Научная статья на тему 'МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС "МЕТОДИКА АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ"'

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС "МЕТОДИКА АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / АФК / ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ОСЛАБЛЕННЫЕ ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорченко Т.Д.

В статье рассматривается междисциплинарный курс «методика адаптивного физического воспитания отнесенных к специальной медицинской группе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС "МЕТОДИКА АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ"»

2. Любина Н.В. Роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни студента // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 3-12. - С. 81-84.

3. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие: уч. пособие. - М., 2008. - 149 с.

4. Печерская А.В., Проскурина Е.Ф. Здоровый образ жизни студента // Студенческая наука XXI века. - 2016. - № 2-1 (9). - С. 226-229.

5. Пузиков Ю.К. Физическая культура и здоровый образ жизни студента // В сборнике: Проблемы фундаментальной подготовки в школе и ВУЗе в контексте современности. Межвузовский сборник научных работ. - 2014. -С. 161-167.

6. Серебряков Г.О., Егоров В.Н. Анализ заболеваемости и физической активности студентов вуза // Физкультура и здоровье: молодежная наука и инновации: сборник научных трудов / Под ред. Е.Д. Грязевой. - Тула: Изд-во ТУЛГУ 2011. - С. 155-157.

7. Смурыгина Л.В. Формирование здорового образа жизни студента средствами физической культуры // Молодой ученый. - 2015. - № 8. -С. 444-445.

8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие. - М.: Академия, 2009. - 480 с.

9. Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Филимонова С.Н. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: учебное пособие. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2009. - 250 с.

10. Югова Е.А. Анализ структуры и содержания здоровьесберегающей компетенции студентов педагогического вуза / Е.А. Югова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева Т. 1. Психолого -педагогическая наука. - 2011. -№ 3 (17). - С. 231-217.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС «МЕТОДИКА АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ»

© Федорченко Т.Д.

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается междисциплинарный курс «методика адаптивного физического воспитания отнесенных к специальной медицинской группе».

Ключевые слова: специальная медицинская группа, АФК, программы физического воспитания, ослабленные дети.

С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Такие дети, относящиеся по медицинским показателям к специальным медицинским группам, не должны заниматься по программам физического воспитания, разработанным для здоровых детей, а должны заниматься в специальных медицинских группах. Для учащихся специальной медицинской группы применяют специальные, многообразные методики, учитывающие специфику их заболеваний [3, с. 8].

Не секрет, что количество этих учащихся из года в год неуклонно увеличивается. Так как в основном все они имеют слабое физическое развитие, часто болеют, бывают, привержены к вредным привычкам.

В связи с этим весьма важным является повышение эффективности в деятельности специальных медицинских групп (СМГ). Занятия в этих группах способствуют укреплению здоровья, вовлечению ослабленных в физическом отношении учащихся в активные занятия физической культурой, пропаганда здорового образа жизни [2, с. 15].

Статистические данные свидетельствуют, что среди выпускников школ за последние годы нет практически ни одного абсолютно здорового учащегося. В структуре хронических болезней современных подростков за период с 2005 по 2015 г. первое место заняли болезни органов пищеварения, в 4,5 раз увеличилась доля хронических заболеваний нервной системы и психической сферы, которые стоят на втором месте, по-прежнему третье место занимают болезни опорно-двигательного аппарата. Ухудшение здоровья детей влечет за собой в будущем существенное снижение интеллектуального, трудового, репродуктивного и оборонного потенциала нашей страны, а также дальнейшее углубление демографического кризиса.

В филиале ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки осуществляется профессиональная подготовка студентов по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура.

Областью профессиональной деятельности учителей адаптивной физической культуры является адаптивное физическое воспитание детей, подростков и молодежи, отнесенных к специальным медицинским группам и с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 1-УШ вида, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, учреждениях довузовского профессионального образования, дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей [4, с. 2].

Цель междисциплинарного курса «Методика адаптивного физического воспитания школьников отнесенных к специальной медицинской группе» -

обеспечить теоретическую и методико-практическую подготовку студентов к проведению занятий по адаптивному физическому воспитанию обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам [4, с. 3-4].

Задачи курса:

1. Формирование системных знаний по истории и организации адаптивного спорта; о сущности, специфике, содержании и методах обучения в адаптивном спорте.

2. Осознание значимости обучения двигательным действиям, а также развития физических, морально-нравственных и волевых качеств личности учащихся на внеурочных занятиях по адаптивному физическому воспитанию с учетом состояния здоровья, физического развития, направленности физкультурных и спортивных интересов занимающихся и других факторов.

3. Формирование готовности студентов к педагогической практике в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

В результате изучения междисциплинарного курса студенты должны знать:

- цели, задачи, функции, содержание, формы и методы физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам;

- медико-биологические и психологические основы построения физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам;

- критерии распределения детей, подростков и молодежи по группам здоровья и медицинским группам для занятий физической культурой и перевода из одной группы в другую;

- причины, условия возникновения, характеристику и профилактику болезней отдельных нозологических групп: травмы, болезни кост-но-мышечной системы и соединительной ткани, болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения, болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, болезни нервной системы;

- основы физической реабилитации при заболеваниях, относящихся к вышеперечисленным нозологическим группам;

- средства физической культуры в системе реабилитации;

- показания и противопоказания к выполнению физических упражнений и рекомендации воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам;

- методические основы организации физкультурно-спортивной деятельности оздоровительной, профилактически-реабилитационной и рекреационно-досуговой направленности;

- основы проведения занятий оздоровительной физической приемы, способы страховки и самостраховки;

- формы и методы взаимодействия с родителями или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса;

- виды специального оборудования, его назначение;

- виды документации, требования к ее ведению и оформлению^, с. 6-7].

В результате изучения междисциплинарного курса студенты должны уметь:

- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения урочных и внеурочных занятий оздоровительной физической культурой с обучающимися, отнесенными к специальным медицинским группам;

- планировать физическое воспитание обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам, строить его с учетом возрас-тно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уровня их физической подготовленности, характера патологии;

- использовать различные формы адаптивного физического воспитания; использовать различные методы и приемы обучения двигательным действиям, методики развития физических качеств, дозировать физическую нагрузку в соответствии с педагогическими задачами, формой организации физического воспитания, характером патологии, функциональными возможностями организма обучающихся;

- использовать различные средства и методы физической реабилитации и восстановления организма;

- мотивировать обучающихся к участию в занятиях физической культурой оздоровительной, реабилитационной и рекреационной направленности;

- планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями; выполнять профессионально ориентированные виды двигательных действий;

- применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях;

- осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на занятии;

- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении урочных и внеурочных занятий;

- анализировать процесс и результаты физического воспитания, отдельные уроки, внеурочные мероприятия и занятия корректировать и совершенствовать их.

В результате изучения междисциплинарного курса студенты должны иметь практический опыт:

- анализа планов и организации процесса физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам, и разработки предложений по его совершенствованию;

- определения цели и задач, планирования и проведения урочных и внеурочных занятий оздоровительной физической культурой с обучающимися, отнесенными к специальным медицинским группам;

- проведения диагностики физической подготовленности обучающихся специальных медицинских групп [4, с. 8-9].

Профессиональный модуль «Организация адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам» включает два междисциплинарных курса: «Методика адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам» (базовая часть) и «Теория и методика оздоровительной физической культуры» (вариативная часть), а также производственную практику по профилю специальности.

Междисциплинарный курс «Методика адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам» изучается на 3 курсе. Цель курса - сформировать у студентов знания, умения и навыки, необходимые для организации и проведения занятий по адаптивному физическому воспитанию с учащимися специальных медицинских групп.

В ходе освоения курса студенты знакомятся с содержанием программ по физической культуре для учащихся 1-11 классов специальной медицинской группы; изучают методику проведения комплексов упражнений оздоровительной и корригирующей гимнастики, лечебной физической культуры; методику обучения детей специальных медицинских групп основам базовых и новых физкультурно-спортивных видов; средства и методы развития двигательных способностей учащихся; методы регулирования и контроля уровня физической нагрузки на занятиях; технологию разработки документов планирования. Формами промежуточной аттестации по курсу являются экзамен (5 семестр) и дифференцированный зачет (6 семестр).

Кафедра физической культуры филиала СГПИ в г. Ессентуки осуществляет научно-исследовательскую деятельность в лаборатории «Адаптивная физическая культура» Ставропольского государственного педагогического института. Научное направление кафедры: «Формирование профессиональной готовности специалистов по адаптивной физической культуре к применению базовых и новых физкультурно-спортивных видов в физическом воспитании лиц с отклонениями в состоянии здоровья».

В связи с научным направлением кафедры в вариативную часть учебного плана специальности 49.02.02. Адаптивная физическая культура включен междисциплинарный курс «Методика адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам». Данный междисциплинарный курс включен в профессиональный модуль «Органи-

зация адаптивного физического воспитания обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях», поскольку учитель адаптивной физической культуры должен быть подготовлен к проведению разных форм занятий по адаптивному физическому воспитанию, включая внеклассные занятия и мероприятия.

Изучение междисциплинарного курса «Методика адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам», по нашему мнению, будет способствовать более качественной подготовке будущих учителей адаптивной физической культуры, формированию их профессиональной готовности к применению изученных видов адаптивного спорта в физическом воспитании детей с отклонениями в состоянии здоровья.

Список литературы:

1. Программа по физической культуре. Специальная медицинская группа. 1-11 классы / Авт.-сост. Т.В. Дараева и др.; под общ. ред. М.Ю. Ушаковой. -М.: Издательство «Глобус», 2010. - 216 с. - (Образовательный стандарт).

2. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2010. - 291 с.

3. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, А.И. Малышев, Г.В. Герасимова, А.А. Потапчук, Д.С. Поляков: под ред. д-ра пед. наук, проф. С.П. Евсеева и д-ра мед. наук, проф. С.Ф. Курдыбайло. - М.: Советский спорт, 2010. - 488 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050142 Адаптивная физическая культура. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 5 ноября 2009 г. № 529 [Электронный ресурс]. -50 с.- Режим доступа: http:www.firo.ru (дата обращения: 07.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.