Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТУДИИ'

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТУДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / ХОРЕОГРАФИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / МЕТОДЫ / ПРИЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янковская Ольга Викторовна

В статье затронуты вопросы здоровьесбережения детей дошкольного возраста на занятиях хореографической студии. Обобщается опыт преподавателей хореографической студии «Симфония» города Абакана. Материалы статьи будут полезны преподавателям хореографии, работающим с дошкольниками, учителям начальных классов, родителям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Янковская Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH SAVING TECHNOLOGIES AND THEIR IMPACT ON LEARNING AND EDUCATION OF PRESCHOOL AGE CHILDREN IN A BALLET STUDIO

The article touches upon the issues of health protection preschool children in the classroom choreographic Studio. Summarizes the experience of teachers choreographic Studio "Symphony" of the city of Abakan. The article will be useful to teachers of choreography, working with pre-school children and primary school teachers, parents.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТУДИИ»

учеников в учебном процессе, усиливает образовательную и развивающую эффективность уроков литературного чтения, способствует формированию у младших школьников стратегий смыслового чтения. Целесообразно использование антиципации на разных структурных этапах урока литературного чтения для такой организации процесса обучения, при которой школьники постепенно и последовательно овладевают позицией субъектов учебной деятельности, активно и осознанно участвующего в планировании, организации и проведении урока литературного чтения В новом подходе к проведению уроков литературного чтения, изложенном в работе, расширяются методические возможности использования антиципации в начальной школе. Целенаправленное систематическое использование антиципации на большинстве структурных этапов урока литературного чтения позволит более продуктивно решать его образовательные задачи, существенно повысит речевое и интеллектуальное развитие учащихся, поможет в овладении стратегиями смыслового чтения на начальном этапе.

Библиография

1. БакулинаГ.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. - 224 с.

2. Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку как фактор развития устной и письменной речи младших школьников: Дис.. д-рапед. наук: 13.00.02.-М., 2000.-429 с.

3. З.Бершанская О.Н. Антиципация как средство повышения активной и осознанной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Киров, 2009. -286 с.

4. Граник Г. Г., Самсонова А. Н. Роль установки в процессе восприятия текста (на материале художественного текста) // Вопросы психологии. - 1983. -№2. - С. 72-79.

5. 5.Ипполитова Н. А. Особенности обучения чтению в начальной школе // Начальная школа: плюс-минус. - 1999. - № 5. - С. 16-23.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТУДИИ

Янковская Ольга Викторовна

кандидат филол. Наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан

HEALTH SAVING TECHNOLOGIES AND THEIR IMPACT ON LEARNING AND EDUCATION OF PRESCHOOL AGE CHILDREN IN A BALLET STUDIO

Jankowska Olga Viktorovna, Candidate of Philological sciences Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Khakassia State University of N.F Katanov ", Abakan АННОТАЦИЯ

В статье затронуты вопросы здоровьесбережения детей дошкольного возраста на занятиях хореографической студии. Обобщается опыт преподавателей хореографической студии «Симфония» города Абакана. Материалы статьи будут полезны преподавателям хореографии, работающим с дошкольниками, учителям начальных классов, родителям. ABSTRACT

The article touches upon the issues of health protection preschool children in the classroom choreographic Studio. Summarizes the experience of teachers choreographic Studio "Symphony" of the city of Abakan. The article will be useful to teachers of choreography, working with pre-school children and primary school teachers, parents.

Ключевые слова: здоровьесбережение; технологии; хореография; дошкольники; методы; приемы. Keywords: the health care; technology; choreography; preschoolers; methods; techniques.

Технология - совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [3, с. 1]. Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

Цель педагогической (образовательной) технологии - достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Под здоровьесберегающими технологиями будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. Каждый воспитанник хореографической студии должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достигнуть этого можно с помощью технологий здоро-вьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья детей. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с воспитанниками, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов

сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование бережного отношения к нему. Только благодаря комплексному подходу к обучению дошкольников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько десятков лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий, что свидетельствует об искаженном понимании данного термина.

Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.

В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер. Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Данные обстоятельства заставляют искать новые подходы и определять такие средства физического воспитания, которые, действуя на мотивационно-эмоциональ-ную сферу, создают у детей стойкий интерес к двигательной деятельности и положительно влияют на формирование осанки. Мы убеждены, что к таким средствам целесообразно отнести танцевально-хореографические упражнения, которые не только развивают двигательную сферу, но и оказывают достаточно широкий спектр воздействия на личность ребёнка в целом. С помощью таких упражнений решаются различные задачи физического воспитания: формирование культуры движений, развитие гибкости, совершенствование координации, укрепление «мышечного корсета», профилактика плоскостопия. Таким образом, танцевально-хореографические упражнения с успехом могут использоваться как средство физического воспитания дошкольников. В течение трех лет нами наблюдались изменения, произошедшие с детьми, посещающими студию танца «Симфония» города Абакана, где система здоровьесберегающих технологий на занятиях позволила снизить заболеваемость воспитанников. Без увеличения нагрузки детям была предложена насыщенная разнообразными возможностями двигательная деятельность, что позволило реализовать главную их потребность - потребность в движении.

Работа в коллективе направлена на достижение двух основных целей:

1. Разработку общей стратегии оздоровления ребёнка на занятиях и в семье.

2. Осуществление коррекционно-образовательного процесса путём создания оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников.

Таким образом, под здоровьесберегающими технологиями следует понимать совокупность медицинских, педагогических, психологических установок, определяющих специальный набор и компоновку здоровьесберега-

ющих форм, методов, средств, приемов обучения, необходимых для оптимального, рационального составления коррекционной программы по исправлению недостатков у детей [1, с. 115].

В дошкольном возрасте особо важно заложить основы здорового образа жизни, приучить детей к постоянному труду над собой. Движение, танец, здоровье - эти понятия неотделимы друг от друга, переходят одно в другое. В первую очередь оздоровительная работа заключается в том, чтобы привлечь ребёнка к занятиям танцем -увлечь его этими занятиями - сделать такие занятия необходимыми для ребёнка - сформировать у занимающихся тягу к самостоятельным занятиям на всю жизнь. В объединении воспитанники изучают классический, народный и современный танец, основы акробатики. Немаловажным фактором занятий детей в группах танцевально-оздоровительной направленности является престижность занятий танцем, возможность достичь успеха, ярко проявить себя на конкурсах и фестивалях. Воспитанники студии неоднократно становились лауреатами, дипломантами международных, российских, республиканских конкурсов. Это неотделимо от процесса оздоровления, так как воспитанник чувствует уверенность в своих силах, берётся за дело и добивается результата во всём, он чувствует себя нужным, сильным, здоровым.

Так как любое занятие по хореографии, так или иначе, состоит из повторяющихся компонентов - построение, поклон; разминка; станок, середина; танцевальные комбинации; поклон (подведение итогов) - необходимо разнообразить составляющие компоненты: периодически менять упражнения для разминки, танцевальные комбинации, давать детям время и задания для импровизационной работы. Преподавание хореографии не должно сводиться к однообразному повтору движений, механическому запоминанию танцевальных композиций, так как это приводит к выработке у детей нежелания заниматься хореографией.

Используемая на занятиях технология по формированию положительной эмоциональной «Я - концепции» является базовой в системе оздоровления воспитанников. Она включает:

1. мотивацию воспитанников к занятию (создание положительного эмоционального настроя);

2. совместное планирование деятельности (осознанность планирования деятельности на занятии каждым воспитанником);

3. рефлексия деятельности (рефлексия физического и психического состояния).

По нашему мнению, можно считать, что здоровье воспитанника в норме, если:

1. в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

2. в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

3. в нравственном плане - честен, самокритичен, эм-патичен;

4. в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

5. в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Успешно используется в студии на занятиях с детьми раннего возраста набор мягких модулей, что прекрасно помогает в коррекции нарушений психомоторного развития. Мягкая поверхность модулей создает дополнительную нагрузку на вестибулярный аппарат ребёнка, что особенно важно для развития функции равновесия. В смешанной по возрасту группе имеются наиболее благоприятные условия для решения этой задачи. В коллективе «Симфония» дети объединены в небольшие группы по уровню подготовленности. В процессе совместной деятельности старшие ребята закрепляют свои навыки показа и объяснения физических упражнений, а также контроля за выполнением движений младшими детьми. Старшие являются образцом для младших, и это побуждает их лучше выполнять упражнения. В совместной деятельности дошкольников разных возрастов, у старших появляется реальная необходимость продемонстрировать то, чему они уже научились, рассказать правила подвижной игры, позаботиться о младших детях, сделав для них предметы и игрушки, с которыми можно выполнять упражнения. Всё это способствует пробуждению у малышей уважения к старшим. Заинтересованность старших передается младшим, появляются общие любимые игры и упражнения. Смешанная по возрасту группа в воспитательном аспекте имеет то преимущество, что малыши чувствуют заботу не только со стороны взрослых, но и со стороны старших детей. В такой группе складываются и свои традиции в организации самостоятельной двигательной деятельности детей.

К здоровьесберегающим технологиям сохранения и стимулирования здоровья также относится и дыхательная гимнастика, которой на занятиях в нашей хореографической студии уделяется большое внимание. Таким образом, становиться очевидным, что в процессе обучения танцу просто необходимо изучать правила полноценного здорового дыхания. Если ученика с самого начала учить правильно дышать: рационально, адекватно исполняемому движению, то он становится более выносливым, у него развивается более высокая сопротивляемость физическим нагрузкам. Умение правильно дышать приносит неоспоримую пользу здоровью. После совершения какого-либо усилия, в особенности после физической нагрузки, организм испытывает вполне естественную потребность в восстановлении сил и энергии, ребенок начинает глубоко дышать. Это обусловливается тем фактом, что легкие после физической нагрузки нуждаются в большом количестве кислорода, поэтому в подобной ситуации следует сделать один очень глубокий вдох [2, с. 35]. Если преподаватель следит за тем, чтобы воспитанники правильно и рационально дышали, выполняя каждое конкретное упражнение, то занятия станут более плодотворными, а в процессе обучения не будет нанесен никакой вред здоровью от чрезмерного приложения усилий. Разнообразные игры-упражнения в совокупности с дыхательной гимнастикой имеют большое значение в сохранении здоровья, в снятии эмоционального напряжения воспитанников.

Еще одна группа здоровьесберегающих технологий - это технологии коррекции физических и психологических недостатков. Прежде всего, к ним относится коррек-ционная ритмика. Коррекционная ритмика предполагает специальные упражнения, вследствие которых сред-

ствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ребенка, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии средствами специально подобранных упражнений, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка.

Планируя здоровьесберегающие технологии, необходимо учитывать:

1. формы работы;

2. время проведения в режиме дня;

3. возраст детей;

4. особенности методики проведения занятий в хореографической студии.

Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

1.1. валеологическое сопровождение;

1.2. дыхательная гимнастика;

1.3. разнообразные игры-упражнения.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

2.1. занятия хореографией;

2.2. самомассаж;

2.3. спортивные развлечения, праздники;

2.4. день здоровья;

2.5. ситуативные малые игры - ролевая подражательная имитационная игра.

3. Технологии арттерапевтического воздействия:

3.1. музыкотерапия;

3.2. сказкотерапия.

4. Технология коррекции физических и психологических состояний:

4.1. коррекционная ритмика;

4.2. встречи и беседы с психологом.

Результаты данной деятельности: снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских коллективах, приобщение родителей к работе по укреплению их здоровья.

Суть деятельности по формированию здорового образа жизни сводится к тому, чтобы научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, привить ему любовь к занятиям физической культурой, сформировать устойчивую потребность в занятиях хореографией, способствовать поддержанию и укреплению здоровья детей.

Сохранение здоровья детей необходимо рассматривать как постановку задач здоровьесбережения в двух вариантах:

1. задача-минимум, которая отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики «Не навреди!» и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания и развития, которые не

оказывают негативного воздействия на здоровье воспитанников (предупреждение травматизма);

2. задача-максимум: реализация здоровьесберегаю-щих образовательных технологий, включающая не только охрану здоровья, но и укрепление здоровья детей, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о нем. Таким образом, занятия хореографией в студии сами являются здоровьесберегающей технологией. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни. Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями

являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувства ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога - помочь детям проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене.

Нужно создать условия для раскрытия и развития ребенка, а именно:

1. создание условий для развития способностей;

2. развитие интеллектуального, физического, духовного, творческого потенциала воспитанников;

3. организация полноценной культурно-досуговой деятельности;

4. привитие навыков здорового образа жизни. Такая работа педагога формирует у дошкольников

навыки танцевальной техники, превышающие базовую образовательную программу, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе, обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей.

Список литературы

1. Вайнер Э. Н. Формирование здоровьесберегаю-щией среды в системе общего образования // Ва-леология. - М.: Айрис-пресс, 2004. - №1. - С. 21-26.

2. Зарецкая Н. В., Роот 3. А. Танцы в детском саду. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 112 с.

3. Казак Н. А. Здоровьесберегающие технологии. Материалы сайта «1 сентября» [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/312110/ (дата обращения: 25.04.2014).

TEACHING METHODS AND STRATEGIES, RESEARCH INTO A COMBINATIONAL

EDUCATION IN UNIVERSITIES

Jenis Janar

Ph.D., assistant professor of Al-Farabi, Kazakh National University, Almaty

Dusebaeva Moldir

Candidate of Science, assistant professor of Al-Farabi, Kazakh National University, Almaty

Bazhikova Gulzada

Candidate of Science, Associate professor of Al-Farabi, Kazakh National University, Almaty

Kalugin Sergey

Doctor of Science, Associate professor of Al-Farabi, Kazakh National University, Almaty

ABSTRACT

Until recently, research into learning and teaching in universities has focused on what the teacher does rather than on what the learner does. However, recent research into student learning indicates what your students do in order to learn is of the greatest importance. Following on from this research, educators have developed "learner-centered" or "student-centered" pedagogy that has significantly influenced our understanding of university learning and teaching. And combinational education of teaching and research which combined emphasis on education and research brings special benefits to students including increased awareness of current scientific developments and most importantly opportunities to participate with faculty, graduate students, and other research scientists in a variety of research projects.

Keywords: teaching approach; teaching strategies; combinational education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.