Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни как объект исследования в различных отраслях науки'

Здоровый образ жизни как объект исследования в различных отраслях науки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2225
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / HEALTHY WAY OF LIFE / HEALTH SAVING ATMOSPHERE / BUILDING HEALTH SAVING ATMOSPHERE / REGIONAL PARTICULARITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Доброрадова Людмила Васильевна

В статье рассматриваются региональные особенности создания здоровьесберегающей среды начальной школы в условиях Среднего Приобья, определяются главные направления работы по созданию здоровьесберегающей среды младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Доброрадова Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Healthy way of life as a research object in different branches of science

The article addresses the problem of regional particularities of building health saving atmosphere in elementary school in the conditions of Middle Priobie, the main directions of work for building health saving atmosphere among young scholars are defined.

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни как объект исследования в различных отраслях науки»

УДК 371.7 ББК 74.200.55

Доброрадова Людмила Васильевна соискатель г. Нефтеюганск Dobroradova Ludmila Vasilievna

Applicant for a Degree N-Yugansk

Здоровый образ жизни как объект исследования в различных отраслях науки Healthy Life-Style as a Research Object in Different Branches of Science

В статье рассматриваются региональные особенности создания здоровьесберегающей среды начальной школы в условиях Среднего Приобья, определяются главные направления работы по созданию здоровьесберегающей среды младших школьников.

The article considers the problem of regional particularities of health-saving atmosphere creating at elementary school in the conditions of Middle Priobye; the main directions of work for creating health-saving atmosphere among young schoolchildren are defined.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесберегающая среда, создание здоровьесберегающей среды, региональные особенности.

Key words: healthy life-style, health-saving atmosphere, health-saving atmosphere creating, regional particularities.

Проблема формирования здорового образа жизни остается актуальной в

педагогической теории и практике на протяжении последних десятилетий, несмотря на кардинальные изменения в социально-политической и социокультурной сфере жизнедеятельности российского общества. Более того, в последнее десятилетие значительно обострились проблемы девиантного поведения учащихся, связанные с недостаточно сформированным у них ответственным отношением к своему здоровью, незнанием основ здорового образа жизни, отсутствием навыков компетентно здорового поведения.

Вопросы формирования здорового образа отражены в многочисленных научных трудах по философии образования (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, В.А. Караковский, И.Б. Котова, Е.А. Ямбург), теории личностноориентированного подхода в системе образования (Н.А. Алексеев,

Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); концепции охраны здоровья в системе образования (В.В. Вучева, Л.И. Губарева, Н.А. Медведева, В.Н.Муравьева, Г.М. Соловьев, Н.Ю. Шумакова); педагогическим основам здо-

ровьесберегающих технологий (О.А. Ахвердова, И.В. Боев, Л.И. Губарева, К.С.Гюлушанян, И.А. Малашихина, Н.А. Медведева, В.М. Муравьева, Г.М. Соловьев, Н.Ю. Шумакова).

Здоровый образ жизни как научное понятие сформировался на основе категорий «здоровье», «физическое здоровье», «духовное здоровье» и т.п. Физическое здоровье рассматривается как условие, гарант, основание для создания и усовершенствования духовного, физического и психологического ресурса человечества. При этом мы рассматривает трехуровневое пространство и диалектическое единство категории «здоровый образ жизни школьников» таким образом:

- на уровне единичного - как здоровый образ жизни отдельно взятого ребенка;

- на уровне особенного - как здоровый образ жизни младших школьников в качестве отдельной возрастной группы;

- на уровне всеобщего - как здоровый образ жизни всего подрастающего поколения в определенной социокультурной среде.

Наиболее полно проблема формирования здорового образа жизни как фактора и составляющей человеческого здоровья рассматривается в научномедицинских теориях. Достаточно полно эта категория отражена в работах Г. Апанасенко, В. Волкова, П. Половникова, которые рассматривают здоровье как состояние организма, которое определяет его адаптационные возможности, информационную и потребностно-мотивационную основу жизнедеятельности человека [1]. При этом состояние здоровья выражается интегральными характеристиками влияния состояния отдельных органов и систем организма.

В связи с этим целостный взгляд на категорию «здоровье» можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия (рис.1.).

Исходя из представленной структуры категории здоровья, в нашем понимании духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, ха-

рактеризуется нравственной ориентацией личности ребенка, его менталитетом по отношению к себе, природе и обществу.

Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, в нашем случае развития младшего школьника, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей его организма.

Психический компонент определяется, на наш взгляд, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоциональноволевой сферой младшего школьника.

Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации школьника в относительно новой для себя ситуации учбеной деятельности в начальной школе (относительно - поскольку значительное число первоклассников проходят квазишкольное обучение еще в дошкольном учреждении), наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме - школы и внешкольного социального пространства.

Данное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно принятое нами, позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования целостного организма младшего школьника, с другой более полно охарактеризовать различные стороны его жизнедеятельности, направленные на организацию индивидуального стиля жизни, начиная еще с начальной школы. При этом, рассматривая взаимосвязь различных компонентов здоровья с учетом возрастных особенностей младших школьников, сенситивных периодов биологического и социального развития, следует отметить, что на разных возрастных этапах развития человека степень взаимовлияния компонентов здоровья и иерархия его уровней могут меняться. Именно учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человека должен лежать в основе обучения и формирования здорового образа жизни младших школьников.

Рис.1. Взаимосвязь компонентов индивидуального здоровья младшего школьника на категориальном уровне (плоскостная модель).

Изучение и анализ педагогической практики начальной школы дает основания для определения некоторых условий и требований решения проблемы формирования здорового образа жизни, направленных на минимизацию негативного влияния отдельных социальных и природных факторов:

1. Формирование новых гуманитарных стандартов общества при доминировании в них идей здорового образа жизни.

2. Воспитание у младших школьников особенного отношения к своему здоровью и здоровью людей как самой большой ценности.

3. Систематическое, целенаправленное и планомерное освоение научных знаний и информации, пропагандирующих здоровый образ жизни.

4. Создание высокого уровня культуры здоровья, основанное на сотрудничестве нескольких отраслей знаний и деятельности: социально-

гуманитарных, политических, экономических и т.п.

5. Определение человека как части социоэкологического пространства, определяющего характер и особенности протекания всех процессов человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, очевидным является факт влияния на здоровье школьника со стороны его образа жизни. Образ жизни определяется нами как стабильная форма социального бытия человека, общей жизнедеятельности с другими людьми, типичный для исторически конкретных исторически обусловленных социальных отношений, формирующихся соответственно к ведущим в данном обществе нормам и ценностям, отражающим эти отношения [4].

Круг феноменов, относимых к понятию "образ" (жизни, деятельности, активности), связан с широким спектром характеристик индивидуальности человека. Границы его функционирования хоть и расплывчаты, но не беспредельны и под ним следует понимать либо устойчивую целостность, характерное единство, систему приемов и средств деятельности, либо характеристику продукта творчества, либо своеобразное самопроявление личности как субъекта деятельности. Если большинство научных дисциплин изучает образ жизни как нечто типичное для человека или группы людей - носителей определенной культурной традиции, то педагоги и психологи занимаются скорее личностными характеристиками образа жизни, зачастую отвлекаясь от социокультурных переменных, и проявления здорового образа жизни изучаются в связи не столько с воплощением их в продуктах деятельности человека, сколько с личностными характеристиками активности, создающей эти продукты, и индивидуальностью субъекта, порождающего и выражающего себя в ней.

Изложенное позволяет определить соотношение образа деятельности и образа жизни (как деятельности, т.е. жизнедеятельности). Указанные категории имеют несомненную общность и взаимосвязь. Однако категория "образ жизни" гораздо объемнее и так же, как жизнедеятельность, является синтезирующим понятием. Оно включает в себя и образ деятельности (с его более частными разновидностями), и специфику общения, и навыки поведения и не исчерпывается этим, поскольку равноправное положение занимают в нем и отношения личности (т.е. внутренняя психическая деятельность, связанная с осознанием своего места в мире, в обществе, в системе межличностных отношений, с оценочным отношением к миру). Следовательно, образ жизни отражает нерасчле-

ненное единство внешних и внутренних проявлений личности, ее деятельностной, поведенческой и ценностной составляющих. Каждая личность имеет не только индивидуальный образ деятельности, общения, поведения, но и различное сочетание видов деятельности, неодинаковую продуктивность в них, формирует различное отношение к одной и той же деятельности на разных этапах ее реализации, воспринимая ее то как целевую, то как инструментальную, что в совокупности и определяет уникальность образа ее жизни. Каждый образ жизни (в узком понимании) является средством адаптации личности к конкретным реалиям внешнего или внутреннего мира на определенном уровне, а суммарный эффект их взаимодействия создает целостный, интегративный способ приспособления-преобразования личности к миру и мира к личности.

По определению Д.Д. Венедиктова, Е.Г.Жука, Ю.П. Лисицина и др. [2; 3], понятие здорового образа жизни связано с индивидуально-мотивационным осознанием индивидом своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. В этом случае здоровым образом жизни будем считать такой способ жизнедеятельности, который избирается человеком сознательно и самостоятельно и постоянно реализуется в ежедневной жизни.

Принимая во внимание, сказанное выше, здоровый образ жизни целесообразно рассматривать как совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают достаточно долговечно, а также совокупность рациональных методов сохранения здоровья, гармонического развития личности. При этом основными факторами здорового образа жизни можно считать: питание (требования к качеству питьевой воды, сбалансированному количеству витаминов, микроэлементов, углеводов, жиров); бытовые условия жизнедеятельности (гигиенические и санитарные условия учебно-воспитательного процесса); двигательную активность.

Овладение навыками здорового образа жизни осуществляется в процессе социализации личности, происходящей, как правило, двумя путями. Первый из них, наиболее распространенный, чаще всего предполагает стихийную социа-

лизацию и стихийное формирование здорового образа жизни вследствие этого. Второй путь более целенаправлен, предполагает высокий уровень сознания личности, осознанности целевых установок и задач деятельности. Формирование здорового образа жизни по второму пути осуществляется как выработка и создание собственной системы организации своей жизнедеятельности, основой которой является внимательное и сознательное отношение к своему здоровью.

В контексте вышеизложенного мы характеризуем здоровый образ жизни младшего школьника, как личностное новообразование, продукт духовных и физических усилий младшего школьника, целостную систему его жизненных проявлений, способствующую гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющуюся средством самоактуализации в ней.

Библиографический список

1. Апанасенко, Г. Л. Автобиографические заметки о здоровье. - Николаев: Борисфен, 2001. - 140 с.

2. Жук, Е.Г. Научные основы совершенствования здоровья и системы управления им.

- Смоленск, 1997. - 120 с.

3. Лисицын, Ю. П. Концепция формирования здорового образа жизни // Сборник научных трудов. - М., 1991. - С. 3-27.

4. Лищук, В.А., Мосткова Е.В. Технология повышения личного здоровья. - М., 1999. -С. 28-35.

Bibliography

1. Apanasenko, G.L. Autobiographical Health Notes. - Nikolaev: Borisfen, 2001. - 140 p.

2. Lisitsyn, Yu.P. Concept of Healthy Life-Style Forming // Collection of Scientific Researches. - M., 1991. - P. 3-27.

3. Lishchuk, V.A., Mostkova E.V. Technology of Personal Health Improving. - M., 1999. -P. 28-35.

4. Zhuk, E.G. Scientific Bases of Health Perfection and System of Its Control. - Smolensk, 1997. - 120 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.