или народа, а предполагает также разрушение стереотипов, подготовку к конструктивному взаимодействию с представителями другой культуры [4].
В настоящее время при работе с учебниками имеет место тенденция к отказу от метода, предписываемого автором аутентичного пособия, и использованию отдельных элементов авторского курса. Это объясняется стремлением к поливалентности, гибкости и адаптивности. Преподаватели иностранного языка рассматривают авторскую версию как гибкую методику, адаптируемую к специфическим потребностям учебных ситуаций. Глубокие знания иностранного языка, методики и потребностей обучаемых дают возможность автономной деятельности педагога и независимости от определённого метода. Мы адаптируем курс к особенностям учебного процесса в данной группе обучаемых, варьируя обучающие технологии в зависимости от потребностей обучаемых.
Выводы. Мы привели аргументы для того, чтобы показать наличие достаточного количества аутентичных дидактических ресурсов для реализации межкультурного подхода в практике преподавания французского языка как иностранного в техническом вузе. Процесс обучения на основе аутентичных материалов позволяет уделять достаточно внимания потребностям в социокультурной коммуникации с сообществом, язык которого изучается. Французский язык даёт выход в современное мировое пространство. Посредством этого языка передаются знания, культура, осуществляется коммуникация. Правильно сформированная социокультурная компетенция позволит обучаемому стать действующим лицом иноязычного социума, понимающим и толерантным к иной культуре.
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению аутентичных ресурсов для развития социокультурной составляющей коммуникативной компетенции. В работе актуализируется процесс интегрирования дополнительных ресурсов для активизации межкультурной коммуникации на французском языке. В статье представлены подходы к разработке курса, адаптированного к специфическим потребностям учебного процесса.
Ключевые слова: иностранный язык в межкультурной коммуникации, аутентичные ресурсы, социокультурная компетенция, толерантность.
AnMtation. The paper deals with the research of authentic resources in the sociocultural communication competence education. The paper actualizes the process of supplementary resources integration for active intercultural French Language communication. The article examines the approaches for teaching course elaboration adapted for specific learning process.
Keywords: Foreign Language in intercultural communication, authentic resources, sociocultural competence, tolerance.
Литература:
1. Coste D. Compétence plurilingue et pluriculturelle, in Apprentissage et usage des langues dans le cadre européen. Paris: Le Français dans le Monde: Recherches et Applications, 1998. P. 08.
2. Gruneberg A., Tauzin B., Berthet A. Comment vont les affaires? Paris: Hachette, 2010. 192 p.
3. Moirand S. Enseigner à communiquer en langue étrangère. Paris : Hachette, 1982. P. 20.
4. Zarate G. Enseigner une culture étrangère. Paris : Hachette, 1986. P. 21.
УДК 371
СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
кандидат педагогических наук Харабаджах Мелия Наримановна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
Постановка проблемы. От состояния здоровья подрастающего поколения зависит благополучие и развитие общества. Однако в последние десятилетия наблюдается заметная тенденция к ухудшению здоровья детей. Наиболее весомыми факторами этого процесса являются экологические проблемы, некачественное питание, снижение уровня жизни семей, медицинского обслуживания, ускорение темпа жизни и рост психологической и эмоциональной нагрузки на детей, начиная с дошкольного возраста.
Ведущие исследователи в области дошкольной психологии уверенно отмечают, что дошкольный возраст является основой для обеспечения морфологического развития подрастающего организма и познавательной сферы личности, становления индивидуально-психологических особенностей ребенка, возможности построения успешной жизнедеятельности в окружающей среде, становления адекватной «Я-концепции», уравновешенного общения со сверстниками и взрослыми, формирования ответственности дошкольника за собственное здоровье. Поэтому проблема сохранения здоровья детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность.
Изложение основного материала исследования. В современной психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам дошкольного образования, уделяется особое внимание внедрению в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, позволяющих проводить оздоровление в интересных формах, обеспечивающих физическое, психологическое и интеллектуальное благополучие детей.
«Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей» [4, 138].
Целью применения здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного образования является обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенку; воспитание его валеологической культуры как совокупности осознанного отношения дошкольника к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; формирование валеологической компетентности, позволяющей ребенку самостоятельно и успешно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в
окружающей среде, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской и психологической помощи и самопомощи [5, с. 161].
По мнению М.М. Безруких и В.Д. Сонькина, к основным задачам применения здоровьесберегающих технологий в детском саду стоит отнести:
- сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;
- создание обстановки для комплексного психофизиологического развития детей;
- обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения воспитанника в учреждении дошкольного образования [3].
В условиях учреждений дошкольного образования педагоги могут внедрять различные оздоровительные и профилактические технологии инновационного и здоровьесберегающего характера. При этом учитывать индивидуальные особенности воспитанников.
Эффективность всестороннего развития и сохранения здоровья дошкольника обеспечивается сочетанием традиционных и инновационных педагогических технологий. Среди современных здоровьесберегающих технологий, использование которых в сфере дошкольного образования, по нашему мнению, повышает его качество и позволяет достичь целей всестороннего гармоничного развития ребенка, следует называть следующие:
1. Валеологические песенки-распевки, позволяющие через простые добрые тексты поднимать настроение малышей, устанавливать позитивный сигнал для восприятия окружающего мира, улучшать эмоциональный климат на занятиях.
2. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, дает возможность зарядиться жизнерадостностью и бодростью, сохранять высокую работоспособность ан протяжении длительного времени.
3. Артикуляционная гимнастика нацелена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, подготовку к правильному произнесению ребенком фонем. Упражнения такой гимнастики тренируют мышцы речевого аппарата, способствуют ориентированию дошкольника в пространстве.
4. Игровой массаж. Выполнение массажных манипуляций направлено на расширение капилляров кожи, улучшение циркуляции крови и лимфы, совершенствование работы обменных процессов организма. Массаж в игровой форме тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, способствует нормализации вегетососудистого тонуса, работы вестибулярного аппарата и эндокринных желез, снижает частоту заболеваний.
5. Пальчиковая гимнастика является эффективнейшим средством повышения работоспособности головного мозга и формирования словесной речи ребенка. Такие игры позволяют разминать, массировать пальцы и ладошки, оказывая благоприятное воздействие на все внутренние органы.
6. Речевые игры позволяют укрепить речевой аппарат, слух, дикцию дошкольников и овладеть им выразительными средствами вербальной и невербальной речи, формируя основы ее культуры.
7. Ритмопластика. Ритмические движения представляют собой синтетический вид деятельности. Они направлены на развитие музыкального слуха, двигательных способностей, а также тех психических процессов, которые лежат в их основе. Эта технология мобилизует физические силы, вырабатывает грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляет и развивает мышцы, улучшает дыхание, активно влияя на кровообращение, способствует выработке веществ, необходимых детскому организму.
8. Музыкотерапия повышает иммунитет воспитанников, снижает раздражительность и напряжение, минимизирует мышечную и головную боль, способствует восстановлению спокойного дыхания и пульса [1; 2].
Выводы. Таким образом, здоровьесберегающие технологии выступают доминирующим комплексом традиционных и инновационных приемов, имеющих оздоровительный эффект.
В дошкольной среде такие методы целесообразны в применении, поскольку, как правило, отличаются практической эффективностью, безопасны, универсальны и доступны в использовании, имеют нетрадиционный подход в сохранении здоровья, интересны для дошкольного контингента, эффективны в развитии физических данных, познавательных структур психики, социализации личности и морально-эмоционального восстановления в детской жизнедеятельности.
При выборе здоровьесберегающих технологий очень важно, чтобы каждая из них имела оздоровительную направленность, а также использовалась в комплексе. Необходимо, чтобы результатом реализации здоровьесберегающей деятельности стала сформированность у дошкольника стойкой мотивации на здоровый образ жизни, полноценное гармоничное развитие.
Так, использование здоровьесберегающих технологий в работе учреждения дошкольного образования позволяет повысить результативность педагогического процесса, создать эффективную здоровьесберегающую среду и условия для полноценного развития воспитанников, формирует у педагогов и родителей необходимые ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития и сохранения всех составляющих здоровья ребенка в условиях учреждения дошкольного образования. В работе проанализированы аспекты эффективного использования здоровьесберегающих технологий в практике дошкольного воспитания, раскрыта сущность традиционных и инновационных методов оздоровительной работы в дошкольных учреждениях образования, рассмотрены эффективные современные здоровьесберегающие технологии, которые могут применяться в педагогическом процессе учреждений дошкольного образования. В статье сделаны выводы, что эффективность здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных организациях возможна путем создания здоровьесберегающей среды и комплексного применения традиционных и инновационных здоровьесберегающих технологий.
Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, здоровье, здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающая деятельность, дошкольное образование, здоровьесберегающая среда, культура здоровья, воспитатели и родители.
Annotation. The article is devoted to the problem of development and préservation of all components of the child's health in the conditions of preschool education. This paper analyzes aspects of the effective use of health
technologies in practice of pre-school education, the essence of traditional and innovative methods of improving work in preschool education is considered efficient and modern health saving technologies that can be applied in the pedagogical process of preschool education. The article concludes that the effectiveness of health-saving activities in preschool educational institutions is possible by creating a health-saving environment and the integrated application of traditional and innovative health-saving technologies.
Keywords: preschool child, health, health-saving technologies, health-saving activity, preschool education, health-saving environment, health culture, educators and parents.
Литература:
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - № 2. - С. 21-28
2. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. - М., 2009. - 144 с.
3. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. — М., 2002. - 87 с.
4. Коровникова Ю.Г. Особенности организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения // Гаудеамус. - 2013. - № 1. - С. 137-144
5. Якурина М.В., Докина Е.Г., Трунова Н.Н., Гартвиг Ю.Г. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). - М.: Буки-Веди, 2016. - С. 160-163.