Научная статья на тему 'Воспитание здоровой личности в современных условиях'

Воспитание здоровой личности в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
514
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание здоровой личности в современных условиях»

ПРОФЕССИЯ И ЗДОРОВЬЕ

ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Н. Л. Дочкина, канд. мед. наук, зав. Центром содействия укреплению здоровья студентов ГОУ СПО «Кемеровский областной медицинский колледж»

Сохранение здоровья людей является главной проблемой современного общества. Справедлива мысль, что здоровье не все, но без здоровья все - ничто (Сократ). Современный ритм жизни, экологические проблемы, последствия технического прогресса оказывают негативное влияние на здоровье людей и, прежде всего, на здоровье молодежи. В современном мире имеет место опасная тенденция к снижению мотивации здорового образа жизни среди всех слоев населения. В результате мы имеем неутешительную динамику нарушений состояния здоровья подрастающего поколения.

Настало время изменить отношение человека к здоровью: каждый должен сам заботиться о своем здоровье, у каждого человека должна быть выработана потребность в его укреплении и сохранении как несущей конструкции здорового общества. Здоровый во всех отношениях человек счастлив, ибо имеет возможность совершенствоваться, получать удовлетворение в процессе учебы и труда.

Проблема здоровья обучающихся является приоритетным направлением развития учреждений профессионального образования, призванных готовить конкурентоспособных специалистов. В связи с чем воспитание здоровой личности, привитие культуры здорового образа жизни должно стать обязательным и непосредственным результатом образования. Решение этой проблемы возможно посредством проведения в жизнь единой образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физическо-

го, репродуктивного, психического, социального и духовного здоровья студенческой молодежи. Для этого необходимо объединить усилия всех субъектов образования, направленные на формирование здоровьесбе-регающей среды с помощью внедрения здоровьесбе-регающих технологий в образовательную, управленческую и хозяйственную сферы деятельности образовательного учреждения.

В течение десяти лет в ГОУ СПО «Кемеровский областной медицинский колледж» реализуется система комплексного подхода к формированию здоровьесбе-регающего пространства в образовательном учреждении, включающая следующие направления:

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в формате строгого соответствия воспитательно-образовательного процесса санитарным нормам и правилам;

- организация системы мониторинга состояния здоровья, уровня физического развития,

- образа жизни и факторов риска здоровья студентов;

- разработка и реализация программ, направленных на формирование мотивации на здоровый образ жизни, повышение уровня культуры здоровья, обучение навыкам здорового образа жизни - «Культура здоровья», «Валеология», «Педагогика здоровья»;

- разработка и реализация профилактических, оздоровительных, коррекционных мероприятий во время образовательного процесса;

- пропаганда здорового образа жизни. В колледже отработана методика «Сверстник обучает сверстника», благодаря которой знания о здоровом образе жизни передаются от студентов старших курсов первокурсникам, от лидеров - к группам студентов, что позволяет не только охватить более широкие массы студентов просветительской деятельностью, но и донести знания о здоровье наиболее доступным для молодежи языком;

- исследовательская деятельность студентов и преподавателей по проблемам здоровьесбережения, которая активизирует у них познавательный интерес, позволяет найти интересные области изучения, ответы на различные вопросы. Именно эта деятельность оказывает существенное влияние на формирование устойчивых позитивных здоровьесберегающих целей.

- ПРОФЕССИЯ И ЗДОРОВЬЕ -

Рассматривая воспитание здоровой личности, формирование здорового образа жизни студенческой молодежи с точки зрения системного подхода, необходимо подчеркнуть приоритетность его для образовательных учреждений. Системный подход позволяет целенаправленно и постоянно формировать здоровый образ жизни студенческой молодежи в течение всего периода обучения в образовательном учреждении. По словам К. Д. Ушинского, воспитание здоровой личности во многом зависит от организации педагогического процесса и личности учителя, так как ее влияние на молодую душу составляет «ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

ИГРА - ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - СПОРТ

С. И. Толкунов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ФГОУ СПО «Прокопьевский техникум физической культуры»

Социально-педагогическое значение физической культуры для гармоничного развития личности и общества в целом общеизвестно. Красивые фразы на уровне государственных программ о том, что физкультура и спорт являются важным средством в системе образования и формирования здорового образа жизни (далее - ЗОЖ) остаются, к сожалению, фразами.

Разработанные современными специалистами системы по развитию физической культуры и спорта функционируют откровенно слабо и практически перестали давать результаты. Надо признать, что советская спортивная школа охватывала практически все слои населения, то есть была массовой.

В Кузбассе сегодня возрождается комплекс ГТЗО. Подобные мероприятия с привлечением подрастающего поколения дают возможность оздоровления и выявления одаренных в спорте детей.

Игра - физическая культура - спорт. Таким образом мы предлагаем решать задачу воспитания здорового ребенка от биологического развития к социальному. Необязательно каждый ребенок должен стать спортсменом, достигшим высоких результатов, главное - чтобы подрастающее поколение любило спорт и физическую активность.

ВОЗ «ЮНЕСКО» дает нам яркую картину о факторах, влияющих на здоровье человека: 10 - 15 % - развитие здравоохранения, 18 - 20 % - генетическая наследственность, 50 - 52 % - образ жизни человека. В первую очередь ответственность за свое здоровье ложится на самого индивида, на условия, в которых он

проживает, и общество, диктующее нормы и правила поведения. Об отношении общества к здоровому образу жизни и профилактике заболеваний часто пишут СМИ, но, к сожалению, многие школы не в полном объеме используют спортивные залы, не проявляют должной активности для сотрудничества с ДЮСШ, руководители школ пассивны в организации секций, качество спортивного оборудования требует более пристального внимания.

Наш техникум, имея специфическую направленность, является центром спорта в городе. Мы тесно сотрудничаем со спорткомитетом, департаментом образования и науки и предприятиями города. Наш спортивно-оздоровительный комплекс предоставляет возможность для проведения различных соревнований и турниров, которые освещаются в СМИ. Таким образом у нас ведется работа по привлечению населения города к ЗОЖ и спорту. Только в 2009 / 2010 учебном году мы провели более 60 мероприятий: от спартакиады техникума до российских турниров. Наши сборные команды участвовали в 42 соревнованиях.

В рамках профориентации мы приглашаем школьников на открытые первенства, проводим соревнования по различным видам спорта на Кубок техникума. Ежегодно выезжаем в сельскую местность и приглашаем команды школ для матчевых встреч. В период производственной практики наши студенты не только выступают в роли педагогов, но и организуют спортивные соревнования и праздники в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях. Замечено, что там, где наши студенты активно внедряют ЗОЖ и спорт, резко снижаются правонарушения среди под-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.