Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Таким образом, формирование здорового образа жизни среди молодежи и обучающихся является целой системой, в которой должны быть задействованы совместные усилия преподавателей, родителей, общественных организаций, медицинских учреждений. Мотивация к здоровому образу жизни обусловлена социокультурными факторами, которые связаны с представлением о привлекательном образе и разнообразными аспектами жизни. Здоровый образ жизни является частью общей культуры общества и отражает его системность и динамичность. Знания о правильном образе жизни приобретаются в процессе воспитания, обучения, мотивационной ориентации, в процессе самообразования, необходимо, чтобы в итоге воздействия у обучающихся сформировалась

стратегия ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

1. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 206 с.

2. Ивахненко Г. А. Здоровье московских студентов: анализ самосохранительного поведения // Социологические исследования.— 2006.— № 5. — С. 78-81.

3. Науменко Г. О. Культура потребления среднего класса: стандарты качества жизни. Магистерская диссертация. Кемерово, 2019. С. 16.

4. Фесенкова Л. В., Шаталов А. Т. Мировоззренческий и научный статус валеологии (к проблеме построения общей теории здоровья) / О. Е. Баксанский, И. К. Лисеев. Философия здоровья. — М.: ИФ РАН, 2001.

ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Толкунов С. И., преподаватель Прокопьевского горнотехнического техникума им. В. П. Романова

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта в системе среднего профессионального образования требует от педагогов и всего педагогического коллектива поиска новых нестандартных подходов к организации учебного процесса, контроля качества образования, самостоятельной работы обучающихся. После введения ФГОС проблемы, связанные с его реализацией, не обошли стороной и деятельность преподавателей дисциплины «Физическая культура». Информация в СМИ, выступления ученых головных вузов страны, а также практика свидетельствуют о множестве проблем в образовании, в том числе и в физическом воспитании молодого поколения. Эти проблемы подталкивают к поиску рациональных средств, методов и технологий в процессе обучения.

Первое, что заботит наше общество, педагогов и родителей, — это устойчивая динамика заболеваемости детей. Опрос, проведенный в Прокопьевском горнотехническом техникуме им. В. П. Романова в 13 группах обучающихся (245 человек), показал, что 12 % обучающихся имеют хронические заболевания и освобождены от занятий физической культуры; 14,5 % обучающихся более трех месяцев находились на лечении с различными заболеваниями.

Низкая мотивация к занятиям физическими упражнениями в раннем возрасте приводит к отсутствию интереса заниматься спортом. Каждый второй обучающийся не способен выполнить даже программные нормативы. Преподаватели физической культуры регулярно проводят тестирование, учет и контроль физической подготовленности обучающихся. Он включает в себя: бег на 100 м и 1 км, прыжки в длину с места, подтягивание и отжимание, челночный бег, разновидности волейбольных подач, броски мяча в баскетбольную корзину. Практика показала, что только 27,5 % обучающихся справляются с нормативами и улучшают их к концу учебного года, а 7 % обучающихся снижают свои показатели. Из 245 опрошенных 22 % проявили откровенное нежелание заниматься физической культурой, 45 % заявили, что «данная дисциплина в процессе обучения не обязательна». В чем же причина? В отсутствии должной пропаганды спорта и здорового образа жизни в нашем регионе? Равнодушие родителей? Отсутствие материально-технической базы и дороговизна посещения секций и спортивных развлечений или слабая профессиональная подготовка педагогов в школах? Конечно, существуют и субъективные, и объективные причины.

Например, педагоги школ видят вину и в государственной системе образования, и в недостаточной пропаганде спорта и здорового образа жизни в регионе, и в отсутствии спортивных соревнований на высшем уровне, а также в слабой материально-технической базе учебных заведений. Многие ссылаются на современные увлечения молодежи: тусовки, танцы, компьютер, кино и пустое времяпрепровождение на улице в компании сверстников.

А давайте вспомним совсем недавнее прошлое, когда сдача ГТО была праздником для всех возрастов на добровольной основе без принуждения. За каждой школой было закреплено предприятие в виде шефства, которые помогали учебным заведениям инвентарем, транспортом, формой и др. А сколько в городе было спортивных клубов, ДЮСШ, пунктов проката лыж, коньков, хоккейных коробок, стадионов и спортивных площадок?! Не потому ли город рождал чемпионов страны, Европы, мира и Олимпийских игр по легкой и тяжелой атлетике, лыжников и гимнастов. В городе проводились десятки массовых соревнований по различным видам спорта, а на трибунах не было мест. Массовость и давала почву многочисленным тренерам выискивать перспективных спортсменов и привлекать детей к здоровому образу жизни.

Родители видят причину низкой мотивации к занятиям физической культурой в качестве преподавания: однообразие методов и приемов, отсутствие комфортных условий для занятий спортом и др.

По результатам проведенного опроса выявлено, что из 245 обучающихся только 7 человек в школах обучались прыжкам в высоту с разбега, 11 — прыжкам в длину, 26 — изучали элементы гимнастики и только у 14 обучающихся в зале были гимнастические кони, брусья или турник. Кстати, отмечена интересная закономерность: физическая подготовленность студентов сельской местности лучше, чем городских ребят.

Что касается учебных занятий дисциплины «Физическая культура», то полагаю, они должны отвечать современным требованиям, и это касается не только методики и новых средств обучения, но и в оснащения дисциплины.

Необходима переориентация в обучении и организации занятий по физической культуре

на гуманистический и демократический стиль, а также введение в учебный процесс новых видов спорта, расширение содержания занятий, а не ограничение учебным планом и указаниями ФГОС, что снижает качественный показатель и приводит к формализму. Многие педагоги, к сожалению, не уделяют должного внимания качеству обучения, важности реализации целевых установок дисциплины «Физическая культура». Основная задача учебных занятий — не достижение высоких спортивных результатов, а овладение элементарными двигательными навыками и умениями, развитие двигательной активности, интереса к здоровому образу жизни, гигиене и активному отдыху. Если взглянуть на страны Запада, где спорт является частью повседневной жизни, и достижения спортсменов мирового уровня, то можно проследить простую закономерность: победа в том или ином виде спорта на уровне колледжа считается высоким спортивным достижением и дает большой плюс при поступлении в вузы. На трибунах канадских и американских хоккейных матчей более 30 % присутствующих дети, во многих школах обязательное внеурочное посещение секционных занятий детьми от 2 до 6 часов в неделю. Повсеместное рекламирование спортивных товаров и инвентаря, систематический просмотр перспективных детей на соревнованиях, встречи со знаменитостями и т. д.

В заключение необходимо отметить, что физическая культура является мощным профилактическим средством в оздоровлении молодого поколения. Занятия физической культурой в том состоянии, что мы видим сегодня, необходимо реанимировать через нестандартный подход к обучению — демократическое обучение с вовлечением новых средств и методов. Задачи полноценного физического воспитания должны находиться не только в ведении педагога, родителей, руководства учебного заведения, а всего общества, в частности региональной власти. Необходимо срочно расширять сеть ДЮСШ, развивая инфраструктуру района, города, одновременно строить спортивные площадки и городки, полноценно оборудовать залы и обеспечивать инвентарем, что приведет к снижению заболеваемости детей, преступности среди молодежи, повышению интереса к здоровому образу жизни, а главное, решению проблем демографии и нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.