Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни дошкольника как социально-педагогический феномен'

Здоровый образ жизни дошкольника как социально-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1689
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернега О.В.

В статье проведен терминологический анализ категории «здоровый образ жизни», рассмотрен ее содержательный состав определены компоненты здорового образа жизни дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернега О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни дошкольника как социально-педагогический феномен»

ны жизни человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни [4].

Результатом занятий физкультурой в пожилом возрасте является способность предотвратить развитие различных нарушений в организме, причиной которых является гипокинезия. Раннее старение - это удел людей, невнимательных к своему здоровью, ведущих неправильный образ жизни, не желающих отказаться от курения, неумеренного потребления алкоголя, невоздержанности в пище. Те же, кто стремится жить так, чтобы отодвинуть старость и болезни, занимаются физкультурой, соблюдают правильный режим, разумно питаются. Физическая культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности [1].

Список литературы:

1. Физическая культура. Физкультура [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ukzdor.ru/fizkult.html.

2. Движение - важнейший естественнобиологический стимулятор роста, развития, поддержания и совершенствования физиологических функций, а также формирования всего [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fEk-sport.ru/dvigatelnaya-aktivnost-kak-faktor-ukrepleniya-zdorovya/.

3. Значение физической культуры для сохранения и укрепления здоровья человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lifeinhoc-key.ru/metodiki/metodicheskie-materialy/sportivnaya-meditsina/599-znachenie-fizicheskoj -kultury-dlya-sokhraneniya-i-ukrepleniya-zdorovya-cheloveka).

4. Роль физической культуры в сохранении и укреплении здоровья человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/Books/ XXPI/2007N4/p19-24.htm).

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

© Чернега О.В.*

Детский сад № 4 «Умка», г. Сургут

В статье проведен терминологический анализ категории «здоровый образ жизни», рассмотрен ее содержательный состав - определены компоненты здорового образа жизни дошкольника.

Ключевые слова здоровье, здоровый образ жизни, дети старшего дошкольного возраста, компоненты здорового образа жизни.

* Старший воспитатель.

Здоровье человека сегодня признается одной из сущностных характеристик человека наряду с духовностью, интеллектом, нравственностью, которая определяет степень жизнеспособности человека, устойчивости организма в соответствующей среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные функции [1, с. 19].

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровье сбережения детей в образовании - красная нить национального проекта «Образование», Федеральных законов (ФЗ «Об образовании», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема в системе дошкольного образования.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребенок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Проблема укрепления и сохранения здоровья дошкольников является исключительно важной, однако в то же время и противоречивой, так как до сих пор не выработано четких - критериев и оценок его состояния. В науке прослеживаются различные подходы к пониманию категории «здоровье».

Демин А.К. и Демина И.А. рассматривают здоровье как «способность человека сохранять свой «гомеостазис» через совершенную адаптацию к изменяющимся условиям окружающей среды. Здоровый организм способен постоянно сопротивляться перепадам температур, воздействию многочисленных бактерий, вирусов и других микроорганизмов, бороться с негативными эмоционально-психологическими раздражителями с целью сохранения и продолжения жизни» [14, с. 82]. При этом, по мнению этих авторов, человек старается использовать те механизмы адаптации и защиты, которые были выработаны в процессе эволюции. В этом смысле под здоровьем следует понимать такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в конкретных условиях социального бытия данного человека [14, с. 84].

По мнению Г.Н. Попова, здоровье - это показатель культуры человека в целом, поскольку оно по своему содержанию оказывается показателем гармонии практического бытия, мерой согласованности в человеке природного и социального начала [16].

Некоторые исследователи, в частности, Э.М. Казин, определяет зависимость здоровья от сознания человека, его внутренней сущности. По его

мнению, проявления каждого из показателей здоровья не может не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, которое может, как приносить благо, так и наносить ущерб [10, с. 31].

Состояние здоровья личности ассоциируется с гармонией, что заключается в гармоничном единстве биологического и социального качеств, гармоничном взаимодействии и функционировании всех органов и систем организма, состоянии гармоничной саморегуляции и динамического равновесия со средой [17, с. 24].

Следует согласиться с мнением вышеназванных авторов в том, что здоровье предполагает гармонизацию конкретной личности с другими людьми, то есть построение таких отношений, которые бы предупреждали или совершенно исключали конфликтные ситуации, неконтролируемые эмоции, содержали гармонию с окружающей средой.

Таким образом, в определении сущности здоровья можно выделить, прежде всего, три основных компонента:

- биологический - здоровье предполагает саморегуляцию организма, наличие гармонии всех физиологических процессов, и как следствие - способность к адаптации в самых неблагоприятных природных и средовых условиях;

- социальный - здоровье служит мерой социальной адаптации, деятельного отношения человека, как индивида к окружающему обществу;

- личностный, психологический - здоровье - это не только сопротивляемость каким бы то ни было заболеваниям, не только состояние личности, но и «стратегия жизни человека) [18, с. 64].

Вместе с тем некоторые авторы (И.И. Брехман [2], Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, М.Я. Студеникин) выделяют нравственный и педагогический компоненты.

В частности, М.Л. Звездина утверждает, что здоровье является итоговой характеристикой воспитания, формирования внутренних резервов дошкольника. Воспитывать правильное отношение у человека к своему здоровью необходимо, по мнению этого автора, начиная с раннего детского возраста. Это объясняется тем, что у детей нервная система более пластична, а существующие у них жизненные установки еще недостаточно прочны или только формируются [8].

Все это, по мнению М.Л. Звездиной, создает благоприятные возможности для воспитания у них положительной мотивации на здоровье и ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни и как следствие -на формирование культуры здоровья. Именно сформированность культуры здоровья личности является важнейшей предпосылкой здорового начала будущих семей, способных вырастить и воспитать последующие поколения людей с более совершенным генофондом и с устойчивой системой здоровых потребностей.

Вульфович А.С. напрямую связывает проблему поддержания здоровья людей на высоком уровне с просветительскими, а также организационными возможностями системы образования. Именно здесь происходит формирование личности человека, способной «выступить в качестве регулятора и созидателя своего здоровья» [3, с. 127].

Здоровье человека непосредственно связано с его образом жизни. Образ жизни - есть одна из важнейших биосоциальных категорий, которая определяет конкретный тип жизнедеятельности человека. М.И. Чубирко пишет о том, что главное в жизни человека составляют основные формы и способы жизнедеятельности, ее направленность. Каждая из современных социальных групп в России имеет свои отличия в образе жизни, свои установки, эталоны поведения.

Другими словами, образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество и стиль жизни. Уровень жизни - степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей. Качество жизни -уровень комфорта в удовлетворении своих потребностей. Стиль жизни -поведенческая особенность жизни человека, определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности [11].

По мнению Е.В. Ишухиной, под здоровым образом жизни понимаются типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая, тем самым, успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций, независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций [9, с. 11]. Он также выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Виленский М.Я. трактует здоровый образ жизни человека как «типичную совокупность форм и способов культурной и повседневной жизнедеятельности, объединяющей нормы, ценности, способствующие полноценному выполнению учебно-трудовых, социальных, биологических функций» [16].

В качестве главного критерия воспитанности здорового образа жизни у дошкольников - Е.В. Ишухина предлагает считать опыт овладения основами здорового образа жизни в совокупности показателей на мотивационном, поведенческом и познавательном уровнях.

Высоким уровнем сформированного ценностного отношения дошкольника к своему здоровью Е.В. Ишухина считает наличие у него прочных знаний о значении бесперебойной работы основных систем организма; правильное понимание зависимости здоровья от поведения человека, от факторов природного и социального окружения; понимание ценности здоровья; наличие умения объяснить роль здоровья для различных сфер жизнедеятельности; понимания роли волевых усилий для здоровья, учебы; оптимистического настроя на долгую, здоровую жизнь [9, с. 12].

В данном исследовании мы представляем основные составляющие здорового образа жизни в следующем виде, как представлено на рис. 1.

По мнению В.Н. Беленова, основным источником сохранения здоровья является сам человек. Быть здоровым - означает целенаправленно работать над собой; здоровье человека - это, прежде всего, труд по самообразованию, самопреобразованию, саморазвитию, самосохранению. Психофизическое здоровье личности определяется двумя взаимосвязанными и дополняющими друг друга компонентами: мировоззренческим (здоровый образ жизни) и поведенческим (здоровый стиль жизни) [7, с. 49].

Рис. 1. Базисные составляющие здорового образа жизни дошкольника, формируемые в образовательном процессе

Беленов В.Н. доказал, что ценностное отношение к здоровью формируется в ходе ценностно-ориентированной физкультурно-оздоровительной деятельности, специально организованной и органично включенной в процесс физического воспитания дошкольников. На сегодняшний день необходима именно такая деятельность, в которой ребенок выступает как полноправный субъект целенаправленного педагогического процесса. Этот исследователь также пришел к выводу о том, что только правильно организованный педагогический процесс обеспечивает формирование и единство всех четырех компонентов ценностного отношения: чувств, разума, воли и поведения [7, с. 50].

Виленским М.Я. была подтверждена концепция психологической «запрограммированности» ребенка на употребление алкоголя и табака в будущем. Из материалов проведенных им социологических опросов установлено, что дети, воспитывающиеся в трезвеннических семьях, где постоянно обращается внимание на совершенную недопустимость употребления алкоголя, наркотиков, имеют антиалкогольные психологические установки, и не имеют никакого желания пробовать спиртное, даже, несмотря на разлагаю-

щее влияние рекламы и социального окружения, активно употребляющего спиртные напитки. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что образ жизни можно корректировать при условии, если конкретная личность должным образом будет информирована [16].

Исследователь М.Л. Звездина считает, что сегодня детский сад, как социальный институт, сталкивается с серьезной проблемой: он обнаружил предел своих возможностей. Ребенок за адаптацию к современной культуре, приобщение к современным цивилизационным стандартам расплачивается своим здоровьем. Состояние здоровья человека в обществе сегодня показывает, что человек привык к затратным видам поведения, которые не позволяют ему своевременно восстанавливать свои ресурсы. Это приводит к тому, что человек, и в первую очередь, дошкольник, накапливает патологические состояния. Что, в свою очередь, нередко имеет следствием девиантные формы поведения.

Вышеназванный автор считает, что ДОО должны на новом уровне решать проблемы адаптации ребенка к самостоятельной жизни, значительно скорректировать механизмы введения человека в общество. Поэтому необходимо оказание помощи ребенку в развитии собственного потенциала, и в первую очередь, помощь в поддержании и укреплении своего здоровья, что является одной из важнейших задач современного дошкольного образования.

Звездина М.Л. также формулирует вывод о том, что проблемы здоровья сегодня приобрели совершенно иной характер, новый статус. Они вышли за пределы широко распространенного представления о сохранении здоровья как о борьбе с болезнями. Здоровье человека в современных условиях требует не только медицинского, но и философского понимания. Работать в направлении укрепления здоровья означает поиск таких практических форм деятельности, которые обеспечили бы возможность предотвращения заболеваний. А ДОО как важнейший социальный институт призваны решать эту проблему образовательными средствами [8].

Определяя место ДОО в формировании здорового образа жизни, исследователь А.С. Вульфович отводит ведущую роль созданию реальных возможностей для максимального развития личностного потенциала каждого человека. Их достижение предполагает в качестве одного из направлений серьезную переориентацию массового сознания дошкольников в отношении ценностей физической культуры на признание единства культуры физической с духовной [3, с. 129].

Поведение дошкольника в сфере здоровья, которое в значительной степени формируется в семье, и, по мнению М.В. Давыдовой зависит от влияния уровня образования и статуса родителей. В ходе исследований установлено, что у родителей с высоким социально-экономическим статусом более здоровые дети, они также в меньшей степени подвержены проявлениям девиантного поведения [6, с. 15].

Чубирко М.И. характеризует здоровый образ жизни как «активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья». При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение всей жизни целенаправленно и постоянно. «Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями» [12, с. 33].

По современным представлениям в понятие здоровый стиль жизни дошкольника входят: отказ от вредных пристрастий; оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции [13, с. 34].

Сформированность здорового образа жизни у каждого человека во многом зависит от различных факторов. В работе А.К. Демина отмечает «выделяются причины того феномена, когда члены одного и того же общества, существующие в рамках одних и тех же социальных структур, могут ориентироваться на различные эталоны поведения, действий, взаимодействий, оценок. Соответственно одними из символических объектов культуры являются ценности и нормы» [14, с. 182].

Демина А.К. считает, что ценностное отношение к здоровью и соблюдение нормативов здорового образа жизни в совокупности определяют сформированность здорового образа жизни у дошкольников [14, с. 184].

Обидина В.Г. выделяет следующие критерии, характеризующие сформированность здорового образа жизни у дошкольников - интеллектуальные знания в области физического развития, физической культуры, о здоровье и здоровом образе жизни, в отношении факторов риска здоровью; достижения двигательного характера (лучшие образцы моторной деятельности, личностный и общественный физические потенциалы; в целом физическая подготовленность, работоспособность; физическое здоровье ребенка); лич-ностно-мобилизационные (рациональная организация свободного времени; способность быстрой оценки ситуации и принятия решений, умение организовать самовоспитание и самоорганизовать стиль жизни, переведя его на здоровую основу, практическое противостояние неблагоприятным воздействиям внешней среды) [15, с. 27].

Несколько иной позиции придерживается Е.Г. Диканова, признавая критериями сформированности установки дошкольников на здоровый образ жизни: а) наличие необходимого объема знаний о сущности здорового образа жизни и соответствующих ему нормах поведения; б) проявление эмоционально-ценностного субъективного отношения к здоровому образу жизни, желание следовать ему; в) умение выстроить индивидуальную программу здорового образа жизни и планомерно реализовывать ее [15, с. 28].

Интересной, по-нашему мнению, является суждение И.Н. Ермаковой о диагностируемых содержательных компонентах здорового образа жизни дошкольников. Здоровый образ жизни дошкольника, на взгляд И.Н. Ермаковой, предусматривается усвоение содержания в следующих компонентах: когнитивно-информационный (когнитивный), деятельностно-поведенчес-кий, мотивационно-ценностный [5, с. 83].

При этом когнитивный компонент призван способствовать формированию здорового образа жизни дошкольника посредством развития знаний: о сущности здоровья человека; факторов, сберегающих здоровье; факторов, вредоносных для здоровья (например, о вреде табакокурения и потребления алкоголя); знаний о здоровом образе жизни: его составляющих, его значении для здоровья; о единстве телесного и душевного; о здоровом досуге, здоровом питании; о жизненной энергии человека; о приемах эмоциональной саморегуляции; об индивидуальных особенностях здоровья конкретного ребенка; о значении здоровья для будущей жизни; о наиболее распространенных заболеваниях и мерах их профилактики; о значении экологии в жизни и т.д.

Информирование дошкольников о показателях здоровья влияет на становление ценностного отношения ребенка к здоровью, на предотвращение преждевременной смерти, заболеваний, способствует утверждению здорового образа жизни.

Деятельностный компонент содержания здорового образа жизни дошкольника включает умения и навыки, необходимые ему для сохранения здоровья в детском саду и дома, для здорового поведения и жизнедеятельности: умения и навыки личной гигиены; умение выполнять физические упражнения; умение различать вредные и полезные привычки; умение выполнять простейшие закаливающие процедуры; умение составить индивидуальный режим дня и соблюдать его; умение использовать приемы контроля и саморегуляции; умение различать вредные и полезные продукты питания; умение в простейшей форме пропагандировать перед другими знания об экологии, профилактике наиболее распространенных заболеваний.

Мотивационно-ценностный компонент содержит ценности здорового образа жизни, которые необходимо усвоить дошкольнику в процессе формирования здорового образа жизни.

Мотивацию здорового образа жизни И.Н. Ермакова объясняет как систему осознанных побуждений личности, которые направляют ее проявления (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей здоровья. Осознанные побуждения личности связаны с реализацией личностью осознанной потребности в здоровье [5, с. 88].

Однако, для детей дошкольного возраста характерно то, что потребность в здоровье следует развивать в ребенке. Она не выступает для него субъективно актуальной, хотя является объективно актуальной и необходимой. Вместе с тем в педагогическую задачу входит развитие потребности

ребенка в здоровье, в его сохранении, для чего предполагается создание необходимых педагогических условий на основе развития и других, субъективно актуальных потребностей ребенка, какой, например, является двигательная потребность.

Основными мотивами и ценностями дошкольника предусматриваются следующие: здоровье - высшая человеческая ценность; здоровый человек следует принципам здорового образа жизни; в здоровом теле - здоровый дух; быть похожим на человека, физически здорового и красивого; быть здоровым и успешным; быть авторитетным; быть сильнее, чем вчера; получение необходимых знаний для здорового образа жизни и др. [11].

Среди рассмотренных теоретических подходов к составу критериев, определяющих сформированность здорового образа жизни дошкольников, мы выделяем точку зрения И.Н. Ермаковой для применения в целях нашего исследования.

Итак, подведем итоги вышеизложенному:

1. Здоровье современного дошкольника является важным ресурсным фактором его жизнеобеспечения, условием развития жизнеспособной личности в современном обществе, условием для успешности в жизнедеятельности. Оно является системообразующим фактором формирования и развития личности ребенка.

2. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни имеет место в целостном педагогическом процессе в различных его направлениях (физического, нравственного, трудового, военно-патриотического, экологического, семейного и др.).

3. Формирование здорового образа жизни дошкольника представляет собой социально-педагогический феномен, необходимость которого вызвана реальной потребностью личности и общества в здоровье, как основополагающем жизненно необходимым ресурсе саморазвития и развития.

По своей основе он представляет собой здоровый стиль жизни дошкольника, который, как известно, включает в себя следующие основные компоненты: режим учебно-трудовой деятельности без перегрузок, организацию свободного времени с преобладанием движений, личную гигиену, привычное питание, отсутствие травматизма, здоровые привычки, физическую активность.

4. Под здоровым образом дошкольника в данном исследовании мы понимаем интегративную биосоциальную характеристику личности дошкольника, которая включает в себя знания и представления о здоровье как жизненной ценности человека, о здоровом образе жизни (когнитивный критерий), сформированные привычки и мотивацию своего поведения как здорового человека (мотивационно-ценностный критерий), умения и навыки здра-восохраняющего и здравосозидающего поведения на основе постоянной двигательной активности, неприятие вредных привычек, что позволяет вести здоровый стиль жизни и быть физически и социально активным, здоровым человеком в обществе (деятельностно-поведенческий критерий).

Список литературы:

1. Бородкина Г.В. Здоровье как достижимое качество личности / Г.В. Бо-родкина // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 10. - С. 19-24.

2. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье: учеб. / И.И. Брехман. -М.: ФиС, 2009. - 206 с.

3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издат. центр «Академия», 2010. -368 с.

4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка: сб. избранных трудов / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2011. - 235 с.

5. Давыдова М.В. Игры с водой и песком как компонент здоровьесбере-гающей среды ДОУ / М.В. Давыдова // Детский сад: теория и практика. -2013. - № 5. - С. 82-88.

6. Давыдова М.В. Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / М.В. Давыдова. - Челябинск, 2013. - 25 с.

7. Заикина И.В. Мы здоровью скажем да! / И.В. Заикина // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 1. - С. 48-52.

8. Звездина М.Л. Разнообразие научных подходов к формированию ЗОЖ обучающихся [Электронный ресурс] / М.Л. Звездина // Научный диалог. - 2013. - № 8 (20). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ raznoobrazie-nauchnyh-podhodov-k-formirovaniyu-zdorovogo-obraza-zhizni-оЬисМушсЫ^уа (дата обращения: 15.04.2014).

9. Ишухина Е.В. Формирование здорового образа жизни у младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.В. Ишухина; МарГТУ - Йошкор-ола., 2012. - 23 с.

10. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: учеб. пособие / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - М.: Владос, 2010. - 192 с.

11. Лободин В.Т. В стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников [Электронный ресурс] / В.Т. Лободин, А.Д. Федо-ренко, Г.В. Александрова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 80 с. - Режим доступа: http://biЫюdub.m/mdex.php?page=book&id=213096 (дата обращения: 11.04.2014).

12. Лунева Т.А. Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях реализации ФГОС / Т.А. Лунева, Т.М. Родионова // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 9. - С. 31-37.

13. Майбуров Л.А. Особенности представлений дошкольников о здоровье и способах его укрепления / Л.А. Майбуров // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 8. - С. 32-39.

14. Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России: учеб. / под ред. А.К. Демина, И.А. Деминой. - М.: Омега-М, 2011. - 282 с.

15. Петрова О.А. Функциональные системы здорового образа жизни дошкольника / О.А. Петрова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 3. - С. 24-29.

16. Попов Г.Н. Комплексный подход при решении вопросов здоровьесбе-режения у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Г.Н. Попов, О.А. Рогунова // Вестник ТГПУ - 2008. - №3. - Режим доступа: http://cyber-lemnka.rUartide/n/kompleksnyy-podhod-pri-reshemi-vopшsov-zdoшviesbere-zheniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 14.04.2014).

17. Рыбак Е.В. Модели сотрудничества детского сада с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника / Е.В. Рыбак // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 10. - С. 24-28.

18. Сергиенко Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко // Методист. - 2014. - № 10. - С. 63-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.