УДК 378.17.037.1 ББК 4481.354
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Н.В. Богдан
Уральский государственный университет физической культуры
HEALTH SAVING FOUNDATIONS OF HIGH SCHOOL EDUCATIONAL PROCESSES
N. Bogdan Ural State University of Physical Education
В настоящее время результаты образования не могут рассматриваться вне контекста здоровья субъектов образовательного процесса. Необходимо оценивать педагогически обусловленные свойства здоровья студентов, которые проявляются (проявляются) в период обучения в высшей школе и зависят от организации образовательного процесса. С этой целью целесообразно пользоваться интегративными признаками работоспособности, которая является показателем усталости и утомления. Для поддержания благоприятной динамики работоспособности, позитивного эмоционального фона и здоровья в образовательных процессах необходимо реализовывать принцип развивающего обучения, стимулирующего не только интеллектуальное, но и креативное развитие.
Ключевые слова: педагогические обусловленные свойства здоровья, работоспособность, утомление, здоровьесберегающие образовательные процессы, когнитивная и креативная деятельность.
The problem of viewing the results of education in the context of health of educational process individuals is presented. The author claims that it is necessary to evaluate pedagogically stipulated peculiarities of students’ health. The peculiarities appear while studying in a higher school and depend on the educational process organization. So, it is reasonable to use integrative features of capacity for work, which indicates tiredness and fatigue. To support pleasant dynamics of capacity for work, positive emotional background and health in educational processes it is necessary to implement the principle of development education. It stimulates not only intellectual, but creative development as well.
Keywords: pedagogically stipulated health peculiarities, capacity for work, fatigue, health saving educational processes, cognitive and creative activities.
Управление процессом обучения в высшей школе в настоящее время осуществляется главным образом с учетом результатов такого обучения, то есть присвоенной образованности студентами, при этом вне поля внимания остается вопрос о том, являются ли педагогические условия оптимальными с точки зрения биологических критериев, учитывается ли та «биологическая цена», которую студент платит за присвоенную образованность. Здесь мы опираемся на утверждение С.Г. Серикова, что это такие энергетические затраты, которые сопровождают процесс обучения, и которые
могут быть оценены через изменение функционального состояния студента [5]. Особое внимание должны привлекать те индивидуальные особенности студентов, которые связаны с механизмами регуляции состояний организма и влияют на развитие неоптимальных его состояний и стресса. Вопрос стоит о необходимости соотнесения педагогических и других процессов возбуждения с возможностями здоровья конкретных студентов. Следует подчеркнуть, требованиями образовательных стандартов третьего поколения определена структура фундаментального профессионального
обучения бакалавров и магистров [4], но не учитываются качественные изменения в состоянии здоровья студентов, которые происходят в период обучения в высшей школе и обусловлены педагогическими условиями образовательного процесса.
По мнению медиков, качественные изменения в состоянии здоровья студентов трудно выявлять своевременно, потому что это обусловлено скрытостью развития здоровья [3]. Опираясь на это, мы считаем, что для этого необходимо выделить те свойства здоровья, которые обусловлены организацией образовательного пространства, их значения могут проявляться много раньше качественных изменений в здоровье. Важными показателями свойств здоровья, обусловленных организацией образовательного пространства, являются самочувствие студента, его личное отношение к себе и окружению, уверенность в своих силах.
В образовании утомление может быть следствием отношений субъектов образования с образовательными системами в конкретных условиях образовательного пространства. Как утверждает в своих работах С.Г. Сериков, между мерой утомления и состоянием здоровья организма существуют определенные связи. До некоторого значения эта мера не представляет особой опасности для здоровья студентов, но избыток утомления (переутомление) является фактором, представляющим угрозу ухудшения здоровья субъектов [5]. С явлениями переутомления приходится встречаться на первых курсах обучения в высшей школе. Сегодня, по мнению В.И. Звонникова и О.М. Писаревой, в период перехода от индустриального к информационному обществу четко прослеживается тенденция развития современного образования - внедрение в процесс обучения телекоммуникационных технологий, что приводит к существенным изменениям в сфере образования, в частности, меняется характер развития, приобретения и распространения знаний; открываются возможности для обновления содержания обучения, методов и технологий обучения [1]. Учитывая это, мы считаем, что сложность проблемы в трудности определения начальной стадии утомления в этот период обучения, так как студент, работая самостоятельно с большим информационным потоком, не может сам понять своего состояния и тем более выразить его. Это обусловлено тем, что при увеличении доли самостоятельной работы значительный объем информации студент получает через посред-
ника - машину, исключая контакт с другим субъектом, в этом случае не требуется психологических, эмоциональных энергозатрат. Такой характер информационного взаимодействия, по мнению Т.Э. Кругловой, требует некоторого ограничительного, охранительного принципа по отношению к сохранению здоровья [2]. Необходимо отметить, что соотношение состояния здоровья и уровня образованности во многом определяется работоспособностью, активностью, инициативностью, изменением в отношениях к себе и окружению. Применительно к студентам целесообразно пользоваться интегративными признаками работоспособности, так как именно она является показателем усталости и утомления, которое выражается в сопротивляемости и адаптации организма нагрузкам.
Работоспособность - это способность реагировать на нагрузку, свойство человека на протяжении длительного времени и с определенной эффективностью выполнять максимальное количество работы (физической или умственной). Сама по себе работоспособность проявляется в характере преодоления нагрузки (разрешении внешних возмущений в образовательном пространстве). Между мерой работоспособности и состоянием здоровья и образованностью, по нашему мнению, имеются определенные связи. Хорошая работоспособность представляет собой оптимистичное состояние здоровья студентов в образовании и способствует повышению уровня образованности. Снижение же работоспособности является фактором, составляющим угрозу ухудшения здоровья студентов, и как правило, сопровождается проблемами в усвоении программного материала по учебным дисциплинам.
В исследованиях С.Г. Серикова указывается на то, что применительно к условиям образовательного пространства, это означает необходимость нормирования величины нагрузки, в результате которой может наступить утомление; ее содержание, объем и организацию образовательного процесса [6]. При этом ведущим должен быть принцип развивающего обучения, когда возрастает результативность когнитивного аспекта деятельности студентов. Опираясь на это, мы пришли к выводу, что задача образовательного процесса состоит в такой организации образовательной среды, которая позволяет соблюдать соответствие нагрузки возрастным возможностям (речь идет о 17-летних студентах), сохраняет их ра-
ботоспособность, обеспечивает правильное, гармоничное, всестороннее развитие и тем самым охрану психического здоровья.
Внутренние энергетические потенциалы у различных студентов разные, поэтому работоспособность в зависимости от увеличения нагрузок выражается по-разному. Нагрузка на студентов на каждом этапе обучения должна соответствовать функциональным возможностям его развивающегося организма.
Как подчеркивают гигиенисты и физиологи, работоспособность человека на определенном этапе его жизнедеятельности имеет смысл различать относительно некой ее меры. Выделяют четыре типа изменения работоспособности: а) усиливающийся, б) ровный, в) ослабевающий, г) неровный. Они различаются качествами своих проявлений, кратко охарактеризуем их [3].
Первый тип состоит в том, что повышенная работоспособность характеризуется повышенной активностью умственной деятельности, его можно назвать периодом высокой работоспособности. В этом случае возрастает уровень внутренних потенциалов, и вполне возможно, что могут наблюдаться улучшение здоровья студентов.
Второй тип - относительно устойчивая работоспособность, которую можно назвать нормой, характеризуется оптимальным уровнем функционирования основных систем организма, она свидетельствует о нормальном режиме отношений обучающегося с собой и с образовательными системами.
Третий тип состоит в снижении работоспособности и развитии утомления. Оно является фактором, обусловливающим отклонения в здоровье обучающихся. Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой работоспособности. В этом случае выполнение интенсивных нагрузок недопустимо, так как при этом происходит истощение энергетических потенциалов организма, что может сказываться на состоянии здоровья и уровне образованности.
Четвертый тип заключается во вторичном повышении работоспособности. В ее основе лежит восстанавливаемость, которая обусловлена адаптацией организма к нагрузкам. Но такой неровный характер работоспособности чреват угрозой переутомления студентов, так как восстанавливаемость уже не успевает за проявлениями сопротивляемости организма нагрузкам.
Надо отметить то, что показатели работоспособности могут быть не только качественными, но и количественными, как, например, объем выполненной учебной и самостоятельной работы, количество ошибок, неправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих когнитивных операций.
Рассматривая работоспособность как нагрузку, которую студенты в состоянии преодолевать, необходимо выделить факторы, которые определяют эту работоспособность. По характеру влияния, по нашему мнению, их можно разделить на три основные группы:
- факторы физиологического характера (возраст, пол, состояние здоровья, питание, общая нагрузка);
- факторы физического характера (гигиенические требования к организации образовательного процесса);
- факторы психического характера (эмоциональное самочувствие).
В естественных условиях жизни и деятельности организм человека подвергается, конечно, одновременному воздействию факторов всех этих трех групп. Поэтому, оценивая работоспособность студентов, необходимо учитывать все перечисленные факторы. Но анализ динамики работоспособности в зависимости от разнообразных факторов показал, что самый значительный из них - возраст, чем младше курс, на котором обучается студент, тем уровень ее показателей ниже, а период оптимальной работоспособности короче. Можно говорить о том, что работоспособность показывает состояние здоровья обучающихся.
Мы выявили, что для неблагоприятной динамики работоспособности характерна сильная утомляемость, вызванная нагрузками, незначительная адаптируемость и привыкание организма к бездействию, низкий исходный уровень работоспособности. Работоспособность протекает по ослабевающему или неровному типу, что сказывается на здоровье. По нашему мнению, студенты с такой динамикой требуют особенной заботы и пристального внимания педагогов, так как это может привести к ослаблению их возможностей к реализации своих сущностных свойств в образовании.
Удовлетворительная динамика означает устойчивый тип работоспособности, стабильность условий образовательного пространства, а благоприятная динамика - усиливающийся тип работоспособности, при котором студент может преодолевать большие нагрузки, чем те, которые он испытывает.
Таким образом, нами выявлено, что работоспособность является важной характеристикой утомления, снижение работоспособности является выраженным его признаком. Именно утомление выбрано С.Г. Сериковым в качестве основания вычленения педагогически обусловливаемых свойств здоровья участников образования [5]. Поэтому вместе с такими свойствами, как сопротивляемость и адаптируемость к нагрузкам, восстанавливаемость, мобилизуе-мость, развиваемость, необходимо оценивать и работоспособность, как показатель, характеризующий здоровье и влияющий на образованность студентов в образовании. Оценки, полученные по указанным выше показателям, могут служить ориентиром составления сведений о состоянии здоровья и его влиянии на уровень образованности студентов.
Важность мониторинга функционального состояния студентов (работоспособности) для оптимизации процесса обучения вытекает из роли и места мозговых механизмов, регулирующих состояние организма. Обычно под функциональным состоянием понимают тот уровень активизации мозговых структур, на котором и протекает конкретная психическая деятельность человека, в частности обучение.
Теоретической базой нормирования нагрузок является представление о саморегуляции функций организма. Применительно к образовательному процессу необходимо нормировать величину нагрузки, ее содержание, объем и организацию учебной деятельности. Ведущим принципом при этом должен выступать принцип развивающего обучения, стимулирующего интеллектуальное и креативное развитие. То есть задача нормирования нагрузок состоит в такой организации обучения, которая позволяет соблюдать соответствие нагрузки возрастным возможностям студентов-первокурсников, сохраняет их работоспособность, обеспечивает всестороннее, гармоничное развитие и тем самым развитие образованности и охрану здоровья.
Очень важно оценить возможное влияние на здоровье, на психику студентов первого курса фактора «новаций», которые неизбежны в образовании. При этом важно спрогнозировать адекватность развившегося состояния здоровья у студентов к новой нагрузке. Другими словами, речь идет о том, чтобы установить ту максимальную нагрузку на организм, при которой он будет позитивно адаптироваться к ней. При этом необходимо учитывать и психическую нагрузку, которая будет про-
являться скорее не утомлением, а эмоциональными проявлениями и внутриорганизмен-ным самочувствием (физическим и соматическим). По мнению Т.Э. Кругловой, особое внимание должны привлекать те индивидуальные особенности, которые связаны с механизмами регуляции состояний и влияют на развитие неоптимальных состояний организма и стресса: непродуктивная высокая активация, связанная с тревожностью и агрессией как формами оборонительного рефлекса, сниженный уровень активности из-за утомления [2]. Пассивная форма оборонительного рефлекса характеризуется потерей интереса, а активная выражается в различных формах агрессивного поведения. В случае появления негативных реакций вся ситуация обучения может стать сигналом для развития негативных эмоций. Учитывая это, мы считаем, что подавление негативного отношения к процессу обучения в высшей школе может быть достигнуто лишь путем стимуляции креативной деятельности, которая связана с позитивным эмоциональным фоном, а адаптируемость к нагрузкам будет способствовать реализации студентами своих потенциалов в когнитивном и креативном аспектах деятельности.
Когнитивный аспект включает в себя приобретение знаний, применение знаний, преобразование знаний, а также их сохранение. Систему приобретения знаний можно охарактеризовать как обучаемость, а креативность (общая творческая способность) как процесс преобразования знаний. Когнитивный аспект включает в себя оперирование знаниями. В этом процессе можно выделить приобретение знаний, применение знаний, преобразование знаний, а также сохранение знаний. Способность к применению знания можно отождествлять с интеллектом как способностью решать задачи на основе уже имеющихся знаний.
Обучаемость характеризует систему приобретения знаний, а креативность - процесс преобразования знаний. По нашему мнению, креативность проявляется в оригинальной постановке проблемы. Поэтому необходимо осуществлять системное непрямое воздействие, а такому требованию отвечает воздействие через определенный комплекс условий микросреды. Но если процесс приобретения знаний возможен и в стабильно функционирующей образовательной системе, то проявление креативности возможно лишь в специально организованной среде. Креативность является
свойством, которое проявляется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, должна обладать высокой степенью неопределенности и многовариантностью. Это способность привносить нечто новое в опыт, осознавать пробелы и противоречия, отказываться от стереотипных способов мышления. Это скорость порождения новых идей в единицу времени, способность производить «редкие» идеи, умение в простом видеть сложное и наоборот.
Естественно, что ведущая роль в организации среды, в которой бы актуализировались когнитивные и креативные аспекты деятельности студентов принадлежит преподавателю. Он должен это делать компетентно, с учетом развившихся ресурсов здоровья студентов-первокурсников. Все это предполагает наличие культуры осуществления здоровьесберегающих образовательных процессов.
Таким образом, в настоящее время результаты образования не могут рассматриваться вне контекста здоровья субъектов образовательного процесса. Нет смысла в образовании, если система наносит вред здоровью человека. Сегодня основными факторами риска считаются усложнение образовательных стандартов высшего профессионального образования, отсутствие повсеместного мониторинга здоровья студентов, несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации образовательного процесса, социально-экономические условия жизни.
Поэтому на образование как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится кроме образовательных задач задача сохранения здоровья студенческой молодежи.
Литература
1. Звонников, В.И. Интеллектуальный менеджмент: новый подход к подготовке
управленческих кадров для экономики знаний / В. И. Звонников, О.М. Писарева // Высшее образование сегодня. - 2011. -№ 1. - С. 88-93.
2. Круглова, Т.Э. Менеджмент здоровья как функция успешного бизнеса / Т.Э. Круглова // Менеджмент XXI века: образование и бизнес: сб. науч. ст. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. - С. 76-79.
3. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. — М.: ГЭОТАР - МЕД, 2002. - 520 с.
4. Сенашенко, В. С. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / B.C. Сенашенко // Вестник высшей школы «Aima mater». - 2008. -№ 9. - С. 11-19.
5. Сериков, С.Г. Здоровьесберегающее образование: паритет здоровья и образованности учащихся: моногр. / С.Г. Сериков. - Челябинск: ЧГНОЦ УрОРАО, 2002. - 226 с.
6. Сериков, С.Г. Управление достижением качества образования: учеб. пособие / С.Г. Сериков, Г.Н. Сериков. - Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2009. - 256 с.
Поступила в редакцию 29 октября 2010 г.