• Подбор упражнений с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.
• Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.
• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
• Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Занятие: «Следы»
Цель: формировать у ребенка контроль за мышечными ощущениями.
Задачи:
• развивать моторику рук;
• вызывать эмоционально - положительный настрой.
Участники: дети 4 - 6 человек, 2-8 лет.
Оборудование: игрушка - собачка, картинка с изображением домика и размягченный пластилин.
Ход занятия:
В гости приходит щенок, он заблудился потому, что еще маленький. Педагог предлагает ребенку помочь щенку. Он объясняет ребенку, что если кто - нибудь подойдет, на дорожке останутся следы и по следам щенок отыщет свой дом. Педагог показывает, как оставить следы на пластилине.
Упражнения проводятся последовательно:
• каждым пальцем отдельно;
• каждой парой пальцев обеих рук;
• большими, указательными, средними пальцами руки;
• указательными и средними пальцами каждой руки.
Список используемой литературы:
Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех - М.: Рипол Классик, 2007.
Мальцева И. В. Пальчиковые игры : от рождения до 3 лет : (массаж., тактил., гимнаст., предмет., твор.)- СПб. : Азбука-Классика,2011
Трясорукова Т. П. Вместе с мамой играем пальчиками - Ростов на/Д : Феникс, 2010
© Гончарова И.Н., Кулясова С.Н., 2020
УДК-37
Клименко Н.А.
канд. философ. наук, профессор ТГМПИ им. С.В. Рахманинова
Тамбов, РФ
ОСОБЕННОСТЬ ОСВОЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Аннотация
В педагогике классического танца существует огромный комплекс эффективных способов и методов работы, предполагающих не только эффективное профессиональное обучение, но и действенные занятия
любительской хореографической сферы. Однако, в области детских дошкольных образовательных учреждений, обучение классическому танцу применяется крайне мало. Это, во многом обусловлено противоречием необходимости такого применения и отсутствием объёма знаний по данной проблематике.
Основные положения статьи могут быть применены в практике учебно-творческого процесса детских дошкольных образовательных учреждений, таких как: детские сады, развивающие студии, детские школы танцев и др., а также представлять определенный интерес для педагогов классического танца любительских хореографических коллективов.
Ключевые слова:
дети, дошкольные образовательные учреждения, классический танец, координация,
гибкость, устойчивость.
Natalia Klimenko
PhD in philosophy,
Professor of the Rachmaninoff state medical UNIVERSITY
Tambov, Russia
FEATURES OF MASTERING CLASSICAL DANCE OF CHILDREN IN PRESCHOOL
EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Annotation
In the pedagogy of classical dance, there is a huge complex of effective ways and methods of work that involve not only effective professional training, but also effective classes in the Amateur choreographic sphere. However, in the field of preschool educational institutions, classical dance training is used very little. This is largely due to the contradiction of the need for such application and the lack of knowledge on this issue. The main provisions of the article can be applied in the practice of the educational and creative process of preschool educational institutions, such as kindergartens, developmental studios, children's dance schools, etc., and also be of some interest to teachers of classical dance Amateur choreographic groups.
Keywords:
children, preschool educational institutions, classical dance, coordination, flexibility, stability.
На современном этапе развития детей большое внимание уделяется дошкольному возрасту. Раннее формирование определённых знаний, умений и навыков конкретных действий, создаёт пространство успеха в будущих сферах деятельности - получении образования, выбора специальности, профессиональной деятельности и др.
На ранних стадиях жизни ребёнка такими учреждениями образования и воспитания, где ребёнок получает определённые знания и умения, а также формирует навыки конкретных действий, являются детские сады, семейные клубы, студии детского развития и др. Здесь работа определяется нормативными документами, как федерального значения, так областного или городского. К таким нормативным документам в детских садах является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования по осуществлению образовательной и воспитательной работы.
В основе обучения и воспитания детских дошкольных учреждений, лежат развивающие занятия, которые включают в себя значительное жанровое разнообразие - чтение, игровые занятия, пение, кукольный театр, инструментальное исполнительство, гимнастика и т.д. Танцевальные занятия, как правило, имеют востребованность, а во многих, являются обязательными. В их комплекс входят: музыкально-танцевальная ритмика, гимнастика, par terre, танец и др. Такое сочетание дисциплин, возможно, объяснить тем, что все они направлены на физическое развитие, формирование исполнительских навыков, координацию, музыкальность и артистичность, а так же различных видов памяти - слуховой, зрительной, мышечной и др.
Организация деятельности, направленной на развитие творческого потенциала детей в дошкольных
~ 65 ~
учреждениях, имеет выход на зрительскую аудиторию, в виде концертных выступлений на детских утренниках, праздниках, участия в конкурсах и фестивалях и т.д. Надо отметить, что к его качеству хореографического исполнительства, предъявляются большие требования. Эти требования касаются не только детского творчества художественной сферы - хореографических школ, студий и ансамблей, где имеется, практически, профессиональный уровень, но и детских дошкольных учреждений.
Общеизвестно, что основным фундаментом, на котором держится исполнительское хореографическое искусство, какой бы жанровой направленности оно не было (народно-сценический, современный и др.), является классический танец. Он является не только основой всех видов хореографического искусства, но и самой сложной формой балетного искусства. Классический танец представляет собой чётко выраженную систему движений, в связи с чем, правильное построение занятий, - это залог развития физических возможностей, грамотного и последовательного изучения методики движений, а также качественного освоения исполнительской техники. Все его упражнения последовательны, все имеют определенные задачи по развитию природных возможностей: выворотности, танцевального шага, гибкости, апломба и т.д., а также формированию практических умений и навыков.
Практика показывает, что, зачастую хореографы в своей педагогической деятельности, не всегда применяют классический танец в работе с детьми дошкольного возраста, а ведь он выступает залогом профессионального подхода к изучению и, как следствие, результативности качества освоения. Этому способствует и недостаточное наличие, или полное отсутствие, методического материала по работе с детьми дошкольного возраста по освоению классического танца, что, на наш взгляд, и определяет актуальность.
Проблемы классического танца рассматриваются в изданиях самого различного характера -монографические исследования, учебная и учебно-методическая литература, методические рекомендации, воспоминания, очерки, статьи и т.д.
Так истории формирования классического танца посвящены такие труды, как: Л.Д. Блок, В.М. Красовской, Н.И. Эльяш, Ю.И. Слонимского и др.
Методика изучения движений классического танца и примеры построения уроков, раскрыты в работах: А.Я. Вагановой, Н.П. Базаровой, В.П. Мей, Н.И. Тарасова, В.С. Костровицкой, А.А. Писарева, А.М. Мессерера, С.Н. Головкиной и др.
Особенность обучения основам классического танца детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, в частности в детских садах, студиях и клубах, наличествует крайне мало, что подтверждает актуальность темы.
Цель - выявление особенностей освоения классического танца детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Задачи:
1. Проанализировать физический потенциал, необходимый для занятий классическим танцем детей дошкольных образовательных учреждений.
2. Охарактеризовать методические особенности исполнения основных движений классического танца в дошкольных образовательных учреждениях.
3. Раскрыть особенность структурного построения экзерсиса классического танца, значимых для освоения движений, детьми дошкольных образовательных учреждений.
Методы:
- теоретический, анализ литературных источников; научно-методических изданий, учебников, пособий и рекомендаций;
- наблюдение, учебных занятий, концертных выступлений, конкурсов;
- выявление закономерностей построения занятий по классическому танцу в детских дошкольных образовательных учреждениях;
- сопоставление источников по важнейшим содержательным акцентам.
Практическая значимость заключается в выявлении особенностей обучения основам
классического танца детей дошкольного возраста. Материалы статьи могут быть включены в теоретическую и практическую базу обучения детей в детских садах, кружках и студиях; применяться при составлении курсовых работ, рефератов и других видов научно-методических работ.
Освоение танцевальным исполнительством, в том числе и классическим танцем, предполагает художественно-эстетическое развитие, чтобы дети были подготовлены к художественному восприятию и творческому созиданию. Оно (освоение) невозможно без физического развития, куда включается: координация, гибкость, устойчивость (апломб), выносливость и т.д.
В какой бы сфере классический танец не изучался, основой его освоения является экзерсис. «Exercice» (экзерсис, франц. - упражнение), первая часть урока классич. танца - упражнения у станка и на середине зала, вырабатывающие проф. качества, необходимые для выполнения танцевальной техники: выворотность и силу мышц ног, правильную постановку корпуса, рук и головы, устойчивость, координацию движений [1, с. 599]. Даже очень опытные и зрелые артисты балета, на протяжении всей своей профессиональной деятельности обращаются к классическому экзерсису, так как он является универсальной системой тренировок в общем процессе обучения различным танцевальным направлениям.
В детских дошкольных учреждениях занятиями по танцам осуществляются, как правило, со всеми детьми, не учитывая необходимые возможности, для такого рода занятий. Такие возможности, при желании, можно развить у достаточно большого количества обычных детей именно на занятиях по классическому танцу. Конечно же, в этом случае, мы не говорим о профессиональном уровне, когда необходимы возможности максимального уровня - разворот колена, бедра и стопы при выворотности, не менее чем, до линии плеча; подъём ноги на воздух только до приближения её (ноги) до головы; гибкости - соединения затылка головы и ягодиц и т.д. Наличие такого физического потенциала необходим только при отборе в хореографические училища, где такое строении тела, являются основным, на которых затем будет выстраиваться вся исполнительская техника, а значит мастерство.
В работе сферы любительского искусства, а особенно с детьми дошкольных образовательных учреждений, выявление таких возможностей необходимы, но наибольшую важность должны представлять такие позиции:
• выворотность стоп, коленей и тазобедренных суставов среднего уровня, то есть умения удерживать развёрнутые в сторону суставные отделы ног;
• танцевальный шаг, это - умение поднимать ногу на воздух на определённый уровень высоты (45°, 75°, максимально 90°) и удерживать её (ногу) на воздухе достаточно длительное время;
• гибкость - эластичность хрящевой ткани позвоночного столба и т.д.
• координация - умение выполнять отдельными частями тела (ногами, руками, головой) одновременные пластичестико-физические действия.
Выворотность - это способность развернуть ноги (стопы, голени и бедра) в положении en dehors, то есть, повернуть их внутренней стороной наружу. Выворотность (супированное положение ног), носит как природный характер, так приобретенный в ходе танцевальных занятий, особенно классическим танцем. При недостаточной выворотности ног, колени при приседании широко не раскрываются, а уходят по направлению вперёд на незначительный градус угла. При хорошей выворотности оба колена свободно уходят (расходятся) в стороны, по направлению линий плеч, что даёт возможность исполнителю свободно выполнять движения любой сложности и в эстетике художественного восприятия. На занятиях по классическому танцу в детских дошкольных учреждениях для развития выворотности важно применение demi-plié, которое должно исполняться при максимально развёрнутых en dehors (наружу) ногах. К grand plié, на наш взгляд, обращаться нужно с большой осторожностью, по возможности не применять это движение совсем или же, при большой надобности, только у опоры (станка). Это объясняется сложностью самого движения, которое относится к наиболее трудным для исполнения, а особенно для маленьких детей.
Танцевальный шаг - умение танцовщика при помощи силы мышц удерживать ногу в классических позах на высоте 90° градусов и выше. На развитие танцевального шага могут повлиять упражнения на
~ 67 ~
«растяжку», а так же такие движения классического танца как: battement relevé lent, battement developpé и grand battement jété. В нашем случае, применять можно battement relevé lent и grand battement jété, по такой же аналогии, что с grand plié, то есть движение является трудным для выполнения маленькими детьми.
Танцевальный шаг и выворотность в классическом танце - единое целое. Разрабатывая танцевальный шаг, совершенствуется и обогащается техника движений ног, а также сила мышц. Развивая шаг, необходимо опираться на природные возможности, которыми располагает исполнитель. Большую роль в развитии величины танцевального шага отводится выворотности бедра. Она удерживает ногу на воздухе, ведёт её к нужной пространственной точке и дисциплинирует движение. Выворотность способствует более свободному (в тазобедренной части тела) и пластически завершённому движению ног, увеличивая площадь опоры.
Гибкость определяется, как способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Под ней также понимают рациональные свойства двигательного аппарата, обуславливающие степень подвижности его звеньев относительно друг друга. Если гибкость танцовщика будет пластически ограничена, то это принесёт в танец элементы жёсткости, не гармонирующие с понятием «грамотный». Трудно и ограниченно подвижная спина не может дать глубокого перегиба корпуса, не свободное в своём движении плечо, локоть или запястья так же вносят в танец скованность. Малая гибкость колена и стопы тоже затрудняет движение ног (особенно прыжков). Какой бы жанровой направленности коллектив мы не взяли в качестве примера, для подтверждения значения гибкости, будь то народный или современный, везде присутствуют движения, требующие хорошей гибкости. Уровень гибкости обусловливает развитие быстроты, координационных способностей, силы.
Особую роль в учебных комбинациях отводится вырабатыванию координации. Существует значительное количество определению термина координация. В энциклопедических источниках термин координация, в своём большинстве, трактуется как «...от лат. ordinatus - упорядоченный...» [4, с. 358]. Координация в хореографии определяется, как «.тактика в хореографии, последовательный путь освоения правил, приемов, при помощи которых можно управлять устойчивостью, равновесием, т.е. достичь желаемого апломба» [2, с. 20]. В хореографической практике под понятием координация понимается умение сочетать и согласовывать танцевальные движения одновременно различными частями тела - корпусом, ногами, руками, головой. Данная физическая способность имеет природную основу различной качественной степени. Надо отметить, что танец по своей природной сущности имеет координационную основу, когда движения состоят из определённых конфигураций ног, рук, поворотов головы и т.д., находящихся в постоянном перемещении. Поэтому координационные навыки можно приобретать посредством хореографических занятий, а при системных, то есть постоянных тренировках координация развивается, увеличиваясь в качественном отношении. Умение координировать танцевальные движения, в конечном итоге влияют на исполнительские танцевальные умения. В развитие координационных навыков большую роль играют движения группы port de bras - по сути это пластические действия корпуса, основанные на гибкость тела.
Координационные возможности невозможны без умения удерживать корпус в равновесии. Это -одна из важных составляющих овладения движенческой основы танцевального исполнительства. Термины «устойчивость», «равновесие», «aplomb» идентичны в определении и означают способность танцовщика удерживать корпус на одной ноге, в то время, как другая исполняет какое-либо движение. «Aplomb» в буквальном переводе с французского языка это означает: «Умение сохранять в равновесии все части тела» [1, с. 27]. Как известно, всеми движениями корпуса управляет позвоночник. Этот физически сильный, упругий стержень, идущий от поясницы к голове, позволяет надёжно удерживать равновесие тела при выполнении любых положений и движений, принятых в хореографическом искусстве. Такие определения как «поднять корпус», «подтянуть бедро», «взять спину», «встать на ногу» означают то ощущение собранности, которое необходимо для процесса развития и совершенствования устойчивости. Движения корпуса, как и всего тела танцовщика, могут отображать различные действия, но при всем этом, корпус не должен терять собранности и нарушать тем самым элементарное правило устойчивости, столь
необходимое для выразительности исполнения. Устойчивость начинают воспитывать с первых занятий по обучению классического танца. Развёрнутость I-ой, II-ой или V-ой позиций ног и мышц тазобедренного суставов, их (ног) натянутость в коленях, сохранения принципа «лёгких пяток», когда на них нет опоры, являются обязательным условием. В воспитании устойчивости большое значение имеет положение верха корпуса, когда подтянуты мышцами спины, особенно поясничного отдела, плечи хорошо раскрыты, особенно в области ключиц и опущены вниз. Положение головы - прямо, с предельно вытянутой шеей, подбородок немного приподнят, взгляд направлен чуть выше линии горизонта.
Надо отметить, что большое значение занятий классическим танцем, особенно детей дошкольных образовательных учреждений, имеет и освоение терминологии. Термин - это «Слово или словосочетание, являющееся точным обозначением определённого понятия в какой-л. спец. обл. науки, техники, иск-ва, ремесла и т.п. <...> От лат. ferminus - предел, граница [5, с. 1328]. Весь хореографический мир пользуется французской терминологией. Знание термина помогает в коммуникативной составляющей ведения занятий, когда ученик быстро и точно выполняет необходимое задание, сконцентрированное в термине. Кроме того знание терминов ведет к развитию у детей памяти и мышления.
Построение занятий классического танца начального обучения для детей дошкольных образовательных учреждений имеет ряд своих особенностей.
1. Освоение правильной постановки корпуса необходимо осуществлять, только держась за опору, так как только такой подход закладывает основы грамотного формирования апломба, равновесия, устойчивости, то есть тех принципов исполнения, которые обеспечивает правильно поставленный корпус. На всех последующих занятиях это умение отрабатывается всеми движениями, исполняемыми у станка, на середине зала и т.д.
2. Все упражнения классического экзерсиса изучаются, стоя лицом к станку по I-ой позиции ног. Последовательность направлений осваиваемых движений следующая: сначала в сторону (сначала с правой ноги, затем с левой), затем вперёд, после чего разучивается направление назад, как наиболее трудно исполняемое.
3. Структура изучаемых движений выстраивается особым образом.
Первым движением нужно осваивать сначала не demi-plié, общепринятой существующей практикой, а battemént tendu, как наибольшей исполнительской доступностью, чем, чем например demi-plie. Это вполне естественно, так как исполняется battement tendu в статичном положении, тяжесть корпуса распределяется на одной ноге. Вторая осуществляет, в заданном ритмическом рисунке, отведение вытянутой ноги на носочек (сначала в сторону, в более позднем периоде) вперёд и назад.
Следующим - battement tendu jété, так как оно органически связано с battement tendu, выполняется по тем же методическим критериям и в той же раскладке, поэтому изучать его надо приближённо к battement tendu. Меняется характер исполнения, который должен приобретать большую динамичность и остроту. Battement tendu jété, на начальном периоде освоения, выполняется с фиксацией всех точках его (движения) перемещения: отведение ноги aterr - пауза; резкий подъём ноги на воздух (35°) - пауза; опускание носком в пол - пауза; возвращение в исходную позицию - пауза. Только после того, как будет хорошо усвоена методика исполнения battement tendu jété.
Далее, более целесообразным, является battement relevé lent - подъём ноги надо осуществлять не выше 45°, постепенно увеличивая до 75° и 90°.
Освоение demi-plié возможно только после того, как будут проучены, обозначенные движения группы «вытянутых» battements. Этого, на наш взгляд, требует сложность выполнения данного движения и правила, которые необходимо при этом соблюдать: одновременный разворот всех соединительных частей ног наружу, плотность прилегания стоп к поверхности пола, а также темп выполнения, то есть медленное приседание и выход из него - задача архисложная для детей маленького возраста.
Следующими движениями должны быть battement frappé и battement retire, так как первое развивает чёткость и быстроту исполнения, а второе - слитность. Для чего требуется первоначально изучить положения ног: «обхватное sur le cou-de-pied» (для battement frappe), а затем «условное sur le cou-de-pied»
~ 69 ~
(для battement retire) как наиболее сложного для исполнения. Первым движением в этой группе battements должно быть battement frappe - «ударный». Причиной тому служит то, что battement frappe выполняется в неподвижном положении, когда тяжесть корпуса распределяется на одной ноге, а вторая осуществляет, в заданном ритмическом рисунке, ударные движения по опорной ноге. Приоритетом первичности данного движения обуславливает единая плоскость исполнения - линия I-ой позиции, тогда как battement retire выполняется в формате V-ой, в более сложной, параллельной позиции, требующей больших координационных навыков.
Тот же подход необходим и при изучении rond de jambe par terre, которое возможно выполнять только после освоения battement tendu вперёд. Это допустимо только во втором полугодии и только первоначально demi - rond de jambe par terre, то есть половина круга ногой по полу, так как полный круг требует сохранения вертикального положения корпуса, навыков координации и т.д. Поэтому, без должного освоения техники вращения ноги в тазобедренном суставе и предельно вытянутого положения ноги, особенно стопы (без опоры на фаланги пальцев), приступать к исполнению основной формы rond de jambe par terré нельзя. Важно обратить внимание на грамотное прохождение ноги при выполнении passé par terre (передвижение работающей ноги по направлению: вперёд - назад - вперёд и т.д.), которое является составной и неотъемлемой частью rond de jambe. Соответственно вначале нужно освоить passé par terré, проработать его в сочетании с battement tendu, а потом уже приступать к освоению всего движения.
Последним осваивается grand battement jété - большой бросок ноги. Движение развивает силу ног, легкость, выносливость и др., то есть всё то, что должно присутствовать в исполнительской практике. Несмотря на то, что grand battement jété относится к сложным движениям, все составляющие принципы и приёмы исполнения детьми уже освоены. Так, скольжение ноги по полу освоено при изучении battemént tendu; приём броска, хотя и не на значительную высоту, проработан при выполнении battement tendu jété; уровень подъёма ноги на высоту 90° отработан выполнением battement relevé lent. Добавление движению энергичного и четкого характера, позволит получить положительный результат.
Для расширения лексического материала, очень важно освоить такие движения, как: double battement tendu, passé par terre, dégagé, glissé, piqué и др. Эти движения носят связующий или вспомогательный характер и часто встречаются в сочинениях детских танцевальных композициях, поэтому относится к их освоению нужно также тщательно, как и к основным движенческим формам классического танца.
4. Музыкальный материал для детей дошкольного возраста на уроке классического танца должен быть простым по форме и доступным для восприятия и понимания. Это обусловлено психологическими условиями дошкольного возраста: одновременно держать под контролем учебный материал и одновременно улавливать сложность метро - ритмики для них (детей) очень сложно, почти невозможно. Кроме того и музыкальный темп так же обязан быть доступным для детей и на первых этапах варьироваться от умеренного до медленного, так как ученики ещё недостаточно владеют исполнительскими навыками.
5. Объём практического материала на каждом занятии должен увеличиваться, когда к предшествующему, добавляется новый. Однако, нужно помнить, что увеличение учебного материала, само по себе, является сложным процессом в умственном, физическом, психологическом и эмоциональном плане, поэтому его (учебного материала) оптимальность - главное условие эффективности обучения основам классического танца детей дошкольных образовательных учреждений.
Классический танец и сегодня находится в постоянном развитии: расширяется технический арсенал хореографических движений, трансформируясь и подчиняясь требованиям современной хореографии. Возросшие требования к хореографическому исполнительству, заставляют любой коллектив, в том числе и детский, обращаться к классическому танцу, как фундаменту исполнительского мастерства. Академичность движения, сценическая культура и методическая грамотность, вот те требования, которые предъявляются к современному исполнительству и детские дошкольные образовательные учреждения, в этой связи, не являются исключением. А выявленные ключевые позиции послужат основой для
практической работы в дошкольных образовательных учреждениях, особенно для начинающих педагогов, ведь «Примеры эти, естественно, не исчерпывают всех возможностей построения урока классического танца, - но они могут служить образцами для педагогов при самостоятельном составлении уроков» [3, с.
3].
Список использованной литературы:
1. Балет: энциклопедия. // Гл. ред. Ю.Н. Григорович. - М: Советская энциклопедия, 1981. - 623 с. с илл.
2. Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии. - Изд-во Удм.ун-та. - 1992. - 136 с.
3. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца. - Л.: Искусство. - 1972. - 239 с.
4. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь // ред. колл.: В. И. Бородулин, А.П. Горкин, А. А. Гусев. - М.: Большая Российская энцикл. - 2001. - 912 с.
5. Новый энциклопедический словарь. - М.: РИПОЛ классик. - 2014. - 1558 с. - (библиотека энциклопедических словарей).
© Клименко Н А., 2020
УДК 882
М.Э. Сурменелян
Преподаватель ГБПОУ КК ТСПК г, Туапсе, РФ
ЕЩЕ РАЗ ОБ АССОЦИАТИВНОМ МЫШЛЕНИИ Аннотация
Как привлечь внимание к богатствам национальной культуры, развить ассоциативное мышление, эмоциональную культуру, преодолеть косноязычие?
Именно эти актуальные проблемы побудили меня, преподавателя литературы Туапсинского социально-педагогического колледжа, использовать разработанный мной метод - создание творческой работы, основанной на личном понимании того или иного произведения или эпизода. Целью моего метода является развитие ассоциативного мышления. При стабильном использовании данного метода результатом становится психологическая раскрепощенность студента, развитая речь, эмоциональная культура.
Из этой статьи можно узнать о том, как применять этот метод, привлечь внимание учащихся СПО к русской литературе и каких результатов можно добиться.
Ключевые слова:
ассоциативное мышление, инсталляция, СПО, творческий, развитие, эмоциональная культура,
метод, проектная деятельность.
Ассоциации и эмоции.
(Заметки практика).
Жизнь прекрасна тем, что она всегда идет вперед. Мысль, конечно, не новая, однако каждый из нас ощущает этот неуловимый процесс по-своему. Именно с этим связано то непонимание между взрослыми и детьми, которое можно назвать условно конфликтом поколений. Особенно остро эта проблема чувствуется в образовании, когда мы часто вынуждены констатировать пропасть, возникающую между учителем и его учеником. Дети довольно быстро улавливают новые веяния, чего не скажешь об учителях, точнее, не обо всех учителях. С чем это связано? Думается, проблема в том, что порой учитель, удовлетворенный уровнем своего профессионализма, не замечает, как отстал от времени, он перестает