Научная статья на тему 'Формирование здоровьесберегающей среды образовательного комплекса «Школа-сад»'

Формирование здоровьесберегающей среды образовательного комплекса «Школа-сад» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / СТРУКТУРА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ С ДЕТЬМИ / РОДИТЕЛЯМИ / ПЕДАГОГАМИ / HEALTH OF CHILDREN / HEALTH SAVING ENVIRONMENT / A STRUCTURE OF HEALTH SAVING ENVIRONMENT / METHODICAL TRANSFORMATIONS / AN EDUCATIONAL COMPLEX / WORK DIRECTIONS ON HEALTH SAVING WITH CHILDREN / PARENTS / TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомирова Лариса Федоровна, Морозова Светлана Борисовна

В статье авторы описывают основные направления деятельности по формированию здоровьесберегающей среды в школе-саде. Проанализировав литературу по этой проблеме,авторы показывают структуру здоровьесберегающей среды, необходимые для ее создания методические и организационные преобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихомирова Лариса Федоровна, Морозова Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Health Saving Environments of the Educational Complex «School-Garden»

In the article the authors describe the basic lines of the activity on formation the health saving environment in school-garden. Having analysed the literature on this problem, authors show the structure of the health saving environment, and necessary methodical and organizational transformations for its creation.

Текст научной работы на тему «Формирование здоровьесберегающей среды образовательного комплекса «Школа-сад»»

УДК 37.018

Л. Ф. Тихомирова, С. Б. Морозова

Формирование здоровьесберегающей среды образовательного комплекса «Школа-сад»

В статье авторы описывают основные направления деятельности по формированию здоровьесберегающей среды в школе-саде. Проанализировав литературу по этой проблеме,авторы показывают структуру здоровьесберегающейц среды, необходимые для ее создания методические и организационные преобразования.

Ключевые слова: здоровье детей, здоровьесберегающая среда, структура здоровьесберегающей среды, методические преобразования, образовательный комплекс, направления работы по здоровьесбережению с детьми, родителями, педагогами.

L. F. Tikhomirova, S. B. Morozova

Formation of Health Saving Environments of the Educational Complex «School-Garden»

In the article the authors describe the basic lines of the activity on formation the health saving environment in school-garden. Having analysed the literature on this problem, authors show the structure of the health saving environment, and necessary methodical and organizational transformations for its creation.

Key words: health of children, health saving environment, a structure of health saving environment, methodical transformations, an educational complex, work directions on health saving with children, parents, teachers.

В сложившихся социально-экономических условиях, в ситуации ухудшения здоровья населения России, роста смертности, падения рождаемости государство и общество заинтересовано в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения, но реальная деятельность органов образования является явно недостаточной. Системой образования декларируется такая педагогическая задача, как сохранение здоровья детей, но практика демонстрирует ухудшение здоровья школьников. Процесс образования вносит значительный вклад в ухудшение состояния здоровья детей: за годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психо-неврологическими отклонениями - в 1,5-2 раза. В специальной литературе общеупотреби-мы такие связанные со школой термины, как «школьный стресс», «дидактогения». Современная массовая школа не только не обеспечивает компенсацию типичного для современных детей состояния физиологической и психологической незрелости, но и, наоборот, усугубляет это состояние.

Считается, что, прежде всего, заботой о здоровье детей должны заниматься медики. Но система здравоохранения, основанная на патологоцентристской парадигме, сконцентрирована на болезнях, а не на здоровье.

© Тихомирова Л. Ф., Морозова С. Б., 2011

Медицинские рекомендации, как правило, связаны с изменениями в учебном процессе и часто не выполняются.

Несмотря на возрастание числа нездоровых школьников до критических величин (по данным М. В. Антроповой только 10 % учащихся могут считаться здоровыми), в педагогике, вопреки реальности, продолжает существовать априорное допущение о том, что педагогическая наука рассматривает обучение и воспитание здоровых детей здоровыми учителями. Выполнение одних требований СанПиНов не дает положительных результатов, да и не везде эти требования выполняются.

Современные педагогические технологии не учитывают уровень здоровья, а также адаптивные возможности детей. Решение проблемы сохранения здоровья детей в образовательных учреждениях часто ограничивается рамками физического развития, хотя физическое развитие -только один из показателей здоровья, и не позволяет быстро реагировать на изменение ситуации со здоровьем учащихся. В учреждениях образования отсутствует мониторинг здоровья детей, в организации учебного процесса не учитывается динамика показателей физического развития и заболеваемости учащихся.

С нашей точки зрения, результатом реализации функции сохранения и укрепления здоровья

образовательным учреждением должно стать создание здоровьесберегающей среды.

Для того чтобы сохранить здоровье школьников, по мнению Н. К. Смирнова, необходимо формирование валеологической среды в образовательном пространстве России. Основные задачи при этом они формулируют следующим образом:

- продолжать разработку и совершенствование учебных программ по валеологии;

- проводить подготовку кадров по валеоло-гии;

- обеспечить организационные условия для формирования валеологической среды в образовательных учреждениях.

Прежде чем вводить понятие «здоровьесбере-гающая среда», следует определить понятие среда. М. Я. Басов определяет среду как «отрезок действительности, в связи с которым живет человек, и отношения с которым являются жизненно значимыми для него».

Л. Б. Дыхан считает, что для решения проблем сохранения и укрепления здоровья ребенка в школе необходимо рассматривать образовательную систему в виде целостной образовательной среды, понимая под этим термином тип среды, состоящий из элементов, оказывающих жизненно значимые влияния на школьников в процессе получения ими образования [1].

О валеологизации образовательной среды и образовательного пространства писали Н. К. Смирнов, Л. Б. Дыхан. Прежде всего, под валеологизацией образовательного пространства эти ученые понимали «воспитание культуры здоровья и формирование здоровьесберегающих условий в образовательном учреждении» [3, 1].

С нашей точки зрения, ценной является сама идея преобразования педагогической системы в направлении, способствующем сохранению здоровья. Однако такое определение требует уточнения.

В своих работах И. В. Кузнецова рассматривает и анализирует только психологическую составляющую здоровьесберегающей среды, которую определяют: организация деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса на основе сотрудничества и помощи; личностные особенности участников образовательного процесса, в том числе жизнен-

ные ценности, установки, мотивы; наличие здо-ровьеориентированной корпоративной культуры; развивающая предметная среда [2]. Ученым установлено также, что психологическая составляющая здоровьесберегающей образовательной среды оказывает существенное влияние на успешность учения, адаптацию в обществе, систему жизненных ценностей, установок, организацию деятельности, толерантность и приятие жизненных ценностей других людей.

Согласно традиционным представлениям решение задач валеологизации должно осуществляться гигиеническими или медицинскими средствами. Однако реалии современной школы и проведенные нами исследования показывают неэффективность использования этих подходов.

С нашей точки зрения, недостаточно информативной является разработанная с позиции комплексного подхода описательная компонентная модель образовательной среды в аспекте сохранения и укрепления здоровья ребенка, предложенная Л. Б. Дыхан. Так, структуру здоровь-есберегающей среды автор описывает следующим образом:

- организация процесса обучения и воспитания;

- стиль общения субъектов образовательного процесса;

- санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания;

- двигательный режим учащихся;

- медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня;

- питание [1].

Мы считаем, что названных компонентов явно недостаточно, они не в полной мере обеспечивают сохранение здоровья учащихся в процессе их обучения и воспитания в образовательном учреждении. Субъектами здоровьесберегающей среды должны быть не только учащиеся и преподаватели, дошкольники и воспитатели, а также все специалисты, работающие в образовательном комплексе, и, конечно же, родители. Поэтому мы считаем необходимым формирование ценностных ориентаций и установок на здоровье и здоровый образ жизни всех основных субъектов образовательной среды через их систематическое обучение (см. таблицу № 1).

Таблица 1

Деятельность образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья учащихся

ДОШКОЛЬНИКИ И МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

1. Создание оптимальных внешнесредовых условий

Выполнение требований СанПиНов Доброжелательный социально-психологический климат Здоровьесберегающие технологии

2. Формирование у дошкольников и младших школьников навыков здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью ■ Через содержание занятий и учебных предметов ■ Через внеклассные мероприятия ■ Введение факультативных курсов

УЧИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛИ

Мотивация пед. коллектива на проблему здоровья Повышение квалификации Повышение личной ответственности

Психологические тренинги Группы здоровья Овладение методиками проведения экспертизы технологий, урока с точки зрения их влияния на здоровье

Психолого-пед. семинары Занятия со специалистами Центра ПМСС Овладение личностно-ориентированными и здоровьесбере-гающими технологиями

РОДИТЕЛИ

Привлечение к участию в образовательном процессе Родительский лекторий по вопросам здоровья (специалисты школы) Занятия с приглашенными специалистами

Как показали результаты исследований, только работа в 3-ех направлениях, с учащимися, учителями и родителями, дает положительные результаты. Эффективным также является взаимодействие специалистов, работающих в образовательных учреждениях, с работниками Центра ПМСС (Центр Психолого-медико-социального сопровождения).

Опираясь на теоретические выводы М. Я. Басова (в качестве жизненно важных отношений ребенка со средой взяты его основные биологические и социальные потребности, позволяющие научно обоснованно выделить компоненты образовательной среды, значимые для сохранения его здоровья) и результаты проведенных нами исследований, мы определили основные характеристики здоровьесберегающей образовательной среды:

- создание благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, соответствующих не только требованиям СанПиНов, но и индивидуальным особенностям ребенка, создание благоприятного психологического климата; социально-педагогическая работа по устранению влияния неблагоприятных факторов, выявленных в процессе исследования;

- обеспечение рационального и сбалансированного питания;

- организация качественного медицинского обслуживания;

- создание нормативной базы образовательного учреждения, закрепляющей права и обязанности каждого участника образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья;

- оптимальная, физиологически оправданная организация учебного процесса, использование средств оптимизации в учебном процессе;

- учебно-методическое обеспечение, соответствующее разным адаптационным способностям обучающихся, коррекция содержания образования (внесение соответствующих изменений в учебные планы и программы); введение лично-стно-ориентированного и дифференцированного подхода в преподавании учебных предметов и дисциплин;

- организация внеучебной работы, направленная на реализацию потребностей и возможностей детей и преподавателей, формирование у них потребности в здоровом образе жизни; обучение здоровому образу жизни;

- формирование физической культуры как фактора гармонического развития физических и духовных качеств личности, организация групп для занятия физкультурой лиц с различной патологией; применение способов укрепления физического здоровья учащихся в процессе обучения;

- изучение состояния здоровья дошкольников и младших школьников, создание системы мониторинга здоровья и физического развития; исследование факторов риска заболеваемости;

- исследование потребностей ребенка, формирование ценностного отношения к здоровью, формирование навыков здорового образа жизни, формирование культуры здоровья;

- изучение педагогического процесса, разработка и использование экспертно-функцио-нального подхода, позволяющего анализировать влияние педагогического процесса, новых педагогических технологий на здоровье;

- использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;

- разработка программ, позволяющих повысить информированность детей и подростков, родителей, педагогов и воспитателей в сфере сохранения и укрепления здоровья;

- осуществление принципа преемственности в решении задач сохранения, укрепления и формирования здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении невозможно без методических преобразований, которые предполагают:

1. Внесение новых элементов в структуру образовательного процесса.

2. Изменение условий школьной среды и режима работы школы-комплекса.

3. Повышение заинтересованности и степени удовлетворенности образовательным учреж-днием у участников образовательного процесса.

4. Повышение у дошкольников и младших школьников самооценки, формирование навыков здорового образа жизни и культуры здоровья.

5. Налаживание сотрудничества между школой-комплексом и родителями.

6. Улучшение материально-технической и учебной базы образовательного учреждения.

7. Расширение межведомственного сотрудничества в реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей.

8. Разработку методики управления внедрением здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении.

9. Разработку механизмов, обеспечивающих преемственность в решении задач сохранения, укрепления и формирования здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Библиографический список:

1. Дыхан, Л. Б. Педагогические условия валеологизации образовательной среды младших школьников [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук / Л. Б. Дыхан. - Ростов н/Д., 2001. - 23 с.

2. Кузнецова, Л. М. Современные особенности здоровья детей и подростков и их взаимосвязь с проблемами образования [Текст] / Л. М. Кузнецова // Перемены. - 2000. - № 2. - С. 148-156.

3. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. - М. : Аркти, 2003. - 272 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.