Научная статья на тему 'ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ'

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
268
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ»

Окончание таблицы 1

№ испытуемого ц. см см (Ц+Ц)/2 Результаты

9 13 12 12,5 норма

10 13 15 14 норма

11 10 11 10,5 норма

12 15 13 14 норма

13 16 14 15 выше нормы

14 12 11 11,5 норма

15 12 13 12,5 норма

16 13 12 12,5 норма

17 8 9 8,5 ниже нормы

18 10 12 11 норма

19 11 12 11,5 норма

20 9 7 8 ниже нормы

21 12 12 12 норма

22 13 14 13,5 норма

23 9 8 8, 5 ниже нормы

24 16 13 14,5 норма

Вывод: из 24 учащихся нормальный слух имеют 83,4 %, у 16,6 % — слух понижен. Этап 3

Задача: разработать рекомендации по подбору и использованию наушников.

Содержание

• познакомиться с программой microsoft publisher;

• познакомиться с правилами заполнения полей буклета;

• оформить в буклете рекомендации по подбору и использованию наушников.

Продукт проекта: буклет «Влияние наушников на слух человека».

Результат проекта

В ходе реализации проекта были изучены темы «Магнитное поле», «Электромагнитные колебания и волны» учебной дисциплины «Физика», «Строение органа слуха» учебной дисциплины «Биология».

Изучен теоретический материал о видах наушников и их характеристик. Проведенные исследования подтвердили предположения о том, что, во-первых, не все студенты понимают, насколько осторожно надо использовать наушники. Во-вторых, на данный момент у некоторых студентов наблюдаются проблемы со здоровьем органов слуха. Эти студенты были ознакомлены с результатами исследования и им было рекомендовано обратиться к специалистам — медикам.

В группе проведена беседа, на которой были представлены результаты проекта. Студенты были ознакомлены с разработанными рекомендациями, которые оформлены в буклет.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Науменко Г. О., преподаватель Осинниковского политехнического техникума, г. Осинники

Понятие «здоровый образ жизни» в России ввел профессор-фармаколог И. И. Брех-ман в 1989 году. И. И. Брехман утверждал, что «именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» преуспевающего общества» [1], для того чтобы человек был здоров, ему необходим полноценный сон, активность, свежий воздух, сбалансированное питание. В 1991 году, благодаря И. И. Брехману, появляется наука «валеология» — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека [4].

В нашей стране с каждым годом все больше и больше развивается и пропагандируется здоровый образ жизни. В настоящее время существует необходимость в целенаправленном формировании, особенно у молодого поколения, образа жизни, который будет основан на принципах заботы о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Актуальность формирования здорового образа жизни у молодежи и обучающихся в рамках данной проблемы определяется тем, что молодое поколение — это потенциал общества и очень важно формировать, пропагандировать здоровые при-

вычки и образ жизни в молодежной социальной группе. Решить проблему возможно, если подойти к ней комплексно, воздействовать на развитие, воспитание и сознание человека.

Одной из главных задач здорового образа жизни является поддержание тела в хорошей физической форме. Здоровый образ жизни включает в себя несколько элементов: сбалансированное питание; воздержание от алкоголя, курения, наркотических средств; физические нагрузки; здоровый сон; стремление к саморазвитию; контроль и рационализация своего времени. Таким образом, здоровый образ жизни — это не только физическое состояние человека, но и его социальное и психическое благополучие. Так как человек стремится к достижению своего идеала, как внешнего, так и внутреннего, то его здоровье занимает в самоутверждении не последнее место. Подтянутое тело, здоровая кожа, хорошее настроение всегда буду популярны.

Популяризация моды на здоровый образ жизни приводит к тому, что увеличивается количество спортивных, оздоровительных центров. Расширяются варианты досуга, каждый может выбрать себе подходящее увлечение. Среди молодежи набирает популярность спорт.

У молодежи вырос интерес к здоровому образу жизни, быть здоровым стало модно. Мода является мощным регулятором во всех сферах жизни: социальной, культурной, экономической, политической. Мода есть временное господство определенного стиля в какой-либо сфере жизни, мода задает правила и манеры, которые со временем меняются. Так как мода играет значимую роль в обществе, то существует взаимосвязь между следованием моде и поддержанием здорового образа жизни.

Изучение влияния фактора моды на здоровый образ жизни человека поможет найти способ скорректировать поведение людей в контексте здорового образа жизни. Для моды характерен такой феномен, как подражание. Благодаря подражанию возникают групповые и общественные ценности и нормы, которые индивиды усваивают в ходе социализации и тем самым получают возможность приспособиться к условиям общественной жизни [3].

Молодые люди, студенты, стараются придерживаться норм и правил, которые существуют в их социальной группе, поэтому важно развивать стремление к здоровому образу жизни не только у одного конкретного индивида, а у группы в целом. Для этого необходимо показать, что спорт и правильный образ

жизни позволяют человеку быть более конкурентоспособным, например, лучше выглядеть, быть сильнее, выносливее и энергичнее. Для того чтобы сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, необходимо:

1) транслировать знания о здоровом образе жизни, то есть пропагандировать знания о медицине, гигиене, о пользе спорта, о сбалансированном питании, о важности психоэмоционального состояния и позитивного мышления. Молодое поколение должно знать, «что для каждого индивида здоровье является основополагающей доминантой, на которую помимо различных условий окружающей среды влияют физическая и нравственная культура индивида, а также избранный им образ жизни, предполагающий активную жизненную позицию в борьбе за здоровье и самопомощь — решения и действия, предпринимаемые людьми в этом направлении» [2];

2) мотивировать — для того, чтобы подросток начинал действовать, следить за своим здоровьем, у него должна быть осознанная мотивация, то есть индивид должен задуматься, что такое здоровье, здоровый образ жизни, для чего это необходимо. Без мотивации никакие приказы и пожелания не заставят человека работать над собой. Мотивацию можно сформировать на двух принципах: возрастном (начинать знакомить ребенка с культурой здорового образа жизни с раннего детства); деятель-ностном (человек должен вести оздоровительную деятельность, формировать в себе новые качества при помощи упражнений — это поможет подняться на более высокую ступень, стать более конкурентоспособными). Чтобы сформировать мотивацию у обучающихся, необходимо уменьшить влияние негативных факторов, которые могли бы влиять на их жизнь, и необходимо повысить интерес к образовательной деятельности. Важную роль здесь играют преподаватели, родители, друзья, которые могут донести до молодежи новые знания о здоровье и способах его поддержания. Также со стороны преподавателей должно осуществляться воздействие на интересы, ценности, потребности обучающихся с целью оказания положительного влияния на мотивацию к ведению здорового образа жизни;

3) воздействовать психологически и формировать у обучающихся установки на здоровый образ жизни;

4) поощрять обучающихся, которые ведут здоровый образ жизни и занимают активную позицию в области спорта и здорового образа жизни.

Таким образом, формирование здорового образа жизни среди молодежи и обучающихся является целой системой, в которой должны быть задействованы совместные усилия преподавателей, родителей, общественных организаций, медицинских учреждений. Мотивация к здоровому образу жизни обусловлена социокультурными факторами, которые связаны с представлением о привлекательном образе и разнообразными аспектами жизни. Здоровый образ жизни является частью общей культуры общества и отражает его системность и динамичность. Знания о правильном образе жизни приобретаются в процессе воспитания, обучения, мотивационной ориентации, в процессе самообразования, необходимо, чтобы в итоге воздействия у обучающихся сформировалась

стратегия ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

1. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 206 с.

2. Ивахненко Г. А. Здоровье московских студентов: анализ самосохранительного поведения // Социологические исследования.— 2006.— № 5. — С. 78-81.

3. Науменко Г. О. Культура потребления среднего класса: стандарты качества жизни. Магистерская диссертация. Кемерово, 2019. С. 16.

4. Фесенкова Л. В., Шаталов А. Т. Мировоззренческий и научный статус валеологии (к проблеме построения общей теории здоровья) / О. Е. Баксанский, И. К. Лисеев. Философия здоровья. — М.: ИФ РАН, 2001.

ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Толкунов С. И., преподаватель Прокопьевского горнотехнического техникума им. В. П. Романова

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта в системе среднего профессионального образования требует от педагогов и всего педагогического коллектива поиска новых нестандартных подходов к организации учебного процесса, контроля качества образования, самостоятельной работы обучающихся. После введения ФГОС проблемы, связанные с его реализацией, не обошли стороной и деятельность преподавателей дисциплины «Физическая культура». Информация в СМИ, выступления ученых головных вузов страны, а также практика свидетельствуют о множестве проблем в образовании, в том числе и в физическом воспитании молодого поколения. Эти проблемы подталкивают к поиску рациональных средств, методов и технологий в процессе обучения.

Первое, что заботит наше общество, педагогов и родителей, — это устойчивая динамика заболеваемости детей. Опрос, проведенный в Прокопьевском горнотехническом техникуме им. В. П. Романова в 13 группах обучающихся (245 человек), показал, что 12 % обучающихся имеют хронические заболевания и освобождены от занятий физической культуры; 14,5 % обучающихся более трех месяцев находились на лечении с различными заболеваниями.

Низкая мотивация к занятиям физическими упражнениями в раннем возрасте приводит к отсутствию интереса заниматься спортом. Каждый второй обучающийся не способен выполнить даже программные нормативы. Преподаватели физической культуры регулярно проводят тестирование, учет и контроль физической подготовленности обучающихся. Он включает в себя: бег на 100 м и 1 км, прыжки в длину с места, подтягивание и отжимание, челночный бег, разновидности волейбольных подач, броски мяча в баскетбольную корзину. Практика показала, что только 27,5 % обучающихся справляются с нормативами и улучшают их к концу учебного года, а 7 % обучающихся снижают свои показатели. Из 245 опрошенных 22 % проявили откровенное нежелание заниматься физической культурой, 45 % заявили, что «данная дисциплина в процессе обучения не обязательна». В чем же причина? В отсутствии должной пропаганды спорта и здорового образа жизни в нашем регионе? Равнодушие родителей? Отсутствие материально-технической базы и дороговизна посещения секций и спортивных развлечений или слабая профессиональная подготовка педагогов в школах? Конечно, существуют и субъективные, и объективные причины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.