Научная статья на тему 'Здоровьесохраняющие технологии в обучении студентов университета'

Здоровьесохраняющие технологии в обучении студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / HEALTH-PRESERVING TECHNOLOGIES / HEALTH / HEALTH CULTURE / PROMOTION OF A HEALTHY LIFESTYLE / HEALTH PROTECTION / PRESERVATION AND STRENGTHENING OF HEALTH / PREVENTION / PHYSICAL EDUCATION AND HEALTH MEASURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пеленицина Татьяна Александровна, Пеленицин Дмитрий Викторович

Определяющим фактором в формировании ценностного отношения к здоровьесохранению, как установки личности, является воспитательный, педагогический аспект. Важнейшей задачей в процессе подготовки бакалавров, специалистов, магистров является забота о сохранении здоровья. Реализация здоровьесохраняющих технологий будет способствовать формированию культуры здоровья участников образовательного процесса, осознанию здоровья как ценности, активной мотивации к здоровому образу жизни, обучению знаниям, умениям и навыкам здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пеленицина Татьяна Александровна, Пеленицин Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-PROTECTING TECHNOLOGIES IN TEACHING UNIVERSITY STUDENTS

The determining factor in the formation of the value attitude to health preservation, as a personality, is the educational, pedagogical aspect. The most important task in the process of preparing bachelors, specialists, and masters is to maintain health. The implementation of health preserving technologies will contribute to the formation of a health culture of participants in the educational process, awareness of health as a value, active motivation for a healthy lifestyle, learning knowledge, skills and abilities of a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Здоровьесохраняющие технологии в обучении студентов университета»

ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

HEALTH-PROTECTING TECHNOLOGIES IN TEACHING UNIVERSITY STUDENTS

Пеленицина Татьяна Александровна

старший преподаватель кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Pelenitsina Tatyana Aleksandrovna

senior lecturer Department of applied physical culture Orel State University named after I.S. Turgenev

Orel, Russia

Пеленицин Дмитрий Викторович

магистрант

Академия физической культуры и спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Pelenitsin Dmitry Viktorovich

undergraduate Academy of Physical Culture and Sports Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Определяющим фактором в формировании ценностного отношения к здоровьесохранению, как установки личности, является воспитательный, педагогический аспект. Важнейшей задачей в процессе подготовки бакалавров, специалистов, магистров является забота о сохранении здоровья. Реализация здоровьесохраняющих технологий будет способствовать формированию культуры здоровья участников образовательного процесса, осознанию здоровья как ценности, активной мотивации к здоровому образу жизни, обучению знаниям, умениям и навыкам здорового образа жизни.

Abstract. The determining factor in the formation of the value attitude to health preservation, as a personality, is the educational, pedagogical aspect. The most important task in the process of preparing bachelors, specialists, and masters is to maintain health. The implementation of health-preserving technologies will contribute to the formation of a health culture of participants in the educational process, awareness of health as a value, active motivation for a healthy lifestyle, learning knowledge, skills and abilities of a healthy lifestyle.

Ключевые слова: здоровьесохраняющие технологии, здоровье, культура здоровья, пропаганда здорового образа жизни, охрана здоровья, сохранение и укрепление здоровья, профилактика, физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Keywords: health-preserving technologies, health, health culture, promotion of a healthy lifestyle, health protection, preservation and strengthening of health, prevention, physical education and health measures.

Важнейшим компонентом эффективной деятельности участников образовательного пространства является здоровье обучающихся и профессорско-преподавательского состава. Помехой в достижении успешной образовательной деятельности являются разнообразные отклонения и снижения показателей здоровья.

Необходимо проводить широкий спектр профилактических мероприятий, учитывая, что в период студенчества происходит формирование основных установок в поведении, взглядах, навыках, привычках, которые, в свою очередь, будут формировать дальнейший образ жизни.

Определяющим фактором в формировании ценностного отношения к здоровьесохранению, как установки личности, является воспитательный, педагогический аспект.

Разработка и реализация программ: по обучению и воспитанию в сфере охраны здоровья, пропаганде здорового образа жизни, обучения навыкам здорового образа жизни, способствует решению проблем, ухудшающих здоровье участников образовательного процесса:

- стрессовые ситуации, которые сказываются на здоровье обучающихся;

- употребление алкоголя, ПАВ, табакокурение;

- отсутствие знаний о правильном питании, основах гигиены и др.

Из вышесказанного следует, что важнейшей задачей в процессе

подготовки бакалавров, специалистов, магистров является забота о сохранении здоровья.

В ОГУ имени И.С. Тургенева действует единая система сохранения и укрепления здоровья обучающихся, преподавателей и сотрудников через взаимодействие структурных подразделений университета:

- студенческая поликлиника;

- институты и факультеты, филиалы;

- профком студентов, профком преподавателей и сотрудников;

- объединенный совет обучающихся;

- отдел по социальным вопросам;

- отдел социально-психологической поддержки и организации медико-профилактической работы;

- физкультурно-спортивный комплекс;

- спортивный клуб;

- центр культуры и эстетического образования;

- общежития;

- столовые университета;

- социально-воспитательный совет (наделен полномочиями антинаркотической и дисциплинарной комиссии) и лечебно-профилактических учреждений города Орла.

Мероприятия в рамках единой системы сохранения и укрепления здоровья осуществляются на основании утвержденных здоровье-сохраняющих программ:

- Программа воспитания в сфере охраны здоровья.

- Программа обучения в сфере охраны здоровья.

- Программа обучения навыкам здорового образа жизни.

- Программа пропаганды здорового образа жизни.

- Программа по профилактике несчастных случаев с обучающимися.

- Программа профилактики правонарушений и безнадзорности обучающихся «Дороги, которые выбирают все».

Ежегодно составляются графики обучения и календарные планы мероприятий к здоровьесохраняющим программам.

В рамках единой системы сохранения и укрепления здоровья проводятся следующие мероприятия:

- регулярный мониторинг состояния здоровья участников образовательного процесса (распределение студентов по группам здоровья и выделение групп риска),

- углубленные медицинские осмотры студентов-спортсменов,

- амбулаторно-поликлинические мероприятия,

- лечебно-профилактические мероприятия,

- организация лечебного и рационального питания,

- ЛФК,

- систематический контроль за условиями обучения: соответствие требованиям САНПиН расписания занятий, уровня освещенности, учебной мебели, соблюдение техники безопасности и др.,

- персонификация образовательного процесса (осуществление индивидуального подхода),

- оздоровительная направленность физической культуры как элемента учебного процесса. Физические нагрузки индивидуальны и дифференцированы,

- физкультурно-оздоровительные мероприятия (секционные занятия, соревнования, турниры, фестивали спорта, Акции),

- просветительская работа (лекции, беседы, обучающие семинары, тренинги, мастер-классы, Акции),

- культурно-массовые мероприятия (концерты, фестивали, конкурсы, выставки, обучающие мастер-классы и т.п.).

Социально-психологическая поддержка обучающихся, ППС и сотрудников осуществляется отделом социально-психологической поддержки и организации медико-профилактической работы университета.

Перечень мероприятий, проведенных в 2019 году в рамках социально-психологической поддержки:

• тестирование обучающихся первых курсов (согласно выборке по различным направлениям обучения ВО и СПО), направленного на изучение мотивации учебной деятельности - 1101 чел.;

• тестирование обучающихся первых курсов (согласно выборке по различным направлениям обучения ВО и СПО), направленного на изучение системы ценностей личности - 1101чел.;

• психолого-педагогическое диагностирование обучающихся первых курсов (согласно выборке по различным направлениям обучения ВО и СПО), направленной на изучение адаптации - 508чел.;

• социально-психологическое тестирование обучающихся, направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических веществ - 1813чел.;

• психолого-педагогическое диагностирование обучающихся, ППС и сотрудников университета (по запросам) - 100 чел.;

• индивидуальное психологическое и психолого-педагогическое консультирование обучающихся, ППС и сотрудников университета (по запросам). - 136 чел.

В рамках профилактической работы за 2019 году было проведено мероприятий:

- по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма (беседы, лекции, дебаты, акции, тестирования, тренинги с представителями органов спец. компетенций) - 52 ед.;

- по профилактике ВИЧ/СПИД (беседы, лекции, круглые столы, семинары, Акции, тренинги «Равный обучает равного») - 77 ед.;

- по профилактике инфекционных заболеваний, о важности иммунизации, о важности женского здоровья, о ценностях здорового образа жизни, о здоровьесберегающих технологиях) - 150 ед.;

- по профилактике несчастных случаев (лекции, беседы, инструк -тажи) - 70 ед.;

- по профилактике правонарушений и безнадзорности (беседы, интерактивные лекции, рейды, акции) - 49 ед.;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия (спартакиада, универсиада, соревнования по видам спорта, фестивали: «ОГУ -территория здоровья!», «Фестиваль спорта», «За здоровый образ жизни»; спортивные праздники: «Будь здоров», «Посвящение в студенты», «День Российского студенчества», «Масленница» и др.-135 ед.

Таким образом, реализация здоровьесохраняющих программ способствует: формированию культуры здоровья участников образовательного процесса, осознанию здоровья как ценности, активной мотивации к здоровому образу жизни, обучению знаниям, умениям и навыкам здорового образа жизни, что в свою очередь, позволяет качественно повысить уровень подготовки специалистов.

Литература

1. Синягина Н. Ю. Здоровье как образ жизни// Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. - 2007. - №2. - С.41-47.

2. Бондин В. И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры. -2004. - № 10. - С. 15-18.

3. Буйнов Л. Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / Л. Г. Буйнов, В. П. Соломин // Молодой ученый. - 2013. - № 6. - C. 730-732.

4. Кожанов В. В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 2. - С. 12—14.

References

1. Sinyagina N. Yu., Kuznetsova I. V. Zdorov'e kak obraz zhizni [Health as a lifestyle]. Zdorov'e vsekh ot A do YA - Health of all from A to Y, 2007, no. 2, pp.4147.

2. Bondin V. I. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya [Health-saving technologies in the system of higher pedagogical education]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 2004,no. 10, pp. 15-18.

3. Bujnov L. G.,Solomin V. P. O motivatsii k zdorovomu obrazu zhizni studentov pedagogicheskogo universiteta [On motivation for a healthy lifestyle of students of the Pedagogical University].Molodoj uchenyj - Young scientist, 2013,no. 6,pp. 730-732.

4. Kozhanov V. V. Samorazvitie kul'tury zdorov'ya studenta v protsesse sportivno-orientirovannogo fizicheskogo vospitaniya [Self-development of student health culture in the process of sports-oriented physical education].Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2006, no. 2,pp. 12-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.