Н.Г. Меркулова, Н.Н. Романова
ВКЛЮЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ ...
УДК 376.2
ВКЛЮЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
© 2014
Н.Г. Меркулова, старший воспитатель, тьютор стажировочной площадки факультета специального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Н.Н. Романова, учитель-логопед, тьютор стажировочной площадки факультета специального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное образовательное учреждение детский
сад № 27 «Лесовичок», Тольятти (Россия)
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме здоровьесохранения детей дошкольного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, организации коррекционно-развивающего процесса с использованием здоровьесберегающих технологий с учетом психофизических и возрастных особенностей детей рассматриваемой категории.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии; педагогика оздоровления; дети дошкольного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
В ряду ценностей жизни первое место всегда принадлежало здоровью. Здоровый образ жизни - это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом [1, с. 176]. На сегодняшний день проблема состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения является актуальной, как никогда. Особую значимость она приобретает в современных условиях, когда показатели детской заболеваемости носят устойчивый и прогрессирующий характер. На основании данных различных медицинских исследований, можно отметить резкий всплеск различных заболеваний у детей, имеющих социальную и физиологическую этиологию, к числу которых относятся и нарушения функций опорно-двигательного аппарата. В наше время число таких детей, к сожалению, увеличивается. Сохранение и укрепление здоровья данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных задач в нашей стране. Это закреплено в разных законодательных актах и документах: Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 [2]; Федеральный закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 25.11.2013) [3]; Указ Президента РФ № 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» от 20.04.1993 [4]; письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18.04.2008 [5].
Педагогика оздоровления показывает, что воспитание, обучение и развитие детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата - процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научно-методических, социальные и административные ресурсы, требующий кардинальной перестройки современной системы образования в целом и грамотного, умелого, эффективного и направленного выстраивания здоро-вьесберегающего и здоровьеформирующего пространства, в частности.
В сфере дошкольного образования большую работу в этом направлении проводили такие известные ученые, как Л.Н. Волошина, О.М. Дьяченко, С.П. Евсеев, В.Т. Кудрявцев, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько и др. [6, 7, 8, 9, 10].
Известно, что основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности закладываются с раннего возраста, поскольку период детства является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предъявляют особые требования к построению образовательной среды, формированию и становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами
и правилами. Это потребует от педагогов владения инновационными здоровьсберегающими технологиями в рамках предъявляемых требований не только к организации предметно-пространственного окружения, но и к содержанию психолого-педагогической деятельности.
Осознание ребенком с ограниченными возможностями здоровья своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям, - все это зависит от того, насколько добросовестно, с любовью, грамотно педагог выстраивает свою деятельность. Его задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. Это возможно через включение (реализацию) современных здоровьес-берегающих технологий и грамотную организацию здо-ровьесберегающего процесса в работе с детьми.
Согласно выводам Н.К. Смирнова, здоровьесбере-гающая технология - это качественная характеристика любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения [11, с. 62]. По мнению М.М. Безруких, В.Д. Сонькина - это условия обучения ребенка в школе, рациональная организация учебного процесса, соответствие учебной физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим [12, с. 41-42].
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разным подходом к охране здоровья и, соответственно, разными формами и методами работы.
Классификация здоровьесберегающих технологий, по мнению Н.К. Смирнова, представлена следующим образом:
- медико-гигиенические технологии;
- физкультурно-оздоровительные технологии;
- экологические здоровьесберегающие технологии;
- технологии обеспечения жизнедеятельности;
- здоровьесберегающие образовательные технологии [11, с. 19-50].
Какую же цель преследуют здоровьсберегающие технологии в системе современного образования применительно к воспитаннику с ограниченными возможностями здоровья для удовлетворения его особых образовательных потребностей? Прежде всего, это обеспечение высокого уровня реального здоровья, осознанного отношения ребенка к своему здоровью и жизни человека в целом, формирование знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, воспитания валеологической культуры, позволяющих ребенку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Н.Г. Меркулова, Н.Н. Романова ВКЛЮЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТУ ...
Современные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми выполняют следующие функции:
- формирующая (осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности),
- информативно-коммуникативная (обеспечивает трансляцию, то есть передачу опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни),
- диагностическая (заключается в мониторинге развития детей на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, а также индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком),
- рефлексивная (заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами),
- интегративная (объединяет народный опыт с различными научными концепциями и системами воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения).
В любой образовательной организации практика педагогики оздоровления на основе включения в неё инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, должна строиться на принципах индивидуального похода, поддержки самостоятельной активности ребенка, социального взаимодействия, междисциплинарного подхода, вариативности и эффективного партнерского взаимодействия с семьей.
Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство предполагает активное вовлечение детей, родителей и специалистов в воспитательно-образовательный процесс учреждения посредством проведения общих мероприятий и праздников, мастер-классов, заседаний клуба, «Школы молодой семьи», составления планов семинаров-практикумов, выпусков информационно-просветительских газет и журналов для создания детско-взрослого сообщества (ребенок - педагог - родитель) как модели реального социума. Образовательная организация и семья - вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая, физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. Привлекая родителей как активных участников образовательного процесса к совместным мероприятиям с детьми, можно дать им знания по сохранению, укреплению, стимулированию здоровья, сформировать мотивационные установки на здоровый образ жизни. Если педагоги и родители будут эффективно и умело взаимодействовать, то смогут добиться полноценных результатов.
Главным ориентиром в организации здоровьесбе-регающей деятельности для каждого педагога должно являться включение детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата во взаимодействие с обычно развивающимися сверстниками и коллективом взрослых на правах равных партнеров, осуществляемое при организации различных видов детской деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников.
Как подчеркивают И.Ю. Леченко, О.Г. Приходько и др., объем знаний о психофизическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья не только у родителей, но и у педагогов недостаточный [10, с. 21.
Существует огромное количество работ, посвященных изучению особенностей познавательных, эмоциональных и психических процессов у умственно отсталых детей, много работ посвящено изучению особенностей развития слепых и глухих детей. В последнее время достаточное количество работ было посвящено изучению детей с задержкой психического развития. А вот особенности развития психических процессов у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата мало исследованы, психологическим изучением, в наибольшей мере, были охвачены дети с церебральным параличом.
У детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата можно наблюдать следующие особенности психофизического развития: отставание в физическом развитии; повышенная утомляемость; задержка развития двигательных способностей, умений и навыков; отсутствие адаптации к физической нагрузке; замедленная нервная реакция; затрудненное формирование познавательного опыта; в отдельных случаях - искажение мыслительной деятельности; замедленное усвоение учебной программы (почему мы и составляем индивидуальный образовательный маршрут); замедленная моторика речи и письма; имеются сопутствующие заболевания.
Учет особенностей психофизического развития и возможностей детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата требует создания соответствующего предметно-развивающего, коррекционно-направленно-го, основанного на принципах полифункциональности, нравственности, рациональности, комплексности, вариативности и т.д. пространства для реализации современных здоровьесберегащих образовательных технологий. Для этого в детском саду должны быть:
- бассейн, оснащенный оборудованием для проведения сухого плавания и для игр на воде: разнообразные массажеры, тренажеры, нестандартные коррекционные дорожки, массажные коврики из бросового материала, надувные мячи, круги и т.д.;
- музыкальный зал;
- физкультурный зал с достаточным количеством оборудования, отвечающего гигиеническим и педагогическим требованиям: тренажеры, мячи, кегли, профилактические дорожки, волейбольная сетка, баскетбольная корзина, набор для тенниса, модульный комплекс «Веселые старты», кварц-лампа, люстра Чижевского и др.;
- сенсорная комната;
- кабинет учителя-логопеда;
- кабинет педагога-психолога;
- медицинский кабинет;
- в каждом групповом помещении образовательной организации: раздевальная, санитарно- гигиеническая, групповая, спальная комнаты, которые оснащены всей необходимой предметно-развивающей средой в соответствии с возрастом и психофизическими особенностями детей с нарушением функций опорно- двигательного аппарата;
- на территории образовательной организации: спортивные площадки для организации оздоровительной и образовательной деятельности по физической культуре на воздухе, открытый плескательный бассейн.
Вся физкультурно-оздоровительная работа в образовательной организации строится с учётом двигательного режима для детей каждого возраста. Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал, органично включенный в структуру разных видов детской деятельности, способствует расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, грамотное включение и умелое, эффективное использование в педагогической деятельности инновационных здоровьесберегающих технологий
Н.Г. Меркулова, Н.Н. Романова
ВКЛЮЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ .
должно быть направлено на повышение результативно -сти воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего потенциала дошкольной образовательной организации, формирование у педагогов и родителей ценностных ориентаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. При такой системе организации здоровьесберегающей и здоровьеформиру-ющей педагогики происходит гарантированный возврат затраченных ресурсов в виде сформированности моти-вационных установок на здоровый образ жизни, полноценного физического и психического развития детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приступа Е.И. Здоровье ребенка как социальная ценность // Знание, понимание, умение. 2007. № 1. С. 176-183.
2. Федеральный закон РФ № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakonrf.info/ zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
3. Федеральный закон РФ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 (ред. от 25.11.2013) [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=154776
4. Указ Президента РФ № 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) от 20.04.1993 [Электронный ресурс]. URL: http://rudoctor. net/medicine2009/bz-fv/med-wqnyq.htm
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № АФ-150/06 «О создании ус-
ловий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18.04.2008 [Электронный ресурс]. URL: http://www. businesspravo. ru/Docum/DocumShow_DocumID_150032. html
6. Волошина Л.Н. Организация здоровьесберегаю-щего пространства: взаимодействие педагогического колледжа и дошкольных учреждений // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 114-117.
7. Дьяченко Г.Б. Развитие координации движений у детей 3-6 лет с использованием легкоатлетических упражнений : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1991. 25 с.
8. Евсеев С.П. Основные принципы оздоровительных физических нагрузок: комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов. М. : Советский спорт, 2004. 320 с.
9. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : программно-методическое пособие. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. 296 с.
10. Леченко И.Ю., Приходько О.Г. и др. Особенности обучения ребенка с нарушением опорно- двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении : методические рекомендации. М. : Издательский центр «Академия», 2001. 192 с.
11. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М. : АПК и ПРО, 2002. 121 с.
12. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения : методические рекомендации / под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М. : Триада-фарм. 2002. 117 с.
THE INCLUSION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN WORK WITH INFRINGEMENT OF FUNCTIONS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM
© 2014
N.G. Merkulova, senior educator, tutor internship site special education faculty Samara State Academy
of Social Sciences and Humanities N.N. Romanova, a teacher and speech therapist, tutor internship site special education faculty Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
Municipal budget educational preschool educational institution Kindergarten № 27 «Lesovichok»,
Togliatti (Russia)
Annotation: This article deals with the problem of health saving in the childcare centre for children with locomotor disabilities. It focuses on implementation of remedial work by means of health saving technologies based on mind-body and age characteristics of the children.
Keywords: health saving technologies; healthcare education; pre-school children with locomotor disabilities.