Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ'

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровьесберегающие технологии / физическое воспитание / дошкольное образование / health-saving technologies / physical education / preschool education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргинова Дзерасса Харитоновна

Здоровьесберегающие технологии является одними из ключевых компонентов дошкольного образования. Дети дошкольного возраста приобретают знания о здоровье, и это формирует основу для развития, поддержания и укрепления их здоровья. Однако знания детей о здоровье неполные, а их навыки здорового образа жизни недостаточно развиты. С одной стороны, тенденции к ухудшению состояния здоровья детей создают определенные проблемы для процесса дошкольного образования, с другой стороны, их возможности в области здоровьесберегающих технологий известны и используются не в полной мере. Интеграция здоровьесберегающих технологий в программе дошкольного образования остается ключевым приоритетом политики в области образования. Хотя важность развития здоровьесберегающих навыков у детей уже отмечается в программах дошкольного образования, различные научные исследования показывают, что показатели здоровья детей ухудшаются. Несмотря на позитивное отношение и мотивацию педагогов дошкольных учреждений к здоровьесберегающим технологиям, все еще существует много неиспользованных возможностей для улучшения здоровьесберегающего просвещения, которые следует оценивать как на уровне образовательной политики, так и на уровне образовательной практики, соответственно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каргинова Дзерасса Харитоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health-saving technologies are one of the key components of preschool education. Preschool children acquire knowledge about health, and this forms the basis for the development, maintenance and strengthening of their health. However, children's knowledge about health is incomplete, and their healthy lifestyle skills are not sufficiently developed. On the one hand, the trends towards the deterioration of children's health create certain problems for the process of preschool education, on the other hand, their capabilities in the field of health-saving technologies are known and are not fully used. The integration of health-saving technologies in the preschool education program remains a key priority of the education policy. Although the importance of developing health-saving skills in children is already noted in preschool education programs, various scientific studies show that children's health indicators are deteriorating. Despite the positive attitude and motivation of preschool teachers to health-saving technologies, there are still many untapped opportunities for improving health-saving education, which should be evaluated both at the level of educational policy and at the level of educational practice, respectively.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ»

старшеклассников. Описаны результаты исследования предпочтения школьниками различных сфер профессиональной деятельности; акцент сделан на половых различиях данного процесса. Статья может быть полезна педагогическим работникам с целью повышения компетентности в вопросах профориентации обучающихся.

Ключевые слова: старшеклассники, профессионализация, профориентация выбор профессии, склонность к сфере профессиональной деятельности, профессиональное самоопределение.

Annotation. The relevance of the article is due to the need to study the problem of professional self-determination in adolescence as relevant and necessary. In this connection, it is necessary to identify the real picture: the interests and inclinations of students in various fields of professional activity. The potential of interaction between a teacher and a high school student can be used most fully in this process within the framework of studying the course "Your professional Career", where it is possible to implement a strategy for early identification and maintenance of the abilities, interests and inclinations of schoolchildren, and most importantly - the formation of their readiness to choose a profession. The article discusses the theoretical aspects of the problem. The results of a ascertaining experiment conducted on a sample of 53 high school students are presented. The results of the study of students' preferences in various fields of professional activity are described; emphasis is placed on the gender differences of this process. The article may be useful for teaching staff in order to increase competence in the issues of vocational guidance of students.

Key words: high school students, professionalization, career guidance, choice of profession, inclination to the field of professional activity, professional self-determination.

Литература:

1. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики / И.В. Дубровина. - Москва: Педагогика, 1991. -232 с.

2. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник: учебное пособие / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. - 5-е изд., доп. и расшир. - Москва: 2009. - 455 с.

3. Истомина, С.В. Роль регуляторного опыта в профессиональном самоопределении старшеклассников: автореферат дис. ... канд-та психол. наук: 19.00.13 / Истомина Светлана Владимировна. - Москва, 2009. - 23 с.

4. Кожевникова, М.Э. Методика формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению в контексте профильного обучения: автореферат дис. ... канд-та пед. наук: 13.00.01 / Кожевникова Марина Эдгаровна. -Тольятти, 2003. -21 с.

5. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. - Москва: Политиздат, 1984. - 335 с.

6. Осницкий, А.К. Профессиональное ориентирование учащихся при специализации обучения / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1998. - № 3. - С. 136-148

7. Осницкий, А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1992. -№ 1. - С. 52-59

8. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие / Н.С. Пряжников. - Москва: Академия, 2001. -480 с.

9. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки: рабочая тетрадь учащегося / Г.В. Резапкина. - Москва: Генезис, 2007. - 143 с.

УДК 373

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ

КаргиноваДзерасса Харитоновна воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «ТЕРЕМОК» (с. КостаХетагурова)

Постановка проблемы. В детском саду при проблемах со здоровьем должно быть отведено достаточно времени. Известно, что многие дети, посещающие ДОУ, имеют определенные проблемы со здоровьем. Это может включать плохое зрение, сколиоз и плоскостопие, не говоря уже о более серьезных отклонениях. Поэтому педагогам очень важно учитывать, что в ДОУ существуют специальные оздоровительные технологии, позволяющие укрепить и защитить здоровье ребенка.

Очевидно, что одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий является необходимость заботиться о здоровье, укреплять и поддерживать его.

Изложение основного материала исследования. В соответствии с современным планированием в ДОУ выделяют следующие здоровьесберегающие технологии:

- Позволяет сохранить и восстановить здоровье. В эту группу входят: ритмопластика, растяжка, подвижные игры, ходьба, релаксация, пальчиковая, дыхательная, фиксирующая, ортопедическая гимнастика, гимнастика для глаз.

- Обучение здоровому образу жизни: физкультура, игротерапия, игротренинг, коммуникативные игры, беседы на тему «Здоровье».

- Коррекционные технологии: сказкотерапия, арт-терапия, музыкально-эффектная и цветовая техника, психогимнастика, логопедическая ритмика.

Более того, хотя в ДОУ работают социальные работники и медицинский персонал, воспитатели являются ключевыми участниками здоровьесберегающего просвещения, поскольку они знают способности учащихся, уровень когнитивных способностей, личные и социальные потребности. Исследователи также сходятся во мнении, что здоровьесберегающее просвещение - это не только обучение справляться с недугами и тому подобным, но и поощрение заботы о собственном здоровье и укреплении здоровья других людей.

Исследования показывают, что инвестиции в раннее детство приносят наибольшие выгоды, поэтому вопросы укрепления здоровья и образования должны быть приоритетными в политической повестке дня любой страны. В России укрепление здоровья стало неотъемлемой частью образовательного процесса, поэтому в учебных заведениях разрабатывается и реализуется множество программ; проводится ряд программ по укреплению здоровья и просвещению, проектов по укреплению здоровья, различных образовательных и профилактических мероприятий, которые объединяют вопросы охраны здоровья и воспитания здорового образа жизни детей, подростков и молодежи.

Анализируя тенденции ухудшения здоровья детей дошкольного возраста, выясняется, что они связаны с недостаточной физической активностью детей, неправильным питанием, несоблюдением режима сна и отдыха, отсутствием привычек здорового образа жизни и другими неблагоприятными факторами. Причинами этого могут быть недостаточная интеграция мер по укреплению здоровья детей в систему общего образования, неспособность обеспечить ежедневную физическую активность детей, низкая квалификация педагогов по вопросам здравоохранения, недостаточное сотрудничество со

специалистами в области семьи и здравоохранения и другие причины. Укрепление здоровья в дошкольных учреждениях становится все более важным элементом образовательного процесса и тесно связано с развитием навыков здорового образа жизни. Отношение детей к здоровому образу жизни и укреплению здоровья следует формировать в раннем возрасте в ходе образовательного процесса и дополнительных мероприятий, стараясь вовлекать в них не только родителей, но и все сообщество образовательного учреждения. Программы укрепления здоровья, разработанные дошкольными учреждениями, предусматривают интеграцию содержания здоровьесберегающего просвещения в индивидуальные программы охраны здоровья учреждений и групп. Укрепление здоровья детей - это многогранная деятельность, которая включает в себя комплекс мер, таких как здоровьесберегающее просвещение, медицинское обслуживание и создание благоприятной для здоровья психосоциальной и физической среды. Здоровьесберегающее просвещение является неотъемлемой частью всей системы образования, реализуемой в рамках общей деятельности системы образования: подготовка воспитателей и других специалистов, разработка и внедрение национальных, международных или иных программ, публикация учебных пособий, разработка проектов в области здравоохранения и последовательная и систематическая работа с детьми по вопросам здоровья. Дошкольный возраст имеет решающее значение для формирования физического и психического здоровья детей. К семи годам происходит интенсивное развитие детского организма.

Педагог должен организовать процесс обучения и обучения таким образом, чтобы здоровьесберегающие технологии в компании гармонично вплетались в план трудоустройства. Одной из продуктивных технологий можно назвать режим динамического положения.

Технология динамических поз подразумевает частую (каждые 10-13 минут) смену позы детей. В целом позы «сидя» и «стоя» различаются, но можно добавить позу «лежа» (при использовании ковриков). Доказано, что дети с ножками избавляются от стрессовой нагрузки, равномерно распределенной на обе ноги (необходимо следить, чтобы ребенок не «упал» на одну ногу), угол предплечий и крыльев симметричен. Если вы не знаете, какие здоровьесберегающие технологии выбрать в ДОУ для своей группы, начните с режима динамических поз. Изменение улучшит работоспособность, что положительно скажется на центральной нервной системе ребенка.

Зрительная гимнастика - одна из важнейших. В детском саду каждое телосложение необходимо отрабатывать не менее пяти минут гимнастикой для глаз, активность. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ выполняют зрительную гимнастику с использованием офтальмологических аппаратов. Такие занятия помогают развивать зрение, интересны и увлекательны для детей. Офтальмотренажер может быть графическим, модульным, сюжетным, выполненным в виде плакатов. Таблицы размещаются прямо над глазами детей. Суть упражнений состоит в том, чтобы следить глазами за различными линиями: горизонтальными, вертикальными, спиральными и т.д. Предложите детям «пройти» по линии, а затем - «побежать». Игровой сюжет, например, «Найдём тропинку через лес» или «Отправимся в путешествие по дороге!» Голова должна оставаться устойчивой во время упражнения.

Каждый день проводится утренняя гимнастика. В то же время у детей формируются ритмические навыки и способности.

Посещайте занятия физкультурой три раза в неделю. Их цель - научить двигательным навыкам и способностям. Регулярные физические упражнения укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Учителя активно включают в свою деятельность курс "Самопознание", на котором одновременно с физическим развитием детей обучают основам культуры здоровья. Дружественный материал органично входит в структуру школьной программы, что помогает расширить знания детей о строении человеческого тела, влиянии физических упражнений на организм и безопасности жизни.

Селекционная технология:

Вокальная гимнастика - упражнения для тренировки органов голоса, необходимых для правильного воспроизведения

Технология под влиянием музыки. Это влияет на состояние нервной системы и приводит к различным эмоциональным состояниям.

Фэнтезийная терапия используется в психотерапии и исследованиях в области развития.

Таким образом, каждая рассматриваемая методика имеет аспект улучшения здоровья, а мероприятия по поддержанию здоровья, используемые в комплексе, в конечном итоге формируют у детей привычку к здоровому образу жизни.

Семьи и детские сады связаны непрерывностью, что приводит к непрерывности воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительных трудовых отношений между социумом и детским садом, в рамках которых регулируется образовательный статус родителей и учителей.

Можно с уверенностью сказать, что если это не будет сделано в сотрудничестве с семьями, никто, даже с лучшими спортивными и оздоровительными программами, не добьется значительных результатов.

В процессе организации единого здорового и компактного пространства для дошкольников и семей мы применили различные формы работы: мероприятия на свежем воздухе для родителей и детей, образовательные диалоги для встреч родителей и учителей, консультации, опросы, дни открытых дверей, родители участвуют в подготовке и организации праздников и досуг. Наглядные стенды знакомят с бытом групп, физиологическими особенностями возраста детей, информация широко используется в родительских уголках, папки - в спортивных.

Использование в работе дошкольных образовательных учреждений оздоровительных методик обучения позволит повысить эффективность образовательного процесса и сформировать ценностную ориентацию среди учителей и родителей. Цель состоит в том, чтобы защитить и укрепить здоровье учащихся.

Он также учитывает необходимость сохранения и укрепления здоровья учащихся, регулирует среду предметного развития на территории дошкольных учреждений. Преподаватели нашего учебного заведения уделяют большое внимание организации спорта, культуры и отдыха на природе. Прежде всего, на территории детского сада и каждой группы выделена единая зона физического развития, объединяющая зоны, способствующие занятиям спортом детей: сюда входят специально отведенные мобильные и спортивные игровые зоны.

Нетрадиционное оборудование используется для улучшения физической подготовки группы. Для упражнений по ходьбе, бегу, прыжкам и развитию равновесия используйте разные дорожки и косы; для лазания. Существуют рекомендации по профилактике плоскостопия во всех группах, организации игр на свежем воздухе, упражнений с эффектом общего развития.

Основная среда развития должна быть изменена, то есть она должна быть подвижной, чтобы побудить ребенка заниматься новыми видами спорта и способствовать укреплению его здоровья. Брошюры и материалы, которые есть во всех коллекциях, всегда предназначены для использования детьми.

Выводы. Таким образом, создание такой здоровой и психологически безопасной среды для развития - это процесс, который требует от всех участников четкого понимания важности всех компонентов и условий образовательного процесса в процессе практики.

Аннотация. Здоровьесберегающие технологии является одними из ключевых компонентов дошкольного образования. Дети дошкольного возраста приобретают знания о здоровье, и это формирует основу для развития, поддержания и укрепления их здоровья. Однако знания детей о здоровье неполные, а их навыки здорового образа жизни недостаточно развиты. С одной стороны, тенденции к ухудшению состояния здоровья детей создают определенные проблемы для процесса дошкольного образования, с другой стороны, их возможности в области здоровьесберегающих технологий известны и используются не в полной мере. Интеграция здоровьесберегающих технологий в программе дошкольного образования остается ключевым приоритетом политики в области образования. Хотя важность развития здоровьесберегающих навыков у детей уже отмечается в программах дошкольного образования, различные научные исследования показывают, что показатели здоровья детей ухудшаются. Несмотря на позитивное отношение и мотивацию педагогов дошкольных учреждений к здоровьесберегающим технологиям, все еще существует много неиспользованных возможностей для улучшения здоровьесберегающего просвещения, которые следует оценивать как на уровне образовательной политики, так и на уровне образовательной практики, соответственно.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, физическое воспитание, дошкольное образование.

Annotation. Health-saving technologies are one of the key components of preschool education. Preschool children acquire knowledge about health, and this forms the basis for the development, maintenance and strengthening of their health. However, children's knowledge about health is incomplete, and their healthy lifestyle skills are not sufficiently developed. On the one hand, the trends towards the deterioration of children's health create certain problems for the process of preschool education, on the other hand, their capabilities in the field of health-saving technologies are known and are not fully used. The integration of health-saving technologies in the preschool education program remains a key priority of the education policy. Although the importance of developing health-saving skills in children is already noted in preschool education programs, various scientific studies show that children's health indicators are deteriorating. Despite the positive attitude and motivation of preschool teachers to health-saving technologies, there are still many untapped opportunities for improving health-saving education, which should be evaluated both at the level of educational policy and at the level of educational practice, respectively.

Keywords: health-saving technologies, physical education, preschool education.

Литература:

1. Коровникова, Ю.Г. Особенности организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения / Ю.Г. Коровникова // Гаудеамус. - 2013. - №1 (21). - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/osobennosti-organizatsii-zdoroviesberegayuschey-sredy-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya

2. Султанмуратова, Ф.Р. Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ / Ф.Р. Султанмуратова // Обучение и воспитание: методики и практика. -2012. -№1. - URP: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-dou

УДК 376.2

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С

НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Кисоеа Вероника Вячеславовна кандидат психологических наук, доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное -учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

Шевченко Марина Валерьевна магистрант факультета психологии и педагогики Федеральное государственное бюджетное образовательное -учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. В исследованиях P.M. Айсиной, В.А. Бмелина, Т.В. Бфимовой, Г.У. Солдатовой и многих других ученых подчеркивается, что современная социальная ситуация развития детей и подростков во многом обусловлена глобальной цифровизацией общества. Фактически, большинство исследователей говорит о так называемой цифровой социализации подрастающего поколения. П.Н. Демин [6] пишет о том, что такая социализация, несомненно, имеет свои специфические особенности, например, существенное снижение социального контроля за детьми и подростками таких традиционных институтов как семья и образовательное учреждение. По сути дела, общество оказывается не вполне готовым к воспитанию человека, который живет в реальном и виртуальном мире одновременно.

Об этом свидетельствуют многочисленные исследования, которые рассматривают угрозы и риски цифровой социализации. В статье Р.И. Зекерьяева [7] рассматривается взаимосвязь асоциального поведения подростков в интернет-пространстве с их социально-психологическими установками. По результатам исследования автор делает вывод, что эгоцентрические личностные установки подростков напрямую связаны с такими типами поведения в виртуальном пространстве как кибербуллинг, троллинг, флейм и т.п.

В работе Я.О. Некоз, С.С. Игнатович [11] обсуждается проблема влияния социальных сетей на развитие агрессивного поведения подростков. Авторы пишут о тех особенностях виртуального пространства социальных сетей, которые могут провоцировать демонстрацию агрессивного поведения в подростковом возрасте. Например, анонимность (анонимные социальные сети), неконтролируемая свобода выбора контактов, отсутствие социальной иерархии при общении между взрослыми и подростками и др.

В исследовании И.В. Воробьевой, О.В. Кружковой [5] выделены типы пользователей интернет-пространства, относящиеся к группе риска. Например, это подростки, которые очень активны в интернете и недостаточно критичны к его контенту. Авторы определили два таких типа как «активные идеалисты» и «пассивные идеалисты».

Также определенное количество исследований направлено на выявление позитивного потенциала цифровой социализации детей и подростков. Например, в статье A.B. Вихровой [2] рассматриваются условия развития социального капитала подростка в цифровой среде, выявляются потенциальные возможности становления информационного, коммуникативного, самообразовательного компонентов социального капитала подростков средствами цифровых образовательных ресурсов.

В статье Н.В. Проказиной [12] обсуждаются потенциальные возможности совершенствования коммуникативных практик молодежи в виртуальном пространстве. Автор указывает, что значительное разнообразие коммуникативных практик в виртуальном пространстве позволяет пользователям развивать разные поведенческие стратегии, способствует формированию саморегуляционных механизмов, трансмедиаграмотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.