Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе для детей дошкольного возраста с нарушениями речи'

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе для детей дошкольного возраста с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
210
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / OVERALL REHABILITATION / PHYSICAL EXERCISES / PRESCHOOL CHILDREN / CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / REMEDIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пелихова Анна Валерьевна

Цель исследования определение и обоснование актуальных здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей дошкольного возраста с нарушениями речи. В статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты организации оздоровления детей с нарушениями речи в дошкольном образовании, задачи, возможности и предполагаемые результаты. Анализируются научные исследования, в которых раскрываются вопросы соматического и психофизического здоровья детей с нарушениями речевого развития. В статье уточняются понятие «здоровье» и основные подходы к выделению данного понятия. Раскрываются особенности и закономерности состояния здоровья и формирования двигательной сферы детей с нарушениями речи, предлагаются пути их оздоровления и реабилитации через применение определенных здоровьесберегающих технологий. Научная новизна заключается в подборе и обосновании эффективных педагогических средств и методов коррекции двигательных нарушений и общего оздоровления детей дошкольного возраста с нарушениями речи, таких как паузы релаксации, динамические паузы различного характера, физические упражнения разных видов. В результате определено и обосновано применение здоровьесберегающих технологий с учетом отличительных особенностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи.The paper aims to identify and justify relevant health-saving technologies while working with preschool children with speech disorders. The article considers theoretical and methodological aspects of rehabilitation of preschool children with speech disorders, formulates tasks, prospects and expected results. Studies on somatic and psychophysical health of children with impaired speech development are analysed. The notion “health” is clarified and the basic approaches to defining this notion are described. The author reveals specificity of the health state and peculiarities of forming the locomotor sphere of children with speech disorders, suggests rehabilitation methods based on health-saving technologies. Scientific originality of the study involves choice and justification of efficient pedagogical methods and techniques for correction of locomotor disorders and overall rehabilitation of preschool children with speech disorders, such as relaxation breaks, different types of dynamic breaks, physical exercises. The conducted research has allowed the author to justify the use of health-saving technologies taking into account physiological peculiarities of preschool children with speech disorders.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пелихова Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе для детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

4 rpämÖTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2020. Том 5. Выпуск 3. С. 322-325 / 2020. Volume 5. Issue 3. P. 322-325

Материалы журнала доступны на сайте / Articles and issues available at: pedagogy-journal.ru

RU

Здоровьесберегающие технологии

в коррекционно-образовательном процессе

для детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Пелихова А. В.1, к. пед. н.

1 Челябинский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Аннотация. Цель исследования - определение и обоснование актуальных здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей дошкольного возраста с нарушениями речи. В статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты организации оздоровления детей с нарушениями речи в дошкольном образовании, задачи, возможности и предполагаемые результаты. Анализируются научные исследования, в которых раскрываются вопросы соматического и психофизического здоровья детей с нарушениями речевого развития. В статье уточняются понятие «здоровье» и основные подходы к выделению данного понятия. Раскрываются особенности и закономерности состояния здоровья и формирования двигательной сферы детей с нарушениями речи, предлагаются пути их оздоровления и реабилитации через применение определенных здоро-вьесберегающих технологий. Научная новизна заключается в подборе и обосновании эффективных педагогических средств и методов коррекции двигательных нарушений и общего оздоровления детей дошкольного возраста с нарушениями речи, таких как паузы релаксации, динамические паузы различного характера, физические упражнения разных видов. В результате определено и обосновано применение здоровьесберегающих технологий с учетом отличительных особенностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Ключевые слова и фразы: общее оздоровление; физические упражнения; дети дошкольного возраста; дети с нарушениями речи; здоровьесберегающие технологии; коррекционно-образовательный процесс.

EN

Health-Saving Technologies in Remedial Education of Preschool Children with Speech Disorders

Pelikhova A. V.1, PhD

1 Chelyabinsk Institute for Advanced Training and Retraining of Educators

Abstract. The paper aims to identify and justify relevant health-saving technologies while working with preschool children with speech disorders. The article considers theoretical and methodological aspects of rehabilitation of preschool children with speech disorders, formulates tasks, prospects and expected results. Studies on somatic and psychophysical health of children with impaired speech development are analysed. The notion "health" is clarified and the basic approaches to defining this notion are described. The author reveals specificity of the health state and peculiarities of forming the locomotor sphere of children with speech disorders, suggests rehabilitation methods based on health-saving technologies. Scientific originality of the study involves choice and justification of efficient pedagogical methods and techniques for correction of locomotor disorders and overall rehabilitation of preschool children with speech disorders, such as relaxation breaks, different types of dynamic breaks, physical exercises. The conducted research has allowed the author to justify the use of health-saving technologies taking into account physiological peculiarities of preschool children with speech disorders.

Key words and phrases: overall rehabilitation; physical exercises; preschool children; children with speech disorders; health-saving technologies; remedial education.

Введение

Дошкольный возраст - значимый период в развитии личности человека, когда закладывается и формируется база здоровья, что в свою очередь создает условия для формирования психических функций, актуализации всех способностей ребенка и дальнейшей успешной социализации. Особую значимость приобретает проблема

Е-mail: 1 annet.714@rambler.ru

Научная статья (original article). Дата поступления рукописи (received): 04.03.2020; опубликовано онлайн (published online): 30.06.2020 https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.3.8

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Статья открытого доступа. Распространяется в соответствии с лицензией CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.ora/licenses/by/4.0/

оздоровления детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации. Актуальность проблемы обосновывается фактом, что данная категория детей особенно нуждается в создании благоприятных условий для сохранения физического и психического здоровья, использовании специальных методик и технологий оздоровления. У детей с нарушениями речи наблюдаются многочисленные особенности соматического и психофизического здоровья, проявляющиеся в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Учет общих закономерностей и особенностей состояния здоровья и процессов становления двигательных функций детей с различными нарушениями речи представляет особую важность для поиска эффективных педагогических средств и методов коррекции двигательных нарушений и общего оздоровления детей.

В настоящей статье мы поставили задачи:

- изучить особенности соматического и психофизического здоровья детей с нарушениями речи;

- определить пути их оздоровления и реабилитации через применение определенных здоровьесбере-гающих технологий.

Методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта, сопоставление, теоретический анализ педагогических идей.

Для решения поставленных задач мы рассмотрим теоретическую базу, представляющую вопросы соматического и психофизического здоровья детей с нарушениями речевого развития.

Понятие «здоровье» изучается различными науками и является основой для выделения разнообразных авторских подходов. Например, аксиологический подход, представителями которого являются В. А. Сластенин, О. В. Хухлаева, В. Е. Цибульникова, рассматривает здоровье, прежде всего, как универсальную человеческую ценность. Акмеологический подход и такие авторы, как А. А. Бодалев, Г. Т. Ганжин, считают, что здоровье -это основное необходимое условие актуализации высших возможностей человека. Биосоциальный подход и его представители, такие как Н. А. Лебедев, Н. М. Амосов, Т. Г. Зенкова, понимают здоровье как состояние биологической системы - организма и как компонент социальной системы - общества. Наиболее эффективным для нашего исследования представляется здоровьесберегающий подход. Авторы, работающие в рамках данного подхода, понимают здоровье как активный процесс жизнедеятельности, обеспечивающийся здоровым образом жизни, предполагающим активную роль человека в достижении и формировании собственного здоровья. К данному подходу можно отнести работы Е. А. Левановой, О. А. Шкляровой и др. Направленность современной педагогической науки на гуманизацию и индивидуализацию образования предполагает заботу о физическом и психологическом здоровье и комфортном самочувствии ребенка и актуализирует вопросы создания оптимальных условий для развития, самоопределения, оздоровления каждого ребенка. Настоящие задачи определяются также целой группой нормативных правовых документов. Например, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает, что одним из ведущих направлений в дошкольном образовании является сохранение и укрепление здоровья детей. Эффективное решение данной задачи возможно через применение здоровьесберегающих технологий в образовании. Обзор основных научно-педагогических, литературных работ позволяет определить основные интерпретации понятия «здоровьесберегающая технология». Мы проанализировали понятия, критерии и условия применения здоровьесберегающих технологий в трудах различных авторов. Рассмотрев работы В. И. Ковалько, О. В. Петрова, Н. К. Смирнова, мы выявили, что понятие «здоровьесберегающая технология» является весьма сложным и многоаспектным. Здоровьесберегающие технологии трактуют как педагогическую деятельность, как человекоформирующий педагогический процесс и как систему, создающую оптимальные условия сохранения здоровья [4; 7, с. 123; 9, с. 84]. Нам близка позиция Н. К. Смирнова, определяющего здоровьесбере-гающие образовательные технологии как системный подход к обучению и воспитанию, основанный на намерении педагогов не нанести ущерб здоровью детей. Н. К. Смирнов особо подчеркивает, что здоро-вьесбережение может быть условием и средством гуманного образования.

Практическая значимость работы заключается в том, что некоторые результаты проведенных исследований, выводы и рекомендации могут быть востребованы педагогами в различных образовательных организациях. Изложенные научные данные и выводы дают возможность отбирать здоровьесберегающие технологии на основании учета психофизиологических особенностей конкретной категории детей, а также адаптировать методики проведения подвижных игр, упражнений и др. на основании предложенных положений и рекомендаций.

Основная часть

Здоровьесбережение не стоит рассматривать как цель образования, а скорее как одну из задач для достижения определенной цели. Любую педагогическую технологию можно охарактеризовать с позиций здоро-вьесбережения, учитывая, насколько при ее реализации выполняется задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - детей, педагогов, родителей, а также закрепляющей соответствующее преимущество в ценностях и принципах педагогической деятельности [9, с. 15]. Подробнее остановимся на особенностях здоровья детей с нарушениями речи и на описании данной проблемы в научной литературе.

Среди фундаментальных положений в медицинской и педагогической литературе, раскрывающих данную тему, можно выделить основные принципы: это принцип взаимообусловленности морфофункциональных изменений в организме, принцип значимости движений для развития речевых функций головного мозга, а также взаимосвязь физического и психического развития в онтогенезе, роль моторики в общем психическом и интеллектуальном развитии ребенка, выделение сенситивных периодов и деятельностный подход в обучении [1].

324

Теория и методика обучения и воспитания

По данным О. С. Волковой, педиатра, кандидата медицинских наук, у детей с нарушениями речи, в сравнении с нормально развивающимися сверстниками, наблюдаются задержки физического развития, изменяются основные биометрические показатели, например, присутствует дефицит длины и массы тела, диагностируются расстройства моторного развития и сроков созревания биоэлектрической активности головного мозга. В настоящем исследовании приводится следующая статистика. Хронические соматические заболевания у детей с речевыми нарушениями встречаются в подавляющем большинстве случаев (86,4%), причем заболевания нервной системы отмечаются чаще других во все возрастные периоды. Среди них минимальная церебральная дисфункция наблюдается у 65,7% детей с нарушениями речи, гидроцефальный синдром - у 55,6%. Также в среде дошкольников с речевыми нарушениями преобладают часто болеющие дети. У исследуемой категории детей не встречается первая группа здоровья, часто определяются третья (77,4%) и четвертая (14,3%) группы здоровья и довольно незначительное количество второй (8,3%) [2, с. 3]. Среди сопутствующих соматических заболеваний чаще выявляются нарушения сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, ЛОР-органов. О. С. Волкова делает вывод, что большинство детей с речевыми нарушениями имеет неблагоприятное течение дошкольной адаптации и нуждается в проведении специальных реабилитационных мероприятий [Там же].

В исследованиях Е. М. Мастюковой, А. Г. Московкиной отмечается, что недоразвитие речи обычно сочетается с неврологической и психопатологической симптоматикой. Данный комплекс симптомов свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур, то есть наиболее часто имеет место дизонтогенетически-энцефалопатический симптомоком-плекс нарушений. По мнению Е. М. Мастюковой, в независимости от специфики речевых нарушений для всех детей свойственны общие закономерности нарушенного нервно-психического развития. Основными из них являются: невысокая умственная работоспособность, неполноценность концентрации внимания, памяти, не-сформированное^ эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость, дефицит знаний и представлений об окружающем мире, сложности установления социальных контактов, дефицит познавательных интересов, что негативно сказывается и на формировании двигательной сферы и моторном развитии [6].

О. Г. Черкашин в своем исследовании также приводит данные о состоянии здоровья детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Донозологическая диагностика адаптационного состояния организма детей с нарушениями речи выявила недостаточную зрелость их ведущих систем. Это подтверждает определенное уменьшение подвижности (в среднем на 28%) и уравновешенности нервных процессов (в 1,8 раза) относительно здоровых сверстников [11, с. 15]. Увеличены группы риска по состоянию сердечно-сосудистой системы - в 1,8 раза, по состоянию функций внешнего дыхания - в 1,4 раза и по психическому статусу - в 1,5 раза по сравнению с контрольной группой детей [Там же, с. 16]. Болезнями риска у детей коррекционных групп дошкольных образовательных учреждений называют: заболевания костно-мышечной системы, глаза и его придаточного аппарата, уха и его сосцевидного отростка, нервной системы, мочеполовой системы, органов дыхания, психические расстройства. Но также автор отмечает, что комплексы профилактических, оздоровительных и специальных коррекционных мероприятий, применяемые в условиях специализированных групп детского сада для детей с нарушениями речи, являются эффективной формой их реабилитации [Там же].

В исследованиях О. В. Покриной были сопоставлены показатели психофизического развития детей разных групп. Автор устанавливает, что дошкольники с нарушениями речи имеют низкий уровень функционального состояния нервной системы по различным пробам и показателям, а также низкий уровень двигательной подготовленности, особенно ориентировки в пространстве, координационных способностей, силовой выносливости. Предложена методика физического воспитания детей с логопедическими нарушениями, улучшающая эмоциональное состояние и двигательные способности дошкольников. Все упражнения данной системы реализуются в игровой и соревновательной форме. Игровые упражнения и эстафеты развивают различные физические качества, обеспечивают тренировку основных нервных процессов, уравновешение, повышение силы и подвижности, укрепление тормозных реакций, особенно у быстровозбудимых детей, рекомендованы также упражнения для тренировки вестибулярного аппарата, мелкой моторики, оказывающие воздействие на речевой анализатор [8].

Таким образом, изучение теории вопроса позволяет сделать вывод, что своевременное использование системы физических упражнений эффективно для коррекции нарушенных двигательных функций, профилактики вторичных отклонений и улучшения состояния здоровья детей с нарушением речи.

На основании анализа изученных литературных источников можно выделить следующие отличительные черты, которые необходимо учитывать при реализации любой формы двигательной активности с детьми с нарушениями речи дошкольного возраста:

- базу двигательной активности детей преимущественно составляют разнообразные спортивные упражнения, основные виды движений, действия с предметами и игрушками;

- требуется большее количество повторений при показе упражнений в сравнении с детьми, осваивающими общеобразовательные программы дошкольной образовательной организации;

- более продолжительный показ и неоднократное объяснение можно сопровождать показом фотографий, рисунков, схем и т.д.;

- необходимо предусмотреть возможную замедленную реакцию на звуковые сигналы;

- широкое использование релаксационных упражнений и мероприятий;

- включение упражнений для развития и коррекции дыхательных функций организма;

- высокая индивидуализация образовательного процесса, анализ данных состояния здоровья, учет всех возможных противопоказаний;

- развивать физические качества необходимо с учетом сенситивных периодов. Наиболее рационально в дошкольном возрасте способствовать формированию гибкости и координационных качеств, а также навыков ориентации в пространстве. Быстрота и выносливость развиваются дозированно и преимущественно во время игры. Следует ограниченно и осторожно применять силовые упражнения. Как правило, для развития силы используются упражнения с отягощением только собственным весом тела (приседания, прыжки, лазанье).

Весь образовательный процесс с детьми с нарушениями речи в дошкольной организации проводится с обязательным применением здоровьесберегающих технологий компенсаторно-нейтрализующей группы: использование дополнительных пауз отдыха и релаксации, динамических пауз различного характера, возможно, включающих элементы ритмики, танцевальные упражнения, развивающие координационные способности. Исправление особенностей моторного развития детей с нарушениями речи направлено на нормализацию мышечного тонуса, коррекцию неправильных поз, развитие статической выносливости, регуляцию темпа движений, синхронного взаимодействия движений и речи, запоминание ряда двигательных актов, способствующих быстроте реагирования на речевые указания, развитие мелкой моторики. Активизация двигательных функций ребенка - многоаспектный процесс, который определяется частично постепенным созреванием центральной нервной системы, а также различными воздействиями окружающей среды. Нам представляется важным учитывать возрастные особенности нервной системы детей дошкольного возраста, в частности некоторую функциональную незрелость, сложность контроля процессов возбуждения и торможения. После активных игр и упражнений могут наблюдаться такие нежелательные сопутствующие эффекты, как проблемы с засыпанием, беспокойство. Данная проблема не является причиной для сокращения двигательной активности ребенка и может быть решена реализацией здоровьесберегающих технологий, приемов отдыха и релаксации. В распоряжении педагога есть широкий выбор релаксационных игр для профилактики утомления, вызванного интеллектуальными и физическими нагрузками, обучения детей навыкам управления своим телом и мышечной релаксации. Также они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно трактовать как деятельность, основанную на намерении педагогов не нанести ущерб здоровью детей. Они являются частью комплексной помощи детям, гарантирующей право на полноценное образование каждому ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей и ресурсов здоровья.

2. В работе с категорией детей с нарушениями речи используются все здоровьесберегающие технологии, однако целесообразность и эффективность применения технологии зависит от психофизических особенностей и возможностей детей с нарушениями речи. Существуют некоторые различия в приемах и сроках реализации оздоровительных мероприятий. В частности, требуется больше времени при введении новых упражнений, увеличиваются сроки освоения движений. Больше внимания уделяется нормализации общего мышечного тонуса, развитию координации и чувства ритма, возможно, через включение танцевальных, ритмических гимнастик, упражнений для тренировки вестибулярного аппарата. С учетом распространенности заболеваний нервной системы, повышенной утомляемости обязательным становится ежедневное использование дополнительных приемов отдыха, релаксации и саморегуляции.

Перспективным направлением является дальнейшая разработка темы и изучение научно-методического и технологического аспектов здоровьесберегающих технологий в соответствии со специфическими образовательными потребностями детей с ОВЗ.

Список источников

1. Боярская Л. А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы: учеб. пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. 120 с.

2. Волкова О. С. Состояние здоровья школьников с речевыми нарушениями: автореф. дисс. ... к. мед. н. Смоленск, 2008. 22 с.

3. Воронцова И. Л., Прокопьев Н. Я. Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением речи в результате неправильного прикуса [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). URL: https://moluch.ru/ archive/61/8949/ (дата обращения: 24.01.2020).

4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающая педагогика. Изд-е 2-е. М.: Изд. центр «Академия», 2013. 399 с.

5. Лепешкина С. В. Особенности физического воспитания 5-6-летних детей с логопедическими нарушениями: автореф. дисс. ... к. пед. н. Малаховка, 2008. 26 с.

6. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. 408 с.

7. Петров В. О. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: дисс. ... к. пед. н. Ростов н/Д, 2005. 220 с.

8. Покрина О. В. Коррекция психофизического состояния детей с нарушением речи средствами физической культуры: автореф. дисс. . к. пед. н. Малаховка, 2006. 24 с.

9. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Изд-е 2-е. М.: АРКТИ, 2009. 320 с.

10. Цибульникова В. Е., Леванова Е. А. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании: учеб. пособие (с практикумом) для студ. пед. вузов. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2017. 148 с.

11. Черкашин О. Г. Профилактика нарушений здоровья у детей в коррекционных группах дошкольных образовательных учреждений: автореф. дисс. ... к. мед. н. М., 2008. 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.