Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ СТУДЕНТОВ - СТОМАТОЛОГОВ'

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ СТУДЕНТОВ - СТОМАТОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ "ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ" / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ / ПАРАМЕТРЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шустова Александра Сергеевна, Будина Диана Олеговна

Данная статья посвящена исследованию структурной модели обучения и технологиям здоровьесбережения студентов медицинских университетов. Определены задачи, цели, ведущие современные функции для обучения здоровьесберегающих технологий студентов медицинских университетов. Обосновывается роль здоровьесберегающих технологий в будущей профессиональной деятельности студентов-стоматологов.This article is devoted to the study of the structural model education and technology health savings of medical university students. The tasks, goals, leading modern functions for teaching health-saving technologies to medical university students are defined. The role of health-saving technologies in the future professional activity of dental students is substantiated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ СТУДЕНТОВ - СТОМАТОЛОГОВ»

УДК 61

Медицинские науки

Шустова Александра Сергеевна, студент, Кировский государственный

медицинский университет, г. Киров Будина Диана Олеговна, студент, Кировский государственный медицинский

университет, г. Киров

Скорохватов Василий Петрович, научный руководитель, старший преподаватель кафедры физической культуры, Кировский государственный

медицинский университет, г. Киров

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ СТУДЕНТОВ - СТОМАТОЛОГОВ

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию структурной модели обучения и технологиям здоровьесбережения студентов медицинских университетов. Определены задачи, цели, ведущие современные функции для обучения здоровьесберегающих технологий студентов медицинских университетов. Обосновывается роль здоровьесберегающих технологий в будущей профессиональной деятельности студентов-стоматологов.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни студентов, психолого-педагогические основы формирования «здоровогообраза жизни», профессионально-педагогическая компетентность в сфере здоровьесбережения, параметры здоровьесбережения.

Absract: This article is devoted to the study of the structural model education and technology health savings of medical university students. The tasks, goals, leading modern functions for teaching health-saving technologies to medical university students are defined. The role of health-saving technologies in the future professional activity of dental students is substantiated.

Keywords: Health saving technologies, healthy lifestyle of students, psychological and pedagogical foundations of the formation of a "healthy lifestyle",

professional and pedagogical competence in the field of health savings, parameters of health saving.

Здоровье является одной из основных ценностей не только для определенного человека, но и для всего общества. Качество жизни человека напрямую зависит от состояния его здоровья, от степени использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни, в конечном счете, устанавливаются состоянием здоровья.

Под здоровьем подразумевают способность человека участвовать в деятельности и общении, которая обусловливается отсутствием или уровнем физических и психических ограничений деятельности и общения. Выделяют физическое, психическое и нравственное здоровье. Здоровьесбережение - это социально-педагогический процесс вырабатывания знаний, навыков и умений в области физического, психического и нравственного здоровья, который разрешает формировать соответствующие компетенции и увеличивать их смысл в процессе личностного развития [4, с. 146].

Проблема и вопрос решения здоровья и его сохранения в нынешнем обществе заслуживает глубокого изучения. Словосочетания здоровьесбережение и развитие здорового образа жизни, заняли крепкое место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов и всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной и очень важной для окружающего мира. Как же необходимо воспитывать, формировать и объяснять человеку, чтобы он разумел и понимал важность здоровья и умел бережно к нему относиться?

Проблема здоровьесбережения определена, с одной стороны, первостепенностью ее как общенациональной проблемы, с другой стороны, тем, что в системе ценностей российских образовательных организациях здоровье пока еще не проявляется как важнейший вопрос. Вследствие этого важнейшая задача педагогов и руководителей научить студентов способам

сохранения своего здоровья, построив специальную систему работы и собственную программу по здоровьесбережению.

В педагогической технологии параметрами здоровьесбережения являются физическое, психическое и социальное благополучие, отвечающее требованиям и затрудняющее достижение положительного результата [1, с. 205].

Вершиной технологии служит определение конечной цели, рассматриваемая как центральный компонент и позволяющая измерить степень ее достижения. Технология даёт возможность поставить и построить структуру учебно-воспитательного процесса, его содержательную основу и его здоровьесберегающих начал, что позволяет адекватными средствами добиться поставленной цели и результатов.

Также для здоровьесбережения очень значительна и необходима физическая подготовка студентов-медиков в которую входит:

• повышение качества жизни студентов, будущих медиков с учетом физических и психологических качеств;

• личный опыт, который врач будет передавать своим пациентам;

• возможное будущее назначение в профессиональной деятельности [2, с.

336].

Профессиональные заболевания стоматологов значительно ухудшают качество жизни врачей. Без соответствующей профилактики следствия этих заболеваний открываются в нарушениях физического и психологически-эмоционального здоровья. Поэтому введение здоровьесберегающих технологий в процесс образования студентов-стоматологов проявляется немаловажным и своевременным. Нужно уделять большое внимание и значение студентов на усвоение воздействующих на организм вредных факторов. Акцент в обучении необходимо ставить на воспитании мотивации у студентов беречь свое здоровье, обладать принципами профилактики, а также уметь применить их в процессе будущей профессиональной деятельности, уметь мотивировать своих коллег и не допустить формирования патологических видоизменений в их организме.

Для здоровьесбережения студентов-стоматологов свойственно следующее:

• Нерегулярное и неправильное питание;

• Недосыпание;

• Незначительная физическая активность;

• Долговременное нахождение в душных помещениях;

• Приобретение вредных привычек (курение, алкоголь и др.);

• Постоянные стрессы;

• Высокая умственная нагрузка, напряжение зрения [3, с. 65].

Для студентов специальное значение имеет процесс приспособления к студенческой жизни. Высокий важностью для успешности этого процесса необходимы такие условия, как: систематические занятия физической культурой; соответствие организации труда и режима дня гигиеническим требованиям; психологический комфорт во взаимоотношениях в коллективе и семье; соблюдение рациона питания.

С целью выявления содержания здоровьесберегающих практик студентов-стоматологов нами в начале 2023 г в Кировском государственном медицинском университете было проведено исследование, объектом которого выступили студенты 1-5 курсов стоматологического факультета (п=200). С каждого курса было отобрано 40 человек для проведения опроса, при этом руководствуясь равной представленностью в выборке мужчин и женщин.

По результатам опроса 9% студентов признали, что часто употребляют алкоголь. Среди студентов тяжело внедрять культуру здоровьесбережения, если параллельно они приобщаются к употреблению алкоголя.

А также сбережение здоровья требует учитывать индивидуальные склонности к болезням. Однако большинство студентов-медиков не имеют представления о заболеваниях к которым они предрасположены. Около 6% студентов 1 курса осведомлены о таких болезнях. На 5 курсе происходит увеличение до 20% в связи с приобретением новых знаний по программе университета.

Сейчас в России ведется активная борьба с табакокурением и курением

электронных сигарет. Меньшая часть (23%) студентов-стоматологов отмечают, что впервые попробовали закурить до 16 лет, 36% студентов после 16 лет, 41% курить не пробовали. По результатам опроса все курящие студенты (12%) выкуривают менее 3 сигарет за день. Студенты старших курсов (3-5) отмечают, что бросили курить в связи с приобретением новых знаний о вреде курения на организм.

Такая картина показывает, что культура здоровьесбережения в медицинских университетах активно формируется под влиянием информации о разрушающих организм веществах. На занятиях преподавателями разрабатываются и внедряются методы развития у студентов навыков рационального понимания последствий и осложнений от их употребления для состояния организма человека [5].

Важным критерием здоровьесбережения является рациональное питание. Около 46% студентов отмечают, что регулярно употребляют вредные продукты. В зимние и летние периоды сессии процент студентов увеличивается до 61%. Студенты-медики объясняют это нехваткой времени на приготовление полезной пищи и доступностью продуктов быстрого питания. Одновременно с этим около 5% отмечают появление и обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта. Среди опрошенных соотношение девушек к юношам, следящих за своим питанием определяется как 2:1, что показывает наличие гендерных различий в культуре питания.

Слабо выражен такой компонент культуры здоровьесбережения у студентов-стоматологов как здоровый сон. По исследованиям ученых здоровый сон человека должен составлять 7-9 часов в сутки. Однако большая часть опрошенных (63%) отмечает, что спят менее 7 часов в сутки, связывая это с нехваткой времени. Современный студент медицинского университета, имея опыт учебной деятельности в школе, тем не менее не может рационально организовать учебную деятельность в условиях, когда современные образовательные стандарты требуют от них увеличения объема самостоятельной работы с различными источниками информации. Так, 14%

опрошенных жалуются на появление хронической усталости, 12% на боли в спине, 10% на боли в голове.

Такой компонент культуры здоровьесбережения как физическая активность, также слабо выражен среди студентов-стоматологов. Всего 33% включают ее в ежедневную деятельность, посещая занятия по физической культуре, а также различные фитнесс-центры и секции. У 63% опрошенных активность ограничивается только посещением занятий по физической культуре.

По результатам опроса для большинства студентов (58%) главной жизненной мотивацией является самореализация, материальный достаток, развлечения. На фоне данных ценностей культура здоровьесбережения уходит на второй план и не занимает лидирующих позиций. Вероятнее всего переосмысление жизненных ценностей у студентов произойдет лишь тогда, когда им необходимо будет преодолевать хронические заболевания.

Заключение

Здоровье играет одну из важнейших актуальных ценностей человека, и определяется как состояние физического, духовного и социального благополучия, а не лишь отсутствием болезней и физических дефектов. Это мнение носит междисциплинарный характер. Чрезвычайно жизненной проблемой на современном этапе проявляется сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи, которое анализируется как одно из основных условий формирования, удачного обучения и всей жизнедеятельности в целом подрастающего поколения.

Одной из важнейших составляющих успеха в хранении и укреплении здоровья студентов является их позитивный психологический и эмоциональный настрой. Он зависит от самочувствия в учебном учреждении, семьи и круга друзей. От того, каким образом создано управление педагогической средой, зависит психический и духовный мир студентов, их желание самосовершенствоваться и вести здоровый образ жизни.

Для того, чтобы сберечь здоровье студентов-стоматологов нужно

применять и проводить мониторинг состояния здоровья студентов, учитывать особенности возрастного развития студентов и разрабатывать для них определенные образовательные программы, отвечающие особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и прочим показателям данной группы. Организовывать подходящий эмоционально-психологический климат в процессе реализации технологий. Применять различные виды здоровьесберегающей деятельности студентов, обращенных на сохранение и увеличение резервов здоровья, работоспособности.

Таким образом, в вузе у студентов формируется ядро здоровьесбережения и направляет личность на осмысленное стремление к пополнению и обновлению знаний о здоровье, способах его сохранения и укрепления, применение приобретённых знаний о здоровьесбережении в конкретных обстоятельствах, практическую реализацию умений в профессиональной деятельности. У студентов в университете создается культурно -оздоровительное пространство, разрешающее студенту самоопределяться, самореализоваться, понять ответственность за свое здоровье, его сохранность в процессе будущей профессиональной деятельности и умение ввести эти навыки в работу с будущими пациентами.

Библиографический список:

1. Здоровьесберегающее образование: современные факторы развития: монография / [Л.М. Алдарова, Н.К. Артемьева, С.П. Аршинник и др.]; Под ред. Н.И. Дворкиной, О.Г. Лызаря. - Самара: ООО «Офорт», 2016. - 205 с.

2. Сызранова Н.Н., Денисенко Л.Н. Внеучебная деятельность школьников здоровьесберегающей направленности//Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. -2012. -Т. 14, № 4. -С. 336-337.

3. Ожгихина Н.В., Ожгихина Ж.Ж. Профессиональные вредности в работе врача-стоматолога. психофизиологический фактор. //Проблемы стоматологии. 2013;(1):63-66.

4. Деревянченко С.П., Денисенко Л.Н., Колесова Т.В. Роль семьи в

формировании привычек, имеющих отношение к здоровью полости рта //Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2012. Т. 14. № 2. С. 146.

5. АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Г. КИРОВА. Гвоздева И.А., Плясунова Ю.В., Мальцев Д.Н. В сборнике: Актуальные вопросы современной науки и образования. Сборник научных статей по материалам XX международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 731-739.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.