Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
201
Список литературы:
1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - С. 47-52.
2. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: В 2 т. Т 2. Частные методики. -М.: Федерация аэробики России, 2002. - С. 12-24.
3. Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий: учебно-метод. пособие. - М.: Терра-Спорт, Олимпия-Пресс, 2001.
4. Сиднева Л.В., Гониянц С.А. Оздоровительная аэробика и методика преподавания. - М.: 2000.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
© Жуйкова Т.П.*
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
В статье рассматривается работа с детьми по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни в дошкольном образовательном учреждении. Раскрываются основные мероприятия, направленные на воспитание у детей старшего дошкольного возраста привычек и потребностей к укреплению своего здоровья.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, ценности, физическое развитие.
Ценностное отношение к здоровому образу жизни - это важный компонент структуры личности человека, который в целом отражает направленность личности на ценность «здоровье» и проявляется в деятельности и поведении, направленных на сохранение и укрепление физического, психологического, социального и духовного здоровья.
Понятие «ценностное отношение к здоровью» - процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья, как значимой функции организма, и результат этого процесса, выраженный в виде познавательного интереса или цели.
Основной целью работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении является формирование у них осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье.
* Доцент кафедры Педагогики и психологии профессионального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
202
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Реализация работы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни требует создания педагогических условий, позволяющих осуществлять это направление в условиях дошкольного учреждения.
Как считает Н.М. Борытко, педагогическое условие - это внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса [1]. Под педагогическими условиями понимаем сочетание возможностей содержания, форм, методов, действий, педагогических приемов, определяющих работы, направленной на достижение целей формирования ценностных отношений к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста. Нами были выделены три условия: создание информационной среды, влияющей на формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье и здоровом образе жизни; эффективное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах формирования ценностного отношения у детей к здоровому образу жизни; взаимодействие деятельности на занятиях и вне занятий, направленной на более эффективное формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Состояние здоровья детей вызывает беспокойство и заставляет нас задуматься о причинах недостаточной эффективности усилий, принимаемых в этом направлении. Причин этого много - объективных, субъективных, социальных. К одной из причин создавшейся ситуации можно отнести, что на протяжении многих столетий в нашей социальной системе исключительная роль здорового образа жизни в жизнедеятельности человека не утверждалась, и в сознании населения основным фактором обеспечения здоровья выступало медицинское обеспечение. Создание в группе информационной среды (схем, рисунков, стендов) может служить базой для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Для полноценного развития физического здоровья детей были использованы различные комплексы гимнастики: утренняя гимнастика с, дыхательными упражнениями, гимнастика пробуждения, физминутки, динамические и активные паузы.
Ежедневно проводились пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
В группе имеется картотека стихов, сопровождающих упражнения, пособия по развитию мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений (прищепки, пробки, счетные палочки, пуговицы, мячи-ежики и так далее).
В группе созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха. Имеется физкультурный уголок, в котором сосредоточены дидактические пособия, схемы,
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
203
график, модели, обеспечивающие детям возможность под руководством взрослого накапливать свои впечатления, знания, выделять те или иные объекты мира физической культуры и здоровья. Вместе с детьми и родителями изготавливались нестандартное оборудование, тренажеры.
Для определения формирования ценностного отношения у детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни охарактеризуем следующие занятия (автор Т.И. Гризик).
«Какой я, что у меня внутри»:
- Сообщить детям элементарные знания о строении тела человека (голова, туловище, руки, ноги).
- Воспитывать у детей чувство бережного отношения к себе и другим детям.
«Кожа человека и уход за ней»:
- Приобщать детей к здоровому образу жизни через воспитание привычки ухода за своим телом.
- Познакомить с элементарными правилами и средствами ухода за кожей.
«Зрение, гигиена зрения»:
- Продолжать знакомить с «частями лица» - глазами.
- Дать элементарные знания о значении зрения для человека и животных.
«Обоняние, дыхание»:
- Сообщить детям элементарные знания о том, зачем людям нужен нос.
- Познакомить с элементарными правилами гигиены носа.
«Купаться любят все»:
- Вызвать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побудить к постоянному их соблюдению.
- Закрепить знания о свойствах воды.
«Какие бывают привычки»:
- Формировать представления о плохих привычках.
- Воспитывать желание следить за своим внешним видом.
- Учить выявлять последствия дурных привычек [2, с. 43-85].
Занятия в старшей группе по программе «Наша традиция - быть здоровыми» (Автор Т.Г. Карепова).
«Знакомство»:
- Познакомить детей с понятиями «традиция», «здоровье»; формировать положительную мотивацию к здоровому образу жизни.
«Знай свое тело. Скелет и мышцы»:
- Вызывать положительный интерес к знаниям о строении человеческого организма; дать элементарные представления о скелете и мышцах; формировать двигательные навыки.
«Знай свое тело. Кожа»:
204
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
- Дать элементарное представление о коже; формировать гигиенические навыки по уходу за кожей.
«Занимайся физкультурой»:
- Формировать осознанное желание заниматься физкультурой; совершенствовать двигательные навыки.
«Соблюдай правила гигиены»:
- Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков; закреплять практические умения мытья рук.
«Следи за датчиком настроения»:
- Формировать представление о настроении и чувствах, их влияние на состояние здоровья; способствовать повышению психоэмоциональной устойчивости [3, с. 38-79].
Кроме теоретических сведений, на занятиях дети овладевают практическими приемами оздоровления, такими как: дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, приемами физиологического и психического расслабления, упражнениями по профилактике плоскостопия и тому подобное.
Для формирования знаниевого компонента культуры здорового образа жизни в группе создан мини-музей «Волшебница вода». Одна из целей создания мини-музея: показать значение воды в жизни человека, научить детей правилам поведения во время отдыха на реке, море, умению и желанию экономить воду.
Вопросы воспитания здорового ребенка решаются в тесном контакте с семьей. Они предусматривают ознакомление родителей с результатами диагностики физического развития ребенка, пропаганду общегигиенических требований, необходимости рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания.
Работа с семьёй включала в себя следующие этапы:
- Подготовительный (ознакомительный). На этом этапе необходимо заинтересовать и побудить родителей включиться в учебно-воспитательный процесс по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни, узнать как можно больше о дошкольном учреждении, которые посещает их ребенок.
- Просветительский. Содержание: подбор методических рекомендации по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни; распространение лучшего опыта семейного воспитания; подбор литературы по здоровому образу жизни в библиотеке.
- Совместной деятельности с семьей. Содержание: формирование взаимопомощи с семьей в воспитании и занятиях с детьми; проведение семейных праздников, акций, «Дня открытых дверей», с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей; обогащение совместной деятельности родителей и детей в формировании участков для двигательной активности.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
205
Целью эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и родителей - является создание единых подходов для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей.
Наиболее эффективными формами работы с родителями являются вечера вопросов и ответов, совместные занятия детей и родителей в спортивных праздниках и развлечениях, туристических походах, тематические семинары.
На информационном стенде для родителей работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств, такие как «Растим детей здоровыми» и так далее.
Члены семей воспитанников группы являются активными участниками образовательного процесса. Совместно с родителями проводились: Недели здоровья, Дни открытых дверей, Спортивные досуги «Мама, папа, я - спортивная семья».
Большое значение на формирование ценностного отношения у старших дошкольников к здоровому образу жизни оказывают подвижные игры. Проводились они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включались и в музыкальные занятия. Игры старших дошкольников организует воспитатель, но чаще всего сами дети. Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует старших дошкольников, они стремиться к еще большей физической активности и к организации здорового образа жизни.
Таким образом, правильно организованная работа с детьми и их родителями позволяет постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.
Большое значение в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни имеет положительный пример в поведении взрослых. Это учитывали в работе сами педагоги и настраивали на это родителей детей - в консультациях, в совместной деятельности, в организации различных мероприятий. Работа с родителями носила профилактическую направленность.
Можно сказать, что проведенная нами работа способствовала формированию ценностного отношения у детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Список литературы:
1. Ботырко Н.М. Воспитательная деятельность педагога / Н.М. Батырко, И.А. Колесникова, С.Д. Поляков. - М.: Академия, 2008. - 336 с.
2. Гризик Т.И.: Познавательное развитие детей 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 2011. - С. 43-85.
3. Карепова Т.Г., Жуковин И.Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция - быть здоровыми!» // Психолог в детском саду. - 2006. - № 3. - С. 38-79.