Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие педагогические Технологии в общеобразовательных учреждениях Кукковского полисистемного образовательного округа'

Здоровьесберегающие педагогические Технологии в общеобразовательных учреждениях Кукковского полисистемного образовательного округа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Т. И., Васильева Г. В., Станкевич О. В., Стафеев В. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие педагогические Технологии в общеобразовательных учреждениях Кукковского полисистемного образовательного округа»

Электронный научно-образовательный вестник "Здоровье и образование в XXI веке" №11, 2006 г. (Т. 8)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КУККОВСКОГО ПОЛИСИСТЕМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОКРУГА Медведева Т.И, Васильева Г.В., Станкевич О.В., Стафеев В.Ф.

Центр развития образования г. Петрозаводска, лицей №13, Петрозаводский государственный университет

При характеристике факторов внутришкольной среды, обусловливающих снижение уровня здоровья учащихся от первого до последнего года обучения, с одной стороны отмечают риски, связанные с несоблюдением физиолого-гигиенических требованиях к условиям обучения, с другой стороны с большим объемом нагрузки. Многолетняя работа по программе «Образование и здоровье» и по проекту «Мониторинг здоровьесберегающих педагогических технологий» в Кукковском ПОО свидетельствует об актуальности данных вопросов и в условиях нашего региона. Для исследования данных вопросов нами была разработана анкета, позволившая оценить как состояние материально-технического обеспечения учебного процесса, так и уровень использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Часть вопросов носил открытый характер и позволил респондентам высказаться в свободном режиме по вопросам, поднимаемым в анкетах. В опросе приняли участие около 100 преподавателуй школ и лицея Кукковского полисистемного образовательного округа. Из полученных данных следует, что среди различных видов здоровьесберегающих технологий наибольшее распространение получили: «Технологии на основе личностного подхода» (88,4%), «Технологии на основе коллективной мыслительной деятельности» (83,45), «Технологии личностно-ориентированного обучения» (85,0%), «Технологии систематизации учебного материала, планирования итогового повторения, новые подходы в проведении промежуточного и тематического контроля знаний»(86,7%). Следует констатировать, что технологии авторских школ как наиболее интегрированные подходы к проблеме здоровьесбережения практически остаются мало признанными или недостаточно известными. В любом случае они мало востребованы. Учитывая достаточно формальный подход, использованный нами при получении информации, при заданной системе учета использования преподавателями здоровьесберегающих технологий, большая трудность возникает при экспертизе достоверности полученного материала на предмет глубины понимания респондентами заявленных здоровьесберегающих технологий. Подобная работа предстоит в будущем с привлечением специалистов путем посещения уроков, анализа поурочных планов и организации открытых уроков, мастер-классов. В целом в арсенале 84,4% преподавателей насчитывается от 6 и более различных здоровьесберегающих технологий. У преподавателей имеется значительная потребность в освоении отдельных здоровьесберегающих педагогических технологий. Особенно таких, как "Технологии на основе компетентного надзора", "Педагогическое проектирование", "Технологии авторских школ", "Информационные технологии". Для реализации широкого использования здоровьесберегающих технологий безусловной предпосылкой является удовлетворительное метериально-техническое обеспечение учебного процесса. В большей степени материально-техническое обеспечение как благоприятный фон эффективного здоровьесбережения более или менее удовлетворителен по таким позициям, как обеспечение учебно-методической литературой, обеспечение программами и учебно-методическими комплексами. Лишь только больше половины респондентов удовлетворены санитарно-гигиеническим состоянием внутришкольной среды обитания. Обращают на себя внимание низкие показатели обеспечения наглядными пособиями и приборами, техническими средствами обучения. Оставляет желать лучшего и оборудование рабочих мест преподавателя. Немногим более половины респондентов имеют в своем арсенале 6 и более материально-технических средств из указанных в анкете. В дальнейшем предполагается работа по исследованию развития утомления и переутомления учащихся на фоне использования здоровьесберегающих технологий применительно к отдельным дисциплинам, в контексте рабочего дня, объема заданий, когнитивных способностей, соматического и психического здоровья учащихся, мотивации их к учебе. Необходимы исследования эффективности здоровьесберегающих педагогических технологий с использованием приема квантирования образовательной деятельности. Часть этих вопросов пока оценивается как показатель просто профессионального мастерства, которое не выражается пока измеряемыми объективными мерками, а виден по конечному результату без учета физиологической цены ученика и преподавателя.

Материалы VII Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке»

Стр. [502]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.