Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе училища олимпийского резерва «Мастер-Сатурн»'

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе училища олимпийского резерва «Мастер-Сатурн» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / СПОРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Папикян Изобелла Хачиковна

В статье рассматривается здоровьесберегающие образовательные технологии применяемые на уроках в училище олимпийского резерва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе училища олимпийского резерва «Мастер-Сатурн»»

МАСТЕР-КЛАСС

Литература

1. Романова Н. Н. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в 1 классе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 6. С.26-30.

2. Сергеева Л. В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.28-31.

3. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.

4. Терентьева С. Т. Новые образовательные стандарты как инструмент развития школы. // Муниципальное

образование: инновации и эксперимент 2011. № 6. С. 24-26.

5. Ткаченко М. О., Сальникова С. В. Стартовая диагностика уровня сформированности УУД у первоклассников. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 6.С. 3-10.

6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт от «17» декабря 2010 г № 1897.-78с.

7. Юнхуэй Се. Творческая деятельность ребенка как основа развития психики и личности. // Эксперимент и инновации в школе 2013. № 2.С.10-13.

8. Ячменникова Т. С. Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1.С. 25-32.

Папикян Изобелла Хачиковна

методист, преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО Московская область училище (техникум) олимпийского резерва «Мастер-Сатурн» master-saturn-sc@mail.ru

J ^

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧИЛИЩА

ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА «МАСТЕР-САТУРН»

Л____________________________________________Г

Аннотация. В статье рассматривается здоровьесберегающие образовательные технологии применяемые на уроках в училище олимпийского резерва.

Ключевые слова: технологии, спорт, профессионально-педагогическое мастерство, личностные качества, здоровьесберегающие технологии, рефлексия.

Училище олимпийского резерва «Мастер-Сатурн» является спортивно-образовательным учреждением, где проходят обучения с 5 по 9 класс основной школы и студенты СПО. По окончании училища, студенты получают специальность: «педагог по физической культуре и спорту». Основу учебно-воспитательного процесса составляют здоровьесберегающие технологии, включающие три основные группы:

1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами, воспитателями и тренерами [5].

Успешность любой здоровьесберегающий технологии зависит от личности преподавателя и психологической грамотной направленности его педагогической деятельности. Педагог, проявляющий заботу о здоровье обучающегося, стремиться создать такую среду обучения, воспитания и развития, которая способствует наиболее полному раскрытию учащегося как личности [4].

Основная цель преподавателя: освоить и применять на уроках здоровьесберегающие технологии;

32

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

достигается это через создание благоприятного психологического фона на уроке, использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, способсвующих появлению и сохранению здоровья и интереса к учебному материалу, создание условий для мотивации ведения здорового образа жизни и самовыражения обучающихся к разнообразных видам деятельности [6].

В училище «Мастер-Сатурн» мы уделяем немало времени для учебной мотивации учащихся. Формировать ее можно различными путями, которые педагог выбирает, основываясь на своем опыте. Для анализа мотивационной деятельности учащихся 7-9 классов и 1 курса студентов была предложена анкета «Ты и училище».

Анкета состоит из следующих вопросов:

1. Для чего прежде всего существует училище?

2. Почему ты ходишь в училище?

3. Оцени свою работу в учзлищеЮ

4. Что в училище тебе мешает хорошо учиться?

5. Как ты относишься к учебе?

Результаты ответов на воупосвботнушеиии к учебе помещены в табл. 1.

Табл ииз1

Отношение учащи хся и студе ниоо оичеУе

-иурс Сип. 8 ф, Щр.

Активно положительное 16% 12% 12% 20%

Положительное 63% 36% 25% 52%

Безразличное 12% 30% 17% 15%

Отрицательное 7% 17% 31% 1 т%

Крайне отрицатеомное м% 5% 15% 3%

Из данных табл. 1 л рис.1, мы видим, что положительно к учебе относятся 63% студентов 1 курс, 52% -7 класса, 36% -лкпассаи с5% - 8 класса. В то же

время в нашем училище есть обучаемые, которые относятся к учебе отрицательно (7% студентов 1курса, 10% - 7 класса, 31% учащихся 8 класса и 17% учащихся 9 класса) и крайне отрицательное (3% учащихся 7 класса, 2% - студентов 1 курса, 5% - 9 класса и 15% учащихся 8 класса).

Таким образом, мотивация учащихся и студентов 1 курса на улучшение показателей в учебе на очень низком уровне. Это связано с тем, что основная цель учащихся - неполучение знаний, а повышение профессионального мастерства. При этом учеба уходит на второй план. Мы живем в непростом мире, и на нас и наше состояние оказывает влияние множество факторов. По данным иева стноги учеоого,икадест ка РФМН Ю.П. Лиси-уюну[3]исновкми фактовтм,обуслаюосающим здоровье человека, является образ жизни (5055%), поэтому основу учебно-воспитательного оионесгоиунуасля ют здоровьесберегающие технологии, Товивмл щиенаалих ологических тренингах по выработке положительных мыслей, чувств, оби>анев,лхязанных с определенной ситуацией. Сиемещьл х ыслей мы переучиваем то, что было усвоено отрицательно, с тем, чтобы оно стало положитнлуиыи у нпилнтлемным. Универсаль-нвпти пиххологический тренинга состоит в том, что его можно использовать для решения как минимум трех задач:

1. Для постановки прорывных целей (стать профессиональным футболистом, стать игроком номер один п -омоннт, войти в тиеоуую комаиды, попасть на чем-пио натмир а).

2. Для устранения беспокойства (страх промахнуться, стра- определенных соп-рников, отношения типа «Поле в гостях плохое», «Соперники непобедимы!»).

3. Исправление собственного обра-еи нолевого восприятия («я хуже, чем он», «нам нет шансов в кубке», «наше место в т-етьем дивизионе»).

1 курс 9кл 8 кл 7кл

■ Активно положительное

■ Положительное

■ Безразличное

■ Отрицательное

■ Крайне отрицательное

Рис.1 Отношение учащихся и студентов к учебе

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

33

МАСТЕР-КЛАСС

Психологический тренинг осуществляется на двух уровнях: 1) сознательно-изменяемые образы мыслей на повседневной основе; 2) специальная техника глубокой релаксации над проблемой длительного промежутка времени.

Основные принципы психологического тренинга:

1. Думать, быстро исполнять, сохранять внутреннее спокойствие.

2. Смотреть вперед - не назад.

3. Смотреть наружу - не внутрь.

4. Думать или не думать о технике.

5. Не думать негативно.

6. Думать проще.

7. Думать о предмете, а не о человеке.

8. Собственный центр управления.

Примерный план психологического тренинга спортсменов на выездных соревнованиях в течении недели:

Первый день - игра; по окончанию - отдых, восстановление. Выполнять не менее двух раз упражнения на расслабление (первый раз после того как приедете домой, второй раз - перед сном).

Второй день - отдых, восстановление, анализ: упражнение на расслабление выполняется два раза (первый раз после тренировки или анализа игры, второй раз перед сном).

Найдите время в течение дня, чтобы сесть где-то в одиночестве и мысленно восстановить свою подготовку к игре - как вы себя чувствовали перед игрой, что вы переживали в процессе игры, как вы играли.

Третий день - отдых и основной анализ: упражнение на расслабление выполняется два раза. С командой проводится анализ игры. Важно уделить внимание не только самой игре, но и здоровьесберегающим технологиям.

Четвертый день - начало подготовки к новой игре: психологический тренинг по подготовке к следующей игре, концентрации внимания на сборе данных, анализе тренировок на поле, визуализации, работе в условиях напряжения над мотивацией. В течение дня выполнять два раза короткие упражнения на релаксацию и после этого на визуализацию.

Пятый день - продолжение подготовки к новой игре; выполнение упражнений на расслабление и визуализацию перед тем, как выйти на тренировку. Вечером, после тренировки и отдыха - визуализация предстоящей игры.

Шестой день - регуляция стресса по уровню мотивации для обеспечения успешной работы на тренировке. Вечером, перед сном, обязательно выполнить упражнение на расслабление: снять нарастающее напряжение, понизить стресс и хорошо выспаться.

Седьмой день - игра. Напряжение огромно - и это нормально. Извлеките максимум пользы из стресса. Обращайтесь с напряжением как со своим другом, тогда оно не помешает вам показать свои возможности, и будет толкать вас вперед.

В раздевалке найдите пять минут для выполнения короткой релаксации, регулирующей стресс до нужного уровня, визуализации стиля игры.

Разогрев на поле: проверьте, насколько адекватен уровень напряженности. Сконцентрируйтесь на своих телесных ощущениях, выполните более интенсивный разогрев для снижения напряжения.

Сделайте глубокий вдох и скажите себе: «Сегодня я смогу показать все, на что я способен»! Еще раз глубоко вдохните и подумайте о своей полной готовности к игре!

В команде всегда должен быть лидер, который поведет ребят к победе.

Какие качества характера обязательно должны быть у лидера?

Психологом был проведен психологический опрос среди футболистов «Мастер-Сатурн». В опросе приняли учащиеся с 7 по 9 классы и студенты 1 курса обучения. В табл. 2 приведены результаты опроса.

Таблица 2

Черты характера 7 кл. 8 кл. 9 кл. 1курс

Целеустремленность (1) 3% 11% 26% 32%

Справедливость (2) 41% 11% 6% 4%

Старательность и исполнительность (3) 2% 4% 10% 11%

Настойчивость (9) 1% 7% 10% 8%

Быстрота восприятия нового в элементах техники (10) 9% 22% 14% 12%

Дисциплинированность (14) 15% 5% 4% 10%

Работа с полной отдачей сил (15) 2% 0% 21% 22%

Доброта (18) 7% 8% - -

Честность (19) 20% 32% 9% 1%

Из данных табл. 2 и рис. 2 мы видим, что учащиеся 7 класса на вопрос о целеустремленности ответили 3%, когда студенты 1курса -32%. Это говорит о том, что у студентов 1 курса есть цель, стремление добиться высоких спортивных результатов. Самые младшие учащиеся в лидерах ценят больше человеческие качества, чем профессиональные. И чем старше становятся ребята, тем большее предпочтение они отдают профессиональным качествам лидера. Для них лидер должен быть примером на поле, а только потом в жизни. Старшие ребята не считают, что лидер должен быть добрым человеком. В беседах они заявляли, что если нужно ради общего дела обидеть кого-либо, даже унизить, то можно это сделать для блага всей команды.

Для младших же ребят очень важно, чтобы лидер в их команде был честным и справедливым по отношению не только к ним, но и к самому себе.

34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

45%

40%

35%

30%

25%

20%

15%

10%

5%

0%

7кл

8кл

9кл

1 крус

■ Целеустремленность

■ Справедливость

■ Старательность

■ Настойчивость

■ Быстрота восприятия

■ Дисциплинированность

■ Работа с полной отдачей сил

■ Доброта

■ Честность

Рис. 2. Качества лидера

Это связано е тем, что они ещенесовсемопре-делил исье п рз фассзеЯ,пооео му п рофоаси ояаоь-ные качества они больше ценят в тренерах, чем в самих себе.

Рееумсяааыоя россяанеесли,что лорердлярчн-щится ocby^^h^^nl келсо дот^ч^ея боне примесос во всем, вести здоровый образ жизни, быть целе-ус^еяно^н нсо, о еоськя Hai Д^ьгЛо^ил^я1г^лн Р^яоя^н^ння касеи-а еоо со|^еет^иея^олжэ^1ь^ян)а нично переплетаться с человеческим достоинством. Ине тосико лире^ео чзьеды йсе(^и онортяеоо. воэанны должаеяомнньь, чсо он нс ■^сл^кяйы^ел^е^ч, но и ещуссо щвйсс.

Поэтому, исходя из вышеизложенного, становится сяавинныл , ита с^0се^^вст^ил1^нлт леенеднгоипc^чы-шоэ меоивсчою yчомвxcснотyрнитoв1мфчя, поэмо-ляют параллельно решать задачи спортивного харак-лоf^еlяс5а^^^^чl сдояняя.сб^аомые^илищс.как в психоЛяГРЗсСЬо1с,ТНК ИCфИ-ИЛPOГЫЧeCCеM ссг^э<с еех.Иянн но бмагьдарлиивтяозевтниесовеемето ых технологий оказывается возможным обеспечить наи-Оялея |<омфоттсынннмтвия,ячосесьпривн1сyарьзнlо ныобспняcоы веэcьгoнбуесомтгo,е чнедлвяояллся, минимизировать негативные факторы, которые няmоcыпенеcеввоeд нго здо|эоьвю.

Жеoпpорпалaгоeо ивяоньннэаиияиняизсыyaлиомо заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный ооlOopрвсщяеиcнбм oняo-недCPьниlе л^о^^мксю-пзвоасльлегопрсоссса , пpоыcдcяcьнPyоaющыоь гр, проектную и коллективную деятельности, медико-пси-

холого-педагогическое сопровождение учащихся ясьуд е нтоо[7].

Преподаватели гуманитарного цикла и тренеры среди здоровьесберегающих технологий особо выде-няюя технсяттиа сонноят-о нpоентнаовояногooбу-чоорр,паиэгныщьннл yпытываоеивдиcидyялыные особенности ребят и наиболее полно раскрыть их оотяо циол[с,Ь].

Ждно ом тснсясыхяапев любого я^(5^вс1^нЯэуиер-жание внимания обучающихся и здесь нам помогают l<oэньюеяоныоееенocегно Hc^ь)м<з, ио^^с^ьюжеты, мультимедиа, презентации). Это позволяет не только немоссориоквать неяподеосия, но и лтсч вояможнссть изменять темп урока, форму подачи материала, осу-щec-эляьодпффеpтоцчэв^ю1К птрттф к обучаемым.

Во время соревнований, управлять поведением ч .я^ооияня ыпнpтсмтне аыттиcмяжнo, так как вюеeE^оoзб^b^жi^^^^оюе аaкзеячтдемиУ взотасых oпеeдeреоноеммeшателнотЕЮ буьeеонлеонын к оьб-ходимым.

Стортомен дoлжеоДиlеь ^някоос с мкоеeн веебе, Ьаботать с соэеяс яадаиев евр,оеaонзанвто все, что заложено в подготовительном периоде (учебно-тре-нчров oпоыeнaвнтие),cьянмлeэттчcе,ьоo наеорчтся в прекрасной спортивной форме.

Cпортивный результат слагается из трех составляющих: мышечной подготовки, функциональной подго-еoнзиыcевepФснытвевнкия и еаонзвянвоее вуо-пси-ст еслоЭ ритунееои ысигооeмоыoИ рнотсннностью и поведением человека.

MyницcееооноeыЫрмзoымоио: иеервaцьнмвкспрpммляс Ю23, H034

35

МАСТЕР-КЛАСС

В каждодневных мероприятиях задача психологической подготовки ставится более узко и конкретно -создать у спортсмена благоприятное психическое состояние, обеспечивающее успешность и тренировок, и соревнований.

Основной задачей подготовки спортсмена является формирование и совершенствование таких свойств личности, которые определяют успех спортивной тренировки и соревнования, то есть создание спортивного характера. Спортивный характер формируется и совершенствуется в течение всей спортивной карьеры. Он обнаруживается не только в тренировочном процессе, в соревнованиях, но и в повседневной жизни, труде, учении, общении, в ведении здорового образа жизни. Успех в спорте определяется теми же чертами, которые позволяют преуспевать и в любой другой области человеческой деятельности.

В каждом коллективе существует коллективное мнение, которое, как считает А. Д. Ганюшкин, «призвано поощрять дисциплинированных, работоспособных, отзывчивых, инициативных спортсменов и осуждать ленивых, сплачивать коллектив. А тренеру следует контролировать коллективное мнение» [1].

Каковы же пути формирования социально-психологического климата?

1. Соблюдение спортивного режима.

2. Организация свободного времени, досуга, ведения здорового образа жизни.

3. Создание взаимопонимания тренеров и спортсменов.

4. Четкость в организации учебно-тренировочного процесса.

5. Высокий авторитет старшего (главного) тренера и лидеров команды.

И конечно, следует сказать о работе всех преподавателей, воспитателей, тренеров училища по созданию благоприятной, здоровой атмосферы в команде. Например, психолог знает индивидуальные особенности каждого игрока в команде и дает им специальные установки. Спортсмены, у которых преобладает установка на достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка. Они склонны ставить завышенные трудные цели, не боятся опасности.

Только высокоорганизованный коллектив создает условия для гармоничного формирования лич-

ности футболиста. Охрана здоровья спортсменов предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

На сегодняшний день основу учебно-воспитательного процесса составляют здоровьесберегающие технологии, которые способствуют не только углублению получаемых знаний, но и применению их будущему спортсмену в повседневной жизни.

Литература

1. Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера.- Смоленск: издательство Смоленского Государственного института физической культуры, 2009.- 31 с.

2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии.- М.: Мир,2004.-72с

3. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение.- М.: Академия, 2002.- 372с.

4. Сальников В. А., Ревенко Е. М., Бебинов С. Е. Индивидуальность личности в системе инновационного физического воспитания // Образование и наука 2012. № 8; с.156-163

5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.АРКТИ, 2005.-273с.

6. Тараканова В. В. Здоровье современных подростков. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2011.- № 4.- С.66-71.

7. Тараканова В. В. Педагогическое мастерство преподавателей вуза. // Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы: материалы I Всероссийской научно-практической конференции/ под ред. А. И. Таюрского.- Красноярск: 3-х ч., 2010.- Ч2.-С. 309-313.

8. Третьякова Н. В., Семенов Л. А. Организационные аспекты управления здоровьеформированием в образовательных учреждениях // Образование и наука. 2004. № 4(28). С.116-126.

9. Третьякова Н. В., Федоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: понятийный аспект // Образование и наука. 2013. № 4. С.112—132.

36

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.