Научная статья на тему 'ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК - "ЗДОРОВАЯ СТРАНА"'

ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК - "ЗДОРОВАЯ СТРАНА" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
120
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Андреевский Д.В., Васильева Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК - "ЗДОРОВАЯ СТРАНА"»

постепенно усложнялся, из него сперва выделилась прибыль предприятия, а затем добавились доходы населения и государства. Попытки объяснить причины возникновения доходов пока не увенчались успехом - единого мнения нет, вытеснены на задний план проблемами расчёта - и здесь возникают разночтения.

Использованные источники:

1. Плотницкий, М.И. Микроэкономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий, А.К. Корольчук, Л.В. Лемешевская, М.К. Радько. - 3-е изд., стер. - Минск: Новое знание, 2005. - 427 с.

2. Фрэнк Найт. Риск, неопределенность и прибыль.

Андреевский Д. В.

Уральский институт управления - филиал РАНХиГС

Васильева Е.И., к.соцол.н. руководитель, доцент кафедра регионального и муниципального управления

Россия, г. Екатеринбург ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК - «ЗДОРОВАЯ СТРАНА»

Здоровье отдельно взятого человека носит всеобщий характер, оно присуще не только данному человеку, но и обществу в целом. Являясь важнейшим свойством трудовых ресурсов, общественное здоровье оказывает большое влияние на социально-экономическое развитие, приобретая роль ведущего фактора экономического роста. Уровень общественного здоровья служит наиболее ярким и общим показателем условий жизни и одновременно зависит от них.

Понимание того, что будущее любой страны или нации невозможно без здоровых членов общества, привело к выработке единого мнения о роли и месте физической культуры и спорта в здоровом образе жизни населения, поддерживающего дееспособность государства и общества, и использованию массового спорта и оздоровительных систем в целях сохранения и укрепления здоровья населения.

В соответствии с общемировой тенденцией и в нашей стране вопросы развития физической культуры и спорта становятся ключевым направлением социальной политики и одной из основных функций государства. В условиях рыночной экономики, развития демократического общества и принятия Россией общечеловеческих ценностей и идеалов к сфере физической культуры и спорта предъявляются новые требования. Особое место в формировании здорового образа жизни занимает физическая культура и спорт.

В России на сегодняшний день проблема здорового образа жизни у подрастающего поколения встала наиболее остро. Согласно данным Минздрава, сегодняшнее состояние здоровья детей вызывает серьезную тревогу. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больны, 80% страдают различными нервно-

психическими расстройствами. Налицо деградация молодых поколений России. Основная же причина всеобщего нездоровья - изъяны в системе воспитания детей, как в семье, так и в образовательных учреждениях. Обучение тому, как обеспечить свое душевное, физическое и социальное благополучие, поможет поднять уровень здоровья каждого человека и общества в целом, а значит поднимает уровень репродуктивного здоровья человека и общества, а также улучшит демографическую обстановку в стране. Отметим, что при реализации государственных и муниципальных целевых программ нельзя не отметить совокупность возникающих проблем организационного, экономического, производственного, правового характера. Так, количество реализуемых программ на государственном и муниципальном уровнях управления в России весьма высок, вообще программно-целевой метод планирования глубоко распространился как механизм достижения целей среди органов власти.

Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение здоровья «это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». По мнению академика Ю. П. Лисицына «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно состояние, которое позволит человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие» [3, c. 14]. Определение здоровья, предлагаемое В. П. Казначеевым: «здоровье - это процесс сохранения и развития экологических, физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности или максимальной продолжительности жизни» [2, c. 19]. Определений здоровья множество, настолько ёмко понятие «здоровье». Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Состояние здоровья зависит от образа жизни, который ведет человек.

Здоровый образ жизни - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. В английском соответствует как Healthy lifestyle, так и Health promotion (укрепление здоровья).

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в

деятельности государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения.

Физическая культура и спорт - это часть социальной политики государства, одна из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни. Уровень развития физической культуры и спорта в обществе определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

При рассмотрении вопроса о физической культуре и спорте как функции государства необходимо отметить, что развитие физической культуры и спорта имеет большое значение для государства, как в рамках самого государства, так и за его пределами, то есть на международном уровне, арене. Физическая культура и спорт выполняют множество функций - и культурную, и воспитательную, и социальную, и экономическую, и даже в какой-то мере политическую (объединяет людей и государства в рамках Олимпийских, Параолимпийских игр, чемпионатов мира и Европы).

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

Забота о развитии физической культуры и спорта - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации. Их основу составляют, прежде всего, добрая воля самого субъекта, морально-психологический настрой личности, коллектива и общества.

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

- социальном: пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;

- инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

- личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.

Развитие спортивной инфраструктуры дает приток новых рабочих

мест, а развитие спорта способствует созданию зрелищной индустрии, имеющей большое экономическое значение. Спорт высших достижений, олимпийский спорт являются мощным импульсом международного сотрудничества, формирования привлекательного образа страны на международной арене. Победы российских спортсменов способствуют росту патриотизма, гражданственности, укреплению морального духа населения и гордости за страну, область, город, коллектив. Поэтому физическая культура и спорт могут быть рассмотрены как функция государства, одна из социальных функций, которая объединяет в себе множество направлений и потенциал, широкое поле деятельности для дальнейшего развития государства в целом.

Таким образом, физическая культура и спорт являются очень важной сферой человеческой жизнедеятельности, развитие и функционирование которой зависит от стратегии, выбранной государством в этой области, и осуществления ее государственных функций.

Сильная спортивная политика, социально взвешенная и ресурсно-обеспеченная, должна стать фундаментом развития массовой физической культуры и спорта для всех как важного фактора оздоровления населения, гармоничного, полноценного формирования подрастающего поколения, утверждения здорового образа жизни.

Для увеличения интереса к спорту среди населения по месту жительства, необходима работа по восстановлению дворовых спортивных площадок и дворовых команд, отвечающих общественным нуждам и доступных для всех по ценам.

При планировании и разработке политики на местном уровне, спорт как фактор социокультурного развития должен рассматриваться наравне с такими областями как воспитание, здоровье, социальные службы, защита природы и другие.

Использованные источники:

1. Декларация организации объеденных наций «О физической культуре и спорте» от 21 ноября 1978 г. Доступ из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс".

2. Формирование здорового образа жизни у молодёжи / Под ред. А. А. Мартыненко и др. М., 2008.

3. Фридман Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: книга для учителя. М., 2008.

4. Чекалов А.Е. Проблемы здоровья во внерациональных формах культуры. Ростов н/Дону: СКНЦ, 2007. 136 с.

5. Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта / под ред. В.И. Жолдак. Челябинск: 2014. 269 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.