Научная статья на тему 'ПРОЕКТ "НАУШНИКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"'

ПРОЕКТ "НАУШНИКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА" Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1186
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Надымов Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ "НАУШНИКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"»

6. Создание комнаты психологической разгрузки.

7. На переменах транслировать классическую музыку, которая благотворно влияет на активизацию эмоциональных процессов.

8. Создание хора и танцевального коллектива. Главный принцип искусства в психотерапии — возможность преобразовывать тяжелые жизненные переживания в эстетические ценности.

9. На 1-й и 3-й парах проводить пятиминутки артикуляционного тренинга, особенно на 1-м курсе, т. к. остро стоит проблема усталости обучающихся во время учебного дня, особенно на теоретических дисциплинах. Тяжело

выдерживать такой темп работы в статическом положении длительное время.

Для преподавателей:

1. Повышение психолого-педагогической компетентности преподавателей техникума.

2. Медико-психологическая служба (медико-психологическая работа с преподавателями техникума, студентами и их родителями).

В ПГТ имеются необходимые начальные условия для реализации цели и задач здоровье-сберегающей деятельности, но сам процесс ее формирования требует постоянной кропотливой работы со стороны всех структурных подразделений.

ПРОЕКТ «НАУШНИКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

Надымов Д. А., студент Юргинского техникума агротехнологий и сервиса

Проблема проекта

Наушники — удобное изобретение. Можно громко слушать музыку дома и никому не мешать или же, наоборот, отключиться с их помощью ото всех, кто мешает вам. И если в 90-е годы популярно было использовать CD- и MP3-плееры, то в настоящее время телефон заменил плеер.

Каждое утро, выходя из дома, я надеваю наушники от телефона и, включив любимую мелодию, иду в техникум. На всех переменах и по дороге домой, а также на прогулке с друзьями неизменным моим попутчиком являются наушники-капельки.

А не вредно ли так часто использовать наушники?

В последние годы резко возросло число людей, в основном молодых, слушающих музыку из телефона с наушниками. В связи с этим врачи во всем мире начали диагностировать у молодых людей стремительное снижение слуха, обычно присущее лишь пожилым. Оказывается, непрерывное прослушивание музыки в наушниках более трех часов в сутки опасно для нашего слуха.

Актуальность проекта

Регулярное использование наушников при прослушивании музыки приводит к ухудшению слуха. Анкетирование, проведенное среди студентов первого курса ЮТАиС, показало, что далеко не все знают, насколько негативно может сказаться на их здоровье прослушивание громкой музыки с использованием наушников.

Во-вторых, выпускники техникума, получающие профессию «мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», специальность «техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», обучаются по программе подготовки водителей и сдают экзамен в ГИБДД на право вождения автомобиля категорий «В» и «С». Многие из выпускников по окончании техникума работают водителями. Высокая интенсивность дорожного движения предъявляет к водителям повышенные требования в плане здоровья, в том числе и к органам слуха.

Так как я в дальнейшем планирую связать свою жизнь с вождением автомобиля, то решил узнать, как и насколько серьезно наушники влияют на мое здоровье и здоровье людей, не мыслящих жизни без этого чуда цивилизации. Поэтому моя тема актуальна.

Целевая группа проекта

Обучающиеся ГАПОУ ЮТАиС по профессии «мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», 1-й курс — 25 человек; по специальности «техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», 1 -й курс — 24 человека.

Цель проекта

Познакомить обучающихся 1-го, 2-го курсов ГАПОУ ЮТАиС с влиянием наушников на снижение слуха и разработать рекомендации по подбору и использованию наушников.

Задачи проекта

1. Изучить технические характеристики и виды наушников.

2. Выяснить влияние наушников на слух человека.

3. Выяснить, насколько целевая группа осведомлена о проблеме (провести анкетирование).

4. Провести исследование на определение остроты слуха целевой группы.

5. Разработать рекомендации по подбору и использованию наушников.

Этапы реализации проекта

Этап 1

Задачи

1. Изучить технические характеристики и виды наушников.

2. Выяснить влияние наушников на слух человека.

Содержание этапа

Технические характеристики наушников

Основными техническими характеристиками являются: частотный диапазон, чувствительность, сопротивление, максимальная мощность и уровень искажений в процентном соотношении.

1. Частотная характеристика. Эта характеристика влияет на качество звука наушников. Среднее значение частотной характеристики 18 Гц — 20 000 Гц. Некоторые профессиональные наушники имеют частотный интервал от 5 Гц до 60000 Гц. Наиболее широкий заявленный частотный диапазон у некоторых моделей достигает 5 Гц — 125 кГц.

2. Чувствительность. Чувствительность влияет на громкость звука в наушниках. Обычно наушники обеспечивают чувствительность не менее 100 дБ, при меньшей чувствительности звук может быть слишком тихим. На чувствительность влияет материал магнитного сердечника, применяемого в наушниках (например, неодимовые магнитные сердечники). Наушники-«вкладыши» с малым диаметром мембраны обладают маломощным магнитом.

3. Сопротивление (импеданс). Большинство наушников рассчитано на сопротивление в 32 Ома. Наушники с сопротивлением в 16 Ом имеют повышенную излучаемую акустическую мощность. Для студийной работы используют наушники с максимальным значением импеданса.

3. Максимальная мощность. Максимальная (паспортная) входная мощность обуславливает громкость звучания.

4. Уровень искажений. Уровень искажений в наушниках измеряется в процентах. Чем

меньше этот процент, тем лучше качество звучания. Приносимые наушниками искажения менее 1 % в полосе частот от 100 Гц до 2 кГц являются приемлемыми, тогда как для полосы ниже 100 Гц допустимо 10 %.

Классификация наушников

Классификация наушников по способу подключения:

• проводные;

• беспроводные (передача сигнала осуществляется посредством инфракрасного канала, радиоканала или цифрового канала). В беспроводных наушниках меньшие динамический и частотный диапазоны, больше звуковых искажений и шумов.

Классификация наушников по типу внешней конструкции:

• накладные наушники хорошо прилегают к уху, здесь динамик находится вне ушной раковины;

• вставные наушники, больше известные как «капельки», размещаются в самом ухе, в слуховом канале;

• мониторные наушники полностью обхватывают ухо и предназначены для мониторинга звука (для очень точного воспроизведения звука). В мониторных наушниках качество звука близится к уровню профессиональных аудиосистем. В отличие от других типов наушников, звук из мониторных наушников попадает в ушную раковину и не утомляет слух.

Классификация наушников по акустическому типу:

• закрытые наушники полностью способны изолировать ваши уши от внешних шумов. Конструкция наушников этого типа сделана таким образом, что динамик находится в полностью закрытом корпусе, благодаря чему достигается максимальная шумоизоляция. Недостаток закрытых наушников — некоторое искажение звука из-за резонанса звуковых волн с задней стенкой корпуса наушников.

• открытые наушники за счет наличия отверстий в задних стенках воспроизводят меньшее количество паразитных волн (волн отражения от задней стенки). Звук в открытых наушниках более мягкий и естественный.

Классификация наушников по способу крепления:

• с помощью специальной дужки, вертикально соединяющей правую и левую чашечки наушников (классическое крепление);

• с помощью затылочной дужки (соединяет наушники между собой, огибая затылочную часть);

• с помощью специально предусмотренных клипс или заушин (такой тип крепления называют «крепление на ушах»);

• без крепления (наушники держатся в ушах слушателя лишь за счет самих амбушюров, которые вставляются непосредственно в слуховой проход).

Влияние наушников на слух человека

Человеческое ухо состоит из ушной раковины, наружного слухового канала, среднего и внутреннего уха, которые находятся внутри черепа. Звуковые волны, попадающие в ухо через слуховой канал, при помощи барабанной перепонки преобразуются в колебания и передаются на улитку, находящуюся во внутреннем ухе, где эти колебания трансформируются в нервные импульсы, воспринимаемые мозгом. При воздействии громких низких и высокочастотных звуков две мышцы, стременная и напрягающая барабанную перепонку, сокращаются и при помощи слуховых косточек перекрывают доступ опасных колебаний во внутреннее ухо.

Если громкие звуки длительное время не прекращаются, мышцы просто утомляются и перестают защищать внутреннее ухо, приводя к повреждениям нервных волосковых клеток улитки (точнее, т. н. органа Корти), ответственных за передачу импульсов в мозг. Наиболее опасны для уха громкие высокие частоты.

Любой концерт с уровнем 100-120 дБ — это серьезное испытание для ушей. Такого же звукового давления с легкостью можно достичь в любых современных наушниках.

В человеческом ухе природой предусмотрена защита только от кратковременных громких звуков, длительное же воздействие неизбежно приводит к снижению слуха. Как отмечают специалисты компании Siemens, которая, помимо прочего, занимается выпуском слуховых аппаратов, после кратковременного воздействия высоких уровней шума волосковые клетки внутреннего уха регенерируются, а острота слуха снижается лишь временно и незначительно. При повторном и длительном воздействии шума эти слуховые сенсорные клетки повреждаются более серьезно и восстановление их становится невозможным.

По мнению медиков, возрастные изменения слуха начинаются примерно с тридцати лет, но длительное воздействие громкого звука способно привести к гораздо более трагическим последствиям еще в юном возрасте.

Можно ли оглохнуть от наушников?

«Наушникоманы» получают перманентное повреждение клеток уха, вызванное интенсив-

ным внешним воздействием. Вылечить такое состояние невозможно, единственный выход — научиться не слышать назойливый шум. Из-за шумового воздействия в ухе отмирают воло-сковые клетки, отвечающие за передачу звукового сигнала в мозг. Они стираются, как крылья бабочки. Если в течение четырех часов слушать два разных источника одновременно, слух может подсесть на 25 %. Если в течение того же времени слушать четыре источника, слух может подсесть на 60 %.

Необратимая потеря слуха наступает постепенно и почти незаметно. Сейчас средний возраст начала глухоты снижается. Раньше критический отсчет начинался с 70 лет, теперь — чуть ли не с 30.

Этап 2

Задачи:

1. Выяснить насколько целевая группа осведомлена о проблеме (провести анкетирование).

2. Провести исследование на определение остроты слуха целевой группы.

Содержание этапа

Анкетирование

В анкетировании приняли участие 49 студентов первого курса.

Вопросы анкеты

1. Что такое наушники и для чего они нужны?

2. В каких бытовых технических средствах встречаются и используются наушники?

3. Как часто вы используете наушники в своей жизни?

A. Ежедневно

Б. Еженедельно

B. Ежемесячно

4. Сколько времени в среднем в день вы проводите в наушниках?

5. Какие ощущения у вас возникают после того, как вы их снимаете?

6. Как вы думаете, наушники приносят вред или пользу?

Результаты анкетирования

1. Что такое наушники и для чего они нужны?

Наушники — это прибор для прослушивания информации, с целью не беспокоить окружающих тебя людей.

Наушники — акустический прибор для прослушивания музыки.

Наушники — портативное устройство для преобразования цифрового сигнала в звуковой.

Наушники — это прибор, служащий для преобразования электрических волн в звуковые.

Наушники — аудиоустройство, предназначенное для прослушивания аудиозаписей, при

использовании которого звук направлен определенному слушателю.

2. В каких бытовых технических средствах встречаются и используются наушники?

1) телефон — 49 студентов;

2) плеер — 45 студентов;

3) компьютер — 23 студента;

4) телевизор — 2 студента;

5) записывающая студия и ди-джеи — 6 студентов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) счетчик гейгера — 1 студент;

7) самолет — 1 студент;

8) музыкальный центр — 12 студентов;

9) миноискатель — 1 студент.

3. Как часто вы используете наушники в своей жизни?

2%1%

4. Сколько времени, в среднем, в день вы проводите в наушниках?

25

1 ч 2 ч 3 ч 4 ч 5 ч Часы

5. Какие ощущения у вас возникают после того, как вы снимаете наушники?

1) нервные ощущения: удовольствие, успокоение — 5 студентов;

2) притупление слуха, глухота — 26 студентов;

3) боль и шум в ушах — 2 студента;

4) головная боль — 1 студент;

5) ничего — 15 студентов.

6. Как вы думаете, наушники приносят вред или пользу?

1%

□ Польза

0 Вред

0 И то, и другое

I Ничего

Исследование на определение остроты слуха

Цель работы: исследование остроты слуха студентов (24 человека).

Острота слуха — это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого. Нормальным слухом считается такой, при котором тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см.

Оборудование: механические часы, линейка.

Порядок выполнения работы

1. Приближайте часы до тех пор, пока не услышите звук. Измерьте расстояние от уха до часов в сантиметрах (и,).

2. Приложите часы плотно к уху и отводите от себя до тех пор, пока не исчезнет звук. Опять определите расстояние до часов ^2).

3. Если данные совпадут, это будет приблизительно верное расстояние.

4. Если данные не совпадут, то для оценки расстояния слышимости нужно взять среднее арифметическое двух расстояний ^ + L2).

Результаты занести в таблицу 1.

Таблица 1

Результаты измерений

№ испытуемого ц. см см (Ц+Ц)/2 Результаты

1 12 10 11 норма

2 7 9 8 ниже нормы

3 9 12 10,5 норма

4 15 13 14 норма

5 9 12 10,5 норма

6 10 14 12 норма

7 13 11 12 норма

8 14 17 15,5 выше нормы

Окончание таблицы 1

№ испытуемого ц. см см (Ц+Ц)/2 Результаты

9 13 12 12,5 норма

10 13 15 14 норма

11 10 11 10,5 норма

12 15 13 14 норма

13 16 14 15 выше нормы

14 12 11 11,5 норма

15 12 13 12,5 норма

16 13 12 12,5 норма

17 8 9 8,5 ниже нормы

18 10 12 11 норма

19 11 12 11,5 норма

20 9 7 8 ниже нормы

21 12 12 12 норма

22 13 14 13,5 норма

23 9 8 8, 5 ниже нормы

24 16 13 14,5 норма

Вывод: из 24 учащихся нормальный слух имеют 83,4 %, у 16,6 % — слух понижен. Этап 3

Задача: разработать рекомендации по подбору и использованию наушников.

Содержание

• познакомиться с программой mia-osoU: publisher;

• познакомиться с правилами заполнения полей буклета;

• оформить в буклете рекомендации по подбору и использованию наушников.

Продукт проекта: буклет «Влияние наушников на слух человека».

Результат проекта

В ходе реализации проекта были изучены темы «Магнитное поле», «Электромагнитные колебания и волны» учебной дисциплины «Физика», «Строение органа слуха» учебной дисциплины «Биология».

Изучен теоретический материал о видах наушников и их характеристик. Проведенные исследования подтвердили предположения о том, что, во-первых, не все студенты понимают, насколько осторожно надо использовать наушники. Во-вторых, на данный момент у некоторых студентов наблюдаются проблемы со здоровьем органов слуха. Эти студенты были ознакомлены с результатами исследования и им было рекомендовано обратиться к специалистам — медикам.

В группе проведена беседа, на которой были представлены результаты проекта. Студенты были ознакомлены с разработанными рекомендациями, которые оформлены в буклет.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Науменко Г. О., преподаватель Осинниковского политехнического техникума, г. Осинники

Понятие «здоровый образ жизни» в России ввел профессор-фармаколог И. И. Брех-ман в 1989 году. И. И. Брехман утверждал, что «именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» преуспевающего общества» [1], для того чтобы человек был здоров, ему необходим полноценный сон, активность, свежий воздух, сбалансированное питание. В 1991 году, благодаря И. И. Брехману, появляется наука «валеология» — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека [4].

В нашей стране с каждым годом все больше и больше развивается и пропагандируется здоровый образ жизни. В настоящее время существует необходимость в целенаправленном формировании, особенно у молодого поколения, образа жизни, который будет основан на принципах заботы о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Актуальность формирования здорового образа жизни у молодежи и обучающихся в рамках данной проблемы определяется тем, что молодое поколение — это потенциал общества и очень важно формировать, пропагандировать здоровые при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.