузы используют опыт внедрения инновационных методик: создаются электронные учебники и учебно-методические комплексы, которые способствуют повышению интереса обучающихся к содержанию теоретических и методических аспектов физической культуры, к практическим занятиям, к самосовершенствованию, к самостоятельным занятиям физическими упражнениями [3, 5]. К инновационным технологиям в области преподавания физической культуры следует отнести автоматизированные программно-аппаратные комплексы и универсальные компьютерные комплексы, позволяющие объективно оценить функциональное состояние организма, произвести оценку текущего уровня развития психофизических качеств, что может быть использовано преподавателями физической культуры для подбора физических упражнений с целью развития и коррекции профессионально-значимых качеств. В качестве комплексного контроля эффективности физического воспитания студентов может быть использована динамика получаемых показателей.

В Законе «Об образовании в РФ» № 273-Ф3 (в главе 2, статье 16) находят свое отражение новые формы получения образования с применением информационно-коммуникационных технологий. В нем отмечается, что при реализации образовательных программ с применением информационно-коммуникационных технологий должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и т.д. [9]. Вопросами использования информационно-коммуникационных технологий в формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов вуза посвящены исследования ряда авторов (М.В. Кручинин, Г.А. Кручинина, Е.Г. Светкина, Н.В. Лапчинская и др.) [10].

Для обеспечения необходимого уровня познавательно-преобразовательного горизонта проводимых физкультурных и спортивно-оздоровительных мероприятий со студентами, в которых применяются физкультурно-оздоровительные технологии, были выделены компоненты готовности физкультурно-оздоровительных технологий, способствующих эффективному формированию здоровьесберегающих компетенций: - когнитивный, представленный системой знаний о здоровье и его факторах: здоровом образе жизни, способах оздоровления, знаний о повышении сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды и повышении резервов здоровья; - ценностно-потребностный, способствующий формированию потребностей, соответствующих морально-этическим нормам, выработанным в процессе развития общества; - эмоционально-волевой, который формирует ответственное и позитивное отношение к собственному здоровью, способствует сохранению и укреплению здоровья; - деятельностно-практический, способствующий вовлечению обучающихся в процесс творческой самореализации, самоактуализации, самосовершенствования [6].

Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс дисциплины «Физическая культура» эффективно в ходе: - практической реализации личностноориентированных, индивидуальных программ оздоровления; - обеспечения повышения интереса и мотиваций к физкультурно-оздоровительной, учебно-познавательной деятельности студентов; - экономии времени на этапах закрепления учебной информации и проверки усвоения материала здоровьесберегающей направленности; - создания возможности преподавателю комплектовать учебные группы, в которые объединяются студенты, имеющие идентичные проблемы в состоянии здоровья; - самостоятельного освоения студентами ценностей физической культуры; - практической самоорганизации здорового образа

жизни, овладения практикой и методикой развития личностных качеств для успешной профессиональной деятельности и конкурентоспособности на рынке труда.

Выводы. Процесс формирования здоровьесберегающих компетенций должен быть основан на концепции формирования физической культуры личности; на применении различных форм здоровьесберегающей деятельности; на использования инновационных форм обучения, в том числе использовании информационно-коммуникационных технологий; на индивидуализации обучения в зависимости от мотивации студентов, состояния их здоровья; на учете психологических параметров и образа жизни и т.п. В вузе эта миссия возложена на дисциплины, входящие в базовую часть профессионального цикла практически всех направлений подготовки студентов: «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», «Культурология», «Психология».

Таким образом, формирование здоровьесберегаюших компетенций связано с организацией и содержанием обучения, где обучающийся решает задачи коррекции собственного здоровья и удовлетворения личностно-значимых потребностей. Как показан опрос, студенты выражают удовлетворенность занятиями и интерес к физической культуре, если они: 1) получили оптимальную нагрузку; 2) научились новым двигательным умениям; 3) получили знания образовательного характера; 4) в занятии присутствовал элемент соперничества. При создании мотивационной среды необходимо учитывать, что каждый студент обладает определённым жизненным опытом, поэтому ему интересно, если его опыт учитывается в приобретении новых знаний; он понимает, как полученные знания могут применяться в его повседневной жизни и профессиональной деятельности: он ощущает личную заинтересованность и ответственность, а также заинтересованность и компетентность преподавателя.

Литература:

1. Агаев Н.Ф., Челнокова Е.А. Применение информационных технологий в физическом воспитании и спортивных занятиях. В сборнике: Наука и образование: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. 2014. С. 9-12.

2. Аусти Л. Мотивационная работа. Ярославль: Добро, 2002

3. Бушма Т.В. Решение учебно-познавательных задач на методико-практических занятиях. СПб: Центр СПБ ГМУ, 2004.

4. Виленский, М. Я. Здоровый образ и стиль жизни студента: методологический анализ // Педагогическое образование и наука. 2009. №3, с. 15-18

5. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре. СПб: СПБ ГТУ, 2000.

6. Волкова Г.Л. Влияние физкультурно-оздоровительных технологий на формирование здоровьесберегающих компетенций. В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 325-327

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика -Пресс, 1999.

8. Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2004.

9. Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ. - URL: http://www.zakonrf.info (дата обращения: 27.10.2017).

10. Кручинина Г.А., Светкина Е.Г. Использование инновационных форм обучения в формировании здоровьесберегающих компетенций у студентов вуза. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2016, № 3 (43), с. 155-162

11. Мельникова О.А. Педагогический контроль формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов в образовательном процессе физического воспитания. Омский научный вестник № 3 (139) 2015. С. 173-176

12. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе. Вестник Мининского университета. 2018. Т.6 №1 (22). С. 6

13. Jane Armstrong, Russian youth keep hard-drinking tradition alive, Globe and Mail, 13 June 2008

Педагогика

УДК: 372.8

магистрант Четвертакова Светлана Николаевна

Московский педагогический государственный университет (г. Москва)

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО

ИНФОРМАТИКЕ

Аннотация. В статье рассматривается актуальность использования электронных образовательных ресурсов в преподавании школьного курса информатики. Приводится характеристика интернет-ресурсов для создания ЭОР учителем самостоятельно. В заключении описываются преимущества использования авторских электронных образовательных ресурсов.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, ЭОР, возможности, программный продукт, интернет-сервис.

Annotation. The article deals with the relevance of the use of electronic educational resources in the teaching of the school course of Informatics. The characteristic of Internet resources for creation of EER by the teacher independently is given. In conclusion, the advantages of using the author's electronic educational resources are described.

Keywords: electronic educational resources, EER, opportunities, software product, Internet service.

Введение. Важным этапом модернизации российского образования стал переход на образовательные стандарты (ФГОС), которые предполагают внедрение компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.