Здоровьесбережение детей дошкольного возраста Митрохина Л. В.
Митрохина Людмила Владимировна /Mitrohina Ljudmila Vladimirovna - воспитатель,
МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 27, Красноярский край, г. Ачинск
Аннотация: статья раскрывает важность работы, направленной на оздоровление ребенка -
дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровье, дети.
Здоровье - одна из главных ценностей в жизни. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья как части общей культуры человека - осознание здоровья как жизненно-важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью.
В действующем Законе «Об образовании» первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности».
Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий становится приоритетным направлением в деятельности каждого дошкольного учреждения. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его. Усилия работников дошкольного учреждения должны быть направлены на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.
Исследованиями отечественных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Воспитатель должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.
Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем детском саду - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса.
Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учетом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Наиболее эффективными формами оздоровления являются: утренняя гимнастика; физминутки, динамические паузы; обеспечение условий для реализации двигательной активности детей в течение дня; физкультурные занятия, прогулки; совместные досуги с родителями; спортивные праздники и развлечения; сбалансированное питание в соотношении белков, жиров, растительной пищи, витаминов и микроэлементов. Оптимальный двигательный режим, включающий проведение двух физкультурных занятий в помещении, одного на свежем воздухе - является важнейшим условием для всестороннего развития и воспитания ребенка, основной формой развития оптимальной двигательной активности детей.
Проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива и родителей образовательного учреждения на длительный срок. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно -образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Литература
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. С. 21-28.
2. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка. - М.: изд. Мозаика-синтез, 2004, 255 с.