Научная статья на тему 'Здоровые дети - будущность нации!'

Здоровые дети - будущность нации! Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЗРЕВАНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА / РАННЯЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / МЫШЕЧНЫЕ УСИЛИЯ / ТРУД / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / СПОРТ / MATURATION OF THE BRAIN / EARLY MOTOR DEPRIVATION / DESTRUCTIVE CHANGES / MUSCULAR EFFORTS / LABOR / ARTISTIC CREATIVITY / SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базарный Владимир Филиппович

Причины социальной деградации и ухудшения здоровья народа. Физиология развития. Научное обоснование образовательных результатов. Возвращение труда в содержание учебных планов школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Базарный Владимир Филиппович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровые дети - будущность нации!»

ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ — БУДУЩНОСТЬ НАЦИИ!

Владимир Филиппович Базарный,

руководитель научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области, профессор, доктор медицинских наук

К 125-летию Великого Гражданина и Первого Учителя Отечества A.C. Макаренко, а так же его сподвижникам -борцам за трудовую школу свой скромный труд посвящаю.

Ещё на заре наступления эпох просвещения и всеобуча и перехода на рафинированный от чувств и усилий тела «умственный» труд футурологи фантазировали о будущем человеческой конституции. Они рисовали его «головастиком» с большой головой и маленькими (атрофированными) ручками и ножками. Действительно, наукой доказано: координационный, произвольно-волевой и творческий потенциал рук и ног пошёл на атрофию.

• созревание головного мозга • ранняя двигательная депривация

• деструктивные изменения • мышечные усилия • труд • художественное творчество • спорт

Корни проблемы

Пошла вроде бы на увеличение и голова. Но увеличение это не от нарастания количества и качества мозговых нейронов и богатства их ветвлений. Всё оказалось как раз наоборот. Это увеличение связано с замещением нейронов мозга соединительной тканью. И чтобы убедиться в этом, я отсылаю уважаемых читателей к фундаментальному труду Института высшей нервной деятельности РАН СССР «Роль сенсорного притока в созревании функций мозга» (М.: Наука, 1987). В многочисленных экспериментальных работах убедительно показано: в условиях сенсорной, в том числе и моторной деприва-ции нейроны коры головного мозга не только прекращают своё развитие, но подвергаются деградации. В качестве примера приведу уникальное открытие О.В. Богданова, которое он

изложил в статье «Восходящая афферента-ция как ведущий фактор морфофункцио-нального созревания мозга».

В эксперименте автором установлено, что «ранняя двигательная депривация приостанавливает последующее преобразование нисслевского вещества в нервной клетке, которое остаётся на стадии диффузной распылённости, без типичных образований зернистости и глыбчатости...

Прежде всего, электронно-микроскопические исследования показали, что при двигательной депривации происходят деструктивные изменения в нервной клетке с обеднением цитоплазмы органеллами, с недоразвитостью синаптического аппарата (симметричность утолщений мембраны, малое количество синаптических пузырьков, малая протяжённость активной зоны)».

Вместе с этим ещё великий И.М. Сеченов (1947) показал: у ребёнка умственная деятельность зарождается и поддерживается только на основе собственного движения и собственных мышечных усилий. В частности, он писал: «Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению». И наоборот: «...Мышечное ощущение чисто субъективно — оно доходит до сознания в форме какого-то усилия». И только при этих непременных условиях «... определённому ряду движений всегда соответствует в сознании определённый ряд чувственных знаков».

Замечу, что здесь речь идёт не о мнениях, заимствованных на улице журналистами — «плюралистами». Речь также не идёт о пресловутых «педагогических инновациях», лишённых законов гармоничного развития ребёнка, а поэтому часто являющихся дидактическими экспериментами над детьми. Выше приведены только два биогенетических закона развития и очеловечивания ребёнка, на основе которых взрослые обязаны организовать соответствующий образ его жизни, в том числе и образования. Вот они, эти законы.

Во-первых, любые знания (информация») могут доходить до сознания ребёнка только при посредстве мышечного усилия.

Во-вторых, при ограничении движений и мышечных усилий нейроны коры головного мозга не только приостанавливают своё развитие, но и деградирует.

Далее в цепи сменяющих друг друга поколений вступает в свои права закон необратимости обратной эволюции Долло (1893): «Организм ни целиком, ни даже отчасти не может вернуться к состоянию, уже осуществлённому в ряду его предков». Этот закон близок к законам, сформулированных Ламарком, правоту которого доказали последние достижения квантовой генетики: «Органы, которые животные не используют и не упражняют, в последующих поколениях исчезают, в результате

чего они не могут вернуться к прежнему способу существования».

С этих позиций встаёт естественный вопрос: на какой научной основе в российской школе выстроен «безрукий» и «безногий» учебный процесс, при котором умные в своих глазах миллионы педагогов и воспитателей принуждают миллионы детей изо дня на день, из года в год сидеть в режиме «педагогической усидчивости» и познавать жизнь в уме? На этот вопрос отвечает ведущий специалист по детству, академик РАО М.М. Безруких (из интервью «Радио России» 8 сентября 2010 года 10 час 45 мин): «За последние 50 лет все школьные реформы проводились сверху без научного обоснования... Даются готовые знания, которые дети должны заучивать... Современный метод обучения «заучивание-повтор» — самый неэффективный путь... Нужно менять технологию обучения.». И стоит ли после этого удивляться тем процессам, которые нарастающей эпидемией поразили наш народ.

О маргинализации. Из интервью ректора МосГУ Игоря Ильинского («МК», 27.06.2011). «По заказу Общественной палаты был сделан доклад «Социальный портрет молодёжи РФ». Картина вышла неутешительная. Наша нация деградирует и вырождается. ... Каждое новое поколение в России менее здорово, менее развито умственно, духовно и культурно, чем предыдущее... Если негативным процессам и тенденциям в молодёжной среде не поставить предел, если ход событий не переломить, они примут необратимый характер, и тогда Россию ждёт глобальная социальная катастрофа».

О физической деградации молодёжи. На протяжении последних 15—20 лет один из авторитетных педиатров России, директор Научного центра здоровья детей, академик А.А. Баранов во всеуслышание заявляет: «Идёт физическая деградация детей». И чтобы убедиться в этом, достаточно присмотреться на отобранную в ВДВ самую «здоровую» молодёжь

России. Из заявления Г. Шпака: «Посмотрите на сегодняшнего десантника, которого мы призвали. Это что-то такое щуплое, страшно нежное, с тоненькой шейкой на тоненьких ножках, с туманным взором, который ничего не отражает» («Известия», 2 августа 2003).

О криминализации. Об этом социальном уродстве, зародившемся в среде «безрукого» и «безного» воспитания новых поколения и поразившем все уровни «вертикали», мы слышим ежедневно, да и воочию видим на местах. Аналитики МВД выложили на сайте ведомства следующий прогноз: «.в ближайшие 3—5 лет Россию ждёт хаос, дестабилизация, криминализация, резкий рост коррупции, уличной преступности. Страну буквально наводнят маргиналы, алкоголики и наркоманы». Какое же научное спасение предлагает нам это «умное» ведомство? «Нужно дополнительное финансирование» («Мир Новостей» от 14.02.2012).

При этом даже неграмотные люди всегда знали: все уродства и пороки взрослости закладываются и взращиваются на этапах детства. Закладываются от игнорирования законов развития и очеловечивания детей, от использования неадекватных режимов и приёмов воспитания новых поколений народа.

При этом, видя, что происходит с современной молодёжью, почему-то абсолютное большинство кивает на недостатки и дефекты семейного воспитания, которого в природе социальной жизни уже давно и в помине нет. О каком семейном воспитании можно сегодня вести речь, если в своё время с помощью авторитарной власти детей «отлавливали» и принудительно помещали в школьное государственное воспитание (образование). Если после этого под мифическим равенством мужчин и женщин матерей также принудительно включили в равный (понимай как равноконкурентный с мужчинами) производственный труд и карьерный рост.

Любому должно быть понятно, что при таком «равенстве» женщины стали рожать и воспитывать детей «попутно» трудовой деятельности, попутно своему профессиональному, в том числе и карьерному росту. «Попутно» другим соблазнам «освобождённой» женщины. «А отцы-то зачем?» — будут с пеной у рта защищать своё право на такую «попутную» любовь к ребёнку

современные «бизнеследи», современные феминистки. Как специалист по ребёнку, со всей ответственностью утверждаю: если мы хотим иметь полноценного, здорового, в перспективе нормального дееспособного человека кто — то один из нас должен до 2—3 лет кормить младенца грудью, а не суррогатами-заменителями. Кто-то за это время должен вырвать младенца из мира страхов (хватки дьявола — на образном символичном языке) и «влить» в него абсолютную любовь и уверенность. Влить с помощью постоянного, а не «попутного» любвеобильного общения (в том числе колыбельных песен). Более того, за эти годы кто-то должен привить корневое духовное начало (образно — смысловое слово, образно-смысловую чувственно — эмоциональную речь). И вечным символом такой никогда и ничем не заменимой материнской школы любви и очеловечивания на все времена стала Матерь Божья с младенцем на груди. Конечно, у нас ещё есть великие сердцем матери. Низкий им поклон за материнский подвиг. Но они уже давно встречаются не как правило, а как редкое исключение, которые социальную погоду в Отечестве никак не делают.

Здесь должно было вступить в свои права главное правило: если государство изъяло из семейно-родового воспитания детей, а матерей принудительно включило в равноконкурентный с мужчинами труд, оно обязано было взять на себя и ответственность за качественное воспитание новых поколений. При этом раньше люди без специалистов из РАО и чиновников из министерства образования твёрдо знали: главными воспитательными и очеловечивающими технологиями являлись не чуждые чувственно-моторной, эмоционально-волевой природе ребёнка надуманные взрослыми информационные стандарты, принудительно закачиваемые в головы несчастных детей на протяжении основного периода их развития и очеловечивания. Главной такой технологией всегда было раннее вовлечение детей в посильный общинный труд и, прежде всего,

физический, на вершине которого всегда было ручное творчество. Народы всегда знали: только умные руки творят умную голову.

Но никогда не наоборот. Безусловно, сюда же относится художественное воспитание, в том числе овладение осмысленной художественно-образной речью, рисованием, коллективным пением. Особое место здесь занимают массовые спортивные народные игры и многое, многое другое.

Содержание образования — что способно остановить деградацию?

Оглянувшись в прошлое, можно увидеть, что отдельные элементы (не более того) выше обозначенных подходов к полноценному воспитанию и гармоничному развитию детей и подростков ещё имелись в школьных программах 30—40-х годов. Начиная же с середины 50-х годов началась эпоха глубокого изгнания из базового учебного плана всего того, что истинно физически, психически, творчески и нравственно развивает и очеловечивает детей. На смену развивающей трудовой педагогике пришёл педагогический суррогат в виде абстрактно-теоретической инструктив-но-программирующей информатики. Дети стали «познавать» жизнь в уме, в «безрукости», пребывая весь период роста и развития в косной неподвижности на «седалищах». Так незаметно для общества педагогика, как наука и практика воспитания детей и подростков, была подменена на инструктивно-программи-рующую авторитарную информатику со всеми трагическими последствиями для развития сменяющих друг друга поколений народа.

Информатику, которая в 90—95% случаев совершенно не интересна и не мотивирована для детей. А ведь ещё великий И.П. Павлов утверждал: если в мозг подавать информацию вне интереса, то в коре головного мозга оформляются центры активной нейтрализации и отторжения такой информации. Ещё великий И.М. Сеченов показал: развитие собственного мышления у ребёнка возможно только на основе активной мышечно-созидательной деятельности. Эти глубокие выводы, сделанные более ста лет тому назад, подтверждены вы-

шеприведёнными современными фундаментальными исследованиями.

А чтобы с эволюционных горизонтов понять, что такое «безрукая» школа, достаточно присмотреться к известной схеме, так называемому «гомункулусу», и задуматься: почему наша кисть представлена и занимает практически 1/3 коры головного мозга? В этих условиях при неработающей руке её центральное звено, представленное в коре головного мозга отмирает. Вот они, «запрограммированные», учебно-дидактические истоки запуска эпидемии «педагогически запущенных» детей с пограничными психическими расстройствами.

Последствия лженаучных реформ, направленных на «теоретическое» «познание» абстрактного («безобразного») мира, начатые в средине 50-х годов, не стали себя долго ждать. Из заявления главного психиатра Министерства обороны, проф. В. Смирнова: «Призыв 1989 года показал: в армию пришло 45% людей с подорванной психикой. (Двадцать лет назад их было в 12 раз меньше)» («КП » от 17.04.1991).

Но у чиновников министерства образования недуг реформаторской «чесоточной болезни» только прогрессировал. Ещё с большим остервенением авторитарные реформы в этом направлении были продолжены уже в новейшее «светлое» капиталистическое время. В частности, речь идёт о внедрении с первого класса регламентированного скоростного чтения под секундомер (письмо министерства общего и профессионального образования РФ №15/61/14-15 от 19.11.98). Здесь же и преобразование детских садов, как воспитательных учреждений, в образовательные учреждения (по сути, в те же губительные для здоровья и развития детей школы). Последним гвоздём в гроб формирования творческого самостоятельного мышления у целых поколений народа стало ЕГЭ. И для такого вывода имеется множество научных доказательств.

Последствия уже этих «новейших» реформ озвучили не журналисты, а само министерство

образования РФ: спустя только первый год обучения у 60— 70% малышей выявляются пограничные психические заболевания (письмо

№ 220/11-12 от 22.02.1999).

На этом можно было бы и поставить точку. Нет смысла ни о чём более говорить, если спустя только первый год от чуждых природе ребёнка технологий так называемого образования у 600 — 700 малышей из каждой 1000 «крыша в пути»!

А что же остаётся в «остатке» от такого абстрактно-виртуального инструктивно — программирующего «познания» жизни в уме? Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН (директор — профессор В.Р. Кучма): «Различные формы психических дезадаптаций отмечаются у 83% девочек старшего возраста и у 62% юношей» («МГ» от 26.12.2007).

Из заявления начальника Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны РФ, генерал-майора медицинской службы В. Куликова: «На первом месте заболевания опорно-двигательного аппарата. Это сколиозы и плоскостопие. По этой причине отсрочки получают более 110 тыс. юношей. Затем идёт психиатрия — около 100 тысяч освобождают ежегодно» («КП» от 21 мая 2008 года). Научно доказано: вся эта патология — сугубо школьная.

Казалось бы, услышав все эти официальные данные, родители должны бы кинуться и скорее изъять своих детей из губительного для их чад школьного конвейера. Изъять и не пускать туда детей до тех пор, пока государство с помощью науки не осознает механизмы деградации детей в современных школах и не заменит их на здо-ровьеохранительные. Увы! Такое возможно в обществе нормальных, глубоко любящих своих детей. Детей, зачавших и воспитывающих не «попутно» карьерному росту.

А пока высшая государственная власть ставит грандиозные задачи по «удвоению ВВП; переходу на рельсы инновационной экономики» и так и далее. В этих условиях возникает естественный вопрос: кто будет решать эти задачи? Гастарбайтеры? Кто будет решать эти задачи, если уже большинство выпускни-

ков школ с букетами сугубо школьных неизлечимых форм патологии специальными медицинскими комиссиями подлежат освобождению от большинства трудовых профессий? И вместо профессиональной ориентации они подлежат аттестации на предмет «школьной инвалидности»! Большего предательства взрослых по отношению к своим детям и внукам история не знала! Со всей ответственностью с аргументами в руках готов доказать: именно так заканчивалась история «доадамоевовских» цивилизаций. А когда они начинали осознавать то, что своими руками сотворили со своими детьми и что впереди — эволюционная пропасть, тогда они пытались предупредить будущие цивилизации об этом на вечном образно-символическом языке. Предупредить в виде огромной бетонной головы с надписью: «Базальтовые головы, пожравшие своих детей».

А пока «безрукая», жизнь познающая по мёртвым буквам, цифрам, схемам, закрепостившая малышей на весь период развития на седалищах в косной неподвижности, исключившая базовые звенья в развитии мозга — собственные чувства, собственные мышечные усилия, собственное ручное творчество современная школа выдаёт «на гора» социальной жизни в абсолютном своём большинстве психически и физически дефектные поколения. В итоге армия немощных, психически неполноценных молодых людей с каждым годом всё больше и больше наполняет «психиатрическую чашу» социальной жизни, приближая тот самый таинственный «час х».

А теперь, дорогие учителя, родители, чиновники из министерства образования, высокие учёные из РАО, зайдите в любой дом для умалишённых, и вы увидите итоги своего многолетнего труда. Вас поразит, какая огромная информационная ёмкость голов у пациентов этих заведений. Причём все их знания хаотичны и бессистемны. Хаотичны и бессистемны, как и существующая научно никем не обоснованная раз-нопредметнопочасовая классно-урочная

система так называемого образования новых поколений народа.

При этом вы вдруг откроете для себя, что самой эффективной терапией всех этих «знатоков» и «полководцев», которых упорно готовили 10 лет, оказались такие универсальные средства, как трудотерапия, терапия художественным ручным творчеством, художественно-образным словом, каллиграфическим письмом, коллективным пением и тому подобное. Что же получается: всё то, что по инициативе чиновников из министерства образования РФ долго и упорно изгонялось из базового учебного плана, позже психиатры вынуждены назначать взрослым в качестве лечебных доз? Разве такое должно быть в обществе нормальных людей?

Вместо заключения

PS. Некоторые надежды на зарождение в нашей стране реальной политики сбережения народа российского, в том числе радикальной смены информационно-программирующей школы на развивающую школу производственного воспитания, дают нам летние Указы Президента РФ В.В. Путина. Это Указ № 761 от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы», а так же указ № 1199 от 21 августа 2012 года «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Первый указ имеет прямое отношение к отечественной системе образования. В частности, учитывая, как сказано в указе, «отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения и воспитания детей, неэффективное управление этим процессом и слабый контроль за качеством образовательных услуг....», перед исполнительной властью президент ставит следующие неотложные задачи:

«Максимальная реализация потенциала каждого ребёнка.

Сбережение здоровья каждого ребёнка... Разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей. Распространение здоровьесберегающих тех-

нологий обучения, технологий «школа здоровья» на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...».

Для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти во втором указе им вменяются такие показатели деградации либо сбережения народа, как «ожидаемая продолжительность жизни при рождении», «смертность населения» и другие. Эти указы — наш шанс спасти уже остаточную психическую и физическую дееспособность и жизнеспособность детей и подростков России.

Уповать на образовательные инстанции «сверху» — дело безнадёжное. В Ми-нобрнауки в очередной раз сменилась «команда». К руководству пришли новые «эффективные менеджеры». Не пытайтесь найти среди нет известных специалистов в области воспитания, психологии, физиологии. Таких там нет! Этим «новым», как и тем, «старым», нужны несколько лет, чтобы погрузиться в новую для них проблематику, однако решать сложнейшие задачи им придётся сходу. Каким может быть качество этих решений? Закономерным! Ведь у каждого из этих «новых» найдётся непременно «своё мнение», по любому вопросу воспитания, сложившееся, увы, не на ниве педагогической науки, а в быту. Очередные пять-десять лет российское образование и детское население страны вместе с ним будут плыть по волнам бытовых представлений о воспитании сановников «новой команды».

Поэтому я и отсылаю нас всех к большой науке о человеке, вывод которой совпадает с опытом народной педагогики всех времён и народов: только умные руки творят умную голову! Однако в нашей школе умным рукам неоткуда взяться — вся школа «заточена» под думанье и говорение, в ней нет места деланию!

Теперь всё дело — за активностью родителей и давлением на все уровни власти. Всё дело — за гражданской позицией самих учителей. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.